МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
УДК: 338; 339.9 ЭО1: 10.24412/2071-6435-2023-3-7-20
ЭКОНОМИКА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ «НОВОЙ НОРМАЛЬНОСТИ»
В статье авторы предприняли попытку проанализировать современное состояние экономики центральноазиатских стран и оценить перспективы их развития в стремительно меняющихся геополитических реалиях. В исследовании использовались методы компаративного анализа объемов и темпов роста и отраслевой структуры экономики, а также объемов и географии внешней торговли и инвестиций. Анализ внешнеэкономических связей государств региона должен выявить влияние санкционного давления на Россию со стороны Запада, на экономическое сотрудничество со странами Центральной Азии и их развитие.
Ключевые слова: Центральная Азия (ЦА), экономика, модернизация, экономическая модель, санкции, транспортные проекты.
В начале 1990-х годов можно было наблюдать трансформацию не только политической карты мира, но и всей глобальной экономики. Пятнадцать независимых республик, образовавшихся после распада СССР, испытывали определенные трудности в проведении реформ и строительстве новой модели экономического развития. Процессы либерализации коснулись всех сфер — от сельского хозяйства до внешнеэкономической деятельности. Новые центральноазиатские республики особенно остро переживали трансформации, которые представили для них серьезный вызов, зачастую приводивший к военным конфликтам и даже к гражданским войнам. Спустя 30 лет мы можем проанализировать
Статья подготовлена в рамках гранта МГИМО МИД России на выполнение научных работ молодыми исследователями под руководством докторов или кандидатов наук.
Н. Р. Масумова
Б. К. Исаева
результаты тех самых реформ и выявить самые острые проблемы, с которыми столкнулись страны, и оценить траекторию развития в будущем.
Центральная Азия стала играть ключевую роль в решении проблем, связанных с созданием современной региональной транспортной системы сообщения, новых энергетических проектов, расширением географии внешней торговли, добычей и перераспределением природных ресурсов, международной миграцией рабочей силы.
Анализируя экономику государств ЦА, необходимо учитывать их масштаб (долю) в совокупном региональном продукте (рисунок 1).
Страны Центральной Азии и их роль в регионе
Можно с уверенностью сказать, что географическое положение и богатая древняя история региона способствовали формированию в странах Центральной Азии единой цивилизации, а их экономические модели, с одной стороны, схожи, но в то же время отличаются друг от друга и имеют свои особенности. Казахстан и Туркменистан специализируются в основном на экспорте энергоресурсов, причем их запасы по мировым масштабам достаточно велики. На Казахстан приходится 1,2% достоверных мировых запасов газа и 1,7% нефти, на Туркменистан — 7,2% газа [12], данные по нефти, к сожалению, отсутствуют. Узбекистан, несмотря на наличие месторождений нефти и газа, удовлетворяет лишь собственные потребности в энергетическом сырье. К тому же в экономиках Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана до сих пор велика роль сельского хозяйства — в отраслевой структуре ВВП ее доля составляет 15-25%, соответственно, значительна и доля занятых в данной отрасли.
Переход от плановой экономики к рыночной проходил в странах ЦА по-разному. Казахстан и Кыргызстан выбрали путь шоковых реформ, включающих в себя быструю приватизацию государственной собственности, привлечение иностранных инвестиций и помощи, при этом следуя рекомендациям МВФ.
Казахстан еще с советских времен превосходил по уровню развития остальные государства Центральной Азии, имел более развитую промышленность и сельское хозяйство. После декабря 1991 года страна одной из первых стала строить свою государственность, ей удалось быстро восстановить экономику в условиях высоких мировых цен на энергоресурсы. Залог успеха заключался в активном привлечении иностранного капитала и допуска к управлению многими сырьевыми
компаниями иностранных инвесторов, и, что немаловажно, руководство страны раньше всех осознало необходимость модернизации экономической инфраструктуры и финансовых институтов (создание собственной современной платежной системы — 2000 год).
В Кыргызстане же наоборот из-за отсутствия сверхдоходов от экспорта энергоресурсов, закрытия предприятий, высокой безработицы и политической нестабильности (революции и смены правительства) и этнических конфликтов реформы проходили крайне болезненно.
Эволюционный путь смены экономической модели выбрал Узбекистан, то есть трансформации проводились постепенно, что отразилось как на политической, так и на экономической стабильности страны. Сейчас она переживает очередной этап либерализации, что предположительно должно положительно сказаться на развитии Узбекистана.
Серьезнее всего пострадала экономика Таджикистана на фоне длительной гражданской войны, которая вошла в завершающую стадию лишь в 1997 году. Инфляция, бедность, отток населения, запоздалые реформы, до сих пор не позволяют стране решить накопившиеся проблемы.
Современная политическая система Туркменистана имеет тоталитарный и клановый характер, что не могло не отразиться на формирование экономической модели страны. Однако это никак не мешает развитию энергетического сектора за счет привлечения иностранных инвестиций и технологий, а также активному участию Туркменистана в международных проектах по транспортировке добытых энергетических ресурсов на мировые рынки.
Анализируя структуру экономики стран ЦА, рассмотрим ее в отраслевом разрезе (таблица 1).
Таблица 1
Отраслевая структура экономики стран Центральной Азии на 2021 год (основные отрасли)
Сельское хозяйство(%) Промышленность (%) Услуги (%) Всего (%)
ВВП Занятые ВВП Занятые ВВП Занятые ВВП Занятые
Казахстан 5 15 35 21 54 64 94 100
Кыргызстан 15 19 27 25 48 55 90 99
Таджикистан 24 45 34 16 35 39 93 100
Туркменистан 11 21 42 40 47 39 100 100
Узбекистан 25 26 32 23 36 51 93 100
Источник: [15]
Примечание: для сопоставительного анализа использованы унифицированные данные Всемирного банка, и самые свежие показатели имеются только на 2021 год. В национальной статистике стран ЦА имеются определенные
расхождения
Интересно, что распад СССР привел к резкому падению ВВП стран ЦА. Раньше всех восстановить экономику до уровня 1990 года удалось Узбекистану — в 2001 году, Казахстану — в 2004 году, Туркменистану — в 2005 году, а вот Кыргызстан смог добиться аналогичного результата только в 2009 году, но самые серьезные последствия катастрофы начала 1990-х годов были у Таджикистана, который столкнулся с затяжной гражданской войной, поэтому лишь в 2013 году ему удалось достичь показателя 1990 года [15]. При этом по показателям ВВП на душу населения (в ценах 2015 года) Кыргызстан и Таджикистан не смогли достичь показателей советского периода. Отсюда можно сделать вывод, что именно аграрно-сырьевой характер национальных хозяйств не позволяет модернизировать экономику и повышать эффективность и производительность сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, также не дает динамично развиваться региону Центральной Азии в целом.
В целом темпы роста ВВП в центрально-азиатских странах на протяжении последних двух десятилетий были выше общемировых, что способствовало быстрому выходу из кризиса. Не стоит забывать и то, что экономики пяти республик тесно связаны не только со своими соседями — Россией и Китаем, но и с мировым хзяйством в целом, поэтому любое замедление темпов роста или даже падение, моментально сказывается и на их экономиках. Так, резкое снижение цен на энергоносители в 2014 году, санкции в отношении России и спад ее экономики, замедление темпов роста Китая, начало пандемии коронавируса в 2020 году и связанные с этим общемировые негативные тенденции стали причинами невысоких показателей по приросту ВВП у стран региона (таблица 2).
Большая доля добывающей промышленности в отраслевой структуре говорит о трудностях технологического развития государств Центральной Азии, даже в странах — экспортерах энергетических ресурсов, и серьезной зависимости от данной отрасли и, как следствие, от мировых цен
на энергетическое сырье. Доля природной ренты в ВВП весьма велика и составляет от 5,7% в Таджикистане, до 17,5% в Туркменистане (для сравнения в России этот показатель составил — 10,2% ВВП) [15].
Таблица 2
ВВП стран Центральной Азии в ценах 2015 года (млрд
долларов)
Страна ВВП в 1990 году (в ценах 2015 гда) ВВП, впервые превышающий уровень 1990 года (в ценах 2015 года)
Показатель Год достижения
Казахстан 95,3 98,8 2004
Кыргызстан 5,3 5,3 2009
Таджикистан 7,1 7,3 2013
Туркменистан 13,1 13,3 2005
Узбекистан 32,1 32,8 2001
Источник: [15].
Характеристика динамики ВВП стран ЦА приведена в таблице 3.
Таблица 3
Характеристика экономических моделей стран Центральной Азии (млрд долларов США)
1990 1995 2000 2005 2010 2015 2020 2021
Объемы ВВП
Казахстан 95,3 58,5 66,2 108,4 146,6 184,4 205,8 214,7
Кыргызстан 5,3 2,7 3,5 4,2 5,3 6,7 7,3 7,5
Таджикистан 7,1 2,7 2,7 4,3 5,9 8,3 11,4 12,5
Туркменистан 13,1 8,3 10,3 13,3 21,7 35,8 0,0 0,0
Узбекистан 32,1 26,0 31,5 40,8 60,9 86,2 108,2 116,2
Объемы ВВП (в ценах 2015 года)
Казахстан 26,9 20,4 18,3 57,1 148,0 184,4 171,1 197,1
Кыргызстан 2,7 1,7 1,4 2,5 4,8 6,7 7,8 8,5
Таджикистан 2,6 1,2 0,9 2,3 5,6 8,3 8,1 8,7
Туркменистан 3,2 2,5 2,9 8,1 22,6 35,8 0,0 0,0
Узбекистан 13,4 13,4 13,8 14,3 49,8 86,2 59,9 69,2
Иностранные инвестиции
Драйвером развития экономики этих стран могли бы стать иностранные инвестиции, но в основном они направляются в энергетический сектор и в другие отрасли добывающей промышленности.
Проанализировав доклад ЮНКТАД [14] по иностранным инвестициям, можно сказать, что именно энергетический сектор является самой привлекательной отраслью для их приложения. Так, большая часть накопленных инвестиций, а именно 152 млр д долларов, направляется в Казахстан. Наименее привлекательными для при ложения иностранных инвестиций являются Кыргызстан и Таджикистан. Примечательно, что среднегодовые показатели доли прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в МП стран региона весьма неплохие. Так, например, за пятилетку с 2006-2010 годов данный показатель вТуркменистане составил 11,8%, в Казахстане — 10,2%, в Таджикистане — 7,2%, в Кыргызстане — 6,6%. Ретроспективный анализ подтверждаеттот факт, ч то относительные показатели по прямым иностранныминвестициям с 1995 года были самыми высокими именно в К азахст ане и Турк мени с тан е (лн блицы 4, 5 , 6).
Не стоит забывать,что СВО н а Украин е в не сл а своа коррективы в структуры инве стиций д аже вс т ренах Цен тр ал ь ной Ази и. Огромные инвестиции были перенаправлен ы не тола ко из Рос си ив страны ЦА, но и из других стран взамен тех инвестиционных проектов, которые должны былибытьр еализованы в России.
Таджикистан 2%
3%
Рисунок 1. Доля ВВП стран Центральной Азии в 2021 году (%)
Источник: [15]. Примечание:ДанныеВВП Туркменистана взятыза 2019 год (более свежих данных нет).
Таблица 4
Иностранные инвестиции в странах Центральной Азии (млн долларов США)
ПИИ ПЗИ
2016 2017 2018 2019 2020 2021 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Казахстан 8514 4714 3898 3284 3675 3172 -5235 913 -1095 -2620 -2156 1468
Кыргызстан 616 -107 144 404 -402 248 - -29 5 5 2 4
Таджикистан 345 307 360 364 107 84 35 159 82 23 70 48
Туркменистан 2243 2086 1997 2129 1169 1453 0 0 0 0 0 0
Узбекистан 1663 1797 625 2316 1726 2044 6 9 2 3 2 3
Всего по ЦА 13381 8797 7024 8497 6275 7001 -5194 1052 -1006 -2589 -2082 1522
Источник: [14]
Примечание: Использованы данные ЮНКТАД, а именно последний отчет 2022 года, где приведены данные за 2021 г.
Таблица 5
Среднегодовые показатели доли ПИИ в ВВП страны (%)
Таблица I
Накопленные инвестиции (млн долларов)
Страны 1995-2000 2001-2005 2006-2010 гонгов 2016-2020 2021
Казахстан 7,6 9,8 10,2 5,0 3,5 2,3
Кыргызстан 4,6 2,5 6,6 9,0 1,8 2,9
Таджикистан 2,0 4,3 7,2 3,6 2,3 1,0
Туркменистан 6,1 5,0 11,8 9,0 4,3 -
Узбекистан 0,7 1,0 2,2 1,4 2,6 3,0
ПИИ ПЗИ
2000 2010 2021 2000 2010 2021
Казахстан 10 078 82 648 151 953 16 16 212 15 666
Кыргызстан 432 1698 4233 33 2 610
Таджикистан 136 1226 3198 0 0 271
Туркменистан 949 13442 40775 0 0 0
Узбекистан 698 2564 11278 0 152 198
Всего по ЦА 12 293 101 578 211 437 49 16 366 16 745
Источник: [14; 15].
Источник: [14]
Однако и тут есть свои особенности: во-первых, волатильность цен на рынках нефти приводит к оттоку иностранных инвестиций, во-вторых, необходимо создавать условия и повышать привлекательность других отраслей национального хозяйства, ведь только при диверсификации экономики можно создать условия для стабильного развития.
Проблемы
Основные проблемы региона — преодоление бедности и экономической отсталости, создание привлекательной для иностранных инвесторов экономической модели. Еще со времен Советского Союза республики экономически не были связаны друг с другом, а после его распада ситуация усугубилась, добавились территориальные споры и другие политические разногласия: внутрирегиональная торговля варьируется от 2% в Казахстане и Туркменистане до 10-15% в Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане [2; 4; 7]. На сегодняшний день нет четкой концепции развития внутрирегионального сотрудничества, экономические проекты нацелены в основном на сотрудничество с Россией либо с Китаем, который все большую роль играет в экономиках стран Центральной Азии, особенно это ощущается в наиболее бедных странах, таких как Таджикистан, Кыргызстан. К тому же Китай активно развивает проект «Один пояс, один путь» и странам Центральной Азии отведена в нем особая роль. Необходимо использовать имеющийся потенциал в регионе и превратить его в драйвер развития жизненно важных отраслей. Только создавая рабочие места можно обеспечить благоприятные условия для преодоления вызовов и угроз в регионе.
Еще одной комплексной региональной проблемой является отсутствие единой транспортной сети, разветвленных автомобильных дорог, железнодорожного сообщения и крупного транспортного узла. Однако в условиях санкционного давления на Россию со стороны Запада получают популярность альтернативные транспортные маршруты в обход ее территории. Так, уже сегодня запущен новый маршрут поставки казахстанской нефти из месторождения Тенгиз через Каспийское море в Европу по нефтепроводу Баку — Тбилиси — Джейхан. Перспективность таких проектов дискуссионна, очень сложно в нынешних условиях давать однозначную им оценку будет ли нынешняя ситуация использована в качестве драйвера развития инфраструктуры в регионе, спрогнозировать не представляется возможным.
Строительство новых газопроводов способствовало превращению Китая в одного из крупнейших покупателей как туркменского, так и казахстанского газа [13]. На сегодняшний день разрабатывается строительство новых ниток газопровода с целью будущего увеличения поставок.
Одной из самых острых региональных проблем является политическая нестабильность, этнические и территориальные конфликты. Периодически в республиках то сменяется власть в ходе революций (вспомним последнюю в Кыргызстане в 2020 году), то территориальные конфликты переходят в горячую стадию (ситуация на границе Таджикистана и Кыргыстана в 2022 году), то этнические конфликты (протесты в Узбекистане в провинции Каракалпакстан), то попытки военного переворота в Казахстане (2022 год).
Россия и страны Центральной Азии
Несмотря на годы независимости после распада СССР, Центральная Азия и Россия играют огромную роль во внешней политике друг друга. В основу тесного взаимодействия легли различные направления. Так, мы наблюдаем и углубление экономической интеграции (реализуемый достаточно успешный проект ЕАЭС), и участие в региональных организациях (ШОС), и совместное обеспечение безопасности границ (ОДКБ), и инфраструктурное развитие (строительство трубопроводов, дорог, электростанций), и участие в глобальных проектах и инициативах («Один пояс, один путь» ТКЛСБКЛ, коридоры Север — Юг и Запад — Восток), и сотрудничество «вопреки» в условиях внешнего давления. Россия является основным внешнеэкономическим партнером стран региона, на нее приходится до 20% внешнеторгового оборота стран ЦА. В условиях ужесточения западных санкций и поиска путей их обхода эти показатели в абсолютных цифрах лишь возросли из-за необходимости постоянного поиска альтернативных маршрутов поставки продукции в Россию.
Страны Центральной Азии являются главным донором рабочей силы для России. Однако точное количество мигрантов посчитать крайне сложно из-за отсутствия визового режима и особенностей статистического учета. Несмотря на защитные ограничения, вводившихся из-за пандемии коронавируса, по данным Росстата [9] в 2021 году в Россию въехало 328 тысяч человек из ЦА, выехало 97 тысяч человек, причем резко увеличилось число прибывающих из Таджикистана. Также наблюдается резкий отток граждан центральноазиатских стран, за исключе-
нием граждан Таджикистана — статистика въехавших и выехавших за январь-ноябрь (11 месяцев) показывала положительное сальдо — более 75 тысяч человек [9]. Интересно, что данные за январь-февраль 2023 года показывают обратную ситуацию — по всем странам ЦА сальдо миграции в Российской Федерации — положительное, опять среди лидеров по количеству въехавших — Таджикистан [9]. Данная положительная динамика свидетельствует о росте уверенности в стабильном заработке, что, в свою очередь, связано со стабилизацией ситуации в экономике России.
Переводы мигрантов играют существенную роль в экономиках Таджикистана (более 33% в 2021 году, максимальный показатель был достигнут в 2008 году — 45% ВВП), Кыргызстана (33% в 2021 году) и в меньшей степени Узбекистана (13%) [15]. Столь высокая зависимость от переводов свидетельствует о системных проблемах, высокой безработице и слабой диверсификации экономики.
Одним из важных направлений совместной деятельности с Россией является углубление сотрудничества в рамках ЕАЭС, ШОС, менее успешно — СНГ. Евразийский экономический союз является наиболее эффективным инструментом в процессе строительства «мостов» между странами. Объединяющей силой выступает идея создания в будущем единого общего рынка товаров, услуг, рабочей силы и капитала, в процессе реализации которого, с учетом всех имеющихся различий, возникают трудности, например, до сих пор не создан единый рынок нефтепродуктов, газа и элекроэнергии. «Казахстан и Кыргызстан входят в ЕАЭС и активно сближаются с Российской Федерацией, реализуют единую политику Союза, а вот Узбекистан больше нацелен на двустороннее сотрудничество и точечное заключение договоров, не желая сковывать себя дополнительными обязательствами. Туркменистан в основном работает с Российской Федерацией в одном направлении — по тонковолоконному хлопку, что вызвано долгим периодом закрытости экономики этой страны» [1].
Вообще сотрудничество России и стран Центральной Азии осуществляется по разным направлениям и в различных отраслях — это и помощь развитию, и инвестиции в нефтегазовый сектор (производство, переработка и транспортировка), выработка электроэнергии (строительство электростанций), вложения в горнодобывающую и металлургическую промышленность, машиностроение. Реализованных успешных проектов
достаточно много. В первую очередь, нужно отметить налаженное уже много лет производство грузовиков КамАЗ в Казахстане и Узбекистане. Если говорить о высокотехнологичном производстве, то Россия для Казахстана разработала и успешно запустила на орбиту несколько телевизионных спутников [8].
Выводы
В заключение отметим, что Центральная Азия занимает очень важное и удобное географическое положение, развитие средств связи и транспорта превратило регион в связующее звено и ни о какой изоляции в XXI веке речи и не может идти. Однако экономическая отсталость и отсутствие диверсификации производства в сторону высокотехнологических производств свидетельствуют о том, что странам Центральной Азии требуется модернизация экономики, строительство эффективных финансовых институтов, которые позволили бы качественно изменить современную экономическую модель. Не стоит забывать и про имеющийся огромный потенциал человеческого капитала: инвестиции в социальный сектор — объективная необходимость современности. Все больше и больше стран направляют свой взор в сторону ЦА, необходимо межрегиональное сотрудничество для диверсификации хозяйства и преодоления экономической отсталости. Поэтому роль транзитного региона не может быть единственным драйвером развития, необходимо искать дополнительные условия для него. Привлечение иностранных инвестиций и технологий можно использовать для трансформации экономики и выхода на новый уровень развития. Россия, используя имеющиеся тесные исторические и культурные связи, должна играть ключевую роль в этих процессах, так как Китай и страны Европейского Союза заняли достаточно прочные позиции в экономиках центральноазиатских стран из-за наличия у них капитала и передовых технологий.
Литература
1. Борисенко Н. А. Экономика стран Центральной Азии в условиях вовлеченности в мировое экономическое пространство / Н. А. Борисенко // Глобальная экономика и образование. 2021. Т. 1 № 4. С. 21-33.
2. Государственный комитет Туркменистана по статистике URL: www.stat.gov.tm (дата обращения: 20 июня 2023 года).
3. Гусев Л. Ю. Сотрудничество России и государств Центральной Азии / Л. Ю. Гусев, А. А. Казанцев // Россия и Центральная Азия: новые перспективы. Материалы международной научной конференции, посвящённой 25-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и государствами Центральной Азии, 2018. М., 2018. С. 133-163.
4. Комитет по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан URL: www.stat.gov.kz (дата обращения: 20 июня 2023 года).
5. Кузьмина Е. М. Внешние экономические интересы как фактор экономического развития Центральной Азии: Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2013. 58 с.
6. Национальный банк Таджикистана URL: www.nbt.tj (дата обращения: 20 июня 2023 года).
7. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики URL: www.stat.kg (дата обращения: 20 июня 2023 года).
8. Роскосмос. URL: https://www.roscosmos.ru (дата обращения: 20 июня 2023 года).
9. Российский статистический ежегодник 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf; Росстат. Социально-экономическое положение России. Декабрь. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ osn-12-2022.pdf; Росстат. Социально-экономическое положение России. Январь-март 2023. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/osn-03-2023.pdf (дата обращения: 20 июня 2023 года)
10. Россия и Центральная Азия: новые перспективы: материалы международной научной конференции, посвященной 25-летию установления дипломатических отношений между Росийской Федерацией и государствами Центральной Азии (Москва, 14 июня 2017 года) / Отв. ред. А. Л. Чечевишников; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации, Ин-т междунар. исследований. М.: МГИМО-Университет, 2018.
11. Специальный доклад. Центральная Азия: 30 лет независимости // Эксперт. 2021. 13 декабря.
12. Statistical Review of World Energy June 2022. URL: https://www. bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy/oil-gas-and-coal-trade.html (дата обращения: 20 июня 2023 года).
13. The International Energy Agency. URL: https://www.iea.org (дата обращения: 20 июня 2023 года).
14. The World Investment Report 2022. URL: https://unctad.org/publi-cation/world-investment-report-2022 (дата обращения: 20 июня 2023 года).
15. The Worldbank Data. URL: www.worldbank.org (дата обращения: 20 июня 2023 года).
References
1. Borisenko N. A. The economy of Central Asian countries in terms of involvement in the world economic space. Global'naya ekonomika i obrazovanie [Global economy and education], 2021, vol. 1, no. 4, pp. 21-33 (in Russian)
2. State Committee of Turkmenistan on Statistics. Available at: www. stat.gov.tm (accessed: 20 June, 2023) (in Russian).
3. Gusev L. Yu. Sotrudnichestvo Rossii i gosudarstv Central'noy Azii [Cooperation between Russia and Central Asian states] in the coll.: Rossiya i Central'naya Aziya: novye perspektivy. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii, posvyashchennoy 25-letiyu ustanovleniya diplomaticheskih otnosheniy mezhdu Rossiyskoy Federaciey i gosudarstvami Central'noy Azii [Russia and Central Asia: new perspectives. Materials of the international scientific conference dedicated to the 25th anniversary of the establishment of diplomatic relations between the Russian Federation and the States of Central Asia, 2018], Moscow, 2018, pp. 133-163 (in Russian).
4. Committee on Statistics of the Ministry of National Economy of the Republic of Kazakhstan. Available at: www.stat.gov.kz (accessed: 20 June, 2023) (in Russian).
5. Kuzmina E. M. Vneshnie ekonomicheskie interesy kak faktor ekonomicheskogo razvitiya Central'noy Azii [External economic interests as a factor of economic development of Central Asia]: scientific report. Moscow: Institute of Economics of the Russian
Academy of Sciences, 2013, 58 p. (in Russian).
6. National Bank of Tajikistan. Available at: www.nbt.tj (accessed: 20 June, 2023).
7. National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. Available at: www.stat.kg (accessed: 20 June, 2023).
8. Roscosmos. Available at: https://www.roscosmos.ru (accessed: 20 June, 2023) (in Russian).
9. Russian Statistical Yearbook 2022. Available at: https://rosstat. gov.ru/storage/mediabank/Ejegodnik_2022.pdf; Rosstat. Socioeconomic situation of Russia. December. 2022. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12-2022.pdf; Rosstat. Socio-economic situation of Russia. January-March 2023. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-03-2023.pdf (accessed: 20 June, 2023) (in Russian).
10. Russia and Central Asia: New Perspectives: Materials of the international scientific conference dedicated to the 25th anniversary of the establishment of diplomatic relations between the Russian Federation and the States of Central Asia (Moscow, June 14, 2017). Ed. by A. L. Chechevishnikov; Moscow State Institute of International Relations. Moscow: MGIMO-University, 2018 (in Russian).
11. Special report. Central Asia: 30 years of independence. Ekspert [Expert], 2021. December 13 (in Russian).
12. Statistical Review of World Energy June 2022. Available at: https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/ statistical-review-of-world-energy/oil-gas-and-coal-trade.html (accessed: 20 June, 2023) (in Russian).
13. The International Energy Agency. Available at: https://www.iea.org (accessed: 20 June, 2023).
14. The World Investment Report 2022. Available at: https://unctad. org/publication/world-investment-report-2022 (accessed: 20 June, 2023).
15. The Worldbank Data. Available at: www.worldbank.org (accessed: 20 June, 2023).