ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2011. № 3
Р.П. Колосова1,
докт. экон. наук, профессор, заведующая кафедрой экономики труда и
персонала экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова,
Д.И. Линге2,
канд. экон. наук, доцент кафедры экономики труда и персонала экономического ф-та МГУ имени М.В. Ломоносова
ЭКОНОМИКА ТРУДА НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ
ФАКУЛЬТЕТЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
В статье дается история создания кафедры экономики труда и персонала экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Представлен кадровый состав, учебно-научные задачи кафедры, отмечены основные достижения в педагогическо и научной деятельности
Ключевые слова: экономика труда, социально-трудовая сфера, кадровая политика, социально-трудовые отношения, рынок труда.
In article the history of department of ecomony of work and the personnel of the Lomonosov MSU faculty of economics is given. The personnel structure, educational-scientific problems of department, the basic achievements in pedagogical and scientific activity are presented.
Key words: work economy, socio-labor sphere, personnel selection, socio-labor relations, labor market.
Проблемы регулирования рынка труда, занятости, социально-трудовых отношений, повышение эффективности кадровой политики и организации труда имеют для экономики России базовый характер, затрагивают глубинные основы ее развития. Для России важно, что в данной проблематике постоянно открываются новые аспекты, связанные с появлением в российском обществе глоба-лизационной и инновационной компонент, со стремлением общества к гуманизации, а также с влиянием на трудовую сферу финансово-экономических рисков, присущих рыночной экономике. Поэтому современные образовательные концепции предполагают обязательное получение постоянно обновляемых знаний и навыков в этой области, что становится все более насущным и с позиции обеспечения конкурентоспособности выпускников экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова на рынке труда. В таких условиях главным приоритетом в развитии кафедры экономики труда и персонала является комплексная модернизация учебных, научных и организационных сторон в ее деятельности.
1 Колосова Риорита Пантелеймоновна, тел.: +7 (910) 468-24-94.
2 Линге Дмитрий Игоревич, тел.: +7 (910) 467-90-63.
Экономика труда на факультете как предмет преподавания
Позиционирование экономики труда на экономическом факультете состоялось в середине 1960-х гг. Необходимость преподавания экономики труда на экономическом факультете МГУ возникла еще в 1958 г., когда значительная часть выпускников, специализировавшихся по проблемам политической экономии, получили назначение на работу в качестве экономистов по труду и заработной плате. Для ускоренного обучения экономике труда выпускников этого года были приглашены тогда еще кандидаты экономических наук, доценты Л.А. Костин, К.С. Ремизов, а также Т.И. Понизов, В.Г. Макушин, Н.И. Куркин — специалисты НИИ труда, Высшей школы профсоюзного движения и других организаций. Так, с 1959 г. началось системное преподавание экономики труда на экономическом факультете МГУ. Далее решением деканата курс «Экономика труда» был введен в учебный план, преподавание которого было организовано на дневном и вечернем отделениях. В 1962 г. штатные преподаватели экономики труда появились в составе кафедры экономики промышленности. Учитывая важность подготовки специалистов по экономике труда, деканат в 1963 г. принял решение о создании самостоятельной кафедры экономики труда, руководителем которой был назначен доктор экономических наук, профессор Л.А. Костин. С 1966 по 1971 г. кафедру экономики труда возглавил член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор Е.И. Капустин, который одновременно руководил НИИ труда Госкомтруда СССР.
В 1971 г. на экономическом факультете МГУ была проведена реорганизация, направленная на укрупнение кафедр, штатные преподаватели доценты К.С. Ремизов, Ю.Н. Дубровский, Р.П. Колосова и В.П. Кочикян были переведены на кафедру экономики промышленности, возглавляемую профессором Л.Г. Омаровским, а позднее — профессором Г.А. Егиазаряном, и составили учебно-методический сектор по экономике труда. В этих рамках в 1971— 1991 гг. велась полнообъемная учебная, учебно-методическая и научная работа по трудовой проблематике, сформировавшая методологические основы преподавания экономики труда в стране: выпускались учебники и учебные пособия, защищались дипломные работы выпускников, кандидатские и докторские диссертации, выполнялись научные проекты.
В апреле 1992 г. в соответствии с новой концепцией развития экономического факультета МГУ при содействии Министерства труда РФ и Федеральной службы занятости населения России была образована кафедра занятости и социально-трудовых отношений (далее — кафедра), которая стала правопреемницей кафедры эко-
номики труда и всех достижений по труду, накопленных за 1964— 1992 гг. экономистами факультета. Инициаторами образования кафедры выступили профессора А.Н. Шохин, Р.П. Колосова, Л.С. Чи-жова и доцент Ф.Т. Прокопов. Активно поддержали идею создания кафедры ректор МГУ В.А. Садовничий и декан экономического факультета В.П. Колесов. Инициативу организации новой кафедры социальной направленности активно поддержало Международное бюро труда в лице его Генерального секретаря г-на М. Хансена, предоставив кафедре возможность создать библиотеку изданий Международной организации труда (МОТ), которая безвозмездно пополняется и в настоящее время издательской службой МОТ Эта библиотека служит эффективным научно-методическим базисом совершенствования учебного процесса, научных исследований, подготовки выпускных квалификационных работ и написания диссертаций.
Тем самым в структуре экономического факультета было воссоздано «трудовое» направление в подготовке нового поколения экономистов.
Экономика труда в бакалавриате. Учебный курс «Экономика труда» преподается на экономическом факультете с 1958 г. Однако после воссоздания кафедры в 1992 г. был разработан концептуально новый учебный курс «Экономика труда». В него помимо традиционных вопросов организации труда и внутрифирменного управления трудовыми процессами были включены вопросы, связанные с анализом трансформации в России системы социально-трудовых отношений на всех уровнях экономики. Вопросы формирования, распределения и использования трудовых ресурсов стали рассматриваться с точки зрения проблем занятости населения и функционирования рынка труда. В учебном курсе впервые в России нашла отражение деятельность международных организаций в сфере труда. Также впервые в курс «Экономика труда» вошли вопросы информационного обеспечения и аудита в трудовой сфере. Программа курса была приближена к международным стандартам преподавания проблем экономики труда, в нее были включены концепции и достижения экономической теории труда при анализе функционирования рынка труда и трудовых отношений, управления человеческими ресурсами. Исходя из этой концепции коллективом ведущих исследователей и преподавателей был подготовлен и издан отмеченный позднее дипломами учебник «Экономика труда и социально-трудовые отношения» под редакцией Г. Г Меликьяна, Р.П. Колосовой (1996, объем — 55 п.л.).
В последнее десятилетие учебная работа по программе подготовки бакалавров также носила инновационный, поисковый характер.
В связи с экономическими и социальными преобразованиями в обществе встала задача соответствующего усовершенствования курса экономики труда. Вопросы, связанные с организацией, нормированием и производительностью труда, с изучением трудовых ресурсов общества и рынка труда, оставались крайне актуальными, но нуждались в переосмыслении, поскольку приобрели в условиях глобализации экономики и модернизационного целеполагания новое специфическое содержание. Особого освещения потребовали вопросы становления новых форм занятости, создания условий для реализации принципов Концепции достойного труда МОТ, формирования новых взаимоотношений работников и работодателей на рынке труда в контексте современной экономической теории труда. Кроме того, представлялось необходимым включить в базовый курс вопросы, связанные с функционированием внутренних рынков труда и современной кадровой политики, для того чтобы студенты получили представление об основах профессиональных компетенций в социально-трудовой сфере.
Новая оригинальная программа и курс «Экономика труда» впервые в России дали возможность студентам бакалавриата применить знания, полученные при изучении современной экономической теории, к анализу трудовых отношений и рынка труда. В связи с этим можно отметить, что кафедра занимает лидирующее положение в России по уровню преподавания современной экономической теории труда.
Необходимость системного учета влияния на труд и внутрифирменные трудовые отношения новых политических, экономических, социальных и технико-технологических реалий привела к созданию коллективом кафедры и другого учебника нового поколения и нового учебного курса — «Экономика персонала» — в целях превращения нового знания в новые образовательные программы и учебные дисциплины. В данном курсе, который читается на базовом уровне бакалаврам, а в развернутой форме — магистрам, синтезированы экономические, социальные и управленческие подходы к анализу внутрифирменных социально-трудовых отношений. В нем глубоко и системно освещены позиции различных научных школ в этой сфере, рамочные условия функционирования внутри фирменных социально-трудовых отношений, технологии принятия решений по всем элементам кадровой политики предприятий и организаций, а также отражен накопленный в современной России опыт изучения и решения проблем в трудовой сфере.
Экономика труда в магистратуре. Экономический факультет первым в России начал подготовку на магистерской ступени обучения. С момента воссоздания коллектив кафедры активно участвует в реализации магистерских программ, предназначение и содержание
которых за прошедшие десятилетия прошли определенные этапы становления и развития. В итоге коллектив сформировал фундаментальную научно-педагогическую школу магистерского образования в социально-трудовой сфере.
В 1992 г. на кафедре была начата подготовка магистров по программе «Государственное регулирование экономикой» со специализацией «Регулирование социально-трудовых отношений и занятости». Это была одна из двух магистерских программ, открытых на экономическом факультете и ориентированных на тех, кто уже имел диплом о высшем образовании. Программа создавалась в содружестве и по заказу Федеральной службы занятости населения России и была предназначена для повышения квалификации и подготовки специалистов государственной службы занятости населения.
Открытие программы обусловило необходимость:
— создания системы базовых магистерских курсов по различным направлениям экономики труда;
— решения задачи содержательной и методологической взаимосвязи и преемственности учебных курсов;
— разработки системы спецкурсов, детализирующих и раскрывающих отдельные проблемы базовых курсов;
— резкого повышения квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры и освоения им мирового опыта преподавания экономики труда на данной ступени обучения.
За 1992—1997 гг. состоялось четыре выпуска магистров по данной программе. Наряду с очной формой обучения, была освоена и очно-заочная. Дипломы по специализации «Регулирование социально-трудовых отношений и занятости» получили представители 13 регионов России.
Следующим этапом (1995—2001) развития этой ступени обучения была подготовка магистров по специализации «Трудовые отношения и социальная политика» в рамках программы «Экономическая и социальная политика», ориентированной в основном на выпускников-бакалавров экономического факультета, что обусловило необходимость соответствующей адаптации базовых курсов и спецкурсов.
В период с 2001 по 2009 г. продолжалось развитие концепции магистерской подготовки, в рамках которой было проведено расширение круга обязательных курсов и курсов по выбору в соответствии с образовательными стандартами, требованиями рынка труда к конкурентоспособности выпускников и главное — с правилами компетентностного подхода к обучению. При этом были подготовлены оригинальные курсы в формате учебно-методических
комплексов, отвечающих требованиям Болонского процесса. В соответствии с концепцией магистерской подготовки в 2005 г. была сформирована новая программа «Экономика социальной сферы, труда и народонаселения», имеющая три специализации, одна из которых — «Экономика труда» — ориентирована на подготовку магистров по проблематике кафедры. В настоящее время данная магистерская программа функционирует без специализаций, носит межкафедральный характер, что позволяет студентам осуществлять добровольный выбор дисциплин. Реальный выбор студентов свидетельствует о том, что выбираемые курсы кафедры являются приоритетными для слушателей магистратуры этой программы.
Углубляя систему представлений о функционировании и развитии сферы труда в современных условиях в целях формирования у слушателей необходимого набора компетенций, профессора и преподаватели кафедры подготовили и читают многие инновационные курсы: «Экономика персонала»; «Глобализация экономики и занятость населения»; «Рынок труда и занятость в России: новые реалии»; «Новые формы занятости»; «Экономический анализ качества и уровня жизни»; «Особенности занятости отдельных социально-демографических групп населения»; «Социально-экономический анализ трудового права»; «Трудовые конфликты в организации»; «Анализ трудовых показателей» и др.
Экономика труда на экономическом факультете как предмет
научных исследований
Научная деятельность всегда была важнейшей частью жизни коллектива кафедры на всех этапах ее развития.
На первом этапе (1963—1971) основное научное направление работы кафедры — организация труда работников промышленности в условиях научно-технического прогресса. В связи с этой темой исследовались многие вопросы. В числе основных, к примеру, проект «Совершенствование организации и оплаты труда специалистов на основе функционального разделения труда» в рамках хозяйственных договоров с отраслями и предприятиями (договоры «МГУ — ЗИЛ», «МГУ — ВАЗ» и др.).
На втором этапе (1971—1991) (этап функционирования группы трудовиков на кафедре экономики промышленности) одним из главных направлений деятельности кафедры являлось участие преподавателей-трудовиков в качестве ведущих исполнителей в разработке Всесоюзной межвузовской комплексной темы «Проблемы организации труда работников промышленности в условиях НТП». В этот же период преподаватели-трудовики участвовали
в выполнении очень значительных по масштабам и уровню научных исследованиях экономического факультета МГУ в области комплексного совершенствования хозяйственного механизма в отраслях промышленности (в электротехнической, приборостроения и др.). Теоретические исследования и научные разработки трудовиков нашли отражение в многочисленных монографиях, сборниках, статьях, успешно защищенных кандидатских и докторских диссертациях.
На третьем этапе развития кафедры (этап ее воссоздания в 1992 г. и функционирования до 2000 г.) основные исследования были связаны с трансформационным аспектом в трудовой сфере России. Главными направлениями научных исследований стали: теоретические и методологические основы современной экономики труда, теории и концепции развития социально-трудовых отношений; становление рынка труда в России и развитие его институтов; влияние открытости экономик на национальные рынки труда; рынок труда и рынок образовательных услуг; социальная защита населения в обществе с рыночной экономикой; занятость и поведение на рынке труда отдельных социально-демографических групп населения (молодежи, женщин, инвалидов и т.д.); формирование и развитие человеческого капитала в России; экономика персонала; производительность труда и мотивация трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.
Научные исследования в этот период, так же как и в последующие десять лет, выполнялись по планам экономического факультета МГУ, заказам Министерства труда и социального развития РФ, грантам РГНФ, ЕЕЯС, Восточно-европейского отдела МОТ, Программам развития ООН, Фонда Форда, Международного олимпийского комитета (МОК) и др. Кроме того, научно-исследовательские работы выполнялись и по заказам территориальных органов власти, предприятий и организаций.
В 1996—1997 гг. проводилось фундаментальное исследование по теме «Моделирование и регулирование занятости социально-демографических групп населения в переходной экономике России» по гранту Российского гуманитарного научного фонда. Особенность и новизна данного научного исследования заключалась в том, что авторами впервые была проведена оценка и апробация методов экономической теории труда и эконометрических методов прогнозирования предложения труда на данных, характеризующих состояние отдельных сегментов российского рынка труда. Результатом исследования явилась коллективная монография «Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России» под редакцией Р.П. Колосовой, Т.О. Разумовой (1998).
В 1996—1997 гг преподаватели кафедры М.В. Артамонова, Т.Н. Ва-силюк, Р.П. Колосова и Т.О. Разумова приняли активное участие в разработке инновационной темы «Домохозяйство, семья и семейная политика: социально-трудовой аспект» (проект Российско-парижского банка). В ходе исследования были рассмотрены сущностные характеристики понятия «человеческий капитал», его внутренняя структура, выявлены факторы формирования и развития и описаны модели отдачи от инвестиций в человеческий капитал. Результаты проведенного исследования нашли отражение в коллективной монографии «Опыт переходных экономик и экономическая теория» под редакцией К.В. Папенова, В.В. Радаева, Р.П. Колосовой, В.М. Моисеенко (1999).
В 1997—2000 гг. коллектив кафедры провел серию научно-исследовательских работ по темам, связанным с анализом влияния глобализации экономики на рынок труда. Это направление исследований было поддержано первоначально (1997—1998) грантом, предоставленным РГНФ по теме «Открытая экономика и защита национального рынка труда России». Затем в 1999—2000 гг. уже по государственному контракту с Министерством труда и социального развития РФ проводилась научно-исследовательская работа «Оценка влияния процесса глобализации экономики на российский рынок труда».
В этих проектах были рассмотрены концептуальные основы анализа взаимосвязи и измерения процессов открытости и глобализации экономики; основные факторы и направления открытости национальных экономик и глобализации мировой экономики в «трудовом» контексте; проведен ретроспективный анализ использования мер трудового протекционизма в различных странах мира и в отдельные периоды российской истории; выявлены основные направления воздействия этих процессов на состояние и динамику занятости населения, образовательный и профессионально-квалификационный потенциал работников. Одним из результатов исследования стало подготовленное авторами Р.П. Колосовой, М.В. Артамоновой, Т.Н. Василюк, М.В. Луданик учебное пособие «Глобализация экономики и занятость населения» (2000).
В 1998 г. С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова выиграли конкурс грантов Российской программы экономических исследований (ЕЕЯС) на выполнение исследовательского проекта по теме «Вторичная занятость населения: моделирование предложения труда». В нем на основе современных теоретических подходов были получены эмпирические оценки предложения труда в виде дополнительной занятости, исследована взаимосвязь вторичной занятости и мобильности работников. По результатам исследований была издана публикация
С.Ю. Рощина, Т.О. Разумовой «Вторичная занятость в России: моделирование предложения труда» (2002).
В 1998—2000 гг. по государственному контракту с Министерством труда и социального развития РФ и по планам научной работы экономического факультета МГУ кафедрой проводилась научно-исследовательская работа по актуальнейшим аспектам проблематики развития в России рынка труда и социально-трудовых отношений. Были выполнены следующие проекты: «Рынок труда: новые реалии и социально-экономическая политика», «Теория и практика социально-трудовых отношений», «Регулирование рынка труда и занятости». В рамках данных проектов были исследованы: современные процессы на рынке труда в России во взаимосвязи с целями, задачами и особенностями социально-экономической политики; исторический отечественный и зарубежный опыт в области регулирования занятости и рынка труда; институты рынка труда, их виды и функции; инструменты регулирования политики занятости и рынка труда в России; теория и практика защиты национальных рынков труда; национальные и внутрифирменные модели социально-трудовых отношений; процесс формирования новой системы социально-трудовых отношений в России.
На базе обобщения полученных результатов были разработаны рекомендации по совершенствованию организационной структуры и нормативно-правовой базы, регулирующей занятость и рынок труда, для правительственных организаций, подготовлены соответствующие справки. Кроме того, были опубликованы статьи и главы в монографиях, учебных пособиях, а также защищено несколько кандидатских диссертаций (Д.П. Смольков, ТА. Медведева, К.А. Худенко, В.В. Лосев и др.).
На четвертом этапе — в последнее десятилетие деятельности кафедры — к наиболее приоритетным направлениям научных исследований, отвечающим современным реалиям, относятся следующие:
— реализация в России Концепций достойного труда и человеческого развития;
— труд и трудовые отношения в Концепции социального государства;
— эволюция рынка труда и социально-трудовых отношений России в инновационной экономике, социальная ответственность бизнеса;
— новые формы занятости (дистанционная, заемный труд и др.);
— особенности занятости отдельных социально-демографических групп населения;
— выпускники вузов на рынке труда;
— стратегическая оценка влияния крупных национальных проектов на экономику и социально-трудовую сферу («Сочи-2014» и др.);
— участие в экспертизе законодательных и нормативных документов в сфере трудовых отношений РФ, ЕврАзЭС, для правительства РФ и других государственных органов.
В период с 2001 по 2010 г. проводились научные исследования по приоритетному направлению «Рынок труда и социально-трудовые отношения». В рамках данного направления выполнен ряд проектов. При этом основной акцент был сделан на внутрифирменном аспекте, который обусловлен повышением требований учебного процесса к компетентностному подходу в подготовке бакалавров и магистров, что предполагает необходимость повышения квалификации преподавателей. Поэтому темами научных исследований стали: сравнительный анализ теоретических концепций формирования внутрифирменных социально-трудовых отношений; содержание, методы и инструменты кадровой политики фирм; проблемы эффективного управления трудом на предприятии (производительность и эффективность, мотивация труда, организация, условия труда и эффективность и др.); проблемы формирования системы социального партнерства; научные концепции и подходы к анализу трудовых конфликтов в организации и методов их предупреждения, диагностики и разрешения; разработка социальных индикаторов, методы оценки и сравнительного анализа доходов и уровня жизни населения, основные направления современной государственной политики в этой области; новейшие методические подходы к измерению производительности труда; организация аудита в трудовой сфере, его этапы и порядок проведения, роль системы трудовых показателей как основы оценки деятельности предприятия. Результаты данных научных исследований послужили основой для подготовки и издания учебника нового поколения «Экономика персонала» (2009).
В 2005 г. преподавателями кафедры был выигран исследовательский грант экономического факультета МГУ на инновационную тему «Экономические и институциональные механизмы регулирования дистанционных форм занятости». В данном исследовании были поставлены и решены следующие задачи: сформирована новая концепция и система представлений о дистанционной занятости применительно к специфике российского рынка труда, предложены методические подходы к построению институтов регулирования дистанционных форм занятости; даны практические предложения по функционированию новых форм занятости на российском рынке труда на макро- и микроуровнях. Разработаны методические подходы к определению эффективности от их вне-
дрения в российских компаниях; разработаны предложения по развитию российского трудового законодательства, обусловленные распространением дистанционных форм занятости. Результаты научных исследований были использованы при совершенствовании курсов «Экономика персонала» и «Экономический анализ трудового права», при подготовке магистерских и кандидатских диссертаций. Кроме того, опубликована коллективная монография «Дистанционная занятость в России» (2006; авторы — Р.П. Колосова, Т.Н. Василюк, М.В. Луданик).
Особое научное и практическое значение для развития экономики труда на факультете имеет сотрудничество с МОТ. В рамках данного сотрудничества коллективом кафедры выполнен целый ряд фундаментальных национальных и международных проектов, результаты которых имели большое практическое значение и получили высокую оценку научной общественности.
В их числе необходимо назвать прежде всего аналитический доклад «Занятость в Российской Федерации: анализ тенденций динамики в 1990—2005 гг.» (февраль—апрель 2006 г.). Актуальность данного доклада была обусловлена тем, что экономические преобразования в России оказали негативное воздействие на занятость населения: снизилась его экономическая активность (особенно женщин), вырос уровень безработицы, сократилась доля полной (стандартной) занятости и, следовательно, увеличилась доля нестандартной (неполной, временной, сезонной и т.п.) занятости и т.д. Эти общественные явления оставались малоизученными. Поэтому в процессе подготовки доклада были выявлены основные тенденции в динамике различных видов занятости и безработицы населения Российской Федерации в период с 1990 по 2005 г.; охарактеризовано современное состояние российского статистического учета в этой сфере; выполнен обзор отечественных и зарубежных исследований данной направленности; проведен анализ факторов, определивших спрос на труд в РФ (экономические реформы, включающие приватизацию государственных промышленных предприятий, деколлективизацию сельскохозяйственных предприятий, рост открытости потоков товаров и капитала, неравновесие в экономике — сверхзанятость, избыточная занятость, устаревшие технологии и т.д.), а также анализ факторов предложения труда (демографические изменения, уровень образования и др.); исследована взаимосвязь сложившихся тенденций в занятости и безработице и институциональных факторов. И, наконец, были охарактеризованы факторы, позволяющие преодолеть сложившиеся негативные тенденции (экономический подъем, изменения в социальной политике и т.д.); разработаны предложения по совершенствованию
системы статистического учета и анализа тенденций занятости и безработицы. Аналогичное по целям, логике и методике исследование было проведено коллективом кафедры применительно к рынку труда стран СНГ и подготовлен аналитический доклад «Тенденции формальной (официально зарегистрированной) / стандартной занятости в странах СНГ в 1990—2005 гг.».
Столь же продуктивным был научный проект «Ситуационный анализ занятости среди молодежи в Российской Федерации» (сентябрь—ноябрь 2007 г.), также выполненный в рамках сотрудничества с МОТ. В ходе исследования проанализирована информация по социально-экономическому контексту, макроэкономическим индикаторам и тенденциям занятости в стране; определены и описаны характеристики и детерминанты проблемы занятости молодежи; проведен анализ политики и программ, направленных на занятость молодежи, проведена оценка их эффективности и действенности, а также релевантности по отношению к требованиям рынка труда; проведен обзор институциональной структуры, координации и последовательности политики и программ по занятости молодежи. Как итог — разработаны рекомендации правительству по созданию и совершенствованию политики и программ занятости молодежи в России на основе совместного участия всех, ответственных за вопросы молодежной занятости, а также организаций работодателей и трудящихся. Аналогичное по целям, логике и методике исследование было проведено коллективом кафедры применительно к занятости молодежи стран СНГ — «Сравнительный анализ занятости молодежи в странах СНГ» (ноябрь, 2007 — январь, 2008).
Результаты данных докладов были использованы в практической деятельности Международной организации труда, в деятельности Трехсторонней комиссии РФ, также в учебной и дальнейшей научной деятельности экономического факультета МГУ, при подготовке докторских и кандидатских диссертаций, при написании статей.
Высокая профессиональная подготовленность коллектива кафедры позволила выполнить один из самых сложных и вполне оригинальных научных проектов в РФ — «Национальный доклад по достойному труду в Российской Федерации» (октябрь, 2007 — январь, 2008). Концепция достойного труда МОТ, как известно, формирует базисные принципы социально-трудовых отношений в современном обществе, и ее реализация позволит приблизиться к решению многих накопившихся проблем в этой сфере на уровне общепринятых мировых стандартов. Это обусловило актуальность данного исследования.
В ходе исследования была проведена оценка тенденций в условиях труда и занятости трудящихся в Российской Федерации в период с 1995 по 2005 г., а также выявлено, каким образом эти условия взаимосвязаны на национальном, региональном и секторальном уровнях. Методология проведения работы предусматривала сбор и обработку официальной статистической информации, анализ публикаций в открытых источниках, проведение расчетов, выявление существующих тенденций и взаимосвязей, анкетирование и интервьюирование представителей социальных партнеров РФ. На основе проведенного анализа разработаны рекомендации и предложения по реализации основных положений Концепции достойного труда в России.
Проведенные научные исследования позволили коллективу кафедры в сотрудничестве с другими экспертами подготовить и обсудить рабочие документы для 9-ой Европейской региональной встречи министров труда стран Центральной и Восточной Европы, состоявшейся в феврале 2009 г. в Санкт-Петербурге.
В 2008 г. предметом научных исследований трудовиков стала разработка методологии для мониторинга влияния Олимпийских и Параолимпийских игр «Сочи-2014» на социально-экономическое развитие России. В 2009—2011 гг. коллектив стал активным участником университетского проекта по данной тематике. Работу над этим проектом по заказу МОК осуществляют наряду с сотрудниками экономического факультета, представители ряда других факультетов МГУ: географического, юридического, факультет государственного управления.
Цель проекта: систематически анализировать влияние процесса подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Параолим-пийским зимним играм 2014 г. в г. Сочи на экономические, социокультурные и экологические показатели города, страны и региона в соответствии с утвержденной МОК методологией исследования.
Задачи проекта:
1) подготовить отчеты о влиянии Игр,
2) сформировать индикаторную базу по данным с 2005 г. по настоящее время и до 2014 г.,
3) представить рекомендации по усовершенствованию существующей методологии исследования и анализа для последующего использования результатов в процессе управления подготовкой к Играм.
Коллектив разработчиков данные задачи в 2008—2010 гг. решает вполне успешно.
С 2008 г. научные исследования на экономическом факультете получили новый вектор направления — инновационность. В соот-
ветствии с этим изменились и приоритеты в бюджетных научных исследованиях. В настоящее время сотрудники кафедры проводят научно-исследовательские работы по теме «Рынок труда и социально-трудовые отношения в инновационной экономике», в ходе которых анализируются следующие проблемы:
1) качественное и количественное равновесие между спросом и предложением труда в инновационной экономике, баланс интересов субъектов рынка труда, воспроизводство человеческого капитала и минимизация социально-экономических издержек безработицы;
2) поиск баланса между экономической и социальной эффективностью функционирования рынка труда;
3) повышение гибкости (численной, функциональной и институциональной) и эластичности российского рынка труда;
4) обеспечение работников защитой, выявление рисков и их диагностика в условиях кризиса и возрастающей степени неопределенности в экономике;
5) правоотношения между субъектами рынка труда и их институциональное закрепление, разработка новых форм трудовых контрактов;
6) определение перспектив развития профессионального образования всех уровней, ускорение профессионального становления экономически активных граждан, особенно из числа молодежи;
7) повышение результативности инвестиций в экономику в целях усиления их влияния на трансформацию системы рабочих мест, расширение сферы применения высокопроизводительного труда как основы роста доходов работающего населения.
Заключение
Развитие экономики, общества, демографические изменения ставят перед экономикой труда новые исследовательские и обучающие задачи. Старые модели не всегда хорошо работают в новых жизненных реалиях. Перед экономикой труда как наукой в ближайшие десятилетия стоит очень широкий круг проблем. Это и изменения моделей поведения людей и их ценностей, и развитие информационных технологий, значительно расширяющих субъектам рынка труда доступ к получению информации, увеличение числа каналов поиска работы и бурное развитие дистанционных форм занятости как следствие развития ИТ-технологий. Усиление миграционных потоков вкупе со старением населения большинства развитых стран приводит к необходимости пересмотра подходов к государственному регулированию рынков труда. Усложнение механизмов принятия решений индивидами, изменения в систе-
мах образования — все это заставляет пересматривать традиционные подходы к экономике труда. Конечно, развитие экономики труда должно найти отражение и в изменении процесса преподавания экономики труда как предмета в вузах.
Безусловно, нельзя не отметить, что трансформации, происходящие в обществе, фактически изменили субъект социально-трудовых отношений — человека. Большинство традиционных экономических моделей в сфере экономики труда построены на основе простой аксиомы экономически рационального индивида, действующего в экономике труда в пространстве досуг—потребление. Социологи уже достаточно давно описали поколения Х и Z. Очевидно, что люди этих поколений имеют иные жизненные принципы, ценности, они более мобильны, возможности коммуникации для них практически безграничны, а в условиях выросшего благосостояния в развитых странах денежный доход далеко не всегда является ключевым критерием выбора работы. Многие ученые отмечают, что представители этих поколений предъявляют гораздо более жесткие требования к будущей работе, требуя от работодателей большей гибкости, использования нетрадиционных форм занятости, дальнейшей интеллектуализации труда и т.д.
Показательно, что в условиях предстоящего серьезного дефицита молодых специалистов на рынке труда в последние годы практически все ведущие компании мира, особенно европейские, активно занялись разработкой стратегий привлечения и удержания молодых специалистов. Безусловно, подобные изменения в обществе потребуют от экономистов по труду значительного теоретического переосмысления своих базовых моделей, введения большего числа параметров и предпосылок, например в модели выбора, предложения труда, поиска работы, качественного описания и исследования немонетарных факторов мотивации и их количественного описания.
Конечно же, подобные изменения должны учитываться и в учебно-методическом процессе, ведь современные студенты как раз и являются представителями этих новых поколений. В рамках семинарских занятий целесообразным представляются групповые дискуссии, направленные на выработку описания модели выбора работодателя современным молодым кандидатом.
Развитие экономики труда в последние два десятилетия значительно обогащалось большим количеством эмпирических исследований на основе микроданных. Достаточно взглянуть на список лауреатов последних лет Общества экономистов по труду (The Society of Labor Economists), чтобы увидеть подобное направление исследований. Между тем именно в этой области находится наи-
большее количество нерешенных вопросов экономики труда. Так, до сих пор экономисты имеют дело в основном со статистическими данными отдельно по работникам и отдельно по работодателям. А ведь в основе практически всех моделей экономики труда лежит совместное взаимодействие этих субъектов рынка. Мы сегодня практически не имеем доступа к массивам совмещенных данных работник—работодатель, которые позволили бы анализировать на длительном временном периоде совместное поведение работников и работодателей. Во многом это вызвано большими сложностями в получении, обработке подобных массивов информации, вопросами конфиденциальности и т.д.
Между тем современное развитие информационных технологий, введение во многих странах единых электронных систем идентификации и статистического учета может позволить получать подобные данные в ближайшие два десятилетия. В рамках обучения в магистратуре, написания студентами в бакалавриате дипломных работ представляется возможным и необходимым делать акцент именно на сборе и анализе совмещенных данных в пространстве работник—работодатель для изучения их совместного взаимодействия на внутрифирменном уровне. Подобные микроисследования, несмотря на неполноту статистического охвата, способны заложить эмпирическую и теоретическую базу для дальнейшего изучения внутренних рынков труда.
Экономика труда всегда развивалась в тесной связке с другими науками, но в современном мире эта тенденция еще больше усилилась. Сегодня невозможно изучать модели предложения труда, поиска работы, проблему старения населения и пенсионного возраста без должного понимания социологии, демографии, психологии и т.д. Это накладывает серьезный отпечаток на учебный процесс, так как экономика труда в свою очередь является базой для многих других экономических дисциплин. Данные тенденции вызывают необходимость усиления внимания к междисциплинарным работам, соответствующим научным исследованиям и к дальнейшему их отражению в учебном процессе.
Включение России в глобальную экономику приводит нас к необходимости серьезного усиления межстранового анализа в исследованиях рынков труда. В 1990-е и 2000-е гг. в нашей стране господствовал подход сравнительного анализа России и других стран с переходной экономикой (прежде всего стран Восточной Европы). Между тем ряд проблем, с которыми мы уже столкнулись и которые будут актуальными для нас в ближайшее десятилетие (старение населения на фоне сокращения его численности, необходимость повышения производительности труда, пенсионная ре-
форма и др.), характерны для заметно большего числа стран. Меж-страновые сравнительные исследования вопросов регулирования рынков труда не слишком хорошо развиты в российской экономике труда.
Таким образом, экономика труда на экономическом факультете как предмет и преподавания и научных исследований прошла, говоря языком прошлого века, большой и славный путь. Очевидны направления ее развития в перспективе, и есть все основания полагать, что вышеозначенные цели достижимы.