Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА ШВЕЦИИ'

ЭКОНОМИКА ШВЕЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
538
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ШВЕЦИЯ / ВВП / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ТОРГОВЫЕ ПАРТНЕРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Даниелян К.А.

Статья посвящена изучению состояния экономики Швеции: динамике ВВП, основным экспортным и импортным товарам, странам, являющимся главными торговыми партнерами Швеции. Рассматриваются динамика прироста физического объема ВВП Швеции за 1994-2014 г., экспортируемые и импортируемые товары за 2013, 2014 г., их изменение за данный период и доля в 2014 году.The article is devoted to study of state of the Swedish economy: dynamics of GDP, main export and import goods, countries - major trade partners of Sweden. Dynamics of growth of physical volume of Swedish GDP for 1994-2014, exported and imported goods for 2013, 2014, its change for this period and share in 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА ШВЕЦИИ»

Даниелян К.А. студент 3 курса факультет «Экономический» Подхалюзина В.А., научный руководитель, доцент кафедра «Экономика автомобильного транспорта»

МАДИ Россия, г. Москва

ЭКОНОМИКА ШВЕЦИИ ECONOMY OF SWEDEN

Статья посвящена изучению состояния экономики Швеции: динамике ВВП, основным экспортным и импортным товарам, странам, являющимся главными торговыми партнерами Швеции. Рассматриваются динамика прироста физического объема ВВП Швеции за 1994-2014 г., экспортируемые и импортируемые товары за 2013, 2014 г., их изменение за данный период и доля в 2014 году.

Ключевые слова: экономика, Швеция, ВВП, экспорт, импорт, торговые партнеры.

The article is devoted to study of state of the Swedish economy: dynamics of GDP, main export and import goods, countries - major trade partners of Sweden. Dynamics of growth ofphysical volume of Swedish GDP for 1994-2014, exported and imported goods for 2013, 2014, its change for this period and share in 2014.

Keywords: economy, Sweden, GDP, export, import, trade partners.

Oriflame, IKEA, Volvo, Skype, Ericsson являются всемирно известными шведскими компаниями. На сегодняшний день Швеция имеет конкурентную, развитую и разностороннюю экономику, Международный Экономический форум присвоил Швеции шестое место в рейтинге конкурентоспособности, также она занимает шестую позицию по версии Всемирного банка как страна с наиболее простыми условиями для торговли. Это неудивительно, поскольку ключевой особенностью ее экономики является открытость и либеральный подход к торговле. Швеция - это экспортно-ориентированная страна, имеющая положительное сальдо торгового баланса. Швеция находится среди стран Европейского союза с наиболее низким уровнем национального долга, низкой и стабильной инфляцией и здоровой банковской системой. [1]

Шведская экономика страдала от низкого роста и высокой инфляции, а ее национальная валюта - шведская крона - была девальвирована. В начале 1990-х годов Швеция также потеряла в результате глубокого финансового кризиса, банки стали нестабильными, безработица возросла, государственные расходы вышли из-под контроля и таким образом привели к появлению национального долга. Путь назад к стабильности был нелегким, но проводя реформы и придерживаясь их, Швеция преобразовала свою экономику и оставалась сильной перед лицом новой глобальной рецессии. Сегодняшнее экономическое и социальное процветание Швеции было

построено на уроках из 1990-х, стабильная политика в области экономики, объединенная с конкурентоспособностью, инновациями и открытым подходом к торговле сделали Швецию моделью экономического успеха.

По данным Центрального статистического бюро Швеции, в целом за 2014 год прирост физического объема ВВП составил 2,1%. Уровень номинального ВВП (в текущих рыночных ценах) достиг 3 907,5 млрд. шведских крон (около 569,8 млрд. долл. США).

В структуре ВВП (по расходам) основную долю занимают расходы домохозяйств на потребление (48,5%), доля валовых инвестиций составляет 18,4%, государственных закупок товаров и услуг — 27,5%, чистого экспорта — 5,7%, при этом объем экспорта достигает 45,7% ВВП.

Подушевой объем ВВП Швеции за 2014 год составил 403,0 тыс. шв. крон (около 58 767 долл. США).

По прогнозам Риксбанка (Центробанка Швеции), прирост ВВП в 2015 году составит 2,7 %, в 2016 и 2017 — 3,3 % и 2,2 % соответственно. Главным драйвером роста в 2015 году может стать наращивание внутреннего спроса, в 2016-2017 годах постепенное увеличение международного спроса приведет к более быстрому росту экспорта и инвестиций.

Рисунок 1.1. Годовая динамика прироста физического объема ВВП Швеции в 1994-2014 годах (в процентах)

Источник: ЦСБ Швеции[2]

Наибольший прирост физического объема ВВП был достигнут в 2010 г. и составил 6 %, наименьший показатель был зафиксирован в 2009 г. и составил -5,2 %. Начиная с 2012 г. темп прироста объема ВВП начал увеличиваться.

Швеция предлагает широкую номенклатуру товаров и услуг, но она не все производит сама и очень многое закупает, например, сырье, частично переработанное сырье и полуфабрикаты. В таблице 1.1. представлены данные об импорте Швеции.

Таблица 1.1. Основные импортированные Швецией в 2013-2014 гг.

товары, млн. долл. США

Товарные категории 2014 г. 2013 г. Доля в 2014, Прирост

% 2014/2013, %

Всего 162 160 581 100,0 6,3

197

Древесина и изделия 4 647 4 616 2,9 6,0

из нее

Минеральное сырье 11 608 11 884 7,2 2,8

Железо и сталь 5 012 5 111 3,1 3,2

Прочие металлы 2 410 2 394 1,5 6,0

Руды, металлический 1 775 1 994 1,1 -6,3

лом

Продукция 20 773 20 316 12,8 7,6

химической

промышленности

Химические элементы 5 310 4 749 3,3 17,7

и соединения

Лекарственные 4 520 4 661 2,8 2,1

средства

Пластмассы 4 106 4 073 2,5 6,1

Резина и изделия из 1 965 2 012 1,2 2,8

нее

Энергоносители 22 252 23 016 13,7 1,8

Сырая нефть 12 471 12 750 7,7 3,0

Нефтепродукты 7 641 7 923 4,7 1,5

Машины, 67 110 65 632 41,4 7,6

оборудование и

механизмы

Оборудование для 4 814 4 646 3,0 9,1

металлообработки

Машины 16 213 16 281 10,0 4,8

Электроника, 24 731 24 376 15,2 6,8

телекоммуникации

Транспортные 16 156 15 281 10,0 11,3

средства, в т.ч.

Легковые автомобили 7 956 7 323 4,9 14,4

Детали и аксессуары 5 346 5 232 3,3 7,6

Прочие транспортные 1 366 1 296 0,8 11,0

средства

Инструмент, оптика 3 830 3 752 2,4 7,5

Прочие изделия 35 806 35 117 22,1 7,3

Продукты питания 17 420 16 938 10,7 8,3

Текстиль, обувь 8 065 7 820 5,0 8,6

Мебель 2 514 2 380 1,6 11,2

Источник: ЦСБ Швеции[2]

Примечания: прирост рассчитан в шведских кронах Курс доллара США к шведской кроне: в 2013 г. 1 долл. США = 6,5140 шв. крон, в 2014 г. 1 долл. США = 6,8577 шв. крон. Общий объем шведского импорта товаров в 2014 году составил около 162,2 млрд. долл. США (1 112,3

млрд. шв. крон).

Анализируя данную таблицу, мы можем сделать вывод о том, что больше всего Швеция импортирует машины, оборудование и механизмы, на втором месте находятся такие изделия, как текстиль, обувь, мебель, продукты питания, третью позицию занимают энергоносители, на четвертой строчке - продукция химической промышленности, следом идет минеральное сырье, а на последнем месте - древесина и изделия из нее.

Также хочется привести данные по экспорту Швеции.

Таблица 1.2. Экспорт основных товарных групп в 2013-2014 годах

Товарные группы 2014 2013 Дол Изменение

млн. шв. млн. млн. шв. млн. я в 2014/2013,

крон долл. крон долл. 2014 %

США США г.

Всего 1 124 664 164 1 090 797 167 100. 3.1

000 454 0

Товары лесной 124 176 18 108 120 139 18 443 11.0 3.4

промышленности 4

Древесина 26 232 3 825 23 596 3 622 2.33 11.2

Целлюлоза 18 704 2 727 17 415 2 673 1.66 7.4

Бумага 73 094 10 659 73 288 11 251 6.50 -0.3

Минеральные 114 252 16 660 109 917 16 874 10.1 3.9

ресурсы 6

Железная руда 19 164 2 795 19 164 2 942 1.70 0.0

Железо и сталь 50 125 7 309 46 834 7 190 4.46 7.0

Прочие металлы 21 585 3 148 22 079 3 389 1.92 -2.2

Товары 144 237 21 033 138 656 21 286 12.8 4.0

химической 2

промышленности

Химические 16 270 2 373 16 912 2 596 1.45 -3.8

соединения

Лекарства 59 505 8 677 56 297 8 642 5.29 5.7

Пластмассы 28 870 4 210 28 612 4 392 2.57 0.9

Энергоносители 98 496 14 363 92 129 14 143 8.76 6.9

Нефтепродукты 87 223 12 719 82 090 12 602 7.76 6.3

Продукция 490 969 71 594 483 300 74 194 43.6 1.6

машиностроения 5

Металлообработка 33 607 4 901 32 102 4 928 2.99 4.7

Машины 175 241 25 554 173 320 26 607 15.5 о 1.1

Электроника и 132 267 19 287 125 945 19 335 8 11.7 5.0

телекоммуникацио 6

нное оборудование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспортные 114 524 16 700 116 555 17 893 10.1 -1.7

средства 8

Легковые 33 824 4 932 35 366 5 429 3.01 -4.4

автомобили

Грузовые 24 779 3 613 25 137 3 859 2.20 -1.4

автомобили

Автокомпоненты 46 350 6 759 46 576 7 150 4.12 -0.5

Прочие

транспортные

средства

Инструменты

оптика

Прочие товары

и 27 525 4 014 25 712 3 947 2.45 7.1

7 803

152 534 22 243 146 655 22 514 13.5 4.0

6

1 138 9 667

1 484 0.69 -19.3

Продукты питания Одежда и обувь Мебель

69 327 10 109 63 410 9 734 6.16 9.3 25 034 3 650 23 389 3 591 2.23 7.0 15 993 2 332 15 708 2 411 1.42 1.8

Источник: ЦСБ Швеции[2]

На основании данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод о наиболее значимых экспортно-ориентированных отраслях экономики Швеции: продукция машиностроения занимает наибольшую долю в экспорте Швеции, продукты питания, мебель, одежда и обувь находятся на втором месте, товары химической промышленности занимают третью позицию, товары лесной промышленности - на четвертом месте, следом идут минеральные ресурсы, а энергоносители замыкают список.

Также хочется рассказать о внешнеэкономической деятельности Швеции. Швеция с 1 января 1995 г. является членом Европейского союза и принимает активное участие в общеевропейских процессах, в том числе, в выработке внутренней и внешней торговой политики. Свои политические интересы в регионе Швеция отстаивает, участвуя в более чем 50 различных форматах международного сотрудничества. Организациями, имеющими наибольшее политическое значение, являются: «Северное измерение» -совместная политика Европейского союза, России, Норвегии, Исландии; Арктический совет; Совет государств Балтийского моря; Хельсинская комиссия; Совет Баренцева региона; Совет министров северных стран; N38 - «Восьмерка» стран Северной Европы и Прибалтики. Швеция является членом ВТО с 1995 года и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с 1961 года. Швеция выступает за обеспечение свободы доступа на международные рынки, снятие торговых барьеров и либерализацию международных торговых правил.

Швеция заинтересована в сотрудничестве с Россией в ряде сфер. Наиболее интересные для России направления: утилизация бытовых и промышленных отходов, очистка воды, создание устойчивых транспортных систем, опыт по планированию и строительству городов устойчивого развития. В таблице 1.3. представлена информация о наиболее крупных торговых партнерах Швеции.

Страна

Всего

Германи

я

Норвеги я

Дания

Великоб

ритания

Нидерла

нды

Финлян

дия

США

Франция

Бельгия

Китай

Россия

Польша

Италия

Испания

Эстония

Австрия

Япония

Турция

Чехия

Ирланди

я

Швейца

рия

Индия

Литва

Южная

Корея

Нигерия

Бразили

я

Австрал ия

Гонконг Венгрия Саудовс

Таблица 1.3. Страны - крупнейшие торговые партнеры Швеции по

товарообороту

2013 год

2014 год

Прирост в 2014 г. к 2013 г., %

Доля в обороте, % 2014

г.

млн. шв. млн. млн. шв. млн.

крон долл. крон долл.

США США

2 136 821.4 328 035.2 2 236 962.3 326 197.2 4.69 100.

291 551.0 44 757.6 304 871.9 44 456.9 4.57 13.6

209 619.7 32 179.9 210 219.5 30 654.5 0.29 9.40

159 342.1 24 461.5 159 561.9 23 267.6 0.14 7.13

134 442.6 20 639.0 149 251.7 21 764.1 11.02 6.67

138 654.6 21 285.6 144 515.2 21 073.4 4.23 6.46

134 809.7 20 695.4 134 864.5 19 666.1 0.04 6.03

96 521.4 14 817.5 103 877.7 15 147.6 7.62 4.64

91 696.8 14 076.9 98 578.1 14 374.8 7.50 4.41

94 606.1 14 523.5 93 831.1 13 682.6 -0.82 4.19

83 339.7 12 793.9 89 741.3 13 086.2 7.68 4.01

69 537.4 10 675.1 76 924.0 11 217.2 10.62 3.44

62 959.8 9 665.3 68 758.9 10 026.5 9.21 3.07

57 419.1 8 814.7 61 339.0 8 944.5 6.83 2.74

31 532.0 4 840.7 35 530.9 5 181.2 12.68 1.59

25 348.4 3 891.4 26 901.9 3 922.9 6.13 1.20

21 698.2 3 331.0 24 118.0 3 516.9 11.15 1.08

23 642.5 3 629.5 24 113.9 3 516.3 1.99 1.08

21 618.0 3 318.7 22 869.7 3 334.9 5.79 1.02

20 973.0 3 219.7 22 835.7 3 329.9 8.88 1.02

16 968.6 2 604.9 20 938.5 3 053.3 23.40 0.94

20 892.5 3 207.3 19 876.3 2 898.4 -4.86 0.89

14 727.4 2 260.9 15 646.0 2 281.5 6.24 0.70

12 510.5 1 920.6 14 899.4 2 172.7 19.10 0.67

16 493.1 2 532.0 14 811.0 2 159.8 -10.20 0.66

12 365.6 1 898.3 14 393.2 2 098.8 16.40 0.64

13 047.9 2 003.0 13 195.8 1 924.2 1.13 0.59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 727.1 2 260.8 13 115.7 1 912.6 -10.94 0.59

11 717.6 1 798.8 12 740.8 1 857.9 8.73 0.57

11 120.3 1 707.1 12 225.3 1 782.7 9.94 0.55

13 566.9 2 082.7 12 160.5 1 773.3 -10.37 0.54

кая

Аравия

Источник: ЦСБ Швеции[2]

Примечания: изменение рассчитано по шведским кронам Курс доллара США к шведской кроне: в 2014 г. 1 долл. США = 6,8577 шв. кр., в 2013 г. 1 долл. США = 6,5140 шв. кр.

На основании данной таблицы видно, что Россия входит в первую двадцатку торговых партнеров Швеции, занимая одиннадцатое место, наиболее крупный товарооборот у Швеции с другими скандинавскими странами, США, Китаем, а также Германией, Великобританией, Нидерландами, Францией и Бельгией.

В заключение хотелось бы отметить, что шведская экономика находится на высоком уровне развития, конкурируя с другими ведущими экономиками мира, несмотря на то, что она не имеет собственных запасов нефти и других видов ископаемых энергоресурсов. Также хочется упомянуть о разработке и внедрении шведским правительством программ по защите окружающей среды, ресурсо- и энергосбережении, которые играют немаловажную роль на сегодняшний день. В Швеции научно-исследовательская сфера широко финансируется государством, обеспечивая тем самым развитие отраслей экономики и поддержанию ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Использованные источники:

1. How Sweden created a model economy // sweden.se URL: https://sweden.se/business/how-sweden-created-a-model-economy/ (дата обращения: 22.10.2015).

2. Годовой обзор состояния экономики и основных направлений внешнеэкономической деятельности в Швеции в 2014 году // www.ved.gov.ru URL:http://www.ved.gov.ru/files/images/kai/Economics_Review_2014/Economic s_Sweden_2014.pdf (дата обращения: 22.10.2015).

3. Подхалюзина В.А. Автомобильный транспорт. Особенности функционирования в России. Saarbrucken: Lap Lambert, 2015.

4. Подхалюзина В.А. Анализ пассажиропотока на наземном пассажирском транспорте Москвы // Вызовы глобального мира. Вестник ИМТП. 2015. №2(6). С. 31-34.

5. Подхалюзина В.А. Воздушный транспорт России в условиях глобализации мировой экономики. Saarbrucken: Lap Lambert, 2015.

6. Подхалюзина В.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование. М.: Издательские решения, 2016.

7. Подхалюзина В.А. Макроэкономическое регулирование. М.: Издательские решения, 2016.

8. Подхалюзина В.А. Пассажирский транспорт Москвы в условиях кризиса. Saarbrucken: Lap Lambert, 2015.

9. Подхалюзина В.А. Стратегии глобализации как способ повышения конкурентоспособности российской автомобильной промышленности //

Автомобильная промышленность. 2015. №2. С. 1-2.

10.Подхалюзина В.А. Экономика России: регулирование, планирование, прогнозирование. Saarbrucken: Lap Lambert, 2015.

11.Подхалюзина В.А., Ипатов А.А. Российский транспорт в условиях интеграции в международную транспортную систему // Грузовик. 2015. №8. С. 30-32.

Дворянчикова А.В. студент 1 курса магистратуры Институт экономики и предпринимательства

Россия, г. Нижний Новгород МАРКЕТИНГ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация: В статье рассматривается стратегический подход к развитию территорий, который может обеспечить в рыночных условиях конкурентоспособность территории в долгосрочном периоде и постоянный рост жизненного уровня населения. Определено, что маркетинг муниципального образования выявляет и частично формирует уникальные свойства территории, города, которые могут быть полезны для целевых групп потребителей. Целью статьи является исследование существующих методов стратегического подхода в планировании развития регионов и особенно использование инструментов городского маркетинга для разработки комплексной экономической политики, а так же предложение своих вариантов методов осуществления развития муниципальных образований.

Ключевые слова: территориальный маркетинг, стратегии развития территорий, муниципальное образование.

MARKETING OF THE MUNICIPALITY

Dvoryanchikova A.V. student,

Abstract: This article describes a strategic approach to the development of the territories, who can provide in market conditions, the competitiveness of the territory in the long term and continuous growth of living standards of the population. Determined that the marketing of the municipality identifi es and partly contribute to the unique properties of territory, city, which may be useful for the target groups of consumers. The aim of the article is to explore the existing methods of the strategic approach in development planning regions and especially the use of the instruments of the urban marketing for development of the complex of economic policy.

Keywords: territorial marketing, a municipality, a strategy of territorial development.

Развитие муниципальных образований естественным образом должно быть направлено на всестороннее развитие всех элементов сложного народно-хозяйственного комплекса, которыми они являются. Для эффективного управления и достижения глобальных целей местное управление должно обоснованно выбрать стратегию развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.