Научная статья на тему 'Экономика России и ее регионов как база развития внешнеэкономической деятельности РФ'

Экономика России и ее регионов как база развития внешнеэкономической деятельности РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВАЛОВОЙ ПРОДУКТ / ИНВЕСТИЦИИ / НОРМА ВАЛОВОГО НАКОПЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / ИНФЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саволайнен Н.Б.

Настоящая статья посвящена вопросам развития регионов в рамках общих тенденции модернизации экономики Российской Федерации. Определенны основные факторы, оказывающие положительное влияние на повышение инвестиционной активности и обеспечивающие развитие экономики на основе технологической модернизации. Оцениваются перспективы развития России и регионов в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY OF RUSSIA AND ITS REGIONS AS BASE OF DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The present article is devoted questions of development of regions within the limits of the general to the tendency of modernization of economy of the Russian Federation. The major factors, making positive impact on increase of investment activity and providing developments of economy on the basis of technological modernization are certain. Prospects of development of Russia and regions in long-term prospect are estimated.

Текст научной работы на тему «Экономика России и ее регионов как база развития внешнеэкономической деятельности РФ»

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

_САВОЛАЙНЕН Н.Б.

ЭКОНОМИКА РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ КАК БАЗА РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ

Настоящая статья посвящена вопросам развития регионов в рамках общих тенденции модернизации экономики Российской Федерации. Определенны основные факторы, оказывающие положительное влияние на повышение инвестиционной активности и обеспечивающие развитие экономики на основе технологической модернизации. Оцениваются перспективы развития России и регионов в долгосрочной перспективе.

_SAVOLAYNEN N.B.

ECONOMY OF RUSSIA AND ITS REGIONS AS BASE OF DEVELOPMENT OF FOREIGN TRADE ACTIVITIES OF THE RUSSIAN

FEDERATION

The present article is devoted questions of development of regions within the limits of the general to the tendency of modernization of economy of the Russian Federation. The major factors, making positive impact on increase of investment activity and providing developments of economy on the basis of technological modernization are certain. Prospects of development of Russia and regions in long-term prospect are estimated.

Ключевые слова: национальный валовой продукт, инвестиции, норма валового накопления, инвестиционная активность, модернизация промышленности, инфляция.

Ко второй половине первого десятилетия нового века развитие российской экономики пошло на быстрый подъем. По темпам экономического роста в последние годы Россия уверенно вошла в число мировых экономических лидеров. За 2000 - 2007 гг. российский ВВП в реальном выражении увеличился почти на 72% (в 2007 г. - 8,1%). Среднегодовой темп прироста за тот же период составил свыше 7%, что более чем вдвое превышает среднегодовые темпы прироста мировой экономики. По итогам 2007 г. Россия остается десятой в мире страной, ВВП которой превысил триллион долларов США по текущему курсу, составив 1270 млрд. долл., а по паритету покупательной способности - седьмая экономика мира, опередив Италию и Францию. [3]

Рост национального валового продукта, который в 2007 году, ставшем годом перехода от политики стабилизации и накоплений к политике развития, составил в текущих ценах 32988,6 млрд. рублей. Темп роста его реального объема относительно 2006 г. достиг 108,1%, притом, что индекс-дефлятор ВВП за 2007 г. по отношению к ценам 2006 г. составил 113,5%. [4] Особенно следует отметить рост промышленного производства в стране. Так, индекс

промышленного производства в январе 2008г. по сравнению с январем 2007 г. составил 104,8%, по сравнению с декабрем 2007 г. - 85,9%..

При этом динамика производства по видам экономической деятельности характеризуется следующими данными:

Таблица 1

Производство по отраслям экономики России в 2007-2008 гг., %1

Добыча полезных Обрабатывающие Производство и распреде-

ископаемых производства ление электроэнергии, га-

за и воды

к соответствующему К преды- к соответствующему К пре-дыду-щему периоду к соответствующему К преды-

периоду дущему периоду периоду дущему пе-

предыду- периоду предыду- предыдуще- риоду

щего года щего года го года

2007г.

Январь 104,2 98,2 117,3 81,9 89,5 100,2

Февраль 104,3 92,0 114,0 106,5 97,6 99,5

Март 103,8 109,9 112,5 114,6 96,2 94,0

I квартал 104,2 97,3 114,5 92,7 94,3 108,3

Апрель 102,0 96,1 107,0 94,2 97,9 82,7

Май 102,0 104,1 109,4 103,5 102,2 79,4

Июнь 102,0 100,0 115,6 109,2 102,9 83,1

II квартал 102,0 102,2 109,5 110,5 101,0 64,7

I полугодие 103,0 112,2 96,4

Июль 101,2 105,0 112,5 95,6 103,3 102,1

Август 100,5 98,5 105,5 98,0 102,2 104,2

Сентябрь 100,2 95,9 104,0 100,3 104,1 108,6

III квартал 100,8 104,2 107,2 103,9 103,2 86,9

Январь-сентябрь 102,2 110,0 97,9

Октябрь 101,4 102,1 109,0 105,8 99,9 134,5

Ноябрь 100,5 96,4 106,3 95,9 104,0 122,3

Декабрь 100,6 103,1 108,4 106,9 108,3 113,0

IV квартал 100,8 97,5 107,8 105,2 104,3 173,1

Год 101,9 109,3 99,8

2008г.

Январь 100,6 98,3 104,6 77,4 112,8 103,3

Таблица показывает некоторое сокращение темпов роста добычи полезных ископаемых и ускорение его в обрабатывавших отраслях. Если такая тенденция сохранится, структурная перестройка промышленного производства в России выйдет на более высокий уровень.

Основным двигателем российской экономики являются инвестиции, потребность в которых сохраняется на высоком уровне. Реализация поставленной В.В. Путиным задачи удвоения ВВП за десять лет (к 2013 г.) потребует, по некоторым оценкам, не менее 1,1 трлн. долл. инвестиций, в том числе

1 Источник: Росстат 15.02.2008.

прямых иностранных - не менее 170 млрд. долл. При сохранении нынешней динамики прироста ВВП его удвоение может стать реальным уже к концу 2009 г. Фактически речь идет об удвоении общего объема инвестиций в основной капитал и увеличении в четыре раза объема прямых иностранных инвестиций по сравнению с 1995 - 2002 гг. На современном этапе развития России для воспроизводства производственных фондов только в базовых отраслях требуется не менее 100 млрд. долл. капиталовложений в год. Задачи роста ВВП и структурной перестройки экономики значительно увеличивают данную потребность. [3]

Впервые за последние пятнадцать лет снизился уровень износа основных фондов. Доля инвестиций в основной капитал возросла в 2007 г. до 19,5%., превысив заметно уровень 2006 г. (17,1%). Но при сложившейся структуре основного капитала, его физическом и моральном износе, нынешний объем инвестиций является недостаточным для осуществления эффективной структурной политики и обновления основных производственных фондов. С учетом мирового опыта необходимо повысить норму валового накопления до 26% ВВП России. Такой уровень имеют, в частности, Индия, Казахстан, Чехия. [3, c.2]

Таблица 2

Поступление иностранных инвестиций по их типам в 2005-2007 гг.1

2007г. Справочно 2006г. в % к

млн.долларов США в % к

2006г. итогу 2005г. итогу

Инвестиции 120941 в 2,2р. 100 102,7 100

из них:

прямые инвестиции 27797 в 2,0р. 23,0 104,6 24,8

в том числе:

взносы в капитал 14794 168,7 12,2 84,6 15,9

из них:

реинвестирование 351 80,7 0,3 в 3,4р. 0,8

лизинг 82 91,9 0,1 62,7 0,1

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций 11664 в 3,0р. 9,7 180,0 7,1

прочие прямые инвестиции 1257 136,4 1,0 в 2,3р. 1,7

портфельные инвестиции 4194 131,8 3,5 в 7,0р. 5,8

из них:

акции и паи 4057 140,5 3,4 в 8,8р. 5,2

прочие инвестиции 88950 в 2,3р. 73,5 95,3 69,4

в том числе:

торговые кредиты 14012 151,3 11,6 153,7 16,8

прочие кредиты 73765 в 2,6р. 61,0 84,3 51,6

из них:

на срок до 180 дней 3429 112,2 2,8 115,1 5,5

на срок свыше 180 дней 70336 в 2,8р. 58,2 81,7 46,1

прочее 1173 в 2,2р. 0,9 150,0 1,0

1 Источник: Об иностранных инвестициях в экономику России в 2007 году. - Росстат , М.: Информационно -издательский центр «Статистика России», 22.02.2008.

За последнее время особенно быстро возросло поступление иностранных инвестиций в Россию, что свидетельствует о наличии в стране благоприятного инвестиционного климата и стабильной политической обстановки. По состоянию на конец 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике РФ составил 220,6 млрд. долл. США, что на 54,3% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 50,2% (на конец 2006г. - 49,1%), доля прямых инвестиций (ПИИ) составила 46,7% (47,5%), портфельных - 3,1% (3,4%).Основные страны-инвесторы в 2007г. - Соединенное Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, на долю прямых - 84,0% общего объема накопленных ПИИ. В 2007 г. в экономику России поступило 120,9 млрд. долл. иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 году.[3]

По данным Росстата, объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2007 г. равнялся 32,1 млрд. долл. В том же году из России за рубеж было направлено 74,6 млрд. долл. инвестиций, или на 43,6% больше, чем в 2006 г. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 58,5 млрд. долл., что на 29,4% превысило уровень 2006 г.

Быстрый темп развития российской экономики обеспечивает рост внешней торговли РФ. В 2007 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 578,2 млрд. долларов США (123,4% к 2006 г.), в том числе экспорт - 355,2 млрд. долларов (116,9%), импорт - 223,1 млрд. долларов (135,4%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным - 132,1 млрд. долл. США (в 2006 г. - 139,2 млрд. долл.).

Положительное влияние на повышение инвестиционной активности и обеспечение развития экономики на основе технологической модернизации оказывают меры, предусмотренные планом действий Правительства по реализации в 2008 г. основных положений Программы социально - экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.).

Среди них - меры по модернизации промышленности, обеспечению устойчивых темпов экономического роста, защите прав собственников, снижению совокупной налоговой нагрузки на производителей, поддержка экспорта, улучшение корпоративного управления. Осуществлялась государственная поддержка финансовой прозрачности российского бизнеса, развития системы ипотечного кредитования, активизации деятельности российских банков развития. Предприняты действия по усилению защиты интеллектуальной собственности. Ведется работа по обеспечению полной валютной либерализации.

Однако будущее российской экономики расценивается исследователями по-разному, отсюда ясно, что Россия стоит перед выбором сценария бу-

дущего развития. Некоторые из них считают, что в 2008 г. цены на нефть останутся высокими, прирост внутреннего валового продукта сохранится, однако инфляция может существенно вырасти. С таким прогнозом выступили сегодня в Москве ведущие российские экономисты. Вместе с тем, по их оценке, следующий президентский цикл станет решающим для России: страну ждет либо турецкий вариант развития, либо движение в сторону некоммерческого капитализма. [6]

Как считает директор Института экономики РАН Р. Гринберг, инерционный вариант развития России не будет угрожать стране экономическими катаклизмами. «Будет рост без развития». [6] По его мнению, если ничего экстраординарного не произойдет, то такие же положительные тенденции в статистике сохранятся. Действительно, то благополучие, которое сложилось в последние несколько лет, в значительной мере связано с очень высокой конъюнктурой на мировых рынках топлива и сырья. Так случилось, что весь мир заинтересован именно в такой структуре российской экономики, которая продолжает оставаться сырьевой; судя по всему, последующие 4 года определят действительно судьбу экономики страны.

Научный руководитель Государственного университета - Высшей школы экономики - Е. Ясин считает, что есть вариант инерционного развития в русле той политики, которая проводится в последнее время с усилением роли государства. В долгосрочной перспективе это может привести к негативным последствиям. В то же время Ясин отметил, что в ближайшей перспективе, в частности, в 2008 году в России будут по-прежнему высокие темпы роста ВВП, не менее чем 7,5%. Но при этом будет высокая инфляция. «Наш процесс модернизации пока приобретает, я бы сказал, турецкий характер. В Турции довольно успешно была проведена модернизация за 30 лет, но она все время сопровождалась годовой инфляцией в 80%. Это возможный вариант, потому что мы (страна) переполнены деньгами, у нас очень много людей считают, что стабилизационный фонд нам не нужен, что нам нужно немедленно все бросить на инвестиции. Если мы будем тратить государственные деньги, инфляция будет расти, и можем получить турецкий вариант» [6], - считает Ясин.

Вместе с тем, по его оценке, 2007 год для России очень успешный, так же, как 2006-й, и предстоящий 2008-й. «Это, с моей точки зрения, «жирные годы». Мы получаем очень большой гранд от мировой экономики в виде доходов от нефти и от сырьевого экспорта в целом. И мы имеем возможность пользоваться этим грандом. Но до бесконечности это продолжаться не может», - считает эксперт.

Можно согласиться с мнением Е. Ясина о том, что на сегодняшний день нет серьезных краткосрочных рисков. Даже если будет реализована главная угроза нашей экономики - резкое падение цен на нефть, благодаря новой конструкции нефтяных фондов это практически не отразится ни на бюджете, ни на платежном балансе.

Тем не менее, инфляция в стране продолжает нарастать. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, инфляция в России носит инерционный характер. Опыт показывает, что после того, как она разогналась, затормозить ее в сжатые сроки крайне тяжело.

Во-вторых, играет роль ряд уже принятых решений по повышению пенсий, увеличению и индексации зарплат бюджетников и денежного довольствия военнослужащих, и сверх того, принятые решения о повышении вначале 2008-2011 гг. цен на газ, что по цепочке будет передаваться в стоимость всей продукции.

Отметим также, что каждый новый президентский цикл в России неизменно сопровождается сменой экономического курса. Если с 1991 до конца 2000 года был курс на создание рыночной экономики, то сейчас постепенно происходит поворот в сторону госкапитализма. Поскольку в 2008 году, завершающем очередной цикл, главной тенденцией было создание государственных корпораций, которые имеют юридическую форму некоммерческих организаций, то это может расцениваться как сокращение рынка, и уход от сырьевой модели резко замедлится. Эксперты полагают: для того, чтобы этого не произошло, единственный путь - повышать качество государственных институтов, решительнее проводить

Степень участия регионов в реализации внешнеэкономической политики России зависит от уровня развития каждого региона, отраслевой специализации, наличия и характера природных и трудовых ресурсов, конкурентоспособности их экспортных потенциалов. Представленные ниже данные позволяют судить о различиях в экономических потенциалах регионов, и, следовательно, об их возможностях наращивать экспортный потенциал.

Таблица 3

Отраслевая структура ВРП по видам экономической деятельности

(по ОКВЭД) за 2006 год,

Раздел А Раздел B Раздел C Раздел D Раздел Е

Сельское хозяй- Рыболовст- Добыча Обрабаты- Производство и рас-

ство, охота и во, рыбо- полезных вающие про- пределение электро-

лесное хозяйство водство ископаемых изводства энергии, газа и воды

Российская Федерация

из суммы регионов 5.4 0.3 12.8 20.4 3.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Центральный феде-

ральный округ 3.2 0.0 0.9 19.3 3.7

Белгородская область 12.5 0.0 21.6 22.7 3.8

Брянская область 13.8 0.0 0.1 21.8 4.8

Владимирская область 11.8 0.0 0.3 34.0 5.7

Воронежская область 10.4 0.0 0.4 21.5 4.6

Ивановская область 9.4 0.0 0.3 21.3 9.1

Калужская область 11.5 0.0 0.4 29.2 3.6

Костромская область 17.5 0.0 0.1 20.8 10.0

Курская область 15.2 0.0 17.8 11.8 17.7

Липецкая область 7.5 0.0 0.6 55.0 2.8

Московская область 4.9 0.0 0.2 24.9 5.9

Орловская область 14.2 0.0 0.1 23.7 3.5

Рязанская область 12.8 0.1 0.3 22.6 5.9

1 Источник: Основные показатели системы национальных счетов. Copyright © Федеральная служба государственной статистики. 2007.

Раздел А Раздел В Раздел С Раздел Б Раздел Е

Сельское хозяй- Рыболовст- Добыча Обрабаты- Производство и рас-

ство, охота и во, рыбо- полезных вающие про- пределение электро-

лесное хозяйство водство ископаемых изводства энергии, газа и воды

Смоленская область 11.0 0.0 0.4 22.6 8.9

Тамбовская область 15.3 0.0 0.0 14.7 5.2

Тверская область 8.1 0.0 0.1 22.4 7.5

Тульская область 8.8 0.0 0.5 32.0 6.5

Ярославская область 5.9 0.0 0.1 32.2 4.7

г.Москва 0.0 0.0 0.1 15.4 2.5

Северо-Западный фе-

деральный округ 3.8 0.8 7.8 23.7 3.8

Республика Карелия 6.1 0.7 19.5 17.8 4.3

Республика Коми 3.2 0.0 34.4 10.1 3.6

Архангельская область 5.4 1.0 20.1 18.5 2.7

в т.ч. Ненецкий АО 0.5 0.6 74.6 0.3 0.9

Вологодская область 7.5 0.0 0.0 46.4 3.5

Калининградская область 5.7 2.3 14.8 16.3 2.7

Ленинградская область 9.0 0.0 0.8 28.0 4.6

Мурманская область 0.6 7.7 14.1 24.9 6.0

Новгородская область 9.8 0.0 0.0 36.2 5.7

Псковская область 11.2 0.1 0.1 17.9 5.2

г.Санкт-Петербург 0.0 0.0 0.1 20.9 3.5

Южный федеральный

округ 14.7 0.1 2.7 16.2 4.6

Республика Адыгея 16.6 0.1 0.9 13.3 2.4

Республика Дагестан 21.7 0.1 1.9 5.7 2.3

Республика Ингушетия 22.6 0.0 9.8 1.8 3.4

Кабардино-Балкарская Республика 27.1 0.0 0.1 12.2 3.3

Республика Калмыкия 26.7 0.2 6.5 2.0 4.4

Карачаево-Черкесская Республика 23.2 0.0 1.9 14.4 4.8

Республика Северная Осетия-Алания 17.7 0.0 0.1 15.3 3.5

Чеченская Республика 7.1 0.0 10.4 0.5 7.1

Краснодарский край 15.4 0.1 1.9 13.2 3.3

Ставропольский край 16.3 0.0 2.1 14.0 6.8

Астраханская область 7.7 0.8 1.8 26.0 3.3

Волгоградская область 9.7 0.1 7.0 26.1 6.2

Ростовская область 13.2 0.1 1.1 18.5 5.4

Приволжский феде-

ральный округ 8.6 0.0 14.9 24.4 4.2

Республика Башкортостан 10.6 0.0 12.7 27.8 3.4

Республика Марий Эл 20.4 0.0 0.1 19.7 8.0

Республика Мордовия 21.0 0.0 0.0 23.9 5.8

Республика Татарстан 7.8 0.0 30.6 16.7 2.0

Удмуртская Республика 7.0 0.0 26.7 21.1 3.4

Чувашская Республика 14.2 0.0 0.1 22.5 7.5

Кировская область 17.4 0.0 0.2 21.3 5.8

Нижегородская область 5.8 0.0 0.0 31.8 3.8

Оренбургская область 9.0 0.0 36.6 15.9 3.6

Пензенская область 14.0 0.1 0.8 19.1 4.4

Пермский край 3.9 0.0 15.2 28.2 5.4

Самарская область 4.4 0.0 11.1 32.4 3.9

Саратовская область 15.4 0.0 4.6 17.1 8.4

Ульяновская область 11.0 0.0 3.2 19.3 5.2

Уральский федеральный округ 2.5 0.0 43.0 17.6 2.5

Раздел А Раздел В Раздел С Раздел Б Раздел Е

Сельское хозяй- Рыболовст- Добыча Обрабаты- Производство и рас-

ство, охота и во, рыбо- полезных вающие про- пределение электро-

лесное хозяйство водство ископаемых изводства энергии, газа и воды

Курганская область 15.2 0.0 0.5 18.5 4.7

Свердловская область 4.7 0.0 4.3 31.6 3.5

Тюменская область 0.8 0.0 59.2 10.9 2.1

в т.ч. Ханты-

Мансийский АО-Югра 0.3 0.0 72.6 1.7 2.7

Ямало-Ненецкий АО 0.1 0.0 60.9 2.1 1.2

Челябинская область 8.3 0.0 0.9 41.4 3.2

Сибирский федеральный округ 7.6 0.0 9.3 27.4 4.9

Республика Алтай 19.7 0.0 1.9 2.3 4.6

Республика Бурятия 9.6 0.1 4.5 11.6 5.7

Республика Тыва 14.1 0.0 5.1 3.2 3.5

Республика Хакасия 6.0 0.1 7.3 20.0 10.7

Алтайский край 18.0 0.0 0.2 17.1 5.8

Красноярский край 5.1 0.0 3.9 47.1 4.4

в т.ч. Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО 1.3 0.3 15.6 2.1 1.0

Эвенкийский АО 4.0 0.1 2.3 0.9 14.7

Иркутская область 8.9 0.0 3.2 25.7 5.5

в т.ч. Усть-Ордынский Бурятский АО 58.3 0.0 0.3 3.8 0.2

Кемеровская область 3.5 0.0 27.1 16.8 6.2

Новосибирская область 9.0 0.1 3.4 17.9 4.6

Омская область 9.8 0.0 0.5 46.9 2.9

Томская область 4.5 0.1 35.2 16.0 2.8

Читинская область 8.3 0.0 7.5 3.0 5.8

в т.ч. Агинский Бурят-

ский АО 23.4 0.1 0.5 5.1 1.7

Дальневосточный фе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

деральный округ 5.7 4.3 15.0 7.8 5.3

Республика Саха (Якутия) 4.1 0.0 39.0 3.0 3.8

Приморский край 5.6 7.7 1.6 10.4 4.5

Хабаровский край 8.6 1.9 4.9 15.8 5.2

Амурская область 8.8 0.0 5.3 4.0 9.3

Камчатсая область 5.8 20.0 4.0 8.0 8.9

в т.ч.Корякский АО 2.1 20.8 29.9 8.1 2.4

Магаданская область 2.3 2.0 31.7 3.2 10.6

Сахалинская область 2.5 6.9 21.8 4.4 2.9

Еврейская автономная область 16.3 0.0 0.5 8.9 3.1

Чукотский АО 1.6 4.1 7.3 1.2 16.8

Остальные виды экономической деятельности, не вошедшие в таблицу 2, в регионах представлены оптовой и розничной торговлей, транспортом и услугами. В целом таблица констатирует разный уровень производства в регионах и мегаполисах. Например, Москва сейчас создает около 60% ВРП всего Центрального округа и 19% российского ВВП [8], Санкт-Петербург входит в группу российских регионов с уровнем экономического развития выше среднего. В 2007 г. рост валового регионального продукта (ВРП) составил 8,8% к уровню предыдущего года. Это на 1,1% выше темпов, достигнутых городом в 2006 году и на 0,7% больше показателя по РФ. В 2007 году в Санкт-Петербурге продолжилась тенденция экономического роста. Со-

хранилась положительная динамика большинства экономических показателей: оборот организаций составил 3101 млрд. рублей (около 121 млрд. долл. США, 88,6 млрд. евро) - 137,5% к 2006 году; индекс промышленного производства - 110% (по РФ - 106,3%); инвестиции в основной капитал организаций экономики - 296,7 млрд. рублей (11,6 млрд. долл. США, 8,5 млрд. евро) -138,8%; ввод в действие жилых домов - 111%; объем услуг организаций транспорта - 120,6%; объем услуг предприятий связи - 120,4%; оборот розничной торговли - 115,1%. [5]

Бурное развитие экономики России стало возможным благодаря улучшению инвестиционного потенциала регионов страны. Взрывной рост рынка недвижимости, количество и разнообразие инвестиционных возможностей определяют перспективы развития региональных экономик. В 2008 г. наиболее привлекательными городами для вложения средств стали: Санкт-Петербург, Сочи и другие региональные города с населением более 400 тыс. человек. Характерной особенностью в плане регионального среза процесса привлечения иностранных инвестиций остается их высокая концентрация в небольшой группе регионов. На 9 субъектов Федерации приходилось 88,7% поступивших в 2007 г. иностранных инвестиций. В частности, в Москву поступили 58,6% их всего объема, в Красноярский край - 10,2%, Санкт-Петербург - 5,2%, Сахалинскую область - 4,1%, Московскую область - 4,4%, Самарскую область - 2 %, Республику Татарстан - 1,4 %, Свердловскую область - 1,1%, Челябинскую область -1,1 %. [3]

В процессе рыночной трансформации в России стали применяться федеральные целевые программы в качестве механизма регулирования экономики в регионах и использования бюджетных средств в целях поддержания наиболее важных направлений развития.

В настоящее время реализация крупных инвестиционных проектов и программ возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России, так как любой инвестиционный проект или программа осуществляются в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, ее инвестиционной инфраструктуры. Инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены без поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), без использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти. Корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального). И, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и повышения его экспортного потенциала.

Однако многие программы социально-экономического развития регионов, разработанные и предложенные регионам в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года) «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы», имели ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а, значит, не могли и реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. В известной степени недостатки преодолены при составлении новых программ. Например, сейчас субъектами Дальневосточного федерального округа реализуются 19 федеральных целевых программ с общим объемом финансирования в 28 млрд. руб., в рамках которых строится 406 объектов. Впервые программа развития Дальнего Востока была принята в 1996 г. Позднее в программу были включены регионы Забайкалья. Программа была рассчитана на 1996-2005 гг. и на период до 2010 года. Отметим, что дефицитные федеральные бюджеты 1996-1998 гг. выделили на реализацию программы «Дальний Восток и Забайкалье» 3,4 млрд. руб. Вобравшие же в себя огромные дополнительные доходы, в том числе и за счет регионов, уже профицитные федеральные бюджеты 1999-2001 гг. выделяли на программу 3,3 млрд. руб. Даже после совещания в г.Благовещенске в 2000 г., специально посвященном проблемам социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья, и в работе которого непосредственно участвовал Президент РФ В.В. Путин, практически мало что изменилось На следующий, 2001 г. из федерального бюджета на программу было выделено только ровно на 10 млн. руб., или на 0,9%, больше, чем в 2000 г.

Принятие Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период 1996-2005 гг., единственной, кстати, программой в стране, получившей статус президентской, явилось важным, прежде всего, политическим событием, так знаменовало возврат государства к апробированным десятилетиями успешного развития принципам государственного патронажа по отношению к восточному макрорегиону России.

Тем не менее, непоследовательное отношение федерального Центра к исполнению собственных программных установок лежало в плоскости сугубо рыночного, а не должного государственного подхода к решению проблем слаборазвитых регионов. Логика здесь такая - программы не являются законом, следовательно, финансовое наполнение их подвержено конъюнктурным соображениям. Достаточно сказать, что на реализацию аналогичных программ из фонда регионального развития было ассигновано значительно больше средств из фонда регионального развития. Например, свыше 22 млрд. руб., более 49% всего фонда, из года в год направлялось на программу социально-экономического развития Республики Татарстан. Почти 7,5 млрд.

руб., более 32% всех средств фонда, получала Республика Башкортостан. А на программу «Дальний Восток и Забайкалье» на 13 субъектов Федерации доставалось менее 1 млрд. руб. - 4% средств фонда. В расчете на одного жителя Татарстан получал в 30 раз больше, чем дальневосточники, а Башкортостан - в 18 раз больше. [1]

В последнее время Дальний Восток и Забайкалье и шире - все восточные районы страны, безусловно, находятся в зоне особого внимания со стороны государства и бизнеса. 2007 год - это первый год, когда центральная власть в открытую сформулировала (признала) основной спектр проблем, стоящих перед регионом. Результатом стала ускоренная разработка ряда федеральных программ, из которых «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» была принята в конце 2007 г. Она призвана способствовать подъему дальневосточной экономики и интеграции ее как с внутренними регионами страны, так и экономиками стран ближнего и дальнего зарубежья.

Сегодня импульс развитию регионов дают мощные российские компании с их огромными финансовыми и материальными ресурсами. По оценке экспертов, сотрудничество крупного бизнеса и регионов выстраивается успешно. Так, на конец 2007 г. ресурсная база акционерного общества «Сургутнефтегаз» включала 125 лицензий на право пользования недрами в Западно-Сибирской, Восточно-Сибирской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинциях на территории 10 субъектов РФ. На долю АО «Сургутнефтегаз» приходится более 13% добычи нефти и свыше 9 % объемов ее переработки, 23% от объемов эксплуатационного и более 19% разведочного бурения в отрасли. [9] В Восточной Сибири полностью создана производственная инфраструктура. Накопленные инвестиции в этом регионе на конец 2007 г. составили 62 млрд. руб. В текущем году при условии соблюдения сроков строительства нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан объем выполненных на Талаканском месторождении работ позволяет приступить к его промышленной эксплуатации. Это обеспечит рост экспорта из сибирских и дальневосточных регионов в Китай, Японию и другие страны Восточной Азии.

Местные предприниматели и региональные власти в связи с этим должны активнее создавать необходимую социально-экономическую структуру. Важной задачей, стоящей перед Россией, является активизация участия регионов в ее внешнеэкономической деятельности, прежде всего, в формировании экспортных ресурсов. В настоящее время субъекты Федерации ведут активную внешнеэкономическую и международную деятельность. Действуют представительства субъектов Федерации в ряде стран дальнего и ближнего зарубежья (например, представительства Башкортостана - в Казахстане, Киргизии и на Украине; Марий Эл - в Молдове; Татарстана - во Франции). На сегодняшний день наибольшую долю российского экспорта обеспечивают регионы, основу экономики которых составляет добыча углеводородного сырья. Республика Башкортостан - один из крупнейших промышленных и экс-

портоориентированных регионов Российской Федерации. На долю республики во внешнеторговом обороте России приходится около 2%.

Ежегодный внешнеторговый оборот Республики Башкортостан составляет порядка 2 млрд. долларов США, из которого 80% - экспорт.

Башкортостан имеет внешнеторговые связи более чем c 90 странами мира, поддерживая прочные контакты со странами Восточной и Западной Европы, арабского мира, США, Индией, Турцией, Японией.

Многоотраслевая структура экономики Башкортостана предлагает на мировой рынок широкий ассортимент производимой продукции. Предприятия поставляют на экспорт: нефть, нефтепродукты, полиэтилен, полипропилен, соду, каучук, вертолеты, автосамосвалы, авиадвигатели, автомобильные двигатели, нефтепромысловое оборудование и многие другие товары. [7]

Литература

1. Ишаев В. И. Нет политики «дальневосточной». Есть политика России на Тихом океане. - Россия в АТР, 2005, № 1. С. 7.

2. Об иностранных инвестициях в экономику России в 2007 году. - Росстат , М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 22.02.2008.

3. Об иностранных инвестициях и формировании инвестиционного климата в Российской Федерации (справочная информация).- Бюллетень департамента информации и печати МИД РФ. 10.06.2008 . С. 2-3.

4. Производство валового внутреннего продукта (ВВП) за 2007 год. - Росстат. М., 01.02. 2008.

5. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга (по итогам 2007 года). - Официальный портал администрации Санкт-Петербурга

www.gov.spb.ru/ gov/admin/otrasl/c_foreign/spramat/eps

6. Что ждет Россию в 2008 году, - прогноз экономических экспертов. - РИА «Новый Регион». Декабрь, 2007..

7. www.bashkortostan-export.com/rus/about.html

8. www.cnews.rn/reviews/free/itservice2007/articles/economic_development.shtml

9. www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=780776&ct=news

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.