Научная статья на тему 'Экономика проектного управления: риски на разных стадиях жизненного цикла проекта. Часть 1'

Экономика проектного управления: риски на разных стадиях жизненного цикла проекта. Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2574
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКИ ПРОЕКТА / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ФАЗ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРО ЕКТА / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ ПРОЕКТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елкина О.С.

В статье систематизированы риски, формирующиеся на разных фазах жизненного цикла проекта. Применительно к каждой фазе определены ключевые показатели, которые позволяют идентифицировать риски и принять соответствующие управленческие воздействия. Автором разработаны критерии, на основе которых можно оценивать состояние проекта на определенной фазе, осуществлять мониторинг рисков и контролировать реализацию проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика проектного управления: риски на разных стадиях жизненного цикла проекта. Часть 1»

экономика

ЭКОНОМИКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ: РИСКИ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОЕКТА. ЧАСТЬ 1.

ЕЛКИНА О.С,

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Аннотация: В статье систематизированы риски, формирующиеся на разных фазах жизненного цикла проекта. Применительно к каждой фазе определены ключевые показатели, которые позволяют идентифицировать риски и принять соответствующие управленческие воздействия. Автором разработаны критерии, на основе которых можно оценивать состояние проекта на определенной фазе, осуществлять мониторинг рисков и контролировать реализацию проекта.

Ключевые слова: риски проекта, жизненный цикл проекта, идентификация фаз жизненного цикла проекта, критерии оценки состояния проекта

Изучение теории жизненных циклов дает возможность увидеть динамику развития проекта, что позволяет сделать вывод о своевременности тех или иных управленческих решений, направленных на предотвращение угроз, приводящих к формированию рисков.

Определить на каком из этапов жизненного цикла находится в настоящий момент проект сложно, хотя именно понимание фазы проекта определяет риски, на которые должен быть направлен мониторинг корпоративного управления. Проблема достоверности определения фазы проекта заключается в отсутствии определенного критерия, который бы мог точно помочь определить инвестору этап жизненного цикла проекта.

Исследование многочисленных источников, посвященных изучению особенностей формирования жизненных циклов организации, продукта и проекта, позволило сделать следующие выводы [1;2;4;20].

Прежде всего, формируя понятие жизненного цикла проекта необходимо помнить, что многие проекты могут быть связаны с текущей деятельностью организации. Например, проект, направленный на повышение производительности труда или сокращение затрат производства. Другие проекты могут быть лишь одним из аспектов жизненного цикла продукта. Например, проект, предпринимаемый с целью выпуска на рынок нового персонального компьютера. В некоторых областях приложения, например в разработке новых продуктов, или разработке программного обеспечения, организации считают жизненный цикл проекта частью жизненного цикла продукта [20]. В отечественной практике проект связывают с созданием нового продукта и рассматривают их в неразрывной взаимосвязи. В результате, жизненный цикл проекта представляют как серии фаз создания продукта.

В связи с большим разнообразием видов проектной деятельности, мы будем придерживаться отечественного подхода, когда проект связывают с созданием нового продукта и его жизнеспособностью. Этот подход можно обосновать тем, что проблемы корпоративных рисков и корпоративного управления возникают в наибольшем объеме именно при привлечении инвесторов в новый вид деятельности.

Однако, вне зависимости от того, как связывают соотношение проекта и продукта, с целью обеспечения более качественного управления проект делят на фазы. Совокупность этих фаз и представляет собой жизненный цикл проекта[20]. Следовательно, жизненный цикл проекта - это время существования проекта от его начала до завершения. В нашем подходе - от момента начала работы над новым продуктом, до его ухода с рынка в связи с отсутствием спроса на него.

Переход из одной фазы в другую в пределах жизненного цикла проекта обычно подразумевает некую форму технической передачи или сдачи результатов, что и обозначает переход от одной фазы к другой. Именно формализация этапов и составляет основную проблему для инвесторов при корпоративном управлении. Поэтому, наше исследование, в первую очередь направлено на определение границ каждой фазы, где мы можем определить ключевые моменты, на что должен быть направлен мониторинг и контроль со стороны инвесторов.

С этой цельно, обратимся к Своду знаний по управлению проектами. Из этого документа следует, что жизненный цикл проекта должен определять следующее:

• Какие технические работы должны быть проведены в каждой фазе.

• В какой момент каждой фазы должны быть получены результаты поставки и как проходит проверка и подтверждение каждого результата поставки

• Кто участвует в каждой фазе

• Как контролировать и подтверждать каждую фазу [20].

Однако это же руководство говорит о том, что единого мнения относительно фаз, из которых складывается жизненный цикл проекта в современной практике не выработано. Еще сложнее привязать фазы жизненного цикла к проблемам корпоративного управления.

Исходя из целей, стоящих перед корпоративным управлением и систематизации рисков, которые могут возникать у инвесторов, нами была предложена следующая классификация фаз жизненного цикла проекта.

Жизненный цикл проекта можно разбить на четыре отдельных этапа:

1) этап возникновения проекта и начало его реализации;

2) этап активной реализации проекта

3) этап стабилизации проекта

4) этап завершения проекта

На первом этапе формируется план проекта и начинается его реализация. Первые риски, с которыми сталкивается здесь инвестор, связаны с неполным учетом возможных вариантов развития проекта и недостаточного уровня его детализации, которые могут иметь катастрофические последствия для завершения проекта.

Кроме того, инвесторы должны знать, что менеджером проекта сформирована команда, готовая работать на полную мощность в течение всего срока проекта. Руководитель проекта должен уметь координировать и интегрировать деятельность своих служащих. Для успешного выполнения этих функций руководитель должен: ясно и доходчиво излагать свои мысли; общаться с людьми; быть знакомым с работой каждого функционального подразделения. Руководитель проекта отвечает за его успех, не имея при этом формальной власти над людьми, ресурсами и оборудованием [24; С.20]. Для этой цели он должен уметь договариваться с руководителями подразделений и инвесторами.

Третий риск, с которым можно столкнуться на данной фазе - отсутствие достаточного количества заинтересованных инвесторов и акционеров. Информация, формируемая на данном этапе менеджерами проекта должна убедить инвесторов в наличии достаточного количества участников, которые смогут обеспечить завершение проекта.

С организационной позиции - это этап начала основной деятельности. Объем продукта, формируемый проектом незначительный, но постепенно увеличивается. Этот этап характеризуется работой по созданию продукта и постепенным внедрением его на рынок, технико-экономическим становлением, накоплением активов. Проводятся специальные исследования и разработки по организации и развитию проекта, которые требует определенных расходов.

Главная цель проекта на данной стадии - выживание и доказательство своей конкурентоспособности. На данном этапе требуется постоянное вложение большого объема финансовых средств. В этот период проект еще не работает на полную мощность, отдачи еще нет, поэтому делать какие-либо выводы по показателям рентабельности или оборачиваемости невозможно. Это формирует риски инвесторов, связанные с оценкой текущего состояния проекта.

На данном этапе состояние проекта характеризуется наличием большой долей заемных средств, вследствие чего формируется высокий финансовый риск, поэтому необходимо стабилизировать финансовые показатели. Показатели финансовой устойчивости в большинстве случаев не соответствуют рекомендуемым значениям. Также необходимы начальные расходы на аренду или покупку помещения, оборудования и т.д. Возможно, потребуется некоторое время для покрытия этих расходов и получения прибыли. Этот этап в бизнесе называется "долина смерти", в этот момент проект является наиболее уязвимым. Тем не менее, если идея и начало проекта успешные, оборот будет

постоянно расти, высокие прибыли постепенно снизят показатели рискованности.

Второй этап характеризуется стабильным ростом прибыли и положительной динамикой объема продаж, это этап завоевания рынка и укрепления своих позиций на рынке. Продукт проекта признается потребителями, поставщиками, кредиторами, важными становятся показатели оборачиваемости и рентабельности продаж, чем выше эти показатели, тем выше уровень финансовой устойчивости организации, который на данном этапе стабилизируется. Основную угрозу для инвесторов на данном этапе составляет риск не контролируемого бюджета. Контроль за состоянием бюджета является одной из главнейших функций менеджера [5]. Потеря контроля над бюджетом гарантированно приводит к проблемам реализации проекта и оттоку инвесторов

На данном этапе активно развивается производство, расширяются масштабы деятельности, именно здесь требуется значительное привлечение финансовых ресурсов. По соотношению привлеченный капитал и собственный капитал (по показателю финансового рычага) можно увидеть, что риск потери финансовой устойчивости еще высок. На данной стадии значимую роль приобретают значения и динамика показателей соотношения собственных и заемных средств, прибыли от реализации товаров (работ, услуг) и чистой прибыли (коэффициент соотношения заемных и собственных средств, финансовый леверидж).

Третий этап - стабилизация или этап зрелости. Как правило, это весьма долгий период. Зрелость характеризуется проникновением в новые сферы рынка, расширением и дифференциацией направлений деятельности. Период зрелости наступает в результате напряжения всех сил проекта, а именно: полной занятости всех ресурсов (рабочей силы, земель, мощностей, капитала, предпринимательской способности и т.п.), полном объеме производства, что означает эффективное использование и распределение ресурсов (использование наилучших технологий, техники и т.п.). Однако данный этап характеризуется рисками отклонения от главной цели проекта. Если реализуемый проект характеризуется продолжительностью и сложностью, то легко потерять главную цель проекта, сконцентрировав свое внимание реализации второстепенных задач, например, связанных с выходом на новые рынки. Кроме того, на данном этапе возникает угроза снежного кома. Этот эффект появляется при постоянном разрастании проекта, внесении бесконечных корректировок и уточнений. Возникновение слишком большого объема сопутствующих идей и возможностей может привести к невозможности реализации данного проекта. Основная задача менеджера -придерживаться первоначального объема обеспечения. И любые изменения должны быть тщательно проанализированы, прежде чем будут внесены какие-либо изменения проект.

Для поддержания финансовой устойчивости организации в данный период необходимо контролировать состояние показателей рентабельности продаж, рентабельности активов и собственного капитала. Однако, если показатели финансового и производствен-

ного рисков высоки, то необходимо стабилизировать и показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Отклонение финансовых показателей от нормальных среднеотраслевых значений в период зрелости свидетельствует о финансовой нестабильности функционирования проекта и, если не принять меры по финансовому оздоровлению, проект может в скором времени оказаться под угрозой срыва.

Следующим сигналом снижения финансовой устойчивости является омертвление оборотного капитала, т.е. скопление на складах большого количества сырья, материалов, а также готовой продукции, в результате чего снижается оборачиваемость оборотных активов и рентабельность продаж. В данном случае также необходим переход на качественно новый технико-технологический уровень производства и активный маркетинг. Особое внимание нужно уделять постоянному контролю за движением наличности организации, более широко использовать сложные финансовые методы, средства для снижения риска и увеличения прибыли.

Затем наступает четвертый этап - завершения проекта. Стадия завершения характеризуется высоким совокупным риском, низкими показателями рентабельности, оборачиваемости и платежеспособности организации, а также соотношение собственных и заемных средств. Значение коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными источниками не соответствует нормативному. Происходит системное падение объема продаж, т.е. наступает период, когда различные усилия менеджмента не приводят к стабилизации объемов продаж. Это приводит к резкому падению финансовой устойчивости и прекращению деятельности организации.

Период спада наступает, главным образом, за счет агрессивной политики конкурирующих проектов, а также за счет усиливающегося старения его ресурсов. Это относится как к материальным, так и к кадровым, информационным, организационным ресурсам. Для этого этапа характерны: слабый маркетинг, высокая доля заемных средств. Большое влияние оказывают внешние факторы. На этапе спада происходит дестабилизация всех финансовых и экономических показателей. Необходимы контроль и анализ всех показателей, стабилизация финансовых показателей и внедрение новой маркетинговой стратегии.

Таким образом, важнейшим принципом поддержания финансовой устойчивости проекта является постоянный контроль за финансово-экономическими показателями с целью обнаружения сигналов о надвигающемся снижении стабильности и немедленной реакции на эти сигналы.

Литература

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер. 2007. - 365 с.

2. Борновалова Т.И. Стадии жизненного цикла организации: особенности и характерные черты. // Организационные проблемы управления экономикой (сборник научных трудов). Под ред. д.э.н., профессора Н.Р.Исправниковой - М.: ИЭ РАН - 2004. - 265 с.

3. Все о нефти // [Электронный ресурс] http:// vseonefti.ru/etc/riski-v-neftyanoi-otrasli.html. Дата обращения 4.07.2013

4. Глухова Е.В. Концепция жизненных циклов: необходимо ли ее понимание и применение финансистами на российском рынке? // Корпоративные финансы, №4 2007 с.111-117

5. Елкин С.Е. Достоверность бухгалтерской отчетности как элемент безопасности экономической политики предприятия // Вестник Омского университета. Серия Экономика. - Омск, Издат-во ОмГУ, 2005. -№ 1.- С.

6. Елкин С.Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово-экономический журнал. - Омск, Изд-во Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, 2009. - № 9. - С. 48-55

7. Елкин С.Е., Елкина О.С. Бухгалтерский баланс -источник информации для анализа финансового состояния банка // Вестник Омского университета. Серия экономика. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. - № 3. - С. 106-111

8. Елкин С.Е. Дистанционное обучение в системе управления человеческими ресурсами // Сибирский торгово-экономический журнал. - РГТЭУ, 2011. - № 14 (Спец. выпуск). - С. 25 - 32.

9. Жидких И.Н. Общая характеристика специфических видов рисков, сопровождающих инвестиционно-строительный проект // Транспортное дело России - 2009 - №9. [Электронный ресурс] http://morvesti.ru/archiveTDR/element.php?IBLOCK_ ID= 66&SECTI0N_ID=1405&ELEMENT_ID=4779 Дата обращения: 25.05.2013

10. Казьмирук С. Актуальные вопросы отрасли связи и телекоммуникаций с позиции безопасности [Электронный ресурс] // http://www.myshared.ru/ slide/177498/. Дата обращения 12.08.2013

11. Классификация проектных рисков [Электронный ресурс] // http://in-projects.ru/klassifikacziya-proektnyx-riskov.html. Дата обращения 24.09.2013

12. Кривошапка И. Новая модель рынка: борьба за бизнес или нацеленность на потребителя? [Электронный ресурс] // Энергетика и промышленности России - 2012 - № 07 (095) - http://www.eprussia.ru/ epr/195/13880.htm. Дата обращения 20.08.2013

13. Кришна Дайлип (R. Dilip Krishna). Управление корпоративными рисками// [Электронный ресурс] http://www.iso.ru/print/rus/document6151.phtml#2. Дата обращения 18.09.2013

14. Кушелевич Е.И., Филонович С.Р. Модели жизненных циклов организаций / В кн.: Виханский О.С., Наумов А.И. (ред). Менеджмент: век ХХ — век XXI. М.: Экономистъ, 2004 г. - 320 с. 30—320.

15. Левяков О.М. Риски внешнеэкономической деятельности // [Электронный ресурс] http://www. src-master.ru/article27188.html. Дата обращения 18.07.2013

16. Политическая среда международного маркетинга // [Электронный ресурс] http://psyera.ru/2657/ politicheskaya-sreda-mezhdunarodnogo-marketinga. Дата обращения: 18.07.2013

17. Понятие санитарного режима предприятия общественного питания. Санитарно-эпидемиологические «факторы риска» в общественном питании // [Электронный ресурс] http://med-books.info/gigiena-sanepidkontrol_733/ponyatie-sanitarnogo-rejima-predpriyatiya.html. Дата обра-

экономика

щения: 18.07.2013

18. Риски для медиа// [Электронный ресурс] http:// www.sostav.ru/blogs/60809/8588/. Дата обращения 12.09.2013

19. Розничная торговля: прогноз благоприятный. Аналитический обзор октябрь 2012 // Национальное рейтинговое агентство // [Электронный ресурс] http://www.ra-national.ru/uploads/rus/files/analytic/ file_review/016c75762e935c1ef818615cc53256a5.pdf. Дата обращения 12.09.2013

20. Руководство к Своду знаний по управлению проектами. Третье издание. - 2004. 388 с. 2004 Project Management Institute, Four Campus Boulevard, Newtown Square, PA 19073-3299 USA / США - 388 p.

21. Сельскохозяйственные риски // [Электронный ресурс] http://www.risk24.ru/selskoxozriski.htm. Дата

обращения 22.08.2013

22. Тор 10 рисков для операторов связи // [Электронный ресурс] http://www.cossa.ru/articles/152/38652/. Дата обращения 22.08.2013

23. Транспорт // [Электронный ресурс] Транспорт в России и за рубежом. Серия: на стол руководителю. - 2012 - № 46 (943).

24. Тренев Н. Технологии управления проектами - LAP LAMBERT Academic Rublishing CmbHK, Saarbrucken, Germany- 2012. - 465 с. C.20

25. Федотов М.А. Риски страховой компании// [Электронный ресурс] http://www.insur-info.ru/press/39510/. Дата обращения 8.08.2013

26. Экономический Словарь. Яндекс. Словари. Корпоративное управление // [Электронный ресурс] http:// slovari.yandex.ru/~книги/ Дата обращения 8.08.2013

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КРИЗИС

ЕФИМОВА C.B.,

Омский институт (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

Аннотация: статья посвящена анализу глобализации и ее роли в современном кризисе. По мнению автора, основной проблемой кризисных состояний, связанных с процессами глобализации, является разрушение идентичности, однако механизмы самосохранения приводят к поиску стратегий спасения, которые могут иметь религиозный характер.

Ключевые слова: глобализация, религии спасения, идентичность, конфликт, дефрагментация ценностей, информационный прессинг.

Современный мир давно существует в ситуации глобализации. Всепроникновение глобализацион-ных процессов таково, что не обращаться к происходящему в разных сферах бытия, либо делать вид, что они неизменны, представляется, по крайней мере, безответственным. Именно это и имел ввиду Президент РФ В.В. Путин, восклицая в своей речи по поводу 70-летия ООН «Вы хоть понимаете, что вы сделали?».

Сегодня очевидно, что именно процессы глобализации привели к миграционной катастрофе в Европе, в статье предпринята попытка проанализировать происходящего через потерю идентичности, являющуюся неотъемлемой частью глобализации.

Процесс воздействия на социальную действительность различных факторов международного значения: экономических и политических связей, культурного и информационного обмена, меняет мир и представления о нем, при этом в условиях новой реальности человек пытается выстроить мир в определенном масштабе, соизмеримом с его проекциями.

В мировом сообществе возрастает состояние неопределенности, размытости ценностных ориентиров - это обратная ситуация глобализирующегося мира, вынуждающая жить в состоянии новой коллективности. Другой перестает быть настолько удаленным, чтобы игнорировать его. Но утрата смыслов, обязывающих к коллективной жизни, не

означает, что можно жить бес-СМЫСЛенно, ведь в системе мира, представленного «глобальной деревней», мы оказываемся в ситуации появления изобилия предложения СМЫСЛОВ самого разного рода: мировоззренческого, религиозного, политического, эзотерического, расистского и т.п. [7]. При этом наряду с вновь возникающими, имеются и ментальные основания и восприятия действительности, которые порой явно противостоят новым веяниям.

Исторические процессы выстраивания и обновления религиозных форматов показывают, что религиозные общества одними из первых принимают вызовы новых трансформаций реальности. Вероятность того, что и в условиях глобализации они непременно будут выстраивать определенные стратегии, была очевидна специалистам еще в 70-е годы прошлого века.

Одним из результатов глобализма стал информационный передел мира, сопровождающийся мощной перестройкой мировоззрения, а глобализация как идеология направлена на преобразование сознания и коллективного и, безусловно, индивидуального с учетом всех новейших достижений. Интернет, телевидение, виртуальная реальность, интерактивность работают на формирование новых образов и моделей поведения. Следует учесть и то, что страны бывшего соцлагеря прошли через процесс деидеологизации, длившейся от десяти до пятнадцати лет. В этот период из мировоззрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.