На взгляд, достичь поставленной цели возможно, используя современные инструменты связи, создав систему организационно-экономических отношений между сельхозтоваропроизводителем и промышленностью; максимально защитить государственной поддержкой сельхозтоваропроизводителей и машиностроителей; создать комфортные условия для финансовых структур.
Достичь поставленной цели можно путем создания сети федеральных государственных центров по сельскому хозяйству (8 по числу федеральных округов). Центры могут быть созданы на базе государственных машиноиспытательных станций, там будут созданы условия для здоровой конкуренции.
Список литературы
1. Козырь, М.И. Правовые аспекты становления и развития агропромышленного комплекса в РФ /
М.И. Козырь // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2010. — № 10. — С. 74-78.
2. Конкин, Ю.А. Обновление техники села — проблемы XXI века / Ю.А. Конкин // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2000. — № 8. — С. 23-26.
3. Лимарев, В.Я. Организация и регулирование логистических процессов и маркетинга в системе ресурсо-обеспечения АПК: дис. ... доктора техн. наук / Виктор Яковлевич Лимарев. — М., 2000. — 324 с.
4. Козлов, В.В. Агротехнопарки и отечественные проекты / В.В. Козлов, Н.Г. Платоновский // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2010. — № 10. — С. 53-56.
5. Черняков, Б.А. Информационный обмен в сфере сельскохозяйственного образования, науки и производства в США / Б.А. Черняков, И.В. Протопопов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2010. — № 10. — С. 79-84.
УДК 631.3.004.12
В.А. Семейкин, доктор экон. наук
Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРОДАЖНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Предпродажный технический сервис — это комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности изделия на стадии его реализации (передачи) пользователю, он является одним из этапов эксплуатации этого изделия. Этот период начинается с момента поступления изделия на площадку готовой продукции изготовителя и заканчивается передачей ее непосредственному потребителю, например сельскому товаропроизводителю, включает следующие возможные этапы: подготовку к транспортированию, передачу машины транспортной организации, погрузку на транспортное средство, транспортирование и обслуживание в процессе транспортирования, приемку машины от транспортной службы, а в случае самовывоза — непосредственно от изготовителя, постановку на временное хранение и обслуживание в процессе хранения; досборку машин или расконсервацию других изделий; регулировку и смазку машин; проверку работоспособности машин на холостом ходу; устранение выявленных неисправностей; технологическое регулирование рабочих органов машин с целью выявления возможности выполнения этих операций в хозяйстве или в поле; инструктаж (обучение) пользователя; передачу машины (изделия) непосредственному пользователю с оформлением необходимых документов; по за-
30
явке пользователя — транспортирование машины (изделий) в хозяйство.
Весь этот комплекс работ по предпродажному обслуживанию обусловлен рядом объективных и субъективных причин. К числу объективных причин следует отнести транспортабельность изделий, которая для крупногабаритных изделий, например комбайнов, определяется уровнем комплектности с учетом габаритов и экономической целесообразности: например, сельхозмашины (плуги, культиваторы и др.) выгоднее транспортировать в полуразобранном виде из-за дороговизны этой услуги.
Субъективной причиной необходимости проведения предпродажного сервиса является ненадежность, низкое качество изделий, которое характеризуется тремя основными источниками их происхождения: недоработкой конструкции, некачественным изготовления, а также необходимостью устранения неисправностей, а точнее повреждений, которые возникли в процессе транспортировки. Нередко требуется доукомплектование машин, которое возникает по вине изготовителя или транспортной организации.
Предпродажному техническому сервису подвержены не только машины и запасные части (расконсервация и входной контроль), но и продукция производственного назначения: металл (резка и раскрой), технологические жидкости (розлив
в малые емкости), древесина (сушка, распил), металлический трос (резка и разделка), стекло (резка и раскрой) и другая продукция.
Предпродажный технический сервис проводится в специализированных цехах центра предпродажного и гарантийного обслуживания дилеров (как правило, агроснабов) или непосредственно в хозяйствах, располагающих необходимой материально-технологической базой и специалистами.
Инженерная сторона проблемы предпродажного технического сервиса достаточно полно освещена в работах, основанных на результатах исследований специалистов Росагроснаба, МГАУ им. В.П. Горячкина и ГОСНИТИ (В.А. Семей-кин, В.М. Михлин, В.Я. Лимарев, В.М. Корнеев, А.С. Дорохов, С.А. Терский и другие) [1, 2].
Ряд исследований проведен и по решению экономических задач предпродажного технического сервиса. Определены основные составляющие затрат на эти работы, источники финансирования, определена трудоемкость сервиса по основным машинам и изделиям, а также дана оценка эффективности этих работ в условиях дилерских центров и хозяйств.
Основу эффективности предпродажного сервиса обеспечивают следующие мероприятия: надлежащий входной контроль качества изделий, до-сборка, регулировка, технологическая настройка, смазка, обкатка и устранение неисправностей.
Выполнение такого комплекса работ позволяет упредить 15.20 % отказов машин в процессе их использования по назначению, тем самым повысить их готовность и производительность.
Эффективность предпродажного сервиса определяется путем сопоставления затрат на эти работы и сокращения потерь продукции (в денежном эквиваленте), которые могли произойти без упреждения отказов, т. е. вероятная упущенная выгода принимается как доход:
Эп
С - С
у.в п.т.с
:
(1)
где 5п.тс — эффективность предпродажного технического сервиса машин, р./р./год; Су.в — упущенная выгода при отсутствии предпродажного технического сервиса, р.; Сп.тс — суммарные затраты на проведение предпродажного технического сервиса, р.
Срок окупаемости затрат на предпродажный технический сервис
1
t =
ок Э„
(2)
Для определения упущенного дохода (выгоды) используется формула
Су.в = ^ДРуЛбпрДпр + (3)
где N — количество машин г-й марки, ед., АГ — прирост готовности машин за счет предпродажного технического
сервиса; Руч — уровень участия г-й машины в производстве продукции; Qпр — объем произведенной продукции при использовании машин, р.; Со — затраты на устранение последствий одного отказа, тыс. р.; Хо — интенсивность отказов машины, 1/от.; лупр — уровень упреждения отказов при предпродажном техническом сервисе.
Допускается, что второе слагаемое в формуле (3) можно отнести в доходную часть, так как эти денежные средства не будут использованы на устранение последствий упрежденных отказов машин.
Упущенный доход можно определять по упрощенной формуле
(4)
где Спр — упущенная выгода от часа простоя машины, р.; Ки — коэффициент инфляции; tлр — продолжительность простоя машины из-за отказов, которые могли случиться без проведения предпродажного обслуживания, ч.
Суммарные затраты на предпродажный технический сервис
Сп.т.с = Зи + Ку.и(Соб + Сп + Азд + Аоб) +
+ См + Скв + СНТД + Cлр,
(5)
где Зи — заработная плата исполнителей с начислениями, р; Куи — коэффициент, учитывающий уровень использования оборудования, зданий, затрат на приобретение оборудования предпродажного технического сервиса; Соб — себестоимость дополнительно приобретаемого оборудования, р.; Сп — затраты на проверку измерительных устройств, р.; Азд, Аоб — амортизационные отчисления (оборудование, здания, сооружения), р.; См — затраты на материалы, р.; Скв — затраты на повышение квалификации исполнителей, р.; СНТд — затраты на приобретение нормативно-технической документации, р.; Спр — прочие затраты (улучшение условий труда, налоги, командировочные, транспортные и другие расходы), р.
Эффективность сервиса продукции производственного назначения достигается за счет сокращения отходов этой продукции при подготовке к использованию, уменьшения потерь при розливе технологических жидкостей, расфасовке сыпучих материалов, экономии на транспортных, упаковочных, складских и других расходах.
Установлено, что организация сервиса металлопродукции в условии специализированных цехов эффективнее, чем в условиях хозяйств, на 22.27 % и составляет 0,4 р./р. в год, а срок окупаемости затрат — 2,5.3 года.
Эффективным является и сервис других видов продукции. Например, рентабельность розлива серной кислоты находится в пределах 30.35 %, а краски — 22.27 %. Экономия продукции достигает 10.12 %.
Таким образом, внедрение сервиса продукции производственного назначения позволяет получить экономию денежных средств или увеличение объемов ее приобретения за счет безотходных технологий, ведет к совершенствованию и удобству скла------------------------------------------- 31
дирования, что способствует ее сохранности и снижению издержек производства как у дилера, так и у покупателя, повышает культуру производства. Подготовленная к использованию продукция быстрее включается в производственные процессы, что повышает производительность труда.
Исследования показали, что грамотная организация предпродажного технического сервиса изделий, поставляемых сельскому хозяйству, является высокоэффективным мероприятием. Готовность машин увеличивается на 10.17 %, а эко-
номия денежных средств на сервис продукции производственного назначения составляет 4.8 % от ее стоимости.
Список литературы
1. Материально-техническое обеспечение агропромышленного комплекса / В.Я. Лимарев [и др.]; под общ. ред. В.Я. Лимарева. — М.: Известия, 2004. — 624 с.
Дорохов, А.С. Контроль технического состояния сельскохозяйственной техники / А.С. Дорохов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. — 2010. — № 2. — С. 23-26.
УДК 334
Н.А. Тимошенко
Брянская сельскохозяйственная академия
КООПЕРАЦИЯ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЙ С ХОЗЯЙСТВАМИ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ЭЛЕМЕНТОВ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Экономическое оздоровление сельскохозяйственных предприятий должно быть всесторонним. Наряду с организацией эффективных внутрихозяйственных отношений необходимо изыскивать и другие организационно-экономические методы оздоровления. Наиболее реальна и эффективна в сложившейся политико-экономической формации организация всевозможных форм сельскохозяйственной кооперации [1, 2].
Мировая практика, в том числе отечественная, характеризуют кооперацию как наиболее эффективную организационную форму самопод-держки и взаимопомощи сельхозтоваропроизводителей, позволяющей совмещать преимущества как индивидуальных (ЛПХ), так и коллективных хозяйств (К(Ф)Х). Наибольшее распространение получили кооперативы: снабженческие, сбытовые, оказывающие различные услуги. Сельскохозяйственное предприятие может организовать на своей базе все три вида кооперативов. При этом кооперативы на базе сельхозпредприятий выгодны не только самим сельхозпредприятиям, но и ЛПХ, К(Ф)Х и другим формам сель-хозорганизаций. Особенное значение в настоящее время имеет кооперация с ЛПХ, так как эти хозяйства населения в Брянской области производят почти 40 % мяса, более 55 % молока и около 44 % яиц. Согласно статистическим данным, земельные участки имеют около 35 % городских и 99 % сельских семей. Не все хозяйства населения производят сельхозпродукцию на продажу. В этой связи можно выделить три основных типа хозяйств населения:
32
1. Потребительский. Вся продукция которого потребляется внутри ЛПХ;
2. Потребительско-товарный. Продукция ЛПХ этого типа не только потребляется для своих нужд, но и реализуется. В этом типе можно условно выделить подтипы, в основе которых будет объем реализованной продукции. Подтип А — около 25 % реализованной продукции ЛПХ, подтип Б — около 50 % реализованной продукции ЛПХ и подтип В — около 75 % реализованной продукции ЛПХ;
3. Товарный. Объем реализованной продукции составляет более 75 % от всей произведенной.
В то же время исследования показали, что основным каналом сбыта овощей, картофеля, фруктов, молока и около 50 % мяса является местный продовольственный рынок в районном или областном центре.
Схема организации кооперативной системы ЛПХ на основе сельскохозяйственного предприятия (СХП) может быть следующей (рисунок).
Из представленной схемы видно, что организация кооперативной системы должна основываться на договоре, поэтому автор разработала рекомендации по его составлению:
• в договоре должны быть изложены основные принципы и формы кооперирования коллективных хозяйств с населением при производстве сельскохозяйственной продукции, установлены обязательства сторон в процессе такой кооперации, их экономические взаимоотношения. В частности, колхоз или другое сельскохозяйственное предприятие продает гражданину для выращивания скота и птицы корма