Научная статья на тему 'Экономика образования: основные понятия и опыт системного анализа'

Экономика образования: основные понятия и опыт системного анализа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7304
471
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ПРИКЛАДНАЯ НАУКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / СИСТЕМА / ЦЕЛОСТНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ECONOMICS OF EDUCATION / EDUCATIONAL SERVICES / APPLIED SCIENCE / PRACTICAL ACTIVITIES / ACADEMIC DISCIPLINE / SYSTEM ANALYSIS / SYSTEM / INTEGRITY / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поздняк Светлана Николаевна, Столяров Владимир Ильич

На основе системной методологии проведен анализ содержания понятия «экономика образования», выделены ее характеристики как прикладной науки, практической деятельности и учебной дисциплины. Системно представлены основные методологические элементы каждой из них: объект, предмет, цель, задачи, субъект, результаты деятельности. Результатом экономики образования являются новые знания (понятия, термины, концепции, подходы, отражающие специфику экономических отношений и процессов в системе образования), новые методы исследований, повышение эффективности экономических отношений и процессов при оказании образовательных и иных услуг, осуществляемых образовательными организациями, а также знания, умения, навыки, компетенции, способности и деловые качества, позволяющие рационально выполнять экономическую деятельность в образовательных организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поздняк Светлана Николаевна, Столяров Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICS OF EDUCATION: BASIC CONCEPTS AND EXPERIENCE OF SISTEM ANALYSIS

On the basis of a systematic methodology we conducted content analysis of the concept "economy of education", its characteristic features as an applied science, practice and training discipline are described. The main methodological elements of each of them are presented: object, subject, target, tasks and results of activity. The results of economy of education is new knowledge (concepts, terms, approaches that reflect the features of economic relations and processes in educational system), new methods of research, promotion of effectiveness of economic relations and processes of educational services in educational establishments, as well as knowledge, skills, competences, abilities and business skills, which help to carry out the economic activity in educational establishments productively.

Текст научной работы на тему «Экономика образования: основные понятия и опыт системного анализа»

УДК 37.014.54

ББК Ч404к94 ГСНТИ 16.21.27 Код ВАК 13.00.02

Поздняк Светлана Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, кафедра географии и методики географического образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: pozdnyak_sn@mail.ru

Столяров Владимир Ильич,

кандидат экономических наук, доцент, кафедра технологии и экономики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26; e-mail: stolarov_vi@. mail ru

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПЫТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономика образования; образовательная услуга; прикладная наука; практическая деятельность; учебная дисциплина; системный анализ; система; целостность; организация.

АННОТАЦИЯ. На основе системной методологии проведен анализ содержания понятия «экономика образования», выделены ее характеристики как прикладной науки, практической деятельности и учебной дисциплины. Системно представлены основные методологические элементы каждой из них: объект, предмет, цель, задачи, субъект, результаты деятельности. Результатом экономики образования являются новые знания (понятия, термины, концепции, подходы, отражающие специфику экономических отношений и процессов в системе образования), новые методы исследований, повышение эффективности экономических отношений и процессов при оказании образовательных и иных услуг, осуществляемых образовательными организациями, а также знания, умения, навыки, компетенции, способности и деловые качества, позволяющие рационально выполнять экономическую деятельность в образовательных организациях.

Pozdnyak Svetlana Nikolayevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Geography and Methods of Teaching Geography, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Stolyarov Vladimir Ilych,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Technology and Economics, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ECONOMICS OF EDUCATION: BASIC CONCEPTS AND EXPERIENCE OF SISTEM ANALYSIS

KEYWORDS: economics of education; educational services; applied science; practical activities; academic discipline; system analysis; system; integrity; organization.

ABSTRACT. On the basis of a systematic methodology we conducted content analysis of the concept "economy of education", its characteristic features as an applied science, practice and training discipline are described. The main methodological elements of each of them are presented: object, subject, target, tasks and results of activity. The results of economy of education is new knowledge (concepts, terms, approaches that reflect the features of economic relations and processes in educational system), new methods of research, promotion of effectiveness of economic relations and processes of educational services in educational establishments, as well as knowledge, skills, competences, abilities and business skills, which help to carry out the economic activity in educational establishments productively.

~И~Тель статьи - основываясь на но, что сегодня экономические отношения

" * методологии системного подхода и процессы складываются и интенсивно

выявить существенные признаки и предста- протекают в различных, в том числе и обра-

вить методологические характеристики зовательных организациях. И поскольку

экономики образования как прикладной каждый человек всегда и везде непосредст-

науки, практической деятельности и учеб- венно или опосредованно погружен в эко-

ной дисциплины, что составляет необходи- номические отношения и процессы, то он

мое условие для конструирования содержа- должен быть готов и способен эффективно

ния и обоснования методики изучения по- управлять ими, принимать приемлемые

следней. решения в различных видах экономической

Кардинальные изменения, происходя- деятельности.

щие в жизнедеятельности нашей страны, Изменения финансово-хозяйственного

связаны в первую очередь с построением механизма, предписанные действующим

совершенных рыночных отношений, все Законом об образовании в РФ [5, с. 143-210],

более широким внедрением в отечествен- предъявляют новые, повышенные требова-

ную практику международных стандартов и ния к экономическим знаниям, умениям,

регламентов в связи с членством России в навыкам и опыту не только руководителей

ВТО (с 2011 г.), а также многосторонним различного уровня образовательных орга-

импортозамещением. Поэтому закономер- низаций и органов управления образовани-

© Поздняк С. Н., Столяров В. И., 2016

ем, но и всех работников, занятых в этой отрасли. Особо значимые перемены в экономике отечественного образования связаны с появлением платности образовательных услуг [4; 5; 6]. В социально справедливом решении этих вопросов уместна дифференциация инвестиций в человека. Состоятельные семьи способны оплатить образование своих детей полностью, семьи среднего достатка могут участвовать в со-финансировании, а оплату образования детей из малообеспеченных семей должно взять на себя государство при активном участии работодателей и предпринимательского сообщества (частно-государственное партнерство). Существенный вклад в

развитие экономической культуры подрастающих россиян и рационализацию интенсивно развивающихся экономических отношений в системе образования призваны внести педагоги, имеющие соответствующую квалификацию.

Эти и другие причины обусловили появление сложного многоуровнего феномена, получившего название «экономика образования» (рис. 1, 2). Важным фактором его становления явился также Болонский процесс (с 2003 г.) как международный инновационный проект, направленный на комплексное совершенствование отечественного образования.

Рис. 1. Уровни экономических от

Для эффективного управления и обоснованного прогноза основных перспективных тенденций активно развивающаяся область «экономика образования» нуждается в глубоком изучении. В связи с этим в по-

гний и процессов в образовании

следние годы существенно возросло внимание к научному и методологическому осмыслению этой дисциплины и ее отражению в системе научного знания.

Рис 2. Структура экономики образования

Существенный аргумент, подчеркивающим высокий научный и практический интерес к экономике образования и актуальность соответствующих исследований, состоит в том, что современное высшее профессиональное образование, откликаясь и в определенной мере предопределяя запросы практики, включает в качестве обя-

зательной экономическую подготовку будущих педагогов. Так, в учебных планах практически всех факультетов УрГПУ, так же как и других педагогических вузов страны, на ступени бакалавриата представлена новая учебная дисциплина «Экономика образования». А при подготовке магистров преемственно с ней изучается дисциплина

«Философия, экономика и социология образования». Указанные дисциплины, относящиеся к блоку базовых, призваны готовить экономически грамотных специалистов, в которых остро нуждаются различные образовательные организации, что выступает важнейшим условием продвижения прогрессивных инноваций в российской педагогической действительности. Очевидно, что развитие экономической культуры и стоящей за ней экономической компетентности будет способствовать грамотной, рациональной экономической деятельности всех участников образовательного процесса. Для освоения экономической культуры важно, чтобы обучающийся, еще находясь в стенах образовательного заведения, усвоил экономические основы отношений и процессов, участником которых он является. Рациональное экономическое поведение как фундаментальная ценность личности и социума, а также прогрессивный отечественный и зарубежный экономический опыт должны стать основополагающими жизненными нормами каждого человека в современной широко распространяющейся в мире экономике знаний.

Вместе с тем знакомство авторов с имеющейся литературой по выделенной тематике, а также изучение интернет-ресурсов [1; 2; 3; 11; 12; 13] выявило ряд нерешенных проблем теоретического, методологического, практического характера. Речь, в частности, идет о содержании и соотношении основных понятий, применяемых в проблемном поле экономики образования. Для исследования этой проблемы авторы применили системный подход, обладающий высоким исследовательским и объяснительным потенциалом. Согласно его требованиям [8, с. 364-370], знания, сложившиеся в сфере экономики образования, следует принять в качестве системы определенной целостности и сложности. В зависимости от типа преобладающей деятельности, связанной с получением и преобразованием знаний, в этой целостности выделяются взаимосвязанные представления об экономике образования, позволяющие интерпретировать ее как прикладную науку, практическую деятельность и учебную дисциплину [10]. В свою очередь, каждый из этих элементов можно представить как систему более низкого порядка, что позволяет характеризовать взаимосвязи всех аспектов понимания экономики образования. Рассмотрим их подробнее.

Экономика образования как прикладная наука. Вопрос о научной сущности экономики образования связан с проблемой определения ее научного статуса и места среди других наук. Словосочетание

«экономика образования» естественно указывает на то, что это область научного знания, относящаяся к системе экономических наук. Отметим также, что эта новейшая область выделилась как самостоятельная лишь несколько десятилетий назад, гораздо позже других отраслевых экономик (экономика промышленности, экономика транспорта и др.). Кроме того, сложившись на стыке экономики и педагогики, экономика образования отличается междисциплинарной, интегральной направленностью исследований и прикладным характером [9, с. 481-482]. Основная цель исследований в этой области знаний состоит в выявлении своеобразия и специфических особенностей производительных сил и производственных отношений, имеющих место в системе образования в современной социокультурной действительности России. Необходимо выяснить, в чем состоит и чем определяется эта специфика.

Ключевыми категориями экономической науки выступают категории «экономические отношения» и «экономические процессы». В совокупности они характеризуют весь цикл общественного воспроизводства, включающий производство, распределение, обмен, потребление. Указанные фазы являются типичными для всех видов производства. Однако при оказании образовательных услуг ситуация меняется. Рассмотрим воспроизводственный цикл в области образования, который включает следующие элементы [9, с. 11]:

• производство, т. е. оказание образовательных услуг, в том числе воспитательных, научных, методических, коррекцион-но-развивающих и иных;

• распределение многообразных государственных (бюджетных) и негосударственных (платных) обязательных (в соответствии с государственными образовательными стандартами) и дополнительных (инициативных) образовательных услуг по образовательным учреждениям, регионам и другим территориальным структурам страны; кроме того, эта фаза предусматривает распределение спектра услуг по подразделениям в самой образовательной организации (факультеты, кафедры, учебные группы, классы и др.);

• если в общем смысле обмен заключается в передаче одним субъектом другому товара или услуги и получении взамен денег или нужного товара, то в области образования обмен заключается не только в том, что часть учебной информации, или, как принято говорить, знаний, транслируется от преподавателя к студенту, ученику, но и включает самостоятельную работу обучающихся; обязательным элементом обмена в

образовании выступает сложная система коммуникаций, предполагающая широкий диапазон вариантов общения, а при оказании платных услуг - обмен знаний на деньги и др.;

• потребление услуг, оказываемых образовательной организацией, следует отличать от более широкого понятия «приобретение» (потребление) знаний, а также от процесса, связанного с самообразовательной деятельностью субъекта, направленной на самосовершенствование, которое происходит не только в стенах образовательной организации, но и вне ее и продолжается в самостоятельной жизнедеятельности человека.

Анализ показывает, что процесс производства образовательных услуг включает трудоемкую и продолжительную стадию их подготовки в сравнении с непосредственным их предоставлением, т. е. с учебными и другими занятиями. Именно в процессе занятий совмещаются элементы производства и потребления услуг, оказываемых образовательным учреждением, что подчеркивает их специфику. Своеобразно при этом проявляются законы рыночного хозяйства: закон спроса и предложения, закон стоимости и др. В условиях преобладания бюджетного финансирования спрос на образовательные услуги чаще не определялся платежеспособностью потребителей. Экономические категории в образовании тоже проявляются по-особому. Своеобразно содержание таких общеэкономических категорий, как товар, его цена, налогообложение, хозяйственный механизм и др. Специфичны здесь труд и его продукт - это образовательные услуги с их особой полезностью и подготовленные соответствующим образом выпускники. Основной собственностью образовательных организаций является интеллектуальная, что дополняет уникальность системы образования.

Услуги, которые исследует экономика образования, - это необходимые обществу нематериальные экономические блага. Они имеют и экономическую оценку: на их производство расходуется живой высококвалифицированный труд работников сферы образования (показателем оценки его количества и качества выступает прежде всего заработная плата и иные виды материального и морального вознаграждения) и овеществленный труд (материальные ресурсы). Все это концентрируется в стоимости услуг, которые выступают объектом рыночных отношений и становятся товаром. Следовательно, экономика образования, опираясь на общие экономические законы и отражающие их категории, исследует закономерности, тенденции становления и развития экономических отношений и процессов

в системе образования. Как следствие, в науке складывается соответствующий понятийный аппарат.

Признаками любой науки являются собственный объект и предмет исследования. Объектом экономики образования как прикладной науки являются экономические отношения и экономические процессы, складывающиеся в различных образовательных организациях. Предмет исследования - особенности таких отношений и процессов производства (оказания), распределения, обмена и потребления образовательных услуг как экономических благ. Задача ученого-экономиста в первую очередь состоит в выявлении экономических законов, закономерностей становления и развития этих отношений, в определении принципов, методов, особенностей и условий их реализации [9, с. 7]. В рамках предмета исследования специалисты изучают также различные экономические проблемы, связанные с особенностями развития образовательных организаций, рационализацией их экономических отношений и процессов, разрабатывают проекты, рекомендации для образовательной практики. Динамично развивающиеся условия современной жизни ставят перед экономикой образования новые проблемы, решая которые, наука развивается, обогащается инновационными идеями, теориями, подходами.

Экономика образования как наука осуществляет те же функции (гносеологическая, проектно-конструктивная, мировоззренческая, методологическая, прогностическая, преобразующая, рационализации человеческого поведения и деятельности и др.), что и другие научные дисциплины, которые характеризуют ее познавательное (теоретическое) и практическое значение [7; 9]. Экономика образования как наука понимается не только как система знаний, но и как деятельность, связанная с получением нового знания исследовательскими методами, что подчеркивает единство процесса и результата научного поиска, знания и способов его получения.

Субъектом исследовательской деятельности являются ученый, коллектив ученых в отраслевых и иных научно-исследовательских организациях, научное сообщество. Вместе с тем необходимо учитывать и субъектов экономических отношений, которыми выступает большая часть населения, в той или иной мере включенная в образовательную деятельность. Это дети, воспитывающиеся в дошкольных учреждениях, учащиеся различных школ, средних специальных учебных заведений, студенты вузов и их родители, все, кто потребляет образовательные услуги; воспитатели, препо-

даватели и другие работники образования (рис. 2). Экономические отношения, складывающиеся между различными субъектами по производству, распределению, обмену и потреблению образовательных услуг, многолики и выходят за пределы системы образования. Несмотря на сложность, в экономических исследованиях их желательно рассматривать в системе, а не изолированно.

В отличие от других наук, изучающих образование (педагогика, психология, философия, социология и др.), экономика образования рассматривает его как отрасль хозяйства, имеющую надотраслевое значение. В силу его уникальной специфики экономика образования отнесена к специальным прикладным наукам, таким как статистика, бухгалтерский учет, экономика труда и другим, изучающим межотраслевые экономические проблемы.

Сказанное дает основание определить экономику образования как прикладную науку, исследующую особенности произ-водителъных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности в них личности, семьи, общества и государства. Экономика образования изучает и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в образовании подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.

Экономика образования как практическая деятельность заключается в реализации работниками образовательных организаций экономических отношений и процессов на основе научных, прежде всего теоретических исследований. Конкретные практические дела и результаты призваны не только должным образом организовать, но и корректировать фактические экономические отношения и процессы, когда это необходимо для достижения поставленных тактических и стратегических целей и задач образовательных организаций. Следовательно, экономика образования должна стать инструментом поддержания или изменения экономической действительности в образовательных организациях, чтобы последняя полнее соответствовала объективным закономерностям ее формирования, функционирования и развития. Такое соответствие является залогом их эффективной деятельности. Для грамотного управления образовательными организациями, совершенствования образовательного процесса с учетом складывающихся и перспективных экономических и социокультурных реалий практикам при ре-

шении тактических и стратегических задач необходимо руководствоваться научными знаниями о сущности экономической деятельности в образовании: каковы ее цели, содержание, структура, ресурсы, как она организуется, каковы механизмы принятия экономических решений и как они влияют на функционирование и развитие организации и др.

Практическая экономическая деятельность в образовательных организациях выражается в планировании и организации обеспечения их различными ресурсами, в контроле за их рациональным использованием, а также в мотивации работников и обучающихся к эффективному выполнению своих обязанностей. Реализация практической функции экономики образования смыкается с организационной и воспитательной деятельностью как работников, так и воспитанников образовательной организации. Организационная часть касается разработки, применения различных локальных правовых актов, разнообразных экономических норм и нормативов, использования моральных и материальных стимулов по их выполнению и др. Воспитательные меры сводятся к добросовестному отношению сотрудников и обучающихся к выполнению служебных и учебных обязанностей, бережному отношению ко всему, чем располагает образовательная организация - касается ли это воды, электричества и других видов энергии, сырья, материалов и многого другого, к чему прикасается, чем пользуется и что расходует человек в бытовых, учебных или производственных условиях. Ибо все это является результатами труда людей, итогами их экономической деятельности и нуждается в рациональном к ним отношении. Примером для подражания при этом должны стать семья, учителя, преподаватели, наставники, все общество. Практическая экономическая деятельность в образовательных организациях связана с познавательной функцией, с нравственным и эстетическим воспитанием.

Знание и учет теоретических основ экономических отношений и процессов со всеми их особенностями, а также прошлого отечественного и по возможности зарубежного опыта их осуществления с использованием методов прогнозирования дают надежную основу для прогноза того, как будут протекать те или иные экономические отношения и процессы в перспективе. Поэтому экономика образования как практическая деятельность предполагает не только текущее (до 1 года), среднесрочное (от 1 года до 5 лет), но и долгосрочное (более 5 лет) планирование. Долгосрочное и стратегическое планирование чрезвычайно важны,

так как формируют представления об экономических отношениях и процессы в системе образования на различных уровнях управления, вплоть до государственного или международного.

Прогнозированию развития экономических отношений и процессов способствуют выявленные наукой закономерности, которые служат основой для тактических и стратегических планов - программ развития образовательных организаций и системы образования в целом. Следовательно, экономика образования как прикладная наука и практическая деятельность взаимосвязаны, обогащают друг друга, что позволяет глубже осознать экономические процессы, учиться рационально их организовывать и искусно управлять ими. При этом наука, которой авторы специально уделили большее внимание, выступает источником обоснования практики, основой ее рационализации.

Экономика образования как учебная дисциплина лишь недавно появилась в учебных планах педагогических университетов, что связано с необходимостью формирования у будущего педагога системных знаний о сущности и особенностях экономических отношений и процессов в образовательных организациях. Этому способствует предоставление экономической свободы образовательным организациям как хозяйствующим субъектам и появление организаций, основанных на частной и различных комбинациях форм собственности. Учитывая недостаточно разработанную методику ее изучения и ограниченный объем настоящей статьи, авторы сочли возможным лишь кратко обозначить некоторые основные характеристики этой дисциплины. Цель изучения учебной дисциплины состоит в теоретической и практической подготовке студентов к сознательной экономической деятельности в различных образовательных организациях, создании условий для освоения опыта проектирования и рационального осуществления экономической деятельности, профессионального развития, воспитания и самовоспитания обучающихся. Сознательная и рациональная деятельность основывается на развитых экономическом мышлении и эконо-

мической культуре педагога. Достижение цели предполагает следующие задачи изучения дисциплины:

- создать условия для развития экономического мышления и экономической культуры педагога путем освоения ключевых понятий, особенностей, закономерностей, составляющих теоретические основы дисциплины;

- сформировать у студентов знания, умения, опыт, позволяющие рационально проектировать, организовывать и эффективно выполнять экономическую деятельность в различных образовательных организациях с учетом видов, уровней, принципов, этапов и современных методов ее осуществления;

- создавать условия для развития таких личностных качеств студентов, как трудолюбие, ответственность, расчетливость, бережливость, предприимчивость, новаторство и др., способствовать формированию экономически грамотной позиции и мировоззренческих установок в экономической деятельности образовательных организаций и своей собственной;

- способствовать развитию когнитивных способностей и информационно-коммуникативной компетентности, готовности к применению экономических знаний в профессиональной, педагогической, управленческой и культурно-просветительской деятельности.

Достижение цели и задач изучения экономики образования предполагает анализ функций и принципов построения учебной дисциплины, методов и технологий ее изучения, что требует специального рассмотрения. Здесь лишь отметим, что полученные результаты системного анализа экономики образования как науки и практической деятельности позволяют определить последние в качестве важнейших источников и факторов конструирования содержания учебной дисциплины: научные знания и методы их получения составляют фундаментальную ее основу, тогда как опыт практической деятельности служит необходимым источником практико-ориентиро-ванного ее изучения. Основные результаты системного анализа сущности экономики образования отражены в таблице 1.

Таблица 1

Структура экономики образования

Ком-понен-ты Экономика образования

как прикладная наука как практическая деятельность как учебная дисциплина

Объект Экономические отношения и процессы в системе образования как отрасли духовного производства и нематериального накопления, а также взаимодействие их с другими отраслями и институтами Планирование и организация производственных отношений и экономических процессов, контроль за их реализацией, мотивация работников и обучающихся к эффективному выполнению своих обязанностей Теория и практический отечественный и зарубежный опыт реализации экономических отношений и экономических процессов в системе образования и ее различных организациях

Предмет Особенности осуществления экономических отношений и процессов производства, распределения, обмена и потребления образовательных услуг и их связь с другими дисциплинами Необходимое количество разнообразных ресурсов для достижения целей образовательной организации, создание и совершенствование условий для рационального использования ресурсов Закономерности, принципы и методы экономических отношений и процессов, а также опыт их реализации в отечественных и по возможности зарубежных образовательных организациях

Цель Исследование особенностей экономических отношений и процессов в образовательных организациях для получения новых знаний на фоне взаимосвязей с другими науками и институтами Обеспечение необходимым количеством различных ресурсов учебного заведения и их рациональное использование с применением установленных норм, нормативов и регламентов Освоение обучающимися компетенций, связанных с особенностями экономических отношений и процессов, их организации в образовательных организациях; формирование экономической культуры человека

Задачи Исследование особенностей: - трудовых и иных отношений в образовательных организациях; - финансирования; - ценообразования образовательных и иных услуг, оказываемых образовательными организациями; - налогообложения; - оплаты труда и премирования работников; - организационного поведения работающих, воспитанников и обучающихся; - эффективности деятельности организаций; - другие задачи Эффективное управление: - трудовыми и иными отношениями; - финансированием; - ценообразованием; - организационным поведением работающих и обучающихся; - другими направлениями деятельности образовательной организации. Применение отечественного и зарубежного опыта управления. Совершенствование, рационализация всех процессов, происходящих в организации, для ее устойчивого функционирования и продуктивного развития. Изучение состояния и перспектив развития: - трудовых и иных отношений; - финансирования; - ценообразования; - организационного поведения работающих и обучающихся; -другое. Изучение отечественного и зарубежного опыта решения экономических проблем образовательных организаций; развитие готовности и способности к осуществлению экономической деятельности в различных образовательных организациях (формирование соответствующих компетенций у обучающихся)

Методы Общенаучные методы и подходы; специальные методы исследования экономических отношений и процессов Методы планирования, организации, мотивации, контроля работников и обучающихся в образовательных организациях Комплекс методов обучения, воспитания и развития обучающихся

Субъекты Ученый, коллектив ученых в отраслевых и иных научно-исследовательских организациях, научное сообщество Руководитель образовательной организации, специалисты по планированию и реализации экономических отношений и процессов Воспитанники, ученики, студенты, обучающиеся, воспитатели, учителя, преподаватели, наставники

Результаты деятельности Новые знания: понятия, термины, концепции, подходы, отражающие специфику экономических отношений и процессов в системе образования. Новые методы исследований Повышение эффективности экономических отношений и процессов при оказании образовательных и иных услуг, осуществляемых образовательными организациями Знания, умения, навыки, компетенции, способности и деловые качества, позволяющие рационально выполнять экономическую деятельность в образовательных организациях

Таким образом, страны - мировые лидеры, новые индустриальные державы подтверждают, что их экономические успехи во многом предопределены и базируются на достижениях современной науки, интеллекте, высокой общей и экономической культуре. Правительства этих стран поглощены решением проблемы повышения уровня образованности своего населения. Эта забота является сегодня приоритетной и для нашей страны. Нет сомнений, что экономическое могущество России в ближайшей перспективе также будет основы-

ваться на развитии и преумножении интеллектуальных ресурсов. Своеобразным ответом на вызовы современности в начале XXI в. в нашей стране стало появление сложного, многоаспектного, динамично развивающегося феномена «экономика образования». На основе методологии системного анализа сложившиеся в рамках этого феномена знания можно представить как систему, включающую представления об экономике образования как науке, практической деятельности и учебной дисциплине. Эти определения экономики образо-

вания взаимосвязаны, дополняют друг друга, оказывают непосредственное и опосредованное влияние на поддержание, расширение и обогащение экономической культуры человека и общества. Последняя понимается как система знаний, традиций, норм, ценностей, упорядочивающих, регулирующих экономические отношения, разнообразные виды экономической деятельности, повышающих их качество.

Научные знания и опыт практической экономической деятельности выступают в качестве важнейших источников и факторов конструирования содержания учебной дисциплины. Важным планируемым результатом ее изучения в педагогическом университете является развитие у студентов экономического мышления, экономической культуры, позволяющих объяснять, пони-

мать сущность и специфику экономических отношений и процессов в различных образовательных организациях, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать и проектировать экономические ситуации и принимать предпочтительные решения. В подготовке современных педагогов экономическую составляющую необходимо учитывать, поскольку управление экономической действительностью в современном образовании все больше должно основываться на развитом экономическом мышлении. Оно предполагает поэлементный, структурный, функциональный, системный анализ экономических отношений, экономических процессов и категорий, связей экономики образования с социокультурной действительностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Басовский Л. Е., Панин В. А. Экономика образования: учебное пособие для вузов. M. : ИНФРА,

20l4.

2.Вифлеемский А. Б. Экономика образования : учеб. пособ. для вузов : в 2 кн. M. : Нар. образование, 2003.

3. Захарчук Л. А. Экономика образовательного учреждения. M. : Форум. 20ll.

4. Дпепров Э. Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки. M. : Mа-риос, 20ll.

5. Новый федеральный закон «Об образовании в РФ». СПб. : Питер, 20l4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Кикал Д., Лайопс Т. Социальное предпринимательство. Mиссия - сделать мир лучше. M. : Альпина Паблишер, 20l4.

7. Mаршалл А. Принципы экономической пауки. Пер. с англ. M., Прогресс, Универс, l993.

8. Mикешина Л. А. Философия пауки. Учебное пособие.- M. : ИД Mеждупародпого университета в Mоскве, 2006.

9.Столяров В. И. Экономическая теория : учебник для студентов. M. : Академия, 20ll.

10. Столяров В. И., Поздпяк С. Н. Экономика образования : учебник для вузов. M. : Курс, 2016.

11. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19196974/.

12. URL: http://studopedia.ru/view_ekonomteor.php?id=68.

13. URL: http://kultura-socio.ru/lektsii-po-ekonomike-sotsialno-kulturnoj-sfery/126-ekonomika-obrazovaniya-kak-nauka.html.

REFERENCES

1. Basovskiy L. E., Panin V. A. Ekonomika obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. M. : INFRA, 2014.

2.Vifleemskiy A. B. Ekonomika obrazovaniya : ucheb. posob. dlya vuzov : v 2 kn. M. : Nar. obrazovanie, 2003.

3. Zakharchuk L. A. Ekonomika obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. M. : Forum. 20ll.

4. Dneprov E. D. Noveyshaya politicheskaya istoriya rossiyskogo obrazovaniya: opyt i uroki. M. : Marios,

20ll.

5. Novyy federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v RF». SPb. : Piter, 20l4.

6. Kikal D., Layons T. Sotsial'noe predprinimatel'stvo. Missiya - sdelat' mir luchshe. M. : Al'pina Pablisher,

20l4.

7. Marshall A. Printsipy ekonomicheskoy nauki. Per. s angl. M., Progress, Univers, 1993.

8. Mikeshina L. A. Filosofiya nauki. Uchebnoe posobie.- M. : ID Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve, 2006.

9.Stolyarov V. I. Ekonomicheskaya teoriya : uchebnik dlya studentov. M. : Akademiya, 2011.

10. Stolyarov V. I., Pozdnyak S. N. Ekonomika obrazovaniya : uchebnik dlya vuzov. M. : Kurs, 2016.

11. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19196974/.

12. URL: http://studopedia.ru/view_ekonomteor.php?id=68.

13. URL: http://kultura-socio.ru/lektsii-po-ekonomike-sotsialno-kulturnoj-sfery/126-ekonomika-obrazovaniya-kak-nauka.html.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. П. В. Зуев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.