Научная статья на тему 'Экономика контрафакта в автомобильной промышленности'

Экономика контрафакта в автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК КОНТРАФАКТА / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПОТЕРИ / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ВИДЫ УЩЕРБА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ткачев М.М.

На примере рынка автомобильных запасных частей проведено исследование экономических проблем контрафакта. Предложена классификация контрафактной продукции, разработана система видов ущерба от производства и использования контрафактной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика контрафакта в автомобильной промышленности»

6. Ельбрехт О. Компетентностный поход как методологическая основа формулирования содержания профессиональной подготовки менеджеров [Текст] / О. Ельбрехт // Гуманизация учебно-воспитательного процесса. - 2011. - № 58. - Ч.3. - С.64-71.

7. Колесник А. Модель компетенций / А. Колесник // Управление персоналом. -2010. - № 7 (202). - С. 14-17.

8. Романюк Л.М. Компетенция персонала - фактор реализации конкурентной стратеги деятельности предприятия [Текст] / Л.М. Романюк // Экономика промышленности. - 2004. - № 5. - С. 126-130.

9. Столярская К.М. Реализация стратеги управления персоналом путем формирования его ключевых компетенций [Текст] / К.М. Столярская // Totallogy-XXI. Постнекла-ссические исследования. - 2011. - № 26. - С. 103-119.

УДК 316.334.2

ЭКОНОМИКА КОНТРАФАКТА В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Ткачев М.М., преподаватель, НТУ «ХПИ», Харьков

На примере рынка автомобильных запасных частей проведено исследование экономических проблем контрафакта. Предложена классификация контрафактной продукции, разработана система видов ущерба от производства и использования контрафактной продукции.

Ключевые слова: рынок контрафакта, классификация, потери, запасные части, автомобильные предприятия, виды ущерба

ECONOMY OF KONTRAFAKTA IS IN MOTOR INDUSTRY Tkachev M.M., teacher, NTU «KHPI», Kharkov

On the example of market of motor-car spare parts research of economic problems of is conducted. Classification of contrefaction is offered, the system of types of harm is developed from a production and use of contrefaction.

Keywords: market of контрафакта, classification, losses, spare parts, motorcar enterprises, types of harm

Введение. Для современной экономики характерна ситуация, когда большие объемы товаров изготавливаются производителями незаконным способом, с использованием чужих торговых марок и фирменных наименований. Ведение бизнеса под чужим именем - очень выгодное с коммерческой точки зрения мероприятие. Пользуясь тем, что всемирно известные производители спортивных товаров, духов, косметики и парфюмерии, одежды и обуви, медикаментов, продуктов питания, напитков, часов и массы других товаров вложили в свои брэнды огромные финансовые средства и интеллектуальные ресурсы, сделали их узнаваемыми и престижными, пираты беззастенчиво копируют и распространяют поддельные продукты,

извлекая преступные доходы [3]. Поэтому чрезвычайно важным является проведение исследований рынка контрафактной продукции, разработка научно обоснованных методов и подходов по борьбе с этим явлением. Актуальность настоящей научной работы органично связана с масштабными преобразованиями на российском и украинском рынках, где различные ветви власти совместно с прогрессивной предпринимательской общественностью пытаются пресечь противоправную коммерческую деятельность на рынке лицензионных товаров.

Анализ существующих исследований и разработок. В настоящее время в связи с ростом научно-технического прогресса активно развиваются отдельные виды преступной деятельности, которые в дальнейшем превращаются в мощные криминальные индустрии. В качестве примера можно привести нарушения авторских и смежных прав, выражающиеся в изготовлении и обороте контрафактной продукции. «Торговые убытки России ежегодно в связи с нарушениями Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" (аудио, видео, компьютерные программы, компакт-диски и книги), по некоторым оценкам, составляют около 1 млрд долларов США, в том числе в сфере видеобизнеса в пределах 600млн долларов США, а процентный показатель объема пиратских товаров от общего объема соответствующего типа товаров на рынке нашей страны составляет порядка 90 % (в сфере видеобизнеса -80 %)» [1; 4]. Чрезвычайно высоким остается уровень контрафактности программного обеспечения, который, по оценкам компании «Microsoft», составляет 92 % [1].

Помимо контрафактной аудио-, видеопродукции и программного компьютерного обеспечения, наиболее активно реализуемых, не менее распространены контрафактные изделия автомобильной промышленности, выпуск и оборот которых наносит значительный материальный ущерб производителям подлинных изделий и потребителям ввиду низкого качества подделок.

Цель и задачи статьи. Целью данного исследования является планирование и научный анализ перспектив задействования различных авторских схем борьбы с контрафактной продукцией как методологической основы превентивных экономических мероприятий, направленных на пресечение противоправной коммерческой деятельности на рынке лицензионных товаров.

Методология исследования. В качестве методологической и теоретической основы использовались системные исследования отечественных и зарубежных экономистов по следующим научным направлениям:

Результаты исследования. Понятия ведения бизнеса под чужим именем и контрафакции связаны между собой самым непосредственным образом, однако они не тождественны. Контрафакция - (от франц. contrefaction - подделка) - это незаконное использование отдельными физическими и юридическими лицами известных на рынке торговых марок с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товара-

ми известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя. В то же время под понятие «контрафактной» попадает вся продукция, изготовленная предприятием хотя и под своей торговой маркой, но без уплаты налогов, таможенных пошлин и иных обязательных платежей, предусмотренных законом. В целом, это небольшой сегмент рынка контрафактной продукции, составляющий в среднем не более 3-5% в стоимостном выражении.

Если говорить в целом о доле фальсифицированных товаров, то по экспертным оценкам, они занимают значительную часть теневого рынка, который достигает в РФ от 3G до 4G% ВВП. Отечественные потребители привыкли дешево покупать поддельные духи «Hugo Boss», ходить в кроссовках и спортивной одежде «Adidas», «Nike», «Reebok», «Puma» сшитых в подпольных цехах дешевой рабочей силой. Косметика, парфюмерия, средства гигиены, хозяйственные товары (с использованием известных товарных знаков Pantene PRO-V, Dove, Sunsilk, Kenzo, Versace и т.д.), производимые в подпольных цехах или в странах юго-восточной Азии, незаконно попадают на таможенную территорию РФ [3].

На сегодняшний день в Украине сложилась крайне сложная ситуация на рынке товаров. Согласно статистики, состоянием на 2G11 год, б9% всей продукции, которая продается в нашем Государстве поддельно (что составляет половины, в зависимости от типа товара). Контрафактные товары, изготовленные на территории Украины или импортированные, наносят большие убытки нашей экономике, потребителям (как правило продукция некачественна, изготовляется без соблюдения стандартов ), вредят производителям (используя их бренды на своих фальсификатах, захватывая часть рынка, а также снижают доверие потребителей к конкретному продукту). В среднем, согласно проведенных расчетов, контрафакт по странам СНГ занимает примерно 4G% рынка. И этот процент на данном уровне держится уже несколько лет. Все определяет спрос: если он есть, то будет и предложение. Расторопные «предприниматели» практически мгновенно заполняют пробелы в экономике.

Контрафактной является продукция, которая используется в хозяйственном обороте с нарушением прав на любой содержащийся в ней объект права интеллектуальной собственности. При этом контрафактную продукцию не следует смешивать с контрабандной, то есть с продукцией, перемещенной с сокрытием от таможенного контроля. Хотя одно не исключает, а скорее, предполагает другое. Также понятие контрафактной продукции не следует смешивать с более общим понятием фальсифицированной продукции. Согласно украинскому законодательству о защите прав потребителей в понятие фальсифицированной продукции включается: а) контрафактная продукция; б) продукция, изготовленная с нарушением законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, причем, даже в том случае, когда это не нарушает законодательства об интеллектуальной

собственности; в) продукция, изготовленная с нарушением технологии производства [7].

Соответственно видам объектов интеллектуальной собственности различают и виды контрафакта:

а) лидирующее место занимает использование обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с зарегистрированными торговыми марками. Это касается практически всех видов товаров.

б) с подделкой торговых марок может соперничать лишь подделка внешнего вида товаров, то есть незаконное использование дизайнерских решений. Это касается, прежде всего, тех товаров, которые продаются в основном благодаря своему дизайну: ткани, обои, керамическая плитка, предметы интерьера, предметы роскоши, одежда и т.п.

в) особое место занимает незаконное использование аудиовизуальной продукции, книг и компьютерных программ. В отношении этого вида контрафакта используется термин "пиратство".

г) в значительно меньшей степени распространено незаконное использование технических решений, запатентованных в качестве изобретений. Это связано с тем, что современные изобретения касаются высокоразвитых технологий, которые трудно воспроизвести.

Проведенные нами исследования показали, что рынок автомобильных запасных частей изобилует контрафактной продукцией. То, что поддельные запасные части занимают значительную часть рынка, как ни странно это выглядит, известно всем. И размах производства таких запчастей — фантастический. Подделывают практически все — более 95% номенклатуры деталей. В принципе, если захотеть, то из контрафактных запчастей можно собрать автомобиль. Конечно, высокотехнологичные детали подделывать трудно, а некоторые — и невыгодно. Но это вопрос только цены

[5].

Официальный производитель тоже видит, что спрос есть, и начинает увеличивать выпуск дефицитных запчастей. Но беда в том, что он долго «раскачивается», прежде чем запустить производство или увеличить его, — требуются дополнительные согласования, другая «бюрократия». А пират этим не связан — он сам себе хозяин, конструктор, технолог и продавец.

Вся проблема заключается в том, что потребитель самостоятельно, без особой технической подготовки не может определить, какой товар он покупает: поддельный или нет. И потому ориентируется по цене: пониже цена — берет, подороже — начинает думать. Однако покупая подешевле, человек практически на сто процентов приобретает деталь, непригодную к использованию в его автомобиле. Или, как вариант, пригодную, но не на тот срок, что указан в паспорте. Если в документах на такую деталь пишут, например, «...пробег 60 тысяч километров...», то она в лучшем случае пройдет 30 тысяч. Причем, как показывает практики, это в лучшем случае.

В России выпуском контрафактных запасных частей грешат, прежде всего, Тольятти и Нижний Новгород — то есть регионы, в которых производят автомобили. Естественно, туда едут люди, чтобы приобрести как автомобили, так и запчасти для них. Там, в основном, и производят контрафактную продукцию [5]. С импортными запасными частями к автомобилям - дело обстоит сложнее. Запчасти подделывают по всему миру. И потому для иномарок есть такое понятие — «оригинальные» запчасти и «не оригинальные». Так вот, практически все «не оригинальные» запчасти -это контрафакт. Но по цене они в два раза ниже, чем «оригинальные» и это практически единственное «достоинство» контрафактных запчастей. Причем, эта дешевизна и есть главный признак подделки. Дело в том, что при изготовлении запчастей есть определенная последовательность технологических операций. Естественно, лицензированные производители не нарушают технологию, которая прописана в лицензионном соглашении. Есть система контроля качества, соблюдение технологии жестко проверяется правообладателем. Если же детали делает компания-пират, то часть технологических операций упраздняется—либо из-за отсутствия у этой фирмы необходимого оборудования, либо потому, что сам процесс стоит очень дорого, например, закалка или старение металла. Пират не хочет тратиться, а в результате у деталей, которые он выпускает, срок годности гораздо меньше. Хотя внешне они ничем не отличаются от «законных», очень часто определить контрафактную деталь «на взгляд» не может даже опытный мастер.

Наши исследования показывают, что сегодня наметилась новая тенденция: используя внешнюю аутентичность, продавцы контрафакта (который, обычно, стоит дешевле, иногда даже вдвое) уравнивают цены на «законную» и поддельную запчасти. И еще одна странная закономерность рынка контрафактных запасных частей к автомобилям: несмотря на то, что рынок изобилует контрафактом, основные производители запчастей этому особого внимания не уделяют. Причина такого положения, на наш взгляд, кроется в том, что их такая ситуация устраивает — есть определенный сбыт, план по реализации выполняется — и больше ничего не надо.

Традиционно защиту от контрафакта крупные производители поручают своей службе безопасности, которая практически не имеет никаких навыков в защите интеллектуального капитала предприятия. Их основная задача - охранять завод, пресекать хищения. А защита интеллектуальной собственности, борьба с контрафактом — это совершенно другая работа, требующая специальных знаний, навыков, опыта. А цена вопроса — огромная. Например, анализ ситуации по гидронатяжителям, которые производит Заволжский моторный завод, показал, что потери от контрафакта составляют порядка 40 800 000 рублей в год. И это только по одной позиции. А если взять все детали, которые изготавливает это предприятие, то эта цифра будет намного больше [5].

Защита интеллектуальной собственности — дело длительное и достаточно сложное, поэтому заниматься этими вопросами должны профессионалы. Схема организации такого рода защиты достаточно простая и может быть сведена к следующим положениям.

1. Центр защиты интеллектуальной собственности предприятия заключает соответствующий договор (контракт) на выполнение определенных работ по защите объектов интеллектуальной собственности предприятия.

2. Осуществляется мониторинг рынка, в процессе которого выявляется контрафактная продукция.

3. Проводится экспертиза на предмет сертификации продукции. Есть институт сертификации, есть закон о сертификации, есть перечень запчастей, подлежащих обязательной сертификации (например, ее должно проходить все автомобильное электрооборудование). В итоге получаем документальное подтверждение того, что данная продукция действительно нарушает права того или иного официального производителя.

4. Проводится инициирование деятельности правоохранительных органов по конкретному объекту интеллектуальной собственности.

Вместе с тем, практическая реализация данного алгоритма довольно сложная и длительная. Существует ряд проблем, преодолеть которые очень сложно, а порой просто невозможно. Укажем главные из них.

> длительный период проведения исследований. Например, анализ и исследование рынка по конкретным видам автозапчастей, например по высоковольтным проводам, гидронатяжителям, чтобы определить соотношение официальной и контрафактной продукции может занимать период времени от нескольких месяцев до года и более;

> сложности изучения рынка при изучении рынка и вычленении на нем контрафактной продукции. Необходимо найти производителя контра-факта, что является самым сложным звеном в этой деятельности. Ведь многие производители-пираты работают неофициально или полуофициально, и значительная часть документов, которая предоставляется на эту продукцию, является фиктивной;

> несовершенно действующего законодательства. Например, согласно действующему законодательству незаконной является только сборка изделий. При этом само изделие может состоять из множества деталей. И одну деталь могут делать в Нижнем Новгороде, другую—в Тольятти, третью—в каком-то другом регионе. А собирать — в Москве, где и реализо-вывать. И к производителям деталей нельзя предъявить претензий — они могут быть (и часто — бывают) вполне добропорядочными компаниями. Вот и приходится искать фирмы-призраки, собирающими контрафакт. А они, обычно, не размещаются долго на одном месте.

Исследования показывают, что не все компании относятся к защите своей продукции пренебрежительно. Изготовители автомобилей и запасных частей к ним уже самостоятельно пытаются проводить комплекс мероприятий по устранению со своего рынка контрафактной продукции. Есть

ряд производителей, которые внимательно относятся к этой проблеме, например компания «СЕТ», которая занимается продажей автомобилей и запчастей «ГАЗ» и «ВАЗ», их техническим обслуживанием, тюнингом, установкой дополнительного оборудования. Эта компания не просто заинтересована, чтобы ее продукция не подделывалась — фирма предпринимает для этого активные меры, хотя бы потому, что считает свои деньги. Ведь контрафакт в первую очередь вытесняет с рынка оригинальные запчасти, то есть доброкачественную, но более дорогую продукцию. И у компании сразу падает товарооборот и начинаются проблемы. На рынке компания «СЕТ» и ее продукция, и фиры, которые ее копируют хорошо известны. После проведения компанией ряда мероприятий по защите интересов компании «СЕТ» по натяжителям производитель контрафакта вышел на компанию «СЕТ» с предложением заключить лицензионное соглашение. В этом конкретном случае компания пошла навстречу, предоставив по лицензионному соглашению право выпускать продукцию, естественно, под своим контролем качества. И это оказалось выгодно всем.

Департамент экономической безопасности Камаза в усилил борьбу контрафактом Было закрыто несколько предприятий, которые производят контрафакт, их руководство привлечено к административной и ответственности.

Руководство "Группы ГАЗ" также уделяет особое внимание борьбе с контрафактной продукцией. В настоящее время уже реализован ряд мер, основанных на законодательных принципах защиты объектов интеллектуальной собственности: использование защищенных товарных знаков, фирменной упаковки, патентная защита вновь создаваемой продукции. Также совместно с правоохранительными органами проводятся мероприятия по выявлению производителей контрафактной продукции и привлечению их к административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

Проведенные исследования производства контрафактной продукции на автомобильном рынке позволили условно разделить контрафакт запасных автомобильных частей на четыре основных категории.

1. «Копирование». Это запасные детали и узлы, изготовляемые и продаваемые без ведома и разрешения владельцев авторских прав. Другими словами, это всем привычные подделки. Их качество может колебаться от совершенно недопустимого и опасного до практически оригинального. Для изготовления деталей относительно простой конструкции иногда достаточно «снять» с фирменной детали размеры с помощью штангенциркуля. Выпуск контрафактных вкладышей сережки передней подвески, лестниц задней и передней рессор, пальца губки седельного устройства, втулки шкворня практически не требуется никаких специальных технологических расходов.

2. «Неучтенная продукция». Это новые детали, произведенные на мощностях владельцев авторских прав или соответствующих лицензий, однако попросту неучтенные. Проще говоря, это оригинальные, но ворованные

запчасти. Особенно характерен этот тип контрафакта для автопрома на территории бывшего Советского Союза.

3. «Ремонт». Для производства более сложных запчастей контрафакто-рами используются узлы автомобиля, которые уже отслужили свой срок службы, т.е. старые (бывшие в употреблении) оригинальные запчасти, которые реставрируются и продаются под видом новых. Например, из старого корпуса (но еще целиком пригодного к дальнейшей эксплуатации) вынимается изношенная «начинка» и заменяется аналогом. Так обычно ТНВД, карданные валы, редукторы. Такая разновидность контрафакта в последнее время распространена относительно слабо ввиду сложности скрыть следы использования той или иной детали. Другими словами, с этим видом контрафакта много забот, а следовательно, поставить его на поток весьма проблематично.

4. «Брак». На рынке время от времени появляются партии бракованных запчастей, которые на основных предприятиях подлежат утилизации. Фраза «запчасти заводские» усыпляет бдительность покупателей. Департамент экономической безопасности Камаза в последние годы свел на нет разворовывание таких запчастей из предприятий Камаза, но всеп равно на автомобильный рынок попадают бракованные детали, но уже с предприятий его поставщиков.

Выводы и предложения. Наличие рынка контрафактной продукции приводит к появлению различного рода ущербов [3], среди которых следует выделить основные.

1. Наиболее ощутимым и поддающимся количественной оценке является хозяйственный ущерб. Выпуская фальсифицированную продукцию, пираты поставляют ее на рынок по заниженным ценам, так как не платят при этом налогов, авторских вознаграждений, роялти по франчайзингу. Китайские, вьетнамские, польские, российские и иные производители, ведущие дела под чужим именем, своими контрафактными товарами подрывают режим честной конкуренции. Покупая дешевую пиратскую продукцию, потребители игнорируют оригинальные товары, должным образом лицензированные и сертифицированные.

2. Экономический ущерб несут владельцы брэндов, чьи товары подделываются пиратами. Затрачивая огромные суммы на рекламу, программы качества и маркетинга, производители брэндированной продукции затем получают дополнительную прибыль, за счет добавочной стоимости, создаваемой известной торговой маркой. Однако пираты лишают их этой возможности, замещая оригинальную продукцию контрафактной, чаще всего, ненадлежащего качества. Таким образом, ущерб владельцам брэндов наносится сразу по двум направлениям: с одной стороны, из-за того, что часть добавленной стоимости, приносимой брэндом, присваивается производителями контрафактной продукции; с другой - тем, что купив некачественную продукцию, потребитель винит в этом изготовителя брэндированной

продукции, не подозревая, что имеет дело с фальсификатом. Так формируется моральный ущерб.

3. Значительным по своим масштабам бывает социальный ущерб от ко-нтрафакта. Потребители, купившие сфальсифицированную алкогольную и пищевую продукцию, поддельные фармпрепараты и медикаменты, получают отравления и даже погибают. Естественно, что такая ситуация вызывает недовольство населения, перерастающее в социальный протест.

4. И, наконец, политический ущерб, состоит в том, что страны, в которых практически бесконтрольно производится и продается контрафактная продукция, утрачивают положительный имидж в глазах мирового сообщества. Политических лидеров таких стран обвиняют в слабости и неспособности справиться с фальсификаторами.

В заключение отметим, что более эффективное использование криминалистических знаний в раскрытии и расследовании преступлений, связанных с выпуском и оборотом контрафактной продукции, по нашему убеждению, станет возможным в условиях более пристального внимания к указанным проблемам со стороны государства и законодательных органов.

Библиографический список

1. Вельш, П.Г. Экспертное иследование контрафактной продукции массового производства: проблемы и пути их решения [Текст] / П.Г.Вельш // Вестник Владимирского юридического института.- 2010.- №4(17).- С. 68-70

2. К вопросу о контрафакте [электронный ресрус].- Режим доступа: www.sibadvokat.ru/advokat/topics/k_voprosu_o_kontrafakte/

3. Контрабанда и контрафакт (Часть 4). Контрафактные операции. Роль таможенной службы в борьбе с контрафактом [электронный ресрус].- Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/politics/customs/role-of-customs/

4. О практике применения законодательства по защите интеллектуальной собственности, состоянии прокурорского надзора и мерах по усилению борьбы с пиратством в аудиовизуальной сфере : информ. письмо Генер. прокуратуры Рос. Федерации от 30 марта 2001 г. № 36-15-01.

5. Реальная цена контрафакта [электронный ресрус].- Режим доступа: http://kontrafakt.ucoz.ru/news/2008-02-09-3

6. Фетисов, В.Д. Контрафакт: реальность и проблемы государственного регулирования [Текст] / В.Д.Фетисов, Т.В.Фетисова // Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: экономика и финансы.- 2005.- №1.- С.2679-271.

7. Что такое контрафакт? [электронный ресрус].- Режим доступа: http://www.fedorov.od.ua/anti-counterfeit.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.