Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЕФИКАЦИИ: ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ МУЗЕЕВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ'

ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЕФИКАЦИИ: ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ МУЗЕЕВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
музей / индустриальное наследие / заводмузей / технопарк / отраслевой музей / корпоративный музей / музеефикация / коммеморация / museum / industrial heritage / factory museum / technology park / industry museum / corporate museum / museumification / commemoration

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Людмила Николаевна Мазур

В статье рассматриваются различные подходы к музеефикации экономических объектов: завод-музей, музейный комплекс, музей-заповедник, технопарк, отраслевой музей. Особое место в этом ряду занимают корпоративные музеи, создаваемые в структуре предприятий и организаций. Помимо коммеморативных, они выполняют другие функции, сочетая задачи сохранения истории предприятия и презентации той продукции, которую оно производит. Значение такого музея резко возрастает в малом городе, подчеркивая роль градообразующего предприятия в культурной и общественной жизни населенного пункта. В статье использованы материалы, полученные в ходе полевого исследования, проведенного в 2021–2023 гг. в ряде малых городов России в рамках реализации проекта «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социологический анализ)», поддержанного грантом РНФ. Помимо государственных, муниципальных, частных, школьных и общественных (народных) музеев, в программу исследования входило изучение музеев предприятий. Наиболее полный и интересный материал по корпоративным музеям был получен в городах Качканар (Свердловская область), Вытегра (Вологодская область), Медногорск (Оренбургская область), Трубчевск (Брянская область), Петровск-Забайкальский (Забайкальский край). Он позволяет охарактеризовать основные тенденции развития и проблемы функционирования музеев предприятий, а также их роль в формировании городского меморативного ландшафта и историко-культурного потенциала города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY AS AN OBJECT OF MUSEUMIFICATION: FROM THE EXPERIENCE OF STUDYING INDUSTRY AND CORPORATE MUSEUMS OF SMALL TOWNS IN RUSSIA

The article discusses various approaches to the museumification of economic objects – a factory-museum, a museum complex, a museum-reserve, a technology park, an industrial museum. A special place in this series is occupied by corporate museums created within the structure of enterprises and organizations. In addition to commemorative ones, they perform other functions, combining the tasks of preserving the history of the enterprise and presenting the products it produces. The importance of such a museum increases sharply in a small town, emphasizing the role of the city-forming enterprise in the cultural and social life of the locality. The article uses materials obtained during field research conducted in 2021–2023 in several small towns in Russia as part of the project “Museum of a Small Town: Multiple Cultures of Memory (Historical and Sociological Analysis)”, supported by a grant from the Russian Science Foundation. In addition to municipal, school, and folk museums, the research program included the study of enterprise museums. The most complete and interesting material on corporate museums was obtained in the cities of Kachkanar (Sverdlovsk region), Vytegra (Vologda region), Mednogorsk (Orenburg region), Trubchevsk (Bryansk region), Petrovsk-Zabaikalsky (Transbaikal region). It allows us to characterize the main trends in the development and problems of the functioning of enterprise museums, as well as their role in the formation of the urban memorial landscape and the historical and cultural potential of the city.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЕФИКАЦИИ: ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ МУЗЕЕВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ»

Л.Н. Мазур* ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ МУЗЕЕФИКАЦИИ:

ИЗ ОПЫТА ИЗУЧЕНИЯ ОТРАСЛЕВЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ МУЗЕЕВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ**

doi:10.31518/2618-9100-2024-4-9 Выходные данные для цитирования:

УДК 069:338 Мазур Л.Н. Экономика как объект музеефикации: из опыта изучения отраслевых

и корпоративных музеев малых городов России // Исторический курьер. 2024. № 4 (36). С. 112-129. URL: http://istkurier.ru/data/2024/ISTKURIER-2024-4-09.pdf

L.N. Mazur* ECONOMY AS AN OBJECT OF MUSEUMIFICATION:

FROM THE EXPERIENCE OF STUDYING INDUSTRY AND CORPORATE MUSEUMS OF SMALL TOWNS IN RUSSIA**

doi:10.31518/2618-9100-2024-4-9 How to cite:

Mazur L.N. Economy as an Object of Museumification: From the Experience of Studying Industry and Corporate Museums of Small Towns in Russia // Historical Courier, 2024, No. 4 (36), pp. 112-129.

[Available online: http://istkurier.ru/data/2024/ISTKURIER-2024-4-09.pdf]

Abstract. The article discusses various approaches to the museumification of economic objects - a factory-museum, a museum complex, a museum-reserve, a technology park, an industrial museum. A special place in this series is occupied by corporate museums created within the structure of enterprises and organizations. In addition to commemorative ones, they perform other functions, combining the tasks of preserving the history of the enterprise and presenting the products it produces. The importance of such a museum increases sharply in a small town, emphasizing the role of the city-forming enterprise in the cultural and social life of the locality. The article uses materials obtained during field research conducted in 2021-2023 in several small towns in Russia as part of the project "Museum of a Small Town: Multiple Cultures of Memory (Historical and Sociological Analysis)", supported by a grant from the Russian Science Foundation. In addition to municipal, school, and folk museums, the research program included the study of enterprise museums. The most complete and interesting material on corporate museums was obtained in the cities of Kachkanar (Sverdlovsk region), Vytegra (Vologda region), Medno-gorsk (Orenburg region), Trubchevsk (Bryansk region), Petrovsk-Zabaikalsky (Transbaikal region). It allows us to characterize the main trends in the development and problems of the functioning of enterprise museums, as well as their role in the formation of the urban memorial landscape and the historical and cultural potential of the city.

Keywords: museum, industrial heritage, factory museum, technology park, industry museum, corporate museum, museumifica-tion, commemoration.

The article has been received by the editor on 30.04.2024. Full text of the article in Russian and references in English are available below.

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к музеефикации экономических объектов: завод-музей, музейный комплекс, музей-запо-

* Людмила Николаевна Мазур, доктор исторических наук, доцент, Уральский федеральный университет, Екатеринбург, Россия, e-mail: L.N.Mazur@urfu.ru

Lyudmila Nikolaevna Mazur, Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Ural Federal University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: L.N.Mazur@urfu.ru

** Тема поддержана грантом РНФ 21-18-00418 «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социологический анализ)».

The topic was supported by a grant from the Russian Science Foundation 21-18-00418 "Museum of a Small Town: Multiplicity of Memory Cultures (Historical and Sociological Analysis)".

ведник, технопарк, отраслевой музей. Особое место в этом ряду занимают корпоративные музеи, создаваемые в структуре предприятий и организаций. Помимо коммеморативных, они выполняют другие функции, сочетая задачи сохранения истории предприятия и презентации той продукции, которую оно производит. Значение такого музея резко возрастает в малом городе, подчеркивая роль градообразующего предприятия в культурной и общественной жизни населенного пункта. В статье использованы материалы, полученные в ходе полевого исследования, проведенного в 2021-2023 гг. в ряде малых городов России в рамках реализации проекта «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социо-логический анализ)», поддержанного грантом РНФ. Помимо государственных, муниципальных, частных, школьных и общественных (народных) музеев, в программу исследования входило изучение музеев предприятий. Наиболее полный и интересный материал по корпоративным музеям был получен в городах Качканар (Свердловская область), Вытегра (Вологодская область), Медногорск (Оренбургская область), Трубчевск (Брянская область), Петровск-Забайкальский (Забайкальский край). Он позволяет охарактеризовать основные тенденции развития и проблемы функционирования музеев предприятий, а также их роль в формировании городского меморативного ландшафта и историко-культурного потенциала города.

Ключевые слова: музей, индустриальное наследие, завод-музей, технопарк, отраслевой музей, корпоративный музей, музеефикация, коммеморация.

Статья поступила в редакцию 30.04.2024 г.

Мир музеев чрезвычайно разнообразен. Они тесно интегрированы в культурную сферу общества, сохраняя и экспонируя произведения искусства, исторические свидетельства -документы и артефакты, научные коллекции, мемориальные вещи, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей. Особую категорию среди музеев составляют музейные учреждения, непосредственно связанные с экономической сферой - историей предприятий и организаций (корпоративные музеи) и отдельных отраслей экономики региона или страны в целом (отраслевые музеи). И те и другие представляют собой результат музеефикации экономических объектов. Данное направление в настоящее время рассматривается преимущественно в контексте сохранения индустриального наследия, хотя в реальности корпоративные и отраслевые музеи отличаются многофункциональностью и часто выходят за пределы собственно коммеморативных практик.

Музеефикация памятников индустриального наследия. Индустриальному наследию и проблемам его сохранения, несмотря на молодость данного направления, посвящена достаточно обширная литература. Среди авторов представлены не только музееведы и культуро-логи1, но и историки2, отражая междисциплинарную специфику и актуальность изучаемой тематики.

1 Мастеница Е.Н. Музеефикация промышленного наследия: опыт и перспективы // Музей. 2012. № 5. С. 4-11; Мастеница Е.Н. Современный музей в ракурсе корпоративной культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 117-123; Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М., 2012; Штиглиц М.С. Промышленная архитектура Петербурга в сфере «Индустриальной археологии». СПб., 2003; и др.

2 Алексеева Е.В. Индустриальное наследие большого Екатеринбурга: Проблема дифференциации и дефиниций // Диалоги о защите культурных ценностей: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 1920 мая 2022 г.). Екатеринбург, 2022. С. 176-179; Запарий В.В. Индустриальное наследие России: вопросы изучения и сохранения // Индустриальное наследие как ресурс для развития. Варианты стратегий. 300+: мат-лы Всерос. науч.-практ конф. с междунар. участием (Нижний Тагил, 3-4 декабря 2020 г.). Нижний Тагил, 2020. С. 75-81; Курлаев Е.А Историческая реконструкция первых уральских заводов // Региональные столицы России - точки опоры и роста: мат-лы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, Пермь, 20-22 сентября 2023 г.). Екатеринбург; Пермь, 2023. С. 40-42; и др.

К индустриальному наследию обычно относят промышленные строения и артефакты -инфраструктуру, транспорт, социальные структуры, связанные с производством и облада-

" 3

ющие свойством уникальности3.

Движение за сохранение индустриального наследия развернулось в Европе в 1960-е гг. В 1974 г. в Великобритании образован Международный комитет (The International Committee for the Conservation of the Industrial Heritage (TICCIH)). Комитет координирует национальные организации и выступает за сохранение, изучение, документирование памятников индустриальной истории и археологии, а также реструктуризацию и реабилитацию памятников индустриального наследия4. Помимо музеефикации индустриальных объектов, актуальным направлением выступает практическое освоение заброшенных предприятий. Их приспосабливают под организацию точек питания, развлечения, искусства, здесь размещаются художественные мастерские и музыкальные студии. Примером использования невостребованных индустриальных зданий является галерея современного искусства Тейт (Tate Modern). Музей был открыт в 2000 г. в помещении бывшей электростанции Bankside Power Station. Турбинный зал используется для демонстрации творчества современных художников5.

В 1980-е гг. в процесс музеефикации объектов индустриального наследия включился СССР6. Старопромышленные регионы России стали естественными площадками для музейной реконструкции не только истории предприятий, но и технологий. Одним из центров музеефикации памятников индустриального наследия стал Нижний Тагил.

В настоящее время в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО включены Музей истории развития горного производства им. Акинфия Демидова (Змеиногорск), музей-заповедник «Горнозаводской Урал» (Нижний Тагил), Музей золота (Березовский). Этот перечень объектов иллюстрирует разнообразие форм музеефикации промышленных предприятий. Среди них - завод-музей, музейный комплекс, музей-заповедник, технопарк или отраслевой музей. На разработку концепции соответствующего музейного проекта влияет степень сохранности объектов экономики, а также наличие кадровых и финансовых ресурсов, ограничивающих возможности реализации наиболее технологичных вариантов.

В Музейную энциклопедию включено только понятие «завод-музей» - результат музеефикации законсервированного промышленного предприятия7. В 1987 г. в России зарегистрирован первый памятник такого рода - Нижнетагильский завод-музей истории уральской металлургии. Музеефикация подобного исторического объекта реализуется относительно редко, и не только потому, что это дорогостоящий проект. Степень сохранности большинства промышленных предприятий обычно недостаточна для придания им статуса памятника историко-культурного наследия.

В этом отношении весьма показательна судьба Петровского металлургического комбината (Петровск-Забайкальский, Забайкальский край), на протяжении нескольких веков выполнявшего функции градообразующего предприятия. Он был построен в 1788-1790 гг., пережил модернизацию в 1930-е гг., а в 2002 г. признан банкротом. В настоящее время завод находится в руинированном состоянии, здания и производственные линии разобраны, сохранилась только память о предприятии, некогда поддерживавшем жизнь города:

«Я помню еще время, когда горели мартеновские печи. Вот как поют в песне. Цеха большие были. Вообще вся территория завода здесь. Ну здесь много чего было: железнодо-

3 См.: Мастеница Е.Н. Музеефикация промышленного наследия... С. 4-11.

4 См.: Hudson K. World Industrial Archaeology. Cambridge University Press, 1979; Light J.D. Industrial Archaeology // Archaeology. Vol. 1. EOLSS, 2002.

5 The World's Leading Sculptor of Space Takes on Tate Modern's Terrifying Turbine Hall // The Guardian. [Электронный ресурс]. URL: http://www.theguardian.com/artanddesign/2005/oct/07/art (дата обращения: 28.02.2024).

6 См.: Лахтионова Е.С. Международное движение за сохранение индустриального наследия: история и основные аспекты // Алдамжаровские чтения - 2010 = Алдамжар окулары - 2010: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Костанай, 2010. С. 186-193.

7 Завод-музей // Музейная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp?62 (дата обращения: 12.03.2024).

рожный какой-нибудь, мартеновский, прокатный цех... Получается, мои бабушки и дедушки - все работали там... И здесь, получается, как бы тут жизнь-то сосредоточена... А потом уже, когда завод начал строиться, вот это все. Завод построил. Все дома построенные». (ПЗж44)8.

«А вот в старой части города, где, по сути, то наш ну, как сказать <завод>, история города, где и начинается, да, здесь, к сожалению, ситуация такая декаданская. Связано это с тем, что завод естественно рухнул, вот эти руины вот и видишь, несколько километров проезжаешь - они сплошняком одни руины. Естественно, люди это видят. Ну там еще всякие развалины лежат тоже. Дома разваленные. Вот. Люди, естественно, там под [пауза] психологическим [давлением], да, не все, конечно, далеко, но начинают, в общем, злоупотреблять алкоголем прям сильно» (ПЗм27).

В результате памятником заводу с 200-летней историей стали руины (рис. 1).

Рис. 1. Руины Петровского завода. Петровск-Забайкальский. Фото автора из архива проекта. 2023 г.

Помимо завода-музея, встречается такая форма музеефикации экономических объектов, как музей-заповедник. Он представляет собой комплекс музейных экспозиций, архитектурных или исторических памятников, расположенных на определенной территории и связанных общей идеей (концепцией). Примером может служить музейный комплекс «Северская домна», находящийся на территории Северского трубного завода (г. Полевской, Свердловская область). Он включает два исторических здания, экспозицию под открытым небом и Спасо-Преображенскую часовню. Основу музейного комплекса составляет домна -памятник уральской промышленной архитектуры середины XIX в.

В качестве наиболее перспективной модели музейного освоения индустриального наследия позиционируется технопарк, структура которого может включать гидротехнические сооружения, историческую промышленную и жилую застройку, музейную экспозицию9. В 2011 г. в Нижнем Тагиле был учрежден эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод», в состав которого вошли несколько объектов: городской историко-краеведческий, «старый» город, музей-завод, поселок «Ключи» (жилая застройка XIX-XX вв.), ландшафтный комплекс «Лисья гора», «Северная Гальянка» - этнографический музей, Меднорудянский карьер, Городской пруд и др. (рис. 2).

8 Здесь и далее приведены цитаты жителей городов, в скобках указан шифр информанта, который включает указание на название города, пол и возраст (женщина 44 года). ПЗ - Петровск-Забайкальский; Тр - Трубчевск, КЧ - Качканар; МД - Медногорск.

9 См.: Матвеева Л.Д., Котова Т.П., Лебедев А.И., Хисамутдинова А.Ф. Проблемы музеефикации индустриального наследия Южного Урала // Сервис plus. 2018. № 2. С. 24-35.

Рис. 2. Мастер-план «Эко-индустриального технопарка». Проект «Реновация старого Демидовского завода». Концепция и мастер-план [Электронный ресурс]. М., 2016. URL: https://museum-nt.ru/content/industrial/index.php?SECTION_ID=48#TriMasPlam (дата обращения: 12.03.2024)

Особым объектом музеефикации выступают технологические процессы (нематериальное индустриальное наследие) - это может быть добыча золота или переработки руды (Музей золота в Березовском10), изготовление предметов народных промыслов, в том числе связанных с восстановлением утраченных технологий. Так, например, в Нижнем Тагиле в 1991 г. был образован Музей истории подносного промысла, где представлена история уникальной росписи по металлу, а также жизнь и творчество художников Худояровых11. Характерной чертой таких музеев является использование интерактивных технологий: в частности, в Музее истории подносного промысла проводятся мастер-классы, на которых посетители имеют возможность расписать свой поднос, используя технологию «кистевого» трафарета.

Здания бывших заводов нередко становятся местом для размещения выставок современного искусства. Так, например, здание фабрики-кухни в Самаре (часть бывшего завода им. Масленникова), которое сверху имеет проекцию в форме серпа и молота, стало филиалом Государственного центра современного искусства12. В Екатеринбурге в выставочных целях используются площади Монетного двора, реконструированного в 1973 г.

В целом музеефикация индустриального наследия выступает основным трендом сохранения экономических объектов прошлого.

Отраслевые музеи. Отраслевые музеи выполняют прежде всего просветительские функции, рассказывая об истории становления отраслей экономики в страновом или региональном масштабе, а также об их современном состоянии и перспективах развития. Отраслевые музеи представлены достаточно широкой номенклатурой промышленных, сельскохозяйственных музеев, музеев транспорта, связи, строительства, военной техники, авиации и космонавтики13.

Происхождение отраслевых музеев специалисты датируют XVIII в., соотнося их с появлением первых коллекций промышленных артефактов и их демонстрацией. Так, например, в Институте инженеров путей сообщения в 1813 г. была организована

10 Музей золота в Березовском (Свердловская область) был открыт в 1970 г. URL: https://uole-museum.ru/ museums/muzej-zolota/ (дата обращения: 18.03.2024).

11 См.: Дмитриев А.В., Максяшин А.С. Тагильская роза. История «лакирного дела» на Урале. Екатеринбург, 2000.

12 См.: Кузовенкова Ю.А. Парадигмы музеефикации индустриального наследия // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 5-6. С. 6-16.

13 См.: Сапанжа О.С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика // Вопросы музеелогии. 2012. № 1. С. 3-12.

выставка чертежей и моделей различной техники и инженерных сооружений14. В настоящее время сеть музеев ОАО «РЖД» включает около 260 подразделений, из них три музея в Санкт-Петербурге - Центральный музей железнодорожного транспорта, Центральный музей Октябрьской железной дороги и Музей железнодорожной техники им. В.В. Чубарова на Варшавском вокзале. В Москве, кроме Музея железнодорожной техники на Рижском вокзале, находится Музей истории Московской железной дороги. Выставочные площадки железнодорожной техники имеются при крупных железнодорожных узлах - в Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Челябинске15. Традиционные формы музеефикации активно дополняются инновационными проектами, которые позволяют «приобщиться» к истории железных дорог - совершить путешествие на ретропоезде, посетить ретровокзал. Например, на станции Шувакиш Свердловской железной дороги реконструировано типовое здание вокзала с буфетом, кассой, кабинетом начальника станции и посадочная платформа Уральской горнозаводской железной дороги начала ХХ в.16

Более традиционный вариант отраслевого музея представляет собой Музей истории рыбной промышленности Азово-Черноморского бассейна в Севастополе. Он был открыт в 1972 г. в ДК рыбаков. Музейная экспозиция знакомит посетителей с рыболовством в древнем Херсонесе и Балаклаве, рыбным промыслом в дореволюционном Севастополе, с рыбаками, получившими правительственные награды. Разделы экспозиции, сохранившиеся с советского времени, дополняет диорама «Водный мир» со звуками моря и новые выставки «Китобойная флотилия», «Путь к океану», которые рассказывают о первой научной

" 17

промышленной экспедиции17.

Нередко отраслевой музей вырастает из коллекций, собранных собственниками предприятий. Так, например, на территории Переславского комбината художественных товаров был образован Отраслевой канцелярский музей И. Зайцева (рис. 3). Комбинат производит канцелярские товары, которые стали первыми экспонатами музея - пластиковые папки и файлы, папки-регистраторы, архивные короба. Они пополнились канцелярскими и художественными товарами второй половины XIX и ХХ вв., среди которых карандаши и точилки, степлеры и дыроколы, ластики и пресс-бювары, бумага и тетради (с промокашками) XIX в.

Рис. 3. Вывеска отраслевого канцелярского музея. Фото с сайта музея. Отраслевой канцелярский музей И. Зайцева [Электронный ресурс]. URL: https://ofisomaniya.ru/articles/otraslevoy-kantselyarskiy-muzey-i-zaytseva/ (дата обращения: 22.03.2024)

Динамика числа отраслевых музеев в России весьма показательна и характеризуется резким ростом их численности в постсоветский период: в 1914 г. в Российской империи насчитывался 21 отраслевой музей18; в СССР в 1935 г. имелось 56, в 1939 г. - 55, в 1950 г. -47, в 1970 г. - 32, в 1988 г. - 50 музейных учреждений соответствующего профиля19.

14 См.: Пуликова И.В. Отраслевые корпоративные музеи России // Россия и современный мир. 2010. № 3.

15 Музей железных дорог России. URL: https://rzd-museum.ru/museum/about-us (дата обращения: 12.03.2024).

16 Ретропоезд «Уральский экспресс» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rzd.ru/ru/10420/page/103290? id=19647 (дата обращения: 12.03.2024).

17 Музей истории рыбной промышленности Азово-Черноморского бассейна в Севастополе [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aebw4ab.xn--p1ai/muzej/ (дата обращения: 12.03.2024).

18 К ним относились музеи промышленности, транспорта, сельского хозяйства и экономики.

19 Составлено по: Культурное строительство СССР: стат. сб. М.; Л., 1940. С. 178-180; Культурное строительство СССР. М., 1936. С. 198-203; Народное образование и культура в СССР: стат. сб. М., 1989. С. 352-354. [Электронный ресурс]. URL: http://istmat.info/node/26588 (дата обращения: 10.04.2024).

В РФ в 2000 г. насчитывалось 170 музеев, в 2010 г. - 154, в 2018 г. - 163 музея20. Почти трехкратный рост численности отраслевых музеев за последние 30 лет непосредственно связан с процессами становления корпоративной культуры укрупненных экономических структур, включенных в государственный сектор экономики, и, конечно, с развитием туристских дестинаций, ориентированных на освоение индустриального наследия.

Можно выделить два основных варианта эволюции отраслевых музеев:

1) от корпоративного музея к отраслевому. Такова, например, история Тульского государственного музея оружия, основу которого составили коллекции Тульского оружейного завода21. В 1873 г. музей был учрежден как подразделение при заводе. В 1924 г. он получил статус государственного оружейного музея;

2) создание комплексного музея отрасли по инициативе федеральных либо региональных управленческих структур и финансируемых ими. К их числу можно отнести Музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского (г. Калуга), открытый в 1967 г. С 1982 г. Калужский музей космонавтики осуществляет научно-методическое руководство и координацию деятельности музеев космического профиля страны22.

Музеи истории предприятий (корпоративные). Наиболее типичным примером музеефикации экономических объектов выступают музеи предприятий, организованные непосредственно при работающих фабриках и заводах. Особенностью музеев данной категории является сочетание задач сохранения истории предприятий с характеристикой состояния современного производства, где посетитель может познакомиться с продукцией предприятия, полученными наградами и дипломами. В зависимости от уникальности используемых технологий акценты могут смещаться в сторону презентации технологических процессов.

Корпоративные музеи в массовом порядке появляются в позднесоветский период. Среди них есть музеи трудовой и боевой славы; музеи истории предприятий промышленности, сельского хозяйства и электроэнергетики с демонстрацией используемых в них технологий; музеи, созданные по типу краеведческих (история завода в истории края); мемориальные музеи, где можно познакомиться с биографией строителей завода и героев труда.

К первой категории можно отнести Музей трудовой славы и воинской доблести АО «ПО "Севмаш"» (г. Северодвинск, Архангельская область), основанный в 1968 г. Экспозиции содержат визуальный ряд, отражающий этапы строительства завода, его реконструкции начиная с 1936 по 1984 г. Украшением экспозиции является макет порта, воссозданный по архивным материалам (рис. 4). В зале судостроения выставлены макеты кораблей и подводных лодок, построенных на предприятии.

Вторая группа музеев представлена Музеем гидроэнергетики. В 2005 г. в Угличе (Ярославская область) был открыт Учебно-производственный информационный центр гидроэнергетики (УПИЦ), в структуре которого значится Музей гидроэнергетики, охотно посещаемый многочисленными туристами. Он рассказывает об истории строительства Угличской ГЭС, а также развитии гидроэнергетики в России и в мире (рис. 5).

Большой популярностью у посетителей пользуются музеи кондитерских фабрик, организующие посещение цехов по производству шоколада, конфет и т.д.23

Краеведческий компонент представлен в экспозиции Музейно-выставочного центра Омутинского металлургического завода (г. Омутинск, Кировская область), открытого в 1973 г. к 200-летию завода. Экспозиция музея включает, помимо истории предприятия и

20 Россия в цифрах. 2020: краткий стат. справочник. М., 2020. С. 167.

21 История Тульского государственного музея оружия [Электронный ресурс]. URL: https://www.museum-arms.ru/about/history/ (дата обращения: 12.03.2024).

22 Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/institutes/38157/gosudarstvennyi-muzei-istorii-kosmonavtiki-imeni-k-e-ciolkovskogo (дата обращения: 22.03.2024).

23 См.: Пуликова И.В. Отраслевые корпоративные музеи России...

образцов выпускаемой продукции, этнографический отдел, где выставлены старинные предметы городского быта, есть также раздел по истории города24.

Рис. 4. Музей трудовой славы и воинской доблести АО «ПО "Севмаш"» (г. Северодвинск). Фото с сайта музея. URL: https://corporate-museum.ru/project/cd3d08a4/ (дата обращения:

18.03.2024).

Рис. 5. Музей гидроэнергетики в г. Углич. Макет ГЭС. Фото автора из архива проекта

24 Музейно-выставочный центр Омутинского металлургического завода [Электронный ресурс]. URL: https:// www.komandirovka.ru/sights/omutninsk/museumno-vyistavochnyiy-tsentr/ (дата обращения: 18.03.2024).

Мемориальные музеи, как правило, входят в структуру корпоративного или отраслевого музея. Так, например, Музей космонавтики включает Мемориальный дом-музей академика С.П. Королева, открытый в 1975 г. Он расположен в доме, где жил Королев с 1959 по 1966 г. Сохранилась обстановка рабочего кабинета, личные вещи, документы, письма, фотографии, мебель, предметы быта, произведения изобразительного искусства, научно-техническая и художественная библиотека25.

Разновидностью корпоративных музеев являются музеи сельскохозяйственных предприятий (колхозов, совхозов, агрохолдингов). К их числу относится Музей истории СПК Агрофирмы «Лучники» (Беларусь). Он был открыт в 2008 г. в Центре культуры с. Лучники. Экспозиции музея отражают основные этапы развития края и включают следующие разделы: «Из глубины столетий» (XVI - начало XX в.), «На повороте истории» (19051940 гг.), «Военное лихолетье» (1941-1945 гг.), «Мирный труд» (1944-2008 гг.). В музее, помимо традиционной экспозиции, с использованием подлинных предметов реконструированы интерьеры «Крестьянской избы», «Сельского Совета 20-х годов XX века», «Кабинета председателя 70-х годов XX века» (рис. 6).

Рис. 6. Музей истории СПК Агрофирмы «Лучники». Кабинет председателя колхоза. Фото с сайта музея [Электронный ресурс]. URL: https://nasledie-sluck.by/ru/sluchina/museums/5706/

(дата обращения: 12.03.2024)

Аналогичную концепцию реализует Музей истории совхоза Ф.Э. Дзержинского (Республика Крым). Он был создан в 1972 г., в настоящее время музей занимает пять комнат, где расположены экспозиции из истории совхоза, а также диорама села26.

Более сложный вариант музеефикации истории сельскохозяйственного предприятия и технологий аграрного производства можно наблюдать в Музее защищенного грунта ЗАО «Агрофирма Белая Дача» г. Котельники (Московская область), образованного в 1985 г. В экспозиции музея получили освещение две основные темы: 1) история овощеводства защищенного грунта в России, внедрение и использование новых технологий при выращивании овощных культур в защищенном грунте; 2) история агрофирмы «Белая Дача»27.

Музеи предприятий и учреждений относятся чаще всего к так называемой скрытой сети музейных учреждений, поскольку они не всегда открыты для посещения и часто ориентиро-

25 Мемориальный дом-музей академика С.П. Королева [Электронный ресурс]. URL: https://kosmo-museum.ru/ mdmk (дата обращения: 12.03.2024).

26 Музей истории совхоза им. Ф.Э. Дзержинского [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/insti-tutes/25722/muzei-istorii-sovkhoza-im-f-e-dzerzhinskogo (дата обращения: 13.03.2024).

27 Музей защищенного грунта ЗАО «Агрофирма Белая Дача» [Электронный ресурс]. URL: https://kotelniki.info/ spravochnik/obrazovanie/uchrezhdeniya-kulturyi/muzej-zashhishhennogo-grunta-zao-%C2%ABagrofirma-belaya-dacha%C2%BB.html (дата обращения: 13.03.2024).

ваны на внутренние задачи организаций. Отличаются и концепции их создания: настоящее/ будущее или прошлое; презентация или коммеморация. Предприятия с «длинной» историей гордятся своим прошлым и нацелены на его сохранение и презентацию в более широком плане. В этом случае заводской музей нередко приобретает статус публичного учреждения, дополняя культурную среду города.

Корпоративные и отраслевые музеи малого города. Особое значение корпоративные музеи приобретают в малом городе28, внося разнообразие в его историко-культурный ландшафт. Многие из них относятся к категории моногородов, экономика и повседневная жизнь которых зависят от состояния и перспектив градообразующего предприятия и в значительной степени от его истории.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках исследовательского проекта «Музей малого города: множественность культур памяти (историко-социологический анализ)» была создана БД «Музей малого города», а также проведены полевые исследования в 12 городах РФ29. Корпоративные/ведомственные музеи составили в БД 3,7 % (таблица). Это неполная информация, в реальности их намного больше, но в силу неопределенности своего статуса они не всегда имеют регистрацию и представлены в электронных ресурсах - основном источнике создания БД. Однако описание 41 музея из БД дает возможность получить представление об их видовом разнообразии, функциях и особенностях работы.

Таблица

Распределение музеев малых городов РФ по профилю и времени основания

Профиль музеев Время основания

XVIII -начало XX в. 19181920-е гг. 19301950-е гг. 1960-е -1991 гг. 19922022 гг. Итого, ед./%

Краеведческие, историко-краеведческие 23 54 34 269 117 497/44,4

Исторические 4 10 5 79 123 221/19,7

Фольклорно-тематические 0 0 0 4 98 102/9,1

Мемориальные 3 2 8 35 28 76/6,8

Художественные 2 7 2 23 39 73/6,5

Корпоративные/отраслевые 2 0 1 18 20 41/3,7

Естественнонаучные 1 1 0 8 22 32/2,9

Историко-архитектурные ансамбли 5 8 1 11 6 31/2,7

Народных промыслов и ремесел 0 0 0 1 17 18/1,6

Истории науки и техники 0 1 0 6 11 18/1,6

28 Малый город - городское поселение с населением до 50 тыс. чел. См. подробнее: Мазур Л.Н. Малые города России: особенности формирования историко-культурного ландшафта // Меморативные ландшафты малых городов России и Польши. Екатеринбург, 2022. С. 20-50.

29 См. подробнее: Карточка проекта фундаментальных и поисковых научных исследований, поддержанного Российским научным фондом. URL: https://rscf.ru/project/21-18-00418/ (дата обращения: 12.03.2024).

Окончание табл.

Время основания

Профиль музеев XVIII -начало XX в. 19181920-е гг. 19301950-е гг. 1960-е -1991 гг. 19922022 гг. Итого, ед./%

Литературные 1 1 1 1 4 8/0,7

Истории спорта 0 0 1 1 1 3/0,3

Всего, ед./% 41/3,7 84/7,5 53/4,7 456/40,7 486/43,4 1120/100,0

Источник: БД «Музеи малого города РФ».

В большинстве случаев музей градообразующего предприятия имеет статус структурного подразделения и ориентирован на внутренние нужды и задачи предприятия. Примером такого музея может служить музейная комната АО «Монолит» (г. Трубчевск Брянской области). Завод начал выпуск продукции в 1966 г. Первый музей был создан еще в 1980-е гг., но представлял собой фактически неоформленное пространство с демонстрацией видов выпускаемой продукции. В 2015 г. была проведена реновация музейной комнаты, создана современная экспозиция с визуальным рядом, отражающим основные этапы строительства и развития завода. В экспозиции наряду с фотографиями разных лет были использованы предметы - выпускаемая продукция, бытовая техника, награды и переходящие знамена. В совокупности визуальный и предметный ряд формирует достаточно полное представление об истории, достижениях предприятия, а главное - о людях, работниках и руководителях завода (рис. 7).

Рис. 7. Музей АО «Монолит», г. Трубчевск (Брянская область). Фото автора из архива проекта. 2023 г.

Задачи заводского музея были сформулированы информантом следующим образом:

«Ну, в первую очередь, предприятие доеольно-таки с историей... Вот. И оно как бы, во-первых, является производителем ну довольно-таки уникальной продукции. Вот и пришлось сделать, чтобы память была и о том, чем мы занимаемся, и о том, чем мы занимались, и о руководителях предприятия, которые внесли свой вклад в развитие этого завода». (ТрМ36).

«...Мы его и делали для того, <...>, чтобы сохранить какую-то историю здесь вот и для того, чтобы <...>, когда приезжают иностранные делегации, мы могли их не водить по производству, потому что это не совсем корректно.». (ТрМ36).

Музей завода используется для проведения различных торжественных мероприятий: сюда приводят тех, кто оформился на работу. Интересен опыт музея в решении вопросов

профориентации. В частности, предприятие участвует в общероссийском Дне свободных турникетов:

«это когда на любое предприятие... люди приходят с преподавателем и мы рассказываем такую историю, потому что историю нужно знать. <...>, возможно, что ребята, которые приходят, да, и открывают для себя такое предприятие и в будущем некоторые могут сюда прийти <...>. В принципе у нас с кадрами проблем нет никаких» (ТрМ36).

Таким образом, можно выделить четыре основные задачи, которые решает заводской (корпоративный) музей: 1) сохранение памяти; 2) формирование корпоративной культуры; 3) «визитка» предприятия с демонстрацией возможным покупателям производимой продукции (эта функция особенно важна для предприятий с ограниченным режимом доступа); 4) профориентация учащихся школ и техникумов.

Аналогичные функции выполняет музей Горно-обогатительного комбината (информационно-выставочный зал) г. Качканара (Свердловская область). Впервые вопрос о создании музея был поднят в 1980-е гг. Он размещался на первом этаже Дворца культуры завода, но недолго - в 1990-е гг. музей был закрыт. Директор музея вспоминает:

«Музей уничтожался варварски. Была экспозиция, вот фабрика в разрезе из пенопласта сделана ... фабрика, ее топорами рубили и выбрасывали. Художники просили, дайте нам хотя бы неделю. Мы это демонтируем и куда-нибудь соскладируем. Нет, вот экстренно срочно. Ну тот период, когда знаете вот, люди которые не понимали, что происходит и историю свою не понимали и к чему это приведет. Это 90-е годы. Да, и этот музей был разрушен. А потом совет ветеранов обратился к руководству комбината уже Евразовскому, что давайте все-таки музей создавать. Ведь пройдет время, мы не найдем того, что находим сегодня» (КЧм67).

Современная музейная экспозиция была открыта в 2013 г. и размещается в здании отдела кадров предприятия30. Музей хорошо оснащен техникой: на мониторах можно наблюдать производственный процесс добычи, перевозки, дробления и обогащения руды. Музейная экспозиция, спроектированная на основе современных интерактивных музейных технологий, размещена в четырех залах. Первый зал - исторический. В нем показана история геологической разведки горы Качканар, открытие крупнейшего на Урале месторождения железа, титана и ванадия. Второй зал - технологический. Здесь демонстрируются коллекции минералов, уникальные макеты горного оборудования. Третий зал содержит экспозицию о современном состоянии производства и структуре предприятия (ЕВРАЗ КГОКа), продукции, вырабатываемой из качканарских агломерата и окатышей. Четвертый зал -выставочный. В музее хранятся коллекции произведений местных литераторов и художников.

Основная целевая аудитория музея - учащиеся школ города, студенты технических сузов и вузов, работники и ветераны комбината, гости города:

«Потому что эти вот промышленные музеи - это примерно то же самое, что архитектура. Вот. Это те деяния, это те мысли, это те инженерные находки, да, они... должны быть сосредоточены. Ну и потом, надо же. надо же показывать. Вот приходит человек на комбинат. Он весь комбинат не увидит. Он придет к себе там на мельницы и будет вот эту мельницу крутить все время. ... молодые специалисты должны сюда приходить. Школьники, чтобы они сориентировались, вот как вы говорите, кто кем мечтал. Мало кто мечтает стать, допустим там, бурильщиком скважины или агломератчиком. Они зачастую и названия такого не знают, надо показать. Надо показать красоту этой работы и ту перспективность их, в чем она состоит и что они могут» (КЧм67).

«Или вот эти службы социальной помощи, они привозят сюда ветеранов, инвалидов. Вы знаете, они приезжают в таком тяжелом состоянии, морально-нравственном состоянии. Их потихонечку-потихонечку начинаешь так в чувство приводить, что-то показывать, рассказывать и так далее, и потом они как-то так душою оживают вот, видят, что

30 Информационно-выставочный центр ЕВРАЗ КГОК. URL: https://corporate-museum.ru/project/a0e1d50d/ (дата обращения: 12.03.2024).

все не зря, что впереди что-то может быть, и что-то интересное, и что не все так мрачно, как казалось» (КЧм67).

В городе есть также Качканарский историко-краеведческий музей, который открыт в 1991 г. Экспозиции музея рассказывают об истории города, природе края, здесь проводятся выставки местных художников, фотографов, мастеров народного и декоративно-прикладного творчества. Музей ГОКа и города дополняют друг друга, формируя более объемный и сложный образ места как «города юности», крупнейшего центра добычи и переработки агломерата, природной зоны.

Еще один объект, исследованный в рамках проекта, - музей Медногорского медно-серного комбината (ММСК), размещенного в Медногорске Оренбургской области. Он имеет многолетнюю историю и создавался при активном участии работников предприятия:

«.люди сами приносили. Музей создавался, объявлялся какой-то там и люди приносили. У кого что дома было» (МДж46).

Экспозиции, представленные в музейном комплексе, отражают различные периоды становления и работы комбината начиная с 1920-х гг. Фотографии и музейные раритеты повествуют о том, когда были открыты месторождения медного колчедана, как строился Блявинский рудник и добывалась руда. Есть экспозиция о репрессированных:

«в годы репрессий весь руководящий состав комбината был обвинен во вредительстве. Это более 20 человек. И в [19]37 году они были расстреляны в Зауральной роще. Правда, в 57 году люди были реабилитированы» (МДж46).

Особое внимание при формировании экспозиции заводского музея было уделено людям - руководителям, ветеранам, передовикам производства:

«Этот зал у нас называется залом трудовой славы. Здесь у нас освещены годы нашего предприятия с 1947 года по 1999. На стенде освещены основные события и достижения тех лет. Вот здесь, кстати, еще вот там стенд стоит с продукцией нашего предприятия».

На вопрос - для чего нужен музей - прозвучали ответы:

- Для сохранения истории какой-то, для будущих потомков.

- Школьников возили сюда.

- У нас ветераны любят это место посещать...

- По крайней мере, когда я на комбинат устраивалась, процедура трудоустройства тоже в себя включала первым делом посещение музея. Приходил новый человек и прежде чем пройти на свое рабочее место, он проходил по залам, какая богатая история предприятия, что сейчас, глядя на эти стенды, происходит» (МДж46).

При всей значимости корпоративного музея существует целый ряд проблем, которые переносят их в зону «невидимости» или «мерцания»: во-первых, проблемы с финансированием и кадрами. Довольно часто встречается ситуация, когда работа в заводском музее достается в «нагрузку» к основным обязанностям сотрудника предприятия, что непосредственно влияет на режим работы музея. Проблемой может быть качество экскурсионного обслуживания, обновление экспозиций, состояние сохранности фондов. Во-вторых, недостаток помещений: в некоторых случаях под музей отводятся неприспособленные комнаты или же музей не имеет постоянных площадей.

В последнем случае показательна история музея завода «Уралэлектро» (Медногорск) -бывшего Тульского оружейного завода, эвакуированного в Медногорск в годы Великой Отечественной войны. Музей был создан в 1970-е гг. и размещался в Доме культуры завода:

«Музей был у нас в Доме культуры. Дом культуры принадлежал заводу. Сегодня Дом культуры заводу не принадлежит, и нам сказали: убирайтесь, забирайте все свое <...>. А мы уже тут, выделили вот эту комнату. У нас тоже тут площади ограничены, вот, в инженерном корпусе, это у нас. А сейчас на четвертом этаже, там мы освободили побольше, ну такой весь зал вместе с этим. Надо туда перевести» (МДм71).

Музей комплектовался преимущественно образцами производства, наградами за спортивные и производственные достижения, т.е. в основном выполнял функцию «хранилища»:

«до 2009 года мы поддерживали музей... Новые изделия появлялись, мы всегда сюда поставляли. Кто приезжал к нам, спортивные достижения - ну вся работа, которая велась, она все время отражалась в музее» (МДм71).

Экспозиция музея не обновлялась много лет. Музейный работник ушел на пенсию в 2005 г. и музей фактически прекратил свое существование:

«Был такой Петухов Станислав Иваныч, который все тут делал: фотографии и все это... Бывший председатель совета директоров говорил: надо бы продолжить музейное дело. Я говорю: ну, выделяйте деньги и все, будем искать человека, который продолжит. Да, ушел у нас музейный работник на заслуженный отдых. Сейчас найти надо работника» (МДм71).

На траектории развития моногородов оказывали влияние разные факторы: если Качканарский ГОК и Медногорский медно-серный комбинат сохранили и увеличили свой производственный потенциал, то, например, в Петровске-Забайкальском память о металлургическом заводе поддерживают только стела, расположенная недалеко от входа в Парк Победы, и руины, использовать которые для целей меморации не позволяет право частной собственности.

В городе работает два музея - краеведческий и Музей декабристов. Краеведческий музей был открыт в 2011 г., в нем есть разделы природы, археологии, этнографии с реконструкцией крестьянской избы, промыслов и ремесел, Великой Отечественной войны. Работает фотовыставка «Родные просторы». Экспозиция, рассказывающая об истории Петровского металлургического завода, отсутствует. Осознание необходимости его мемо-рации прослеживается в интервью с жителями города, но не как насущная потребность. Так, на вопрос, какой музей еще нужен городу, звучит ответ:

«Знаете как, у нас мог бы быть музей... Мог быть железной дороги музей, мог быть металлургического завода. Кстати сказать, музей елочной игрушки, у меня есть личная коллекция игрушек» (ПЗж62).

Память о заводе в городе преимущественно хранят школьные музеи, в фондах которых можно найти фотографии, альбомы с портретами знатных людей завода, памятные юбилейные значки и подарки (рис. 8). Большинство экспонатов создано руками школьников. Правда, условия работы и сохранность экспозиций школьных музеев оставляют желать лучшего. Из интервью с руководителем музея гимназии г. Петровска-Забайкальского:

«В 2005-м 19 октября было открытие нашего музея. Он находился в комнате, был специальный класс выделен, объемное такое помещение, в котором какие-то экспонаты всякие подручные все были сделаны с помощью наших художников, и открытие прошло вот именно в 2005 году. Так, ну со временем нас начали потихоньку вытеснять. Почему? Потому что не хватало помещений для обучения, дальше нас перевели пять лет назад в маленькую, вот в эту старшую гимназию. В том здании у нас было довольно-таки такое помещение хорошее... И наконец-то, вот сюда нас задвинули просто-напросто, вот в эту маленькую каморочку...» (ПЗж71).

Сохранение истории завода воспринимается руководителем школьного музея как одно из направлений краеведческой работы в контексте патриотического воспитания:

«Основная направленность, конечно, это краеведческая работа... исследовательская работа. ...Кроме декабристов, пишем о своих ветеранах, о ветеранах Отечественной войны, то есть по семейным реликвиям ребята пишут работы...» (ПЗж71).

Несколько другая ситуация характерна для малых городов, расположенных на туристских маршрутах. Здесь наращивание музейного потенциала рассматривается как стратегическая цель, способствуя появлению новых музеев, в том числе экономического профиля. Так, например, в Вытегре (Вологодская область), расположенной на пути следования туристических теплоходов, в 1982 г. в здании гидроэлектростанции был открыт музей «Водные пути Севера». Из воспоминаний директора музея:

«В свое время, когда я пришла работать в этот музей, зашла в "Водные пути севера ", посмотрела и подумала: а что здесь смотреть-то можно? Но экспозиция там была

восемьдесят первого года... Мне хотелось показать еще использование этого водного пути [за] весь период истории, потому что раньше у нас начиналось только со строительства Мариинской водной системы, а вот предыстория - она вообще упускалась» (ВтЖ47).

Рис. 8. Музей гимназии № 1 г. Петровска-Забайкальского. Фото автора из архива проекта. 2023 г.

В современной экспозиции представлены макеты деревянных шлюзов Мариинской водной системы XIX в. и современных бетонных сооружений Волго-Балта, можно увидеть прохождение судов по старому и обновленному путям. Внимание туристов привлекают диорамы «Строительство шлюза в 1799 году», «Бурлаки на Мариинском канале», модели судов и земснарядов, фотографии и подлинные документы, картины художников Б. Шквар-кова и В. Ветрогонского, повествующие о строительстве и буднях Волго-Балтийского канала.

Выводы. Представленный обзор отраслевых и корпоративных музеев, обследованных, в том числе, с использованием социологических методов (наблюдение и интервью), позволяет составить достаточно полное представление об их видовом разнообразии, особенностях создания и функционирования.

С учетом объекта музеефикации музеи экономического профиля подразделяются на отраслевые и корпоративные. Данная классификация имеет свою историю, использовалась еще в советский период и неидеальна. Ее недостатком является частое пересечение объектов музеефикации: корпоративный музей нередко рассматривал историю предприятия в контексте развития «своей» отрасли производства.

Музеи предприятий встречаются наиболее часто. Точно оценить их количество в музейной сети региона или страны затруднительно, так как они далеко не всегда имеют регистрацию и самостоятельный статус. Очевидна их роль как инструмента продвижения на рынок продукции предприятий, а также как эффективного средства формирования корпоративной культуры. В малом городе музеи предприятий включаются в историко-культурный и меморативный ландшафт, придавая образу города новые черты.

Жизненный цикл корпоративного музея, как правило, непродолжительный и зависит от целого ряда факторов - финансовых, кадровых, материально-технических (в том числе от наличия необходимых помещений), но прежде всего - от состояния и перспектив развития предприятия. Исключение составляют действующие предприятия с «длинной» историей. Так, например, происхождение Музея хрусталя неразрывно связано с историей Дятьковского

хрустального завода (г. Дятьково, Брянская область). Год основания завода (1790) считается и годом основания музея, поскольку сохранились свидетельства о создании при заводе «образцовой» комнаты. В настоящее время музей хранит уникальные предметы декоративного искусства, подарки известным персонам, изделия из хрусталя, цветного и бесцветного стекла, изготовленные различными методами, авторские коллекции произведений художников советского периода31. В 1976 г. музей получил статус государственного и в настоящее время располагается в отдельном здании и ежедневно открыт для посещения. Смена статуса является необходимым условием перехода музея из зоны «мерцания» к стабильному развитию.

Несмотря на нестабильность сети корпоративных музеев, можно говорить о ее положительной динамике, что непосредственно связано с осознанием ценности индустриального наследия и необходимости его музефикации на корпоративном, региональном и отраслевом уровнях. Следует подчеркнуть многофункциональность музеев экономического профиля, реализующих, помимо коммеморативных и просветительских задач, воспитательные и маркетинговые функции. Эта особенность влияет на потребность постоянного обновления экспозиции, отражающей современное состояние и перспективы развития предприятия. Схожие процессы и проблемы свойственны также отраслевым музеям с поправками на ведомственные масштабы.

Литература

Алексеева Е.В. Индустриальное наследие большого Екатеринбурга: Проблема дифференциации и дефиниций // Диалоги о защите культурных ценностей: мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 19-20 мая 2022 г.). Екатеринбург: Уральский государственный архитектурно-художественный университет, 2022. С. 176-179.

Дмитриев А.В., Максяшин А.С. Тагильская роза. История «лакирного дела» на Урале. Екатеринбург: Старт, 2000. 140 с.

Запарий В.В. Индустриальное наследие России: вопросы изучения и сохранения // Индустриальное наследие как ресурс для развития. Варианты стратегий. 300+: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Нижний Тагил, 3-4 декабря 2020 г.). Нижний Тагил: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», 2020. С. 75-81.

Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М.: Этерна, 2012.

432 с.

Кузовенкова Ю.А. Парадигмы музеефикации индустриального наследия // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 5-6. С. 6-16.

Курлаев Е.А. Историческая реконструкция первых уральских заводов // Региональные столицы России - точки опоры и роста: мат-лы Всерос. науч. конф. с междунар. участием (Екатеринбург, Пермь, 20-22 сентября 2023 г.). Екатеринбург; Пермь: Альфа, 2023. С. 40-42.

Лахтионова Е.С. Международное движение за сохранение индустриального наследия: история и основные аспекты // Алдамжаровские чтения - 2010 = Алдамжар окулары - 2010: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Костанай: КСТУ им. академика 3. Алдамжар, 2010. С.186-193.

Мазур Л.Н. Малые города России: особенности формирования историко-культурного ландшафта // Меморативные ландшафты малых городов России и Польши: сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2022. С. 20-50.

Мастеница Е.Н. Музеефикация промышленного наследия: опыт и перспективы // Музей. 2012. № 5. С. 4-11.

Мастеница Е.Н. Современный музей в ракурсе корпоративной культуры // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С.117-123.

31 Музей дятьковского хрусталя [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80ajfjlb5aijeew0l.xn--p1ai/ (дата обращения: 23.05.2024).

Матвеева Л.Д., Котова Т.П., Лебедев А.И., Хисамутдинова А.Ф. Проблемы музеефи-кации индустриального наследия Южного Урала // Сервис plus. 2018. Т. 12, № 2. С. 24-35.

Пуликова И.В. Отраслевые корпоративные музеи России // Россия и современный мир. 2010. № 3 (68). С. 217-221.

Сапанжа О.С. Классификация музеев и морфология музейности: структура и динамика // Вопросы музеелогии. 2012. № 1. С. 3-12.

Штиглиц М.С. Промышленная архитектура Петербурга в сфере «Индустриальной археологии». СПб.: Черное и белое, 2003. 280 с.

Hudson K. World Industrial Archaeology. Cambridge University Press, 1979. 499 p.

Light J.D. Industrial Archaeology // Archaeology. Vol. 1. EOLSS, 2002. 522 p.

Zhang S. Conservation and Adaptive Reuse of Industrial Heritage in Shanghai // Front. Archit. Civ. Eng. China. 2007. № 1 (4). Р. 481-490.

References

Alekseeva, E.V. (2022). Industrial'noe nasledie bol'shogo Ekaterinburga: Problema diffe-rentsiatsii i definitsiy [Industrial Heritage of Greater Yekaterinburg: The Problem of Differentiation and Definitions]. In Dialogi o zashchite kul'turnykh tsennostey: Materialy II Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Ekaterinburg, 19-20 maya 2022 goda). Yekaterinburg, pp. 176-179.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dmitriev, A.V., Maksyashin, A.S. (2000). Tagil'skaya roza. Istoriya "lakirnogo dela" na Urale [Tagil Rose. History of the "Lacquer Making" in the Urals]. Yekaterinburg, Start. 140 p.

Hudson, K. (1979). World Industrial Archaeology. Cambridge University Press. 499 p.

Kaulen, M.E. (2012). Muzeefikatsiya istoriko-kul'turnogo naslediya Rossii [Museumification of the Historical and Cultural Heritage of Russia]. Moscow, Eterna. 432 p.

Kuzovenkova, Yu.A. (2015). Paradigmy muzeefikatsii industrial'nogo naslediya [Paradigms of Museumification of Industrial Heritage]. In Labirint. Zhurnal sotsial'no-gumanitarnykh issle-dovaniy. No. 5-6, pp. 6-16.

Kurlaev, E.A. (2023). Istoricheskaya rekonstruktsiya pervykh ural'skikh zavodov [Historical Reconstruction of the First Ural Factories]. In Regional'nye stolitsy Rossii - tochki opory i rosta. Yekaterinburg, Perm', pp. 40-42.

Lahtionova, E.S. (2010). Mezhdunarodnoe dvizhenie za sokhranenie industrial'nogo naslediya: istoriya i osnovnye aspekty [International Movement for the Preservation of Industrial Heritage: History and Main Aspects]. In Aldamzharovskie chteniya - 2010 = Aldamzhar okulary -2010. Kostanay, pp. 186-193.

Light, J.D. (2002). Industrial Archaeology. In Archaeology. Vol. 1, EOLSS. 522 p.

Mazur, L.N. (2022). Malye goroda Rossii: osobennosti formirovaniya istoriko-kul'turnogo landshafta [Small Towns of Russia: Features of the Formation of the Historical and Cultural Landscape]. In Memorativnye landshafty malykh gorodov Rossii i Pol'shi. Yekaterinburg, pp. 20-50.

Mastenitsa, E.N. (2012). Muzeefikatsiya promyshlennogo naslediya: opyt i perspektivy [Museumification of Industrial Heritage: Experience and Prospects]. In Muzey. No. 5, pp. 4-11.

Mastenitsa, E.N. (2012). Sovremennyy muzey v rakurse korporativnoy kul'tury [Contemporary Museum from the Perspective of Corporate Culture]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosu-darstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. No. 3, pp. 117-123.

Matveeva, L.D., Kotova, T.P., Lebedev, A.I., Khisamutdinova, A.F. (2018). Problemy muzeefikatsii industrial'nogo naslediya Yuzhnogo Urala [Problems of Museumification of the Industrial Heritage of the Southern Urals]. In Servis plus. Vol. 12, No. 2, pp. 24-35.

Pulikova, I.V. (2010). Otraslevye korporativnye muzei Rossii [Industry-Specific Corporate Museums of Russia]. In Rossiya v sovremennom mire. No. 3, pp. 217-221.

Sapanzha, O.S. (2012). Klassifikatsiya muzeev i morfologiya muzeynosti: struktura i dina-mika [Classification of Museums and Morphology of Museum Identity: Structure and Dynamics]. In Voprosy muzeelogii. No. 1, pp. 3-12.

Shtiglits, M.S. (2003). Promyshlennaya arkhitektura Peterburga v sfere "Industrial'noy arkheologii" [Industrial Architecture of St. Petersburg in the Field of "Industrial Archeology"]. St. Petersburg, Chernoe i beloe. 280 p.

(2005). The world's Leading Sculptor of Space Takes on Tate Modern's Terrifying Turbine Hall. In The Guardian. 07.10.2005. Available at: URL: http://www.theguardian.com/artanddesign/ 2005/oct/07/art (accessed 28.02.2024).

Zapariy, V.V. (2020). Industrial'noe nasledie Rossii: voprosy izucheniya i sokhraneniya [Industrial Heritage of Russia: Iissues of Study and Preservation]. In Industrial'noe nasledie kak resurs dlya razvitiya. Varianty strategiy. 300+. Nizhniy Tagil, pp. 75-81.

Zhang, S. (2007). Conservation and Adaptive Reuse of Industrial Heritage in Shanghai. In Front. Archit. Civ. Eng. China. No. 1 (4), pp. 481-490.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.