Научная статья на тему 'Экономика инфраструктуры для высокоскоростного движения'

Экономика инфраструктуры для высокоскоростного движения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
656
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ВЫСОКОСКОРОСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ / КАПИТАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцев А. А., Талашкин Г. Н.

Показано, что высокоскоростные магистрали (ВСМ) имеют большую эффективность для общества и являются непривлекательными для частного капитала вследствие незначительных прямых эффектов, поэтому темпы и объемы создания ВСМ определяются возможностями государственного бюджета. Строительство ВСМ привлекательно для подрядчиков, обладающих современными инновационными технологиями. ОАО «РЖДстрой» выработало новую программу освоения инновационных технологий в транспортном строительстве. По мнению авторов статьи, современный уровень владения технологиями и опыт их применения в олимпийском Сочи позволяет осуществить своими силами пилотный проект Москва-Казань.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructure economy for high-speed traffic

The article shows that high-speed mainlines (HSM) have high efficiency for the society and also are not so attractive for private funds investments because of low immediate effects. As the result the pace and extent of HSM are dictated by the possibilities of federal budget. HSM construction is attractive for subcontractors, having innovative technologies. OAO RZDStroy developed a new program for assimilation the innovative technologies in transport construction. According to the authors' estimates the current state of technologies and experience of its application in Olympic Sochi allow to materialize the pilot project Moscow-Kazan by out own efforts.

Текст научной работы на тему «Экономика инфраструктуры для высокоскоростного движения»

УДК 656.09

А. а. Зайцев

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Г. Н. Талашкин

ОАО «РЖДстрой»

экономика инфраструктуры для высокоскоростного движения

Показано, что высокоскоростные магистрали (ВСМ) имеют большую эффективность для общества и являются непривлекательными для частного капитала вследствие незначительных прямых эффектов, поэтому темпы и объемы создания ВСМ определяются возможностями государственного бюджета.

Строительство ВСМ привлекательно для подрядчиков, обладающих современными инновационными технологиями. ОАО «РЖДстрой» выработало новую программу освоения инновационных технологий в транспортном строительстве. По мнению авторов статьи, современный уровень владения технологиями и опыт их применения в олимпийском Сочи позволяет осуществить своими силами пилотный проект Москва-Казань.

инфраструктура, высокоскоростное движение, капитал, эффективность, инновационные технологии.

Введение

Наличие в стране высокоскоростного железнодорожного сообщения свидетельствует о ее экономической мощи и предрасположенности к инновационному развитию. Строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) фактически является мерилом межстрановой конкуренции на рынке инновационных технологий. Уже 26 стран создали свои национальные сети ВСМ, а их общая протяженность приближается к 20 000 км. Даже США, обладая самой мощной в мире экономикой, которая позволяет содержать общедоступные сети скоростных автобанов и внутренних авиалиний, приступила к созданию высокоскоростной железнодорожной сети.

1 Стратегия развития ВСД в РФ

После многолетних дебатов Российская Федерация также определилась со стратегией развития высокоскоростного и скоростного движения. К 2030 г.

69

предполагается создать ВСМ общей протяженностью 4253 км и 6942 км скоростных железных дорог.

По классификации, принятой в России, ВСМ - это специализированная* электрифицированная двухпутная железнодорожная линия, предназначенная для эксплуатации поездов со скоростями движения от 200 до 400 км/ч [1]. Скоростные магистрали - это линии, обеспечивающие движение пассажирских поездов в диапазоне скоростей 141-200 км/ч. Как правило, это линии, допускающие смешанное движение пассажирских и грузовых поездов.

2 Оценки эффективности ВСД

Для оценки эффективности ВСМ предложен ряд методических подходов.

Классический подход при оценке экономической эффективности проектов предполагает определение эффективности:

• для федерального бюджета;

• региональных и местных бюджетов;

• инвестора.

Железные дороги, в том числе скоростные и высокоскоростные, оказывают огромное влияние на развитие регионов, по которым они проходят, имеют мультипликативный эффект для железнодорожного транспорта и для страны в целом.

Экономическая наука активно продвигается в определении эффектов от создания железнодорожных линий и в оценке каждого из них (рис. 1). Наиболее полный, на наш взгляд, перечень эффектов от реализации железнодорожных проектов сформулирован в институте проблем естественных монополий.

Исследователи приходят к единому мнению, что создание ВСМ - с позиции государства высокоэффективный проект. Например, рабочая группа по исследованию эффективности высокоскоростных линий Санкт-Петербург -Москва пришла к выводу, что на каждый вложенный рубль отдача в общегосударственном масштабе составит три рубля.

Казалось бы, при такой высокой эффективности капитал должен устремится в подобные проекты. Однако этого не происходит.

Дело в том, что частный капитал отзывается на прямой для инвестора эффект. В случае с ВСМ - это денежный поток от продажи билетов и дополнительных услуг при перевозке пассажиров. С позиции прямого эффекта ни одна высокоскоростная железная дорога в мире не может быть признана эффективной, вот почему частный капитал в создание ВСМ не идет. С позиции же государства ВСМ эффективны, поэтому и создаются за счет государства,

То есть не допускающая других видов движения.

70

71

Эффекты от реализации железных дорог

Прямые эффекты

Прямые

Мультимодальные

Внешние

Г J Частичная готовность (доработка в 2013 г.)

Рис. 1. Эффект от реализации железных дорог [2]

т. е. бюджетных ресурсов. Видимо, понимая это, разработчики эффектов от реализации железных дорог, упустили учет эффектов для инвестора (рис. 1).

Таким образом, наличие или отсутствие усилий государства по созданию высокоскоростных железнодорожных магистралей определяется лишь финансовыми возможностями бюджета.

Попытки привлечь к созданию ВСМ (как и вообще к строительству пассажирских железнодорожных линий) частный капитал успеха не имеют по вполне понятной причине: инвестор вкладывает деньги туда, где видит отдачу от прямых эффектов.

Таким образом, на данном уровне транспортных технологий инфраструктура ВСМ, как и для автомобильного транспорта (автодороги), морского (причалы), воздушного (взлетные полосы) может создаваться ровно настолько, насколько позволяет бюджет страны. Исходя из этих реалий, руководство страны для пилотного проекта ВСМ выбрало направление Москва - Казань (рис. 2).

По оценке РЖД, строительство обойдется почти в триллион рублей. Министр транспорта Максим Соколов не исключает, что железная дорога будет построена к чемпионату мира по футболу 2018 г. Стоимость проезда по высокоскоростным железным дорогам в России составит от 1 до 10 рублей за километр.

Рис. 2. План трассы ВСМ Москва - Казань [2]

72

3 Инновации для железнодорожного строительства

Другим условием для создания ВСМ является уровень инновационности экономики государства. Сегодня основной товар на мировом рынке - это поток инноваций, инновационной продукции, товаров, поэтому государство в целом и компании в частности могут быть конкурентоспособными при условии инновационной активности.

Исходя из этих постулатов ОАО «РЖДстрой» определило для компании путь развития как новую инновационную парадигму. Суть ее заключается в поиске на внутреннем и мировом рынках технологий, обеспечивающих реализацию идей через процессные действия (рис. 3).

На счету компании десятки успешно реализованных идей, выбора и внедрения инновационных технологий при строительстве железных дорог. Так, возникла идея создать путь пониженной вибрации в олимпийском Сочи от Адлера до Красной Поляны. Эта идея появилась при представлении проекта, в котором путь проходил по эстакадам и тоннелям.

Поиски технологии пониженной вибрации привели к системе LVT, которая гибко трансформируется в условиях эксплуатации (на эстакадах, мостах, в тоннелях, на станциях). Экспертиза показала возможность реализации этой

Рис. 3. Схема внедрения инновационных технологий [3]

73

идеи. В результате построен завод, выпускающий систему LVT, полностью локализована технология, система укладывается в конструкцию верхнего строения пути.

ОАО «РЖДстрой» ставит амбициозную задачу - выигрывать конкурсы и выполнять проекты ВСМ внутри страны и за ее пределами. В настоящее время в рамках инновационной программы:

• создается производственный комплекс для укладки верхнего строения пути раздельным способом на базе технологии и оборудования, разработанных компанией Matisa (Швейцария), с применением отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства железнодорожного пути в высокоточной координатной системе;

• развиваются компетенции в области строительства искусственных сооружений (преднапряженных и постнапряженных мостовых конструкций, сборных железобетонных конструкций);

• используется контактно-стыковой метод сварки с помощью мобильных рельсосварочных систем компании Schlatter;

• разработаны и производятся железобетонные шпалы для грузонапряженных и высокоскоростных магистралей;

• осваиваются инновационные методы изготовления железобетонных изделий с применением добавок, уменьшающих время вибрации, и тепловлажностной пропарки, улучшающей физико-механические свойства конструкции [3].

По оценке авторов, технологический уровень, способность к восприятию инновационных решений дает шанс ОАО «РЖДстрою» принимать активное участие в создании сети ВСМ.

Заключение

Исследования ВСМ показали их значимость для общества, государства за счет мультипликативных и внешних по отношению к самой линии эффектов - социальных, общезначимых, интегральных.

Прямые эффекты, т. е. поток денег от продажи билетов и дополнительных услуг при перевозке пассажиров, не гарантируют возврата ресурсов в приемлемые для инвесторов сроки, поэтому частный капитал не идет в создание ВСМ и в целом в железнодорожное строительство.

Темпы и объемы строительства высокоскоростных и скоростных железнодорожных магистралей напрямую зависят от возможностей государственного бюджета.

В Российской Федерации в качестве пилотного проекта создается ВСМ Москва - Казань. При открытости экономики страны ожидается конкурентная борьба международных фирм за подряд на это строительство.

74

Наиболее крупная из специализирующихся на железнодорожном строительстве компания «РЖДстрой» взяла курс на освоение лучших мировых технологий в транспортном строительстве, что позволит справиться с созданием пилотного проекта ВСМ национальными силами.

Библиографический список

1. Стратегия развития ОАО «РЖД» до 2030 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru? STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerI d=5101&id=6396.

2. Транспорт на магнитном подвесе : моногр. / А. А. Зайцев, Г. Н. Талашкин, Я. В. Соколова; ред. А. А. Зайцев. - Санкт-Петербург : ПГУПС, 2010. - 159 с.

3. Инновационные технологии в транспортном строительстве / Г. Н. Талашкин // Железнодорожный транспорт. - 2011. - № 9. - С.43-47.

© Зайцев А. А., Талашкин Г. Н., 2013

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.