Научная статья на тему 'Экономика и журналистика: точки соприкосновения'

Экономика и журналистика: точки соприкосновения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4507
357
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ECONOMICS JOURNALISM / MEDIA ECONOMICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Демина И.Н.

Проведены параллели между областями исследования теории журналистики и экономики. Дается определение медиаэкономики, ее предмета и объекта. Выделяется область исследований медиаэкономики (медиапредприятия и система медиапредприятий). Определяются функции медиаэкономики. Обосновывается место медиасистемы в народном хозяйстве как инфраструктурного элемента. Дается определение термина «экономическая журналистика». Ставятся теоретические и практические проблемы исследований и обучения будущих журналистов для работы в сфере экономической журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economy and Journalism: Points of Contact

Drawind parallels between scopes of an inquiry theory of journalism and economics. Giving definition of media economics, its subject and object. Standing out media economics scope of an inquiry (media enterprises and system of enterprises). Defining media economics functions. Substantiating media systems place in national economy how infrastructures element. Giving definition "economics journalism". Setting the theoretical and practical problems of journalism researches and education for work in scope of economics journalism.

Текст научной работы на тему «Экономика и журналистика: точки соприкосновения»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 10. ЖУРНАЛИСТИКА. 2009. № 5

И.Н. Демина, доктор экон. наук, профессор, зав. кафедрой журналистики

Байкальского государственного университета экономики и права

ЭКОНОМИКА И ЖУРНАЛИСТИКА:

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

Проведены параллели между областями исследования теории журналистики и экономики. Дается определение медиаэкономики, ее предмета и объекта. Выделяется область исследований медиаэкономики (медиапредприятия и система медиапредприятий). Определяются функции медиаэкономики. Обосновывается место медиасистемы в народном хозяйстве как инфраструктурного элемента. Дается определение термина «экономическая журналистика». Ставятся теоретические и практические проблемы исследований и обучения будущих журналистов для работы в сфере экономической журналистики.

Ключевые слова: медиаэкономика, экономическая журналистика.

Drawind parallels between scopes of an inquiry theory of journalism and economics. Giving definition of media economics, its subject and object. Standing out media economics scope of an inquiry (media enterprises and system of enterprises). Defining media economics functions. Substantiating media systems place in national economy how infrastructures element. Giving definition "economics journalism". Setting the theoretical and practical problems of journalism researches and education for work in scope of economics journalism.

Key words: media economics, economics journalism.

Экономика, в любой интерпретации этого научного термина, оказывается теснейшим образом связана с феноменом журналистики. Сегодня это утверждение становится общепринятым и даже банальным. Однако в России пока не существует научных работ, подводящих теоретическую базу под бурно развивающиеся научные исследования, носящие прикладной, практический характер и посвященные результатам взаимодействия, взаимовлияния двух фундаментальных отраслей знаний — экономической теории и теории журналистики. Это связано с двумя обстоятельствами.

Во-первых, изучением последствий взаимовлияния экономики и журналистики занимаются теоретики журналистики1, которые

1 См., например: Смирнов С.С. Концентрация средств массовой информации России в условиях трансформации национальной медиасистемы (1991—2006 гг.): Дис. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006; Рябов С.Д. Характер типологической трансформации российских СМИ в условиях развития потребительского рынка: Дис. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008; Лим А.В. Специализированные издания о недвижимости: структурно-функциональные и жанрово-тематические особенности: Дис. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2006; Мурзин Д.А. Система корпоративной прессы: современные типологические концепции: Дис. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.

отслеживают происходящие сегодня в России и в мире изменения структуры медиасистемы, содержательной, графической, организационной моделей СМИ вследствие революционных экономических перемен. При этом не принимается во внимание научный аппарат экономической науки, что совершенно справедливо: изучение объекта и предмета коммуникативистики не предполагает углубленного исследования экономической терминологии применительно к журналистике. Журналистские исследования в этой области поэтому носят прикладной, практический характер, не претендуя на уровень абстракций и обобщений.

Зарубежные исследователи в изучении взаимовлияния этих двух феноменов продвинулись гораздо дальше отечественных, применяя дисциплинарные экономические термины к объекту и предмету теории журналистики2, что совершенно объяснимо: временной интервал изучения взаимодействия экономики и журналистики российской и западной научной мыслью несоизмерим. За рубежом массмедиа всегда развивались одновременно и параллельно с так называемой капиталистической экономикой, в условиях преимущественно частной собственности на СМИ, что и давало «пищу» для развития экономических исследований массмедиа. В России же средства массовой информации на протяжении десятилетий функционировали в условиях государственной собственности, воспринимались как государственный институт, и система СМИ изучалась преимущественно как социальный феномен. Прикладные проблемные исследования и учебные материалы, касающиеся СМИ, в СССР, затем в России, представляют собой прежде всего философские3, социологические4 и политические5 труды.

Во-вторых, до сих пор журналистика не стала предметом изучения российских теоретиков-экономистов. Видимо, причиной является огромная сложность интерпретации этого понятия для экономистов. Кроме того, к сожалению, в обществе, и среди экономистов тоже, существует несколько легковесное и даже презрительное

2 См.: Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. 335 с.

3 Информационная политика: Учебник / Под ред. В.Д. Попова. М.: РАГС, 2003. 463 с.

4 См.: Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М.: Пульс, 2002. 120 с.; Социология журналистики: Очерки методологии и практики: Пособие для студентов вузов по специальности «Журналистика» / Под ред. С.Г. Корконосенко. М.: Гендальф, 1998. 256 с.; Система средств массовой информации России: Учеб. пособие / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект-Пресс, 2003. 259 с.; Типология периодической печати: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект-Пресс, 2007. 236 с.

5 См.: Засурский И.И. Реконструкция России. Массмедиа и политика в 90-е годы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

отношение к журналистике как деятельности и журналистам как носителям этой деятельности. В обыденном сознании журналистика не считается наукой, в отличие, например, от экономики.

Нам представляется, теория журналистики, так же как и экономика, в настоящее время — динамично развивающаяся научная дисциплина, а сама журналистика как деятельность играет чрезвычайно важную роль в социально-экономической системе общества. Это касается всех сторон человеческой деятельности. В экономической системе журналистика также имеет важное значение, а их взаимоотношения носят специфический характер.

В этой связи необходимо определить понятийный аппарат и установить механизм взаимодействия экономики и журналистики как науки и практической деятельности.

До сих пор термин «журналистика» является дискуссионным среди теоретиков журналистики. Так, в Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение: «Журналистика — это деятельность по сбору, обработке и распространению информации с помощью средств массовой информации (печать, радио, телевидение, кино и др.)»6.

Известный отечественный теоретик журналистики Е.П. Прохоров определяет журналистику, во-первых, как систему средств массовой информации, во-вторых, как массово-информационную деятельность7.

Кроме этого термина существует и понятие «журнализм», введенное Л.Г. Свитич, под которым понимается специфическая масс-информационная деятельность, связанная с поиском и передачей актуальной социальной информации в ритмизированной, дискретной форме массовой вероятностной, рассредоточенной, анонимной аудитории и выступающая тем самым в качестве информационного масскоммуникаторства8.

Сами теоретики не всегда согласны с трактовкой журналистики только как массово-информационной деятельности9, однако для определения взаимодействия между журналистикой и экономикой такой взгляд на журналистику пока достаточен.

Итак, журналистика — это, с одной стороны, массово-информационная деятельность, с другой — система средств массовой информации.

6 Большой энциклопедический словарь. С. 404.

7 См.: Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. М.: РИП-холдинг, 2001. С. 8.

8 См.: Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Факультет журналистики МГУ, 2000. С. 4.

9 См., напр.: Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М.: Пульс, 2002. 120 с.

Теория журналистики — самостоятельная наука, однако ее очень трудно разграничить с другими, смежными науками. Так, коммуникативную функцию журналистики изучает коммуникати-вистика (communicativity, communication science), объектом исследований которой выступают системы средств и гуманитарных функций массовых информационных связей. В ее развитии, кроме теоретиков журналистики, принимают участие социологи, политологи, экономисты, культурологи, этнографы, психологи, филологи и представители других дисциплин, изучающие в том или ином аспекте информативно-общественные системные связи.

Подотраслью коммуникативистики является теория журналистики, объект изучения которой — средства массовой информации. Для теории журналистики, наоборот, теория коммуникаций — лишь одна из методологических и методических основ изучения СМИ.

Такие же рассуждения можно применить к другим смежным наукам — социологии, экономике, культурологии, философии (ме-диафилософии). Кроме того, изучение массово-информационной деятельности происходит сегодня и в рамках других дисциплин, оформляющихся как науки, — рекламы и деятельности по связям с общественностью.

Интересно, что подобный подход используется и в экономике. Так, понятие «экономика» имеет два значения. «Экономика (от греч. oikonomike — искусство ведения хозяйства, домоводство): 1) народное хозяйство, включающее отрасли материального производства и непроизводственной сферы; 2) научная дисциплина, занимающаяся изучением секторов (промышленность, сельское хозяйство, услуги) и отраслей хозяйства страны или отдельных ее регионов, а также некоторых условий и элементов произ-водства»10.

Исходя из этого можно говорить о параллелях между пониманием журналистики как массово-информационной деятельности и науки и экономики как научной дисциплины, а также журналистики как системы средств массовой информации и экономики в народном хозяйстве. С этой позиции можно дать определение сравнительно новому направлению в российской экономике — медиаэкономике. С одной стороны, экономика СМИ (медиаэко-номика) — научная дисциплина, занимающаяся изучением поведения средств массовой информации в экономической среде, специфических условий и элементов их производства. Таким образом, предметом ее является экономическая деятельность СМИ,

10 Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азриеляна. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1999. С. 1208.

а объектом — сами средства массовой информации в качестве субъектов экономической деятельности (медиапредприятий). С другой стороны, можно применять термин «медиаэкономика», понимая под ним совокупность взаимодействующих экономических субъектов, функционирующих в сфере массово-информационной деятельности (медиапредприятий).

Несмотря на сравнительно недолгую историю существования медиаэкономики в России, появилось довольно много работ, посвященных и теории медиаэкономики11, и прикладным направлениям этой науки, описывающим технологии функционирования медиапредприятий12.

В нашей стране медиаэкономика получила импульс к развитию в связи с изменением экономической системы и переходом от командно-административной экономики к рыночной. Отечественная медиаэкономика развивается в настоящее время в русле мировой традиционной экономической науки, иногда называемой «экономикс» (economics), которая представляет собой теорию рыночной организации общественного производства или общественную науку, изучающую поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange).

Разумеется, отечественные медиапредприятия функционируют в рыночной среде, поэтому медиаэкономисты должны анализировать происходящие в медиаэкономической сфере процессы.

По масштабу области исследования экономическая наука делится на микроэкономику, изучающую деятельность фирм и домо-хозяйств, и макроэкономику, изучающую национальное хозяйство в целом. В этой связи и медиаэкономика должна изучать последствия и формы деятельности медиапредприятий и на микроэкономическом уровне (прослеживать взаимодействие между ними как компонентами системы медиапредприятий), и на макроэкономическом уровне (изучать место и роль самой системы СМИ и медиа-предприятий в экономической системе общества).

Кроме того, медиаэкономика должна предполагать изучение деятельности индивидуальных экономических субъектов (индивидуумов, имеющих отношение к экономической деятельности

11 См., напр.: Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. 335 с.; Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2004. 288 с.; Демина И.Н. Система медиапредприятий: научные основы управления. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2007; Она же. Система управления медиапредприятиями в современной России. СПб., 2005. 160 с.

12 См., напр.: Основы медиабизнеса: Учеб. пособие / Под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект-Пресс, 2009. 360 с.; Щепилова Г.Г. Реклама в экономической структуре СМИ. М.: МедиаМир, 2006. 168 с.; Кирия И.П. Зарубежный медиамаркетинг: Учеб. пособие. М.: ВК, 2006. 149 с.

СМИ). Назовем эту область исследований «наномедиаэкономика», место системы медиапредприятий в региональной экономике — «мезомедиаэкономика» и тенденции развития медиабизнеса в мировом хозяйстве — «мегамедиаэкономика».

Средства массовой информации при изучении их деятельности с позиций медиаэкономики выступают в качестве активных экономических субъектов (акторов) — медиапредприятий. Совокупность медиапредприятий в результате самоорганизации объединяется в систему медиапредприятий. Именно эта система и должна исследоваться медиаэкономистами. При этом медиаэкономика обязательно должна учитывать огромную специфику медиапред-приятий, заключающуюся прежде всего в огромной роли продукта медиапредприятий в обществе. Именно поэтому медиаэкономика теснейшим образом связана с теорией журналистики и теорией коммуникаций.

Таким образом, экономика образует методологическую базу науки «медиаэкономика». Медиаэкономика же является прикладной наукой, которая изучает возможности приложения законов, теорий, предложений, разработанных экономической теорией для функционирования экономической системы медиапредприятий. При этом и экономическая теория, и медиаэкономика, и журналистика представляют собой отрасли социальных наук. Их взаимодействие должно обогащать и наполнять практическим смыслом каждую из них.

Основной целью развития медиаэкономики, на наш взгляд, должно стать осмысление результатов функционирования медиа-предприятий и средств массовой информации в экономической системе, а также выработка модели экономического функционирования средств массовой информации. Важнейшей ее задачей является разработка парадигмы развития экономической системы медиапредприятий, т.е. совокупности взглядов, лежащих в основе модели системы и постановки проблем и их решений. Такая парадигма позволила бы создавать оптимальные модели управления экономической системой медиапредприятий, а через них — системой средств массовой информации, с адекватными инструментами, позволяющими достигать поставленные перед медиасистемой цели и выполнять присущие ей функции.

Цели перед средствами массовой информации ставит общество, а озвучивает, формулирует, «кристаллизует» — теория журналистики, в то время как экономисты должны создавать механизм управления медиапредприятиями. Это диктует необходимость тесного сотрудничества между теоретиками журналистики, социологами, медиаэкономистами.

Таким образом, медиаэкономика как социальная наука должна выполнять следующие функции:

— теоретическую, формирующую целый кластер прикладных наук, включающий медиаменеджмент, медиамаркетинг, экономику медиапредприятий и т.д.;

— практическую, заключающуюся в разработке адекватных моделей управления как самим медиапредприятием (и средством массовой информации), так и их системой на всех уровнях;

— прогностическую, помогающую предугадывать изменения в поведении системы медиапредприятий в ответ на управляющие воздействия, и прогнозировать действия саморегулирования системы;

— мировоззренческую, позволяющую построить или скорректировать господствующую в обществе и среди научного сообщества парадигму для построения оптимальной для данного исторического периода модели средств массовой информации;

— методологическую, т.е. медиаэкономика должна являться методологической основой для прикладных медиаэкономических дисциплин.

Итак, медиаэкономика, с одной стороны, — это отрасль народного хозяйства, система медиапредприятий, производящих специфический товар, а именно информационные и рекламные услуги для государства, юридических и физических лиц, и занимающая определенную нишу в экономике любой страны. С другой стороны — медиаэкономика — социальная наука, изучающая поведение ме-диапредприятий на рынке. Однако сами средства массовой информации выполняют особую, чрезвычайно важную роль в народном хозяйстве.

На наш взгляд, система средств массовой информации выступает в народном хозяйстве в качестве элемента инфраструктуры.

Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение) — термин, появившийся в экономической литературе в конце 1940-х гг. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленность и сельское хозяйство, или комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и создающих условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную, т.е. представляет собой материальные условия для функционирования либо производства, либо жизни населения, либо одновременно и того и другого. Так, к инфраструктуре можно отнести транспорт, связь, энергосистемы, просвещение, научные исследования, здравоохранение, водное хозяйство, культуру, отдых, спорт, административное управление. Это узкое определение инфраструктуры.

Сегодня понятие инфраструктуры используется очень широко: исследователи говорят об инфраструктуре отраслей, регионов и рыночной экономики в целом. Актуальной проблемой является

исследование медиасистемы как элемента инфраструктуры и определение места и роли средств массовой информации в ней. Медиа-система, на наш взгляд, является важнейшим элементом инфраструктуры. При этом можно выделить понятие инфраструктуры всего общества, имея в виду, что должны существовать сферы деятельности, обеспечивающие его функционирование, одной из которых, несомненно, является журналистика.

По нашему мнению, средства массовой информации — обязательный и чрезвычайно важный компонент инфраструктуры общества, коммуникативно-информационная ее составляющая. В этом качестве средства массовой информации выступают как общественный институт, целью которого является развитие коммуникаций, необходимых для существования государства и общества. С этих позиций медиасистема (система СМИ) является метасистемой, пронизывающей буквально все сферы социума. Именно этот аспект функционирования медиасистемы изучает коммуникативистика.

При исследовании взаимовлияния массмедиа и экономики более конкретно следует привлечь понятие инфраструктуры рыночной экономики, под которой исследователи понимают совокупность вспомогательных отраслей, подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные бизнес-процессы. Роль и системы СМИ, и системы медиапредприятий в обеспечении макроэкономических процессов чрезвычайно велика. Наибольшее значение имеет так называемая экономическая журналистика.

Этот термин сегодня используют довольно широко. Традиционно сферой обучения будущих журналистов было изучение экономической проблематики СМИ. Этому посвящено несколько публикаций13, однако ни в одной из них невозможно найти определение экономической журналистики.

Мы определяем экономическую журналистику как массовую коммуникационно-информационную деятельность, предметом которой является экономика как совокупность отраслей и сфер деятельности, а объектом выступают любые индивиды, институты, отрасли, отечественное и мировое народное хозяйство.

Сама возможность становления и функционирования рыночной экономики в нашей стране связана с тем, что отечественные средства массовой информации создали благоприятное общественное мнение, убедили аудиторию в необходимости и целесообразности рынка в России. К сожалению, публикаций о проблемах,

13 Проблематика СМИ: Информационная повестка дня: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Шкондина, Г.С. Вычуба, Т.И. Фроловой. М.: Аспект-Пресс, 2008. 316 с.; Шевчук Д.А. Экономическая журналистика: Учеб.-практ. пособие. М.: ГроссМе-диа, 2008. 568 с.

сложностях и опасностях рыночной экономики практически не было либо они оказались невостребованными.

Сегодня экономическая журналистика находится в состоянии бурного развития. Уже определились ее типологические характеристики, жанры. Разумеется, она еще ждет своего исследователя. Отметим только, что экономическая журналистика не тождественна публикациям в деловых СМИ. Деловые СМИ выделяются по признаку адресности: они предназначены для сегмента лиц, принимающих решения, потребности и интересы которых не ограничены исключительно экономической информацией, однако ограничены их время и внимание, поэтому, кроме непосредственно экономической информации, в деловых изданиях распространяется информация о других сферах жизни общества — от политики до развлечений. Сегмент таких потребителей ограничен.

В то же время огромную аудиторию составляют наемные работники, обычные граждане, которые также нуждаются в экономической информации. На наш взгляд, основная их потребность, которую должна удовлетворять экономическая журналистика, — возможность принимать экономические решения по тем или иным направлениям. Потребности эти можно объединить в три группы:

1. Макроэкономические: каков прогноз уровня инфляции, сделать ли упор в этой связи на потреблении или накоплении; каким образом сохранить накопленное; находится ли экономический цикл на фазе подъема или спада; каков уровень безработицы и чем это грозит; предпринимать ли попытки поиска новой работы или учебы; уровень заработной платы в разных отраслях и сферах экономики, регионах и других странах; гарантии и уровень социального обеспечения; экономическая политика государств; социальная справедливость и т.д.

2. Мезо- и микроэкономические: в какой сфере прилагать свой труд; какие специальности и профессии востребованы сегодня и какие будут востребованы завтра; оставаться или стать наемным работником либо предпринимателем; каковы перспективы развития отрасли, в которой работаешь; перспективы региона, в котором проживаешь; социальная политика региональных органов власти и руководства отрасли и компании и т.д.

3. Потребительские: что, где и сколько приобретать; места расположения, ценовая политика и система скидок в оптовой и розничной торговле; качество потребительских товаров и т.д.

Экономическая информация, помогающая принять решения по этим и другим вопросам, должна содержаться как в деловой, так и универсальной либо специализированной массовой прессе, только структура проблем разных сегментов аудитории и уровень компетенции и аудитории, и журналистов различаются.

Возможно, здесь и надо искать ответы на вопрос, в чем же принципиальная разница между журналистикой, деятельностью по связям с общественностью и рекламой? Например, реклама в вопросах, касающихся потребительского сектора, по определению не может быть объективной, тогда как для журналистики (в том числе экономической) объективность — один из основополагающих принципов.

Только тогда, когда аудитория почувствует, что средства массовой информации в целом и экономическая журналистика в частности действительно удовлетворяют ее потребности, медиа станут по настоящему востребованы. На наш взгляд, медиасистема должна выполнять функции распространения объективной экономической информации и независимой экспертизы и помогать аудитории принимать решения. Кроме того, в условиях усложняющейся и бурно развивающейся экономической системы, появления глобальных проблем, устаревшего финансового механизма, всеобщей информатизации общества стоимость принимаемых индивидами решений будет расти, следовательно, будет расти и цена информации, необходимой для принятия решений. В этом случае должна повышаться цена средств массовой информации, но только тех, которые действительно распространяют своевременную, объективную, релевантную информацию. Рыночная стоимость тех или иных массмедиа, их капитализация, таким образом, зависят от степени доверия к ним аудитории.

Новые задачи и функции медиасистемы требуют теоретического осмысления и практического применения.

В теоретическом плане первое место занимают вопросы профессиональной этики, деонтологии журналистики. Экономическая журналистика (не реклама и не РЯ) должна быть объективной, а потому независимой. Возникает проблема адекватной системы управления, медиаменеджмента и медиамаркетинга в СМИ, а это уже предмет рассмотрения страты системы медиапредприятий. Другая проблема — некомпетентность профессиональных журналистов, недостаток знаний в экономической сфере. Поэтому требуется новый парадигмальный подход к экономическому образованию журналистов.

В советские времена в сфере освещения экономики большое значение уделялось публикациям, посвященным достижениям советской экономики. Они зачастую носили декларативный характер, но авторами их выступали профессиональные журналисты. Именно поэтому еще 15 лет назад перечень экономических дисциплин для студентов-журналистов включал обязательное изучение экономики промышленных и сельскохозяйственных предприятий,

опирающееся на знания, полученные ими в курсе политической экономии.

Дисциплина «Политическая экономия» была также до предела идеологизирована: студенты-журналисты (правда, как и студенты всех других специальностей) изучали лишь марксистское направление этой науки, не затрагивая всего внушительного пласта экономических концепций и направлений. При этом на изучение перечисленных курсов отводилось четыре семестра. Аргументом при введении именно этих наук являлось получение знаний для дальнейшего их использования в работе журналиста как экономического обозревателя, их умения писать на экономические темы.

Параллельно с экономическими материалами, авторами которых были журналисты, начиная с 1970-х гг. появился и активно разрабатывался пласт так называемой экономической публицистики. Авторами многочисленных очерков и эссе выступали профессиональные экономисты, доктора экономических наук, например О. Лацис, Д. Валовой, Г. Лисичкин и др. Во многом именно их работы определили экономические воззрения общества и приблизили эпоху рыночных реформ в СССР, а затем и России.

Современные реалии требуют специализированной экономической подготовки будущих специалистов в области функционирования деловой прессы, корпоративных массмедиа, в универсальных СМИ. В соответствии с этой направленностью будущий журналист должен получать углубленные знания в области народно-хозяйственной, отраслевой и региональной экономики. Кроме того, он должен обладать суммой знаний о рекламе и связях с общественностью. Это так называемый «экономический журналист», к компетенциям которого должны относиться знания в области деонтологии журналистики, ее основополагающих принципов. Такой журналист, так же как специализирующийся в других коммуникативных сферах, должен обладать суммой творческих компетенций, уметь доносить экономическую информацию и до широких слоев населения на рынке массовых коммуникаций, и до лиц, принимающих решения на рынке влиятельных СМИ. Видимо, при общем дрейфе журналистского образования в сторону универсализма требуется специализированная подготовка в области экономики будущих «экономических» журналистов.

Таким образом, система средств массовой информации является элементом инфраструктуры рыночной экономики, которую можно назвать информационной инфраструктурой. При этом она является элементом как социальной инфраструктуры (определяет поведение аудитории как потребителей, покупателей на рынке), так и производственной (информация СМИ удовлетворяет потребности других производственных субъектов рынка — руководителей раз-

ного уровня, собственников предприятий, менеджеров, акционеров). Разумеется, понятие информационной инфраструктуры шире понятия системы СМИ, однако массмедиа составляют заметный элемент такой инфраструктуры. Информационная инфраструктура и система средств массовой информации как ее элемент предназначены обеспечивать хозяйствующих субъектов информацией краткосрочного и среднесрочного характера. В этом суть инфраструктурной деятельности средств массовой информации как на уровне национальном, так и на международном рынке.

Поступила в редакцию 18.09.2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.