Научная статья на тему 'Экономика и политика Германии после выборов (круглый стол)'

Экономика и политика Германии после выборов (круглый стол) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика и политика Германии после выборов (круглый стол)»

Присутствующие на заседании консул Литовской республики в Калининграде Миндаугас Яцкявичус и координатор программ международного сотрудничества польского фонда им. Стефана Батория Гжегош Громадский обратили внимание студентов на то, что получение российских виз для граждан Литвы и Польши также связано с немалыми проблемами. В связи с этим стоит задуматься, какие шаги для упрощения визового режима готова предпринять Россия.

В целом участники семинара и "круглого стола" согласились с тем, что жители Калининграда должны активнее привлекать внимание органов власти к проблемам Русского Севера, предлагая при этом и свои варианты решений.

Материал подготовлен сотрудниками Института Европы РАН Вяткиным К.В., Кондратьевой Н.Б., Тимошенковой Е.П.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

("круглый стол ")

Деятельность коалиционного правительства вызывает множество как критических, так и позитивных отзывов со стороны российских экспертов и представителей немецких партийно-политических фондов в России. Первые итоги работы правительства стали предметом тщательного анализа в ходе "круглого стола", организованного Центром германских исследований Института Европы РАН, который состоялся в ноябре 2006 года. Положение Германии, как отметил руководитель Центра В. Б. Белов, в Европе и мире за прошедший год значительно укрепилось. Вопреки всем прогнозам, ФРГ демонстрирует самые высокие темпы экономического роста за последние годы. Впервые количество немецких безработных сократилось до 9,8% . Однако, такая положительная динамика мало связана с реформами Большой коалиции, которые пока находятся на стадии обсуждения и согласования, и в большей мере является результатом деятельности предыдущего правительства. Не случайно население недовольно нерешительностью членов коалиции, в связи с чем к осени 2006 года популярность народных партий снизилась до критических пределов.

Основными причинами неудач правительства глава Московского представительства Фонда им. Фридриха Эберта М. Бубе, глава представительства Фонда им. Х. Зайделя К. Фостнер и сотрудник представительства Фонда им. К. Аденауэра О. Бонне назвали страх населения перед реформами, нежелание его значительной части менять сложившуюся за последние десятилетия социальную систему и неспособность нового канцлера ФРГ А. Меркель проводить политику решительных действий.

Российские исследователи отметили конкретные недостатки в политике германского правительства. По мнению заведующего отделом мирохозяйствен-

Научная жизнь

145

ных связей ВНИИВС В.С. Панькова, Германия не сумела вовремя произвести модернизацию своей экономики и разрешить накопившиеся с 1990-х годов проблемы. По словам заместителя руководителя Центра германских исследований В.С. Рыкина, правительство недостаточно внимательно отнеслось к проблеме интеграции "новых земель", которые вошли в состав ФРГ после объединения Германии. Именно в восточных землях экономические проблемы ощущаются населением наиболее остро, что приводит к радикализации общества и к оттоку избирателей от крупных партий. С этим выводом согласились руководитель представительства Фонда им. Р. Люксембург П. Линке и сотрудник "Московской немецкой газеты" Д. Бессерер.

Согласно прогнозам российских и немецких экспертов, после 2009 года у власти в Германии вновь окажется одна из ведущих партий со своими союзниками. Большой коалиции в среднесрочной перспективе не будет. В области экономики в последующие годы продолжатся процессы приспособления модели социального рыночного хозяйства к современным вызовам, которые будут идти в рамках поиска компромиссного третьего пути, определённого ещё в конце ХХ-го века коалиционным правительством социал-демократов и партии "зелёных". Вместе с тем качественного прорыва на этом направлении, как подчеркнул В.Б. Белов, ожидать не следует. Основными направлениями реформ будут: дальнейшая либерализация рынка труда, оптимизация налоговой системы, перераспределение нагрузки в рамках реформы пенсионной системы и системы здравоохранения от работодателей к наёмным работникам.

Внешнюю политику правительства можно назвать наиболее успешной для Германии - она возглавила диалог внутри ЕС по вопросам энергетики, вокруг принятия Европейской Конституции и дальнейшего расширения ЕС. Канцлер А. Меркель, по мнению главного научного сотрудника Института Европы РАН И.Ф. Максимычева, оказалась волевым защитником германских интересов. В России высоко оценили сдерживающее влияние Германии на русофобские настроения, которые привнесли в ЕС Польша и прибалтийские государства. Опасения "американизации" и "полонизации" внешней политики Германии не оправдались. Однако это не означает отсутствия проблем в российско-европейских отношениях. Всё большее беспокойство вызывает "попечительское" отношение ЕС к России. По-прежнему минами замедленного действия остаются проблемы Косово и расширения НАТО на Восток. Поэтому в России хотели бы, чтобы Германия более активно способствовала разрешению накопившихся противоречий, например, в вопросе заключения нового соглашения между ЕС и Россией.

Германо-российские отношения, с точки зрения В.Б. Белова, будут всё больше соотноситься с европейско-российскими отношениями. Германия останется основным куратором концепции "новой восточной политики" ЕС, и будет вовлекать в сферу своего влияния и влияния ЕС постсоветские регионы Черного моря, Кавказа, Центральной Азии, что в том числе связано и с её интересом к их энергоресурсам и рынкам. В этой связи, по мнению экспертов, имеет смысл продумать механизмы и инструменты превращения конкурентных элементов в

совместные проекты, которые могли бы строиться на использовании взаимных преимуществ по отношению к третьим сторонам, например, к США.

Тимошенкова Е.П., аспирантка Института Европы РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.