Научная статья на тему 'Экономика и «патриотизм»'

Экономика и «патриотизм» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксения Рясова

Когда я слышу рассуждения о развитии легкой промышленности в России — всегда думаю: кто будет на этих фабриках работать?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика и «патриотизм»»

МЕХАНИКА БИЗНЕСА

РЫНКИ

Экономика и «патриотизм»

Когда я слышу рассуждения о развитии легкой промышленности в России — всегда думаю: кто будет на этих фабриках работать?

После запуска компанией «Кира Пластинина» собственной мануфактуры в подмосковных Озёрах мне задают много вопросов о том, последуют ли этому примеру другие российские фэшн-компании. Надо быть внимательным к деталям.

Первое — на фабрике разместили трикотажный цех. Во всем мире выпуск трикотажа — практически полностью машинный труд, поэтому нет большой разницы, где находится производственная площадка. Мы, кстати, в последние годы тоже 50% трикотажа для осенне-зимних коллекций заказываем в России. Это себя оправдывает: уровень оснащенности отечественных предприятий даже лучше, чем в Юго-Восточной Азии, а квалификация программистов — на порядок выше.

Второй момент — в Озёры перенесли пошив дорогой одежды небольшими партиями. Все правильно: фабрикам в Китае, Вьетнаме, Индии, ориентированным на массовое производство, работать с такими объемами либо неинтересно, либо стоимость их услуг оказывается слишком высокой.

Проект интересный, и я искренне желаю ему успеха. Тем более что однажды Сергей Пластинин продемонстрировал свое умение решать очень сложные задачи. Но если откровенно — не думаю, что в ближайшее время появятся другие желающие инвестировать в развитие легкой промышленности России.

Одни из немногих, кому удается развивать локальное производство и успешно конкурировать с импортными товарами, — производители мужских костюмов и женского белья. В обоих случаях секрет успеха тоже кроется в высокой доле машинного труда. Например, пиджаки практически полностью шьют автоматы. Хотя, к сожалению, даже самые отчаянные энтузиасты сейчас испытывают трудности с финансированием и начинают отшивать пробные партии в Китае. Больше всего меня удивляют упреки чи-

новников в недостатке патриотизма. Любой бизнесмен обязан думать о себестоимости и конечной цене. В этом смысле все не в пользу производства в России.

Одна из самых острых проблем — кадры. Из-за отрицательного прироста населения даже низкоквалифицированного персонала катастрофически не хватает во всех городах России. Найти профессиональных конструкторов, раскройщиков еще сложнее. В Китае производительность одной швеи вдвое выше. Чтобы сократить разрыв, придется вложить немалые средства в обучение. Но для начала потенциальных сотрудников надо привлечь. Представьте себе выпускницу школы, выбирающую свой дальнейший путь. Так ли много аргументов в пользу профессии швеи? Особенно если есть множество более интересных альтернатив...

Зарплаты в отечественной текстильной и легкой промышленности вдвое выше, чем в Южной и Юго-Восточной Азии. Условия труда у нас более комфортные: нормированный рабочий день, перерыв на обед, оплачиваемый отпуск. А вот дисциплина — хуже. Иногда и вовсе доходит до злоупотреблений.

Когда я была на швейной фабрике в Ейске, то узнала от директора, что в какой-то момент в отделе персонала были вынуждены принимать только больничные листы, выданные врачом самой фабрики. Потому что 80% рабочего времени сотрудники проводили на больничном.

Некоторые эксперты говорят, что в Юго-Восточном регионе с каждым годом условия будут все менее комфортными: качество падает, а цены растут. Насчет первого не согласна. Разумеется, там есть фабрики с уровнем работы, оставляющим желать лучшего, но и есть те, к качеству которых нет претензий. Даже дома высокой моды — например, Armani — отшивают коллекции в Китае. Вопрос исключительно в том, как владелец бренда контро-

Ксения Рясова

президент компании Ruveta oy (торговые марки Finn Flare и AppleMoon)

лирует качество. Например, у нас в каждой стране есть свои представители, которые в момент пошива коллекций постоянно находятся на производстве, следят за соблюдением стандартов.

Более того, в перспективе качество будет расти. Мудрые и дальновидные владельцы бизнеса в Китае и Вьетнаме прекрасно понимают необходимость модернизации. Некоторые уже сейчас инвестируют в закупку высокотехнологичного оборудования, благодаря которому процент ручного труда снизится, а гарантировать стабильное качество продукции будет значительно проще. Конечно, процесс переоснащения потребует нескольких лет, но за этим будущее. Смогут ли российские компании создать нечто подобное?

Боюсь, что нет. Китай, Вьетнам, Индия свои позиции не уступят.

Что касается цен — они неизбежно будут расти. Причем это тренд долгосрочный. Подпитывать его будут как общемировые факторы (прежде всего инфляция, вызванная проводимой центральными банками политикой количественного смягчения), так и внутренние (растущий уровень благосостояния в регионе). Каждый год правительства Китая и Вьетнама выпускают директивы о повышении минимального уровня заработной платы. Кроме того, крупные фабрики начинают конкурировать за квалифицированные кадры за счет улучшений условий труда.

Мы работаем с давними, проверенными партнерами, поэтому рост цен пока удается сдерживать. Но все равно постоянно ищем альтернативу и налаживаем отношения с другими компаниями. Через два-три года пригодится. ■

бизнес-журнал ноябрь #11 2012

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.