Научная статья на тему 'Экономика и Финансы России в период первой мировой войны (1914-1918)'

Экономика и Финансы России в период первой мировой войны (1914-1918) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
5261
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика и Финансы России в период первой мировой войны (1914-1918)»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ РОССИИ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1914-1918)

Л.А. МУРАВЬЕВА,

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-политических наук

Финансовой академии при Правительстве РФ

На рубеже XIX—XX веков во многих странах капитализм свободной конкуренции перерос в монополистический. Это обстоятельство оказалось решающим не только для внутреннего, но и внешнеполитического развития государств. Складывалась новая всемирная система международных отношений, положение государств в которой определялось не столько промышленным развитием, сколько финансовой мощью и вывозом капитала. Даже экономически развитые и юридически самостоятельные страны находились в финансовой и дипломатической зависимости. В эпоху империализма своего апогея достигла секретная дипломатия, которая также в значительной мере была подчинена интересам финансового капитала. Одной из особенностей международных отношений начала XX века стала возросшая конфликтность. Равновесие сил поддерживалось путем гонки вооружений и создания противоборствующих группировок. Таковыми стали военно-политические блоки — Антанта и Тройственный союз. Империалистические войны локального характера к августу 1914 года переросли в Первую мировую войну. Основной причиной войны было стремление монополий различных стран осуществить передел (экономический и территориальный) мировых сфер влияния — колоний, рынков сбыта и т.п. Экономическая и политическая неравномерность развития государств мира на стадии империализма привела к обострению борьбы за сферы влияния в условиях, когда единый европейский рыночный и правовой механизм еще не был создан. Дополнительной причиной стало желание за счет нагнетания военной истерии отвлечь трудящиеся массы от социальных конфликтов внутри страны.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РОССИИ

К началу XX века Россия относилась к числу великих держав. Она владела обширными внут-

ренними колониями, пользовалась традиционным влиянием на Балканах, особенно среди славянских стран, участвовала в разделе интересов таких полуколоний, как Персия и Китай. Эти настроения подогревались динамично растущей экономикой страны, переживающей подъем с 1909 года. Своей важной задачей царское правительство считало укрепление международных позиций в различных регионах мира. Для этого выбирались не только силовые, но и новейшие экономические средства и методы. К ним относились торговые договоры, концессии и займы. Чаще всего в заграничные предприятия вкладывались средства казны и иностранных предпринимателей.

Своеобразие России заключалось в том, что острые противоречия разделяли ее как с Германией (в Европе и на Ближнем Востоке), так и с Англией (в Азии). Две группы вопросов предстояло решить российской дипломатии, что соответствовало двум основным театрам русской внешней политики. Первый узел противоречий надлежало преодолеть в Азии: пресечь сопротивление Англии и Японии для укрепления российского преобладания в Персии, Китае и Корее и господства на западном побережье Тихого океана. Второй узел противоречий необходимо было решить в Европе: сломить германо-австрийскую экспансию на Ближнем Востоке и Балканах, разрешить в своих интересах польский вопрос. При решении первой группы проблем Россия потерпела жестокое поражение в русско-японской войне, что заставило ее приступить к проведению военной реформы. Разрешение второго конфликта относится к кануну и периоду Первой мировой войны.

В России всегда имелись здравомыслящие люди, старавшиеся оградить свою родину от прямого участия в военных конфликтах. Такую позицию занимал известный государственный деятель С.Ю. Витте. Затем его линию продолжал П.А. Столыпин, удержавший Россию от вступле-

ния в войну с Австро-Венгрией во время Боснийского кризиса (1908—1909). Осенью 1912 года только выступление В.Н. Коковцова на совещании у государя предотвратило мобилизацию и начало войны на границе с Австрией. «Я убежденный враг войны и считаю постоянное усиленное вооружение в некоторых странах опасным до последней степени», — говорил В.Н. Коковцов1. Его главный аргумент — война неизбежно приведет Россию к революции. Успешные переговоры В.Н. Коковцова с Вильгельмом II и его канцлером послужили Николаю II основанием для предложения ему поста посла в Берлине в январе 1914 года. Коковцов был удален из Петербурга. Сдерживать царя стало некому. Интересно отметить, что за полгода до начала Первой мировой войны Николай II получил записку члена Государственного совета П.Н. Дурново, в прошлом министра внутренних дел в кабинете С.Ю. Витте. В ней дан анализ возможного развития и последствий общеевропейского военного конфликта. Записка, судя по всему, императором прочитана так и не была. Напрасно! Автор во многом предвидел результаты участия России в войне с Германией и ее союзниками. Дурново писал: «Война потребует таких огромных расходов, которые во много раз превысят более чем сомнительные выгоды... Но даже победа сулит нам крайне неблагоприятные финансовые перспективы... Но в случае неудачи, возможность которой при борьбе с таким противником, как Германия, нельзя не предвидеть, социальная революция, в самых крайних ее проявлениях, у нас неизбежна»2. Но нет пророка в своем отечестве.

В 1912—1914 годах Россия сделала окончательный выбор в пользу Антанты и встала на путь укрепления этого блока. Будущие союзники сделали все, чтобы втянуть Россию в мировой конфликт. В мае 1913 года французский экономический обозреватель Эдмон Тэри получил от французского правительства задание изучить экономическое положение и состояние железных дорог в России. Его работа «Россия в 1914 году» в советское время не издавалась, так как свидетельствовала о силе державы, стремительно рвущейся вперед. Главный вывод книги: «Если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношениях»3 Союзники по Антанте надеялись, что огромные ресурсы России позволят истощить Германию и смягчить потери Англии и Франции. Британский министр иностран-

ных дел Э. Грей говорил французскому президенту Пуанкаре: «Русские ресурсы настолько велики, что в конечном итоге Германия будет истощена без нашей помощи Россией». К началу 1914 года на долю Германии и ее союзников приходилось более 20% мирового промышленного производства. На долю Англии и Франции — менее 20%. Участие России обеспечивало странам Антанты значительный экономический перевес, который еще более усилился и привел к окончательной победе со вступлением в войну в 1917 году США.

Экономический, военный и психологический потенциал России также тщательно изучался германской разведкой. Ее вывод полностью совпал с французским - через 10 лет Россию не догнать. Это во многом определило сроки начала войны со стороны Германии, не готовой к оборонительной войне. Началась мировая война, продлившаяся 4 года 3 месяца и 10 дней с 19 июля (1 августа) 1914 года по 11 ноября 1918 года, охватившая 38 государств из 55. В странах Антанты на войну работало 40 тыс. предприятий с 13 млн занятых. Германский блок располагал 10 тыс. предприятий с 6 млн. занятых. Военные расходы воюющих стран составили 200 млрд дол. США в ценах текущих лет, что в 12 раз превосходило золотой запас европейских стран. На долю Германии пришлось почти 40% совокупных расходов — 150 млрд золотых марок. Половины военных расходов хватило бы для двукратного увеличения средней заработной платы рабочим воюющих стран и завершения аграрных преобразованной в Германии и России4.

В России накануне войны довольно широкие круги образованной общественности выступали сторонниками идеи «Великой России» и активной внешней политики. В грядущей войне Россия имела конкретные территориальные притязания, которые несколько позднее четко сформулировал П.Н. Милюков: присоединение Галиции, Угорской Руси и Буковины; раздел Восточной Пруссии между Россией и Польшей, предоставление последней автономии в пределах Россий; присоединение турецких крепостей - Карса, Ар-дагана и Батума; полный контроль над проливами Босфор и Дарданеллы и присоединение к России — Константинополя (то есть Стамбула).

' Миронов Г.Е. История государства российского. Историко-библиографические очерки. М., 1995. С. 550.

2 Российский Нострадамус// Родина. 1993. № 8, 9. С. 11-13.

3Рыбас С., Тараканова JI. Реформатор. Жизнь и смерть Петра Столыпина. М., 1991. С. 109.

4 Березин И. Краткая история экономического развития. М., 1999. С. 170.

Известие о начале войны вызвало в российском обществе массовые патриотические манифестации. На волне патриотизма Петербург переименовали в Петроград и запретили слово бухгалтер, заменив его на счетовод. Во всеобщее единение включились и политические партии, даже левой ориентации. С начала войны от оппозиции отказались либерально-буржуазные партии кадетов и октябристов. В Государственной думе представители различных партийных фракций поддержали правительство и выступили с лозунгом «Единение царя и народа». Их позицию выразил лидер кадетов П.Н. Милюков: «Господа, в этой войне все наше прошлое и все наше будущее. Наше дело — правое дело, мы ведем борьбу за освобождение нашей родины от иноземного нашествия»5. Но, как говорил немецкий канцлер О. Бисмарк: «Все войны популярны в день их объявления».

ВЛИЯНИЕ ВОЙНЫ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Ни одна из стран-участниц первой мировой войны не рассчитывала на ее длительный характер. Все были убеждены, что война продлится два-три месяца, самое большее — полгода. На этот срок и заготавливались боеприпасы. Временную ошибку допустили все без исключения правительства, но участники войны имели разные возможности для ее исправления.

Русская армия после поражения в русско-японской войне пребывала в стадии реорганизации. Это был перспективный план реорганизации вооруженных сил, окончание которого намечалось на 20-30-е годы. Готовясь к предстоящей войне, русский Генеральный штаб в определении размера боевого комплекта патронов и снарядов исходил из норм расхода боеприпасов в русско-японской войне. Такой непродуманный расчет привел к тому, что кадровая русская армия, будучи хорошо обученной и подготовленной в ряде случаев лучше своих противников, обладавшая самым совершенным в мире уставом полевой службы 1912 года, недооценила возможности артиллерийского огня. В войне с Японией только 14% падали на его долю. Первая мировая война выявила иное соотношение — 75% потерь сражавшиеся войска понесли от артиллерии. Германия оказалась лучше других стран обеспечена тяжелой артиллерией, которая играла решающую роль в войне, принявшей позиционный характер. Россия располагала хорошей полевой артиллерией, предназначенной для маневренной войны. Позиционная война планами русского Генераль-

ного штаба не была предусмотрена. Русские легкие полевые 122-мм гаубицы и 107-мм полевые пушки были лучшими орудиями этого типа. Пу-тиловский завод выпускал одни из самых совершенных орудий того времени6. Но начавшаяся война превзошла все ожидания и оказалась совершенно несопоставимой с прежними. Накопленное в мирное время, казавшееся достаточным количество оружия и боеприпасов, иссякло в первые месяцы войны. Нехватка вооружения на фронтах послужила одной из причин сокрушительного поражения русских войск в 1915 году. Именно с этого времени для России резко меняется характер войны. Она принимает освободительный характер, так как ведется на российской территории, принося неисчислимые бедствия мирному населению.

Планов перехода к производству военного времени в России до войны выработано не было. Хотя с проблемой усиления военного производства столкнулись все воюющие государства, в России эта проблема встала особенно остро. Положение осложнялось огромной российской территорией, недостаточно развитыми отраслями тяжелой промышленности и недостаточно развитой сетью железных дорог. Недаром немецкий фельдмаршал Мольтке неоднократно предупреждал: не стройте крепостей — стройте железные дороги. Несмотря на то, что, начиная со второй половины XIX века, Россия периодически переживала подъем железнодорожного строительства, тем не менее она еще не располагала достаточно развитой сетью железных дорог, в том числе и в западном направлении. Если в Германии на 100 кв. км приходилось 10 км железных дорог, то в России на 100 кв. км приходился 1 км железных дорог. Решающим фактором войны становился военно-промышленный потенциал. Слабым звеном в этой цепи оставалось российское машиностроение, так как большинство станков и оборудования для военной промышленности России приходилось импортировать.

Если до войны Англия и Франция охотно выполняли военные заказы России, то с началом войны промышленность этих стран полностью работала на нужды своих армий. Впоследствии премьер-министр Англии Ллойд Джорж отказ стран Антанты поддержать Россию вооружениями рассматривал как стратегическую ошибку, дорого обошедшуюся всему миру. Военный заказ, стоимостью в 2 млрд золотых рублей, размещенный в США, также не был реализован. Россия

5 Стольный В. Кадеты. Харьков, 1930. С. 39.

6 Яковлев Н. 1 августа 1914. М., 1993. С. 40-41.

потеряла время, деньги и 2 тыс. русских специалистов, отправленных в Америку для налаживания производства артиллерийских снарядов7. Стало ясно, что в производстве вооружений России придется рассчитывать на отечественную промышленность и свои военные заводы.

Хозяйственную жизнь страны определяли четыре сектора экономики: патриархальный, мелкотоварный, частный и государственный. Частные владельцы не отказывались от перепрофилирования своих предприятий на военное производство, так как выполнение военных заказов сулило получение от 50 до 80% прибыли. Дело представлялось весьма выгодным. Однако значительная часть казенных денег была потрачена впустую, так как выяснилось, что даже предприятия тяжелого машиностроения не способны наладить выпуск гранат, не говоря о более сложных боеприпасах и оружии. Требовалась большая точность и знающие свое дело специалисты. Значительная часть государственных средств пропала при эвакуации промышленных предприятий с Запада на Восток. Проведением этого мероприятия занимались сами владельцы, используя полученные средства не всегда по назначению. Итог был печален: многие заводы и фабрики Польши и Прибалтики не были демонтированы и попали в руки неприятеля.

Война потребовала «мобилизации промышленности», то есть перевода народного хозяйства на военные рельсы, на обслуживание и удовлетворение в первую очередь потребностей войны и военных предприятий. Главная роль в этом процессе отводилась государству. Именно оно становится заказчиком и потребителем военной продукции. В России исторически сложившаяся сильная роль государства и вмешательство его в регулирование экономикой вели к преобразованию государственного сектора в государственно-монополистический, составляющий значительный удельный вес в народном хозяйстве. Окончательное превращение ГМК в завершенную систему произошло в годы Первой мировой войны.

В январе 1915 года, когда стало окончательно ясно, что война принимает затяжной характер, участники Совета съездов представителей промышленности и торговли России направили председателю Совета министров докладную записку, в которой предложили дело производства и снабжения армии сосредоточить в одних авторитетных руках. Инициатива промышленников, поддержанная верховным командованием, привела

7 Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики. М., 1999, С. 202.

к созванию в мае 1915 года Особого совещания для усиления артиллерийского снабжения действующей армии под председательством военного министра. В работе совещания помимо военных принимали участие члены Государственного совета и Государственной думы, крупные финансисты и предприниматели (А.И. Путилов, А.И. Вышнеградский и др.). По его рекомендации в России были созданы государственные органы по регулированию и управлению хозяйством, по обсуждению и решению важнейших экономических вопросов, связанных с ведением войны — это четыре Особых совещания по обороне, топливу, продовольствию и перевозкам. В соответствии с положением о Совещаниях, утвержденным императором 17 августа 1915 года, они являлись «высшим государственным установлением», которым все другие организации должны были оказывать содействие. Все Особые совещания возглавлялись соответствующими министрами, но в их работе большое участие принимали представители законодательных учреждений и общественных организаций. Предприниматели не имели установленной квоты представительства, а приглашались персонально. Предпочтение отдавалось петроградским промышленным и финансовым олигархам, получавшим основные военные заказы. В структуру Особых совещаний входили отраслевые комитеты и военно-бюрократические учреждения.

Особые совещания занимались исчислением потребностей армии в боеприпасах и продовольствии, распределением заказов на изготовление военной продукции, мобилизацией транспорта и топливной промышленности на нужды фронта и военного производства. Они имели право собирать сведения о работе предприятий, устанавливать срок и очередность исполнения казенных заказов, проводить реквизиции и закрывать предприятия в случае их отказа от работы на казну, секвестрировать частные заводы и назначать своих уполномоченных для их управления. Совместная работа власти и общества в рамках Особых совещаний способствовала достаточно эффективному управлению военным хозяйством страны, широкому вовлечению частной промышленности в военное производство и развертыванию казенных заводов. Особое совещание по обороне наладило объединение заводов в группы со специализированным военным заводом в центре и присоединением к нему остальных для выполнения вспомогательных операций, не требующих большой точности. Особое совещание по перевозкам регулировало движение грузов по дорогам, определяло их очередность. Оно также организовывало строительство новых водных путей

и железных дорог. Так, к 1916 году было открыто движение по железной дороге к незамерзающему порту в Мурманске, а железная дорога в Архангельске была переведена на широкую колею. Особое совещание по топливу распределяло дрова и уголь, стараясь обеспечить выполнение военных заказов, а Совещание по продовольствию закупало хлеб в деревнях. Правда, часто Особые совещания в угоду буржуазии отдавали приоритет частным заводам, не устанавливали ни твердых цен, ни жестких мер регулирования производства, за взятки перевозили второстепенные, а не нужнейшие грузы.

Сотрудничать с правительством в деле обороны государства стали буржуазные партии, надеясь на углубление реформ со стороны царизма и провозглашение конституционной монархии с демократическими свободами и правами человека. Буржуазия сформировала новые организации для консолидации своих сил и оказания помощи правительству: 30 июля 1914 года был создан Всероссийский земский союз, (председатель князь Г.Е. Львов), куда земские организации передали 600 тыс. рублей; затем — комитет помощи раненым Государственной думы (руководитель М.В. Родзянко) и Всероссийский союз городов (руководитель В.Д. Брянский). Позднее Земский и Городской союзы объединились в единую организацию (Земгор) во главе с князем Г.Е. Львовым. Эти организации занимались оборудованием госпиталей, санитарных поездов, заготовкой медикаментов, обучением медицинского персонала, закупкой за границей хирургических инструментов. Помимо помощи раненым, беженцам и военнопленным, они налаживали производство обмундирования, амуниции, обуви, белья и теплой одежды. После обострения ситуации на фронте буржуазия добилась согласия царя на создание военно-промышленных-комитетов (ВПК). На местах создавались районные комитеты, а в июле 1915 года был создан Центральный военно-промышленный комитет. Его председатель — лидер октябристов, предприниматель А.И. Гучков не скрывал своих и намерений буржуазии превратить ЦВПК не только в орган экономического регулирования, но и политического влияния. У руководства военно-промышленными комитетами стояли крупные предприниматели: А.И. Коновалов, П.П. Рябушинский, С.Н.Третьяков, М.И.Терещенко. По инициативе Гучкова к сотрудничеству с буржуазией привлекались и рабочие. В структуре ВПК была создана рабочая группа во главе с рабочим завода «Эриксон» К.А. Гвоздевым (по партийной принадлежности — меньшевик).

ЦВПК получал от казны объемные военные

заказы, а также авансы и субсидии для их исполнения, а затем распределял их между областными и местными комитетами. Прошло больше года, прежде чем декларативные заявления руководителей ВПК стали подтверждаться эффективной экономической деятельностью. Поначалу деятели ВПК больше занимались посредничеством при распределении казенных заказов и авансов, нежели организацией производства. Только к середине 1916 года выполнение заказов поднялось с 3-4 до 25%.

Лишь в 1917 году эффективность работы ВПК достигла 50-70%. К сожалению, многие предприниматели использовали систему ВПК для получения баснословных прибылей и составления в кратчайшие сроки гигантских состояний. Достигалось это путем невиданных размеров воровства и поставки некачественной продукции. Вот как писал об этом в своей автобиографической книге выдающийся писатель К.Г. Паустовский, участник Первой мировой войны: «Я видел огромные подвалы, набитые вещами для армии: папахами, что расползались в руках, продувными шинелями из сукна, похожего на рядно, фуражками, потерявшими всякую форму, с поломанными козырьками и кокардами, бутсами с подошвами из горелой кожи, бязевым бельем, раздиравшим до крови тело, — столько в этой бязи было каких-то колючих остей. Все это зашивали в пахучие новые рогожки и отправляли на фронт. Пожалуй, рогожи были единственным добротным товаром в этом навале гнилья и брака»8. Прибыли большинства крупных и средних компаний повысились за военные годы в два-три раза.

Разворачивая военное производство, военно-промышленные комитеты использовали самые разные предприятия вплоть до кустарных мастерских. Тем не менее, целые пласты и экономические уклады оказались в годы войны вне поля зрения государства и модернизации. Речь, прежде всего, идет о докапиталистических формах промышленности — кустарной, ремесленной, промысловой. Не удивительно поэтому, что на годы Первой мировой войны приходится третий период расцвета и развития кооперативного движения в России. Объясняется это тем, что кооперация помогала объединить капиталы крестьянских хозяйств, организовать покупку и сбыт товаров, бороться против спекуляции частных товаров. К 1917 году в России было примерно 35 тыс. потребительских обществ с числом членов 11,5 млн человек, свыше 16 тыс. кредитных кооператив-

3 Паустовский К. Г. Повесть о моей жизни. М., 1993. Т.1 С. 319.

ных обществ с 10,5 млн человек, то есть более половины населения России было охвачено кооперацией. Российская кооперация была главным образом деревенская и обслуживала более 90 млн человек, или 82% деревенского населения9. При этом необходимо отметить еще одну особенность

Как видим, за два года государственные займы у ссудно-сберегательных товариществ снизились в 1,8 раза, у кредитных кооперативов - 2,4 раза; земские займы — соответственно в 2,4 и в 2,6 раза. Причем это произошло не потому, что государство и земства перестали поддерживать кооперацию, а потому, что кооперативы больше не испытывали недостатка в обеспеченности капиталами, накопив их за счет собственных средств и притока вкладов10. Более того, все структуры кредитной кооперации, включая Московский народный банк, к этому времени располагали свободными средствами и искали сферы их приложения. Наиболее широкое распространение получили торговые операции. МНБ не только финансировал кооперацию, но и аккумулировал значительные частные вклады. Высока была и степень доверия населения к кредитной кооперации и ее главному финансовому центру. Об этом свидетельствует тот факт, что за годы Первой мировой войны сумма вкладов в МНБ увеличилась в 35 раз, в то время как общая сумма вкладов в Государственный и частные банки увеличилась только в 3—4 раза.

При анализе российского хозяйства в военные годы бросается в глаза такое парадоксальное явление, как его непрерывный рост. Если принять выпуск промышленной продукции в 1913 году за 100%, то в 1914 году этот показатель составил 101,2%, в 1915 - 114%, в 1916 - 122%, по металлообработке прирост составил 300%. Месяч-

9 Кооперативное движение в России в эпоху империализма// Хрестоматия по Истории СССР 1861-1917. М., 1990. С. 358.

Бубнов И.Л. Формирование кредитной кооперации в России и ее нормативно-правовое регулирование до 1917 года// Вестник Финансовой академии. 1997. № 4. С. 22.

российской кооперации в предреволюционные годы: резкое снижение удельного веса займов (»го есть средств, которые брались по инициативе кооперативов или их союзов) государства и земств в оборотных средствах кредитной кооперации (таблица).

ная производительность труда в военных отраслях выросла на 3% по сравнению с 1913 годом. Резко возросла добыча угля и нефти, наращивалось производство всех видов вооружений. Но не только военное производство добилось больших успехов. Промышленность в целом в первые годы войны продолжала развиваться. Определенный спад стал наблюдаться с 1916 года, когда производство хлопчатобумажных тканей сократилось на 14%, а производительность труда в различных «невоенных» отраслях стала снижаться от 20 до 40%.

Не было и повсеместного настоящего голода. Сельское хозяйство ощущало определенные трудности: из деревни в армию было призвано больше половины трудоспособного населения, число рабочих лошадей сократилось до 85% в 1916 году, почти полностью прекратилось производство сельскохозяйственных машин, сокращались посевные площади, валовой сбор зерновых составил 80% от довоенных показателей. Но так как Россия прекратила экспорт хлеба за границу, то его в стране оставалось почти столько же, сколько и до войны.

Наша страна оказалась неподготовленной к войне в организационном отношении. Слабой была пропускная способность железных дорог. Государственные (казенные) предприятия порой не очень эффективно управлялись назначенными чиновниками. Так и не была создана разумная система централизованных поставок фронту.

СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКИХ ФИНАНСОВ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Благодаря стараниям министра финансов и председателя Совета министров В.Н. Коковцова накануне войны российский государственный

Таблица

Государственные и земские займы в оборотных средствах кредитной кооперации

(в % к общему объему)

Годы Государственные займ Земские займы

Ссудно-сберегательные товарищества Кредитные кооперативы Ссудно-сберегательные товарищества Кредитные кооперативы

Январь 1915 г. 5,7 22,5 2,7 8,4

Январь 1917 г. 3,1 9,1 1,1 3,2

бюджет вырос более чем на треть — с 2,4 до 3,4 млрд рублей. Финансы России, в отличие от многих других стран, втянутых в конфликт, и в отличие от многих других структур российской государственной системы, оказались в сравнительно хорошем состоянии. Золотой запас России оценивался в 1,5 млрд. рублей, что превышало сумму золотого запаса Англии и Германии вместе взятых. Продолжалось развитие государственно-монополистических тенденций в объединении банковских монополий с государственными финансовыми учреждениями, когда во главе крупнейших российских банков вставали бывшие высокопоставленные чиновники.

Война вызвала расстройство финансов. Общие финансовые расходы в военное время составили небывалую сумму — свыше 39 млрд рублей. За 1914—1916 годы расходы государственного бюджета выросли и почти в 4 раза, что привело к огромному бюджетному дефициту, который за 4 года войны составил 49 млрд руб." На уплату одних только процентов по долгу уходило ежегодно 3 млрд руб., то есть в размере довоенного государственного бюджета. Каждый день войны обходился в 50 млн руб. Для покрытия военных расходов привлекались различные источники. Одним из них были внутренние займы и налоги с населения. Другим источником стали внешние займы.

Война внесла глубокое расстройство в сложную систему международных финансовых связей. Были заморожены денежные расчеты стран Антанты с Германией и ее союзниками. В первые месяцы войны Россия приступила к проведению «ликвидационной политики» по отношению к своим военным противникам — Германии, Австро-Венгрии и Турции. Чиновникам российского министерства финансов удалось изъять из германских и австрийских банков «процентные бумаги» на 20 млн руб. и своевременно перевести их в Россию, Англию и Францию. Тем не менее в период войны внешняя задолженность России возрастала с каждым годом. Основными кредиторами России выступали Англия и Франция. Но если в мирное время договоры о займах заключались в основном с частными банками, то военные займы предоставлялись правительствами. Первый английский кредит Россия получила осенью 1914 года, заплатив за беспроцентные обязательства британского казначейства 40 млн руб. золотом. Русское золото вывозилась на английских кораблях через Архангельск и Владивосток в обстановке повышенной секретности. В феврале 1915 года в Париже проходила конференция министров финансов союзных стран: Франции —

Рибо, России - П.Л. Барк, Англии — Д. Ллойд Джордж. На конференции Барк вел переговоры о получении кредита на один млрд рублей, из которых — 300 млн руб. пойдут на обслуживание внешнего долга, 700 млн руб. — на военные заказы и закупки за рубежом. Требования России были удовлетворены лишь частично12. В 1915 году английское казначейство предоставило России ежемесячные кредиты на сумму 25 млн фунтов стерлингов на год и не подлежащий расходованию кредит в 200 млн фунтов стерлингов для обеспечения банковских билетов. Кредитование России со стороны Англии продолжилось ив 1916 году, за что Россия обязалась отправить ей золота на 20 млн фунтов стерлингов. Вывозу золота резко противилось Министерство финансов, так как золотое обеспечение российских бумажных денег к этому времени снизилось до критического уровня. К 1917 году сумма кредитных знаков, находящихся в обращении в России, достигла 9 млрд руб., а золотой запас оставался на довоенном уровне. Тем не менее вывоз золота продолжался до октября 1917 года и составил 600 млн руб.

Продолжая довоенную практику, значительные кредиты России предоставляла Франция. Но они уходили главным образом на покрытие довоенных долгов, оплату французских военных заказов и внесения платежей по займам. Только по краткосрочным обязательствам задолженность России Франции составила 855 млн руб.13 В 1915— 1916 годах Россия обращалась за займами также к Италии и Японии. Незадолго до Февральской революции два займа на сумму 30,5 млн дол. США России предоставили США. В целом сумма американских займов была невелика и составила всего 135 млн дол. США14. Сравнительно небольшие размеры американских займов объяснялись высоким процентом кредитования - 10 и более процентов в год. В результате политики активного внешнего заимствования Россия по темпам наращивания государственного долга в годы мировой войны обогнала все воюющие страны.

Другим источником покрытия военных расходов была бумажно-денежная эмиссия, которая всегда ведет к инфляции. Уже в конце 1915 года золотые рубли были почти в два раза дороже бумажных. Средняя заработная плата фабрично-заводских рабочих к 1916 году увеличилась на 200%

" Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 1998. С. 188.

12 Ионычев И.П. Внешние экономические связи России. М., 1956. T. II. С. 642.

" СЛященко П.И. История народного хозяйства СССР. М., 1956. T. II. С. 642.

и Исторические архивы. 1957. № 4. С. 121.

по сравнению с 1913 годом. Реальная же заработная плата составляла 80% от довоенного уровня. К концу 1917 года количество денег в обращении увеличилось в 6 раз, поэтому стоимость бумажного рубля к Февральской революции составила 27 довоенных копеек.

Самым острым экономическим кризисом военного времени явился кризис продовольственный и топливный, разразившийся к 1916 году на фоне растущей инфляции, дефицита сырья, транспорта, квалифицированной рабочей силы. В результате возрастания государственного регулирования были установлены низкие твердые цены на сельскохозяйственную продукцию при отсутствии ограничений цен на потребительские товары. Крестьянину стало невыгодно сдавать хлеб по твердым ценам, тем более что за вырученные деньги купить было нечего. Хлебный кризис, прежде всего, ударил по армии, где продовольственный рацион был сокращен вдвое, а мясная норма — втрое, и по большим городам. Такая ситуация породила невиданный размах спекуляции, злоупотреблений, воровства и коррупции. Дефицит потребительских товаров, продовольствия и топлива, подчас созданный искусственно спекулянтами, приводил к неуклонному росту цен, за которыми не успевал рост заработной платы. В ноябре 1916 года правительство и Дума ввели продовольственную разверстку, то есть принудительное изъятие прежде всего зерна у крестьян по твердым ценам для обеспечения продовольствием армии и городского населения. Тем не менее неотъемлемой чертой городского быта стали длинные очереди («хвосты») за хлебом, не гарантировавшие получения своей нормы по карточкам. Вся эта человеческая драма разыгрывалась на фоне набитых дорогими продуктами магазинов, шикарных ресторанов, где веселилась богатая публика, составившая колоссальные состояния на спекуляциях и злоупотреблениях. В народе росли психологический надлом и нервозность. Трагическое сочетание хозяйственного и политического кризиса, оппозиционности буржуазии и всего общества к архаическому самодержавию, а также долговременных причин и предпосылок, вытекающих из особенностей исторического развития России, привели к Февральской буржуазно-демократической революции.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

В результате свержения самодержавия и отречения от престола императора Николая II к власти в России пришло Временное правитель-

ство. Свою программу оно изложило в Декларации, опубликованной 3 марта 1917 года, а затем в обращении «К гражданам России». Правда, свою деятельность до июля 1917 года Временному правительству приходилось осуществлять под контролем Исполкома Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Первыми шагами нового правительства стало подтверждение верности союзническому долгу и провозглашение курса на продолжение войны. Такие заявления неоднократно делали министр иностранных дел П.Н. Милюков и военный министр А.И. Гучков. Верность внешнеэкономическому курсу прежнего правительства подтвердил министр торговли и промышленности А.И. Коновалов. На встрече с представителями печати 29 марта 1917 года он сформулировал первоочередные задачи в этой области: привлечь в Россию иностранные инвестиции; добиться экономического сближения с Америкой.

Но дальнейшее ведение войны было для России немыслимо без финансовой поддержки союзников. Благодаря англо-французским кредитам оплачивались военные поставки, поддерживался курс русской валюты, производилась выплата процентов по государственному долгу. Перед Временным правительством стояла задача получения новых заграничных займов. Министр финансов М.И. Терещенко получил право производить кредитные операции за границей в пределах 10 млрд руб. под гарантии краткосрочных обязательств Государственного казначейства. Однако зарубежные кредиторы не торопились с предоставлением новых финансовых средств. Правительства союзных государств и иностранные банкиры с большим недоверием относились к кредитоспособности России, сокращая ссуды, выдвигая все более тяжелые условия, урезая и без того явно недостаточные кредиты. За все восемь месяцев пребывания Временного правительства у власти Англия выдала ему кредитов столько, сколько царскому правительству выдавало в месяц. Французская сторона также не предоставила Временному правительству дополнительных сумм. К маю 1917 года, оказавшись на грани финансового краха, Временное правительство стало настойчиво добиваться получения займов в США. Но обеспокоенные неустойчивой политической ситуацией в России, США предпочли займов России не давать, а ограничиться отдельными краткосрочными кредитами, имеющими строго целевое назначение. В первой половине 1917 года Америка выдала России два кредита на 100 и 75 млн дол. США, предназначенных на выплату долгов странам Антанты и на размещение железнодорожного зака-

за в Америке. Американские финансовые поступления в Россию не превышали 20% от общей суммы внешних займов. Не оправдались надежды Временного правительства и на увеличение поставок вооружения из США.

Финансовое положение Временного правительства осложнялось еще тем, что после Февральской революции началась утечка денег за границу. В этом процессе участвовали как банки, совершая удачные валютные спекуляции, так и частные лица, стремившиеся сохранить свои состояния. По косвенным данным можно предположить, что из России было вывезено несколько десятков миллионов рублей15. Несмотря на то, что 5 июня 1917 года правительство приняло закон о запрещении переводов денег за границу, их продолжали вывозить через Финляндию и Харбин. Другой формой «бегства капитала» стал тайный вывоз за границу золота. Ужесточение таможенных мер по борьбе с вывозом драгоценных металлов ощутимых результатов не дало.

Нарастание экономических трудностей потребовало от Временного правительства реорганизации органов управления. В июне 1917 года при правительстве был создан Главный экономический комитет и Экономический совет, состоящий из представителей всех политических течений, включая большевиков. Основные идеи экспертов Экономического совета сводились к внедрению централизованного планирования, введению трудовой повинности и принудительного распределения продукции по рациональным нормам, организации рабочих сельхозкоманд, использованию труда военнопленных. К уже имевшейся государственной монополии на уголь и сахар добавили хлебную монополию. Поначалу усилия Временного правительства активно поддерживались предпринимателями и банкирами. В первых числах марта владельцы петроградских банков в письме к М.В. Родзянко выражали готовность поддержать Временное правительство. В Сибирском банке открыли счет на миллион рублей для нужд пропаганды и защиты действий правительства. Такую же сумму предоставил Совет съездов акционерных коммерческих банков16. А.И. Гучков, покинув пост военного министра, возглавил общественную организацию «Общество экономического возрождения России», в которую вошли такие представители буржуазии, как А.И. Путилов, H.H. Кутлер, H.A. Белоцветов, Б.А. Каменка, А.П. Мещерский, А.И. Вышнеградский. Общество собрало 4 млн руб. на организацию агитации и пропаганды в войсках.

Но придание экономической жизни менее рыночного характера приводило к росту недове-

рия Временному правительству со стороны предпринимателей. В новых исторических условиях нарастали настроения в пользу «сильной личности». Выбор пал на генерала Л.Г. Корнилова. С лета 1917 года политический и финансовые центры занимались идеологический и экономической подготовкой мятежа. Торгово-промышленные круги попытались дестабилизировать и без того трудное экономическое положение в стране. За июль-август было закрыто 366 предприятий, 90 тыс. рабочих оказалось на улице. На Урале не работала половина предприятий, в Донбассе закрылось до 200 рудников. Предприниматели резко сократили выплату налогов, ссылаясь на чрезмерные требования рабочих о повышении заработной платы. Внесение поземельного налога сократилось на 32%, налога с городских недвижимых имуществ — на 42% по сравнению с 1916 годом. П.П. Рябу-шинский, выступая на II Всероссийском торгово-промышленном съезде, заявил о нецелесообразности давать средства Временному правительству. Банки отказывались реализовывать займы городов, если в органах их городского самоуправления большинство принадлежало представителям левых партий17. Поддержать Корнилова решили и страны Антанты. Они приостановили отправку военных и гражданских грузов в Россию, ставили неприемлемые условия для получения кредитов. США задержали 600 тыс. т грузов, оплаченных Временным правительством. Но корни-ловский мятеж в конце августа потерпел сокрушительное поражение. Главные его организаторы и руководители были арестованы.

На политическую сцену выходили революционеры новой генерации. Началась борьба между левыми партиями социалистического направления. Своя программа выхода из финансового кризиса была у большевиков. С ней на VI съезде РСДРП (б) выступил Д.П. Боголепов, будущий организатор советской финансово-образователь-ной системы. Она состояла из следующих положений: немедленное прекращение эмиссии,.проведение конфискационной налоговой политики, отказ от новых займов и уплаты старых внешних и внутренних долгов, осуществление преобразований в финансовой сфере18.

Министр-председатель второго и третьего коалиционных правительств А.Ф. Керенский ли-

15 Ионычев Н.П. Указ. соч. С. 295.

16 Лаверычев В.Я. Русские монополисты и заговор Корнилова/ / Вопросы истории. 1964. № 4. С. 35.

" Сенин A.C. Корниловская альтернатива// Историки отвечают на вопросы. М., 1990. С. 217, 218.

Шестой съезд РСДРП (б). Август 1917 года. Протоколы. М„ 1958. С. 156, 157, 259.

хорадочно искал выход из создавшегося положения. Страна двигалась к финансовому краху. Сокращение денежных поступлений при возросших расходах вело к широкомасштабной денежной эмиссии, которая влекла за собой глубокую инфляцию и ускоряла процесс сокрушения русской валюты. Углубляющуюся инфляцию сопровождали два новых явления: разрушение единого денежного обращения и появление параллельных валют. Наряду с прежними царскими деньгами в обращении появились «думские деньги» и «керенки». Думские деньги были двух видов — достоинством в 250 и 100 рублей. На первой купюре изображался двуглавый орел без атрибутов царской власти, на второй — Таврический дворец (место заседаний Государственной думы). «Керенки» выпускались номиналом в 20 и 40 рублей. Русских денег таким достоинством никогда не было. Отношение населения к царским и деньгам Временного правительства было различным. Народ считал царские купюры «крепкими», и именно их использовал для сбережений. К «думским деньгам» и «керенкам» народ испытывал недоверие, как и к Временному правительству в целом, особенно к осени 1917 года.

К октябрю 1917 года экономика России вступила в стадию глубокого кризиса. Закрылись сотни заводов, возникла массовая безработица, повсеместно падала производительность труда. Темпы роста цен обогнали рост количества денег, которые обесценивались быстрее, чем их печатали. Реальная зарплата рабочих упала до половины довоенного уровня. Стремительно росли инфляция и дефицит бюджета. Власть в лице Временного правительства обнаружила полную беспомощность и бессилие. Вопрос о выборе пути дальнейшего развития был решен Октябрьским переворотом и II Всероссийским съездом Советов, на котором были выбраны новые высшие органы власти — ВЦИК и СНК. * * *

Итак, Россия вступила в Первую мировую войну в тот момент, когда ее народное хозяйство переживало бурный процесс развития в рамках частного предпринимательства. Можно сказать, что сама война была модернизирующим кризи-

сом. В противоборство вступили два воинственных блока, состоящие из стран первого эшелона развития (Антанта) и стран второго или догоняющего эшелона развития (Тройственный союз). Страны, создавшие динамичные индустриальные общества, между собой не воевали. Исключение составила Россия, которую геополитическая ситуация привела в блок индустриальных держав, противопоставив ее догоняющей Германии и ее союзникам. По сути дела, Первая мировая война была первой войной экономик, пока еще довольно замкнутых, не нашедших и не создавших подлинных мировых хозяйственных связей. Хаотический и неосознанный поиск соединения в единое целое неизбежно вел к агрессивному поведению.

Итоги Первой мировой войны носили судьбоносный характер для стран всего мира. В войне погибло 10 млн человек, еще 10 млн умерли от голода и болезней, 20 млн было ранено и искалечено. Первая мировая война стоила миру 300 млрд руб., что в 12 раз превышало стоимость мирового золотого запаса и национальное богатство Англии и Франции вместе взятых. С учетом материального ущерба населению урон составил 600 млрд руб. золотом, или 1/3 материальных ценностей всего мира. Расходы на войну противоборствующих коалиций превзошли расходы на все войны за предыдущие 100 лет. Только два государства США и Япония, на территории которых не велись военные действия, увеличили национальное богатство (Япония — на 25%, США — на 40%). Чистый доход монополий США превысил 27 млрд дол. США. После Первой мировой войны Америка стала самой сильной державой мира.

В Европе образовались новые буржуазные государства в результате распада Австро-Венгерской, Германской и Османской империй. Российская империя также прекратила свое существование вследствие Февральской и Октябрьской революций 1917 года. В новой России началось строительство советского государства. Заключив 3 марта 1918 года сепаратный Брестский мир с Германией, Советская Россия вышла из Первой мировой войны. Тем самым лишила себя прав страны-победительницы, хотя Восточный фронт на протяжении всей войны оставался решающим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.