Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5
УДК 328.1, 329.1 EDN: MWJGRW
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran5202287101
ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ НА ФОНЕ АКТУАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЫЗОВОВ
Владислав Борисович Белов
ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5096-193X
Ссылка для цитирования: Белов В.Б. Экономика Германии на фоне актуальных хозяйственно-политических вызовов // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №5. С. 87101. DOI: 10.15211/vestnikieran5202287101
Аннотация. 3 октября 2022 г. Германия отметила 32-годовщину объединения двух немецких государств. Спустя три десятилетия после исторических событий 1990 г. страна столкнулась с рядом сложнейших экономических и политических проблем, которые существенно обострились осенью 2022 г. Принятые в первом полугодии масштабные меры по поддержке бизнеса и населения оказались недостаточными для их решения. Инфляция в сентябре достигла 10%, немецкая экономика оказалась на грани рецессии. Осенью правительство было вынуждено национализировать ведущего газового импортёра Uniper SE, оказать господдержку энергетической компании Verbundnetz Gas AG, отменить запланированную специальную надбавку на цену газа, продлить работу АЭС, принять третий пакет помощи, а также создать специальный защитный механизм на сумму в 200 млрд евро, который вызвал резкую критику руководства ряда стран Евросоюза. Разработка и обсуждение антикризисного инструментария отразили существующие разногласия и конфликтный потенциал «светофорной» коалиции. На этом фоне произошло дальнейшее обострение германо-российских отношений в нефтегазовой сфере. Автор анализирует содержание и возможную результативность осенних антикризисных мер правительства, уделяет особое внимание государственному вмешательству в деятельность ряда основных игроков энергетического рынка Германии.
Ключевые слова: Германия, ФРГ, Евросоюз, ЕС, экономика, народное хозяйство, кризис, энергетика, государственное регулирование.
Статья поступила в редакцию: 22.10.2022.
GERMANY'S ECONOMY AMID INCREASING ECONOMIC AND POLITICAL CHALLENGES
Vladislav B. Belov
© Белов В.Б. - к.э.н, в.н.с., зам. директора по научной работе, рук. Отдела страновых исследований, рук. Центра германских исследований ИЕ РАН.
Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5096-193X
For citing: Belov, V.B. (2022). Germany's economy amid increasing economic and political challenges. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 29(5): 87-101. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran5202287101
Abstract. October 3 this year Germany celebrated the 32nd anniversary of the unification of the two German states. Three decades after the historic events of1990, the state faced a number of extremely difficult economic and political problems, which escalated significantly in the fall of 2022. The large-scale measures taken in the first half of the year to support business and the population turned out to be insufficient to solve them. Inflation in September reached 10%, the German economy was on the verge of recession. In autumn, the government was forced to nationalize the leading gas importer Uniper SE, provide state support to the energy company Verbundnetz Gas AG, cancel the planned special surcharge on the price of gas, extend the operation of the nuclear power plant, accept a third aid package, and create a special economic fund of200 billion euros, which caused a sharp criticism of the leadership of a number of EU countries. The development and discussion of anti-crisis tools reflected the existing disagreements and conflict potential of the «traffic light» coalition. Against this background, there was a further aggravation of German-Russian relations in the oil and gas sector. The author analyzes the content and possible effectiveness of the autumn anticrisis measures of the government, pays special attention to state intervention in the activities of the main players in the German energy market.
Key words: Germany, Germany, European Union, EU, economy, national economy, crisis, energy, state regulation.
Article received: 22.10.2022.
В предыдущей статье, завершённой в середине августа (Белов, 2022a), нами были рассмотрены меры государственной поддержки предпринимательского сектора и населения Германии, направленные на преодоление ряда кризисных явлений, обусловленных ростом мировых цен на первичные энергоносители, высокой инфляцией, разрывом цепочек поставок и дефицитом отдельных товаров, включая комплектующие и полуфабрикаты для промышленного сектора. Сделанные выводы в основном подтвердились. При этом за первые два осенних месяца в энергетической сфере Германии, которая 3 октября в 32-й раз отметила объединение двух немецких государств, произошли существенные события, требующие анализа.
Третий пакет помощи
Параллельно с подготовкой введения дополнительного газового сбора для потребителей (см. далее) правительство в августе 2022 г. прорабатывало третий пакет помощи (Entlas-tungspacket), о содержании которого объявило 4 сентября после 22-часового заключительного обсуждения. Его объём в 65 млрд превысил размеры выплат по первым двум пакетам, составившим 30 млрд. 13-страничный документ, во многом построенный на компромиссах и не случайно названный «Германия вместе» (Deutschland steht zusammen... 2022), включил в себя следующие важные меры:
• единоразовая выплата в декабре 2022 г. 300 евро пенсионерам, с которой надо запла-
тить налог, и 200 евро студентам;
• включение с 1 января 2023 г. в жилищные субсидии дополнительных сумм на оплату тепла, и расширение числа их получателей с 700 тыс. до 2 млн; в декабре 2022 г. на эти цели будут выплачены 415 евро на домашнее хозяйство из одного человека, 540 - из двух и 100 евро - на каждого последующего члена семьи;
• пособие для граждан (Bürgergeld) заменит пособие по безработице II, а также другие сопоставимые социальные пособия, оно будет индексироваться в зависимости от уровня инфляции, стандартная ставка должна быть повышена «примерно до 500 евро»;
• пособие на детей с 1 января 2023 г. увеличивается на первого и второго ребёнка до 237 евро; для малообеспеченных семей - до 250 евро;
• для граждан, выполняющих т.н. «миди-работу» (Midi-Job)1, максимальная граница оплаты такого труда с 1 октября 2022 г. повышается с 1,3 тыс. до 1,6 тыс. евро, а с 1 января 2023 г. до 2 тыс. евро;
• с 2023 г. будет компенсироваться т.н. «холодная прогрессия» при уплате подоходного налога (через привязку налоговых тарифов к темпам инфляции);
• государство готово предоставить 1,5 млрд евро на введение льготного проездного билета на пригородное сообщение, но в том случае, если такую же сумму внесут земельные власти (предполагается он будет стоить от 49 до 69 евро в месяц);
• продлевается действие введённого во время пандемии льготного регулирования оплаты укороченного рабочего дня, а также сохраняется пониженный НДС в размере 7% на еду в секторе общественного питания;
• вводится потолок цен на «базовое потребление электроэнергии», подробный механизм будет дорабатываться;
• также вводится ограничение цены на газ, специальная экспертная комиссия должна сделать конкретные предложения;
• запланированное с 1 января 2023 г. повышение цены на эмиссию СО2 на 5 евро до 35 евро за тонну выбросов переносится на один год.
Министр финансов К. Линднер заверил, что финансирование пакета помощи не потребует пересмотра бюджета на 2022 г. и не нарушит положения Основного закона о «долговом тормозе». Оппозиция критически оценила содержание мер, подчеркнув их «недостаточность и половинчатость». Дальнейшие события подтвердили необходимость принятия дополнительных антикризисных шагов.
Национализация Uniper, господдержка Verbundnetz Gas AG
В третьей декаде сентября 2022 г. закончилась начатая в июле эпопея со спасением ведущего энергетического концерна и крупнейшего импортёра газа Германии Uniper SE, входившего в государственную финскую группу Fortum. До начала кризиса доля РФ в его импортных закупках составляла 50%, а его доля в газоснабжении Германии - около 40%. Первоначально предполагалось, что немецкое государство приобретёт 30% акций концерна и по мере необходимости предоставит 7,7 млрд евро дополнительного капитала, а также расширит кредитную линию госбанка Kreditanstalt für Wiederaufbau (KfW) c 2 до 9 млрд евро. Также обсуждалась его дальнейшая кредитная поддержка со стороны Fortum в размере 8 млрд, от
1 В Геомании существуют два вида «малозначительной и низкооплачиваемой работы» - Mini-job и Midi-job. Основные отличия в том, что «мини», по сути, относится к краткосрочной занятости, носит «побочный» характер, ограничена количеством рабочих часов в месяп и в год, имеет минимальную оплату, с которой работник не платит налогов. «Миди» - это, как правило, уже основная работа, оплата имеет нижнюю и верхнюю границу, которые в два-три раза выше «мини», и в этой связи подлежит налогообложению, но по скользящей ставке.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5
которой финны, однако, сразу отказались. В течение августа была информационная пауза. Очевидно, что участники «спасательной операции» вели непростые переговоры, согласовывая детали. В середине сентября стало известно, что Берлин рассматривает возможность стать мажоритарным собственником Uniper (Kanning 2022; Bunder 2022), но конкретный размер участия обозначен не был.
21 сентября 2022 г. правительство ФРГ сообщило, что в целях стабилизации энергообеспечения в стране оно консолидирует 99% акций энергетической компании, т.е. национализирует её. Предполагалось проведение дополнительной эмиссии акций по цене 1,7 евро объёмом 8 млрд евро (93% капитала). Её затем полностью выкупит немецкое государство, которое также приобретёт долю Fortum за 480 млн евро (6%). Одновременно официальный Берлин погасит гарантийные кредитные линии материнской компании на сумму 7,5 млрд. Другими словами, финский концерн получит почти 8 млрд евро (Гончаренко 2022b).
В начале сентября с просьбой о государственной помощи обратился другой традиционный партнёр «Газпрома» - восточногерманская компания Verbundnetz Gas AG (VNG), входящая в энергетическую группу EnBW. Из-за сокращения гарантированных поставок газа по «Северному потоку - 1» и необходимости закупать его по более высоким ценам у альтернативных поставщиков, она, как и Uniper, оказалась в кризисном состоянии. В середине сентября появилась информация, что в качестве основного варианта поддержки государство рассматривало возможность предоставить финансовые средства, приобретая доли в акционерном капитале - вплоть до контролирующей. Принципиальным отличием стало условие участия в спасении материнского концерна EnBW. Как было указано выше, в случае с Uniper его финский собственник не только отказался от его поддержки, но и потребовал компенсации «затрат» в размере 8 млрд евро, которые он в итоге и получил.
Примечательно, что государство не воспользовалось внесёнными им в апреле поправками в Закон об энергетической безопасности и не ввело внешнее управление над обеими компаниями, как оно это сделало с немецкими активами «Газпрома» и «Роснефти» (см. далее).
Очевидно, что правительство, не имея возможности влиять на формируемые рынком цены на первичные энергоносители, в первую очередь на газ, встало на путь существенного усиления государственного регулирования в сфере энергетики. Одним из важнейших его направлений стало вхождение в капитал ведущих энергетических концернов и предоставление им многомиллиардной поддержки через госбанк KfW.
По состоянию на октябрь с.г. неурегулированной оставалась ситуация вокруг российских активов Uniper. Национализируемой немецкой дочке Fortum принадлежат пять угольных и газовых электростанций, обеспечивающих около 5% общих потребностей России в энергии. Журналисты Bloomberg в конце сентября обратили внимание на то, что её российское подразделение Unipro с марта 2022 г. не может найти потенциального покупателя своей собственности, которая оценивается от 1,7 млрд до 2,2 млрд евро. Если этого не произойдёт до конца 2022 г. (вероятность продажи около нуля), то немецкое государство вынужденно станет обладателем крупных активов в РФ, что при действующих санкциях США и ЕС для него абсолютно неприемлемо. В сложившихся условиях, по мнению журналистов, Берлин должен будет или отказаться от этих активов, или предложить обменять их на находящуюся под внешним управлением бывшую дочку «Газпрома», которую он предполагает национализировать (Dezem, Jennen, Delfs 2022). Подобный обмен, возможно, мог бы несколько смягчить последствия таких планов и оставить пространство для восстановления энергетического германо-российского диалога в будущем1.
1 О необходимости восстановления германо-российского сотрудничества в газовой сфере 23 октября заявил пре-
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5
Ухудшение ситуации вокруг «Северных потоков»
19 августа 2022 г. «Газпром» заявил о предстоящей остановке прокачки газа по трубопроводам «Северного потока - 1» (СП-1) с последнего дня текущего месяца до 2 сентября в связи с планово-предупредительным ремонтом (ППР) последнего работающего газоперекачивающего агрегата (ГПА). Ремонтные работы были необходимы, чтобы предупредить его дальнейший износ и поддерживать в работоспособном состоянии1. Согласно контракту, они должны были выполняться совместно со специалистами Siemens Energy. Предполагалось, что
3 2
после их окончания транспортировка газа составит около 33 млн м в сутки . Российское руководство напомнило, что отправленный в Канаду для капремонта ГПА так и не вернулся в РФ, газотурбинным двигателям № 072, 074, 121 аналогичных агрегатов на компрессорной станции «Портовая» предстоит такой же ремонт, а двигатели № 075, 076, 120 имеют неисправности и их эксплуатация запрещена Ростехнадзором (Игнатьева 2022). 3 сентября «Газпром» сообщил о новых выявленных в ходе ППР неисправностях агрегата и в этой связи об остановке подачи газа по СП-1 на неопределённый срок .
16 сентября 2022 г. президент РФ В.В. Путин на пресс-конференции по итогам визита в Узбекистан сказал, что Россия, вопреки утверждениям представителей ЕС, к возникшим проблемам с оборудованием Siemens отношения не имеет. Представители фирмы подписали документы о ремонте двигателей, которые невозможно использовать из-за утечки масла и угрозы взрыва на станции. Брюсселю и Берлину он адресовал следующее послание: «В конце концов, если приспичило, если всё так тяжело, возьмите и снимите санкции с "Северного потока - 2" - 55 млрд м по году, только кнопку нажать - и всё пошло. Нет, тâм закрыли сами, здесь закрыли, здесь не могут отремонтировать, этот новый газопровод поставили под санкции. "Северный поток - 2" открывать не хотят, а мы виноваты? Пускай сами думают о том, кто в чём виноват, и не сваливают на нас свои собственные ошибки» (Цит. по: Собакина 2022). Там же он заявил, что энергокризис в Европе возник не с начала спецоперации на Украине, а обвинения в адрес России - «это очередная попытка переложить проблему... с больной головы на здоровую». В.В. Путин подчеркнул, что «Газпром» и Россия всегда выполняли и не перестанут выполнять обязательства по газу (Собакина 2022).
Своеобразный ответ с неизвестной (по состоянию на вторую половину октября) стороны последовал 26 сентября 2022 г., когда компания Nord Stream AG сообщила о существенном
мьер-министр федеральной земли Саксония М. Кречмер (ХДС), за что был подвергнут критике со стороны ведущих немецких СМИ и партийных коллег.
1 Накануне этого заявления «Газпрома» вице-президент бундестага и заместитель председателя СвДП Вольфганг Кубики 18 августа в интервью немецкому интернет-порталу RND призвал начать прокачку газа по «Северному потоку - 2» (СП-2), в т.ч. для скорейшего заполнения подземных хранилищ. По его мнению, нет разницы между поставками через первый и второй «Северные потоки» - трубопроводы проложены параллельно и получение Германией газа через СП-2 не более аморально, чем по СП-1. Кроме того, такое решение могло проверить реалистичность обещаний В.В. Путина о готовности увеличить экспорт трубопроводного газа в ФРГ - две нитки СП-2 способны поставлять 150 млн м3 в сутки (Wolfgang Kubicki, 2022). Предложение В. Кубики ожидаемо вызвало негативную реакцию официального Киева и Берлина, в т.ч. главы украинского МИДа Д. Кулебы и представителя кабинета министров Германии В. Бюхнера.
2 Это составляет около 20% мощностей «Северного потока - 2» (точка входа в газотранспортную систему Германии находится в восточногерманском Грайфсвальде). До этого уровня поставки были снижены 27 июля. Накануне объём суточной прокачки составил 63,7 млн м3.
3 В своём телеграм-канале «Газпром» 3 сентября уточнил, что 2 сентября Ростехнадзор РФ выдал «предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, принятии соответствующих мер и приостановке эксплуатации газоперекачивающего агрегата Trent 60 (ГПА №24) КС "Портовая" по причине обнаружения утечки масла с примесью герметизирующего состава по клеммным разъёмам датчиков скорости ротора низкого и промежуточного давления». В этой связи его дальнейшая эксплуатация «без устранения выявленных дефектов создаёт риск пожара или взрыва, то есть влияет на промышленную безопасность всей станции». Представители Siemens с такими выводами не согласились.
падении давления сначала на втором «Северном потоке», а спустя несколько часов - на первом. Причиной оказалась диверсия, которая Генпрокуратурой была расценена как «акт международного терроризма»: целенаправленный подрыв уникальной и отлично защищенной от случайного внешнего воздействия подводной газопроводной инфраструктуры. Мощность взрывчатки была настолько большой, что вызвала землетрясение силой более двух баллов по шкале Рихтера, а трубопроводам был нанесён значительный ущерб. Примечательно, что места подрывов - первой/второй (СП-1) и третьей ниток (СП-2, четвёртая не пострадала) были удалены друг от друга на существенное расстояние (см. рис. 1). Всего было четыре взрыва.
Рисунок 1
Места повреждений «Северных потоков»
Источник: Где повреждены газопроводы..., 2022.
Руководство Германии, Дании и Швеции, а также других европейских стран признали, что инциденты были преднамеренными. Очевидно, что выгодоприобретателями преступного акта стал ряд недружественных для России стран, к которым российское руководство в первую очередь отнесло англосаксонские государства, которые могли быть среди организаторов диверсии. Ряд немецких СМИ, наоборот, обвинил Россию, предполагая, что все нитки газопровода были заминированы ещё на стадии строительства, и Москва тем самым хотела ещё больше дестабилизировать рынок газа. В.В. Путин 14 октября 2022 г. в этой связи заявил, что взорванные газовые трубопроводы «хоть и не работали, но это был такой элемент надёжности, что в крайнем случае их можно было бы включить. Но теперь такой возможности нет. Хотя там одна нитка всё-таки, видимо, в рабочем состоянии. Но решение не принимается и, судя по всему, вряд ли будет принято» (Путин: «Северный поток - 2». 2022).
Владельцу обоих потоков было отказано в участии в расследовании. Власти Германии, Дании и Швеции сначала создали совместную следственную группу, но затем вышли из неё. Похоже, что в ходе собственных поисков каждая из стран получила важную информацию, затем заявила, что по ряду причин не готова делиться ей с кем-либо. Также примечательно, что 9 октября руководство Немецких железных дорог сообщило о саботаже (на немецком это слово также означает «диверсию») - на севере страны утром на одном из участков был повреждён кабель. Это привело к остановке движения поездов на три часа. Вполне ожидаемой была реакция: в немецких СМИ почти сразу появились обвинения в адрес России, а официальный Берлин заявил о необходимости усилить охрану критически важной инфраструктуры страны (Hofreiter spekuliert... 2022; Murphy, Koenen 2022).
Отмена специальной газовой надбавки и реинкарнация Фонда стабилизации экономики
Специальная надбавка к цене на газ в размере 2,42 евро за киловатт-час, которую должны платить потребители с 1 октября (по решению Минэкономики от 8 августа), была крити-
чески встречена не только гражданами и хозяйствующими субъектами, но и рядом политиков коалиционных партий (Hofreiter zu Gasumlage... 2022). При этом одновременно НДС на газ снижался с 19% до 7%. Предполагалось, что полученные средства будут направлены на поддержку компаний - ведущих импортёров газа. Они вынуждены нести основную нагрузку, связанную с высокими ценами, и не всегда имеют возможность перенести дополнительные издержки на своих клиентов (Fragen und Antworten zur Gasumlage. 2022). Речь в первую очередь шла о концерне Uniper, который должен был стать основным выгодополучателем газового сбора. В то же время ко второй половине августа выяснилось, что ряд компаний немецкого газового рынка хорошо заработал на высоких ценах, получил сверхприбыли и не нуждается в поддержке (Witsch, Krapp 2022).
Поэтому после решения о национализации основного энергетического игрока и на фоне возможных вливаний государственных денег в другие компании, оказавшиеся в кризисном состоянии, предложенный Р. Хабеком инструмент финансовой поддержки импортёров в виде ценовой надбавки стал избыточным и ненужным. В итоге правительство в конце сентября «задним числом» отменило постановление о непопулярном газовом сборе (Verordnung zur Aufhebung... 2022).
В качестве альтернативы Берлин 29 сентября решил создать защитный финансовый механизм, способный компенсировать гражданам и бизнесу потери от высоких цен на газ. Он получил название Abwehrschirm («защитный зонт»). Средства, а именно 200 млрд евро, должны поступить из Фонда стабилизации экономики, созданного в начале первого года коро-накризиса и закончившего свою работу в июне 2022 г. (Wirtschaftsstabilisierungsfonds 2022). Тем самым не потребуется дополнительных государственных заимствований и не затрагивается конституционное положение о «долговом тормозе»1.
Объём предложенной защиты впечатлил партнёров Германии по Евросоюзу и руководство Европейской комиссии, вызвав и зависть, и ревность, и протесты. Дело в том, что у ФРГ оказались значительно большие финансовые возможности, нежели у большинства других стран ЕС. Среди прочего речь идёт о том, что согласно маастрихтским критериям отношение объёма государственного долга к ВВП не должно превышать 60%. У ведущих государств Евросоюза/еврозоны этот показатель существенно выше, что ограничивает использование внешнего финансового инструментария. Если в I квартале 2022 г. у Германии он был равен 68,2%, то у Франции - 114,4%, Италии - 152,6%, Испании - 117,7% (у ЕС - 87,8%) (Europäische Union: Staatsverschuldung. 2022). Абсолютная величина их государственного долга тогда же равнялась 2,48 трлн евро, 2,90 трлн, 2,76 трлн и 1,45 трлн евро соответственно (у ЕС - 12,99 трлн) (Europäische Union: Staatsverschuldung in den Mitgliedstaaten. 2022).
Философия «экономического защитного зонта» сводится к двум основным постулатам. С одной стороны, необходимо расширять предложения различных видов энергии, получаемых из возобновляемых источников (ВИЭ), угольных и атомных электростанций, за счёт расширения импорта газа через СПГ-терминалы и поставок водорода через трубопроводы. С другой, использовать потенциал энергосбережения домашними хозяйствами и экономическими субъектами, в т.ч. с помощью ранее принятых государством мер (Wirtschaftlicher Abwehrschirm. 2022).
Наряду с этим правительство предлагает ввести для потребителей (как граждан, так и промышленных предприятий) «ценовой тормоз на электроэнергию», который предполагает дотации на оплату т.н. «минимально необходимого уровня её потребления» (Basispreis-Kon-
1 Среди мотивов создания нового механизма было названо обострение ситуации на рынке газа после диверсий против «Северных потоков», а также «необходимость противостоять последствиям российской военной агрессии».
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, №5
tingent). Дополнительное электричество оплачивается по рыночным ценам, что должно мотивировать потребителей к его экономии.
«Сдерживающий ценовой тормоз» предусмотрен и для газа (Gaspreisbremse). В период высоких цен государство будет компенсировать часть расходов домашних хозяйств и компаний на ценовом уровне, который оно считает приемлемым и доступным для оплаты. Авторы этого подхода предполагают, что наряду с поддержкой потребителей будут созданы стимулы для экономии, которые окажут снижающие влияние на газовые цены. В середине октября 2022 г. предварительные механизмы, этапы их введения и сроки действия были предложены специальной экспертной комиссией, которой предстояло уточнить их к началу ноября (Sicher durch den Winter... 2022).
Для финансирования предусмотренных в защитном механизме мер решено реактивировать Фонд экономической стабилизации и наполнить его работу новым содержанием. До конца 2022 г. в него будет направлено 200 млрд евро. Эти средства могут быть также использованы для поддержки компаний SEFE, Uniper и VNG. Предложенное в августе снижение НДС на газ продлено до весны 2023 г. Сниженная ставка будет действовать и для централизованно поставляемого тепла.
21 октября предложенный правительством механизм был одобрен бундестагом. Он будет функционировать до середины 2024 г. Основная критика со стороны оппозиции сводилась к тому, что конкретные меры и инструменты недостаточно проработаны, начало их использования отнесено на следующий год, а не текущий, Министерство финансов может нарушить положение о «долговом тормозе».
В этот же день официальный Берлин поддержал предложения Европейского совета по антикризисному регулированию рынка газа в ЕС (обязательные совместные закупки, введение нового ориентира на газ к началу 2023 г., установление временного ценового коридора на газ, разработка рамочной программы ограничения газовых цен для выработки электроэнергии и упрощение выдачи разрешений на ВИЭ и энергосети).
Во второй половине октября был подведён определённый итог инициированной летом 2022 г. оппозиционным ХДС дискуссии о необходимости продлить срок работы атомных электростанций. В правительственной коалиции эта идея получила поддержку со стороны либералов, которые стали активно её продвигать. Зелёные настаивали на переводе в резерв только двух АЭС. СвДП - на продолжении их эксплуатации до 2025 г. О. Шольц волевым канцлерским решением 17 октября прекратил внутриправительственный спор - три оставшиеся в эксплуатации станции продолжат работу до середины апреля 2023 г. (Stratmann 2022).
Введение внешнего управления над немецкими активами «Роснефти» и подготовка к национализации бывшей Gazprom Germania
В наших прошлых работах (Белов, 2022a, 2022b) указывалось на риски сокращения/прекращения поставок нефти на немецкие заводы российского концерна «Роснефть», которые могли произойти в связи с решениями правительства Германии и Брюсселя в рамках антироссийских санкционных пакетов.
В первую очередь речь идёт о нефтеперерабатывающем заводе в Шведте (PCK Raffinerie GmbH) мощностью 233 тыс. баррелей в сутки и обеспечивающем бензином, дизельным топливом, авиационным керосином и рядом других важных нефтепродуктов Берлин, Бран-денбург, а также приграничные регионы Польши. В начале июня канцлер О. Шольц заявил, что правительство имеет своё видение реорганизации крупнейшего в Восточной Германии
НПЗ в связи с введением антироссийских санкций1. Подробностей он не привёл, сказав, что для этого создана рабочая группа. На основе собранной информации и проведённых переговоров предполагалось принять необходимые решения, но конкретные сроки названы не были. Весьма расплывчатыми оказались и предложения Минэкономики. Они сводились к тому, что вместо российской будет использоваться нефть из других стран, поставляемая морским путём в порт Ростока и далее по существующему нефтепроводу на НПЗ. Государство рассматривало и другие варианты: использование национальных нефтяных запасов, поставки из Польши, оплату возможных дополнительных расходов при переходе на другие сорта нефти и связанную с этим перестройку технологических процессов, возможность вмешательства в структуру управления НПЗ через механизм траста / смену собственника, и даже создание нового «зелёного» производства2 (Свинцова 2022).
Сухие цифры статистики свидетельствуют о том, что предполагаемая транспортно-ло-гистическая схема морской доставки нефти не гарантирует надёжного снабжения PCK Raffinerie GmbH. Порт Ростока рассчитан на приём и последующую разгрузку судов весом не более 80 тыс. т из-за ограничений по осадке. Это означает, что нефть с супертанкеров требует перегрузки на более мелкие специализированные суда, в которых Германия испытывает дефицит. Портовое хозяйство располагает нефтяными резервуарами емкостью 700 тыс. т. Мощности трубопровода от порта Ростока до Шведта рассчитаны на транспортировку не более 6 млн т нефти в год (Свинцова, 2022). В начале августа была осуществлена первая пробная поставка нефти из США, стоимость которой примерно на треть выше цены российской нефти, установленной в долгосрочных контрактах с «Роснефтью»3.
Существуют технические проблемы и с возможной доставкой нефти на НПЗ из польского порта Гданьск с последующей перекачкой через Полоцк в нефтепровод «Дружба». Гдань-ский нефтяной терминал рассчитан на перевалку 36 млн т в год, из которых около 27 млн удовлетворяют потребности польских нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, через этот польский порт также планируется поставлять нефть на НПЗ Raffinerie Mitteldeutschland в г. Лёйне, расположенном в восточногерманской земле Саксония-Ангальт. На оба завода остаётся около 9 млн т при их общей потребности в 22,6 млн (Чижевский 2022). Если предположить, что из этих 9 млн на PCK Raffinerie GmbH пойдёт 7,5 млн, то вместе с 6 млн из Ростока это обеспечит не более 60-65% его мощности. К тому же он приспособлен для работы с нефтью марки Urals, которой относительно сложно найти замену. Среди альтернативных поставщиков, помимо североамериканских, рассматривались и компании из Казахстана. Однако доставка нефти через морской терминал Каспийского трубопроводного консорциума связана с рисками его нестабильной работы.
Вопреки ожиданиям Берлина не вполне комфортную для немецкой стороны позицию изначально заняла Варшава, выдвинувшая жёсткое требование в отношении поставок нефти
1 Вопреки просьбе бургомистра Шведта, высказанной 1 июня, продолжить получать российскую нефть по магистральному нефтепроводу «Дружба» в рамках определённого переходного периода (например, до 2030 г.), федеральное правительство заявило, что не даст освобождения от введённого накануне в шестом санкционном пакете ЕС частичного нефтяного эмбарго (Чижевский 2022).
2 В расчёте на государственную поддержку немецкие компании Enertrag (ветроэнергетика) и Verbio (производитель биотоплива) проявили интерес к приобретению долей участия в капитале НПЗ для последующего производства экологически чистого водорода и выпуска на его основе зелёного синтетического топлива, в т.ч. авиационного (очевидно, речь идёт об одном из проектов «Роснефти» по будущему развитию НПЗ). Но для такого перехода потребуются не только крупные капиталовложения, но достаточно длительный период, в течение которого предприятие не будет функционировать.
3 Зафрахтованный британским концерном Shell (миноритарный собственник PCK) американский танкер Capricorn Sun 3 августа впервые в истории доставил 570 тыс. баррелей сернистой нефти из Луизианы (США) в порт Ростока. Такой объём может обеспечить 2,5 дня работы НПЗ (220 тыс. баррелей в сутки).
на НПЗ - уход из состава его акционеров российского собственника.
По-видимому, это стало одной из причин, побудивших Минэкономики, основываясь на новых положениях Закона об энергетической безопасности, ввести 16 сентября внешнее управление немецкими активами «Роснефти» на 6-месячный срок (Bund übernimmt Kontrolle., 2022). Произошли перемены в руководстве НПЗ в Шведте. При этом все издержки, связанные с механизмом попечительства должны нести его акционеры. Энергетическое и экспертное сообщество Германии в целом положительно отнеслось к решению правительства. Критические голоса прозвучали из оппозиции, в т.ч. партий ХДС (в лице заместителя председателя Йенса Шпана) и «Левой» (от уполномоченного фракции в бундестаге по Восточной Германии Зёрена Пелльмана).
В отличие от «Газпрома» руководство «Роснефти» в тот же день выступило с протестом. Он был опубликован на сайте концерна. В нём совершенно справедливо указано на то, что решение немецкой стороны незаконно, по своей сути означает экспроприацию «акционерной собственности в результате ситуации, преднамеренно созданной санкциями ЕС и действиями немецких и польских регуляторов для захвата активов» и поэтому концерн будет «прорабатывать все возможные меры защиты акционеров, включая обращение в суд» (Заявление Компании. 2022).
Примерно через месяц обещание было выполнено. «Роснефть» обратилась в юридическую фирму Malmendier Legal, которая 13 октября подала в Федеральный административный суд Германии в г. Лейпциге иск к правительству ФРГ (Murphy 2022). Очевидно, Минэкономики посчитало, что отсутствие судебного разбирательства с «Газпромом», у которого ещё в апреле de facto была отобрана дочка Gazprom Germania с активами, существенно превышающими немецкие активы нефтяного концерна, свидетельствует о слабости Москвы и у него есть карт-бланш на продолжение политики конфискации российской собственности. Но в этом случае оно ошиблось и итог судебных тяжб может быть не в его пользу.
По состоянию на октябрь с.г. гарантии альтернативных поставок сернистой нефти отсутствовали. Такая ситуация заставила власти г. Шведт опасаться, что НПЗ будет вынужден остановить свою работу. Несмотря на посулы Кабинета министров выделить около одного миллиарда евро помощи, коммунальные власти продолжают высоко оценивать риски роста безработицы (PCK - крупнейший работодатель в городе) и появления проблем с теплоснабжением (около 80% Шведта централизовано обеспечивается теплом от электростанции PCK). Кроме того, эксперты считали, что весьма вероятны и серьёзные трудности при обеспечении традиционных потребителей производимыми НПЗ продуктами. Обещания федеральных политиков найти соответствующие решения пока ограничились сменой управленческой команды и возможным предоставлением финансовой поддержки.
Введение внешнего управления над активами «Роснефти» проходило на фоне дальнейшей подготовки к национализации собственности бывшей дочки «Газпрома».
В конце августа ряд СМИ Германии сообщил, что 3 июня холдинговая компания VERONIKA Zweiunddreizigste Vermögensverwaltungsgesellschaft, управляющими директорами которой являются два юриста известной немецкой юридической фирмы CMS Hasche Sigle, была переименована в Securing Energy for Europe Holding GmbH (SEFE). Согласно учредительным документам, её основная цель в том, чтобы обеспечить надёжность поставок в энергетическом секторе. Среди задач упоминаются приобретение, владение и управление инвестициями. По информации Минэкономики, его руководство было в курсе данной операции, подготовленной ещё в мае в качестве предупреждающей меры при возможной реструктуризации. По мнению журналистов, немецкое правительство в закрытом от общественности формате
создало холдинг для возможной оперативной национализации находящейся во внешнем управлении бывшей дочки «Газпрома» Gazprom Germania GmbH, получившей спустя две недели почти такое же название, как и у переименованной компании - из него только исчезло слово Holding. Временное попечительство над SEFE было продлено на период после сентября 2022 г. Этому обществу с ограниченной ответственностью государство выделило 10-миллиардный заём, чтобы избежать банкротства (Для национализации Gazprom Germania. 2022; Deutschland könnte. 2022).
К концу сентября на фоне кризисного положения импортёра газа VNG AG и планируемых государственных мер по его спасению у экспертов усилились подозрения в готовящейся национализации SEFE (Гончаренко 2022a).
В ответ на принудительное отчуждение властями ФРГ в начале апреля 2022 г. немецкой собственности «Газпрома» правительство РФ во исполнение Указа Президента РФ в мае ввела специальные экономические меры против 31 организации из Германии, Франции и других европейских стран, а также из Сингапура и США. Среди них оказались компания EuRoPol Gaz (владелец польского участка магистрального газопровода «Ямал - Европа») и многочисленные торговые компании, трейдеры и операторы ПХГ немецкой дочки. Согласно постановлению правительства РФ с этими субъектами, запрещено заключать новые сделки, исполнять обязательства по уже совершённым, проводить финансовые операции в их пользу, в т.ч. по заключённым внешнеторговым контрактам, совершать платежи и операции с ценными бумагами (Правительство РФ 2022). С конца сентября этот список пополнился 32-й организацией - проектно-эксплуатационной и сбытовой компанией Erdgasspeicher Peissen GmbH (Постановление Правительства. 2022). Она является совместным предприятием, созданным в 2009 г. российским «Газпром экспортом» и вышеупомянутым Verbundnetz Gas AG для управления ПХГ «Катарина», расположенным вблизи г. Бернбурга в восточногерманской земле Саксония-Ангальт (Белов 2022b; Алифирова 2022) и названным в честь российской императрицы Екатерины II1.
* * *
Первые два осенних месяца во многом определили дальнейшие меры немецкого государства по преодолению последствий обострившегося энергетического кризиса. Правительство продолжило поиск оптимальных решений и инструментария, иногда вынужденно действуя «методом проб и ошибок». Коалиция прошла очередное испытание на прочность и, в принципе, выдержало его. Впервые канцлеру пришлось использовать право «принудительного» и обязательного к исполнению решения (в вопросе продления работы АЭС).
После национализации крупнейшего импортёра газа - концерна Uniper SE и необходимости поддержать другого ведущего игрока на немецком газовом рынке - компанию Verbundnetz AG Кабинет министров в конце сентября 2022 г. принял непростое для себя решение отменить введение запланированной наценки на газ и создать масштабный защитный финансовый механизм на сумму 200 млрд евро. Вместе с партнёрами из ЕС Германия будет пытаться использовать инструментарий по сдерживанию цены на газ, электричество и тепло.
В начале сентября правительство приступило к реализации третьего пакета помощи на-
1 ПХГ «Каташна» - одно из крупнейших в Германии. Его преимуществом являются технологические особенно-
сти: использование каверн каменной соли, обеспечивающее его высокую герметичность, а также возможность быстро выравнивать сезонную неравномерность потребления и покрывать пиковые нагрузки. Согласно первоначальным планам собственников ко времени выхода ПХГ на проектную мощность в 2025 г. в его составе должно было быть 12 каверн с активным объёмом хранилища примерно в 650 млн м3 и мощностью по отбору - в 263 млн м3 в сутки. В настоящее время доступная активная ёмкость газохранилища составляет около 520 млн м3
(Алифирова 2022).
селению и бизнесу в размере 65 млрд евро, который с большой долей вероятности не будет последним. В октябре после долгих споров было принято компромиссное решение о продлении работы трёх АЭС.
Достижение поставленных правительством осенью 2022 г. целей не гарантировано. В ходе реализации предложенных мер может появиться много подводных камней и скрытых проблем, которые эксперты в данных условиях определить не в состоянии.
Берлин продолжил антироссийский санкционный курс. Он ввёл внешнее управление над немецкими активами «Роснефти», отказался делать исключение для поставок сырья на НПЗ с её участием по нефтепроводу «Дружба», предпринял ряд дальнейших шагов на пути национализации бывшей дочки «Газпрома» Gazprom Germania, а также обвинил Россию в том, что она «использует первичные энергоносители как оружие» и несёт ответственность за высокие мировые цены на газ.
В целом в Германии очевидна тенденция к существенному усилению дирижизма - вмешательства немецкого государства в экономические процессы. Это происходит на фоне наступления рецессии, снижения ценовой конкурентоспособности германского социально-экономического пространства, обусловленной высокими ценами на энергоносители. Несмотря на все усилия, нынешняя коалиция пока не в состоянии переломить данную негативную тенденцию. Это вынуждает компании из энергоёмких отраслей искать альтернативу для размещения своего производства на территориях с более низкими издержками на оплату энергии. В следующей статье мы проанализируем перспективы деиндустриализации немецкого народного хозяйства, подведём основные хозяйственно-политические итоги 2022 г. и рассмотрим прогнозы развития экономики Германии на 2023 г.
Список литературы / References
Bund übernimmt Kontrolle über PCK Schwedt. Berliner Zeitung. 16.09.2022. Available at: https://www.berliner-zeitung.de/wirtschaft-verantwortung/bund-ubernimmt-kontrolle-uber-pck-schwedt-li.267626 (accessed 22.10.2022).
Deutschland könnte Ex-Gazprom-Tochter bald verstaatlichen. FAZ. 28.08.2022. Available at: https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/ex-tochtergesellschaft-von-gazprom-sefe-koennte-verstaatlicht-werden-18274175.html (accessed 22.10.2022).
Deutschland steht zusammen - Maßnahmenpaket des Bundes zur Sicherung einer bezahlbaren Energieversorgung und zur Stärkung der Einkommen. Bundesfinanzministerium. 03.09.2022. Available at: https://www.bundesfinanzministerium.de/Content/DE/Downloads/Schlaglichter/Entlas tungen/ergebnispapier-des-koalitionsausschusses.html (accessed 22.10.2022).
Dezem, V., Jennen, B., Delfs, A. (2022). Germany Faces Dilemma of Owning Russian Assets in Uniper Buyout. Bloomberg. 29.09.2022. Available at: https://www.bloomberg.com/news/articles/20 22-09-29/germany-faes-dilemma-of-owning-russian-assets-in-uniper-buyout (accessed 22.10.2022).
Europäische Union: Staatsverschuldung in den Mitgliedstaaten im 1. Quartal 2022 in Relation zum Bruttoinlandsprodukt (BIP). Statista. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/ 163692/umfrage/staatsverschuldung-in-der-eu-in-prozent-des-bruttoinlandsprodukts/ (accessed 22.10.2022).
Europäische Union: Staatsverschuldung in den Mitgliedstaaten im 1. Quartal 2022. Statista. Available at: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/198377/umfrage/staatsverschuldung-in-der-eu ropaeischen-union/#:~:text=Die%20Mitgliedstaaten%20der%20Europ%C3%A4ischen%20Union,a uf%2087%2C1%20Prozent%20erwartet (accessed 22.10.2022).
Fragen und Antworten zur Gasumlage zur Sicherung der Gas- und Wärmeversorgung. BMWK. 05.09.2022. Available at: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Downloads/F7faq-gasumlage.pdf?_blob=publicationFile&v=6 (accessed 22.10.2022).
Hofreiter spekuliert über Bahn-Sabotage durch «ausländische Mächte». Bahnblogstelle. 09.10. 2022. Available at: https://bahnblogstelle.com/191170/hofreiter-spekuliert-ueber-bahn-sabotage-durch-auslaendische-maechte/ (accessed 22.10.2022).
Murphy, M., Koenen, J. (2022). Sicherheitskreise: Bahn-Sabotage das Werk eines ausländischen Staates - Russland im Fokus. Handelsblatt. 10.10.2022. Available at: https://www.handelsblatt. com/politik/deutschland/kritische-infrastruktur-sicherheitskreise-bahn-sabotage-das-werk-eines-auslaendischen-staates-russland-im-fokus/28733170.html (accessed 22.10.2022).
Hofreiter zu Gasumlage: «Da ist eindeutig ein Fehler passiert». FAZ. 26.08.2022. Available at: https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/hofreiter-nennt-gasumlage-einen-fehler-habeck-plant-ueberarbeitung-18269930.html (accessed 22.10.2022).
Kanning, T. (2022). Was Uniper-Aktionäre vor möglicher Verstaatlichung wissen sollten. FAZ. 15.09.2022. Available at: https://www.faz.net/aktuell/finanzen/was-uniper-aktionaere-vor-moeglicher-verstaatlichung-wissen-sollten-18318491.html (accessed 22.10.2022).
Bünder, H. (2022). Bund erwägt Verstaatlichung von Uniper. FAZ. 14.09.2022. Available at: https://www.faz.net/aktuell/wirtschaft/uniper-bund-erwaegt-verstaatlichung-des-gasversorgers-1831 5571.html#:~:text=Bund%20erw%C3%A4gt%20Verstaatlichung%20von%20Uniper&text=Die%2 0Bundesregierung%20k%C3%B6nnte%20ihren%20Anteil,des%20deutschen%20Energieversorgun gssystems%20zu%20verhindern (accessed 22.10.2022).
Murphy, M. (2022). Russischer Ölkonzern Rosneft klagt gegen Bundesrepublik Deutschland. Handelsblatt. 13.10.2022. Available at: https://www.handelsblatt.com/unternehmen/energie/treuhandver waltung-russischer-oelkonzern-rosneft-klagt-gegen-bundesrepublik-deutschland/28745916.html (accessed 22.10.2022).
Sicher durch den Winter. Zwischenbericht der ExpertInnen-kommission Gas und Wärme. BMWK. 18.10.2022. Available at: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Dossier/Gas-Kommission/ zwischenbericht-expert-innen-kommission-gas-warme.html (accessed 22.10.2022).
Stratmann, K. (2022). Kanzler Scholz greift durch und verlängert die Laufzeiten für alle drei Atomkraftwerke. Handelsblatt. 17.10.2022. Available at: https://www.handelsblatt.com/politik/de utschland/akw-laufzeiten-kanzler-scholz-greift-durch-und-verlaengert-die-laufzeiten-fuer-alle-drei-atomkraftwerke/28750392.html (accessed 22.10.2022).
Verordnung zur Aufhebung der Gaspreisanpassungsverordnung. BMWK. 30.09.2022. Available at: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Downloads/Energie/verordnung-zur-aufhebung-der-
gaspreisanpassungsverordnung.html (accessed 22.10.2022).
Wirtschaftlicher Abwehrschirm gegen die Folgen des russischen Angriffskrieges. BMWK. 29.09.2022. Available at: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/abwehrschirm-2130944 (accessed 22.10.2022).
Wirtschaftsstabilisierungsfonds. BMWK. Available at: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/ Coronavirus/WSF/wirtschaftsstabilisierungsfonds.html (accessed 22.10.2022).
Witsch, K., Krapp, C. (2022). Gasumlage für Krisengewinner?: Diese Konzerne wollen Geld aus der Abgabe - und verdienen gleichzeitig Milliarden. Tagesspiegel. 20.08.2022. Available at: https://www.tagesspiegel.de/wirtschaft/gasumlage-fur-krisengewinner-diese-konzerne-wollen-geld-aus-umlage--und-verdienen-gleichzeitig-milliarden-8567020.html (accessed 22.10.2022).
Wolfgang Kubicki: «Wir sollten Nord Stream 2 jetzt schleunigst öffnen». RND. 18.08.2022. Available at: https://www.rnd.de/politik/wolfgang-kubicki-wir-sollten-nord-stream-2-jetzt-
schleunigst-oeffnen-IOHZMKRSQBCABG4FNSNR65Q43E.html (accessed 22.10.2022).
Алифирова, Е. (2022). Россия ввела контрсанкции против оператора ПХГ Катарина в Германии. ИА Neftegaz.ru. 04.10.2022. [Alifirova, E. (2022). Russia has imposed counter-sanctions against UGS operator Katarina in Germany. IA Neftegaz.ru. 04.10.2022. (in Russian).] Available at: https://neftegaz.ru/news/gosreg/753098-rossiya-vvela-kontrsanktsii-protiv-operatora-pkhg-katarina-v-germanii/ (accessed 22.10.2022).
Белов, В.Б. (2022a). Антикризисные меры правительства Германии в сфере энергетики // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 4: 116-132. [Belov, V.B. (2022). Anti-crisis measures of the federal government in the energy sector. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 28(4): 116132. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran42022116132
Белов, В.Б. (2022b). Смена парадигмы в энергетической кооперации Германии с Россией // Современная Европа 4: 5-21. [Belov, V.B. (2022b). Paradigm Change in the Energy Cooperation between Germany and Russia. Sovremennaya Europe 4: 5-21. (in Russian).]. DOI: 10.31857/S0201708322040015
Где повреждены газопроводы «Северный поток» и «Северный поток-2». Коммерсант. 27.09.2022. [Where the Nord Stream and Nord Stream 2 gas pipelines were damaged. Kommersant. 27.09.2022. (in Russian).]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5582556 (accessed 22.10.2022).
Гончаренко, А. (2022a). Правительство Германии планирует национализировать SEFE. ИА Neftegaz.ru. 22.09.2022. [Goncharenko, A. (2022a). The German government plans to nationalize SEFE. IANeftegaz.ru. 22.09.2022. (in Russian).]. Available at: https://neftegaz.ru/news/gazoras predelenie/751920-pravitelstvo-germanii-planiruet-natsionalizirovat-sefe-/ (accessed 22.10.2022).
Гончаренко, А. (2022b). Правительство Германии приобретет 99% акций Uniper. ИА Nef-tegaz.ru. 21.09.2022. [Goncharenko, A. (2022b). The German government will acquire a 99% stake in Uniper. IA Neftegaz.ru. 21.09.2022. (in Russian).]. Available at: https://neftegaz.ru/news/ gazoraspredelenie/751670-uniper-stanet-gosudarstvennym/ (accessed 22.10.2022).
Для национализации Gazprom Germania создали холдинг, сообщили СМИ. РИА Новости. 28.08.2022. [A holding was created to nationalize Gazprom Germania, media reported. RIA News. 28.08.2022. (in Russian).] Available at: https://ria.ru/20220828/germaniya-1812660566.html (accessed 22.10.2022).
Заявление Компании. Официальный сайт «Роснефти». 16.09.2022. [Company statement. Rosneft official website. 16.09.2022. (in Russian).]. Available at: https://www.rosneft.ru/press/re leases/item/212119/ (accessed 22.10.2022).
Игнатьева, А. (2022). Газпром остановит прокачку газа по Северному потоку на три дня. ИА Neftegaz.RU. 19.08.2022. [Ignatieva, A. (2022). Gazprom will stop pumping gas through Nord Stream for three days. IA Neftegaz.ru. 19.08.2022. (in Russian).]. Available at: https://neftegaz. ru/news/transport-and-storage/747615-gazprom-ostanovit-prokachku-gaza-po-severnomu-potoku-na-tri-dnya/ (accessed 22.10.2022).
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1742 «О внесении изменения в перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры». Официальный интернет-портал правовой информации. 03.10.2022. [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1742 dated September 30, 2022 «On Amendments to the List of Legal Entities Subject to Special Economic Measures». Official Internet portal of legal information. 03.10.2022. (in Russian).]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210030035 (accessed 22.10.2022).
Правительство РФ: Постановление от 11.05.2022 №851 «О мерах по реализации Указа Президента РФ от 3 мая 2022 г. № 252». Национальная ассоциация нефтегазового сервиса. 11.05.2022. [Government of the Russian Federation: Decree of May 11, 2022 №851 «On measures to implement the Decree of the President of the Russian Federation of May 3, 2022 №252». National Oil and Gas Service Association. 11.05.2022. (in Russian).]. Available at: https://nangs.org/docs/pravitelstvo-rf-postanovlenie-ot-11-05-2022-851-o-merakh-po-realizatsii-ukaza-prezidenta-rf-ot-3-maya-2022-g-252-pdf (accessed 22.10.2022).
Путин: «Северный поток-2» вряд ли будет запущен. Коммерсантъ. 14.10.2022. [Vladimir Putin: Nord Stream 2 is unlikely to be launched. Kommersant. 14.10.2022. (in Russian).]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5618361 (accessed 22.10.2022).
Свинцова, Е. (2022). О. Шольц: у кабмина есть конкретные идеи по реорганизации НПЗ Роснефти в ФРГ. ИА Neftegaz.RU. 03.07.2022. [Svintsova, E. (2022). O. Scholz: The Cabinet of Ministers has specific ideas for the reorganization of Rosneft's refineries in Germany. IA Nefte-gaz.ru. 03.07.2022. (in Russian).]. Available at: https://neftegaz.ru/news/gosreg/739576-o-sholts-u-kabmina-est-konkretnye-idei-po-reorganizatsii-npz-rosnefti-v-frg/ (accessed 15.10.2022).
Собакина, П. (2022). Путин призвал ЕС снять санкции с «Северного потока - 2», если ему «приспичило». Коммерсант. 16.09.2022. [Sobakina, P. (2022). Putin called on the EU to lift sanctions on Nord Stream 2 if he was «impatient». 16.09.2022. (in Russian).]. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5569383 (accessed 22.10.2022).
Чижевский, А. (2022). НПЗ Роснефти PCK Raffinerie в г. Шведт не будет освобождён от эмбарго ЕС на поставки российской нефти? ИА Neftegaz.ru. 03.06.2022. [Chizhevsky, A. (2022). Rosneft's PCK Raffinerie refinery in Schwedt will not be exempted from the EU embargo on Russian oil supplies? IA Neftegaz.ru. 03.06.2022. (in Russian).]. Available at: https://neftegaz. ru/news/politics/739552-npz-rosnefti-pck-raffinerie-v-g-shvedt-ne-budet-osvobozhden-ot-embargo-es-na-postavki-rossiyskoy-nef/ (accessed 22.10.2022).