Лойко А.И.1
ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ И РОССИИ: МОДЕЛИ И ПРАКТИКИ ЭВОЛЮЦИИ
В XIX-XXI ВЕКАХ
Ключевые слова: Беларусь, Россия, экономика, государство, политика, регион.
Keywords: Belarus, Russia, economics, state, politics, region.
Основной тезис статьи заключается в рассмотрении экономических пространств Беларуси и России в их теперешнем виде как единого регионального образования. У этого образования есть точка отсчета его эволюции. Этой точкой отсчета стали разделы Речи Посполитой, имевшие место в XVIII столетии. По их итогам в составе Российской империи оказалась вся территория Беларуси.
Формирование конфигурации региональной экономики Российской империи произошло в пространстве европейского рынка. Оно шло в рамках индустриальной парадигмы, заданной промышленной революцией. Эта парадигма основана на детерминанте природных ресурсов в формировании территориальных особенностей промышленной инфраструктуры и логистики. Месторождения угля и железной руды создали в пределах Российской империи индустриальные центры в Донбассе и Польше. Они дополнили потенциал России, представленный Уралом, Санкт-Петербургом, Москвой.
Огромный внутренний рынок требовал интегрированной транспортной логистики. Одним из ключевых элементов этой логистики стали железные дороги. Территория Беларуси оказалась в эпицентре этой логистики. Через ее территорию были проложены железные дороги, обеспечившие выход продукции российских производителей к морским портам, европейским потребителям. Мануфактурное и заводское производство Беларуси получило доступ к огромному внутреннему рынку Российской империи. Этот рынок имел единую банковскую и платежную систему. На этой основе росли объемы винокуренного, лесного, табачного, аграрного производства2. По сравнению с жесткой моделью европейской экономической периферии, под влиянием которой долгое время находилась Беларусь, нахождение в пространстве огромного внутреннего рынка империи давало преимущества производителям продукции, которую они ре-ализовывали на основе отечественной логистики.
В период Речи Посполитой торговые пути из Беларуси контролировались голландцами. В Данциге они скупали оптом продукцию белорусских товарных хозяйств и тем самым лишали отечественных производителей значительной части прибавочной стоимости. В результате, чтобы увеличить долю прибыли магнаты усиливали эксплуатацию рабочей силы, что толкало крестьян к массовому бегству в Запорожскую Сечь и на Дон. Экономические и социальные издержки создали механизм политической слабости Речи Посполитой, которым воспользовались Россия, Пруссия и Австро-Венгрия3.
К середине XIX столетия число промышленных предприятий в пяти белорусских губерниях, вошедших в состав Российской империи, увеличилось более чем в пять раз. Выросла в два раза численность рабочих. Непропорциональное соотношение в темпах роста числа предприятий и численности рабочих объясняется машинизацией произ-водства4. Важную роль в экономике играли предприятия, специализировавшиеся на обработке и производстве металла, смолы, стекла, скипидара, бумаги, сахара, табака, кожи, кирпича, канатов, муки, масла, свечей.
Рост численности предприятий обусловил рост населения городов в четыре раза. Урбанизация выразилась в достижении городским населениям десяти процентов от общей численности населения. В этнической структуре населения городов доминировали евреи. Они представляли в некоторых городах до девяноста и более процентов населения. Росла численность этнических русских за счет командирования чиновников и расквартирования воинских частей. Сохраняли свои позиции в городском пространстве носители польского языка. Высокой концентрации еврейского населения в белорусских городах способствовал ценз оседлости, введенный российскими властями. Этнические белорусы в городах были представлены незначительно. Предпочтение они отдавали сельскому образу жизни, в пределах которого сохраняли национальные традиции, язык. Вследствие имевшей место мультикультурности белорусские города выработали особую культуру толерантной среды, благодаря которой формировались уникальные творческие лаборатории в области искусства и эстетики5.
1 Лойко Александр Иванович - д.филос.н., профессор, кафедра философских учений Белорусского национального технического университета, Минск. E-mail: [email protected]
2
Болбас М.Ф. Промышленность Белоруссии 1860-1900 гг. - Минск, 1978.
3
Пичета В.И. Белоруссия и Литва в XV-XVI веках. - М., 1961.
4 Абезгауз З.Е. Развитие промышленности и формирование пролетариата Белоруссии во 2-й половине 19 в. - Минск, 1971.
5 Косарева С.Г. Особенности межэтнического взаимодействия в социокультурном пространстве белорусских городов во второй половине XIX - начале XX вв. (на примере г. Витебска) // Актуальные проблемы регионоведения. - Славянск-на-Кубани, 2011, - Ч.1. - С. 106-112.
Города имели специализацию. Так, предприятия Минска производили табачные изделия и свечи, Витебска -канатную продукцию, Могилева - кожевенную и гончарно-кафельную продукцию, Добруша - бумажную, Лиды -пивоваренную продукцию. В структуре городской экономики преобладали небольшие предприятия с численностью рабочих до десяти человек.
На внутреннем рынке Беларуси значительно вырос товарооборот. Этому росту способствовали 1060 гильдейских купцов. Торговый капитал играл важную роль в росте городов. Способствовала многовековая культура торговли, выработанная населением еврейских общин белорусских городов. Важную роль играли ярмарки и лавочная торговля.
Индустриальная парадигма способствовала росту численности заводских предприятий. За сорок лет с 1860 по 1900 год их численность увеличилась в десять раз. Отсутствие природной сырьевой базы в виде угля, железной руды тормозило рост промышленности. В результате белорусская экономика по показателям индустриализации уступала общероссийской экономике. Отставание сказывалось на занятости. В Беларуси существовала проблема малоземельного крестьянства. В результате сформировались промышленные миграционные потоки в Санкт-Петербург, Польшу, Донбасс.
Архитектуру аграрных миграционных потоков сформировала миграционная политика властей российской империи, основной целью которой было равномерное распределение трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве. При заселении Сибири и Дальнего Востока преследовалась цель создания самодостаточной демографической среды, способной придать этим территориям основу для эффективного использования природных ресурсов, в первую очередь земельных ресурсов. Страдавшие от безземелья крестьяне Беларуси играли в этих проектах большую роль. Беларусь покинуло около трех миллионов крестьян. Они размещались в Западной и Восточной Сибири1.
К массовой миграции белорусских крестьян побуждали тяжелые пореформенные платежи. За сорок пореформенных лет они уплатили 189 миллионов рублей. На фоне тяжелых платежей в белорусской деревне имел место демографический взрыв. Ему способствовал рост уровня и охвата населения медицинским обслуживанием. За сорок лет население Беларуси увеличилось почти на пятьдесят процентов. В 1891 году имели место неурожай и голод. В пределах Беларуси надежды возлагались на реформы Столыпина. Начало им было положено в 1906 году2. Реформа фактически поддержала стремление зажиточного крестьянства к самостоятельному ведению хозяйства вне пределов деревенской общины3. Было положено начало для культуры хуторов. Но воспользовались ею только те крестьяне, которые имели значительные ресурсы. Остальные оставались в трудном материальном положении. Как следствие в 1907-1914 годах имело место массовое переселение населения Беларуси в регионы Сибири. Семьи получали материальную поддержку. Осели переселенцы в Енисейской, Томской, Тобольской, Иркутской, Амурской, Приморской, Семипалатинской, Акмолинской губерниях.
В общероссийском разделении труда Беларусь специализировалась на вывозе продукции сельского хозяйства. В ее пределы завозилась продукция в виде промышленных товаров.
Сформировавшаяся модель экономики Беларуси в рамках регионального разделения труда существовала до начала первой мировой войны. Она постоянно находилась под давлением внутренних политических факторов, связанных с движением за восстановление Речи Посполитой. В результате многие землевладельцы, лояльные повстанцам, лишались владений и оказывались в ссылках. Их направляли в регионы Сибири и Дальнего Востока. Это были высокообразованные люди, которые внесли большой вклад в изучение природы Сибири. Достаточно вспомнить И. Черского.
Несмотря на политические и демографические факторы белорусская экономика в начале ХХ столетия демонстрировала тенденцию к индустриализации. За тринадцать лет вплоть до первой мировой войны число крупных предприятий выросло на шестьдесят процентов. Важную роль играли акционерные общества. Им принадлежали тридцать четыре предприятия. Особенно это было заметно по спичечному производству в Пинске и Мозыре. Функционировал Комитет спичечных фабрикантов Западного края. Были созданы синдикаты кафельных и пивоваренных заводчиков. Белорусские акционеры были инициаторами создания общероссийских монополий, например, спичечной торговли.
До начала первой мировой войны в пределах Беларуси имело место массовое строительство железных дорог. Оно способствовало развитию внутреннего рынка. Получила развитие логистика речных путей. Активно использовались суда на непаровой и паровой тяге. Грузооборот в сфере логистики вырос в восемнадцать раз. Была создана поч-тово-телеграфная связь. Города имели электрическое освещение и трамвайное сообщение. На улицах городов эксплуатировались автомобили. Между городами также было создано автомобильное сообщение.
После первой мировой войны и революционных событий 1917 года экономическое пространство Беларуси по решению В.И. Ленина было институционально оформлено в виде Советской Социалистической Республики Беларусь 1 января 1919 года на съезде представителей белорусских организаций в Смоленске. Через неделю правительство переехало в Минск, ставший столицей государства. Речь шла о территории в размерах бывшей Минской губернии. Самостоятельных ресурсов для экономического роста государство не имело. Это понимали и в Москве. После образования СССР в 1922 году произошло укрупнение территории Беларуси за счет территорий Российской Федерации. Были переданы территории с доминировавшим на них населением этнических белорусов.
В рамках СССР использовалась благоприятная для Беларуси экономическая модель единого экономического пространства, включая финансовую систему. Росту национальной экономики в рамках парадигмы индустриализации и культурной революции способствовал тезис о выравнивании промышленного развития национальных регионов без
1 Лойко А.И. Белорусы в Сибири // Специфика этнических и миграционных процессов на территории Центральной Сибири в ХХ-ХХ1 веках. Опыт и перспективы. - Красноярск, 2017.
2 Липинский Л.П. Столыпинская аграрная реформа в Белоруссии. - Минск, 1978.
3
Липинский Л.П. Развитие капитализма в сельском хозяйстве в Белоруссии. - Минск, 1971.
учета их жесткой привязанности к природной и трудовой ресурсной базе. Отсутствие собственной сырьевой базы компенсировалось логистикой железных дорог и водных путей. Трудовые ресурсы направлялись из Москвы и Ленинграда в национальные регионы для создания инженерных, научных, технических школ, трудовых династий. Одну из моделей мобильности создали ударные комсомольские стройки.
До начала Великой Отечественной войны произошло территориальное становление Беларуси с учетом воссоединения западной и восточной ее частей в 1939 году. Это был год начала второй мировой войны. Времени на формирование единого хозяйственного комплекса Беларуси практически не было. С началом наступления в 1941 году немецкой армии «Центр» в направлении Минска началась массовая эвакуация промышленных предприятий, мирного населения вглубь территории СССР. По итогам оккупации БССР республике был нанесен огромный ущерб, который в первую очередь измеряется потерями мирного населения. Фашистами была создана инфраструктура массового уничтожения советских военнопленных, евреев (городского населения), жителей белорусских деревень. Предприятия были разрушены, оборудование и материальные ресурсы вывезены в Германию. Сотни тысяч молодых граждан были вывезены для «трудового воспитания» и ассимиляции в Германию.
В послевоенный период, включая семидесятые годы ХХ века, при активной поддержке советских республик и федеральных властей, Беларусь сформировала многоотраслевую инфраструктуру промышленности и аграрного ком-плекса1. Она стала специализироваться в области промышленности на нефтехимии, машиностроении, горной химии, производстве мясной и молочной продукции. Огромные земельные ресурсы были созданы по итогам мелиорации. Была создана система подготовки технических и инженерных кадров. Внутренний рынок труда стал емким. Он обеспечивал занятость населения. Это сказалось на темпах урбанизации. Столица Беларуси стала не только крупным промышленным центром, но и мегаполисом. Население Беларуси восстановилось в довоенных пределах. Оно превысило десять миллионов человек.
Но неожиданно оптимистическую направленность семидесятых годов сменила трагическая направленность восьмидесятых годов ХХ века. Новую систему отсчета задала техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС. За ней последовала политическая катастрофа в виде распада СССР. Региональная экономика Беларуси и России оказалась перед дилеммой поиска новых институциональных форм самосохранения или национального изоляционизма. Экономические дилеммы усугублялись ситуацией цивилизационного выбора. Прибалтийские государства, с которыми Беларусь имеет границу, сделали выбор в пользу НАТО и Европейского Союза. Аргументы белорусских экспертов формировались фактором промышленной политики2.
По итогам сложных политических процессов не конфликтной направленности в виде демократического выбора, население Беларуси отдало предпочтение национальной политической элите, ориентированной на сохранение единого экономического пространства с Россией. Совместно с Российской Федерацией созданы экономические и политические институты Союзного государства и ЕАЭС, а также военно-политическая организация ОДКБ.
Посредством института Союзного государства удалось сохранить кооперацию российских и белорусских предприятий на основе программ союзного бюджета. Эти программы способствуют модернизации предприятий, реализации ими инновационной политики. Подобные программы реализованы по микроэлектронике, производству телевизоров, космическим и компьютерным технологиям. Российские банки активно работают на белорусском рынке. Они обеспечивают кредитование совместных проектов, оказывают услуги в широком спектре потребительских и инвестиционных задач. К числу крупнейших проектов относится строительство Белорусской АЭС, а также строительство новых рудников на имеющихся в Беларуси месторождениях калийных солей.
Важной областью взаимодействия экономик Беларуси и России является нефтехимический комплекс. Ежегодно в рамках соглашения белорусские нефтехимические предприятия в Новополоцке и Мозыре получают 23-25 миллионов тонн сырой нефти. Они производят нефтепродукты, которые поставляются на российский рынок, а также экспортируются в Европейский Союз. Для повышения их рентабельности проводится модернизация, которая предполагает практически безотходное использование нефти и сопутствующих ей газовых конденсатов.
На основе созданных интеграционных организаций формируются правила взаимодействия национальных экономик в новых исторических условиях. Первостепенную роль играет диалог, поиск компромиссов, учет национальных интересов и экономических возможностей в свете разноуровневой интеграции постсоветских экономик во Всемирную торговую организацию, международные финансовые институты. Политическим элитам удается избегать конфликтных ситуаций при рассмотрении экономических проблем. Во внимание принимаются институциональные ресурсы модернизации, которые минимизируют риски бюрократии и коррупции3.
Беларусь и Россия смогли выработать многоуровневую модель не только двустороннего, но и многостороннего взаимодействия в рамках экономического пространства бывшего СССР. Это позволило говорить о необходимости ее совершенствования с учетом меняющейся социальной и экономической реальности4. Накопленный опыт позволяет прогнозировать стратегию институционального эволюционизма во взаимодействии Беларуси и России в начале XXI столетия. В этой стратегии важную роль играет трансформация мировой экономики в глокальную территориаль-
1 Павловец Ю., Шиптенко С. Экономика Белоруссии. Исторические очерки ХХ-ХХ1 века. - М., 2017.
2 Гурский В. Л. Этапы формирования промышленной политики Беларуси в контексте развития ее промышленности в постсоветский период // Экономическая наука сегодня: сборник научных статей. - Минск, 2016. - Вып. 4. - С. 70-83.
3 Лойко А.И. Модернизация экономики и ее институциональные ресурсы // Экономикс. 2014. - № 2. - С. 6-10.
4 Лученок А.И. Модернизация интеграционной политики на основе использования институционального подхода // Модернизация хозяйственного механизма сквозь призму экономических, правовых, социальных и инженерных подходов. - Минск, 2016. -С. 30-36.
ную структуру. Инициаторами такой трансформации стали США. В целях решения внутренних проблем занятости, ограничения миграционных потоков они стали осуществлять политику протекционизма. Отказались подписывать тихоокеанское соглашение, поставили под сомнение ценности зеленой экономики, фактически ведут дело к подрыву усилий по созданию трансатлантического экономического пространства. Европейский Союз оказался в двойственном положении. В области политики он солидарен с США, а в области экономики наталкивается на торговые барьеры.
В подобных условиях растет роль единого европейского рынка, естественной частью которого являются экономики Беларуси и России. В отличие от США, у России с Европейским Союзом в области политики сдержанные отношения, но они достаточно активные в экономической сфере благодаря единому энергетическому рынку поставок нефти и газа европейским потребителям. В рамках аналогичной модели находятся отношения Беларуси и Европейского Союза. Схожесть создает мотивацию для общей позиции в переговорном процессе.
При этом национальная компонента в принятии стратегических решений в области внутренней политики самостоятельно формируется политическими элитами Беларуси и России. В России внутренние задачи детерминируются геополитическими компонентами военно-политической безопасности, патриотизма, борьбы с терроризмом, технологического прорыва.
В Беларуси акценты делаются на эволюционную трансформацию модели социально-ориентированной экономики в контексте усиления в ней роли человеческого капитала, искусственного интеллекта, цифровой экономики. В результате происходит реструктуризация рынка труда. На эти изменения реагирует система образования, наука.
Таким образом, сформировавшееся в конце XVIII столетия единое экономическое пространство Беларуси и России продолжает функционировать, несмотря на трансформации в политической сфере, обусловленные факторами социальной революции 1917 года, распада СССР.