Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ / УСТОЙЧИВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ЖИВОТНЫЙ МИР / МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СУБСИДИИ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Светлана Витальевна

В статье исследуется механизм экономического стимулирования охраны и устойчивого использования биологического разнообразия в целом и животного мира как его компонента. На основе анализа отдельных положений законодательства о животном мире, налогового законодательства и правоприменительной практики, автором обосновывается вывод о том, что в России отсутствует эффективный, действенный механизм экономического стимулирования охраны и использования животного мира. Предлагаемые автором меры стимулирования позволяют реализовать нормы законодательства о животном мире по вопросу экономического регулирования в сфере охраны и использования животного мира. Предложенные меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов по использованию и охране животного мира и среды его обитания будут полезными для совершенствования законодательства о животном мире. Представленный механизм экономического стимулирования позволит обеспечить устойчивое использование объектов животного мира и усилить диалог с хозяйствующими субъектами по вопросу приоритета развития экологически ориентированной хозяйственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC PROMOTION OF PROTECTION AND SUSTAINABLE USE OF WILDLIFE OBJECTS AS A MEASURE OF EFFECTIVE GOVERNMENT

The article explores the mechanism of economic incentives for the protection and sustainable use of biodiversity in general and wildlife as its component. Based on an analysis of certain provisions of animal law, tax legislation and law enforcement practice, the author substantiates the conclusion that Russia lacks an effective, effective mechanism for economic stimulation of the protection and use of wildlife. The author's proposed incentives make it possible to implement animal law on the issue of economic regulation in the protection and use of wildlife. The proposed economic incentives for economic actors to use and protect wildlife and its habitat will be useful for improving animal law. The proposed economic incentives for economic actors to use and protect wildlife and its habitat will be useful for improving animal law. The mechanism of economic incentives presented will ensure the sustainable use of wildlife objects and strengthen dialogue with economic actors on the priority of environmentally oriented economic activity.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Административное право; административный процесс

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ И УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИВАНОВА Светлана Витальевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и трудового права Оренбургского государственного аграрного университета (ОГАУ). E-mail: servis-05@list.ru

Краткая аннотация: В статье исследуется механизм экономического стимулирования охраны и устойчивого использования биологического разнообразия в целом и животного мира как его компонента. На основе анализа отдельных положений законодательства о животном мире, налогового законодательства и правоприменительной практики, автором обосновывается вывод о том, что в России отсутствует эффективный, действенный механизм экономического стимулирования охраны и использования животного мира. Предлагаемые автором меры стимулирования позволяют реализовать нормы законодательства о животном мире по вопросу экономического регулирования в сфере охраны и использования животного мира. Предложенные меры экономического стимулирования хозяйствующих субъектов по использованию и охране животного мира и среды его обитания будут полезными для совершенствования законодательства о животном мире. Представленный механизм экономического стимулирования позволит обеспечить устойчивое использование объектов животного мира и усилить диалог с хозяйствующими субъектами по вопросу приоритета развития экологически ориентированной хозяйственной деятельности.

Abstract: The article explores the mechanism of economic incentives for the protection and sustainable use of biodiversity in general and wildlife as its component. Based on an analysis of certain provisions of animal law, tax legislation and law enforcement practice, the author substantiates the conclusion that Russia lacks an effective, effective mechanism for economic stimulation of the protection and use of wildlife. The author's proposed incentives make it possible to implement animal law on the issue of economic regulation in the protection and use of wildlife. The proposed economic incentives for economic actors to use and protect wildlife and its habitat will be useful for improving animal law. The proposed economic incentives for economic actors to use and protect wildlife and its habitat will be useful for improving animal law. The mechanism of economic incentives presented will ensure the sustainable use of wildlife objects and strengthen dialogue with economic actors on the priority of environmentally oriented economic activity.

Ключевые слова: экономическое стимулирование, механизм стимулирования, устойчивое использование, животный мир, меры стимулирования, налоговые льготы, субсидии, хозяйствующие субъекты.

Keywords: economic stimulation, incentive mechanism, sustainable use, wildlife, incentives, tax breaks, subsidies, economic entities.

Осознание человечеством всех последствий негативного антропогенного воздействия на окружающую среду приводит к тому, что мировое сообщество устанавливает в нормах международного права различные механизмы реализации принципа устойчивого развития. Одним из приоритетных направлений государственной экологической политики в России является обеспечение обоснованного баланса экологических и экономических интересов государства и общества, развитие необходимых гарантий для реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Наиболее широко применимыми в мире и доказавшими свою эффективность являются меры, стимулирующие интерес предпринимателей к экологически ориентированной хозяйственной деятельности. Стимулирование интереса субъектов предпринимательской деятельности к охране биологического разнообразия и его компонентов осуществляется на международном уровне и в рамках национального законодательства. Большинство европейских и развивающихся государств осознают свою ответственности за сохранность биологического разнообразия планеты для будущих поколений. Осознание ответственности в решении глобальных экологических проблем человечества приводит к поддержке правительствами этих стран формирования эколого-ориентированного законодательства, в том числе направленного на стимулирование интереса различных групп населения к охране окружающей среды.

В целом меры стимулирования носят экономический характер и направлены на получение дополнительной выгоды

для хозяйствующих субъектов в виде материальных благ. Учитывая природный потенциал нашей страны, такая политика может дать России новые преимущества. По сведениям доклада «Живая планета» Всемирного фонда дикой природы, на Россию приходится около 9% всей биоемкости планеты Земля (1,2 млрд. из 13,6 млрд. глобальных га). При этом Россия, в отличие от Китая, Индии, стран ЕС и США, является экологическим кредитором, а не должником. По абсолютному показателю кредита биоемкости мировому хозяйству, единственной страной мира, превосходящей Россию, является Бразилия. Именно Бразилия активно использует свои преимущества «экологической сверхдержавы» в мировых политических и экономических процессах [1]. Таким образом, для повышения конкурентоспособности российской экономики, необходимо развивать и совершенствовать экологические приоритеты в хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности посредством предоставления различных мер стимулирования охраны биологического разнообразия.

Достижение приоритетных направлений экологической и экономической политики любого государства является необходимым условием снижения напряженности социальных, политических и демографических факторов. Практически любое нарушение экологического равновесия, явившееся следствием хозяйственной деятельности, изначально возникает в рамках национальной юрисдикции. Поэтому практические и научные разработки в сфере экономического регулирования и стимулирования природоохранной деятельности необходимы для даль-

нейшего развития экономики и сохранения биологического разнообразия. Переход к зеленой экономике требует от государств выполнения обязательств по разработке действенных механизмов экономического регулирования природоохранной сферы. Механизм экономического регулирования может состоять из следующих элементов: нормирования уровня загрязнения окружающей среды[2]; оценки уровня воздействия на окружающую среду; роли экономической оценки природных ресурсов в задачах стимулирования ресурсосбережения; взимания платежей за загрязнение окружающей среды и платы за использование природных ресурсов как инструмент стимулирования обеспечения нормативного качества окружающей среды и решения задач ресурсосбережения; санкций за нарушение природоохранительного законодательства в системе обеспечения рационального природопользования; налоговых и иных льгот при осуществлении деятельности, направленной на повышение эффективности природопользования и обеспечение природоохранительного эффекта и ряд других элементов. Тем самым существует большое количество различных элементов механизма, регулирующего охрану и использование биоразнообразия в целом. При этом для поддержания баланса экологических, экономических и социальных интересов общества, государства и бизнеса необходимо их применять в системе.[3]

Центральное место в экономическом механизме природопользования на современном этапе занимает система платности, включающая платежи за природные ресурсы, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, а также штрафы и компенсационные выплаты по возмещению ущерба.

Указанная система платежей направлена на аккумулирование денежных средств в государственный бюджет в качестве источника финансирования мероприятий по охране и использованию компонентов биоразнообразия. Тем самым, указанная система платежей выполняет стимулирующую и фискальную функции. В европейских государствах в настоящее время используют следующие виды экологических платежей: платежи за загрязнение окружающей среды; платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями; ресурсные платежи.

Однако, в литературе отмечается, что введение платежей за загрязнение окружающей среды оказалось мерой с ограниченной эффективностью, так как платить зачастую выгоднее, чем строить природоохранные объекты. Возникает потребность осуществлять экономическое стимулирование мерами заинтересованности, которые нацелены на поощрение при-родопользователей, осуществляющих мероприятия по сохранению биологического разнообразия. Стимулирование сохранения биологического разнообразия определяется как совокупность конкретных мер, разработанных и реализуемых органа-

ми государственной власти, бизнесом, общественными организациями и гражданами в целях сохранения биоразнообразия и его компонентов[4]. С развитием экономических отношений органы государственной власти ставят своей задачей разработку системы мер, позволяющих стимулировать развитие экономики страны с учетом экологических требований по сохранению биоразнообразия для настоящего и будущих поколений. Выработка таких мер является непростой задачей, поскольку требует принятия прямо противоположных мнению большинства субъектов предпринимательской деятельности решений. Построение эффективной стимулирующей политики требует от законодателя разработать эффективные меры экономического стимулирования и закрепить их в действующем законодательстве.

Стимулирование природопользователей к сохранению биологического разнообразия и его компонентов посредством экологических налогов и налоговых льгот рассматривается многими государствами в качестве движущей силы всего объема мероприятий, в рамках проводимой ими экологической поли-тики[5]. Целью экологических налогов является свести к минимуму деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, путем ее более высокого налогообложения. Примерами такого рода мер стимулирования могут быть: налог на топливо с высоким содержание свинца, налог на использование некоторых видов удобрений, налог на использование пестицидов и т.д.[6] К примеру, экологическая политика многих развитых государств идет по пути рассмотрения налогов в качестве эффективного средства стимулирования соблюдения норм природоохранного законодательства. Экологические налоги в той или иной форме начали появляться во всех экономически развитых странах Европейского Союза с момента принятия Первой Программы действий Европейского союза по охране окружающей среды. В США экологические налоги стали широко использоваться с начала 90-х годов и, в настоящее время представляют собой разветвленную систему, учитывающую интересы и производителей, и потребителей. Так, в соответствии с Кодексом законов о внутренних доходах США, бизнесу разрешается замещать обязанность по уплате федеральных налогов приобретением оборудования использующего солнечную или геотермальную энергию в целях производства электричества, обогрева или охлаждения зданий или нагрева воды[7].

Помимо экологических налогов, государства широко используют налоговые льготы в качестве мер стимулирования. Введение налоговых льгот для отдельных видов деятельности, связанной с обеспечением экологической безопасности и охраной окружающей среды позволит создать предпосылки для инвестиционной привлекательности данного сектора экономики. Налоговые льготы могут быть предоставлены субъектам хозяйственной деятельности по подоходному налогу, посредством налоговых скидок на ускоренную амортизацию природоохранно-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 7(187)

го оборудования или снижения налога на механические транспортные средства, использующие не загрязняющие виды топлива, и т.п. Этот инструмент стимулирования широко распространен в европейских государствах, поскольку налоговые льготы непосредственно отражаются на доходах и дополнительных прибылях предприятий в отличие от дифференциации налогов на прибыль, которая реализуется через механизм цен.

Отдельные авторы указывают на преимущества субсидий по сравнению с налоговыми льготами. В европейских государствах субсидии как меры стимулирования широко и эффективно используются, к примеру, для сохранения существующих водно-болотных угодий и других мест обитания диких животных. Субсидии представляют собой государственную помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий. Субсидии осуществляются в форме: грантов - безвозмездной финансовой помощи государства хозяйствующим субъектам для реализации проекта по значительному снижению загрязнения окружающей среды; низкопроцентных кредитов субъектам предпринимательской деятельности на совершенствование технологий.

Другой эффективной мерой экономического стимулирования в целях сокращения негативного воздействия на окружающую среду является существующая и активно развивающаяся в странах Западной Европы и США модель торговли выбросами загрязняющих веществ[8].

В странах Европы для поддержания природоохранной деятельности активно применяется такой экономический стимул, как ускоренная амортизация основных фондов, в том числе природоохранного назначения[9]. В частности, предприятия, завышая амортизационные отчисления, сокращают тем самым размер прибыли, подлежащей налогообложению. Подобная система давно используется в Японии, США и доказала свою эффективность. Учитывая мировой опыт, оптимальным считается ежегодное списание 20-25 % стоимости очистного оборудования. В целом следует отметить, что в развитых странах мира применяются более150 различных мер экономического стимулирования, из которыхсвыше 50 % составляют экологические платежи, около 30 % - субсидии, остальное приходится на прочие экономические стимулы[10].

Экономические меры подтверждают свою эффективность на практике, поэтому их следует признать самыми эффективными мерами в сохранения биоразнообразия. Так, в Республике Беларусь были увеличены ставки налога за пользование природными ресурсами в 1,3 раза, за выбросы загрязняющих веществ - в 2 раза[11]. Сегодня эти ставки увеличены в 4 раза и 7-8 раз, соответственно[12]. Чтобы автотранспорт меньше загрязнял воздух, вместо бензина рекомендуется использовать сжиженный и сжатый газ. Если автотранспортные средства используют этот вид топлива, для них снижен на 25%

коэффициент, используемый при расчете сумм налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух[13].

Таким образом, в европейских государствах наблюдается большое разнообразие экономических стимулов. Стимулы позволяют, во-первых, достичь сохранения биологического разнообразия и его компонентов при наименьших финансовых затратах. Они поощряют развитие и совершенствование экологически ориентированной экономики. И, во-вторых, такие экономические инструменты как налоговые льготы, кредиты, система торговли квот способны аккумулировать доходы в государственный бюджет. Тем самым посредством полученных средств государство обеспечивает различные интересы и потребности граждан, бизнеса и общества.

Система мер экономического стимулирования закрепляется в действующем законодательстве Российской Федерации. Согласно нормам налогового законодательства Российской Федерации, налогоплательщики, деятельность которых связана с использованием животного мира освобождаются от уплаты сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами[14]. При этом, большой группе налогоплательщиком, чья деятельность не связана с использованием животного мира, налоговые льготы не предусмотрены. К их числу относятся налогоплательщики в сфере промышленного производства, сельского хозяйства. Именно в процессе осуществления такой деятельности, наносится большой урон биологическому разнообразию животного мира и среде обитания. Одновременно, основной целью введения налоговых льгот для таких налогоплательщиков, является компенсация дополнительных расходов по финансированию мероприятий по внедрению очистных сооружений и другого высокотехнологичного оборудования. Также, по мнению отдельных авторов, налоговые льготы могут стимулировать «замещение производства «неэкологичного» продукта другим, более экологичным»[15]. Принимая во внимание важность и эффективность экономического стимулирования для сохранения животного мира, необходимо ввести налог с повышенной ставкой в отношении налогоплательщиков, деятельность которых приводит к уменьшению численности диких животных за счет непосредственного вреда им и среде их обитания. Введение подобных налогов позволит изменить производственный процесс налогоплательщиков, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Также необходимо стимулировать налогоплательщиков посредством введения налоговых льгот. В частности в Налоговом кодексе закрепить снижение ставки налога на прибыль в отношении тех субъектов, чья деятельность ориентирована на сохранение объектов животного мира и среду их обитания.

Федеральный закон «О животном мире» содержит отсылочную статью к банковскому законодательству в отношении установления субъектам предпринимательской деятельности

льготных кредитов. При этом, сам механизм предоставления подобных кредитов в банковском законодательстве отсутствует. По мнению Т.В.Петровой, это свидетельствует о «бланкетном и декларативном характере норм, их неготовности к практическому применению»[16]. Вследствие отсутствия правового механизма реализации мер экономического стимулирования, целесообразно рассмотреть программы льготного кредитования в рамках государственно-частного партнерства. Исследова-

мулирования сохранения объектов животного мира, показал, что они в большей степени неэффективны, поскольку отсутствуют реальные механизмы реализации их применения на практике.

ние и дальнейшее внедрение данного института позволит обеспечить эффективное государственное управление в сфере охраны и устойчивого использования животного мира.

В итоге, анализ отдельных мер экономического сти-

Библиография:

1. WWF's Living Planet Report 2016 // http://wwf.panda.org/about_our_earth/all_publications/lpr_2016/ (дата обращения 25.01.2019).

2. Кривецкая А.С., Шулак В.В. Критерии формирования организационно-экономического механизма рационального природопользования // Вестник Полоцкого государственного университета. 2016. № 13. С. 43.

3. Делия В.П. Механизм рационального природопользования в условиях перехода к инновационной экономике // Управление экономическими системами. - Режим доступа: http://www.uecs.ru/marketing/item/324-2011-03-25-11-30-50. - Дата доступа: 20.01.2019.

4. Erwin H. Bulte, G. Cornelis van Kooten, Timothy Swanson. Economic Incentives and Wildlife Conservation .2003. p

5. Larry Kreiser. Proposedtax incentives foralternative— fuel (green) vehicles. Cleveland StateUniversity// LexisNexis.

6. Theodore Panayotou. Economic Instruments ForEnvironmental Management And SustainableDevelopment. Harvard University. 1994. p. 26.

7. InternalRevenueCode, Section48 (taxcreditfor solar and geothermalinvestments) // LexisNexis.

8. Dennis D.Hirsch. The Kyoto flexibility mechanisms and the lawyer's role // Sustainable Development, Ecosystems and Climate Change Committee Newsletter. Vol. 9, №2. July. 2006, p. 2- 3.

9. Frank Wood. Business Accounting. Longman Group UK Limited, London, 1999.

10. TafadzwaMagejo.Taking a World Class View on Economic Instruments for Good Environmental Practices. 2007 // https://www.academicmind.com/unpublishedpapers/sciences/economics/2007-09-000aai-economic-instruments-environmental-practices.html дата доступа 12.02.2019

11. О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01. 2001 г. № 62[Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

12. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12. 2009 г. № 71 -З [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

13. Белый О.А. Окружающая среда Республики Беларусь / О.А. Белый, А.А. Савастенко, Н.М. Шульга. - Минск :БЕЛНИЦ ЭКОЛОГИЯ, 2004. С. 57.

14. Часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СПС Консультант плюс.

15. Киреенко А.П., Батурина О.В., Головань С.А. Использование налоговых льгот в регулировании состояния окружающей среды: зарубежный опыт и перспективы в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. № 1. 2014. С. 25-33.

16. Петрова Т.В. Проблемы правового обеспечения экономического механизма охраны окружающей среды. Диссер. на соис. степени д.ю.н. М., 2000. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.