Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США И ЕС В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США И ЕС В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА / ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куревлев К.А.

Партнерство между ЕС и США имеет центральное значение для решения множества сложных глобальных проблем. Взаимоотношения ЕС и США в сфере экономики остается наиболее значимыми и интегрированными отношениями в мире, особенно в контексте их политического взаимодействия и обеспечения безопасности, в связи с чем в статье рассматривается взаимозависимость экономики и политики в связях двух игроков и внешних вызовов на настоящем этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC COOPERATION BETWEEN THE US AND THE EU IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL SECURITY IN THE PRESENT

The partnership between the EU and the US is central to many complex global challenges. Economic cooperation between the EU and the United States remains the most significant and integrated relationship in the world, especially in the context of political interaction in the field of security, in connection with which the article examines the interdependence of economics and politics in the relations between the two players and external challenges in the present.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО США И ЕС В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 327

DOI 10.34823/SGZ.2022.1.51760

К.А. КУРЕВЛЕВ аспирант кафедры сравнительной политологии Факультета Политологии МГУ им. М. В. Ломоносова

fanattik@list.ru

Экономическое сотрудничество США и ЕС в контексте международной безопасности на современном этапе

Партнерство между ЕС и США имеет центральное значение для решения множества сложных глобальных проблем. Взаимоотношения ЕС и США в сфере экономики остается наиболее значимыми и интегрированными отношениями в мире, особенно в контексте их политического взаимодействия и обеспечения безопасности, в связи с чем в статье рассматривается взаимозависимость экономики и политики в связях двух игроков и внешних вызовов на настоящем этапе.

Ключевые слова: США, Европейский союз, международная безопасность, международная экономика, экономика, трансатлантическая безопасность

K.A. KUREVLEV postgraduate student of Department of Comparative Political Science, Faculty of Political Science, Moscow State University

Economic cooperation between the US

and the EU in the context of international security in the present

The partnership between the EU and the US is central to many complex global challenges. Economic cooperation between the EU and the United States remains the most significant and integrated relationship in the world, especially in the context of political interaction in the field of security, in connection with which the article examines the interdependence of economics and politics in the relations between the two players and external challenges in the present.

Keyword: USA, European Union, international security, international economics, economics, transatlantic security

Несмотря на повторяющиеся взлеты и падения на протяжении десятилетий, сотрудничество ЕС и США остается наиболее экономически значимыми и интегрированными отношениями в мире. Партнеры имеют крупнейшие двусторонние торговые и инвестиционные и наиболее взаимосвязанные экономические отношения среди всех акторов международной арены.

Безусловно, хотя в 2021 году Китай обогнал США как крупнейший источник импорта товаров в ЕС, Вашингтон на сегодняшний день остается крупнейшим партнером блока именно с позиции торговли и инвестиций,1 столь подверженных рискам мировой политики, помимо естественных факторов, будь то пандемия, вызвавшая нарушения сложившихся производственных и торговых цепочек, или стихийные бедствия. Трансатлантические отношения определяют мировую экономику, диктуя значимость изучения темы, особенно в контексте парадигм международной безопасности. Ибо в условиях, когда либо ЕС, либо США являются крупнейшим торговым и инвестиционным партнером многих стран в мировой экономике, они формируют не только экономическую, но и, через интегрированность - политическую повестку.

Но необходимо остановиться на экономическом положении и безопасности указанных объектов анализа. Итак, на экономику Соединенных Штатов приходится около 20% общего мирового производства, что по-прежнему больше, чем доля Китая2. Более того, по данным МВФ, США имеют восьмой самый высокий ВВП на душу населения (ППС). Экономика США характеризуется высокоразвитым технологически сектором услуг, на долю которого приходится около 80% всего производства страны.

Что же касается Европейского союза, являющегося второй по величине экономикой в мире в номинальном выражении (после США) и по паритету покупательной способности (ППС) после Китая, то ВВП Европейского Союза в 2021 году оценивается в 17 трлн. долларов США (номинал)3, что составляет около 22% мировой экономики.

1 European Commission Website, Trading with the United States // URL: https://ec.eu-ropa.eu/trade/policy/countries-and-regions/countries/united-states/ (дата обращения: 08.01.22)

2 The World's Top 10 Largest Economies, Focus Economics Statistics Overview // URL: https://www.focus-economics.com/blog/the-largest-economies-in-the-world (дата обращения 08.01.22)

3 Gross domestic product at market prices, Eurostat // URL https://ec.europa.eu/euro-stat/tgm/refreshTableAction.do;jses-

sionid=9ea7d07e30dd3bf0a52b9a8a474c872db039e243c026.e34OaN8Pc3mMc40Lc3aM aNyTa3eQe0?tab=table&plugin=1 &pcode=tec00001 &language=en (дата обращения: 08.01.2022)

Все 28 стран-членов Евросоюза вместе являются крупнейшим в мире торговым блоком, предоставляя совместно широчайший спектр промышленных товаров и услуг. Необходимо отметить, что для развития торговли важны инвестиции, и ЕС занимает первое место как по входящим, так и по исходящим международным инвестициям1.

В качестве торгового партнера Европейский союз является наиболее открытым рынком для развивающихся стран: за исключением энергоресурсов, ЕС импортирует больше из развивающихся стран, чем США, Канада, Япония и Китай вместе взятые, отчего Евросоюз выигрывает, оставаясь настоящим приверженцем свободного мирового рынка. Еще одним благоприятным показателем для торговой политики блока является то, что средний применяемый тариф на товары, импортируемые в ЕС, очень низок - более 70% импорта ввозится в ЕС по нулевым или сниженным таможенным тарифам2.

Итак, экономическая безопасность ЕС и США обеспечивается огромным масштабом взаимной торговли и обменом технологиями, взаимным инвестированием в производство и науку. Что касается торгового оборота, то, согласно последней статистике Бюро переписи населения США3, за фискальный 2021 год объем экспорта США в Евросоюз достиг 246 млрд. долларов, в то время как объем импорта из ЕС превысил 448 млрд. долларов. Пандемия и вызванный ей экономический кризис, безусловно, оказали негативное влияние на рост торговли и взаимных инвестиций, и падение экспорта США, например, в 2020 в соотношении год-к-году к 2019 году составило почти 32%. 2021 год усилиями кампании по борьбе с коронавирусом, а также экономическими и политическими мероприятиями одновременно нынешней администрации США и государств-членов Европейского союза, однако темпы роста осложнены некоторыми довольно давно присутствующими противоречиями в, казалось бы, объединяющем экономическом сотрудничестве.

Это довольно важные для понимания торгового баланса партнеров цифры, поскольку та же государственная служба США указывает, что сальдо торгового баланса для Вашингтона остается отрицательным (201 млрд. долларов). Тренд отрицательного сальдо торгового баланса сохраняется во взаимной торговле на протяжении почти

1 European Commission: EU Investment overview // URL: http://ec.europa.eu/trade/pol-icy/accessing-markets/investment/ (дата обращения: 08.01.2022)

2 European Commission: EU position in world trade // URL: http://ec.europa.eu/trade/pol-icy/eu-position-in-world-trade/ (дата обращения: 08.01.22)

3 US Census Bureau, Trade in Goods with European Union // URL: https://www. census.gov/foreign-trade/balance/c0003.html (дата обращения: 08.01.2022)

30 лет, что, в свою очередь, побудило администрацию бывшего президента США Дональда Трампа ввести протекционистские тарифы в рамках экономической политики «Америка превыше всего». Собственно, с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны согласно политике национальной безопасности, с момента вступления в должность в январе 2017 года президент Трамп и его администрация приняли исключительно напористую торговую политику, направленную на создание «свободной, справедливой и взаи-мовыгодной»1 торговой системы, основанной не на многосторонних соглашениях, а на двусторонних, полученных нередко на основе тактики экономических или политических угроз. Это отражало давнюю личную точку зрения президента, что остальной мир чрезмерно использует относительную открытость экономики США, что негативно сказывается на доминирующем положении страны на мировой арене.2

Как отмечали в докладе эксперты журнала World Politics Review,3 за четыре года пребывания у власти и активного применения указанной выше политики Трамп обострил отношения с Европой, начав, кроме этого в торговую войну с Китаем, в результате чего двусторонние отношения оказались в весьма натянутом состоянии за последние десятилетия, ведь Китай также является большим экономическим партнером ЕС.

Этой оценки придерживаются многие эксперты, согласно докладу Службы исследований Конгресса (CRS),4 двусторонние торговые отношения блока и США были особенно напряженными во времена администрации Трампа, во многом благодаря протекционистским мерам и тарифным войнам. Тем не менее, CRS отмечает высокий уровень торговых и экономических отношений трансатлантического партнеров: так, объем импорта из ЕС за 2020 год по данным Бюро цензов составил 417 млрд. долларов, в то время как объем экспорта в страны Евросоюза составил 232 млрд. долларов. В то же время, размер прямых иностранных инвестиций США в экономику ЕС возрос

1 Chance D. Trump's trade tariffs: Long on rhetoric, short on impact?, Reuters, 06.03.2018 // URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-trade-trump-rhetoric-analysis/trumps-trade-tariffs-long-on-rhetoric-short-on-impact-idUSKBN1GH37N (дата обращения: 08.01.22)

2 Richard Epstein, Trump Vs. Free Trade, 2017, Hoover Institution // URL: https://www.hoo-ver.org/research/trump-vs-free-trade (дата обращения 08.01.22)

3 US Foreign Policy Under Biden, World Politics Review, 03.12.21 // URL: https://www.worldpoliticsreview.com/insights/29534/with-biden-s-foreign-policy-us-seeks-to-reclaim-its-global-standing (дата обращения 08.01.22)

4 U.S.-EU Trade and Economic Relations, Congressional Research Service, 2021 // URL: https://sgp.fas.org/crs/row/IF10931.pdf (дата обращения: 09.01.22)

несмотря на все меры администрации Трампа и составил около 2,5 трлн. долларов.

Пришедшая ей на смену в январе 2021 года администрация Джо Байдена пообещала «восстановить и оживить партнерство США и ЕС». Так, эксперты отмечают усилия по устранению некоторых сложившихся препятствий двусторонней торговли и решению насущных глобальных вопросов, вызывающих общую озабоченность, но тем не менее, в докладе указывается, что некоторые торговые трения сохраняются и возникают новые, в продолжение, казалось бы, отмененной протекционистской политике предшественника.

Касательно вопросов двусторонней торговли, в прошлом году США и ЕС сумели урегулировать некоторые ключевые двусторонние торговые разногласия. В июне 2021 года партнеры достигли договоренности о рамках сотрудничества для разрешения своего 17-летнего спора в ВТО по поводу субсидий относительно Boeing и Airbus. Евросоюз и США согласились приостановить действие тарифов, связанных с существующими спорами, в поисках более надежного решения и сотрудничать в решении связанных с этим проблем, связанных с конкурирующими экономиками (например, Китаем). В октябре 2021 года было достигнуто соглашение о замене тарифов США на импорт стали и алюминия из ЕС, первоначально введенных администрацией Трампа в соответствии со статьей 232 Закона о расширении торговли 1962 года, системой тарифных квот, вступившей в силу в январе 2022 года. Министр торговли США Джина Раймондо заявляла тогда, что сделка сохранит тарифы США по статье 232 в размере 25% на сталь и 10% на алюминий, в то же время разрешив беспошлинный ввоз в США «ограниченных объемов» металлов, произведенных в ЕС. Взамен ЕС согласился снять ответные тарифы на импорт из США, в том числе на экспорт из США виски и мотоциклов -проблема, витающая во взаимной торговле на протяжении последних трех лет.

Кроме того, партнеры договорились приостановить свои споры, связанные с ВТО, и направить усилия на решение общих проблем, связанных с избыточным производством, стали и алюминия и с выбросами парниковых газов. Соединенные Штаты и ЕС также работают над снижением напряженности в связи с мерами некоторых членов ЕС и предложением ЕС облагать налогом доходы, которые определенные компании получают от предоставления цифровых услуг, так называемые налоги на цифровые услуги.

В октябре 2021 года США достигли «политического соглашения» с Австрией, Францией, Италией и Испанией о переходном подходе к цифровому налогу этих стран при одновременном внедрении новой

глобальной налоговой системы в рамках Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Группы двадцати (G-20). Ожидается, что эта система вступит в силу в 2023 году и поспособствует решению проблем налогообложения в цифровой экономике и обновлению глобальной налоговой системы. Однако, как отмечает Европейская комиссия1, странам-членам блока необходимо будет принять внутренние процедуры для его реализации. В соответствии с политическими договоренностями администрация Байдена отменила дополнительные, приостановленные пошлины на некоторые товары этих стран; ранее она также приостановила действие некоторых пошлин, в том числе для успешного завершения переговоров 0ЭСРЮ-20. Служба исследований конгресса отмечала, что пошлины вводились исходя из результатов расследований, начатых в соответствии с разделом 301 Закона о торговле 1974 года администрацией Трампа, которые пришли к выводу, что цифровой налог несправедливо дискриминирует американские фирмы и несовместим с преобладающими принципами международной налоговой политики. Администрация Байдена в прошлом году прекратила расследование в соответствии с разделом 301 предложенного ЕС цифрового налога, поскольку блок не ввел его в действие. В то время как экономисты приветствовали эти действия по устранению торговых раздражителей и переходу к «позитивной» повестке дня, некоторые заинтересованные стороны выразили озабоченность по поводу таких аспектов мер, как продолжительность периодов их реализации и потенциальные экономические последствия.

Однако важно отметить, что другие вопросы политики характерны для торговых связей США и ЕС2. Например, администрация Байдена уделяет первоочередное внимание заключению соглашения, заменяющего соглашение о защите конфиденциальности между США и ЕС (EU-US Privacy Shield)3 для трансграничных коммерческих потоков данных. Высший суд ЕС признал соглашение недействительным в 2020 году4, в основном из-за опасений по поводу практики слежки

1 Taxation and Customs Union, Fair Taxation of the Digital Economy, European Commission // URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/fair-taxation-digital-economy_en (дата обращения: 09.01.22)

2 Gavin F. Economics and US National Security, War on the Rocks, 29.06.21 // URL: https://warontherocks.com/2021/06/economics-and-u-s-national-security/ (дата обращения: 09.01.22)

3 European Commission launches EU-U.S. Privacy Shield: stronger protection for transatlantic data flows, European Commission // URL: https://ec.europa.eu/commis-sion/presscorner/detail/en/IP_16_2461 (дата обращения: 09.01.22)

4 Там же

правительством США, что в свою очередь, создало правовую неопределенность для компаний по обе стороны океана. Переговоры о новом соглашении продолжаются по сей день. В США также выражают обеспокоенность по поводу того, что предложенные ЕС правила цифровой конкуренции нацелены на крупные американские технологические фирмы. На данный момент партнеры также вовлечены в обсуждение европейского предложения о тарифе на углеродосо-держащие материалы (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM)1 в рамках Зеленого Пакта для Европы,2 и о новых юридических мерах против экономического принуждения (anti-coercion instrument, ACI)3 в торговой политике ЕС, чтобы позволить ЕС удерживать другие страны от проведения торговых или инвестиционных мер против ЕС, подобных тарифным войнам Трампа, которые включают в себя введение торговых, инвестиционных или других ограничений на доступ к рынку блока. Эти предложения вызывают серьезные опасения по ту сторону океана, и в Вашингтоне озвучивают вопросы о снижении открытости рынка ЕС для сотрудничества с США.4 Министерство торговли США5 ставит своей целью обеспечение равного для американских компаний доступа к рынкам партнеров, в том числе ЕС, и снижение регуляторной нагрузки на компании для большей открытости иностранных рынков и ради обеспечения «экономической безопасности» в развитии внутреннего рынка.

Между тем, некоторые в ЕС настороженно относятся к усилиям США по ужесточению правил государственных закупок «Покупай американское».6 Давним приоритетом ЕС является получение дальнейшего доступа к субфедеральным рынкам государственных закупок США. ЕС также выразил обеспокоенность тем, что предлагаемая

1Carbon Border Adjustment Mechanism, European Commission // URL: https://ec.eu-ropa.eu/taxation_customs/green-taxation-0/carbon-border-adjustment-mechanism_en (дата обращения: 09.01.22)

2 Geden O., Schenuit F. Carbon Dioxide Removal as a New Approach in EU Climate Policy, Stiftung Wissenschaft und Politik, 2020 // URL: https://www.swp-ber-lin.org/10.18449/2020RP08/ (дата обращения: 09.01.22)

3 EU strengthens protection against economic coercion, European Commission // URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_21_6642 (дата обращения: 09.01.22)

4 EU plan for anti-coercion trade measure faces skepticism, Reuters, 07.12.21 // URL: https://www.reuters.com/business/eu-plan-anti-coercion-trade-measure-faces-scepticism-2021-12-07/ (дата обращения: 09.01.22)

5 Strengthen U.S. Economic and National Security, US Department of Commerce // URL: https://www.commerce.gov/about/strategic-plan/strengthen-us-economic-and-national-se-curity (дата обращения: 09.01.22)

6 EU readies response to Biden's 'Buy American' pitch, Politico Europe, 04.05.21 // URL: https://www.politico.eu/article/eu-response-joe-biden-buy-american-us/ (дата обращения: 09.01.22)

налоговая льгота США для электромобилей, произведенных внутри страны и/или с отечественными частями, будет дискриминировать автопроизводителей ЕС. Также сохраняются разногласия в отношении регулирующих мер ЕС по ограничению определенных методов сельскохозяйственного производства, а также неопределенности и задержек в процессе утверждения ЕС, связанного с использованием сельскохозяйственных биотехнологий. Другие разногласия включают обращение с географическими указаниями или определенными защищенными ЕС названиями продуктов питания, вин и спиртных напитков, которые многие американские производители рассматривают как обычные названия.1

Итак, экономическое сотрудничество двух партнеров характеризуется тем, что отношения строятся на том, что торговля ведется на условиях режима наибольшего благоприятствования ВТО, потому что между партнерами отсутствует соглашение о свободной торговле между, предоставляющего более льготные условия. Хотя рынки США и ЕС относительно открыты, определенные тарифные и нетарифные барьеры сдерживают торговлю и находятся в центре внимания периодических переговоров по торговому соглашению между США и ЕС. Разговоры о создании трансатлантической зоны свободной торговли ведутся на протяжении десятилетий, и предполагались различные проекты, включая создание ЗСТ по образу и подобию ныне недействующей Североамериканской зона свободной торговли (NAFTA),2 однако говорить о деятельных подвижках в ближайшем будущем не приходится, ибо нынешняя администрация США хоть и заявила о возвращении страны во внешнеполитический курс активного сотрудничества с партнерами, на практике некоторые из приоритетов Байдена очень похожи на повестку Трампа, как отмечали эксперты из журнала World Politics Review3. Его «внешняя политика для среднего класса», которая связывает дипломатию США с миром, безопасностью и процветанием внутри страны, была описана как приукрашенная версия политики Трампа на том, чтобы ставить экономические интересы США выше своих глобальных обязательств.

1 Judge rules "gruyere" is a common food name and not a term exclusive to Europe, US National Milk Producers Federation, 07.01.22 // URL: https://www.nmpf.org/judge-rules-gruyere-is-a-common-food-name-and-not-a-term-exclusive-to-europe/ (дата обращения: 09.01.22)

2 Techau J. The Geopolitics of TAFTA, Carnegie Europe, 29.01.2013 // URL: https://car-negieeurope.eu/strategiceurope/50773 (дата обращения: 09.01.22)

3 См. №9

Другой неразрешенной проблемой, непосредственно затрагивающей европейскую экономическую безопасность, является совместный российско-немецкий проект магистрального газопровода «Северный поток -2», газопровод, проходящий по дну Балтийского моря и соединяющий российскую Усть-Лугу и немецкий Грайфсвальд, запуск которого в эксплуатацию США пытаются предотвратить, опасаясь «усиления геополитических позиций»1 России на континенте. Несмотря на сопротивление и введенные в связи с газопроводом санкции, строительство «Северного потока - 2» было завершено в сентябре 2021 года. Действия США в последнее время нередко вызывают критические высказывания об экономическом давлении на европейских партнеров, в частности на Германию - главного бенефициара экономического проекта. В настоящее время газопровод заполнен техническим газом и готов к эксплуатации. Однако Германии все еще необходимо создать дочернюю компанию для эксплуатации немецкой части газопровода. Решение об одобрении «Северного потока - 2» ожидается в середине 2022 года.

Среди других ключевых проблем в ближайшей перспективе, как отмечают эксперты - экономические вызовы развивающихся стран, связанные с глобальным переизбытком производственных мощностей, субсидиями производства, государственными предприятиями, воровством интеллектуальной собственности и технологий и нарушениями глобальных цепочек поставок. Можно говорить о том, что назревшие десятилетиями тесных экономических отношений и новые двусторонние проблемы, включая политические станут серьезной проверкой на прочность трансатлантического партнерства в ближайшие годы, благодаря второй год бушующему из-за пандемии ко-ронавируса кризису, а также роста протекционистских настроений и национализма по обе стороны океана.

1 Tsukanov I. Russia Warns Against Politicization of Nord Stream 2 as Germany Links Project to Ukraine Crisis, Sputnik News, 17.01.22 // URL: https://sputniknews.com/ 20220117/berlin-warns-of-appropriate-measures-against-nord-stream-2-in-event-of-escala-tion-over-ukraine-1092318122.html (дата обращения: 18.01.22)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.