Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ СО СТРАНАМИ ИНДОКИТАЯ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ СО СТРАНАМИ ИНДОКИТАЯ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECONOMIC COOPERATION / FOREIGN TRADE / THE COUNTRIES OF INDOCHINA / ASEAN FREE TRADE ZONE / ASEAN / RUSSIA SUMMIT / FOREIGN POLICY / SOUTHEAST ASIA / ASIA-PACIFIC REGION / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / СТРАНЫ ИНДОКИТАЯ / ЗОНА СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ АСЕАН / САММИТ АСЕАН / РОССИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (ЮВА) / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН (АТР)

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ле Ань Зуй

Настоящее исследование описывает ключевые сложности экономического сотрудничества России со странами Индокитая, преодоление которых является сегодня актуальной задачей российской экономической дипломатии. Цель. Обобщить современный опыт российского торгово-экономического сотрудничества со странами Индокитая, в частности странами - членами АСЕАН. Задачи. Выявить перспективные направления и отрасли сотрудничества России со странами Индокитая на среднесрочную перспективу до 2025 г. Определить задачи взаимодействия России и стран Индокитая в среднесрочной перспективе. Методология. В настоящей работе анализируются особенности современного состояния внешнеторговых и внешнеэкономических отношений России с такими странами Индокитая, как Мьянма, Камбоджа, Лаос. Результаты. В ходе проведенной аналитической работы выявлены направления экономического сотрудничества со странами Индокитая, сформировавшиеся к настоящему времени и представляющие наибольшие перспективы к развитию. Выводы. Взаимная заинтересованность и объединение имеющегося у стран опыта, при понимании задач и четком представлении перспективных направлений сотрудничества, должны стать двигателем, запускающим сотрудничество России и стран Индокитая на среднесрочную перспективу, и заложить устойчивую основу для последующей взаимовыгодной экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Cooperation between Russia and the Countries of Indochina: Priority Areas

The presented study describes the key problems of economic cooperation between Russia and the countries of Indochina, overcoming which is a crucial task for the Russian economic diplomacy. Aim. The study aims to summarize the experience of Russia’s trade and economic cooperation with the countries of Indochina, particularly ASEAN members. Tasks. The authors determine the promising directions and areas of cooperation between Russia and the countries of Indochina in the medium term until 2025 and identify the challenges of interaction between Russia and the countries of Indochina in the medium term. Methods. This study analyzes the current state of Russia’s foreign trade and foreign economic relations with such countries of Indochina as Myanmar, Cambodia, and Laos. Results. The conducted analytical study reveals the directions for economic cooperation with the countries of Indochina that have formed by now and show the most potential for development. Conclusions. With clear understanding of the goals and potential directions of cooperation, mutual interest and amalgamation of the countries’ experience should drive the cooperation between Russia and the countries of Indochina in the medium term and provide a solid foundation for mutually beneficial economic integration in the future.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ СО СТРАНАМИ ИНДОКИТАЯ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ»

X

<

о. X

с

о <

X

<

CD О CI ш с; о о

X ш 15

X

т

>

< X

Экономическое сотрудничество России со стр н ми Индокит я: приоритетные н пр вления

Economic Cooperation between Russia and the Countries of Indochina: Priority Areas

УДК 339.9

Ле Ань Зуй

аспирант Института экономики РАН (Москва) 117218, Москва, Нахимовский пр., д. 32

Le An' Zuy

Institute of Economy of the Russian Academy of Science (RAS) Nakhimovskiy Ave 32, Moscow, Russian Federation, 117218

Настоящее исследование описывает ключевые сложности экономического сотрудничества России со странами Индокитая, преодоление которых является сегодня актуальной задачей российской экономической дипломатии. Цель. Обобщить современный опыт российского торгово-экономического сотрудничества со странами Индокитая, в частности странами — членами АСЕАН.

Задачи. Выявить перспективные направления и отрасли сотрудничества России со странами Индокитая на среднесрочную перспективу до 2025 г. Определить задачи взаимодействия России и стран Индокитая в среднесрочной перспективе.

Методология. В настоящей работе анализируются особенности современного состояния внешнеторговых и внешнеэкономических отношений России с такими странами Индокитая, как Мьянма, Камбоджа, Лаос. Результаты. В ходе проведенной аналитической работы выявлены направления экономического сотрудничества со странами Индокитая, сформировавшиеся к настоящему времени и представляющие наибольшие перспективы к развитию.

Выводы. Взаимная заинтересованность и объединение имеющегося у стран опыта, при понимании задач и четком представлении перспективных направлений сотрудничества, должны стать двигателем, запускающим сотрудничество России и стран Индокитая на среднесрочную перспективу, и заложить устойчивую основу для последующей взаимовыгодной экономической интеграции. Ключевые слова: экономическое сотрудничество; внешняя торговля; страны Индокитая; Зона свободной торговли АСЕАН; саммит АСЕАН — Россия; внешняя политика; Юго-Восточная Азия (ЮВА); Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

Для цитирования: Ле Ань Зуй. Экономическое сотрудничество России со странами

Индокитая: приоритетные направления // Экономика и управление. 2018. № 11(157). С. 98-102.

The presented study describes the key problems of economic cooperation between Russia and the countries of Indochina, overcoming which is a crucial task for the Russian economic diplomacy.

Aim. The study aims to summarize the experience of Russia's trade and economic cooperation with the countries of Indochina, particularly ASEAN members.

Tasks. The authors determine the promising directions and areas of cooperation between Russia and the countries of Indochina in the medium term until 2025 and identify the challenges of interaction between Russia and the countries of Indochina in the medium term. Methods. This study analyzes the current state of Russia's foreign trade and foreign economic relations with such countries of Indochina as Myanmar, Cambodia, and Laos. Results. The conducted analytical study reveals the directions for economic cooperation with the countries of Indochina that have formed by now and show the most potential for development.

Conclusions. With clear understanding of the goals and potential directions of cooperation, mutual interest and amalgamation of the countries' experience should drive the cooperation between Russia and the countries of Indochina in the medium term and provide a solid foundation for mutually beneficial economic integration in the future.

Keywords: economic cooperation; foreign trade; the countries of Indochina; ASEAN free trade zone; ASEAN — Russia summit; foreign policy; Southeast Asia; Asia-Pacific region.

Citation: Le An' Zuy. Ekonomicheskoe sotrud-nichestvo Rossii so stranami Indokitaya: prio-ritetnye napravleniya [Economic Cooperation

between Russia and the Countries of Indochina: Priority Areas]. Ekonomika i Upravlenie, 2018, no. 11 (157), pp. 98-102.

Введение

В XXI в. в своей внешней политике Россия все больше внимания уделяет региону Юго-Восточной Азии, который после распада СССР на некоторое время оказался исключенным из числа приоритетных направлений. Между тем с организацией АСЕАН и оформлением Зоны свободной торговли АСЕАН с активным участием в ней таких ведущих государств Азиатско-Тихоокеанского региона, как Япония, Республика Корея и Китай, сформировалась сильная интеграционная группировка с большим объемом общего ВВП, высокими темпами экономического развития и высоким уровнем инноваций.

Недооценка Юго-Восточного вектора привела к утрате сравнительных преимуществ России в регионе, который оказался в сфере интересов Китая и США, соперничающих за лидерство. Развороту российской внешнеэкономической политики на юго-восток способствовали ряд обстоятельств. Прежде всего, пришло понимание, что необходим противовес односторонней ориентации на Китай и нужен поиск новых перспективных рынков в Юго-Восточной Азии. Во-вторых, ослабло сотрудничество России с Евросоюзом из-за введения последним санкций против России в связи с проводимой страной политикой помощи Сирии, самопровозглашенными Донецкой и Луганской Республиками в Украине, воссоединением с Российской Федерацией Республики Крым.

Возвращение России в Юго-Восточную Азию началось только в начале XXI в. и особенно интенсивно после 2014 г., т. е. во втором десятилетии XXI в. Поэтому проблема выбора подхода к выстраиванию отношений между странами, для которых характерно наличие существенных различий в уровне социально-экономического развития, является сегодня для России крайне актуальной и требует незамедлительного и оптимального решения российской экономической дипломатией.

Историко-политические особенности, определяющие специфику сотрудничества России и стран Индокитая на современном этапе

В российской восточной политике сближения особое место сегодня занимают такие страны Индокитая, как Вьетнам, Лаос, Камбоджа, Мьянма (Бирма). Из них только Вьетнам сохранил стратегическое значение как политический союзник и торгово-экономический партнер России, связи с которым проверены временем. Три другие страны Индокитая не вошли в число восточноазиатских государств, представляющих интерес для новой России, хотя они находились в центре внешнеполи-

тической и внешнеэкономической политики ™ Китая, Японии, Республики Корея и США. ^ Произошло разделение сфер влияния США £ и Китая за лидерство в этих странах: Китай ^ имеет определенное влияние на Камбоджу, < США — на Мьянму, а Лаос стал сферой вли- ^ яния и крепнущего сотрудничества Вьетнама. <

Отношения России с Камбоджей, Лаосом и ° Мьянмой имеют длительную историю, начиная ^ с момента установления дипломатических отно- о шений в 1960-х гг., но этот субрегион Юго-Вос- ^ точной Азии недооценен как новое перспектив- ^ ное направление российской политики. Расши- > рение отношений с тремя странами Индокитая стало возможным в связи с разворотом России в сторону сотрудничества с АСЕАН и странами Юго-Восточной Азии в начале XXI в. Но разработанные и согласованные на двух саммитах «АСЕАН — Россия» в 2005 и 2010 гг. подробные планы и конкретные отрасли сотрудничества остались нереализованными [1].

Как таковых планов по связям с Камбоджей, Лаосом и Мьянмой не было совсем в силу наличия рисков для ведения бизнеса России в этих странах [2]. Риски обуславливались нестабильностью внутриполитической обстановки в Камбодже [3]; ориентацией военной администрации Мьянмы на сохранение тесных военных и экономических отношений с США [4]; рядом других причин [5-7]. Во втором десятилетии XXI в. возникла новая, более благоприятная внутренняя обстановка в Камбодже, Лаосе и Мьянме для сближения с Россией [8-10]. В Мьянме военная форма правления в 2011 г. сменилась на гражданскую, были проведены реформы, улучшился инвестиционный климат, усилилась борьба с коррупцией. Приток иностранных инвестиций оказал благоприятное воздействие на процесс модернизации экономики страны. В Камбодже при сохранении статус-кво в отношениях правительства с оппозицией появилась возможность приступить к обновлению транспортной логистики. В Лаосе, богатом энергоресурсами, начала развиваться гидроэнергетика, а также сельское хозяйство, что может представлять интерес для российского бизнеса.

Скрепами для нормального развития экономики трех стран Индокитая стала малая индокитайская интеграция по реализации логистических инвестпроектов, практика соучастия Китая в строительстве транспортно-экономиче-ских коридоров [11-15]. На повышение уровня взаимодействия стран Индокитая оказывает влияние также помощь Донорского сообщества в форме предоставления льготных долгосрочных кредитов, содействия в подъеме отсталых провинций, в развитии социальной сферы.

Таким образом, России предстоит внедриться в регион, где ее политические, экономические и общественные связи пока находятся в стадии зарождения. Поэтому нужен второй про-

™ рыв, поскольку, согласно данным статистики

х внешней торговли, представленной Росстатом,

2 страны Индокитая не входят в число основных

|= торговых партнеров России [16]. Объемы внеш-

< неторгового оборота России с этими странами ^ пока составляют доли процента, и, как было

< показано выше, на это существуют вполне объ-° ективные причины.

о Хронология восстановления ^ экономического сотрудничества России г и стран Индокитая: основные моменты

> Началом сближения России с Лаосом можно считать подписание в 1994 г. «Договора об основах сотрудничества», положившего начало восстановлению и интенсификации контактов на уровне первых лиц государств. Личные встречи российских и лаосских первых лиц помогли им лучше понять ситуацию, но этого еще недостаточно для того, чтобы сформировать концепцию взаимного сотрудничества на перспективу. В 2011 г. в Москве была подписана «Декларация о стратегическом партнерстве ЛНДР и Российской Федерации» [17], что придало устойчивость российско-лаосским отношениям.

К настоящему времени интерес к работе на лаосском рынке проявили крупные российские компании энергетического сектора, золотодобычи, геологоразведки и добычи цветных металлов, фармацевтики, деревообрабатывающей промышленности и переработки сельхозпродуктов, телекоммуникаций, авиастроения [18]. В 2015 г. в ходе визита в Лаос председателя Совета Федерации России В. Матвиенко, а в 2016 г. — председателя Правительства России Д. Медведева был достигнут ряд договоренностей и заключены соглашения, направленные на облегчение взаимодействия граждан, предпринимателей и государственных лиц с целью развития отношений в финансовой, торгово-экономической сфере, сфере услуг.

Но достигнутый уровень деловых контактов, тем не менее, пока недостаточен, чтобы оказать стимулирующее воздействие на расширение сотрудничества. И сегодня торговля России с Лаосом характеризуется незначительными объемами, а товарооборот формируется преимущественно за счет российского экспорта. Негативно влияет и наличие крупной задолженности Лаоса по кредитам России в сумме 306,1 млн долл. США, погасить которую Лаос должен до 2036 г. [19].

Россия в лице Камбоджи имеет перспективного партнера по развитию многоотраслевого сотрудничества, учитывающего взаимные интересы. Несмотря на сложную внутриполитическую ситуацию в этой стране, ее экономика устойчиво демонстрирует положительные результаты. В плане организации процесса экономического сотрудничества, придания ему дополнительного стимула, большую роль сыграли экономический и бизнес-форумы, состоявшийся

в Пномпене в феврале и в декабре 2017 г. На них были официально названы отрасли, в которых Россия и Камбоджа могли бы сотрудничать в 2017-2020 гг.: энергетика, фармацевтика, телекоммуникации, сельскохозяйственное производство и переработка, машиностроение, легкая промышленность, образование [20].

Территориальная близость стран и сходство структуры национальной экономики способствовали тому, что российские компании, закрепляющиеся на лаосском рынке, достаточно успешно продвигаются и на рынок Камбоджи. Так же как и в Лаосе, стоимостной объем взаимной торговли России с Камбоджей незначителен. Торговые потоки несбалансиро-ваны. Основной вклад в товарооборот стран вносит российский экспорт. Камбоджа является должником России еще со времен СССР. В настоящее время идет процесс переговоров по взаимовыгодному урегулированию долга.

Современное состояние торгово-экономических отношений России с Мьянмой показывает рост взаимного интереса предпринимателей двух стран к их развитию. Переломным моментом в развитии экономических отношений следует признать визит в Мьянму первой государственной российской бизнес-миссии в декабре 2014 г., в рамках которой для российских компаний был организован ряд встреч в исполнительных органах страны. Бизнес-миссия разработала «Дорожную карту торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России с Мьянмой» до 2017 г. Документ содержал более 20 инвестиционных предложений (атомная энергетика, инфраструктурное и энергетическое строительство и модернизация, добыча полезных ископаемых, поставки продукции машиностроения).

Было подготовлено межправительственное соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, что благоприятно скажется на условиях ведения бизнеса для резидентов обеих стран и увеличении российского экспорта в Мьянму. По прогнозу Минэкономразвития России, общий оборот торговли России с Мьян-мой может возрасти до 500 млн долл. США [21].

Таким образом, факты, выявляемые в ходе анализа официальных договоренностей государственных структур рассматриваемых стран, пресс-релизов официальных представителей крупнейших компаний и бизнес-ассоциаций, информационных сообщений СМИ, позволяют сформировать табл. 1, в которой раскрываются те направления экономического сотрудничества, которые уже сейчас выступают приоритетными для России и таких государств Индокитая, как Камбоджа, Лаос и Мьянма.

Заключение

Представляется целесообразным начать движение с углубления развития отношений

Таблица 1 ™

Приоритетные отрасли инвестирования иностранных компаний в страны Индокитая: современный х

период

Телекомму-ника-ции Электро-ника Энергетика Нефтегазовая инфра-структура Транспортная инфра-структура Разработка нефтяных месторождений Горнодобывающая промышленность Агро-про-мыш-лен-ность Фар-ма-цевти- ка Лизинг гражданской авиатехники Производство боевой военной техники

Россия + + + + + + +

США + + + + +

Япония + + + +

Китай + + + + +

Республика Корея + +

Кувейт +

Исландия +

Разработано: автором.

в сфере, где экономическое взаимодействие уже имеет определенные результаты. Закрепив конкурентное преимущество России и стран Индокитая в уже сложившихся зонах сотрудничества, следует двигаться дальше, расширяя в дальнейшем сотрудничество и на другие секторы экономики. Выделенные направления сотрудничества России со странами Индокитая (Лаос, Камбоджа и Мьянма) уже сейчас пользуются приоритетом у предпринимателей из России, а также у предпринимателей из стран, объявивших этот регион зоной своих стратегических интересов (США, Япония, Китай, Республика Корея, Кувейт, Исландия).

Взаимная заинтересованность и объединение имеющегося у стран опыта при понимании задач и четкого представления перспективных направлений сотрудничества должны стать двигателем, запускающим сотрудничество России и стран Индокитая на среднесрочную перспективу, и заложить устойчивую основу для последующей взаимовыгодной экономической интеграции. Увеличение взаимной торговли между странами, снятие противоречий в торговых отношениях будут способствовать росту потенциала объединенного рынка и повышению конкурентоспособности стран.

Литература

1. Ле Ван Ха. АСЕАН — крупнейшая региональная организация стран Юго-Восточной Азии в XXI веке // Научное обозрение. Сер. 1: Экономика и право. 2016. № 2. С.25-29.

2. Толорая Г. Д., Тригубенко М. Е., Леженина Т. В. [и др.]. Азиатские соседи России: взаимодействие в региональной среде / под ред. В. О. Горбачевой; Ин-т экономики РАН. М.: Дашков и К, 2016. 200 с.

3. Бектимирова Н. Н. Камбоджа в 2016 г.: от политики диалога к политике конфронтации // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2016. № 33. С. 70-82.

4. Янсон Р. А. Мьянма (Бирма) в глобализующемся мире // Межцивилизационные контакты в странах Юго-Восточной Азии: исторические перспективы

и глобализация: сб. науч. тр. СПб.: Нестор-История, 2017. С. 17-38.

5. Костюченко И. Г. Меконг — регион интересов великих держав // Научное обозрение. 2017. № 2. С. 127-130.

6. Мазырин В. М. Страны Индокитая в разрезе экономического роста // Международные процессы. 2017. Т. 15, № 3 (50). С. 31-45. DOI: 10.17994/ IT.2017.15.3.50.3.

7. Симония А. А. Роль Китая в общенациональном мирном процессе Мьянмы // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 34. С. 171187.

8. Мосяков Д. Камбоджа и ее новое место в политике России в Юго-Восточной Азии // NEO: Новое Восточное обозрение. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.journal-neo.org/2017/04/20/kambodzha-i-ee-novoe-mesto-v-politike-rossii-v-yugo-vostochnoj-azii/ (дата обращения: 09.09.2018).

9. Демина Я. В. Торговое и инвестиционное сотрудничество России со странами Восточной Азии // Регионалистика. 2017. Т. 4, № 2. С. 46-53. DOI: 10.14530/reg.2017.2.

10. Андреев В. А., Сайнявонг А. Социально-экономическое развитие Лаосской Народно-Демократической Республики на современном этапе: специфика, противоречия и перспективы // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10, № 3. С. 19-28.

11. Рымарь И. С. Мьянма и Китай: «энергетические отношения» // Азия и Африка сегодня. 2016. № 10 (711). С. 35-40.

12. Строительство железной дороги Лаос-Китай // Железные дороги мира. 2017. № 10. С. 72-75.

13. Королев А. С. Помощь Китая ЮВА: основные направления и особенности // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 37. С. 4561.

14. Симония А. А. Особые экономические зоны в Мьян-ме // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2018. Т. 1, № 2 (39). С. 112-120.

15. Нгуен К. Х. Отношения Вьетнама с Лаосом и Камбоджей: путь к объединению для коллективного решения крупных проблем стран Индокитая // Региональные проблемы преобразования экономики. 2016. № 10. С.141-144.

16. Российский статистический ежегодник. 2017: стат. сб. / Росстат. М., 2017. 686 с.

17. Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Лаосской Народно-Де-

™ мократической Республикой в Азиатско-Тихоокеанском регионе. [Электронный ресурс]. URL: http://

< www.kremlin.ru/supplement/1056 (дата обраще-S ния: 14.09.2018).

о 18. Ле Ань Зуй. Основные направления торгово-ин-^ вестиционного сотрудничества России с Лаосом, s Камбоджей, Мьянмой: современное состояние и

< прогнозы // Региональные проблемы преобразо-о вания экономики. 2017. № 2 (76). С. 95-100. DOI: S 10.26726/2305-4484-2017-2-95-100.

и 19. Панов П. Россия и Лаос углубляют сотрудничество: две страны договорились наращивать оборот ш торговли // Известия. 2017. 26 сент. ^ 20. Бизнес-форум «ЕАЭС — Камбоджа» состоится J в Пномпене (Королевство Камбоджа) 16 декабря ^ 2017 года // Евроазиатское информационное агентство «TANYANA». [Электронный ресурс]. URL: https://tanyana.com/preview/biznesforumeaeskam-bodzha (дата обращения: 14.09.2018).

21. Россия и Мьянма к 2017 году увеличат товарооборот до 500 миллионов долларов // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/201506181 (дата обращения: 14.09.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Le Van Ha. ASEAN - krupneyshaya regional'naya organizatsiya stran Yugo-Vostochnoy Azii v XXI ve-ke [ASEAN - the largest regional organization in South-East Asia in the 21st century]. Nauchnoye obozreniye. Seriya 1: Ekonomika ipravo, 2016, no. 2, pp. 25-29.

2. Toloraya G. D., Trigubenko M. E., Lezhenina T. V. et al. Aziatskiye sosedi Rossii: vzaimodeystviye v regional'noy srede [Russia's Asian neighbors: Interaction in a regional environment]. Moscow: Dashkov and Co., 2016. 200 p.

3. Bektimirova N. N. Kambodzha v 2016 g.: ot poli-tiki dialoga k politike konfrontatsii [Cambodia in 2016: From the politics of dialogue to the politics of confrontation]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'-nye problemy razvitiya, 2016, no. 33, pp. 70-82.

4. Yanson R. A. M'yanma (Birma) v globalizuyushchem-sya mire [Myanmar (Burma) in a globalizing world]. In: Mezhtsivilizatsionnyye kontakty v stranakh Yugo-Vostochnoy Azii: istoricheskiye perspektivy i globalizatsiya: sb. nauch. tr. [Intercivilizational contacts in the countries of Southeast Asia: Historical perspectives and globalization: Coll. sci. pap.]. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, 2017, pp. 17-38.

5. Kostyuchenko I. G. Mekong - region interesov ve-likikh derzhav [Mekong - the great powers region of interest]. Nauchnoye obozreniye, 2017, no. 2, pp. 127-130.

6. Mazyrin V. M. Strany Indokitaya v razreze ekonom-icheskogo rosta [Economic patterns and performance of Indochina nations]. Mezhdunarodnyye protsessy, 2017, vol. 15, no. 3 (50), pp. 31-45. DOI: 10.17994/ IT.2017.15.3.50.3.

7. Simoniya A. A. Rol' Kitaya v obshchenatsional'nom mirnom protsesse M'yanmy [Role of China in Myan-mar's nationwide peace process]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyyeproblemy razvitiya, 2017, no. 34, pp.171-187.

8. Mosyakov D.Cambodia's role in Russia's SouthEastern Asia pivot. NEO: New Eastern Ourlook. 2017. Available at: https://ru.journal-neo.org/2017/ 04/20/kambodzha-i-ee-novoe-mesto-v-politike-rossii-v-yugo-vostochnoj-azii/. Accessed 09.09.2018. (in Russ.).

9. Demina Ya. V. Torgovoye i investitsionnoye sotrud-nichestvo Rossii so stranami Vostochnoy Azii [Trade and investment cooperation between Russia and East Asian countries]. Regionalistika, 2017, vol. 4, no. 2, pp. 46-53. DOI: 10.14530/reg.2017.2.

10. Andreev V. A., Xayavong A. Sotsial'no-ekonomiches-koye razvitiye Laosskoy Narodno-Demokraticheskoy Respubliki na sovremennom etape: spetsifika, pro-tivorechiya i perspektivy [Ongoing processes, contradictions and prospects of social and economic development in Lao PDR]. Territoriya novykh voz-mozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstven-nogo universiteta ekonomiki i servisa, 2018, vol. 10, no. 3, pp. 19-28. D0I:10.24866/VVSU/2073-3984/ 2018-3/019-028.

11. Rymar' I. S. M'yanma i Kitay: "energeticheskiye otnosheniya" [Sino-Myanmar relations in energy sphere]. Aziya i Afrikasegodnya, 2016, no. 10 (711), pp. 35-40.

12. Stroitel'stvo zheleznoy dorogi Laos — Kitay [Railway construction Laos — China]. Zheleznyye dorogi mira, 2017, no. 10, pp. 72-75.

13. Korolev A. S. Pomoshch' Kitaya YuVA: osnovnyye napravleniya i osobennosti [Chinese aid policy towards Southeast Asia: Main directions and features]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2017, no. 37, pp. 45-61.

14. Simoniya A. A. Osobyye ekonomicheskiye zony v M'yanme [Special economic zones in Myanmar]. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy raz-vitiya, 2018, no. 2 (39), pp. 112-120.

15. Nguyen Q. H. Otnosheniya V'yetnama s Laosom i Kambodzhey: put' k ob"yedineniyu dlya kollektivno-go resheniya krupnykh problem stran Indokitaya [The relations of Vietnam with Laos and Cambodia: The road to a union for a collective solution of major problems of the Southeast Peninsula countries]. Regional'nyyeproblemy preobrazovaniya ekonomiki, 2016, no. 10, pp. 141-144.

16. Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2017: stat. sb. [Russian statistical year book. 2017: Stat. coll.]. Moscow: Rosstat, 2017. 686 p.

17. Declaration on strategic partnership between the Russian Federation and the Lao People's Democratic Republic in the Asia-Pacific region. 2011. Availableat: http : //www.kremlin.ru/supplement/1056. Accessed 14.09.2018. (in Russ.).

18. Le AnZui. Osnovnyye napravleniya torgovo-inves-titsionnogo sotrudnichestva Rossii s Laosom, Kam-bodzhey, M'yanmoy: sovremennoye sostoyaniye i pro-gnozy [The main areas of focus of trade and investment cooperation of Russia with Laos, Cambodia, Myanmar: Current state and forecasts]. Regional'nyye problemy preobrazovaniya ekonomiki, 2017, no. 2 (76), pp. 95-100. DOI: 10.26726/2305-4484-20172-95-100.

19. Panov P. Russia and Laos are deepening cooperation: The two countries have agreed to increase trade turnover. Izvestiya, 2017, September 26. Available at: https://iz.ru/650855/pavel-panov/rossiia-i-laos-uglubiaiut-sotrudnichestvo. (in Russ.).

20. The EAEU-Cambodia business forum will be held in Phnom Penh (Kingdom of Cambodia) on December 16, 2017. TANYANA Eurasian Information Agency. Availableat: https://tanyana.com/preview/biznes-forumeaeskambodzha. Accessed14.09.2018. (in Russ.).

21. By 2017, Russia and Myanmar will increase trade to 500 million dollars. Official website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. 2015. Availableat: http://economy.gov.ru/ minec/press/news/201506181. Accessed 14.09.2018. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.