С.ПЧЁЛКИН, Институт экономики РАН
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИРГИЗИИ С РОССИЕЙ И КИТАЕМ В XXI ВЕКЕ
Киргизия, не обладая энергоресурсами и развитой промышленностью, будучи ввергнута в 2005 г. в политический кризис, не является сегодня привлекательной страной для зарубежного бизнеса. ВВП Киргизии на душу населения составляет 340 долл. США, что соответствует низшему уровню, характерному для развивающихся стран1. Вступление Киргизии в конце 1998 г. в ВТО не принесло ожидаемого притока прямых иностранных инвестиций, доля которых в ВВП в 2003 г. составляла всего 2,4%. В то же время, доля внешней торговли в ВВП в том же году составляла 116% и была гораздо выше, чем в Казахстане (61%) или Таджикистане (104%)2.
По выводам российских политологов, Киргизия - одна из наиболее нестабильных стран Центральной Азии. Перманентные митинги и демонстрации на улицах Бишкека и на местах, сложное социальноэкономическое положение в стране требуют от киргизских властей скорейшего проведения не только политических, но и, в первую очередь, экономических реформ и урегулирования правовых вопросов в стране3. В течение ряда лет в стране осуществлялась активная приватизация госпредприятий в собственность бывшего президента Акаева и его родни. Новая администрация после 2005 г. старается вернуть приватизированные предприятия в госсобственность и навести порядок в финансовой сфере, законотворчестве и других направлениях хозяйственной деятельности.
Как и в годы СССР, центрально-азиатский регион остается по существу аграрно-сырьевым придатком России, которая закупает здесь в основном минеральное и растительное сырье, а поставляет продукцию машиностроения и услуги. Удельный вес Центральной Азии, по данным на 2006 г., во внешней торговле России составлял 4%, торговля в 2001-2006 гг. выросла с 6472 млн. долл. США до 16759 млн. долл., т.е. почти в 2,6 раза, но она остается резко не сбалансированной. Рост торговли в основном происходит за счет увеличения российского экспорта с 2,8 млрд. долл. до 11,2 млрд. долл. Торговый дефицит стран Цен-
1 Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2005.
2 World Development Indicators W.WB. 2005.
3 Кузьмина Е.М. Геополитика Центральной Азии. М., 2007. С. 39.
тральной Азии в торговле с РФ вырос с 852 млн. долл. до 5701 млн. долл. или в 6,6 раза.
Киргизия в торговле центрально-азиатских стран с Россией занимала в 2006 г. третье место после Казахстана и Узбекистана, а ее доля составляла в 2006 г. в российском экспорте в Центральной Азии около 5%, в импорте в Россию - 3,5%1.
Таблица 1
Внешняя торговля России со странами Центральной Азии
(млн. долл.)
Страны 2000 2006
экспорт импорт Экспорт Импорт
Казахстан 2247 2200 8976 3840
Киргизия 103 89 561 194
Таджикистан 56 237 377 126
Туркменистан 130 473 229 79
Узбекистан 274 663 1087 1290
Всего регион 2810 3662 11230 5529
Наиболее распространенная сфера экономических контактов России и стран Центральной Азии - трудовая миграция. Среди легально и нелегально работающих в России зарубежных граждан на долю мигрантов из центрально-азиатских стран приходится не менее 1/3. Киргизия же в отличие от богатых топливно-энергетическими ресурсами Казахстана и Туркмении не является для России сферой крупного притока российского капитала. Тем не менее, существенный интерес для России представляет гидроэнергетический комплекс. Он связан с поставками электроэнергии, которые Киргизия вместе с Таджикистаном с 2003 г. осуществляет через территорию Казахстана в Россию в объеме около 3 млрд. квт./ч ежегодно. Участие в освоении богатых гидроэнергоресурсов Киргизии и Таджикистана способствует решению проблемы водоэнер-гообеспечения этих государств.
Трудности в освоении водных ресурсов Киргизстана возникли по вине киргизской стороны из-за инертности руководства. Приведем такой пример. В августе 2004 г. правительство Киргизии и РАО «ЕЭС России» подписали меморандум «О совместных действиях по подготовке к реа-
1 Данные таможенной статистики РФ. М., 2006.
лизации проекта по завершению строительства Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2». По предварительным оценкам, вложения в достройку ГЭС должны были составить около 2 млрд. долл.1. Однако до сих пор реализация проектов не началась. Сложности заключаются в том, что Киргизия пока не определилась с тем, приватизировать ли обе недостроенные ГЭС или оставить их в государственной собственности. Россия готова на предоплату этих проектов, но на основе бизнес-планов, разработанных западными компаниями. В соответствии с решениями, принятыми на межправительственном уровне Россией, Казахстаном и Киргизией, было несколько попыток провести конкурс на право заключения договора на выполнение работ по подготовке бизнес-плана строительства Камбаратинских ГЭС. Осенью 2007 г. Киргизия приняла решение достраивать Камбаратинскую ГЭС-2 своими силами.
Следует отметить, что экономическое сотрудничество России со странами Центральной Азии встречает сильную конкуренцию со стороны Китая, который в XXI веке включил этот регион в число своих приоритетов, учитывая фактор соседства и своего усиливающегося влияния в Восточной Азии. Центральная Азия тяготеет к Китаю также в силу его макроэкономической стабильности, крупных накопленных валютных резервов и превращения в недалеком будущем китайской валюты - юаня в общую региональную валюту, которая потеснит слабеющий американский доллар. В начале XXI века интенсифицировались внешнеэкономические связи, возросла внешняя торговля Центральной Азии с КНР.
Таблица 2
Внешняя торговля Китая со странами Центральной Азии,
(млн. долл.)
Годы Страны\^ 2000 2006
экспорт импорт экспорт Импорт
Казахстан 599 958 4709 3394
Киргизия 110 67 1621 117
Таджикистан 7 10 280 21
Туркменистан 12 4 143 11
Узбекистан 39 12 446 586
Всего регион 767 1051 7199 4119
1 Время новостей. 2004. 23.08.
Источник: Direction of Trade Statistics, IMF, Washington, USA 2007.
Внешняя торговля Китая со всем центрально-азиатским регионом в начале XXI века возросла с 1818 млн. долл. США в 2000 г. до 11318 млн. долл., т.е. в 6 раз, что подтверждает тенденцию растущего влияния КНР на рынке стран Центральной Азии. Эта тенденция распространяется на торговлю КНР с Киргизией, которая в 2001-2006 гг. увеличилась с 177 млн. долл. до 1738 млн. долл., т.е. в 9,8 раза. Экспортная экспансия Китая в Центральную Азию создает серьезную конкуренцию России, у которой торговля в 2006 г. составляла всего 14,9 млрд.долл.
Другой неотложной задачей в торговле с КНР, помимо выравнивания торгового баланса, является выравнивание структуры взаимных поставок. Дисбаланс в отраслевой структуре состоит в том, что в экспорте Китая в Центральную Азию 92% составляют товары с высокой добавленной стоимостью. В экспорте Центральной Азии в Китай, наоборот, 9% - это доля топлива и сырья1.
Третья проблема, которая напрямую связана с первой и второй, состоит в неуклонном наращивании общего объема торговли, поскольку в 2006 г. доля стран Центральной Азии во внешней торговле КНР составляла около 0,6%2.
Среди пяти государств Центральной Азии по объему торговли с Китаем Киргизия занимает второе место, 15,3% общего товарооборота в 2006 г., но значительно уступает Казахстану. Как вся торговля КНР с центрально-азиатским регионом свидетельствует о нарастании положительного торгового сальдо в пользу Китая, так и торговля с Киргизией подтверждает эту тенденцию. Например, отрицательное торговое сальдо в торговле Киргизии с КНР в сумме 1504 млн. долл., что составило 92% китайского экспорта. Таким образом, в торговых отношениях с Китаем главной проблемой для Киргизии стало выравнивание торгового баланса за счет увеличения своего товарного экспорта.
В отличие от России, страны Центральной Азии во внешнеторговых отношениях решительно ориентированы на Китай, причем привязка у Киргизии намного выше, чем у других четырех стран. В 2006 г. торговля с КНР в Киргизии составляла 34%, Узбекистана - 10%, Казахстана - 9%,
1 Данные таможенной статистики РФ. М., 2006.
2 Данные таможенной статистики КНР. Пекин, 2006.
Туркмении - 4%. По выводам российских ученых, высокая доля китайских товаров в торговле с Киргизией связана с тем, что именно через эту страну идет основной поток китайского ширпотреба, который потом распределяется по рынкам всех государств региона. Кроме того, Киргизия, находящаяся в глубочайшем системном кризисе, практически не производит товаров народного потребления, а наиболее дешевые товары первой необходимости и продукты питания поступают именно из КНР1.
Экономические интересы Китая в Центральной Азии связаны, прежде всего, с возможностью привлечения их энергоресурсов для смягчения грядущего энергетического кризиса в стране. В этом деле главную роль играют Казахстан и Туркмения2.
Китай становится активным торговым и инвестиционным конкурентом России на центрально-азиатском пространстве, не только в силу того, что он приобретает продукцию ТЭК и сырье, традиционно вывозившуюся в Россию, но и в силу того, что успешно конкурирует за рынки сбыта однотипной с российскими экспортерами продукции.
Китай успешно конкурирует с Россией на инвестиционном поле Центральной Азии не столько прямыми инвестициями, сколько в форме оказания экономической помощи - грантов и кредитов. Китайские гранты и кредиты в развитие киргизской экономики в 1992-2006 гг. составили 50 млн. долл. против 430 млн. долл. для Узбекистана. КНР заявила, что предоставит всему региону (правда, в рамках Шанхайской организации сотрудничества) льготные кредиты в 900 млн. долл. на реализацию инвестиционных проектов.
Интересы Китая в Киргизии связаны с гидроресурсами, в частности, каскадами Са-рыджазских и Камбаратинских ГЭС в Кашгаре, реконструкцией Учкурганской ГЭС и
1 Кузьмина Е.М. Экономические позиции России в центральноазиатском регионе: пути укрепления в условиях глобальной конкуренции. Доклад на Ученом совете ОМЭПИ ИЭ РАН. М., 2008. С. 4.
2 Китайская национальная энергетическая компания СЫРС владеет 82% акций «Акто-бемунайгаз», 50%-ми долями в СП «Тургай-Петролеум» и «Казгермунай», 100% в «Ай-дан Мунай» и «Куатамлонмунай», имеет лицензию на разведку и разработку ряда нефтяных месторождений Казахстана. Для импорта нефти из Казахстана в Китай построен нефтепровод Атасу - Алашанькоу, вторая очередь нефтепровода свяжет Китай и нефтяные месторождения на Каспийском море. В 2006 г. между КНР и Туркменистаном было подписано соглашение о закупках туркменского газа в объеме 30 млрд куб. м в год в 2009-2038 гг. Для обеспечения сырьевой базы поставок СЫРС заключила с «Туркменга-зом» контракт на 1,5 млрд долл. для разведки месторождений природного газа Южный Иолотань на юго-востоке Туркмении.
ТЭЦ в Бишкеке. С реализацией этих проектов Китай рассчитывает стать импортером электроэнергии из Киргизии.
Активно развивается межгосударственная транспортная инфраструктура. Построено 87 транспортных маршрутов, в т.ч. 43 пассажирских и 44 грузовых, связавших КНР с Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном1. Наиболее активно Китай участвует в развитии дорожной сети Киргизии. В рамках работы Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Международного союза железных дорог (МСЖД) и ЭСКАТО ООН изучается возможность создания «Северного коридора» - транспортного пути от Китая до Германии, транзитной железнодорожной магистрали протяженностью 4 тыс. км от китайско-казахстанской границы через Казахстан - в Туркмению и Иран с европейской шириной колеи (1435 мм). Китай открыл провинцию Синьцзян для транзита грузов на пакистанский порт Гвадар, прокладки авто- и железных дорог по маршруту КНР - Кыргызстан - Узбекистан.
Таким образом, в Центральной Азии столкнулись геостратегические интересы России и Китая. И в наших интересах ускорить выработку долгосрочной, взвешенной стратегии присутствия России в Центральной Азии, усилив своим присутствием значение экономической помощи для модернизации и реконструкции национальных комплексов и осуществления экономических реформ. Очевидно, что помимо подписания с Киргизией соглашения о свободной торговле, Россия могла бы более активно продвигать идею участия в свободной экономической зоне.
1 Независимая газета, 22 января 2007.