Научная статья на тему 'Экономическое состояние женских монастырей Курской и Тамбовской губерний во второй половине XIX - начале XX веков'

Экономическое состояние женских монастырей Курской и Тамбовской губерний во второй половине XIX - начале XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
145
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНА / ДУХОВНОЕ СОСЛОВИЕ / МОНАХИНЯ / МОНАСТЫРЬ / ЭКОНОМИКА / МОНАСТЫРСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / WOMAN / CLERGY / NUN / MONASTERY / ECONOMY / MONASTIC ECONOMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колесникова В.Л.

В статье рассматриваются особенности ведения монастырского хозяйства на примере экономического состояния женских монастырей Курской и Тамбовской губерний во второй половине XIX начале XX вв. Они имели достаточно стабильное экономическое положение, так как одновременно располагали несколькими источниками дохода. Все эти источники дохода по отдельности, были нестабильными и обусловленными рядом обстоятельств, например, природными условиями, изменением демографической ситуации и пр. Практически в 100% женских монастырей были учебные заведения, которые приносили доход, состоявший из платы за обучение; все монастыри занимались рукоделием, продукты которого торговались; многие монастырские хозяйства вели сельскохозяйственную и др. деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers an economic condition of Kursk and Tambov provinces convents (in the second half of 19-th the beginning of 20-th centuries). They had quite stable economic situation as they had some several sources of the income simultaneously. All these sources of the income were caused by change of a demographic situation, the environment or something another. Practically in 100% of convents there were profitable educational institutions. All nunneries were engaged in needlework, the product of these activity is on sell. Many conventual farms did agricultural and other activity.

Текст научной работы на тему «Экономическое состояние женских монастырей Курской и Тамбовской губерний во второй половине XIX - начале XX веков»

УДК 271.2-788-055.2:94(470.32) 118/191

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНСКИХ МОНАСТЫРЕЙ КУРСКОЙ И ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

ECONOMIC CONDITION OF KURSK AND TAMBOV PROVINCES CONVENTS IN THE SECOND HALF OF 19-TH - THE BEGINNING OF 20-TH CENTURIES

В.Л. Колесникова V.L. Kolesnikova

Белгородский государственный институт искусств и культуры, Россия, 308033, Белгород, Королева, 7

Belgorod State Institute of Arts and Culture, 7 Koroleva st., Belgorod, 308033, Russia

E-mail: biz_k@bgiik.ru

Аннотация. В статье рассматриваются особенности ведения монастырского хозяйства на примере экономического состояния женских монастырей Курской и Тамбовской губерний во второй половине XIX - начале XX вв. Они имели достаточно стабильное экономическое положение, так как одновременно располагали несколькими источниками дохода. Все эти источники дохода по отдельности, были нестабильными и обусловленными рядом обстоятельств, например, природными условиями, изменением демографической ситуации и пр. Практически в 100% женских монастырей были учебные заведения, которые приносили доход, состоявший из платы за обучение; все монастыри занимались рукоделием, продукты которого торговались; многие монастырские хозяйства вели сельскохозяйственную и др. деятельность.

Resume. The paper considers an economic condition of Kursk and Tambov provinces convents (in the second half of 19-th - the beginning of 20-th centuries). They had quite stable economic situation as they had some several sources of the income simultaneously. All these sources of the income were caused by change of a demographic situation, the environment or something another. Practically in 100% of convents there were profitable educational institutions. All nunneries were engaged in needlework, the product of these activity is on sell. Many conventual farms did agricultural and other activity.

Ключевые слова: Женщина, духовное сословие, монахиня, монастырь, экономика, монастырское хозяйство.

Keywords: Woman, clergy, nun, monastery, economy, monastic economy.

В XIX и особенно в начале XX вв. материальное положение монастырей страны существенно улучшилось. Были увеличены денежные пособия от казны, монастыри вновь стали превращаться в крупных землевладельцев, благодаря чему смогли значительно расширить хозяйственную деятельность.

Согласно учению современной экономической науки, хозяйство есть деятельность, совершаемая хозяйствующим субъектом, «economic man», который и есть центральное понятие1. Каждая хозяйственная эпоха имеет свой собственный хозяйствующий субъект.

Экономический человек, хозяйственный деятель в христианстве, определяется его верою. Это отнюдь не значит, чтобы человек через это освобождался от внешнего бремени хозяйственной необходимости, ибо и апостолы Христовы должны были рыбачить, как и апостол Павел, заниматься деланием палаток, но изнутри это бремя принимается для Господа, ради христианского «послушания»2. Послушанием в православных монастырях называются всякие работы, возлагаемые на иноков монастырским начальством, и все они одинаково рассматриваются как совершаемые по воле Божией во спасение души. И эта религиозная установка определяет духовный тип хозяйственного деятеля, который должен проходить свое хозяйственное служение, в каком бы социальном положении он ни был, с чувством религиозной ответственности3.

Как было отмечено выше, монастыри в пределах губерний делились по характеру уставной жизни на общежительные и необщежительные. Все доходы в необщежительных монастырях разделя-

1 Булгаков С.Н. Православие. М., 2011. С.345.

2 Послушание - в монастырях: обязанность, которая возлагается на каждого монаха, а также специальная работа, назначаемая в искупление греха, проступка. (Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. 20-е изд., стереотип. М., 1988. С.461).

3 Булгаков С. Н. Православие. С.353.

лись на три категории: 1) «общемонастырские» - они шли на нужды обители, 2) «братские», делившиеся между братией, и з) «поручные» - доходы отдельных иноков, всецело им принадлежавшие. Монахи (монахини) особножительных монастырей могли иметь собственные сбережения помимо монастырской казны. Перед смертью монах (монахиня) был обязан все свое имущество завещать монастырю. В 1862 г. Синод рекомендовал переводить необщежительные монастыри в общежительные, рекомендация была повторена в 1869 г. Новые монастыри основывались только как общежительные. На первое января 1914 2/3 всех российских монастырей были общежительными, причем большинство из них были женскими1.

Женские монастырские хозяйства отличались от мужских большей разнообразностью видов трудовой деятельности. Для ведения своего хозяйства монастыри применяли и наемный труд. В 1889 г. в 476 монастырях было 26 тыс. чел., работавших по найму. В.А. Федоров в своей работе о монастырском хозяйстве приводит специальное исследование Д.И. Ростиславова об имущественном положении монастырей, где тот перечисляет до 20 других источников доходов: даяния на поминовение усопших, «кружечный сбор», «кошельковый», «молебенный», «просфорный», от продажи свечей и лампадного масла, от часовен, от крестных ходов, типографско-издательский, от продажи картин духовного содержания, от площадей под ярмарки и торжки на монастырской земле, от лавок и т. д. 2

Значительная часть монастырских земель, а также принадлежавшие монастырям мельницы, торговые лавки, пристани и прочие «оброчные статьи» сдавались в аренду и приносили монастырям немалый доход. Монастыри занимались и торгово-промышленной деятельностью, ссужали деньги под проценты, имели вклады в банках. Почти в каждом монастыре имелась особо чтимая икона или мощи местного святого (обычно основателя этого монастыря), что привлекало в монастырь многочисленных паломников.

По неполным данным, ежегодные доходы монастырей составляли: в 1861 г. 650 тыс. руб., в 1881 г. - 1,8 млн., в 1891 г. - 3,6 млн., а в 1913 г. - 20 млн. руб.3 В конце XIX в. монастыри стали вкладывать свои капиталы в городские доходные дома. Монастыри владели жилыми домами, кроме того, они имели подворья, постоялые дворы, торговые склады, обширные огороды как в черте города, так и в его окрестностях и т.д.

Рассмотрим монастырское хозяйство Тамбовской губернии на примере среднего по достатку Кадомского женского Милостиво-Богородицкого монастыря4:

1. Библиотека и архив.

2. Игуменский корпус, 38 арш. длиной и 24 ¥2 арш. шириной. Находится на западной стороне обители, около ворот, одноэтажный с мезонином, на каменном фундаменте и покрыт железом. Этот корпус выстроен в русско-византийском стиле.

3. Двухэтажный корпус на каменном фундаменте крытый железом, величина которого 36 ¥ арш. в длину и 42 арш. в ширину. Этот корпус делился на 2 половины. В одной половине его как вверху, так и внизу располагались кельи для сестер, а в другой внизу находилась трапеза, а вверху женское училище.

4. Каменный корпус двухэтажный, крытый железом, 28 арш. в длину и 14 арш. в ширину. Верху расположены кельи для сестер, а внизу хлебопекарня.

5. Пять деревянных флигелей с крыльцами и сенями, покрытые тесом, где помещаются кельи для сестер. Два из них новые, остальные - ветхие. Новые флигели каждый 35 арш. длиной, 12 арш. шириной.

6. Пять амбаров под одной крышей 38 арш. длиной и 9 арш. шириной.

7. Два ледника.

8. Баня.

9. Два сарая.

10. Конюшня.

11. Каменная ограда вокруг обители с трех сторон, покрытая тесом.

12. Дом для священника на каменном фундаменте, с мезонином, покрытый тесом с надворными постройками.

13. Дом для диакона, такой же, как для священника.

14. Скотный двор, покрытый тесом, со всеми удобствами и необходимыми помещениями, который располагается на расстоянии около полверсты от обители. При нем находится огород, где выращивают овощи для монастыря.

15. Монастырское подворье находится в 3-х верстах от города, где расположена обитель, состоящее из дома с надворными постройками. При нем усадьба и огород в количестве трех десятин.

16. Монастырский хутор, в 12 верстах от монастыря, где расположены три флигеля, крытые тесом. Летом здесь размещаются сестры обители, которые занимаются полевыми работами. При флигелях находятся строения, покрытые соломой:

1 См.: Федоров В.А. Монастырское землевладение и хозяйство. URL: http://ezh. sedmitza.ru/index.html?did=586.

2 Федоров В.А. Монастырское землевладение и хозяйство. URL: http://ezh.sedmitza.ru/ index.html?did=586.

3 Там же.

4 Историко-статистическое описание Кадомского женского Милостиво-Богородицкого монастыря. С. 27, 28.

• сараи и другие помещения для скота;

• амбар для хлеба;

• погреб;

• баня;

• плодовый сад в 3 десятины земли;

• молотильный сарай с молотильной и веятельной машинами;

• овин и рига.

17. Пчельник с необходимыми для пчеловодства строениями, находящийся в 10 верстах от монастыря. При нем имеется флигель для помещения сестер, занимающихся пчеловодством, покрытый соломой.

Средства к содержанию обители были следующие.

1. Доходы от земли. Всей земли - 570 десятин, их них пахотной - 252 дес., сенокосной - 31 дес., а остальная земля находится под кустарниками и усадьбой1. Грунт большей частью иловатый и песчаный, поэтому возделывание каких-то растительных культур особого дохода не приносит. Не было ни одного года, чтобы обитель могла обеспечить себя хлебом на год со своих полей, в среднем его хватало на 34 месяца. Следовательно, земледельческие занятия монахинь оказываются весьма неблагодарными.

2. Подаяния, размер которых, как отмечает И.Кобяков, «определить в точности нельзя», однако их не хватает «даже для приличного жалованья своим священникам»2.

3. Доходы от рукоделия сестер весьма невысокие, так что их недостает на удовлетворение самых вопиющих нужд обители3.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Кадомский женский монастырь можно отнести к числу нуждавшихся и по средствам своим, и способу их добывания. Все работы по хозяйству выполняли сами женщины, проживавшие в монастыре и проходившие послушание. Обязанности строго разделялись по сфере деятельности и по количественному составу послушниц, выполнявших их: просфирни и пономарки составляли около 7%, хлебницы - около 21%, скотницы - около 36%, клирос-ные - примерно 29% и др.4.

В монастырях Курской губернии средства к существованию обители можно было изыскать от оплаты за обучение в женском училище, например в Борисовской Девичьей Тихвинской пустыни в год за обучение девиц монастырь получал примерно 700 руб., еще 131 руб. 62 коп. шли ежегодно на содержание училища от графа Шереметева, что составляет примерно 76% от суммы5, требовавшейся для содержания школы, причем примерно 60% пополнялось средствами, собираемыми с монастырей Курской епархии на содержание приютов6. Итого, с этого рода деятельности монастырь получает около 36% прибыли, что составляет примерно 1200 рублей в год. На половину этой суммы можно было содержать больницу и богадельню, как например, при Курском Свято-Троицком женском монастыре, где такие затраты составляли 535 руб. 58 коп7.

Экономическое положение монастырей, как в целом по России, так и в Тамбовской и Курской губерниях, отмечалось положительной динамикой с середины XIX к началу XX вв. Это время было для православной церкви Тамбовской епархии триумфальным. Так, за период с 1850 по 1904 гг. в епархии было построено 8 женских монастырей, 5 женских общин8.

Несмотря на то, что с начала XX в. наблюдается напряженная социальная обстановка у духовного сословия в целом по стране (например, в 1905-1907 гг. было совершено около 500 выступлений крестьян против церкви и духовенства, убит 31 священник, разгромлено 12 церквей и 2 монастыря), в Тамбовской епархии в 1912 г. вновь возникла еще одна женская община9.

Таким образом, экономическое положение женских общин и монастырей Тамбовской губернии в конце XIX - начале XX вв. было достаточно стабильным. Например, Кирсановский Тихвино-Богородицкий женский монастырь (Тамбовская губерния), основанный еще в начале XIX века, был самодостаточным10. Более чем за сто лет обитель трудами всех ее насельниц выросла настолько, что к началу XX века занимала в городе целый квартал. Доступ в монастырь днем для всех был свободным. Родственники и знакомые могли приходить и навещать монахинь даже в кельях. Общая трапеза была установлена только для послушниц. Кормили неплохо, 3-4 раза в день.

1 Историко-статистическое описание Кадомского женского Милостиво-Богородицкого монастыря. С. 29.

2 Там же.

3 Там же.

4 Государственный архив Тамбовской области (далее ГАТО). Ф. 181. Оп.1. Д.1777.

5 Государственный архив Курской области (далее ГАКО). Ф.20. Оп. 2. Д.371. Л.9.

6 О состоянии Курских Александровских епархиальных детских приютов в 1890/91 уч. годов // Курские епархиальные ведомости. 1890. №51. С. 840.

7 ГАКО. Ф. 20. Оп.2. Д.375. Л.7 об.

8 Чигринская Л.Ф. Причины преодоления сословности в социальной структуре православного духовенства Тамбовской епархии. С.114.

9 Чигринская Л.Ф. Причины преодоления сословности в социальной структуре православного духовенства Тамбовской епархии. С.114.

10 Левин О.Ю., Просветов Р.Ю., Алленов А.Н. Кирсанов Православный: URL: http://www.grad-kirsanov.ru/author.php?id=part1.

К 1914 году монастырский комплекс объединял: Тихвинскую церковь с трапезной и нижним храмом, домовую церковь в двухэтажном деревянном больничном корпусе, школу, приют, 16 корпусов, где размещались мастерские и келии сестер, хозяйственные постройки, скотный и конный двор, сад, гостиница на 45 мест. По материальной обеспеченности к 1917 году Тихвинский монастырь занимал второе место среди двенадцати женских обителей Тамбовской епархии.

Земельные владения монастыря выросли к 1917 году до 1049 десятин. Первое пожертвование было поднесено от М.П. Колычевой - 100 десятин. От казны при с. Перевоз - 150 дес. в 1853 г. В 1872 г. при д. Беклемищевке - 100 дес. от М.Н. Дубровской-Сипягиной, при с. Рамза - 48,5 дес. Вся эта земля сдавалась в аренду крестьянам. А главный участок в 650 дес. при с. Кипец сестры обрабатывали сами и только в страдную пору нанимали работников. В летнее время здесь работали практически все способные к труду сестры1.

Кроме пахотной земли монастырю принадлежали 21 дес. мелкого дровяного леса и 109 дес. сенокосов по р. Вороне. Выращиваемого на монастырской земле хлеба хватало на всех, поэтому особой нужды монастырь не испытывал. Трудности появились только в 1891 году, когда урожай выдался плохой и пришлось купить семь вагонов зерна. Но в 1892 году положение выправилось2. В 1904-1905 гг., в связи с волнениями крестьян, возникло новое осложнение: «Крестьяне непрестанно грозились уничтожить хутор (в с. Кипец), увозили хлеб, уводили скот и поджигали постройки»3. Однако со временем эти страсти утихли.

Помимо земельных владений к 1907 году у монастыря имелись пекарня и золотошвейная мастерская. Сестры пряли лен и пух, вязали платки, шарфы, рубашки, писали иконы и украшали их цветами, делали ризы из фольги, вышивали гладью по полотну, шили белье, простыни, производили ремонтные работы в домах горожан4. В конце XIX в. монастырь приобрел ткацкие станки. Некоторых сестер посылали обучаться высокому мастерству и художеству в Петербург.

Обитель жила на полном самообеспечении, вступала в торговые отношения. В монастыре делались вещи на заказ. Специально для этого освоили шитье по канве (салфетки), открыли башмачную мастерскую. Мастерская кройки и шитья принимала заказы на светские платья по журналам мод того времени5.

Еще один источник доходов можно рассмотреть на примере Оржевского Тишениновского Бо-голюбовского женского монастыря Тамбовской губернии, самого крупного землевладельца в епархии. В начале XX века монастырь начал ощущать значительную скудость средств. Объяснялось это все тем же земельным вопросом. В отличие от Кирсановского монастыря, главный источник здешних доходов - арендная плата за землю, 388 дес. которой располагались рядом с обителью, а 2137 дес. - при д. Во-ронцовке. У крестьян этой деревни в личном пользовании было всего 207 дес. (на 208 душ). Причем их наделы со всех сторон были окружены монастырской землей. Зачастую у монастыря брали землю в аренду арендаторы-посредники, а затем передавали ее крестьянам. Крестьяне постоянно терпели притеснения от арендаторов. Отношения обители были напряженными как с арендаторами, так и с крестьянами, и всегда грозили перерасти в конфликт. При урожае зерновых местные «крестьяне бывали исправными плательщиками, а когда нет - не платили»6.

Таким образом, у женских монастырей спектр источников дохода, с использованием физического труда, был не так велик, как у мужских монастырских хозяйств, в силу разницы в физических возможностях и выносливости мужского и женского организмов7.

Основными источниками доходов женских монастырей Курской и Тамбовской губерний можно назвать следующие:

• платное обучение;

• пожертвования;

• земледелие;

• торговля - доход от рукоделий (шитье по канве (салфетки), шитье золотом, шитье белья, простыней, пошив и починка обуви, пряжа льна и пуха, вязание платков, шарфов, рубашек, письмо икон и украшение их цветами, изготовление ризы из фольги, вышивка гладью по полотну и т.д.);

• сдача в аренду земли;

• наемный труд (производили ремонтные работы в домах горожан).

Все эти источники дохода по отдельности, на наш взгляд, были нестабильными и обусловленными рядом обстоятельств, например, природными условиями, изменением демографической ситуа-

1 Там же.

2 Тамбовские Епархиальные ведомости. 1907. № 51. С. 2374-2380.

3 Там же. 1910. № 31. С. 1094-1098.

4 Там же. 1907. № 1. С. 25-28.

5 Там же. 1907. № 52. С. 2397-2401.

6 Левин О.Ю., Просветов Р.Ю., Алленов А.Н. Кирсанов Православный: URL: http://www.grad-kirsanov.ru/author.php?id=partl.

7 Морфология человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. / под ред. Б.А.Никитюкова, В.П.Чтецова. М., 1990.

С.55-67.

ции и пр. Так, взимание платы за обучение будет иметь прибыль лишь тогда, когда в монастырской школе будет максимально высокий процент обучающихся из зажиточных семей и количество мест будет расти. Что касается пожертвований, то предсказать или спланировать их вообще невозможно. Торговля рукодельными товарами - самое малоприбыльное занятие (затраты времени на изготовление изделия высокие, а стоимость невелика). Сдача в аренду земли - более выгодное дело, но зависит от природных условий и правильности и своевременности выполнения земельных работ арендаторами, которыми зачастую выступали крестьяне (в случае неурожая, арендная плата не взималась). А монашеский наемный труд - это сезонное явление и не массовое, так как монастырское хозяйство нуждалось в постоянном внимании.

Тем не менее, женские монастыри Курской и Тамбовской губерний в изучаемый период имели достаточно стабильное экономическое положение, так как одновременно располагали несколькими источниками дохода. Практически в 100% женских монастырей были учебные заведения, которые приносили доход, состоявший из платы за обучение; все монастыри занимались рукоделием, продукты которого торговались; многие монастырские хозяйства вели сельскохозяйственную деятельность и др.

Библиография

Булгаков С.Н. Православие. М.: «Издательство Белорусского Экзархата - Белорусской Православной Церкви», 2011.

Историко-статистическое описание Кадомского женского Милостиво-Богородицкого монастыря. Тамбов: «Губернская земская типография».

Левин О.Ю., Просветов Р.Ю., Алленов А.Н. Кирсанов Православный. URL: http://www.grad-kirsanov.ru/author.php?id=partl.

Морфология человека: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. / под ред. Б.А.Никитюкова, В.П.Чтецова. М.: Изд-во МГУ, 1990.

О состоянии Курских Александровских епархиальных детских приютов в 1890/91 уч. годов // Курские епархиальные ведомости. 1890. №51. С. 840.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988.

Тамбовские Епархиальные ведомости. 1907. № 1. С. 25-28.

Тамбовские Епархиальные ведомости. 1907. № 51. С. 2374-2380.

Тамбовские Епархиальные ведомости. 1907. № 52. С. 2397-2401.

Тамбовские Епархиальные ведомости. 1910. № 31. С. 1094-1098.

Федоров В.А. Монастырское землевладение и хозяйство. URL: http://ezh. sed-mitza.ru/index.html?did=586.

Чигринская Л.Ф. Причины преодоления сословности в социальной структуре православного духовенства Тамбовской епархии // Формирование и развитие социальной структуры населения Центрального Черноземья: тез. докладов и сообщений II Межвузовской науч. конф. по исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1992. С. 54-59.

References

Bulgakov S.N. Pravoslavie. M.: «Izdatel'stvo Belorusskogo EHkzarhata - Belorusskoj Pravoslavnoj Cerkvi», 2011.

Istoriko-statisticheskoe opisanie Kadomskogo zhenskogo Milostivo-Bogorodickogo monastyrya. Tambov: «Gubernskaya zemskaya tipografiya».

Levin O.YU., Prosvetov R.YU., Allenov A.N. Kirsanov Pravoslavnyj. URL: http://www.grad-kirsanov.ru/author.php?id=partl.

Morfologiya cheloveka: Ucheb. posobie. 2-e izd., pererab., dop. / pod red. B.A.Nikityukova, V.P.CHtecova. M.: Izd-vo MGU, 1990.

O sostoyanii Kurskih Aleksandrovskih eparhial'nyh detskih priyutov v 1890/91 uch. godov / / Kurskie eparhial'nye vedomosti. 1890. №51. S. 840.

Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: Ok. 57000 slov / Pod red. chl.-korr. AN SSSR N.YU.SHvedovoj. 20-e izd., stereotip. M.: Rus. yaz., 1988.

Tambovskie Eparhial'nye vedomosti. 1907. № 1. S. 25-28.

Tambovskie Eparhial'nye vedomosti. 1907. № 51. S. 2374-2380.

Tambovskie Eparhial'nye vedomosti. 1907. № 52. S. 2397-2401.

Tambovskie Eparhial'nye vedomosti. 1910. № 31. S. 1094-1098.

Fedorov V.A. Monastyrskoe zemlevladenie i hozyajstvo. URL: http://ezh. sedmitza.ru/index.html?did=586.

CHigrinskaya L.F. Prichiny preodoleniya soslovnosti v social'noj strukture pravoslavnogo duhovenstva Tam-bovskoj eparhii // Formirovanie i razvitie social'noj struktury naseleniya Central'nogo CHernozem'ya: tez. dokladov i soobshchenij II Mezhvuzovskoj nauch. konf. po istoricheskoj demografii i istoricheskoj geografii Central'nogo CHer-nozem'ya. Tambov: Izd-vo TGU im. G.R.Derzhavina, 1992. S. 54-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.