Научная статья на тему 'Экономическое содержание понятия «Конкурентоспособность»'

Экономическое содержание понятия «Конкурентоспособность» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1130
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / УСЛУГА / БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Санович Марина Александровна

В статье изучаются и систематизируются различные подходы ученых к экономическому содержанию понятия «конкурентоспособность». На основе анализа существующих подходов автором уточнено понятие «конкурентоспособность услуги»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое содержание понятия «Конкурентоспособность»»

Экономическое содержание понятия «конкурентоспособность»

Санович М. А.

Санович Марина Александровна / Sanovich Marina Aleksandrovna - кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и стратегического планирования, экономический факультет,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Вятская государственная сельскохозяйственная академия, г. Киров

Аннотация: в статье изучаются и систематизируются различные подходы ученых к экономическому содержанию понятия «конкурентоспособность». На основе анализа существующих подходов автором уточнено понятие «конкурентоспособность услуги».

Ключевые слова: маркетинг, систематизация, конкурентоспособность, предприятие, услуга, банк.

Сущность конкуренции наиболее ярко отражается в важнейшей характеристике товаров или услуг на рынке - в ее конкурентоспособности. Однако современная экономическая наука не дает единой общепринятой трактовки содержания категории «конкурентоспособность». Рассмотрим три основных подхода к определению понятия «конкурентоспособность».

1. Общий подход. Определения, относящиеся к данной группе, не дают разграничения понятиям «конкурентоспособность товара/работ/услуг» и «конкурентоспособность предприятия». Конкурентоспособность рассматривается как способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам: [4; 8; 9; 11].

2. Определение конкурентоспособности с позиции конкурентоспособности предприятия, то есть способности предприятия конкурировать на рынке с изготовителями и поставщиками аналогичной продукции (конкурентами): [1; 7; 15].

3. Определение конкурентоспособности с позиции конкурентоспособности товара/услуги, в самом общем смысле: обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования: [3; 6; 13].

Но, несмотря на значительное количество работ, посвященных данной проблеме, существуют некоторые различия в понимании «конкурентоспособность товара/услуги». Достижение и удержание конкурентных преимуществ является основной стратегической целью любой организации. В условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках создание и удержание конкурентных преимуществ является одной из самых актуальных проблем. Достичь конкурентного преимущества можно с помощью двух критериев: ценовой характеристики и полезного эффекта от потребления. Чаще всего покупатель приобретает товар только потому, что он дешевле других товаров. Такие покупки могут совершаться, даже если продукт не имеет потребительской ценности для потребителя. Часто в качестве полезного эффекта продукции используются комплексные показатели ее качества. Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие факторы, такие как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания: [14].

Исходя из вышесказанного можно предположить, что конкурентоспособность продукции (услуги) -это совокупность таких элементов, как качество, цена, обслуживание.

Каждая отрасль производит услуги, даже если это материальное производство в той или иной степени является услугой по обработке первичных ресурсов и превращению их в товар. Продвижение и продажа товаров осуществляется через комплекс услуг. Таким образом, сфера услуг выполняет общеэкономическую функцию, которая заключается в организации функционирования материального производства.

Рассмотрим два подхода к определению понятия «конкурентоспособность услуги».

Первый подход характеризует конкурентоспособность услуги как свойство объекта, обладающего совокупностью стоимостных и качественных характеристик, определяющих отличие данного объекта от других аналогичных объектов по степени и уровню удовлетворения конкретной потребности покупателя на определенных рынках на протяжении данного периода времени: [3; 5; 13].

Второй подход рассматривает конкурентоспособность услуги как относительную интегральную характеристику, которая может проявиться лишь при условии формирования конкурентной среды, т. е. рынка, на котором независимые хозяйствующие субъекты свободно соперничают за право оказывать услуги независимому покупателю: [2; 6; 10; 12].

Таким образом, изучив подходы к понятию конкурентоспособности услуг, предлагается следующее определение. Конкурентоспособность услуги - это комплекс стоимостных, качественных и потребительских свойств услуги, благодаря которым предприятие, оказывающее данные услуги, приобретает значительное преимущество на рынке независимых хозяйствующих субъектов, свободно соперничающих между собой.

Литература

1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и маркетинг. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. 270 с.

2. Баркан Д. Н. Маркетинг для всех: беседы для начинающих. Л.: Ред. изд. центр «Культ - информ - пресс», 1991. 256 с.

3. Григорьев М. Н. Маркетинг. М.: Юрайт, 2010. 366 с.

4. Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления. М.: Информационно - внедренческий центр «Маркетинг», 1997. 195 с.

5. Маркетинг. / Под ред. Романова А. Н. М.: Банки и биржи, 1996. 340 с.

6. Маркетинг: Учебник для вузов. / Под ред. Н. Д. Эриашвили. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2003. 631 с.

7. Международный маркетинг: Учеб. Пособие. / Под ред. Н. И. Перцовского. М.: Высшая школа, 2001. 239 с.

8. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Сов. энциклоп., 1987. С. 235.

9. Петров В. Ю. Конкурентоспособность водорода как моторного топлива на автомобильном транспорте. // Труды ИНП РАН, 2008.

10. Портер М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 895 с.

11. Рыночная экономика: Словарь. / Под общ. ред. Г. Я. Кипермана. М.: Республика, 1993. 524 с.

12. Фасхиев Х. А., Попова Е. В. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом, 2003. № 4. С. 53-68.

13. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг. СПб.: Питер, 2006. 352 с.

14. Хандруев А. А., Чумаченко А. А. Конкурентная среда и модернизация структуры российского банковского сектора. // Банковское дело. 2010. № 11. С. 6.

15. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 2002. 528 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.