Научная статья на тему 'Экономическое содержание оборотных средств в современных условиях'

Экономическое содержание оборотных средств в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
Оборотные средства / финансовые ресурсы / современные условия / экономическая роль / Working capital / financial resources / modern conditions / economic role

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цугленок Ольга Михайловна

Оборотный капитал на предприятии обеспечивает постоянный, непрерывный источник финансовых ресурсов на всех этапах производства. Его задачи состоят в следующем: 1. Удовлетворение потребности во время изготовления определенных видов продукции. 2. Предоставление оперативных и полноценных расчетов. 3. Повышать эффективность использования оборотных средств в процессах производственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC CONTENT OF WORKING CAPITAL IN MODERN CONDITIONS

Working capital at the enterprise provides a constant, continuous source of financial resources at all stages of production. Its tasks are as follows: 1. Satisfaction of needs during the manufacture of certain products. 2. The provision of prompt and full payments. 3. To increase the efficiency of working capital in the production processes.

Текст научной работы на тему «Экономическое содержание оборотных средств в современных условиях»

УДК 33

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11642

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ

Цугленок Ольга Михайловна

старший преподаватель кафедры Экономики и управления АПК ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: Оборотный капитал на предприятии обеспечивает постоянный, непрерывный источник финансовых ресурсов на всех этапах производства. Его задачи состоят в следующем:

1. Удовлетворение потребности во время изготовления определенных видов продукции.

2. Предоставление оперативных и полноценных расчетов.

3. Повышать эффективность использования оборотных средств в процессах производственной деятельности.

Ключевые слова: Оборотные средства, финансовые ресурсы, современные условия, экономическая роль

THE ECONOMIC CONTENT OF WORKING CAPITAL IN MODERN

CONDITIONS

Tsuglenok Michael Olga

Senior Lecturer of the Department of Economics and Management of the AIC Krasnoyarsk State Agrarian University of Achinsk Branch Russia, Achinsk

Abstract: Working capital at the enterprise provides a constant, continuous source of financial resources at all stages of production. Its tasks are as follows: 1. Satisfaction of needs during the manufacture of certain products. 2. The provision of prompt and full payments. 3. To increase the efficiency of working capital in the production processes.

Keywords: Working capital, financial resources, modern conditions, economic role

Оборотный капитал организации приравнивается к первоочередным задачам рыночной экономики. Оборотный капитал формирует некую часть себестоимости, поэтому изучая их экономическую суть, стоит раскрыть понятия цикличности и стоимостного оборота. Экономическая роль оборотного капитала заключается в его характере, действительности, которая связана с необходимостью обеспечивать воспроизводство процесса, который состоит из процессов: производства и обращения. Проблематику оборота и цикличности исследовали многие ученые, как за рубежом, так и отечественные. Основоположником понятия и теории кругооборота средств производства был К. Маркс.

Со временем экономисты стали выделять несколько основополагающих подходов в установлении действительности оборотных активов. Первая группа считает, что в их основе

лежит общность понятий оборотных фондов на производстве и тех фондов, которые обращаются в финансовую форму. Это мнение достаточно активно поддерживается А.М. Бирманом. Он утверждает, что объединение таких определений, как оборотный фонд капитализации средств и фонд обращения являют собой экономически мотивированное, целесообразное и неотъемлемое утверждение.

Поэтому считается, что по этой теории, оборотные средства организации состоят из следующих фондов: задействованных в непосредственно процессах производственной деятельности и в свободном обращении активов.

Авансируемые финансовые ресурсы, используемые как оборотные финансовые активы, производственные вложения и свободные обращения финансов, позволяют создать цикличность на данном производстве.

При этом стоит понимать, что единство концепции оборотного капитала и фондов производства и обращения, имеют между собой фундоментальные различия.

Посредством оборотного капитала достигается логичность и целостность проводимых этапов на производстве, позволяющая реализовывать продукцию. При этом оборотный капитал выступает в естественной конфигурации. Так же во время производства продукции он полностью потребляется, поэтому его стоимость определяет себестоимость готового продукта. Сохранность процессов обращения товара определяет фонд обращения. Поэтому он не входит в образование стоимости готового продукта, а лишь является ее носителем.

Возмещение оборотных средств происходит за счет реализации готовой продукции, оказания услуг, работ, так как в их стоимость включены затраты. Это позволяет возобновлять протекание производственных циклов, включающих в себя цикличность движения активов предприятия.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что кругооборот финансовых активов состоит в их постоянном переходе в циклах производства. Эта операция проходит непрерывно и постоянно. Оборотные активы регулярно перемещаются между сферами, связанными с обращением и производственными фондами. В этом случае их стоимостная составляющая полностью переходит на стоимость выпускаемых товаров (услуг, работ). При этом основные средства, задействованные на производстве, переносят лишь свою незначительную часть в себестоимость товаров. В этом заключается их разница.

Экономисты также выделяют взаимосвязывающий фактор длительности цикла на производстве и потребностью в оборотном капитале. Например, если цикл достаточно длительный, то потребуется большее количество оборотных активов, чтобы создать непрерывность кругооборота. Весь цикл производства можно условно разделить на обусловленные этапы, в которых оборотные средства располагаются неравномерно. Это зависит от таких свойств, как потребление и технологическая потребность, характеристики самого производства и продажа продукции. Поэтому можно сказать, что прохождение оборотных активов по этапам производства влияет на общую длительность его кругооборота.

Если говорить более простым языком, то большая длительность вовлечения капитала в кругооборот производства приводит к абстрагированию денежных средств, вследствие этого, требует дополнительного финансирования. Такие меры необходимы для того, чтобы создать последовательность цикла производства и реализации. Данные действия часто приводят к снижению конкурентного преимущества организации на рынке, а, следовательно, и к ослаблению экономической стабильности.

Экономисты сходятся в одном мнении, что необходимо упрощать финансовое обеспечение, субсидирование, учет, надзор над производством, чтобы объединить оборотный капитал, оборотные ресурсы производства и ликвидного обращения. Другая группа экспертов подвергает осуждению такие действия. Они считают, что это лишь

позволяет отразить основную долю оборотного капитала, при этом не воспроизводя их прямую связь с цикличностью средств. Поэтому такое суждение само по себе приводит к отрицанию самостоятельности оборотных средств коммерческого предприятия как категории экономики.

В научных трудах можно найти разные варианты определения оборотных активов, но в основном они отличаются по форме подачи, чем по своей сути. Согласно мнению В. В. Ковалева, оборотные средства организации стоит причислять к подвижному активу организации, являющимся по своей сущности финансовыми средствами, или те, что могут обращаться в них за год или во время проведения одного цикла на производстве.

С подобным высказыванием выступает К. А. Раицкий. Можно сказать, что такое определение показывает сущность оборотных активов, но при этом не дает полную оценку их экономической составляющей.

Исходя из анализа разных определений понятия оборотных средств, можно предложить определение понятия.

К данному определению относятся активы коммерческой компании, способные оборачиваться в денежные средства за один календарный год или в процессе одного полного производственного цикла, которые авансируются на создание фондов оборота и ресурса обращения для создания неделимости циклов их круговорота и непрерывного возобновления и наращивания активов.

Чтобы понять суть оборотных активов, необходимо разобраться с их функциями. Изучая цикличность и оборачиваемость авансированной стоимости при расширенном производстве, а также рассматривая значимость оборотных активов и влияния их на процессы производства, можно выделить две важные функции:

- создание постоянного производственного процесса и реализации;

- непосредственное влияние на экономическую составляющую процесса.

Первая функция представляет собой авансирование процессов изготовления, создания непрерывного цикла от производства до реализации готовых товарных позиций. При этом стандартный финансово-кредитный механизм позволяет поддерживать непрерывный поток оборотного капитала. В этом варианте создается несколько источников, формирующих оборотные активы.

Ко второй функции относят понятия экономического влияния на сами производственные процессы. Оборотные средства способны оказывать непосредственное воздействие на производственные процессы, реализацию продукции. При этом очень важно учитывать тот фактор, как были сформированы оборотные средства.

Стоит понимать, что обе функции изъявляются одновременно. Беспрерывность изготовления, скорее всего, причисляется к абстрактному понятию, но реализуется она с помощью второй функции - побудительное воздействие на производство. Между тем эти функции обладают и обратной зависимостью. Для достижения беспрерывности процессов на производстве, снабжения цикличности стоимости, необходимо экономически стимулировать изготовление продукции.

Список источников:

1 Бланк И.А. Финансовый менеджмент [Текст]: учебный курс / И.А. Бланк. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Ника-центр, 2016. - 656 с.

2 Бердников, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие/ Т.Б. Бердников. - М.: Инфа-М, 2016.- 215с.

3 Бочаров, В.В. Современный финансовый менеджмент / В.В. Бочаров. - СПб.: Питер, 2016. - 464 с.

4 Вакуленко, Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений [Текст] / Т.Г. Вакуленко, Л.Ф.Фомина. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2016. - 240 с.

УДК 336.5

DOI 10.24411/2409-3203-2018-11643

МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НА

ПРЕДПРИЯТИИ

Шварцкопф Надежда Владимировна

старший преподаватель кафедры экономики и управления АПК ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ Ачинский филиал Россия, г. Ачинск

Аннотация: Разработан план мероприятий, повышающий производительность хозяйственной деятельности.

Ключевые слова: снижение себестоимости, функции прибыли, денежные потоки, чистая прибыль.

MEASURES TO IMPROVE FINANCIAL CONDITION AT THE ENTERPRISE

Schwarzkopf Nadezhda Vladimirovna

Senior Lecturer, Department of Economics and Management of AIC Achinsk branch of the Krasnoyarsk State Agrarian University Russia, the city of Achinsk

Annotation: A plan of measures has been developed that increases the productivity of economic activity.

Keywords: cost reduction, profit function, cash flow, net profit.

Чтобы стабилизировать финансовое состояние организации необходимо разработать план мероприятий, повышающих производительность хозяйственной деятельности.

Организация, способная приспосабливаться к технологическому, экономическому, социальному изменению в стране, способна конкурировать, лавировать среди возникающих трудностей и процветать в финансовом плане.

Наращивание объемов продаж способствует повышению прибыли, быстрому обороту товара и денег. Чтобы этот процесс был более эффективным, необходимо предоставить постоянным клиентам скидки, дисконтные карты. Лучшим и более привлекательным, действенным размером скидки считается 10%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.