Научная статья на тему 'Экономическое содержание инвестиций и их особенности в электроэнергетической отрасли'

Экономическое содержание инвестиций и их особенности в электроэнергетической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / «ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ» / «ИНСТРУМЕНТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ» / ПРЕДЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ КАПИТАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихонов К. С.

В статье раскрывается проблема определения источников инвестиционных ресурсов в сфере электроэнергетике как отрасли естественной монополии на основе сочетания рыночных и государственно административных форм регулирования инвестиционной активности хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое содержание инвестиций и их особенности в электроэнергетической отрасли»

экономическое содержание инвестиций и их особенности в

электроэнергетической отрасли

ТИХОНОВ К.С.

Институт экономики и ВЭС ЮФУ, аспирант, 344002 г Ростов-на-Дону, пер. Соборный 26

В статье раскрывается проблема определения источников инвестиционных ресурсов в сфере электроэнергетике как отрасли естественной монополии на основе сочетания рыночных и государственно - административных форм регулирования инвестиционной активности хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: инвестиции; инвестиционная деятельность; «источники инвестиций»; «инструменты инвестирования»; предельная эффективность капитала

Коды классификатора JEL: Е 22, G 11, О 13, Р 28

Инвестиции являются материальной основой воспроизводства, представляя собой финансовые ресурсы, авансируемые в факторы производства любого экономического блага, и, в этом смысле, представляют собой важнейшую категорию экономической науки и практики.

По мнению Дж. Кейнса, инвестиции можно определить как «прирост ценности капитального имущества независимо от того, состоит ли последнее из основного, оборотного или ликвидного капитала» [5, с. 541]. В ^ свою очередь, Э. Дж. Долан и Д. Линдсей определяют инвестиции на макроуровне как «увеличение объема ^ капитала, функционирующего в экономической системе, то есть увеличение предложения производитель- Ь ных ресурсов, осуществляемое людьми» [3, с. 13]. Другие экономисты как Р. Дорнбуш и С. Фишер понимают щ под инвестициями расходы, направляемые на увеличение или сохранение основного капитала [4, с.168]. X В ст. 1 Закона РФ от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капи- ^Г тальных вложений» под инвестициями понимаются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в ^ том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпри- щ нимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного ^ эффекта» [9]. О Несмотря на наличие большого количества определений содержания категории инвестиций, имеющих Ь место в отечественной и зарубежной литературе, большинство экономистов сходятся на мысли, что экономи- 00 ческая природа инвестиций состоит в том, что они представляют собой материальную основу воспроизводс- Р тва экономических благ. Так как функцию воспроизводства экономических благ в современном обществе ^у реализует бизнес, осуществляющий соединение производственных факторов в единый процесс производства благ и услуг, то со стоимостной точки зрения инвестиции - это часть вновь созданной стоимости, которая 0 направляется на осуществление воспроизводства в простом или расширенном масштабе. Это обстоятельство £ является ключевым при определении источников инвестиций, так как различные части вновь созданной сто- ё имости по-разному участвуют в формировании инвестиционных ресурсов.

С нашей точки зрения, для большей ясности источники инвестиций следует группировать по принципу ю

принадлежности и платности для данного предприятия, то есть с точки зрения собственника. В этом случае ^

то, что принадлежит самому предприятию или поступило на безвозмездной основе, является собственными >

(внутренними) источниками финансирования. В зависимости от функциональной принадлежности к различ- 2

ным частям вновь созданной стоимости и от роли, которую выполняют эти части в создании новой стоимости, °

ф

со

I—

О

на принципах платности, срочности и возвратности относятся к заемным источникам инвестиций, составля- о.

ющих одну часть внешних источников инвестиций, другую часть которых составляют привлеченные источ- ^

ники финансирования. >■

Таким образом, по нашему мнению, следует выделять внутренние (собственные) источники инвестиций, о

состоящих из амортизации и прибыли, и внешние, состоящие из заемных и привлеченных инвестиционных о

ресурсов. При этом источники инвестиций представляют собой лишь потенциально возможные инвестици- о

онные ресурсы, которые могут быть привлечены для финансирования износа или расширения основного о

капитала. Привлечение потенциально возможных источников инвестирования в факторы производства о

осуществляется на основе использования инструментов финансирования. Так, например, амортизационный о

фонд является инвестиционным ресурсом, а его превращение в инвестиции осуществляется на основе нор- £

мы амортизации. Аналогично, прибыль является собственным источником инвестиций, а ее превращение в ;=

инвестиции осуществляется на основе нормы капитализации. Конкретизация понятий «источники инвес- £

тиций» и «инструменты инвестирования» представляется нам важным для разработки механизма экономи- ^

ческого стимулирования инвестиций, так как, во - первых, невозможно использовать источники инвестиций т для целей экономического стимулирования собственно инвестиций. Во - вторых, напротив, имея заданные

источники инвестиций, можно посредством инструментов инвестирования стимулировать инвестиционную о

активность хозяйствующего субъекта. Так, например, устанавливая ускоренную норму амортизации, мы тем ®

самым создаем экономические предпосылки стимулирования инвестиций в процесс восстановления изно- §

шенного капитала. Если прибыль является собственным источником инвестиции, то инструментом высту- о

пает льготная система налогообложения реинвестируемой части прибыли. Различие понятий можно также о

проиллюстрировать на примере заемных и привлеченных инвестиционных ресурсов. 00

внутренние (собственные) источники инвестирования подразделяются на амортизационные и реновационные (инвестируемая в восстановление или расширенное воспроизводство часть прибыли). Поступления же

В экономической литературе достаточно обстоятельно описан каждый из выделенных источников инвестиций, а также их преимущества и недостатки в условиях посткризисной экономики России. Однако отличительной чертой публикаций, посвященных проблемам инвестиций в экономику России в целом и в сферу электроэнергетики, в частности, является единство мнений авторов в отношении необходимости и решающей роли государственных инвестиций, имеющих бюджетную основу [10, с.19]. Именно это обстоятельство заставляет обратиться к исследованию экономической сущности инвестиций. Как было сказано выше, инвестиции возникают и функционируют как неотъемлемый элемент процесса воспроизводства, субъектом которого выступает бизнес, реализующий свою предпринимательскую функцию в рамках рынка и посредствам рынка. Это обстоятельство позволяет рассматривать инвестиции как составную часть общего процесса реализации экономическим субъектом своих ценностных предпочтений или, как принято это обозначать в экономической теории, процесса выбора варианта использования ресурсов в условиях их ограниченности. Иначе говоря, инвестиции выступают одной из составляющих системы альтернатив экономического субъекта.

Именно этим определяется их экономическая природа, которую можно представить следующей квинтэссенцией - экономический субъект осуществляет (не осуществляет) инвестиции тогда и в том случае, когда (и если) альтернативные издержки инвестиций меньше выгод от вложения финансовых средств в тот или иной финансовый проект. Конкретизация этого общего критерия принятия решения экономическим субъектом применительно к инвестициям позволяет сформулировать общий механизм осуществления инвестиций: инвестиции будут осуществляться до тех пор, пока предельные издержки инвестиций не сравняются с предельной выгодой от инвестирования [8, с. 217]. В этом смысле, принципиально обратить внимание на тот факт, что государственное финансирование тех или иных проектов строительства производственных объектов вообще, и в сфере электроэнергетики, в частности, не является инвестициями в экономическом смысле этой категории, ^ а в большей степени представляют собой государственные расходы, подчиняющиеся совершенно иной логике ^ функционирования, нежели инвестиционная деятельность первичных экономических субъектов (бизнеса). Ь Поэтому, в основе активизации участия государства в инвестиционном процессе в условиях рыночной (О модели инвестирования лежит усиление экономического регулирования инвестиционной деятельности, со-X действие развитию инвестиционной инфраструктуры, создание институционально-правовой и экономичес-^ кой среды, стимулирующей рост частных инвестиций. Привлечение средств частных инвесторов как инвес-

□ тиционного источника является на современном этапе экономического развития важнейшей задачей.

^ Понимание экономической природы инвестиций как альтернативных издержек экономического субъек-^ та позволяет сформулировать общие представления об экономическом механизме инвестиционной деятель-^ ности. Очевидно, что параметры этого механизма в целом совпадают с параметрами рыночных принципов I- взаимодействия экономических субъектов, которые можно применительно к инвестиционной деятельности

□ сформулировать следующим образом: экономический субъект, осуществляя некую хозяйственную деятель-

□ ность, стремится максимизировать выгоду и минимизировать издержки. При этом основания для принятия О решения о способах, методах и формах использования имеющихся ресурсов вообще и, в том числе, инвестиционных, задаются рыночными сигналами. На основе этих сигналов экономический субъект принимает решение о том, когда, сколько и как инвестировать. Следует отметить, что понимание поведения инвестора

2 во многом определяется тем, какая теоретическая концепция берется за основу. Неоклассики полагают, что решающая роль в определении объемов инвестиций принадлежит предельной эффективности капитала и о ставке процента. В свою очередь, предельная эффективность капитала является объективно заданным парами метром и определяется уровнем существующих в данный момент технологий [7, с.31]. Ц Согласно идеям Дж. Кейнса, предельная эффективность капитала в общем плане понимается как резуль-> тат отношения ожидаемого дохода от инвестиционного проекта к ожидаемым издержкам его реализации [5, о с. 587] То есть, в отличие от неоклассиков, Дж. Кейнс уделяет большее внимание субъективно-психологичес-

0 ким аспектам, мотивам поведения субъекта в принятии инвестиционных решений, акцентируя внимание на

1 пессимизме или оптимизме инвестора.

£5 Несмотря на различие подходов неоклассиков и представителей кейсианства во взглядах на инвестицион-о ный механизм, их объединят то, что инвестиционные решения определяются рыночной конъюнктурой, а точ-о нее, ценовыми сигналами, функцию которых применительно к инвестициям выполняет ставка процента при заданной предельной производительности (предельной эффективности капитала). Рыночная конъюнктура в о целом формирует равновесную ставку процента, представляющую собой цену на инвестиционные ресурсы. Ее Ф рост увеличивает издержки инвестирования, и, следовательно, сокращает объем капиталовложений. И, наобо-о рот, сокращение ставки процента уменьшает издержки инвестиций и приводит к их увеличению. £3 Возможности государства в рамках рыночной модели функционирования процессов производства и рас-§ пределения любого блага, в том числе электроэнергии по стимулированию инвестиций определяются по-£ тенциалом монетарной политики, осуществляемой правительством и Центральным банком. Если следствием

0 монетарной политики является снижение процентной ставки, это стимулирует осуществление инвестиций, и ^ наоборот. Таким образом, инвестиционный механизм, с точки зрения своей экономической природы, ничем

1 не отличается от рыночного механизма, сутью которого является процесс координации спроса и предложе-о ния. Если не вдаваться в проблему дисконтирования, то в целом экономическая природа функционировала ния инвестиционного механизма выглядит следующим образом: совокупное предложение инвестиционных

ресурсов, представленное сбережениями, координируется спросом, который представлен инвестициями, а ^ результатом этого процесса координации является равновесная ставка процента, движение которой в сто-ш рону увеличения или уменьшения определяет мотивы поведения инвестора, приводя либо к сокращению, ц либо к увеличению объемов инвестиций. Если не брать во внимание динамику денежного рынка, и предпо-о ложить его состояние некой заданной величиной, то расширение производства в некой отрасли или сфере о деятельности, даже при заданных значениях ставки процента, возможно только в случае, если отмечается % устойчивый рост цены на продукцию этой отрасли или сферы деятельности. Рост цен конкретной отрасли

или сферы деятельности при заданных значениях предельной производительности капитала приведет к росту предельной эффективности капитала, что является сигналом для прилива инвестиционных ресурсов в эту отрасль или сферу деятельности. Этот прилив будет продолжаться до тех пор, пока отдача на инвестиции в этой отрасли не сравнится со среднеотраслевой доходностью капитала. В свою очередь снижение цен в конкретной отрасли будет являться сигналом для оттока инвестиционных ресурсов в растущую отрасль. Такова экономическая природа функционирования инвестиций в условиях рынка совершенной конкуренции, где роль государства ограничивается воздействием на процентную ставку.

Иначе выглядит содержание механизма инвестирования в рамках рынка несовершенной конкуренции и, прежде всего, в отраслях естественных монополий, к которым относится и электроэнергетика.

Отнесение электроэнергетики к отраслям естественной монополии, во - первых, в своей основе имеет так называемую технологическую составляющую. Во -вторых, экономическая нецелесообразность построения конкурентной среды в силу особенностей процесса производства, транспортировки, сбыта и потребления электроэнергии рассматривается как экономическое основание функционирования электроэнергетики как монополии. Кроме этого не менее важным является тот факт, что данную отрасль отличают не только технологические особенности производства, но и её значимость как базовой сферы хозяйственной системы страны, в рамках которой осуществляется производство индустриального товара - электроэнергии. Данное обстоятельство выделяет электроэнергетику в отрасль, от которой зависит устойчивое развитие и безопасность хозяйственной системы в целом. Соединение названных особенностей - технологической и системообразующей - влияет на экономический механизм функционирования электроэнергетики вообще, и инвестиционных процессов в ней, в частности. Возникает эффект наложения, когда специфика ценообразования в сфере электроэнергетики, с одной стороны, обусловлена несовершенным типом конкуренции, а, с другой стороны, - регулирующими действиями государства, направленными не только и не столько на реализацию принципов антимонопольного законодательства с целью поставить под контроль общества стремление монополий получать монопольную сверхприбыль, сколько необходимостью обеспечивания бесперебойного ¡5 функционирование базовой отрасли, при этом гарантируя доступность электроэнергии для всех субъектов О общественного воспроизводства, не допуская инфляции издержек, без чего невозможен экономический рост ® экономики в целом. То есть контроль уровня цен на электроэнергию со стороны государства в своей основе имеет не принципы антимонопольного регулирования, а принципы ограничения роста цен на электроэнер гию потребностями экономического роста и безопасности хозяйственной системы страны.

Очевидно, что это обстоятельство непосредственным образом определяет специфику экономической Ш природы инвестиционного механизма сферы электроэнергетики, которую обобщенно можно представить 2 следующим образом. Если взять за основу механизм ценообразования в условиях рынка чистой монополии ° (а сфера электроэнергетики, до самого последнего времени, являла собой пример наиболее большего при- щ ближения к этому типу рыночной структуры), то, как известно, пересечение традиционных функций средних □ и предельных издержек монополий с отрицательно наклоненными функциями предельной выручки и спроса О образуют монопольную сверхприбыль, которая как раз и представляет собой объект антимонопольного регулирования. Однако, имея виду проблему инвестиций, монопольная сверхприбыль может рассматриваться (и часто в экономической литературе рассматривается [1, с.91]) как дополнительный внутренний собственный источник инвестиционных ресурсов. ®

При этом, регулирующие действия со стороны государства, как было сказано выше, имеют своей целью о сдерживать рост цен на электроэнергию на уровне, создающем стимулы для экономической активности и ^ экономического роста. Очевидно, что с этой точки зрения, монопольная сверхприбыль приводит к росту цен § на электроэнергию и, как следствие, росту общего уровня цен и является фактором, сдерживающим экономи- ^ ческий рост [2, с. 68]. Следовательно, при определении экономических принципов государственного регу- о лирования цены на электроэнергию первоначально необходимо определить будет ли регулируемый уровень о цен обеспечивать электроэнергетике возможность получения сверхмонопольной прибыли с последующим х ее инвестированием в развитие отрасли; будет ли цена ограничиваться на уровне, необходимом для компен- т сации средних издержек, включающих нормальную норму прибыли, или же цена будет ограничиваться уров- о нем ниже средних издержек. При этом очевидно, что возможен сценарий, когда устанавливаемая государс- о твом цена может находиться на уровне, обеспечивающем монопольную сверхприбыль, но эта сверхприбыль ^ будет изыматься в бюджет и не превращаться в инвестиционные ресурсы. о

Нельзя не обратить внимания на тот факт, что на содержание инвестиционного механизма сферы элек- ^ троэнергетики влияют не только особенности формирования монопольной надбавки к цене, но и процесс ^ формирования издержек, а также особый статус отрасли как монополии, что создает стимулы к извлечению ^ монопольной ренты не за счет экономии издержек, а за счет их увеличения в условиях, когда каким бы высоким не был уровень цен на электроэнергию, через рост себестоимости производства прибыль может быть ^ сведена к нулю [6, с. 115]. Устойчивый рост тарифов на электроэнергию, отмечающийся в электроэнергетике о в России, является серьезным аргументом, подтверждающим это обстоятельство. ^

В целом, экономические принципы государственного регулирования электроэнергетики вполне оправ- ^ дано могут преследовать цель ограничения роста цен на электроэнергию, но только в том случае, если в от- о расли сохраняются стимулы к минимизации издержек производства и реализации электроэнергии и повыше- ^

П

И

Ш

О

нию эффективности технологий производства и реализации, как обязательного условия снижения издержек в отрасли, что в свою очередь, может быть осуществлено на основе инвестиций.

о

Монопольная форма организации сферы электроэнергетики и вытекающие из нее особенности инвес- ш

т

тиционного механизма, безусловно, имеют под собой объективные основания. В этой связи, нельзя отрицать

экономических предпосылок к особой значимости административного регулирования экономических про- §

цессов, и, прежде всего, ценообразования на электроэнергию со стороны государства, но также нельзя не ^

обращать внимания на отрицательные последствия государственно-монополистической формы организации ^

сферы электроэнергетики, проявляющиеся в незаинтересованности хозяйствующих субъектов в минимизации издержек производства и создающие, напротив, возможности для использования государственной поддержки в целях роста себестоимости за счет сокращения чистых инвестиций.

В результате, брутто-инвестиции в электроэнергетики имеют отрицательное значение, и часто ограничиваются лишь объемами амортизации, как следствие, провоцируя все возрастающий разрыв между растущим спросом на электроэнергию и ее приложения. В этом смысле понятна логика реформирования экономики электроэнергетики РФ на рыночной основе, имеющая своей целью восстановить экономические стимулы к инвестированию на основе развития конкурентной среды отрасли.

Анализируя структуру экономического содержания инвестиционной деятельности вообще и в сфере электроэнергетики, в частности, можно утверждать, что побудительные мотивы к инвестированию задаются макроэкономической конъюнктурой, которая в данный момент времени определяет соотношение альтернативных издержек и выгод от осуществления инвестиционного проекта. Если применительно к инвестициям состояние макроэкономической конъюнктуры проявляется в величине агрегированной ставки процента, то снижение ставки процента выступает решающим экономическим фактором в стимулировании инвестиционной активности. Очевидна в этой связи особая роль государства, когда посредством монетарной и бюджетной политики возможно добиваться снижения процентной ставки и, следовательно, создавать экономические условия и предпосылки стимулировании инвестиционных проектов.

Таким образом, исходя из понимания экономической природы инвестиций как системы альтернативных издержек, возникающих в процессе реализации хозяйствующим субъектом своих экономических предпочтений по превращению части вновь созданной стоимости в часть реального капитала, можно сформулировать экономическое содержание механизма инвестиционной деятельности в сфере электроэнергетики следующим ^ образом - это совокупность технологий, институтов и инструментов, связующих в единое целое внутренние ^ (собственные) и внешние (заемные и привлеченные) источники инвестиций и превращение этих источни-Ь ков в реальные инвестиции. Природа выбора оптимального варианта инвестиционных решений адекватна (О содержанию рыночного механизма реализации экономических предпочтений хозяйствующего субъекта и X аналогична природе реализации экономических предпочтений для любого другого блага, и совпадает с ры-^ ночным механизмом. Если издержки от осуществления инвестиций падают вследствие либо роста предель-

□ ной производительности капитала (предельной эффективности капитала), либо снижения ставки процента, ^ то инвестиции возрастают при прочих равных условиях. Содержание механизма стимулирования инвестиций ^ представлена совокупностью инструментов, существующих необоснованно друг от друга, а объединенных в ^ единую систему, так как каждый инвестиционный инструмент связан с другими, тем не менее, имеет свою I- специфику, то издержки применения конкретного инструмента могут отличаться и отличаются от аналогич-

□ ных издержек другого инструмента. Следовательно, экономическим содержанием механизма стимулирова-

□ ния инвестиций является система управления инвестиционными инструментами с целью их оптимизации О показателями. Иначе говоря, изменение макроэкономической конъюнктуры может снижать стимулирующую

роль одного инструмента, но повышать роль другого. Имея в виду особенности электроэнергетики как отрасли хозяйственной системы России, состоящую в том, что ей присуще признаки технологической моноид полии и производство индустриально значимого товара от чего зависит безопасность функционирования всей хозяйственной системы, очевидно недопустимость передачи на откуп рыночной форме организации о вообще и инвестиционной составляющей электроэнергетики в частности. Следовательно, очевидна роль го-ф сударственно - административного регулирования инвестиционных процессов в электроэнергетике. Имея Ц свои преимущества, эти формы имеют и очевидные недостатки, которые проявляются, в частности, в незаин-> тересованности хозяйствующего субъекта в эффективном использовании инвестиций, что приводит к росту о издержек инвестиционных проектов в сфере электроэнергетики, снижению предельной производительности

0 каптала и росту тарифов на электроэнергию. Данное обстоятельство обусловливает необходимость сочета-

1 ния рыночных и государственно - административных принципов организации инвестиционного механизма ^ функционирования электроэнергетики. Отличительной чертой смешанного типа инвестиционного механиз-о ма функционирования электроэнергетики должны стать снижение издержек использования инвестицион-о ных инструментов на основе реализации потенциала государства в координации интересов инвесторов. В

этом случае административные меры регулирования создают экономические предпосылки стимулирования о инвестиционной активности субъектов электроэнергетического рынка, что можно проследить на примере Ф проектного финансирования с государственными гарантиями инвестора. Но прежде, необходимо представ-о ление о потенциале административных форм регулирования инвестиционного механизма.

§ ЛИТЕРАТУРА

о 1. Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.

£ 2. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: ТЕИС, 2000.

|= 3. Долан Э.Дж., Линдей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992.

¡Е 4. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: ИНФРА-М, 1997.

^ 5. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег // Классика экономической мысли: Сочинения. - М., 2000.

00 6. Кокорев В. Институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условиях естественной монополии //

Вопросы экономики. 1998. № 4.

о 7. ЛевинаЛ.Ф. Теория инвестиционных решений // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 5.

■т 8. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. Т. 2.

Ц 9. Федеральный закон РФ от 25.02.1999 «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капи-о тальных вложений» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9.

о 10. Язев В. Новые ориентиры в госрегулировании развития ТЭК // Российский экономический журнал. 2006. О № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.