Научная статья на тему 'Экономическое регулирование отношений земельной собственности в сельском хозяйстве Кировской области'

Экономическое регулирование отношений земельной собственности в сельском хозяйстве Кировской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННОСТЬ / ЗЕМЛЯ / АРЕНДА / КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / PROPERTY / LAND / RENT / PEASANT FARM ENTERPRISE / LAND TAX / AGRICULTURE / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анфилатова Юлия Олеговна

В экономическом аспекте собственность земли характеризует взаимоотношения по поводу и в процессе присвоения и использования земель. Эти взаимоотношения можно конкретизировать и реализовать в синтезе прав собственности, главным образом в отношениях владения, использования и распоряжения землей, получения и присвоения получаемого при использовании земли дохода (в том числе земельной ренты). То есть земельная собственность характеризуется как собственность земли в качестве некого полезного блага, уникального и незаменимого фактора сельскохозяйственного производства, так и присвоение и использование земли в процессе ее производства. Объектом исследования выступает Кировская область. Использованы следующие методы методы: анализ эмпирического материала, экономико-статистический, экономического анализа. Рассмотренные тенденции развития земельной собственности Кировской области позволили выявить проблемы экономического регулирования отношений земельной собственности и предложить пути их решения; малые формы хозяйствования, такие как крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы получают грантовую поддержку, единовременную помощь, возмещение части определенных затрат и пр., что говорит об эффективном развитии отношений земельной собственности; рассмотренные виды платы за землю выявили недостатки с точки зрения регистрации земельных участков, определения их кадастровой стоимости и их цены, с учетом проведения аукциона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC REGULATION OF LAND PROPERTY RELATIONS IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE KIROV REGION

In terms of economics, the land property characterizes the relationship regarding land privatization and land use. This relationship may be concretized and realized in synthesis of the ownership rights, mainly in the relations of land possession, use and disposal of land, and obtaining of income derived from the use of land (including land rent). Land property is characterized as land ownership as one of useful goods, a unique and irreplaceable factor of agricultural production, along with the assignment and use of land in the process of production. The research target is the Kirov Region. The following research methods were used: analysis of empirical material, economical and statistical, economic analysis. The following was concluded: the considered tendencies of development of land property in the Kirov Region enabled to reveal the problems of economic regulation of land property relations and to propose the solutions; small forms of enterprise as peasant farm enterprises and agricultural consumer cooperatives get grant support, non-recurrent support, compensation of certain expenses, etc.; that is indicative of effective development of land property relations; the considered types land payments have revealed the drawbacks in terms of land registration, land appraisal and auction.

Текст научной работы на тему «Экономическое регулирование отношений земельной собственности в сельском хозяйстве Кировской области»

ЭКОНОМИКА

И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

-I-

УДК 332.21 Ю.О. Анфилатова

Yu.O. Anfilatova

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ECONOMIC REGULATION OF LAND PROPERTY RELATIONS IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE KIROV REGION

Ключевые слова: собственность, земля, аренда, крестьянское хозяйство, земельный налог, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс.

выявили недостатки с точки зрения регистрации земельных участков, определения их кадастровой стоимости и их цены, с учетом проведения аукциона.

В экономическом аспекте собственность земли характеризует взаимоотношения по поводу и в процессе присвоения и использования земель. Эти взаимоотношения можно конкретизировать и реализовать в синтезе прав собственности, главным образом в отношениях владения, использования и распоряжения землей, получения и присвоения получаемого при использовании земли дохода (в том числе земельной ренты). То есть земельная собственность характеризуется как собственность земли в качестве некого полезного блага, уникального и незаменимого фактора сельскохозяйственного производства, так и присвоение и использование земли в процессе ее производства. Объектом исследования выступает Кировская область. Использованы следующие методы методы: анализ эмпирического материала, экономико-статистический, экономического анализа. Рассмотренные тенденции развития земельной собственности Кировской области позволили выявить проблемы экономического регулирования отношений земельной собственности и предложить пути их решения; малые формы хозяйствования, такие как крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы получают грантовую поддержку, единовременную помощь, возмещение части определенных затрат и пр., что говорит об эффективном развитии отношений земельной собственности; рассмотренные виды платы за землю

Keywords: property, land, rent, peasant farm enterprise, land tax, agriculture, agro-industrial complex.

In terms of economics, the land property characterizes the relationship regarding land privatization and land use. This relationship may be concretized and realized in synthesis of the ownership rights, mainly in the relations of land possession, use and disposal of land, and obtaining of income derived from the use of land (including land rent). Land property is characterized as land ownership as one of useful goods, a unique and irreplaceable factor of agricultural production, along with the assignment and use of land in the process of production. The research target is the Kirov Region. The following research methods were used: analysis of empirical material, economical and statistical, economic analysis. The following was concluded: the considered tendencies of development of land property in the Kirov Region enabled to reveal the problems of economic regulation of land property relations and to propose the solutions; small forms of enterprise as peasant farm enterprises and agricultural consumer cooperatives get grant support, non-recurrent support, compensation of certain expenses, etc.; that is indicative of effective development of land property relations; the considered types land payments have revealed the drawbacks in terms of land registration, land appraisal and auction.

Анфилатова Юлия Олеговна, ассист., каф. эко- Anfilatova Yuliya Olegovna, Asst., Chair of Econom-

номической теории и менеджмента, Московский ic Theory and Management, Moscow State Peda-

педагогический государственный университет. gogical University. E-mail: julia54122@rambler.ru. E-mail: julia54122@rambler.ru.

Введение

Земельную собственность определяют как собственность на основной фактор производства в сфере сельского хозяйства — на землю с ее плодородием. С юридической точки зрения земельная собственность отражает взаимоотношения субъектов собственности с ее объектами (сельскохозяйственными землями). В экономическом аспекте собственность земли характеризует взаимоотношения по поводу ив процессе присвоения и использования земель.

Эти взаимоотношения можно конкретизировать и реализовать в синтезе прав собственности, главным образом в отношениях владения, использования и распоряжения землей, получения и присвоения получаемого при использовании земли дохода (в том числе земельной ренты). То есть земельная собственность характеризуется как собственность земли в качестве некого полезного блага, уникального и незаменимого фактора сельскохозяйственного производства, так и присвоение и использование земли в процессе ее производства [1].

Цель статьи — изучить механизмы экономического регулирования отношений земельной собственности в Кировской области.

В связи с целью сформулированы задачи: рассмотреть тенденции регулирования земельной собственности в Кировской области, сформулировать проблемы и пути решения экономического регулирования отношений земельной собственности области, развитие малых форм хозяйствования в Кировской области, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, меры их поддержки, отношения аренды и платы за землю в Кировской области.

Объектом исследования выступает Кировская область.

В работе были использованы методы: анализ эмпирического материала, экономико-статистический, экономического анализа.

Основная часть

В настоящее время в Кировской области в вопросе земельной собственности наблюдаются следующие тенденции:

-право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения организаций агропромышленного комплекса (АПК) и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, а также Кировской области как субъекта Российской Федерации, поселений и городских округов не зарегистрировано в установленном законом порядке, что подавляет осуществление эффективного механизма ипотеки земель сельскохозяйственного назначения и не способствует привлечению инвестиций в АПК, в том числе и применение

механизма государственно-частного партнерства (ГЧП). Решение выше сформулированной проблемы приведет к расширению залоговой базы для увеличения объемов кредитования АПК, что создаст условия для повышения объемов сельскохозяйственного производства и увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.

Для реализации и развития механизма государственно-частного партнерства следует концентрировать земельные участки из сельскохозяйственных земель в собственности Кировской области: это приведет к притоку дополнительных инвестиций в сельское хозяйство. Такая концентрация земельных участков и внесение их в уставные капиталы холдинговых компаний с последующей продажей пакетов акций частным инвесторам приведут к увеличению поступлений от приватизации в консолидированный бюджет Кировской области. Большое число земельных участков, поступивших в собственность области, поселений и городских округов, смогут быть переданы для долгосрочной аренды или продажи эффективно функционирующим организациям агропромышленного комплекса и крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Благодаря приватизации земельных участков органы местного самоуправления поселений и городских округов смогут ими распоряжаться. В результате этого они будут получать доходы в местные бюджеты посредством ежегодных поступлений земельного налога и поступлений от оставшейся части покупной цены земельных участков в разовом порядке, либо получая ежегодные поступления арендной платы [2];

- наличие большого числа выморочных и невостребованных земельных долей (44% от общего числа земельных долей) и неиспользуемых земель — это подавляет рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет области и не способствует формированию и использованию такого конкурентного преимущества области, как высокий уровень землеобеспеченности. Согласно Федеральному закону Кировской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельную долю можно определить как долю в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения [3].Она имеет размер, определяемый в гектарах и балло-гектарах и учитывающий как размер земельной площади, так и ее качество, и ограничение на местности. Те земельные доли, собственники которых не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями в установленный срок, признаются невостребованными [4].

Таким образом, в результате анализа тенденций развития земельной собственности Кировской области выявлены проблемы и предложены пути их решения

За 2014 г. земельные доли граждан (включая право в общей совместной собственности) в земельном фонде Кировской области составили 11,3% (1280,0 тыс. га), или 83,8% земель, находящихся в собственности граждан в целом по региону. В течение года наблюдалась смена собственника доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (земельной доли) в пользу государства, которая стала возможной после вступления в силу Федерального закона Кировской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В целом по области 97,7 тыс. га земель общей долевой собственности, которые приобретены юридическими лицами у граждан, зарегистрировано в качестве доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Рассмотрим подробнее развитие малых форм хозяйствования в Кировской области. 2016 г. в Кировской области объявлен Годом крестьянских (фермерских) хозяйств. Это решение принято губернатором Н. Белых для содействия их вкладу в производство сельскохозяйственной продукции и для обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Также в области установлены конкурсы среди граждан, занятых в личных подсобных хозяйствах, предоставление грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, семейных животноводческих ферм, единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров и другие формы поддержки (предоставление льготных займов субъектам малого предпринимательства и их гарантийное кредитование).

На 1 января 2013 г. в Кировской области было зарегистрировано 100 крестьянских хозяйств. Большая их часть сконцентрирована в Тужинском, Яранском, Кирово-Чепецком районах. На 1 октября 2015 г. зарегистрированы 304 крестьянских (фермерских) хозяйств, из них большая часть находится в Вят-скополянском районе (25 шт.), г. Кирове (22), Яранском районе (15).

29.06.2012 г. вышло Постановление Правительства Кировской области от № 159/387 «О предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, включая бытовое обустройство начинающих фермеров» [5]. Разъясним его отдельные положения:

• согласно программе «Создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, включая бытовое обустройство начинающих фермеров», предоставляется грант в размере до 1,5 млн руб.;

• по программе «Развитие семейных животноводческих ферм» грант предоставляется в размере до 21,6 млн руб.;

• единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров в размере 250 тыс. руб. Организатором конкурса выступает департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области.

Приобрести земельный участок для крестьянского хозяйства могут физические лица абсолютно бесплатно. В 2014 г. крестьянские хозяйства, которым была предоставлена грантовая поддержка, получили 35,5 млн руб. выручки и перечислили 2,1 млн руб. налогов во все уровни бюджетов. В целом грантовая поддержка фермеров оказала положительное влияние на результаты работы крестьянских хозяйств в целом по области. На 1 января 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. поголовье крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличилось на 1400 гол. и составило 5,3 тыс. гол., поголовье птицы увеличилось в 2,6 раза и составило 12,3 тыс. гол. Производство молока увеличилось на 130,1% и составило в 2014 г. 6,9 тыс. т.

Помимо развития крестьянских хозяйств в Кировской области поддерживаются и такие формы хозяйствования, как сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Департамент сельского хозяйства и продовольствия Кировской области предоставляет гранты до 3 млн руб. (но не более 60% затрат на развитие материально-технической базы кооператива согласно бизнес-плану) [6]. От Министерства сельского хозяйства России Кировская область в 2016 г. получит более 40 млн руб.: 7,6 млн — на поддержку сельхозкооперативов, 33,5 млн — на развитие семейных ферм [7]. Также в области продолжается работа по возмещению части затрат на уплату процентов по краткосрочным и инвестиционным кредитам, процентных ставок, субсидированию страхования урожая сельскохозяйственных культур и урожая и посадок многолетних насаждений, приобретению дизельного топлива и бензина по льготным ценам для проведения сельскохозяйственных работ. Также будут направлены средства для развития животноводства и растениеводства [8].

Таким образом, малые формы хозяйствования активно поддерживается со стороны региона и государства, в связи с чем земельная собственность экономически выгодно развивается.

Так как использование земли предполагает плату за нее, рассмотрим ее подробнее. Она состоит из нескольких компонентов: земельный налог, арендная плата и нормативная цена земли.

Ставка земельного налога Кировской области нуждается в реорганизации. Из-за низкой рентабельности сельскохозяйственного производства основная масса хозяйств платит налог при «отрицательной земельной ренте»

[9].

Арендная плата за землю является еще одним немаловажным показателем в определении цены земли. Президент РФ В.В. Путин поручил председателю правительства Д.А. Медведеву рассмотреть вопрос о целесообразности внесения в законодательство изменений, которые направлены на установление случаев и периодичности изменения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Ознакомиться с этим документом можно будет не раньше осени 2016 г. [10].

В Кировской области по состоянию на 10.09.2015 для аренды доступно 112 участков сельскохозяйственного назначения [11]. При этом годовой размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кировской области, равен:

- 0,3% кадастровой стоимости для земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;

- 1,5% кадастровой стоимости для земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.

Для прочих земельных участков годовой размер арендной платы одинаков с размером земельного налога. Для того, чтобы определить годовой размер арендной платы в отношении земельных участков или их частей, кадастровая стоимость которых не установлена, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка умножают на его площадь. Удельный показатель кадастровой стоимости можно рассчитать на основе средних по кадастровому кварталу значений удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков по категориям земель и видам разрешенного использования, утвержденных нормативными правовыми актами Кировской области или органов местного самоуправления Кировской области [12].

В Кировской области на 01.01.2014 в арендные отношения вовлечено 3284,5 га земельных участков по 221-му договору. За 2013 г. заключено 32 новых договора аренды земельных участков (площадью 3284,5 га) и расторгнуто 8 договоров на земельные

участки общей площадью 5,1 га. Основанием для расторжения договоров в 2013 г. послужил выкуп земельных участков и изъятие из хозяйственного ведения арендаторов объектов, расположенных на земельных участках

[13].

В 2013 г. наблюдалось снижение доходов от арендной платы за земельные участки, собственность на которые не разграничена, которая обусловлена следующим:

- активизацией выкупа земельных участков в период 2011-2012 гг. из-за завершения установленного федеральным законодательством периода выкупа земельных участков собственниками зданий, строений и сооружений по льготной цене. Это привело к значительному снижению числа земельных участков, предоставленных органами местного самоуправления на праве аренды и коррекции структуры поступлений средств платы за землю в пользу земельного налога;

- работой по регистрации права федеральной, областной и муниципальной собственности на земельные участки, в результате которой 100% доходов от их использования стали перечисляться в соответствующие бюджеты [13].

Предоставление земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется посредством аукциона. Только орган государственной власти выбирает, на каком праве будет предоставляться земельные участки — на праве собственности или посредством заключения договора аренды. Рассмотрим результаты аукционов по продаже земельных участков муниципального образования г. Киров: используя группировку по ценообразу-ющему фактору «Местоположение земельного участка», видно, что средняя цена предложения земли = 698,29 руб/м2, средняя цена продажи = 944,95 руб/м2. За 12 мес. 2014 г. на продажу было выставлено 825 участков в г. Кирове (со средней цене предложения 689,12 руб/м2) и 1201 участок в Кировской области (средняя цена предложения 178,12 руб/м2). В целом средняя цена земельных участков на территории г. Кирова более чем в 3 раза выше, чем средняя цена участков, расположенных за его пределами. Указанное обстоятельство связано как с более развитым рынком земельных участков и экономикой города, обеспеченностью коммунальной инфраструктурой и лучшей транспортной доступностью, так и с ограниченностью предложений земельных участков на территории г. Кирова.

Определить цену продажи земельных участков можно и без проведения торгов согласно Постановлению Кировской области об утверждении порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в

собственности Кировской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена № 34/201 [14]. Согласно ему продажу земельных участков проводят по его кадастровой стоимости, причем можно выделить следующую особенность — при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения преимущественное право покупки земельных участков по цене, за которую он продается, имеет Кировская область, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: использование собственности на землю и получение с нее дохода будет эффективным и возможным при разных формах землепользования: и при наличии арендатора чужой земли, и если собственник земли самостоятельно распоряжается ею. Это значит, что сельское хозяйство может успешно развиваться при плюрализме форм собственности на землю. Основополагающее значение для получения достаточного дохода у организационно-экономических и технических условий производства. Такие условия имеются у крупных эффективно работающих хозяйств, а мелкие фермерские хозяйства нуждаются в поддержке государства: финансовой, экономической, АПК должна быть обеспечена инфраструктура сельскохозяйственного производства и т.д. В Кировской области такая поддержка крестьянских хозяйств осуществляется в полном объеме, однако вопросы регулирования арендной платы и цены за землю, а также земельное налогообложение нуждаются в серьезном реформировании.

Библиографический список

1. Бондарев В.Ф., Аношина Ю.Ф. Земельная собственность и формы ее экономической реализации // Актуальные вопросы экономических наук. — 2011. — № 22-1.

2. Постановление от 10.12.2012 № 185/735 «О государственной программе Кировской области «Развитие агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы.

3. Закон Кировской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кировской области» от 06.11.2003 № 203-ЗО.

4. Региональный доклад о состоянии и использовании земель в Кировской области в 2014 году.

5. Постановление Правительства Кировской области от № 159/387 «О предоставлении крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов из областного бюджета на развитие семейных животноводческих ферм и на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, включая бытовое обустройство начинающих фермеров» от 29.06.2012.

6. «Кировская область получит cвыше 40 млн руб. на поддержку сельхозкооперативов и семейных ферм». Официальный сайт Правительства Кировской области. Режим доступа: http://www.gov-vyatka. ru/news/ detail. php?ID=72033.

7. «Кировская область: фермеры получат новые формы господдержки». Режим доступа: http://k-vedomosti.ru/news/117876.html.

8. АПК Кировской области: проблемы и перспективы. Щуплецов А. Режим доступа: http://www.vcci.ru/merkuriy/article_detail.ph p?ID=16590.

9. Официальный сайт органов местного самоуправления Советского района Кировской области. Режим доступа: http: //советский43.рф/purchases/leases_land/.

10. «Путин поручил изучить целесообразность поправок арендной платы за земли». Режим доступа: http://rg.ru/2016/02/01/ poruchenie-site-anons.html.

11. «Сельскохозпотребкооперативы могут получить гранты на развитие материально-технической базы». Официальный сайт Правительства Кировской области. Режим доступа: http://www.gov-vyatka.ru/news/detail. php?ID=66254.

12. Постановление Правительства Кировской области от 24 декабря 2013 г. № 241/925 «Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кировской области».

13. Доклад о результатах за 2013 год и основных направлениях деятельности на 20142016 годы департамента государственной собственности Кировской области.

14. Постановление Кировской области об утверждении порядка определения цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Кировской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена № 34/201 от 21.04.2015.

References

1. Bondarev V.F. Anoshina Yu.F. Zemel'naya sobstvennost' i formy ee ekonomicheskoi reali-zatsii // Aktual'nye voprosy ekonomicheskikh nauk. - 2011. - № 22-1.

2. Postanovlenie ot 10.12.2012 № 185/735 O gosudarstvennoi programme Kirovskoi oblasti "Razvitie agropromyshlennogo kompleksa" na 2013-2020 gody.

3. Zakon Kirovskoi oblasti «Ob oborote ze-mel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya v Kirovskoi oblasti» ot 06.11.2003 № 203-Z0.

4. Regional'nyi doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' v Kirovskoi oblasti v 2014 godu.

5. Postanovlenie Pravitel'stva Kirovskoi oblasti ot № 159/387 «O predostavlenii krest'yanskim (fermerskim) khozyaistvam gran-tov iz oblastnogo byudzheta na razvitie se-meinykh zhivotnovodcheskikh ferm i na sozdanie i razvitie krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistv, vklyuchaya bytovoe obustroistvo nachinayush-chikh fermerov» ot 29.06.2012.

6. «Kirovskaya oblast' poluchit cvyshe 40 mln. rublei na podderzhku sel'khozkoopera-tivov i semeinykh ferm». Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Kirovskoi oblasti. Rezhim dostupa: http://www.gov-vyatka.ru/news/detail.php ?ID=72033.

7. «Kirovskaya oblast': fermery poluchat no-vye formy gospodderzhki». Rezhim dostupa: http://k-vedomosti.ru/news/117876.html.

8. APK Kirovskoi oblasti: problemy i per-spektivy. Shchupletsov A. Rezhim dostupa: http://www.vcci.ru/merkuriy/article_detail.ph p?ID=16590.

9. Ofitsial'nyi sait organov mestnogo samou-pravleniya Sovetskogo raiona Kirovskoi oblasti. Rezhim dostupa: http://sovetskii43.rf/ purchases/leases_land.

10. «Putin poruchil izuchit' tselesoobraznost' popravok arendnoi platy za zemli». Rezhim

dostupa: http://rg.ru/2016/02/01/

poruchenie-site-anons.html.

11. «Sel'skokhozpotrebkooperativy mogut poluchit' granty na razvitie material'no-tekhnicheskoi bazy». Ofitsial'nyi sait Pravitel'stva Kirovskoi oblasti. Rezhim dostupa: http://www.gov-vyatka.ru/news/detail.php ?ID=66254.

12. Postanovlenie Pravitel'stva Kirovskoi ob-lasti ot 24 dekabrya 2013 g. № 241/925 "Ob utverzhdenii polozheniya o poryadke opredele-niya razmera arendnoi platy, a takzhe poryad-ke, usloviyakh i srokakh vneseniya arendnoi platy za ispol'zovanie zemel'nykh uchastkov, gosudarstvennaya sobstvennost' na kotorye ne razgranichena, i zemel'nykh uchastkov, na-khodyashchikhsya v sobstvennosti Kirovskoi ob-lasti".

13. Doklad o rezul'tatakh za 2013 god i os-novnykh napravleniyakh deyatel'nosti na 20142016 gody departamenta gosudarstvennoi sobstvennosti Kirovskoi oblasti.

14. Postanovlenie Kirovskoi oblasti ob utver-zhdenii poryadka opredeleniya tseny prodazhi zemel'nykh uchastkov, nakhodyashchikhsya v sobstvennosti Kirovskoi oblasti, i zemel'nykh uchastkov, gosudarstvennaya sobstvennost' na kotorye ne razgranichena № 34/201 ot 21.04.2015.

+ + +

УДК 60. 542.15

С.Г. Максимова S.G. Maksimova

РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСКЛЮЗИИ И ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

THE ROLE OF LOCAL AUTHORITIES IN OVERCOMING SOCIAL EXCLUSION AND ENSURING THE QUALITY OF LIFE OF ELDERLY PEOPLE

Ключевые слова: социальная эксклюзия, пожилые люди, старение населения, экспертная оценка, социальная политика в отношении пожилых людей, органы местного самоуправления.

Освещены экспертные оценки в области анализа роли органов местного самоуправления в отношении поддержания качества жизни лиц пожилого и старческого возраста, оценки ее способности учитывать актуальные потребности пожилых граждан в социальной помощи и в выявлении основных проблем, с которыми сталкиваются представители старших возрастов. Приведены результаты исследования методом полустандартизированного интервью представителей экспертного сообщества Алтайского края. На основе полученных экспертных оценок можно заключить, что

органы местного самоуправления сегодня играют достаточно ограниченную роль в обеспечении приемлемого качества жизни пожилых граждан, поскольку сталкиваются со значительным числом проблем, основной из которых является дефицит финансов, которые могут быть выделены как на оказание собственно социальной помощи населению, так и на благоустройство данного населенного пункта, развитие сферы образования, культуры, ЖКХ. По мнению некоторых экспертов, государство буквально «переложило» ответственность за социальную поддержку населения на муниципалитеты, которые не имеют в своем распоряжении необходимых для этого ресурсов и к тому же часто становятся «жертвами» нецелевого расходования средств на более высоких этажах власти. В силу данного обстоятельства возможности органов местного самоуправления в плане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.