Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
436
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / РОССИЯ / COVID-19 / ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ / ПАССАЖИРОПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцев Артемий Геннадьевич

В статье рассматривается современное экономическое развитие российского водного транспорта, а также факторы, оказывающие прямое воздействие на данное развитие. Особое внимание уделено пандемии COVID-19, которая в последние годы оказало отрицательное влияние не только на водный транспорт России, но и на всю экономику государства. В статье представлены основные показатели динамики развития российского водного транспорта, количества судов, их возраста и объемов перевозимых грузов. В результате исследования были выявлены основные проблемы экономического развития российского водного транспорта и определены перспективы дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мальцев Артемий Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DEVELOPMENT OF WATER TRANSPORT IN MODERN RUSSIA

The article examines the current economic development of Russian water transport, as well as factors that have a direct impact on this development. Special attention is paid to the COVID-19 pandemic, which in recent years has had a negative impact not only on water transport in Russia, but also on the entire economy of the state. The article presents the main indicators of the dynamics of the development of Russian water transport, the number of vessels, their age and the volume of cargo transported. As a result of the study, the main problems of the economic development of Russian water transport were identified and prospects for further development were determined.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Научная статья Original article УДК 656.6

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ECONOMIC DEVELOPMENT OF WATER TRANSPORT IN MODERN

RUSSIA

ЕШ

Мальцев Артемий Геннадьевич, Бакалавр, магистр 2-го курса РУТ (МИИТ) Россия, г. Москва

Maltsev Artemy Gennadievich,Bachelor, Master of the 2nd year of RUT (MIIT) Russia, Moscow

Аннотация: В статье рассматривается современное экономическое развитие российского водного транспорта, а также факторы, оказывающие прямое воздействие на данное развитие. Особое внимание уделено пандемии COVID-19, которая в последние годы оказало отрицательное влияние не только на водный транспорт России, но и на всю экономику государства. В статье представлены основные показатели динамики развития российского водного транспорта, количества судов, их возраста и объемов перевозимых грузов. В результате исследования были выявлены основные проблемы экономического развития российского водного транспорта и определены перспективы дальнейшего развития.

Annotation: The article examines the current economic development of Russian water transport, as well as factors that have a direct impact on this development. Special attention is paid to the COVID-19 pandemic, which in recent

years has had a negative impact not only on water transport in Russia, but also on the entire economy of the state. The article presents the main indicators of the dynamics of the development of Russian water transport, the number of vessels, their age and the volume of cargo transported. As a result of the study, the main problems of the economic development of Russian water transport were identified and prospects for further development were determined.

Ключевые слова: экономическое развитие, водный транспорт, Россия, COVID-19, грузоперевозки, пассажироперевозки.

Keywords: economic development, water transport, Russia, COVID-19, cargo transportation, passenger transportation.

В настоящее время одну из важнейших ролей в экономике государства играет развитие водного транспорта, так как его использование способствует снижению нагрузок на автомобильный и ж/д транспорт, а также улучшению экспортного потенциала России. Кроме того, водный транспорт является самым экономичным и выгодным транспортом с точки зрения перевозки пассажиров и грузов.

Экономическое развитие российского водного транспорта на сегодняшний день находится в кризисной ситуации, что связано с множеством факторов, оказывающих негативное воздействие на эту отрасль. Так, одним из таких факторов является пандемия COVID-19, которая появилась во всем мире в 2019 году и продолжает активно распространяться на данный момент. Коронавирусная инфекция оказала отрицательное влияние на следующие направления развития водного транспорта РФ: пассажироперевозки и перевозки грузов [1].

Немаловажным моментом стало еще и то, что по причине пандемии COVID-19, огромное количество водного транспорта вынуждено было изменить постоянные маршруты, а значительная часть приостановила свою работу по перевозке пассажиров и грузов. В результате этого тенденции экономического развития водного транспорта РФ пошли на спад [2].

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №3/2022

Динамика падения развития российского водного транспорта связана еще и с недостаточным количеством речных и морских судов. Так, в 2020 году количество водного транспорта составляло 23 194 единиц, а в советские годы (1980-х г.), показатель морских и речных судов достигал 48 000 единиц - это был самый высокий индикатор за весь период экономического развития российского водного транспорта (рис.1) [3].

Год

Рисунок 1. Динамика развития российского водного транспорта

На основании показателей рисунка 1 можно сказать, что в современной России количество водного транспорта резко сократилось, что вызывает необходимость дополнительного строительства речных и морских судов. Однако, обновление российского флота происходит очень медленно, например, в РФ в год строится не более 70 судов, а для успешного экономического развития требуется около 100 судов. По причине данного фактора появляется еще одна проблема, связанная с ежегодным увеличением возраста водного транспорта. Согласно рисунку 1, с 1980 г. наблюдается активная тенденция роста возраста судов и в настоящее время она продолжает расти. По последним данным, в 2020 году средний возраст судов составил примерно 34 года. Объем перевезенных грузов в последние годы также резко сократился и в 2020 году составил около 100 000 тыс. тонн. Однако, статистические данные Росморречфлот показывают, что в 2021 году объем

перевозок грузов российским водным транспортом увеличился и составил 154 982 тыс. тон в год.

Водный транспорт России занимается внутренней и внешней перевозкой различных видов грузов от нефти до строительных материалов. Показатели объема перевозок отдельных видов грузов, посредством водного транспорта РФ, представлены в таблице 1 [3].

Таблица 1.

Объем перевозок различных грузов водным транспортом России в 2021

году

Наименование груза Показатель (тыс.тонн)

Нефтеналивные грузы 20 194

Строительные материалы 87 084

в том числе грузы собственной добычи 46 611

Удобрения 2 115

Металлы 4 292

Руда 409

Лес в судах 5 117

Лес в плотах 3 425

Контейнеры 840

Каменный угль и кокс 3 450

Зерновые и комбикорм 7 469

Цемент 546

Прочие грузы 20 041

Всего 154 982

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшую долю во всей структуре перевозимых грузов российским водным транспортом

занимают строительные материалы (87 084 тыс.тонн) и грузы собственной добычи (46 611 тыс.тонн).

Сегодня в экономическом развитии водного транспорта РФ существует много проблем, к которым относятся следующие: [4]

1. Недостаточное использование транспортного потенциала российских судоходных рек.

2. Небольшое количество водного транспорта, предназначенного для пассажирских и грузовых перевозок.

3. Сезонность. Так, например, канал им. Москвы работает 200 суток, Волго-Дон - 240 суток, Обь - 90-150 суток и Енисей - 110-185 суток. В связи с этим возникает необходимость 2 раза в год заменять водный транспорт на ж/д, авиа и автомобильные перевозки, а, соответственно, нести дополнительные расходы и перестраивать логистику перевозки и поставки грузов.

Однако, несмотря на то, что экономическое развитие водного транспорта в современной России находится на низком уровне, у данной отрасли экономики имеются большие перспективы дальнейшего развития. Так, в последнее время правительство РФ все больше уделяет внимания экономическому развитию водного транспорта и для решения существующих проблем занимается разработкой различных программ и проектов, к которым можно отнести:

1) Национальный проект «Внутренние водные пути», согласно которому к 2030 году показатели этой отрасли экономики должны значительно увеличиться. По прогнозам Росморречфлот, в результате реализации этого проекта, планируемые перевозки пассажиров увеличатся с 11 млн. до 14,8 млн. человек, перевозки грузов с 118 млн. до 200 млн. тонн, а показатель общего грузооборота должен возрасти до 122 млрд. тонн/км [5].

2) Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В рамках реализации этого плана делается огромный акцент на будущее строительство морских и речных судов [6].

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что экономическое развитие водного транспорта в современной России находится на низком уровне, что связано с экономическим кризисом в государстве, вызванным коронавирусной инфекцией, небольшим количеством водного транспорта, большая часть которого устарела и не обладает необходимыми рабочими свойствами. В целом, развитие российского водного транспорта обладает огромным потенциалом, так как страна обладает достаточным количеством судоходных рек, благодаря которым могут осуществляться эффективные пассажирские и грузовые перевозки с минимальными затратами. Водный транспорт считается самым выгодным по отношению к другим видам транспорта, поэтому следует уделять больше внимания его развитию, так как это положительным образом скажется на экономике государства в целом.

Литература

1. Конограй О.А. Грузовые перевозки в условиях кризиса, вызванного пандемией COVID-19// Инновации. Наука. Образование. 2021. № 45. С. 734-741.

2. Пашаев М.Я., Алихаджиева Д.Ш. Проблемы транспортных перевозок, возникшие под влиянием пандемии // Финансовый бизнес. 2021. № 10 (220). С. 242-244.

3. Грузовая база, что было и что есть: сайт Морские вести России. [Электронный ресурс]. URL: http://morvesti.ru/analitika/1692/89761/ (дата обращения: 23.02.2022).

4. Савинкина А.Р., Данилина А.А., Чижикова А.В. Современное состояние и актуальные проблемы развития водного транспорта России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2 113 (62). С. 230-234.

5. Завершается подготовка нацпроекта «Внутренний водный транспорт»: сайт Транспорт России [Электронный ресурс]. URL: https: //transportrussia.ru/razdely/rechnoj -transport/3 51 -zavershaetsya-

podgotovka-natsproekta-vnutrennij-vodnyj-transport.html (дата обращения: 24.02.2022).

6. Развитие транспорта - главная стратегическая задача: сайт Морские вести России. [Электронный ресурс]. URL: http://morvesti.ru/analitika/1692/88316/ (дата обращения: 24.02.2022).

7. Nenasheva M.V., Olsen J. Water transport in the European North of Russia: social significance, challenges and perspectives of development. Arktika i Sever [Arctic and North], 2018, no. 32, pp. 40-650 DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.32.49. P. 40-41.

Literature

1. Konogray O.A. Freight transportation in the context of the crisis caused by the COVID-19 pandemic // Innovations. The science. Education. 2021. No. 45. P. 734-741.

2. Pashaev M.Ya., Alikhadzhieva D.Sh. Transportation problems arising under the influence of the pandemic // Financial business. 2021. No. 10 (220). pp. 242-244.

3. Cargo base, what was and what is: the website of Maritime News of Russia. [Electronic resource]. URL: http://morvesti.ru/analitika/1692/89761/ (access date: 23.02.2022).

4. Savinkina A.R., Danilina A.A., Chizhikova A.V. The current state and current problems of the development of water transport in Russia // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2021. No. 11-3 (62). pp. 230234.

5. The preparation of the national project "Inland water transport" is being completed: website Transport of Russia [Electronic resource]. URL: https: //transportrussia.ru/razdely/rechnoj -transport/3 51 -zavershaetsya-podgotovka-natsproekta-vnutrennij-vodnyj-transport.html (access date: 24.02.2022).

6. The development of transport is the main strategic task: the Maritime News of Russia website. [Electronic resource]. URL: http://morvesti.ru/analitika/1692/88316/ (access date: 24.02.2022).

7. Nenasheva M.V., Olsen J. Water transport in the European North of Russia: social significance, challenges and perspectives of development. Arktika i Sever [Arctic and North], 2018, no. 32, pp. 40-650 DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.32.49. P. 40-41.

© Мальцев А.Г., 2021 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №3/2022.

Для цитирования: Мальцев А.Г., ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ// Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №3/2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.