экономика, предпринимательство и право
Том 6 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2016 ISSN 2222-534Х
>
издательство
Креативная экономика
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
Экономическое развитие россии и Африки в новых геополитических условиях
Ковальчук А.П.1
1 Институт социально-экономического развития территорий РАН, Вологда, Россия
В статье анализируются возможности для активации взаимных торгово-экономических связей, инвестиций между Россией и странами Африки.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: снижение темпов роста ВВП африканских стран, падение цен на биржевые товары, необходимость диверсификации экономик и привлечения инвестиций в Африку, взаимные интересы России и Африки в современных условиях, основные стратегические направления сотрудничества, Банк развития стран БРИКС, долгосрочные стратегические проекты
Economic development of Russia and Africa under new geopolitical conditions
Kovalchuk A.P.1
1 Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences, Russia
В российской экономической науке проблемы взаимосвязей России со странами Африки достаточно подробно изучены. Эта тема получила освещение в трудах таких ученых-африканистов, как например, И. Абрамовой, А. Васильева, Т. Дейч, В. Солодовникова, Л. Фитуни.
Большинством научных трудов упомянутых авторов подтверждается, что экономическая значимость Африки устойчиво нарастет. В последние два-три года крупнейшие аналитические центры, консалтинговые и рейтинговые агентства, инвестиционные банки и исследовательские структуры разных стран настоятельно предупреждают, что в нынешнем веке Африка будет самым динамично развивающимся регионом мира, от которого во многом будет зависеть характер и темпы роста в развитых государствах, их обеспеченность сырьем, энергетическими ресурсами и человеческим капиталом [1] (ШШт, 2013).
За последние двадцать лет многие страны этого континента изменили курс и добились значительного повышения доходов, сокращения бедности и улучшений в здравоохранении и образовании. Интенсивное развитие Африки началось в середине 1990-х гг. на фоне роста цен
АННОТАЦИЯ:
на биржевые товары и более эффективного государственного управления. С 2002 по 2014 г. рост цен на биржевые товары помог основным странам — экспортерам нефти (Анголе, Гане, Республике Конго, Нигерии и другим) наряду с другими странами — экспортерами природных ресурсов, такими как Замбия, Либерия и Намибия. Рост цен помогал не всем странам: большинство стран Африки импортируют нефть и пострадали от повышения цен, а во многих странах основные цены изменились сравнительно мало, однако цены на биржевые товары поддерживали экономическую активность в большой части этого региона. С 1995 г. прирост ВВП на этом континенте составлял в среднем 4,3% в год, что на целых 3 процентных пункта выше, чем предыдущие два десятилетия [2] (Кейе1в1,2016).
Сегодня цены на биржевые товары упали, рост мировой экономики замедлился и экономический рост стран Африки снизился. В частности цены на кукурузу, медь и хлопок с 2013 г. снизились более чем на 20%, а цены на железную руду и нефть упали более чем на 50%. Их снижение оказало обширное воздействие на доходы от экспорта, доходы бюджета, инвестиции, занятость, валютные курсы и валютные резервы. Негативное влияние особенно велико в нефтедобывающих странах (в частности, в Анголе, Республике Конго и Нигерии) и странах, экспортирующих железную руду (Либерии, Сьерра-Леоне, Южной Африке), медь (Замбии, Республике Конго, Южной Африке) и алмазы (Ботсване, Намибии, Южной Африке). Как изображено на рисунке, темпы роста в этих странах замедлились с 5% в 2014 г. до 3,5% (в ЮАР до 1,2%) в 2015 г. и, по прогнозам МВФ, в 2016 г. остаются сниженными на уровне 3%.
В такой ситуации страны Африки будут вынуждены диверсифицировать свою экономику и уходить от зависимости от экспорта биржевых товаров. Для этого необхо-
ABSTRACT:_
The article analyzes the options for activation of mutual trade and economic relations and investments between Russia and African countries.
KEYWORDS: decline in GDP growth in African countries, falling commodity prices, need to diversify economies and attract investment in Africa, mutual interests of Russia and Africa under modern conditions, main strategic areas for cooperation, BRICS Development Bank, long-term strategic projects
Received: 16.10.2016 / Published: 30.12.2016
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Kovalchuk A.P. ([email protected])
CITATION:_
Kovalchuk A.P. (2016) Ekonomicheskoe razvitie Rossii i Afriki v novyh geopoliticheskikh usloviyakh [Economic development of Russia and Africa under new geopolitical conditions]. Ekonomika, predprini-matelstvo i pravo. 6. (4). - P. 357-363. doi: 10.18334/epp.6.4.36630
страны Африки к югу от Сахары
страны Африки — экспортеры нефти
Южная Африка
Рисунок. Темпы роста ВВП в странах Африки с 2012 по 2016 гг.
Источник: МВФ, Перспективы развития региональной экономики: страны Африки к югу от Сахары, май 2016
димо создавать более благоприятную среду для инвестиций в последующую переработку сельскохозяйственной продукции, обрабатывающую промышленность и услуги (такие как ввод данных), что поможет увеличить число создаваемых рабочих мест, ускорить долгосрочные темпы роста, сократить бедность и минимизировать уязвимость к изменчивости цен.
В результате решение актуальных проблем развития в Африке во многих случаях способно дать дополнительные стимулы росту внешней торговли африканских стран и притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Важную роль в этом процессе могут сыграть инвесторы из стран БРИКС, в том числе и российские.
Россия практически полностью ушла из Африки в 1990-е годы. Эти времена были плохими и для Африки, и для нас. Все ниши заняли в основном китайцы, за ними подтянулись индусы и бразильцы, а также старые игроки — бывшие колониалисты. Ну и США активизировались [3] .
Сегодня ситуация несколько изменилась. И хотя Африка пока не относится к основным внешнеэкономическим приоритетам России, этот регион в перспективе
ОБ АВТОРЕ:_
КовальчукАндрей Павлович, кандидат экономических наук, научный сотрудник (AndrKow0inbox.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Ковальчук А.П. Экономическое развитие России и Африки в новых геополитических условиях // Экономика, предпринимательство и право. — 2016. — Том 6. — № 4. — С. 357-363. doi: 10.18334/ерр.6.4.36630
может занять важное место в системе ее внешнеэкономических связей в рамках сотрудничества стран — участников БРИКС, т.к. становится все более привлекательным для торговли и инвестиций.
Россия рассматривает страны Африки как источник природных ресурсов, рынок сбыта промышленной продукции и перспективных объектов для инвестирования.
Основными стратегическими направлениями сотрудничества со странами региона традиционно являются разведка и добыча полезных ископаемых (Ангола, Нигерия, Южный Судан, ЮАР, Намибия), сооружение гидроэлектростанций (Конго, Ангола, Замбия, Намибия, Экваториальная Гвинея) и атомных электростанций (ЮАР и Нигерия), строительство железных дорог (Нигерия, Гвинея, Ангола), создание торговых агентств для продвижения продукции российских компаний в крупнейших странах-партнерах (Нигерия и ЮАР), военно-техническое сотрудничество.
Имеется немало ярких примеров успешного сотрудничества российских компаний с правительствами континента, которое началось активно развиваться с начала 2000-х гг. Например, в 2004 г. участие ОАО «Стройтрансгаз» подрядчиком в сооружении в Судане одной из четырех секций (длиной 336 км) магистрального нефтепровода общей протяженностью 1400 км и пропускной способностью 10 млн т. в год. Также можно отметить совместный проект «Роснефти» и «Стройтрансгаза» в Алжире по освоению перспективного нефтегазоносного участка 245-Юг (в феврале 2006 г. там была пробурена третья разведочная скважина, показавшая хорошие перспективы по газу и конденсату), победы «Стройтрансгаза» в тендерах на прокладку нескольких газопроводов. В августе 2006 г. крупнейшее на всем африканском континенте государственное предприятие Сонатрак (Sonatrach) и Лукойл подписали меморандум о взаимопонимании. Меморандум предусматривает, что стороны будут укреплять сотрудничество, развивая проекты в области поиска, разведки и добычи углеводородного сырья, переработки и сбыта жидких углеводородов, а также обмена опытом [4] (ЛЬтатоуа, 2010).
Россия продолжает последовательно наращивать экономическое сотрудничество с Африкой. Сейчас наши компании реализуют на континенте около 40 крупных и инвестиционных проектов. Активнее всего в африканских странах действуют «Газпром», «Лукойл», «АЛРОСА», «РУСАЛ», «Росатом», «Норильский никель».
Интерес России к сырьевым богатствам Африки объясняется тем, что уже к 2025 г. внутри страны, вероятно, произойдет истощение рентабельных месторождений некоторых важнейших для современной экономики видов минерального сырья (цинк, марганец, медь, никель, платина, железная руда, золото) [5]. Таким образом, возникает необходимость поиска новых, недорогих источников природных ископаемых.
Привлекательность энергоресурсов Африки для России объясняется не только низкими издержками добычи нефти, но и ее большими запасами. На африканский континент приходится до 30% всех природных ресурсов в мире, в том числе до 12%
разведанных запасов нефти и 11% ее мировой добычи [6] (Trofimova, Schedrin, 2015). К 2020 г. на этот регион может приходиться 15-20% мирового импорта.
Развитие энергетического сотрудничества требует от России значительных инвестиций в разведку, добычу и экспорт энергоресурсов, а также в создание транспортной инфраструктуры. Эти капиталовложения во многом зависят от политической стабильности в той или иной стране и существенно сдерживаются продолжающимися в этом регионе локальными конфликтами и гражданскими войнами. Российский подход к участию в африканских энергетических проектах в настоящее время базируется на коммерческой выгоде с учетом гуманитарных потребностей этих стран.
Расширению сотрудничества способствует большой практический опыт России в разведке и разработке энергоресурсов, а также в сооружении атомных электростанций. Лидирующие позиции в этом секторе занимают подконтрольные государству корпорации, что положительно влияет на совместные инвестиционные проекты.
Для решения проблем Африки необходима взаимосвязь экономической интеграции и политического регулирования, создание условий для инвестирования реального производства, увеличение прямых иностранных инвестиций, расширение доступа товаров на рынки других государств, повышение конкурентоспособности продукции, выход экономик на более высокий уровень, внедрение достижений научно-технического прогресса, подготовка специалистов высокого уровня, создание совместных предприятий и проектов, развитие частного и государственного сектора, согласование и поддержка экономических вопросов интеграции на правительственном уровне стран — участниц интеграционного процесса.
Существует немало возможностей для российско-африканского сотрудничества: осуществление инвестиций в региональную инфраструктуру и человеческий капитал, по-вышение степени переработки сырья, снижение зависимости от тарифных доходов, повышение эффективности малых частных предприятий, налаживание связей между крупными и мелкими компаниями [7] (Konstantinova, 2016).
Особую роль в развитии сотрудничества должна сыграть финансовая поддержка, начиная с создания на интеграционной основе новых межрегиональных институтов и структур. Одним из таких финансовых институтов стал Банк развития стран БРИКС, основанный в 2015 г. Первоочередная задача банка — финансирование инфраструктурных проектов в странах-участницах, в дальнейшем займы будут предоставляться и другим развивающимся странам, которые не участвуют в группе БРИКС. Создание банка развития БРИКС призвано решить такие проблемы мировой финансовой системы, как неэффективное распределение глобальных финансовых ресурсов, проблемы привлечения средств для долгосрочного финансирования, в том числе финансирования инфраструктурных проектов, особенно в развивающихся странах и странах с формирующимися рынками [8] (Kovalchuk, 2015).
В настоящее время Африка с нетерпением ждет от стран БРИКС долгосрочных стратегических проектов, суть которых не только в строительстве инфраструктуры, но и обучении, а также решении социальных задач. И в этом смысле нужны международные программы сотрудничества.
У России, как наиболее крупной страны — участницы БРИКС, есть определенное преимущество — долгая история советского сотрудничества и поддержки Африки в борьбе с колониальными державами. Россию и Африку сближает также то обстоятельство, что природа наделила их огромными запасами полезных ископаемых.
Таким образом, имеется большой потенциал для углубления экономического взаимодействия, прежде всего в инвестиционной сфере, где, в целом, существует серьезная заинтересованность в сотрудничестве. Однако их реализация зависит от реальной активизации усилий в этом направлении, как на межгосударственном, так и корпоративном уровне.
Многое в развитии экономического взаимодействия со странами Африки будет зависеть от самой России. От того, насколько успешно она будет решать свои задачи по модернизации экономики, ее структурной перестройке, улучшению инвестиционного климата, по реформе важнейших государственных институтов.
•
источники:
1. Фитуни Л.Л. Страны БРИКС в новой модели мирового экономического развития. — М.: РУДН, 2013. — 12 c.
2. Рэделет С. Африка: Подъемы и спады роста // Мвф. — 2016. — c. 6.
3. Afrocom. [Электронный ресурс]. URL: http://www.afrocom.ru/news/analytics.
4. Абрамова И.О. Экономика Африки в условиях рыночных преобразований. / Монография. — М.: Институт Африки РАН, 2010. — 308 c.
5. Giles K., Russian interests in Sub-Saharan Africa, The Letort Papers. Strategic Studies Institute and US
6. Трофимова О., Щедрин А. Экономические приоритеты отношений России и Африки южнее Сахары // Международные процессы. — 2015. — № 43. — c. 124122134.
7. Константинова О.В. Интеграционные процессы в Центральной Африке // Вестник МГОУ. — 2016. — № 2. — c. 21.
8. Ковальчук А.П. Новый банк развития БРИКС на пути формирования обновленной мировой финансовой системы и страны Африки // Ученые записки Института Африки РАН. — 2015. — № 3. — c. 3.
REFERENCES:
Abramova I.O. (2010). Ekonomika Afriki v usloviyakh rynochnyh preobrazovaniy [Economy of Africa under the conditions of market transformations] M.: Institut Afriki RAN. (in Russian).
Afrocom. Retrieved from http://www.afrocom.ru/news/analytics
Fituni L.L. (2013). Strany BRIKS v novoy modeli mirovogo ekonomicheskogo razvi-tiya [The BRICS countries in the new model of world economic development] M.: RUDN. (in Russian).
Konstantinova O.V. (2016). Integratsionnyeprotsessy v Tsentralnoy Afrike [Integration processes in Central Africa]. Vestnik MGOU. (2). 21. (in Russian).
Kovalchuk A.P. (2015). Novyy bank razvitiya BRIKS na puti formirovaniya obnovlen-noy mirovoy finansovoy sistemy i strany Afriki [New BRICS Development Bank on the way to form a renovated World Financial System and the Country of Africa]. Uchenye zapiski Instituta Afriki RAN. (3). 3. (in Russian).
Redelet S. (2016). Afrika: Podemy i spady rosta [Africa: rises and declines in growth]. Mvf. 6. (in Russian).
Trofimova O., Schedrin A. (2015). Ekonomicheskie prioritety otnosheniy Rossii i Afriki yuzhnee Sakhary [Economic priorities of russia and sub-saharan africa relations]. Mezhdunarodnyeprotsessy. 13 (43). 124122-134. (in Russian).