Научная статья на тему 'Экономическое пространство России: проблемы и перспективы'

Экономическое пространство России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
6976
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Анимица Евгений Георгиевич, Сурнина Надежда Матвеевна

В статье рассматриваются сущность понятия "экономическое пространство", его базовые характеристики и свойства. С позиций региональной экономики исследуется современная структура экономического пространства Российской Федерации. Ставится научная проблема выявления новых территориально-экономических образований с размытыми, неоформленными административными границами, изучаемая в рамках научного направления пространственная экономика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The economic space of Russia: problems AND TRENDS

The paper considers the essence of the definition "economic space", its basic characteristics and properties. From the point of view of the regional economy the modern structure of the economic space of the Russian Federation is examined. The scientific problem of finding out the new territorial economic formations with vague, not clearly cut administrative borders studied in the framework of scientific trend "space economy" is posed.

Текст научной работы на тему «Экономическое пространство России: проблемы и перспективы»

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Анимица Е.Г., Сурнина Н.М.

В статье рассматриваются сущность понятия "экономическое пространство", его базовые характеристики и свойства. С позиций региональной экономики исследуется современная структура экономического пространства Российской Федерации. Ставится научная проблема выявления новых территориально-экономических образований с размытыми, неоформленными административными границами, изучаемая в рамках научного направления - пространственная экономика.

Трансформация экономических отношений, формирование торгового и банковского капитала, рыночное саморегулирование занятости, либерализация внешнеэкономической деятельности, изменение геополитического и геоэкономического положения России в Евразии, переход от прежнего унитарного (по существу) государства к системе реального федерализма - все это способствовало разрушению единого народнохозяйственного комплекса страны и формированию на его "обломках" нового экономического пространства. Создание и сохранение единого экономического пространства, максимально отвечающего сути и принципам рыночной экономики, становится одним из непременных и обязательных условий успешного реформирования России.

Однако прежде чем формировать и совершенствовать экономическое пространство, нужно достаточно определенно и достоверно знать, что это такое, что оно собой представляет, как оно трактуется. Использование понятия "экономическое пространство" активизировалось в конце XX в. на наднациональном уровне, обусловив новую стадию в его развитии, связанную с необходимостью противостояния или использования геоэкономических стратегий новых транснациональных игроков, а также с развитием деятельности по обустройству территорий совместных интересов. Группы государств вынуждены договариваться о единых принципах реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов: производителей, собственников, а также условий перемещения факторов производства: капитала, рабочей силы, информации и т.п. В ЕС подобная деятельность, рассчитанная на качественные изменения в долгосрочном периоде, оформилась в самостоятельное направление - пространственное планирование. В данном смысле понятие "экономическое пространство" вошло в специализированные справочники, где оно определяется как согласованная экономическая политика нескольких государств, основанная на многосторонних договорных отношениях и распространяющаяся на территории этих государств [1]. Исследователи различают также понятия единого и общего экономического пространства, которые соответственно опираются при интеграции на приоритет либо экономических, либо внеэкономических (политических, этнополитических, клановых, оборонных, наступательных и т.п.) интересов.

Учитывая сложность, иерархизированность современного геопространства, особо следует остановиться на ключевом признаке экономического пространства - единство, целостность, холистичность, - формирующемся на нескольких уровнях. Под влиянием интеграционных региональных экономических процессов усиливается ход объединения регионов наднационального уровня, установление и углубление связей и взаимодействий между ними; он предполагает концентрацию и переплетение ресурсов, капиталов и рабочей силы, а также проведение согласованной экономической политики

и создание взаимоблагоприятных условий для хозяйствования. В высшей стадии развития предполагается формирование единого экономического пространства в рамках международных экономических объединений.

Единое экономическое пространство на национальном уровне обладает необходимыми признаками и условиями. Главными атрибутами последнего служат общие внутренний рынок и денежно-кредитная система, единство ключевых инфраструктурных систем - энергетики, транспорта, связи (или по ключевым словам Кузатаке Мияха-ра -"Язык и Валюта") [15].

Характеризуя признаки единства экономического пространства, выделяют: общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории, функционирование общих инфраструктурных систем [5, с. 29]. К числу главных принципов формирования единого экономического пространства (общероссийского рынка) относятся:

• беспрепятственное движение товаров, капиталов и рабочих кадров между регионами; снятие все еще имеющихся ограничений на выбор людьми места жительства и вида трудовой деятельности;

• свободное развитие экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями, распложенными в любом регионе Федерации и за ее пределами, с неукоснительным соблюдением действующего законодательства;

• устранение монополизации производства, честная конкуренция производителей, представляющих разные формы собственности;

• предпочтительность денежной формы товарообмена по сравнению с натуральной;

• осуждение двухсторонней политики;

• обеспечение свободы транзитных перевозок на всей российской территории (без использования системы региональных пошлин);

• установление единых принципов налогообложения товаров.

Важнейшими компонентами единого экономического пространства являются

национальные рынки товаров, труда и капиталов, которые также подвержены переходным процессам интеграции и дезинтеграции, сегментации, в том числе и "регионализации" [27]. Координация действий центральных и региональных властей РФ должна быть направлена, прежде всего, на сохранение общих принципов функционирования рынка на всей территории, контроль налоговой и кредитной политики, централизацию экономического механизма природопользования и т.д. [15; 4, с. 181].

В переходный период, характеризующийся процессами формирования нового геополитического и экономического пространства, существенную роль в его функционировании начинают играть рыночные отношения, а государство выступает в качестве непосредственного участника рынка (как собственник) и его внешнего регулятора и координатора [25, с. 41].

В Конституции Российской Федерации принцип единства экономического пространства РФ закреплен в нескольких положениях [11]. Единство политического пространства предусматривается соответствующими международными соглашениями и институтами [7; 10; 22, с. 301 - 303]. Строгое определение понятия "экономическое пространство" наука еще не дала, заменяя его рабочими формулировками. В частности, академик А.Г. Гранберг считает, что экономическое пространство как развивающееся понятие представляет собой насыщенную территорию, вмещающую множество объек-

тов и связей между ними: населенные пункты, промышленные предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети и т.д. [5, с. 25]. Как видно из данного определения, экономическое пространство охватывает определенную территорию. В границах страны - это государственная территория, находящаяся под суверенитетом государства.

Согласно ст. 67 Конституции РФ "территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними". В состав государственной территории входят: суша и воды (внутренние и территориальные) в пределах государственных границ, воздушное пространство над сушей и водами (тропосфера, стратосфера, ионосфера, а также значительная часть вышележащего пространства), и лежащие под ними недра (сегмент геоида до технически доступной глубины). Международное право устанавливает ширину территориальных вод, примыкающих к сухопутным территориям государства, не более 12 морских миль. Ширина территориальных вод РФ - также 12 миль. Россия, как и большинство приморских государств мира, обладает и 200-мильной экономической зоной за пределами территориальных вод, где установлен ее исключительный контроль над всеми морскими природными ресурсами, включая ресурсы шельфа, склонов и морского дна в этой зоне [17; 18].

В пределах государственной территории государство является высшей по отношению ко всем лицам и организациям властью, обеспечиваемой системой государственных органов (законодательных, представительных, исполнительных и судебных). Тем самым, государственная территория - это пространство осуществления государственной власти. В то же время государственная территория - это естественная среда обитания населения государства, включающая природные ресурсы, целиком принадлежащие тому государству, в границах которого они находятся.

Экономическое пространство - это та государственная территория, в пределах которой создается, используется и воспроизводится система жизнедеятельности человека, осуществляется деятельность людей в целях удовлетворения потребностей. В широком смысле слова экономическое пространство охватывает территорию суши, внутренние и территориальные воды (акватории), которые необходимы для поддержания и улучшения условий населения. В узком смысле этого слова экономическое пространство - это хозяйственно освоенная территория страны, на которой осуществляется деятельность, связанная с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Институциональная модель экономического пространства, оценивающая результативность национальной экономики, использована в международном информационно-статистическом стандарте - системе национальных счетов. Она опирается на понятие "экономическая территория", представляющую собой географическую территорию в рамках национальных границ страны, а также воздушное пространство, территориальные воды, часть континентального шлейфа и так называемые экстерриториальные анклавы других стран. Экономическое пространство в модели СНС используется экономическими единицами - как резидентами, то есть хозяйствующими субъектами, имеющими центр экономических интересов на территории исследуемой страны, так и временно находящимися здесь нерезидентами [21]. По функциям в экономике и источникам возмещения затрат экономические единицы образуют группы, формирующие секторную структуру экономического пространства страны: сектор нефинансовых корпораций и квазикорпораций, сектор финансовых корпораций и квазикорпораций, сектор государственного управления, сектор домашних хозяйств, сектор некоммерческих ор-

ганизаций, обслуживающих домохозяйства. Взаимодействие с внешним экономическим пространством отражаются через понятия и потоки "остальной мир".

Несовершенство макроэкономической модели СНС широко обсуждается и связано с тем, что данная модель экономического пространства опирается преимущественно на регистрируемую (легальную, наблюдаемую) деятельность хозяйствующих субъектов, оставляя за рамками внелегальную (нерегистрируемую: криминальную, теневую, фиктивную) экономическую деятельность в конкретных границах.

При характеристике свойств экономического пространства академик А.Г. Гранберг отдает предпочтение двум критериям: однородности и интегрированности [6, с.228]. Выявление степени однородности и неоднородности (дифференциации) экономического пространства и тенденций ее изменения имеет важное значение с разных точек зрения. Экономическое пространство России весьма неоднородно, что определяется как объективными, так и субъективными факторами - природно-климатическими условиями, размещением природных, трудовых, финансовых и других ресурсов, размещением производительных сил, потенциалом плодородных земель, развитием транспортной инфраструктуры, геополитическими и оборонно-стратегическими рамками и т.п.

Уменьшение пространственной неоднородности (дифференциации) создает более благоприятные условия для развития общенационального рынка, гармонизации социально-экономических преобразований, формирования на качественно более высоком уровне общероссийского менталитета, укрепления единства российского государства. Наоборот, усиление неоднородности затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасности региональных кризисов, межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики, ослабления целостности общества и государства.

Интеграция и ее противоположность - дезинтеграция - это процессы, характеризующие изменения внутренней связности экономического пространства. Интеграция, если она основана на взаимной выгоде экономических партнеров, позволяет использовать преимущества регионального многообразия в разных формах взаимодополнения региональных экономик.Пространственная дезинтеграция, или ослабление межрегиональных экономических связей, создает угрозу экономической целостности страны. Однородность (неоднородность) и интегрированность (дизентигрированность) являются взаимосвязанными и взаимодополняющими характеристиками качества экономического пространства.

Следует выделить и третий критерий единого экономического пространства: поли-структурность. Как подчеркивает А.Г. Гранберг, экономическое пространство России не "монолит", а многорегиональный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр - регион) и горизонтальных (межрегиональных) взаимосвязей [24, с. 5 86].

В составе интегрированного экономического пространства России можно выделить четыре основные группы сложившихся однородных региональных структур, выполняющих различную роль в процессе общественного воспроизводства и сформировавшихся под воздействием совокупности различных факторов (см. рис.).

Интегральная схема структуры экономического пространства Российской Федерации

1. Региональная структура, отвечающая критерию национально-государственного и территориально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией страны совокупность равноправных субъектов РФ. Она представлена республиками, автономными округами, автономной областью, краями, городами федерального значения.

2. Региональная структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда. Территория в составе этой структуры имеет определенную специализацию в едином процессе общественного воспроизводства и свои специфические особенности. Типичными представителями данной группы являются крупные экономические районы и федеральные округа.

3. Административно-территориальная единица (ATE) - это территория в фиксированных границах с одним или несколькими поселениями, характеризующаяся социально-экономическим единством(целостностью), имеющая установленный законом соответствующий статус, название, постоянный центр, орган регионального или местного управления, выделяемая с целью комплексного решения государственных и местных задач. ATE служат первичными ячейками пространственной (территориальной) организации государства, особенности и характер которых определяются социально-экономическими, историческими, этническими, культурными условиями, соответствуют целям государства, его задачам, основным функциям, поскольку с административно-территориальным делением связаны построение и размещение органов государственной власти и управления.

В СССР основными административно-территориальными единицами были края, области, округа и районы, которые были образованы в 1923 - 1929 гг. вместо губерний, уездов и волостей, унаследованных от бывшей Российской империи.

В СССР в функции ATE входили контроль над территорией страны со всем ее "содержанием", организация функционирования государственных институтов и обычной жизни людей [9, с. 25 - 39]. Если в унитарных государствах административно-территориальное деление страны охватывает всю территорию страны, то в государстве федеративного типа оно распространяется только на территорию субфедеральных государственных образований - субъектов Федерации.

Учитывая, что в Российской Федерации согласно Конституции (ст. 5) края, области, автономная область, автономные округа (не говоря уже о республиках) стали равноправными субъектами, членами РФ, то они, повысив свой статус (правовое положение), приобретя элементы государственности, перестали считаться административно-территориальными единицами. За субъектами РФ закрепляются полномочия по принятию решений о своем собственном административно-территориальном делении.

Они определяют порядок образования, слияния, изменения и управления административно-территориальных единиц, их состава, границ, названий, критерий отнесения населенных пунктов к городским и сельским поселениям, а также местоположение их органов самоуправления. В Российской Федерации основными административно-территориальными единицами субъекта Федерации являются административный район, округ, город районного подчинения, город областного подчинения. Административно-территориальное деление позволяет субъектам РФ осуществлять целенаправленное управление развитием своей территории, оказывая постоянное воздействие на ход экономических, социальных и иных процессов с учетом специфики различных районов своей территории.

Функции каждой ATE - обеспечить эффективное применение административных, финансовых и иных рычагов управления для удовлетворения государственных, региональных и местных потребностей и интересов. В частности, в них (в их границах) организуется целый ряд государственных служб - санитарная, налоговая, почтовая, пожарная, школьная (образовательная) и др. В тех странах, в том числе и России, где в пределах ATE функционируют органы местного самоуправления, они являются первичными ячейками, ориентированными на обеспечение достаточных условий для жизнедеятельности населения, на равное участие их в политической и социально-экономической жизни.

Административно-территориальное устройство субъекта РФ осуществляется на основе соблюдения следующих принципов: районирование своей территории; соответствие исторически сложившейся системе расселения и устойчивым тенденциям ее развития; создание благоприятных экономических, финансовых и организационных условий для формирования и функционирования органов местного самоуправления; соблюдение однородности местных сообществ с точки зрения количества населения и территориальной организации, а также социальных и экономических связей для обеспечения местному сообществу полноценной и безопасной среды жизнедеятельности; содействие рациональному использованию природных ресурсов и всего социально-экономического потенциала территории, развитию социальной инфраструктуры, системы коммуникаций; развитие национальных культур, культурно-бытовых традиций и исконных видов хозяйственной деятельности всех национальных и этнических групп, проживающих на данной территории; приближение органов местного самоуправления и государственной власти к населению; снижение материальных и финансовых затрат на содержание управленческого аппарата.

К сожалению, у нас в стране еще не создана стройная система нормативно-правового регулирования вопросов административно-территориального устройства. Дальнейшее развитие процесса административно-территориального устройства во многом будет зависеть от хода политических, социально-экономических и демократических преобразований в России.

4. Районы с особым статусом, в том числе реализации крупных региональных комплексных программ. Формирование особых районов, связанных с реализацией целевых программ, вызывает серьезные сдвиги в территориальных пропорциях размещения производительных сил.

В настоящее время на государственном уровне разрабатываются и реализуются такие целевые государственные программы, как поддержка северных регионов, строительства дорог, жилья для военных и т.п. [19]. Все они финансируются из федерального бюджета. Своеобразной формой региональных комплексных программ являются программы формирования особых экономических зон в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры [20].

На территории РФ могут создаваться особые экономические зоны следующих

типов:

а) промышленно-производственные экономические зоны;

б) технико-внедренческие особые экономические зоны.

В экономическом пространстве России выделяются территориальные общности с не устоявшимися, четко не определенными, "плавающими" границами (городские агломерации, зоны нового хозяйственного освоения, трансграничные территории, терри-

тории с экстремальными природно-климатическими и иными условиями и т.п.). Все эти основные звенья единого экономического пространства отличаются не только масштабами и статусом в системе государственного и экономического устройства, но и решаемыми задачами и механизмами управления и регулирования.

Полиструктурность пространства, порождающаяся процессами иерархизации, диверсификации экономической деятельности в условиях глобализации и дифференциации всех видов деятельности и мышления, предполагает необходимость перехода в экономических исследованиях и практике к синтетическому пониманию территориального развития на основе многомерности строения пространственной системы, ее соподчинения, встроенности в систему высшего уровня. Синтез, ведущий к пониманию экономического пространства, закономерностей его динамики, может быть осуществлен, как нам представляется, с учетом по меньшей мере трех существующих различающихся концептов. В рамках экономических школ развиваются такие логические кластеры смыслов "экономического пространства", как:

• пространства поведения хозяйствующих субъектов (неоклассическая школа).,

• кругооборота богатств: ресурсов, доходов, продуктов (классическая и кейн-сианская школа);

• совокупности экономических институтов ("новоинституционалистский", сочетающий идеи неоклассической и неоавстрийской теоретической традиций, неортодоксальный) [13, с.70; 16].

По нашему мнению, экономику в целом нужно рассматривать как единую, хотя и многомерную, реальность на базе макроисторических, социогенетических парадигм (по аналогии с мирами-экономиками в концепции мировых систем И. Валлерстайна, локальными цивилизациями Ю.В. Яковца).

Экономическое пространство, включающее, как нам представляется, пространство бытия и пространство действия, традиционно исследуется по двум направлениям: пространственная (территориальная) структура; пространственная организация хозяйства как естественный порядок (устройство) и как деятельность по организации (упорядочению, обустройству) пространства.

Среди основных параметров, характеризующих качества экономического пространства, следует выделить:

• плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т.д. на единицу площади пространства);

• размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий);

• связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей). Для функционирования экономического пространства важное значение имеют расстояния между его элементами. При этом "экономическое" расстояние характеризуется, прежде всего, транспортными и трансакционными издержками на преодоление физического расстояния, измеряемого километрами, милями и т.п., административных барьеров, и различается для разных перемещаемых объектов: товаров, услуг, групп мигрантов, информации. Особое место в научных исследованиях экономического пространства занимает про-

блема идентификации новых пространственных структур, представляющая собой комплекс научных задач, решаемых в рамках пространственной экономики [26].

При исследовании структуры экономического пространства с позиций геоэкономического научного макроподхода важно учитывать то, что на макроскопическом уровне оно представляет собой единую мировую "мегакорпорацию", функционирующую вне национально-государственных образований с целью получения и перераспределения мирового дохода, а его тенденции определяют условия развития национальных экономик.

Характерными особенностями современного этапа развития геоэкономического пространства, влияющими на процессы "интеграции - дезинтеграции", структурообра-зования на национальном уровне являются:

1. Приоритетность геоэкономического пространства в иерархии геополитической и геостратегической компонент глобального пространства. Именно в геоэкономическом пространстве вызревают роли и расстановка геополитических сил и интересов, и, наоборот, от геополитических возможностей и угроз они переходят к геоэкономическим.

2. Одновременное развитие двух геоэкономических моделей - постиндустриальной (модернистской, постмодернистской), базирующейся на техногенных ориентирах, ресурсопоглощении и дегуманизации, и неоэкономической, мультикультурной (зарождающейся этно-экономической) модели [14].

3. Формирование интернационализированных воспроизводственных ядер - подвижных гигантских производственно-коммерческих агломераций (ПКА) - как результат новой разновидности общественного разделения труда - межанклавного (межкор-порационного), что привело к возникновению экономических границ, не совпадающих с государственными.

4. Пульсация "стыков" двух подсистем общественного разделения труда (международного и межанклавного) - изменение конфигурации экономических границ под воздействием меняющейся геоэкономической ситуации и перегруппировки трансна-ционализированных структур.

5. "Блуждающие" воспроизводственные ядра - мировые воспроизводственные циклы (ядра), быстро смещающиеся или вновь формирующиеся в тех точках геоэкономического пространства, где создаются максимально выгодные геоэкономические условия для извлечения мирового дохода. Отраслевая перегруппировка, иновационно-технологический характер геоэкономического пространства, всеобъемлющая унификация и стандартизация как фактор международной технологичности.

6. Развитие предпосылок к формированию новейших геоэкономических популяций - технологических республик - на базе новой технологической подосновы мирового хозяйства, закрепления определенных технологических обязанностей за национальными экономиками, дальнейшего технологического разделения труда [12, с. 36].

Геоэкономическое пространство, обладая холистичностью и гетерогенностью, взаимодействует через механизмы цикличности с макроэкономическим пространством (национальной экономикой), трансформируя его, т.е. нарушая устойчивость единого экономического пространства на данном уровне рассмотрения.

Внутреннее геоэкономическое пространство не включалось ранее в практическую управленческую деятельность по развитию территории. Субъектами управления на данном уровне могут выступать государственные органы в связке с региональными (муниципальными) властями. Так, В.А. Вехов выделяет подобный уровень геополити-

ческих исследований. Сформулируем основные положения внутригеоэкономических исследований процессов структурообразования [2, с. 65; 3].

Во-первых, объектом изучения "внутренней геоэкономики" являются территориальные социально-экономико-политические системы (ТСЭПС), представляющие собой обособленные общности, характеризующиеся определенным набором культурных, политических и социально-экономических характеристик, проблем (проблемных узлов) и ограниченные рамками определенного географического региона. Внутригосударственные ТСЭПС составляют собой единое государственное экономико-географическое поле, представляющее собой ТСЭПС более высокого уровня.

Во-вторых, внутри единого государственного экономико-географического поля выделяются "регионы-ключи", составляющие геоэкономический каркас государства.

В-третьих, каждая территориальная социально - экономико-политическая система имеет свой определенный геоэкономический код - систему взаимодействия региона с другими субъектами внутренних и внешних политических, экономических и иных отношений.

В-четвертых, ТСЭПС функционирует под влиянием экономико-политических воздействий двух видов: а) долгосрочного устойчивого влияния экономических, геополитических, географических и идеологических факторов, которые формируют геоэкономический каркас государства; б) кратковременного воздействия пространственно-временных волн политических, экономических и технологических инноваций.

В-пятых, если следствием прохождения волн экономико-политических инноваций является укрепление или ослабление социально-экономической системы, то изменение структуры экономического каркаса свидетельствует о направленности долговременных процессов в социально-экономической системе, в апогее могущих привести к ее распаду.

В-шестых, процессы изменения геоэкономического каркаса государства характеризуются изменением способов геоэкономического и геополитического контроля над государственной территорией, несоответствием геополитических векторов влияния традиционному административно-территориальному (политико-административному) делению (устройству), образованием новых ареалов устойчивых экономических и политических предпочтений населения.

В-седьмых, применительно к российской геоэкономической реальности возникают дополняющие существующую иерархию внутреннего пространства уровни: в их числе, например, межрегиональные образования - ассоциации субъектов РФ, административные образования - федеральные округа, в проекте - губернии. Субъекты управления данных пространственных единиц формируются специально. К этому уровню тяготеют и такие аспациальные, не имеющие четкой привязки к территории "полевые" структуры, как объединения урбанизированных центров по проблемам развития, целям (например, Союз российских городов и т.п.), являющиеся отражением сетевых институциональных моделей развития экономики [8, с. 359]. Также активно вовлекаются в геоэкономические процессы субъекты РФ, города (местные сообщества), с экономической точки зрения представляющие собой совокупности микропространств суточных циклов жизнедеятельности (хронотопов), которые можно считать первичной единицей пространственного социально-экономического анализа [23, с. 115 - 130]. В связи с концепцией маркетинга мест в сферу интересов субъектов геоэкономики попадают территории, обладающие специфическими потребительскими свойствами и спросом в спектре от экологически чистых территорий до территорий для захоронения ядерных отхо-

дов и т.п., а также формирующиеся в результате локализации экономических интересов по типу кластеров, дистриктов, стратегических альянсов, сетей.

Характерной особенностью структурирования экономического пространства с точки зрения процессов диффузии нововведений, которые являются основными факторами его расслоения (динамики), выступает образование и взаимодействие пространственных иерархий сетевых структур, ориентированных на экономию трансакцион-ных издержек, нескольких типов:

1. Вертикальная корпоративная иерархия, передающая инновации (технологические, институциональные, потребительские и производственные и т.п.) по линии корпоративных сетей (мультилокационных, мультинациональных в терминах региона-листов).

2. Пропулъсивная по линии иерархии полюсов (центров) роста - городов, но-дальных районов.

3. Комбинированная - в случае, когда ТНК используют иерархию полюсов роста (городов) как инфрастуктуру корпорации, получая синергический эффект.

4. Вертикальная административная иерархия центров, которая использует корпоративные механизмы для саморазвития (концепция регион-корпорация).

Процессы формирования единства экономического пространства и его пространственной иерархизации обостряют научную потребность исследования технологической, этно-экономической, цивилизационно- культурной структуры российской экономики. Основным критерием дифференциации пространства, и, следовательно, по логике цивилизационного подхода, источником конфликтов в нарождающемся мире будет не идеология и не экономика. Важнейшие границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Наиболее значимые конфликты глобальной экономики и политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Таким образом, в экономическом пространстве возникают и могут возникать особые образования (флуктуации, контактные, стыковые, бифуркационные зоны), не имеющие жесткой привязки к административным границам, но относящиеся к подобным пограничным (по качественным характеристикам) зонам, требующим специального обустройства и регулирования. Учитывая, что инновации, определяющие динамику экономического пространства, его изменчивость (неравновесность), зарождаются в ментальной, информационной, образовательной сферах при определяющем влиянии поля культуры, в процессе формирования новой экономики должна быть изменена направленность всей экономической и политической деятельности на развитие именно этих слоев, планов, иерархических уровней пространства, как обеспечивающих долгосрочные стратегические эффекты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право: Словарь / Под ред. Н. Борисова, М. Сторчева. М.: Экономическая школа, 2005. 805 с.

2. Вехов В.А. Внутренняя политика как перспективное направление геополитических исследований // Российские регионы и центр: взаимодействие в экономическом пространстве. М., 2000.

3. Гельман В. Я. Региональная власть в современной России: институты, режимы и практики // Политические исследования. 1998. № 1. С. 87 - 105.

4. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. 659 с.

5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 495 с.

6. Гранберг А.Г. Экономическое пространство России: трансформации на рубеже веков и альтернативы будущего // Общество и экономика. 1999. № 3 - 4.

7. Договор об учреждении Европейского Сообщества // Official Journal № С 224/-31.08.92.

8. Институциональная экономика / Под общей ред.О.Олейника. М.: ИНФРА-М, 2005. 703 с.

9. Каганский В. Советское пространство: конструкция, деструкция, трансформация (структурно-геополитический анализ) // Общественные науки и современность. 1995. №2.

10. Качанов Ю.Л. Опыты о поле политики. М.: Ин-т экспериментальной социологии, 1994. 159 с.

11. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. 58 с.

12. Кочетов Э.Г. Геоэкономика: Освоение мирового геоэкономического пространства. М., 1999. 461 с.

13. Курс переходной экономики. М.: Финстатпром, 1997. 640 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Львов Д. Теоретическое ядро социально-экономического развития страны // Экономист. 1997. № 1.

15. Михаяра К. Структура международной цивилизации: Пробная теория глобальной цивилизации. Япония: Университет Коуб Сити, 2002 / http//src.nsu.ru/filf /rpha/papers/geoecon.

16. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2000. 474 с.

17. О континентальном шельфе Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4694.

18. Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 51. Ст. 6273.

19. Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации: Федеральный закон от 20 июня 1996г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 26. Ст. 3030.

20. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2005г. № 116-ФЗ // Рос. газета. 2005. 27 июля.

21. Основы национального счетоводства (международный стандарт) / Под ред. Ю Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 2005. 408 с.

22. Политология: энциклопедический словарь. М., 1993. 431 с.

23. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994. 304 с.

24. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М.: Экономика, 1999. 793 с.

25. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. М.: Экономика, 2000. 435 с.

26. Сурнина Н.М. Пространственная экономика: проблемы теории, методологии и практики. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2003. 281 с.

27. Шнипер Р.П., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск, 1993. 487 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.