удк 94.19 Крючков И. В. [Kryuchkov I. V.]
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОНИКНОВЕНИЕ АВСТРО-ВЕНГРИИ И РОССИИ В ОСМАНСКУЮ ИМПЕРИЮ В ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX -НАЧАЛЕ XX ВВ.
Economic penetration of Austro-Hungary and Russia in the Оttoman Empire in the last third of XIX -the beginning of XX centuries
В данной статье рассматриваются особенности внешнеэкономических связей России и Австро-Венгрии с Османской империей и проблема конкуренции Вены и Санкт-Петербурга на рынках Ближнего Востока и Балкан.
Ключевые слова: экспорт, Австро-Венгрия, Россия, торговый договор,
внешняя торговля.
The article deals with the question of peculiarities of foreign economic relations between Russia, Austro-Hungary and Ottoman Empires and the issue of competition of Vienna and St. Petersburg in the markets of the Middle East and the Balkans.
Key words: export, Austro-Hungary, Russia, commercial treaty, foreign trade.
В отличие от большинства стран Европы империя Габсбургов с XVII в. имела тесные экономические связи с Османской империей, что объяснялось не только ее географической близостью к Восточному Средиземноморью. В XVI-XVИ вв. страны Западной Европы во многом переориентировались в своей внешнеэкономической деятельности на развитие связей с Америкой, Африкой, Восточной Азией. Австрийская империя не имела соответствующих экономических ресурсов и флота, чтобы конкурировать со странами Западной Европы в далекой заокеанской торговле. Вене не оставалась ничего, как налаживать экономический диалог с Портой. Первые крупные торговые сделки Австрия совершает с Османской империей в 1617 г. В 1699 г., 1718 г., 1739 г. и т. д. заключается ряд торговых договоров между Австрийской и Османской империями,
по которым Австрия получала статус наибольшего благоприятствования. На рубеже Х1Х-ХХ вв. австро-немецкая и чешская буржуазия осознавала важность и неизбежность процесса интернационализации мировой экономики, она прекрасно понимала, что Австро-Венгрии необходимо вести активную внешнеэкономическую деятельность, чтобы не отстать от своих европейских конкурентов [23, р. 216]. К тому же правящая элита страны понимала, что без экономического проникновения Австро-Венгрии на Балканы и Ближний Восток она не сможет сохранить свои политические позиции в данном регионе [22].
Австрийские предприниматели очень хорошо изучили Османскую империю, имея с ней систематические торговые связи. Австрийскому бизнесу не надо было в XIX в. заново открывать регион, как это случилось с другими европейскими государствами. Они знали специфику местных рынков. Практически на всей территории Османской империи действовали коммивояжеры австро-венгерских фирм. Предприниматели из Дунайской империи зарекомендовали себя надежными партнерами, так как их деловая репутация была безупречной [1, с. 520].
Несмотря на географическую близость Османской империи к России, удобство транспортных путей и наличие необходимых товаров для экспорта, Россия долгое время проигрывала своим западным партнером в борьбе за турецкий рынок. Первое торговое соглашение Россия и Турция заключают в 1774 г. Однако бесконечная череда русско-турецких войн и конфликтов мешала налаживанию экономического сотрудничества между двумя империями. Еще одна причина данного явления заключалась в отсутствии в России до начала ХХ в. отлаженной системы стимулирования экспорта и представительств российских фирм в Османской империи, занимавшихся изучением местного рынка, в то время как британские, австро-венгерские, французские и германские фирмы уделяли этому первостепенное внимание.
Российские предприниматели в отличие от своих западных коллег мало интересовались запросами турецких потребителей. Российский ситец имел ширину, непривычную для них, поэтому он плохо продавался в Турции. Российские пиломатериалы при их высоком качестве, уступали австро-венгерским аналогам, потому что обработка древесины производилась на российский манер, а предприниматели из Австро-Венгрии обрабатывали пиломатериалы с учетом запросов жителей Турции. Австро-венгерский сахар был хуже по качеству российского,
но население Османской империи покупало именно австро-венгерский сахар, лишь потому, что он быстро растворялся, это было непременное требование турецкого потребителя к сахару, а самое главное австро-венгерский сахар был значительно дешевле. Главным критерием оценки товара турецким потребителем было не его качество, а дешевизна.
Даже в благоприятных условиях российский бизнес действовал крайне неумело. Когда в 1908 г. в Османской империи начался бойкот австро-венгерских товаров, российские предприниматели не придумали ничего лучшего как повысить цены на свою продукцию, после чего турецкий потребитель обратил свои взоры на другие европейские фирмы [25, с. 124]. Кроме этого, российской торговле в Турции мешали отсутствие поддержки со стороны государства, невыгодный фрахт, периодические закрытия российско-турецкой границы в Закавказье - так Стамбул пытался бороться с армянским сепаратизмом. После начала итало-турецкой войны в России активно раздаются голоса в поддержку расширения ее экономического проникновения в Османскую империю [27, с. 14-15].
Сам российский бизнес стал осознавать свои ошибки и предпринимал попытки прочного закрепления на турецком рынке. С открытием представительства в Стамбуле «Товарищество братьев Нобель» его продажи керосина в Османской империи существенно увеличились. С появлением в Турции представительств синдикат «Треугольник» поставил под контроль 32 % турецкого импорта галош, а «Российское товарищество торговли цементом» увеличило свое присутствие на цементном рынке Турции [13, с. 260]. Но, к сожалению, данные примеры оставались редкостью [14, с. 213, 256, 259]. Российский бизнес прежде всего ориентировался на запросы быстро растущего внутреннего рынка, что отвлекало его внимание от широкомасштабного проникновения на внешние рынки.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. Османская империя относилась к периферии международных экономических связей. Европа в империи видела аграрно-сырьевой придаток для своей экономики [9]. Показателем тяжелого экономического положения страны стало установление Великобританией, Францией и другими европейскими странами контроля над ее внешним долгом и финансовыми ресурсами. Через «Имперский Оттоманский банк», находившийся под управлением французских и британских инвесторов, Лондон и Париж контролировали 73,7 % внешнего долга империи [33, с. 33]. В банковской сфере Турции доминировали германские, британские, французские, австро-венгерские и итальянские банки. Осо-
бенно больших успехов на данном поприще достигли германские банки. В 1888 г. «Дойче банк» открыл представительство в Стамбуле, вскоре в столице империи появляются офисы «Немецкого палестинского банка» (1899 г.) и «Немецкого восточного банка» (1906 г.). Австрийские банки совместно с французскими инвесторами в 1888 г. учредили «Салоникский банк», многие из них («Венский банковский союз», «Кредитаншальт», «Винер лендербанк», «Нижнеавстрийское учетное общество») имели собственные офисы в Стамбуле и в других турецких городах или участвовали в акционерном капитале османских банков [36, р. 58-60]. Венгерские банки, располагавшие ограниченными ресурсами, проявляли слабый интерес к операциям в Османской империи.
Российские банки долгое время отсутствовали в Османской империи. Это негативно сказывалось на позициях российского бизнеса в Турции. Кредитование российско-турецкой торговли производили германские, австро-венгерские и французские банки, зачастую, они действовали в интересах своих стран, что не всегда совпадало с интересами России. В 1909 г. в Стамбуле появляется первое представительство российского банка в стране, открытое «Русским банком по внешней торговле». С 1911 г. оно начинает работать с прибылью [14, с. 192]. Укреплению позиций российских банков в Турции мешал политический фактор и действия конкурентов. Многие европейские политики опасались расширения российского экономического проникновения в Турцию, видя в этом одно из проявлений экспансионизма Санкт-Петербурга. Одновременно европейские банки боялись конкуренции со стороны российских финансовых структур. Когда «Русско-Азиатский банк» предприняли попытку приобретения «Салоникского банка», или, по крайней мере, ряда его отделений, эту сделку сорвали французские банкиры, хотя Франция официально являлась союзницей Санкт-Петербурга [16, с. 37].
Важнейшим объектом экономического проникновения стран Европы в Османскую империю становятся ее железные дороги. Первые усилия в этом направлении европейские инвесторы предпринимают в 1871 г., когда австрийский банкир, барон М. Гирш при поддержки властей Австро-Венгрии получил концессию на строительство железной дороги от р. Сава до Стамбула с проведением отдельной линии до важнейшего порта на северном побережье Эгейского моря г. Салоники [24, с. 226-227]. К 1875 г. Стамбул соединяется железной дорогой с Эдирне, Салониками, Тырново, Скопье, Белово и Митровицей.
В 1886 г. создается международный консорциум, который должен был объединить железнодорожные сети Османской империи, Сербии, Болгарии и Австро-Венгрии, решающую роль в нем играло французское общество «Контуар насьональ д' Эсконт».
В состав консорциума также вошел ряд германских фирм и банков, в том числе «Бер-линер хандельсгезельшафт», банки Мендельсона, Вар-шауэра, компания Эрлангера.
К данной структуре присоединился австрийский «Винер лен-дербанк» [28, с. 81]. В Австро-Венгрии многие политики с подозрением относились к активному строительству Германией железных дорог в Турции. В Будапеште и в Вене опасались, что за железными дорогами на Балканы и на Ближний Восток придут германские товары, которые могли потеснить продукцию из Дунайской империи [3, л. 3].
В России также негативно относились к участию германского капитала в строительстве железных дорог, видя в этом проявление экспансии Берлина на Востоке [12, с. 270-272].
Однако независимые эксперты признавали, что строительство железных дорог в Анатолии вело к экономическому оживлению региона и росту доходов местного населения. Кроме этого, немцы предпринимали усилия по развитию садоводства, шелководства, виноградарства, создавали школы для местного населения и опытные хозяйства в Малой Азии.
От данной политики выигрывали и конкуренты Германии. Так, анатолийское вино, поступая в Венгрию, смешивалось с местными сортами, и уже выдавалось за венгерскую продукцию, продавалось в империи Габсбургов и за ее пределами [29, с. 50-51].
Австро-венгерские инвестиции значительно уступали по объемам германским, британским, французским, они в основном поступали в банковский капитал, строительство железных дорог и государственные ценные бумаги Османской империи. Банки Австрии и Венгрии охотно финансировали торговые операции с Турцией. Российский капитал в Османской империи в начале ХХ в. предпринимал первые серьезные усилия по освоению турецкой экономики, поэтому его объемы были незначительны.
Большое значение в экономических связях европейских государств с Османской империей имели торговые операции, их успех во многом зависел от создания четкой системы различных органов и структур, координирующих и развивающих экспортно-импортные операции с Турцией. В империи Габсбургов была создана развитая система госу-
дарственных (министерства и ведомства Австро-Венгрии, Австрии, Венгрии) и общественных структур (Австро-Венгерский экспортный союз, экспортные отделения торгово-промышленных палата, торговые музеи), отвечающих за развитие внешней торговли. Здесь прежде всего необходимо выделить сеть Торговых музеев, созданных в Вене, в Будапеште, в Триесте [23, л. 3; 31, с. 74].
Для координации своей внешней торговли в Османской империи представители австро-венгерского бизнеса создали в 1870 г. в Стамбуле «Австро-Венгерскую торговую палату», кстати, это было первое учреждение такого рода в Турции. Для сравнения «Английская торговая палата» учреждена только в 1897 г. В состав палаты входили действительные и почетные члены. Действительными членами являлись австро-венгерские подданные, которые самостоятельно вели торговлю в Османской империи или были официальными представителями австро-венгерских фирм, проживавшими в рамках консульского округа.
Австро-Венгерское консульство в Стамбуле четко следило за деятельностью палаты, оно отслеживало ее нормативные акты, чтобы они не противоречили государственным интересам империи Габсбургов. Посольство Австро-Венгрии в Стамбуле утверждало на должности, избранных общим собранием палаты президента и вице-президента. Таким образом, «Австро-Венгерская торговая палата» в Стамбуле находилась под контролем дипломатической миссии Дунайской империи. Для сравнения «Английская торговая палата» являлась автономной структурой, так как британское посольство в Стамбуле особо не вмешивалось в ее работу.
Основные направления деятельности «Австро-Венгерской торговой палаты» заключались в следующем: 1) содействие развитию торговых отношений Австро-Венгрии с Османской империей; 2) сбор экономической информации о Турции; 3) защита интересов австро-венгерского бизнеса в дипломатических представительствах иностранных государств, судах, правительственных и административных учреждениях Османской империи. В целом деятельность палаты была эффективной. Кроме Австро-Венгрии и Великобритании, в конце XIX в. свои торговые палаты в Стамбуле имели Италия, Франция и Греция.
В этом плане Россия отставала от своих конкурентов. В Османской империи она долгое время не имела специальных структур, изучавших специфику местного рынка и продвигавших российские товары. Только в
1910 г. при Генеральном консульстве России в Стамбуле создается «Комитет по торговым делам». Председателем Комитета являлся генеральный консул, в состав его правления входили представители российского бизнеса, имевшие экономические интересы в Турции. Комитет занялся изучением потребностей турецкого рынка и особенностей организации торговли в Османской империи. Он начал работу с турецкими коммерсантами, демонстрируя им образцы российских товаров, доказывая выгодность развития торговых отношений с предпринимателями из России. Комитет вносил свои предложения по развитию российско-турецкой торговли правительству и бизнесу России [30, с. 4-9].
Вскоре сами бизнесмены начали создавать структуры, которые должны были спо-собствовать развитию торговли с Турцией. Так, возникают «Русское торговое общество „Восток"» [32], «Русское экспортное товарищество», «Российская экспортная палата». Данные организации изучали опыт функционирования аналогичных структур западных государств в Османской империи. «Российское торговое общество „Восток"» имело в Турции 30 коммивояжеров, они разъезжали по стране с образцами товаров, стремясь найти турецких предпринимателей, заинтересованных в данных видах продукции. В частности, товариществу удалось увеличить продажи русского леса в Турции [32, с. 14-15].
Внешняя торговля Османской империи сильно зависела от морских перевозок. Поэтому европейские судоходные компании вели жесткую конкурентную борьбу за контроль над морской торговлей Турции. В этом сегменте рынка долгое время доминировали британские компании. До 1832 г. Великобритания и Франция являлись монополистами в морской торговле с Турцией. В 1832 г. эту монополию нарушила Австрия, когда «Австрийский Ллойд» организовал перевозки из Триеста в порты Восточного Средиземноморья [6, с. 520]. Тем не менее в 1898 г. в порты Османской империи вошло 4 627 британских судов, в то время как у ближайших конкурентов эти показатели были весьма скромные: Италия 697, Австро-Венгрия - 658, Греция - 468, Россия - 439, Франция -356, Германия - 178 [20, с. 397].
В начале ХХ в. в области морских перевозок позиции Великобритании в Средиземном море все больше теснили Германия, Австро-Венгрия, Греция и Италия. Австро-венгерские компании взяли под свой контроль судоходство в порту Салоники. Следует подчеркнуть, что острая конкуренция за морские перевозки в Восточном Средиземноморье
развернулась между Германией и Австро-Венгрией [5, с. 137]. Первые регулярные рейсы из Гамбурга в порты Леванта начинаются с 1881 г. [4, с. 24]. Через девять лет с созданием в Германии «Deutcsche Levante Linie» у австрийцев появился грозный конкурент. В 1890 г. у компании было всего 4 парохода, а в 1902 г. уже 27 с общим тоннажем 91 600 тонн. Если в 1890 г. суда компании совершили 24 рейса в порты Черного и Средиземного морей, то в 1902 г. данный показатель составил 115 рейсов. Это сразу сказалось на торговых отношениях Германии с Турцией. С 1890 по 1910 гг. германский экспорт увеличился с 34,1 млн марок до 104,9 млн марок [35, s. 176].
Конкурируя с «Австрийским Ллойдом», германская компания предлагала потребителям дешевый фрахт и ряд других льгот. Это привело к оттоку части клиентуры от «Австрийского Ллойда» к «Deutcsche Levante Linie», примером этого являлся Трабзон (Тра-пезунд). Данное обстоятельство заставляло правительство Австрии оказывать помощь «Австрийскому Ллойду» с целью сохранения его позиций на Ближнем Востоке и в бас-сейне Черного моря [11, с. 226]. Соглашение 1906 г. между правительством и компанией четко оговаривало количество совершаемых рейсов из Триеста в основные порты Средиземного моря: в Александрию 104 рейса в год, в Стамбул 52 рейса и еженедельный рейс из Александрии в Стамбул с заходом в порты Леванта [19, с. 455].
Россия также предпринимала усилия по развитию морского сообщения с Османской империей. К 1907 г. осуществлялись регулярные рейсы Одесса - Стамбул, Одесса - Александрия, Севастополь - Стамбул. В 1912 г. в Великобритании был построен для «Русского общества пароходства и торговли» большой пароход «Петр Великий» специально для осуществления рейсов между Одессой и Александрией [16, с. 55].
Великобритания в последней трети XIX - начале XX в. являлась основным внешнеторговым партнером Османской империи. В конце XIX в. на нее приходилось 931,5 млн пиастров экспорта в Турцию, затем шли Франция - 274,2 млн, Россия - 165,1 млн. Австро-Венгрия по данному показателю занимала только 8-е место, уступая даже таким странам, как Бельгия, Италия, Персия, Румыния. Австро-венгерский экспорт составлял всего 48,6 млн пиастров. Около 30-35 % австро-венгерского экспорта в Турцию приходилось на сахар и примерно столько же на продукцию текстильной промыш-ленности [21, с. 116]. Некоторым утешением для Австро-Венгрии могло служить то обстоятельство, что у нового конку-
рента империи Габсбургов дела обстояли еще хуже. Германия по экспорту в Турцию занимала 10-е место (30,7 млн пиастров) [20, с. 394].
В импорте товаров из Османской империи также лидировала Великобритания, на нее приходилось 595,3 млн пиастров, затем шли Голландия - 332,2 млн, Австро-Венгрия - 131,7 млн (Около трети турецкого экспорта в Австро-Венгрию составлял вывоз табака и 15-20 % -экспорт шерсти и пряжи) [21, с. 101], Италия - 47,5 млн, Россия - 40 млн [20, с. 394]. Импорт в Германию из Османской империи был незначителен.
Необходимо отметить, что торговля с Османской империей не занимала весомого места во внешнеторговом обороте Австро-Венгрии, Германии и России. Так, на рубеже Х1Х-ХХ вв. на Турцию приходилось около 2,9 % российского экспорта и 1,9 % импорта [26, с. 59]. К 1914 г. эти показатели уменьшаются. В 1904 г. во внешнеторговом балансе Австро-Венгрии на долю Османской империи приходилось 4,4 % экспорта империи Габсбургов и 2,2 % импорта [10, с. 222].
К 1912 г. Австро-Венгрия и Россия вышли в число основных внешнеторговых партнеров Османской империи, о чем свидетельствует следующая таблица [17, с. 452].
Страна Ввоз в Турцию, млн руб. Вывоз из Турции, млн руб. Всего, млн руб.
Великобритания 76,4 48,3 124,7
Австро-Венгрия 68,9 19,7 88,6
Франция 35,4 39,6 75,0
Германия 35,1 11,8 46,9
Италия 32,8 13,3 46,1
Россия 25,2 8,2 33,4
Общий объем 383 198,7 581,7
Однако обострение ситуации на Балканском полуострове в начале ХХ в. самым негативным образом сказывалась на экономических связях Османской империи с европейскими государствами. Первым испытанием стала аннексия Боснии и Герцеговины.
В ответ на эти действия Дунайской империи по всей территории Турции развернулась мощная компания бойкота товаров из империи Габсбургов. Потери австро-венгерского бизнеса исчислялись миллионами
крон. Большая часть убытков пришлась на австрийскую половину империи Габсбургов, особенно на ее текстильную промышленность, когда экспорт текстиля в Османскую империю сократился на треть [2, с. 15].
Начало итало-турецкой войны привело к временному закрытию черноморских проливов, что ударило по экономическим интересам России, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Австро-Венгрии и стран Черноморского бассейна. Все это сочеталось с морской блокадой Албании и переброской воинских частей Австро-Венгрии на южные границы империи, в том числе через Триест, что на время парализовало работу морского порта. К тому же итальянский флот блокировал порт Смирны и бомбардировал бейрутский порт. В результате резко сократились объемы внешней торговли Османской империи практически со всеми странами Европы, особенно с Италией. Беспорядки в Аравии и Месопотамии накануне Первой мировой войны негативно отразились на европейской торговле на Ближнем Востоке [7, с. 52].
Таким образом, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны европейских государств, Австро-Венгрия сохранила свои ведущие позиции в экономике Османской империи, ее опасения по поводу дальнейшей германской экономической экспансии в Турции были преувеличены. К Первой мировой войне Берлин исчерпал возможности для дальнейшего столь активного проникновения в Турцию. Большая угроза интересам Дунайской империи в Османской империи исходила от России, которая в отличие от Германии наращивала экспорт в Турцию сахара, спирта и текстиля, традиционных экспортных статей империи Габсбургов. Тем не менее перспективы развития экономических связей Австро-Венгрии с Османской империи в начале 1914 г. выглядели довольно оптимистично, они были «обречены» на сотрудничество в силу географического и исторического факторов.
ЛИТЕРАТУРА 1. Австрийский торговый музей в Вене // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1902. № 10.
2. Австро-Венгрия. Внешняя торговля в 1908 г.// Вестник финансов, промышленности и торговли. 1909. № 14.
3. Архив внешней политики Российской империи. Ф. 151. Политархив. Оп. 482. Д. 582/1.
4. Весов В. 25 лет работы Германии на Ближнем Востоке // Торгово-промышленный Юг 1913. № 14.
5. Вестман А. Экономическое положение Германии по отчетам гамбургской торговой палаты в 1898 г. // Сборник консульских донесений за 1899 г. Вып. II. СПб., 1899.
6. Вестник финансов, промышленности и торговли. 1902. № 24.
7. Донесения Управляющего Имперским Российским консульством в Басре // Донесения Императорских Российских консульских представителей по торгово-промышленным вопросам. Вып. 42. Петроград, 1914.
8. Западного Кавказа в отношениях с мусульманскими государствами Причерноморья (вторая половина XVII - начало XIX в.): авто-реф. ... д-ра ист. наук. Ростов-н/Д., 2009.
9. Иванов С. М. Османская империя в мировой экономике: Вторая половина XIX - начало ХХ вв.: автореф. ... д-ра ист. наук. СПб., 2004.
10. Из Австро-Венгрии // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1905. № 19.
11. К вопросу о возобновлении субвенционального договора с Ллойдом // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1906. № 6.
12. Коковцов В. Н. Из моего прошлого. Воспоминания. 1911-1919. М., 1911.
13. Кубань и Черноморская губерния за 1914 г. Екатеринодар, 1914.
14. Лисенко В. К. Ближний Восток как рынок сбыта русских товаров. Отчет о деятельности организованной в 1912 г. Министерством торговли и промышленности экспедиции для изучения рынков Ближнего Востока. СПб., 1913.
15. Наше обозрение // Торгово-промышленный Юг. 1913. № 14.
16. Наше обозрение // Торгово-промышленный Юг. 1913. № 19.
17. Наши соседи и некоторые другие главнейшие государства. Обзор их военной мощи. М., 1913.
18. Отчет о деятельности Русского торгового общества «Восток» за 1909 г. Одесса, 1910.
19. Основы нового правительственного договора с австрийским Ллойдом // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1906. № 11.
20. Петряев А. Статистико-экономический очерк Турции // Сборник консульских донесений за 1901 г. Вып. V. СПб., 1901.
21. Понафидин П. Русская торговля в Турции // Сборник консульских донесений за 1910 г. Вып. ММ. СПб., 1910.
22. Пономарев Д. О. Австро-Венгрия и Османская империя в системе международных отношений на Балканах в начале ХХ в. // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 41.
23. Российский государственный исторический архив. Ф. 23. Министерство торговли и промышленности. Оп. 11. Д. 763.
24. Ротштейн Ф. А. Международные отношения в конце XIX в. М.; Л., 1960.
25. Серчелик С. Экспорт России в Турцию в конце XIX - начале ХХ в. // Вопросы истории. 2005. № 4.
26. Статистические сведения о внешней торговле России. СПб., 1896.
27. Тырков А. Старая Турция и младотурки. Год в Константинополе. Петроград, 1916.
28. Хальгартен Г. Империализм до 1914 г. Социологическое исследование германской внешней политики до Первой мировой войны. М., 1961.
29. Харузин Н. Очерки деятельности европейцев на Востоке // Русская мысль. 1899. № 3.
30. Устав Русского торгового комитета в Константинополе. Константинополь, 1913.
31. Учреждение торгового музея в Триесте // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1906. № 19.
32. Устав Русского торгового общества «Восток». Одесса, 1909.
33. Шеремет В. И. Османская империя в международных отношениях на Балканах // В «пороховом погребе Европы» 1878-1914 гг. М., 2003.
34. Barany G. Political Culture in the Lands of the Former Habsburg Empire: Authoritarian and Parliamentary Traditions // Austrian History Yearbook. Vol. XXXIX. 1998.
35. Birken A. Die Wirtschaftsbezihungen zwischen Europa und dem Vorderen Orient im ausgehenden 19 jah. Wiesbaden, 1980.
36. Krizek J. Die Wirtschaftlichen der Grundzüge des österreichischungarischen Imperialismus in der Vorkreigszeit (1900-1914). Praha, 1963.
ОБ АВТОРЕ Крючков Игорь Владимирович, ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский
федеральный университет», доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии и всеобщей истории, декан факультета истории, философии и искусств, тел.: 8-903-409-31-23, e-mail: igory5@yandex.ru.
Kryuchkov Igor V. North-Caucasian Federal University, doctor of Historical Sciences, professor, Head of a Chair of Archeology and World History, dean of the Faculty of History, Philosophy and Arts.