Научная статья на тему 'Экономическое правосудие как инструмент регулирования экономических отношений в России'

Экономическое правосудие как инструмент регулирования экономических отношений в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
878
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВОСУДИЕ / ECONOMIC JUSTICE / СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ / JUDICIAL PRECEDENT / ПРАВИЛА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ECONOMIC ACTIVITY REALIZATION RULES / РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ECONOMIC PROCESSES REGULATION AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаров И.Д.

В статье рассматривается вопрос о влиянии экономического (арбитражного) правосудия на осуществление процессов развития и регулирования экономики России. Проводя параллель с деятельностью законодательных органов, автор отмечает важную роль судов в установлении правил осуществления экономической деятельности. Обозначив основную задачу экономического правосудия, автор подчеркивает преимущество инструментов правосудия над законодательными инструментами регулирования экономических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC JUSTICE AS AN INSTRUMENT OF REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS IN RUSSIA

In the article the question of the economic (arbitration) justice impact on the implementation of the Russian economy development and regulation processes is discussed. When paralleling with the activities of the legislature the author emphasizes the importance of the courts in the establishing of the economic activity rules. The author carries out the advantages of justice instruments over the legislative instruments for the economic processes regulation and development on the basis of outlined main tasks of economic justice.

Текст научной работы на тему «Экономическое правосудие как инструмент регулирования экономических отношений в России»

УДК 34.096

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВОСУДИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

И.Д. Назаров

Шуйский филиал Ивановского государственного университета

В статье рассматривается вопрос о влиянии экономического (арбитражного) правосудия на осуществление процессов развития и регулирования экономики России. Проводя параллель с деятельностью законодательных органов, автор отмечает важную роль судов в установлении правил осуществления экономической деятельности. Обозначив основную задачу экономического правосудия, автор подчеркивает преимущество инструментов правосудия над законодательными инструментами регулирования экономических процессов.

Ключевые слова: экономическое правосудие, судебный прецедент, правила осуществления экономической деятельности, регулирование и развитие экономических процессов.

Россия последних двух десятилетий характеризуется значительными преобразованиями, затрагивающими все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. Ключевые изменения произошли и в экономической системе России.

Формирование основных институтов рыночной экономики, изменение политики государства в сфере регулирования общественных отношений, пересмотр методов государственного участия в сфере производства - все эти факторы способствовали переходу на качественно новый уровень экономического развития.

История становления рыночной экономики показывает, что динамично развивающееся рыночное пространство предполагает, прежде всего, наличие строгого правового порядка, единых, стабильных, однозначно понимаемых и неукоснительно соблюдаемых правил экономической деятельности [1].

Существовавшая на момент проведения экономических реформ правовая система не была готова к регулированию новых экономических отношений, поэтому в юридической среде встал вопрос об её изменении. Следует отметить, что

за сравнительно короткий период времени правовая база, регулирующая правоотношения в сфере экономики, полностью обновилась. Принятые Федеральные Законы об акционерных обществах и товариществах, о банках и банковской системе, о ценных бумагах, о валютном регулировании, антидемпинговые и антимонопольные законы, законодательства о несостоятельности и банкротстве и др. способствовали созданию правовых барьеров функционирования экономики и сбалансировали интересы различных участников делового оборота, позволив им адаптироваться к изменяющемся экономическим условиям.

Существенные преобразования отечественной правовой системы не смогли обойти стороной и сферу правосудия, в рамках которой сформировалась абсолютно новая, неизвестная ранее, ветвь арбитражных судов, рассматривающих и разрешающих споры, возникающие в процессе осуществления экономической деятельности. Именно экономический характер рассматриваемых арбитражными судами дел послужил поводом для применения в отношении данного вида судопроизводства понятия «экономическое правосудие» [2]. Ука-

занный вид правосудия позволяет дисциплинировать договорные отношения, предотвратить произвол органов государственной и муниципальной власти, обеспечить правовые инструменты для осуществления процессов приватизации, банкротства, контроля в сфере регулирования экономических отношений.

В современном обществе сложилось представление о том, что изменение и развитие экономической системы осуществляется исключительно законодательным, т.е. нормотворческим, путём. Данное утверждение является не соответствующим современным жизненным реалиям. Несмотря на тот факт, что суд, как элемент судебной ветви власти, не уполномочен устанавливать правовые нормы, тем не менее, он оказывает существенное влияние на формирование общеобязательных правил поведения среди субъектов экономической деятельности. Формы такого влияния отличаются большим разнообразием: от установления императивного варианта поведения хозяйствующих субъектов в рамках конкретного судебного прецедента до предоставления им возможности альтернативного разрешения спора при помощи третейских судов, или арбитражных заседателей. Следует обратить внимание на то, что созданная в 90-х годах система арбитражных судов, в отличие от судов общей юрисдикции, до настоящего времени развивалась самостоятельно, имея своё личное, авторитетное мнение по вопросам развития и регулирования предпринимательской и иных видов экономической деятельности.

Нормативное формулирование задач арбитражного судопроизводства было обусловлено ограниченным представлением законодательной ветви власти о характере и специфике деятельности системы арбитражных судов. Так, действующее законодательство устанавливает

две задачи арбитражного судопроизводства: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [3]. Указанные задачи, безусловно, являются значимыми и способствуют поддержанию экономических отношений на соответствующем уровне, однако вопрос об их примате вызывает определённые сомнения. Более чем двадцатилетняя практика отправления экономического правосудия показала, что основной его задачей для экономической системы России является обеспечение правовой определённости и правовой эффективности посредством формирования единообразной судебной практики по разрешению споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности [4]. Большую роль в реализации данной задачи сыграл упразднённый в 2014 году Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, который не только являлся высшей судебной инстанцией по разрешению экономических споров, но и выступал в качестве субъекта права законодательной инициативы. Остро чувствуя пробелы и изъяны в законодательстве, а зачастую его противоречивость и несовершенство, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации влиял на его изменение посредством законодательных инициатив, а впредь до принятия необходимого нормативно правового акта, путём формирования судебной практики. По мнению автора, второй путь является наиболее быстрым и оправданным. Важнейшими свойствами правосудия являются его гибкость и приближённость к постоянно изменяющимся общественным отношениям. Указанные

свойства дают правосудию значительные преимущества, поскольку пока представительный орган в трёх чтениях принимает очередной нормативно правовой акт, суд в течение нескольких судебных заседаний формирует поведенческий императив, который в кратчайшее время доводится до сведения хозяйствующих субъектов по средством электронной картотеки. Ярким примером указанных свойств экономического правосудия является Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16 «О свободе договора».

Договор, как соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей [5], имеет большое значение не только в правовой, но и в экономической сфере. Начиная от закрепления условий осуществления конкретной сделки, заканчивая основанием перечисления денежных средств на расчётные счета контрагентов, договор является постоянным инструментом предпринимательской и иных видов экономической деятельности. Правовые нормы, в соответствии со статьёй 421 Гражданского кодекса РФ, определяют условия заключения того или иного договора, однако, как показывает практика, буквальное толкование содержащихся в них слов зачастую ущемляет права сторон, что может привести к значительным экономическим затратам и даже несостоятельности (банкротству). Для скорейшего урегулирования сложившейся ситуации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации постановил, что суды, при рассмотрении соответствующих дел, толкуют положение нормы и условие договора, исходя из ее существа и целей законодательного регулирования, то есть суд принимает во внимание не только буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, но и

те цели, которые преследовал законодатель, устанавливая конкретное правило [6]. Таким образом, ставя себя на место законодателя, суд способствует объективному рассмотрению дела и предотвращению причинения ущерба, экономическим интересам сторон, что, в конечном счете, способствует укреплению стабильности экономической системы российского общества.

Сравнительно часто возникают ситуации, когда для обеспечения свободы конкуренции, а, следовательно, и экономического развития, судебные органы вынуждены «блокировать» действие норм, принятых законодателем. Так, в соответствии с Решением от 10 декабря 2013 года № АКПИ13-826, Верховным Судом РФ была отменена норма, принятая Правительством РФ об осуществлении технического облуживания и ремонта газового оборудования в многоквартирных жилых домах исключительно газораспределительными организациями, осуществляющими транспортировку природного газа. Данная норма способствовала монополизации рынка технического обслуживания и ремонта газового оборудования, что создавало существенную экономическую угрозу для субъектов рынка, не являющихся газораспределительными организациями. Следует отметить, что, несмотря на наличие сложившейся судебной практики по данному вопросу, Правительство РФ не вносит какие-либо коррективы в указанное Постановление.

Подводя итоги, следует сделать ряд выводов:

1. Создание системы экономического правосудия послужило адекватным шагом в период изменения экономической политики в России.

2. Стратегической задачей экономического правосудия является обеспечение правовой определённости и правовой эффективности посредством фор-

мирования единообразной судебной практики по разрешению споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3. Гибкость и приближённость правосудия к постоянно изменяющимся экономическим отношениям позволяют считать его наилучшим инструментом объективного и скорейшего устранения имеющихся правовых пробелов в экономике.

4. В сфере регулирования и развития экономической системы правосудие играет не меньшую роль, чем законодатель. Одной из основных проблем современного развития общества является обеспечение синхронизации функционирования судебной и законодательной ветвей власти, деятельность которых должна заключаться в целенаправленном развитии экономики России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яковлев В.Ф. Правовое государство: вопросы формирования. - М.: Статут, 2012.

2. Соловых С.Ж. Доступность экономического правосудия: субъективные характеристики // Российская юстиция. - 2014. - № 10. - С. 28-31; Голубцов В. Г. Примирительные процедуры в сфере экономического правосудия: тенденции и перспективы // Закон. - 2013. - N 8. - С. 93-99; Яковлев В. Ф. Избранные труды. Т. 3. Арбитражные суды: становление и развитие. - М.: Статут, 2013. - 749 с.

3. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 года № 16 «О свободе договора» // СПС «Консультант плюс».

Рукопись поступила в редакцию 04.03.2015.

ECONOMIC JUSTICE AS AN INSTRUMENT OF REGULATION OF ECONOMIC RELATIONS IN

RUSSIA

I. Nazarov

In the article the question of the economic (arbitration) justice impact on the implementation of the Russian economy development and regulation processes is discussed. When paralleling with the activities of the legislature the author emphasizes the importance of the courts in the establishing of the economic activity rules. The author carries out the advantages of justice instruments over the legislative instruments for the economic processes regulation and development on the basis of outlined main tasks of economic justice.

Keywords: economic justice, judicial precedent, economic activity realization rules, economic processes regulation and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.