ких систем не в полной мере отражают инновационный потенциал девелоперской организации. В качестве основных составляющих, отражающих инновационный потенциал девелоперских организаций как объектов управления, предлагается рассматривать:
- блок анализа рыночных возможностей, технико-экономического обоснования инновационных проектов (В!);
- научно-исследовательский блок (В2);
- блок передовых технологий проектирования, реконструкции и строительства (В3);
блок кадрового потенциала (В4); интерфейсный блок взаимодействия с рынком (В5); блок целевого инвестирования инновационной деятельности (Вб);
блок информационного обеспечения, включая базы данных по составляющим рыночной конъюнктуры и их динамике (В7);
блок контроля, анализа и оценки результатов инновационной деятельности (В8);
блок обеспечения сбалансированности инновационного потенциала девелоперской организации (В9).
В результате проведенного анализа была обоснована трехмерная модель исследования инновационного потенциала девелоперской организации (рис.1), учитывающая: область хозяйственной деятельности (ХД), в которой может быть использован обслуживаемый объект недвижимости; уровень рыночного обслуживания объектов недвижимости; уровень радикальности осуществляемых инноваций. Предложенная модель обеспечивает возможности поиска путей рационального управления и эффективного использования инновационного потенциала девелоперской организации, суть которых состоит:
в определении функций, задач и структуры элементов систе-
мы, характеризующих инновационный потенциал девелоперских организаций;
в совершенствовании принципов и методов осуществления инновационной деятельности в сфере девелопмента;
в разработке технологий повышения инновационного потенциала девелоперских организаций, а также повышении уровня инновационной активности девелоперских организаций за счет формирования стратегии эффективного управления ее инновационным потенциалом.
Полученные результаты позволяют сформировать систему управления развитием иннвационного потенциала девелоперской организации, включая:
- разработку критериев эффективности управления инновационным потенциалом девелоперских организаций;
- формирование модели системы управления развитием иннва-ционного потенциала девелоперской организации;
- определение рациональных технологий управления развитием иннвационного потенциала девелоперской организации.
Литература:
1. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / под ред. проф. С. Д. Ильенковой. ЮИИТИ-ДАНА, 2009.
2. Тебекин А.В. Инновационное развитие экономики. - Моск. гос. акад. делового администрирования. - М., 2008.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. -М.: Прогресс, 1982.
4. Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. - М.: Экзамен, 2001.
5. Шевченко И.В., Александрова Е.Н. Оценка инновационного потенциала национальной экономики. // Финансы и кредит, № 33, 2005
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ
Петрова Л.В., к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского Государственного Университета Путей Сообщения (МНИТ), Жаков А.В., зам. начальника отдела Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»
Статья «Экономическое планирование в транспортной компании» направлена на рассмотрение роли управленческого учета в системе корпоративного управления и детализацию основных элементов системы планирования финансово-хозяйственной деятельности компании. В статье сформулированы общие принципы планирования финансово-экономической и хозяйственной деятельности компании, как основные методы управления процессами движения экономических и финансовых ресурсов, их формирования, распределения и перераспределения.
Особое внимание уделено экономическому планированию с учетом специфики транспортной компании. С учетом возможностей влияния компании на отдельные факторы, дается четкая классификация основных исходных данных, применяемых в расчете плановых показателей: данные, формируемые внешней средой (макроэкономические показатели) и данные, формируемые внутренней средой (микроэкономические показатели). Осуществлено построение детальной схемы планирования доходов и расходов от перевозочных и прочих видов деятельности и показано влияние макроэкономических показателей на данную систему планирования.
Ключевые слова: планирование, управление, экономика, доходы, расходы, финансовый результат, виды деятельности, перевозочная компания.
ECONOMIC PLANNING IN THE TRANSPORT COMPANY
Petrova L., Ph.D., assistant professor of Finance and credit chair, Moscow State University of Railway Engineering (MIIT), Zhakov A., Deputy Head of Corporate Finance Department of OJSC «RZD»
Article aims to review the role of management accounting in corporate governance and detail key elements of planning and financial and economic activity. In this article the general principles of planning and economic and financial business of the company as the main methods of control movement of the economic and financial resources, their formation, distribution and redistribution.
Particular attention is given to economic planning, taking into account the specifics of the transport company. Given the ability to influence the company’s individual factors, is given a clear classification of the basic raw data used in the calculation of targets: the data generated by the external environment (macro-economic indicators) and data generated by the internal environment (microeconomic indicators). Carried out the construction of a detailed scheme ofplanning income and expenses of transportation and other activities and shows the impact of macroeconomic indicators on the system of planning.
Keywords: planning, management, economics, income, expenditures, financial results, activities, Forwarding Company.
Планирование экономических и финансово-хозяйственных параметров деятельности компании является составной частью общего процесса планирования, а, соответственно, и управленческого процесса, осуществляемого менеджментом.
Ключевой задачей в данной области является координация и обеспечение эффективного планирования деятельности ОАО «РЖД», а в широком смысле этого слова при единстве отраслевой специфики - финансово-экономического планирования деятельности транспортных компаний. В первую очередь это касается фор-
мирования инфраструктуры механизмов и отдельных процессов.
За счет интеграции с корпоративными информационными системами подобная управленческая система сформирует инструмент оптимизации организационных ресурсов ОАО «РЖД» и позволит имитировать отношения между рынками, конкурентами и собственной организацией, производственно-экономические процессы (от планирования оборотов, потребности в материалах, затрат, персонала до планирования доходов и расходов).
В рыночной экономике планирование правомерно рассматри-
вать как первоначальную стадию, один из основных методов управления процессами движения экономических и финансовых ресурсов, их формирования, распределения и перераспределения на макро- и микроуровнях.
При этом необходимость планирования параметров деятельности компании обусловлена неопределенностью рыночной среды, внутренних факторов и активным воздействием экономической сферы на общественное воспроизводство.
Планирование позволяет свести к минимуму негативные последствия отрицательных внешних факторов, снизить издержки, определить оптимальное ценообразование и объемы производства и продаж продукции, товаров и своевременно предусмотреть финансовые меры по обеспечению сбалансированности деятельности предприятия.
В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности организации претерпел коренные изменения. Старая система планирования не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам организации в условиях рыночной экономики, направленной на осуществление эффективной управленческой деятельности.
1. Сущность экономического планирования в транспортной компании
Основной целью составления финансово-экономического плана железнодорожной транспортной компании является формирование обобщенного представления о финансово-экономическом потенциале компании (рис. 1).
Принципы и механизмы формирования финансово-экономического плана, в свою очередь, требуют разделения исходных данных, применяемых в расчете показателей плана, на две группы:
- данные, формируемые внешней средой (макроэкономические показатели);
- данные, формируемые внутренней средой (микроэкономические показатели).
К данным, формируемым внешней средой относятся прогнозируемые значения внешних факторов, макроэкономических показателей, находящихся вне зоны влияния компании, в том числе:
- индекс изменения объемов производства по отраслям промышленности;
- коэффициент изменения ВВП;
- индекс роста потребительских цен;
- индекс роста цен в промышленности;
- индекс изменения тарифов в сфере ЖКХ;
- индекс изменения тарифов на электроэнергию;
- индекс изменения цен производителей промышленной продукции (без ТЭК);
- индекс изменения цен производителей промышленной продукции (ТЭК);
- планируемая ставка кредитная;
- планируемая ставка по депозитам;
- ставки налоговых платежей, нормы амортизационных отчислений;
- среднегодовые курсы валют RUR/USD, ЯиЯ/ЕиЯ, ЯиЯ/СНЕ
К данным, формируемым внутренней средой, относятся исходные данные, определенные стратегией развития компании по основным направлениям финансово-экономической деятельности, финансово-экономическая политика компании, планируемые объемы производства и реализации и прочие внутренние факторы.
В целях формирования финансового результата доходы и расходы подразделяются по видам деятельности, с учетом чего для прозрачности формирования результата введена следующая классификация:
Доходы от перевозок;
Расходы по перевозкам;
Доходы и расходы по прочим видам деятельности;
Прочие доходы и расходы.
2. Планирование доходов от перевозочных видов деятельности
Доходы от грузовых перевозок
В первую очередь, дадим определение доходов от грузовых перевозок: это провозные платежи, сборы и платы, связанные с оказанием услуг по грузовым перевозкам.
В рамках формирования финансово-экономического плана доходы от перевозок грузов подразделяются по видам сообщений:
1. Доходы от перевозок грузов во внутригосударственном железнодорожном сообщении;
2. Доходы от международных перевозок грузов:
2.1. доходы от перевозок грузов между Российской Федерацией и иностранными государствами, в результате которых грузы пересекают пограничные станции перехода;
2.2. доходы от перевозок экспортных грузов через российские порты перевалки и импортных грузов из российских портов перевалки;
2.3. доходы от транзитных перевозок грузов - международные перевозки грузов, принятых через пограничные станции перехода или в российских портах перевалки, следующих по территории России и передаваемых через пограничные станции перехода или российские порты для дальнейшего следования за границу;
3. Прочие доходы от различных услуг, оказываемых при грузовых перевозках, стоимость которых не включена в тарифы на перевозки, а также суммы, полученные в пользу других организаций, связанные с комплексом грузовых услуг, и штрафы, полученные или признанные клиентами.
При расчете плановых показателей в части доходов от грузовых перевозок используются следующие входящие параметры:
1) показатели базового периода:
- объем грузовых перевозок по структуре перевозок,
- грузооборот по структуре перевозок,
- доходная ставка по структуре перевозок,
- прочие доходы от грузовых перевозок;
Основные цели составления финансово-экономического плана перевозочной компании
Рис. 2. Макроэкономические показатели в системе планирования доходов и расходов
2) индексы макроэкономические (рис. 2):
- индекс изменения объемов производства (по отраслям промышленности),
- коэффициент изменения ВВП.
Для систематизации процесса формирования плановых показателей в части доходов от грузовых перевозок разобьем его на отдельные этапы:
Этап 1 - определение объемов перевозок по классу грузов;
Этап 2 - определение грузооборота по классам груза и по видам сообщений;
Этап 3 - определение грузооборота по классу груза, по видам сообщения и принадлежности подвижного состава;
Этап 4 - определение доходной ставки. На данном этапе выполняются следующие расчеты:
1) определение доходной ставки по классам груза, видам сообщения и перевозок базового периода в разрезе принадлежности подвижного состава;
2) определение индекса изменения доходной ставки, дополнительного индекса к доходной ставке, дополнительного потребного индекса к доходной ставке по классам груза, видам сообщения и перевозок базового периода для инвентарного подвижного состава и подвижного состава иных собственников.
Определение индексов к доходной ставке на плановый период основывается:
- на утвержденном государством индексе доходной ставки на регулируемые тарифы;
- на установленном руководством компании индексе на нерегулируемые государством тарифы на основании экспертной оценки;
3) расчет плановой доходной ставки по классам груза, видам сообщения и перевозок для инвентарного подвижного состава и подвижного состава иных собственников по следующей модели:
ДСтпп = ДСтбп * Идст * ДИдСт * ПИдст, где
ДСтпп - плановая доходная ставка по классам груза, видам сообщения и перевозок в разрезе принадлежности подвижного состава,
ДСтбп - доходная ставка базового периода по каждому классу груза, виду сообщения и перевозок в разрезе принадлежности подвижного состава (п.1 Этапа 4),
ИДСт - индекс к доходной ставке (п.2 Этапа 4),
ДИДСт - дополнительный индекс к доходной ставке (п.2 Этапа
4),
ПИДСт - дополнительный потребный индекс к доходной ставке (п.2 Этапа 4).
Этап 5 - расчет планового дохода по классам грузов, видам сообщения и перевозок в разрезе принадлежности подвижного состава по следующей модели:
Дпп = ОГпп * ДСтпп, гае
Дпп - доход по классам грузов, видам сообщения и перевозок в разрезе принадлежности подвижного состава,
ОГпп - плановый объем грузооборота по классам грузов, ви-
Предлагаемая методика планирования доходов от грузовых перевозок отражает процесс формирования доходов и позволяет учитывать влияние различных факторов
Объем перевозок
период распределяется по классам грузов и корректируется с учетом условий планового периода
Этап № 2
Объем перевозок грузов каждого класса распределяется между видами сообщений
N/'
Этап № 3
Объем перевозок грузов определенного класса в отдельном виде сообщений распределяется между перевозками, осуществляемыми подвижным составом РЖД и подвижным составом других собственников
^ Этап № 4
Определяется грузооборот грузов определенного класса в отдельном виде сообщений по принадлежности подвижного состава (ГО О исходя из планируемой средней дальности (I. ср). Также рассчитывается коэффициент изменения объема производства («V)
Этап № 5
Рассчитывается планируемый доход от перевозок фузов определенного класса в отдельном виде сообщений по принадлежности подвижного состава путем применения к грузообороту соответствующей проиндексированной доходной ставки (ДС Инд.)
Подвижном состав РЖД
Подвижной состав других собственников
Подвижной состав РЖД
Подзижной состаз других собстзенникоз
} Х(Ч=^о) х(дс_). У x(lcp)=^ х(дс ) =
} *(Ч=<Э> Х(иД„д ) =
^ x(Lcp) = <g> х(ДСд )=
дам сообщения и перевозок в разрезе принадлежности подвижного состава, сформированный на этапе 3,
ДСтпп - плановая доходная ставка по классам грузов, видам сообщения и перевозок в разрезе принадлежности подвижного состава, сформированная на этапе 4.
Таким образом, на пятом этапе формируются плановые показатели доходов по грузовым перевозкам по классам грузов, видам сообщений и грузовых перевозок в разрезе принадлежности подвижного состава.
Итогом произведенных расчетов явилось получение плановых показателей (грузооборота, доходной ставки, доходов) для каждого класса груза в разрезе видов сообщения, видов перевозок и принадлежности подвижного состава. Рассмотренная процедура формирования плановых показателей по грузовым перевозкам в укрупненном виде представлена рисунке 3.
Доходы от пассажирских перевозок
В состав доходов от пассажирских перевозок относятся провозные платежи, сборы и платы, связанные с оказанием услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, причитающиеся ОАО «РЖД».
В рамках формирования финансового плана доходы от пассажирских перевозок подразделяются по видам сообщений:
1. Доходы от пассажирских перевозок в дальнем следовании:
1.1. во внутригосударственном железнодорожном сообщении;
1.2. в межгосударственном железнодорожном сообщении.
2. Доходы от пассажирских перевозок в пригородном сообщении:
2.1. платные перевозки;
2.2. федеральные льготные перевозки;
2.3. региональные льготные перевозки;
2.4. льготы работникам железнодорожного транспорта.
3. Прочие доходы от различных услуг, оказываемых при перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа и почты, стоимость которых не включена в тарифы на перевозки.
При расчете плановых показателей в части доходов от пассажирских перевозок используются следующие входящие данные:
1) Утвержденные данные:
- количество пассажиров,
- средняя дальность;
2) показатели базового периода:
- пассажирооборот (по видам сообщения),
- доходная ставка (по видам пассажирооборота),
- прочие доходы от пассажирских перевозок.
Алгоритм формирования показателей плана по пассажирским перевозкам аналогичен алгоритму формирования показателей плана по пассажирским перевозкам. Этапность формирования плановых показателей в части доходов от пассажирских перевозок аналогична структуре грузовых перевозок и укрупненно представлена на нижеприведенной схеме (рисунок 4). Исходящие параметры -данные для расчетов плановых показателей, выходящие парамет-
ры - полученные плановые показатели.
Доходы от предоставления услуг инфраструктуры
Услуги инфраструктуры предоставляются по пассажирским перевозкам в пригородном сообщении и по пассажирским перевозкам в дальнем следовании.
Плановый показатель доходов от предоставления услуг инфраструктуры рассчитывается как произведение приведенной работы на фиксированную ставку оплаты:
Динфпп = ПР * ФС, где
Динфпп - доходы от предоставления услуг инфраструктуры в плановом периоде,
ПР - объем приведенной работы по предоставлению услуг инфраструктуры,
ФС - фиксированная ставка оплаты.
Фиксированная ставка оплаты устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ).
Доходы от предоставления услуг локомотивной тяги
Основная часть доходов от предоставления услуг локомотивной тяги приходится на подачу и уборку вагонов в части грузовых перевозок.
В рамках формирования финансового плана транспортной компании примем, что основным показателем, определяющим доход от предоставления услуг локомотивной тяги, является грузооборот.
Доходы от предоставления услуг локомотивной тяги формируются следующим образом:
ДлтПП = Длтбп * КизмГП * ИДСлъ где
Длтпп - доходы от предоставления услуг локомотивной тяги в плановом периоде,
Кизмгп - коэффициент изменения объема производства (грузовые перевозки),
ИДСлт - индекс к доходной ставке по предоставлению услуг локомотивной тяги.
3. Планирование расходов, связанных с перевозочной деятельностью
В рамках планирования деятельности ОАО «РЖД» расходы разделяются в разрезе видов деятельности и по элементам затрат. Данная классификация дает наибольшую информативность представляемых показателей и обеспечивает исходную базу для формирования баланса движения денежных средств. Помимо этого, расходы также классифицированы на переменные и постоянные (рис. 5).
Переменные расходы - производственные расходы, величина которых зависит и изменяется пропорционально объемам грузооборота и пассажирооборота.
При этом переменные затраты по каждому виду деятельности включают в себя прямые производственные затраты и долю общепроизводственных затрат и зависят от объема производства.
Постоянные расходы - расходы, не зависящие непосредствен-
Предлагаемая методика планирования доходов от пассажирских перевозок отражает процесс формирования доходов и позволяет учитывать влияние различных факторов
Этап № 3
Рассчитывается планируемый доход от пассажирских перевозок в I отдельном виде сообщений каждого| типа вагонов путем применения к пассажирообороту соответствующей проиндексированной доходной ставки (ДС Инд.).
Этап № 4
Определяется планируемый доход от пассажирских перевозок путем суммирования доходов по отдельным категориям перевозок
ным образом от объема грузооборота и пассажирооборота.
Расходы по элементам
В системе управленческого учета расходы, связанные с производством и продажей, разделяются на элементы, которые представляют собой однородные по экономическому содержанию виды затрат. Структуру расходов по элементам затрат, характерную для транспортной компании, можно представить в следующем виде:
1) расходы на оплату труда:
2) отчисления на социальные нужды,
3) материальные расходы, в т.ч.:
- материалы;
- топливо;
- электроэнергия;
- прочие материальные расходы;
4) амортизация,
5) прочие расходы.
Доли постоянных и переменных затрат в общей сумме затрат определяются на основании статистических данных предыдущих периодов.
В рамках финансового планирования деятельности ОАО «РЖД» с учетом определенных долей постоянных и переменных затрат по элементам установлены следующие коэффициенты постоянных/ переменных затрат для группы видов деятельности - перевозки:
1) фонд оплаты труда: постоянные - 0,3; переменные - 0,7;
2) материальные затраты:
- материалы: постоянные - 0,5; переменные - 0,5;
- топливо на тягу: постоянные - 0; переменные - 1;
- топливо на прочие нужды: постоянные - 0,3; переменные -
0,7;
- электричество на тягу: постоянные - 0; переменные - 1;
- электричество на прочие нужды: постоянные - 0,4; переменные - 0,6;
- прочие материальные затраты: постоянные - 0,4; переменные
- 0,6;
3) прочие расходы: постоянные - 0,5; переменные - 0,5.
В рамках формирования финансово-экономического плана определяется, что при расчете плановых показателей по элементам расходов используются следующие данные:
- коэффициент изменения объемов производства;
- данные базового периода;
- индекс роста потребительских цен;
- индексы-дефляторы;
- индекс роста цен в промышленности.
Расходы по видам деятельности
По каждому виду деятельности расходы также подразделяются на переменные и постоянные.
Расходы по перевозкам формируются путем суммирования расходов по всем перевозочным видам деятельности.
Расходы по каждому виду деятельности - перевозки планового периода формируются в разрезе элементов затрат по следующей модели:
Рвд = РвДпер + Рвдпост, где
Рвд - расходы по виду деятельности в разрезе элементов затрат,
Рвдпер - переменные расходы по виду деятельности в разрезе элементов затрат,
Рвдпост - постоянные расходы по виду деятельности в разрезе элементов затрат.
4. Планирование параметров деятельности, не связанных непосредственно с перевозочными видами бизнеса компании
У каждой перевозочной компании может существовать свой портфель бизнесов, не связанных с основным видом деятельности. В целях достижения максимальной синергии в деятельности компании в данный портфель бизнесов транспортных компаний входят смежные с перевозками виды деятельности.
На примере ОАО «РЖД» рассмотрим перечень таких бизнесов: доходы от ремонта подвижного состава клиентов, доходы от строительства объектов инфраструктуры, доходы от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, доходы от предоставления услуг социальной сферы и пр.
Формирование плановых показателей финансового плана в части доходов от прочих видов деятельности
Плановые показатели доходов от прочих видов деятельности (далее - ПВД) формируются на основании данных базового периода и экспертной оценки с учетом планируемых изменений в структуре доходов.
Алгоритм формирования показателей финансового плана по ПВД представлен на рисунке 6. (Исходящие параметры - данные для расчетов плановых показателей, выходящие параметры - полученные плановые показатели).
Формирование доходов от прочих видов деятельности осуществляется по следующим последовательным этапам:
1. Определение плановой рентабельности по каждому виду деятельности - прочие виды деятельности на основании экспертной оценки.
2. Формирование объема планируемого дохода без индексации при условии сохранения цен реализации оказываемых услуг на уровне предыдущего периода. Таким образом, учитывается изменение объемов производства.
3. Расчет коэффициента изменения объемов производства по каждому виду деятельности - ПВД по следующей модели:
Ьлз 'я П П = ,_1. п ел б ?: — ,4 П£ иС Л, I д ■
Кизмпп - коэффициент изменения объемов производства по каждому виду деятельности ПВД,
Дпвдби - плановый доход без индексации по каждому виду деятельности ПВД,
Дпвдбп - доход предыдущего периода по каждому виду деятельности ПВД.
4. Определение величины индексации доходов по каждому виду деятельности ПВД: учет изменения стоимости оказываемых услуг по видам деятельности ПВД на основании экспертной оценки.
5. Расчет величины доходов по каждому виду деятельности ПВД с учетом индексации по следующей модели:
Дпвд = Дпвдби * Инпвд* где
Дпвд - плановый доход по каждому виду деятельности ПВД,
Дпвдби - плановый доход без индексации по виду деятельности ПВД,
Инпвд - индекс по виду деятельности ПВД.
6. Учет корректировки доходов по каждому виду деятельности -прочие виды деятельности. Корректировка происходит по результатам сравнения заданного уровня рентабельности и расчетного уровня.
Формирование расходов осуществляется на основании данных базового периода с применением коэффициентов и индексации:
• Коэффициент постоянных/переменных расходов - применяется для разделения расходов на постоянные и переменные;
• Коэффициент изменения объемов производства - применяется для приведения в соответствие величины переменных расходов базового периода планируемым объемам производственной деятельности;
• Индекс изменения расходов - применяется для учета изменения цен на товары (услуги) в планируемом периоде.
1. Порядок формирования постоянных расходов на основании данных базового периода с применением коэффициентов и индексации
Сумма
расходов
базового
периода
[ Коэффициент 1 [ Индекс
I постоянных I X I изменения I
расходов І I расходов I
г Сумма \ постоянных расходов планового Ч периода /
2. Порядок формирования переменных расходов на основании данных базового периода с применением коэффициентов и индексации
Сумма
расходов
базового
периода
Коэффициент
переменных
расходов
^ С Индекс ^ С КоэФФиЧиент ^
индекс изменения
х изменения X объемов
J ^ расходов J ^ производства J
(Ку)
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA 33
Формирование доходов
Формирование расходов
данные предыдущего периода доход (по видам деятельности и ПВД) рентабельность по видам деятельности ПВД
утверждение величины рентабельности (%) для планирования рентабельность утвержденная (%) по видам деятельности ПВД
определение величины дохода (без индексации) по видам деятельности
ПВД:
ремонт подвижного состава, строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, предоставлен ие услуг социальной сферы,прочие виды деятельности доход (без индексации) по каждому виду деятельности ПВД
определение величины индексации доходов по видам деятельности ПВД индексация доходов по каждому виду деятельности ПВД
определение величины доходов по видам деятельности ПВД доход (по виду деятельности ПВД)
сравнение рентабельности утвержденной и рентабельности расчетной (по видам деятельности ПВД)
отклонение пентабельности (%) (по видам деятельности ПВЛ)
определение величины корректировки до утверященного уровня рентабельности
корректировка доходов (по видам деятельности ПВД) корректировка расходов (по видам деятельно ап и ПВД)
расчет дохода (с учетом корректировки) доход (по виду деятельности ПВД)
данные предыдущего периода расход по видам деятель ноет и ПВД (по элементам затпат)
индексы макроэкономические индекс роста цен в промышленности и ндексроста потреби тел ьских и ен индекс изменения тарифов в сфере ЖКХ
индекс изменения цен производителей промышленной продукции (без ТЭК) индекс изменения цен производителей промышленной продукции (ТЭК) индекс изменения тарифов на электроэнергию и другие (Таблица Индексы)
определение индексов изменения расходов по элементам затрат индексы изменения расходов по элементам затрат: индекс изменения расходов на оплату труда индекс изменения расходов на материалы индекс изменения расходов на топливо индекс изменения расходов на электроэнергию индекс изменения расходов на прочие материальные затраты индекс изменения проч их расходов (Таблица Индексы)
определение коэффициентов постоянных / переменных затрат (по элементам затрат)
коэффициенты постоянных /переменных затрат (по элементам затрат):
фонд оплаты труда; материальные затраты (материалы, топливо на тягу, топливо на
прочие нужды, электричество на тягу, электричество на прочие нужды, прочие
м а тер и аль ны е зат рат ы); проч и е расходы
(Таблица Индексы)
расчет коэффициентов изменения объемов производства по видам деятельности ПВД коэффициент изменения объемов производств а (по каждому виду деятельности)
Т.
расчет расхода (по виду деятельности ПВД) расход (по каждому виду деятельности ПВД)
расчет рентабельности (%) рентабельность расчетная (%) по видам деятельности ПВД
распределение величины корректировки расходов по элементам затрат расход (по виду деятельном и ПВД) по элементам затрат
расчет расхода (с учетом корректировки) расход (по виду деятельности ПВД)
Рис. 6. Схема формирования показателей финансового плана по прочим видам деятельности (ПВД)
ЭКОНОМИКА
Методика определения планируемых прочих доходов и расходов (используемые
^ Прочие доходы Прочие расходы |
Факторный метод. Значение рассчитывается на основании планируемых данных, используется взаимосвязьс показателями и статьями финансового плана.
-проценты к получению;
-доходы от участи в других организациях;
-доходы, связанные с продажей активов;
-доходы, связанные со списанием активов;
- поступления из бюджетов;
- курсовые разницы;
- доходы от сделок хеджирования;
- превышение денежной оценки вклада, согласованной учредителями, над балансовой стоимостью передаваемого имущества в уставной капитал дочернего общества.
Экспертная оценка. Значение рассчитывается с применением экспертной оценки, на основании анализа статистических данных, данных базового периода, ретроспективного анализа.
-доходы, связанные с аннулированием производственных заказов (договоров) и прекращением производства не давшего продукции;
-списание кредиторской и депонентской задолженности по которой истек срок исковой давности;
-переоценка активов;
-прибыли и убытки прошлых лет;
- восстановление резерва по сомнительным долгам; -полученные или признанные должниками штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров;
- прочие доходы.
Планируемое значение прочих доходов и расходов определяется в соответствии с правилами установленными отдельно для каждой статьи прочих доходов и расходов.
Используется экспертная оценка, статистическая динамика, корреляция с другими статьями.
Факторный метод. Значение рассчитывается на основании планируемых данных, используется взаимосвязьс показателями и статьями финансового плана.
-проценты к уплате;
- расходы, связанные с продажей активов;
- расходы, связанные со списанием активов;
- курсовые разницы;
-перечисления в фонд «Почет» и НПФ «Благосостояние»; -расходы, связанные с осуществлением социальной политики, благотворительность,спонсорство;
- расчетно-кассовое обслуживание (РКО);
-расходы по сделкам хеджирования;
- НДС за счет собственных средств организации;
- отклонение денежной оценки вклада, согласованной учредителями, над балансовой стоимостью передаваемого имущества в уставной капитал дочернего общества;
-прочие расходы.
Экспертная оценка. Значение рассчитывается с применением экспертной оценки, на основании анализа статистических данных, данных базового периода, ретроспективного анализа.
-расходы, связанные с аннулированием производственных заказов (договоров) и прекращением производства не давшего продукции;
-расходы, связанные с содержанием объектов социальной сферы;
-прибыли и убытки прошлых лет;
-расходы по созданию резервов;
-переоценка активов ;
-списание задолженности нереальной для взыскания; -уплаченные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров.
Рис. 7. Методика определения планируемых прочих доходов и расходов
Формирование расходов по прочим видам деятельности Формирование расходов происходит аналогично формированию расходов по перевозочным видам деятельности (за исключением индивидуального присвоения индексов изменения постоянных и переменных расходов) путем суммирования переменных расходов (зависящих от объемов производства) и постоянных расходов (не зависящих от объемов производства).
5. Планирование параметров деятельности, не связанных с перевозочными и другими видами бизнеса компании
Зачастую, деятельность, не связанная с основными видами бизнеса компании, классифицируется как прочая:
Прочие доходы - доходы по самостоятельным хозяйственным операциям, не являющимся предметом деятельности Общества, но осуществленным с целью получения данных доходов. Кроме того, в качестве прочих доходов Общество признает доходы, не связанные с процессами производства и обращения. Как правило, они не
оформляются отдельными самостоятельными договорами и при этом нельзя выявить действия, специально направленные на их извлечение;
Прочие расходы - расходы, когда осуществление затрат не может быть непосредственно соотнесено с каким-то доходом или становится очевидным, что предполагаемый по соответствующим затратам доход получен не будет.
В итоге, мы получаем информационную систему, которая становится инструментом планирования и распределения ресурсов компании за счет возможности моделирования и оценки различных сценариев развития ОАО «РЖД». Рассмотренная система позволяет оценить влияние на финансовые результаты различных методов распределения затрат, оптимизировать распределение финансовых средств по центрам ответственности, изучить возможности альтернативных структурных изменений, изыскать внутренние ресурсы для финансирования стратегических инициатив и т.д.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ, ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ОЦЕНКА НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА
Ягупа Е.Г., к.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и управления на предприятии Кемеровского государственного
сельскохозяйственного института
Производство нематериальных благ, нематериального капитала, имеющее прямое отношение к формированию общественного сознания, становится мощной материальной силой и фактором выхода на новую качественную основу производительных сил.
Ключевые слова: идентификация, оценка, нематериальный капитал.
IDENTIFICATION, FORMALIZATION AND EVALUATION OF INTANGIBLE CAPITAL IN THE REGION
Yagupa E., Ph.D., associate professor head. Department of Economics and Enterprise Management Kemerovo State Agricultural Institute
Production of intangible goods, intangible capital, which has direct relevance to the formation of public consciousness, becoming a powerful material force and factor out a new quality framework of the productive forces.
Keywords: identification, assessment, intangible karital.
Во всех регионах стремительно растет доля занятых в немате- и нематериального производства капитала. Сегодня без преувели-
риальном производстве, а производимые в его пределах обществен- чения можно сказать о том, что только эта сфера способна изме-
ные блага считаются частью регионального внутреннего продукта. нить место и роль регионов, России в современном мире, отноше-
При этом значительно изменяется структура как материального, так ние к России международного сообщества. Только на основе раз-