Научная статья на тему 'Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра (часть II)'

Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра (часть II) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
678
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ECONOMIC EDUCATION / ECONOMIC THEORY / HISTORY OF EDUCATION / METHODS OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкин Михаил Владиславович, Мисько Олег Николаевич

В первой части (см. «Вестник УГУЭС», 2015, № 2 (12), с. 101) был представлен анализ советской системы образования. Следует отметить, что, несмотря на существенные недостатки, в целом она соответствовала запросам общества и выполняла функцию подготовки именно тех специалистов, в которых было заинтересовано государство. Экономисты прикладных специальностей были подготовлены для работы в государственных учреждениях, на государственных заводах и фабриках. Экономисты-исследователи легко находили работу в многочисленных академических и отраслевых научных институтах. Политэкономисты выпускались квалифицированными преподавателями и могли выполнять различные идеологические задачи. Но вместе с тем и вся экономическая наука, и система соответствующего образования в чем-то напоминали эпоху средневековой схоластики, так как обслуживали теорию, замкнутую на саму себя. Вторая часть посвящена переходному периоду нашей страны. В 1990-е годы на смену плановому приему и распределению пришел рынок. Недостаток квалифицированных экономистов в России привел к резкому росту приема студентов в экономические вузы. Наряду с ростом традиционного образования за счет государства, стала интенсивно развиваться система платного образования. Появились частные экономические вузы. Определенные изменения наблюдались в преподавательской среде. Она, как и все российское общество, начала быстро стратифицироваться. Подводя итог анализу двух этапов развития системы экономического образования в России, можно сделать следующие выводы. На обоих этапах развития (советский и 1990-е годы) система в основном отвечала запросам общества. Ее модификация, произошедшая ускоренными темпами в начале 90-х годов, была в первую очередь вызвана изменением этих запросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic education in Russia: yesterday, today, tomorrow (Part II)

In the first part (see «USUES Bulletin», 2015, № 2 (12), p. 101) presented an analysis of the Soviet education system. It should be noted that, despite significant flaws, overall it met the needs of the society and served as the training those experts whom the state was interested. Economists applied specialties were prepared to work in public institutions, state-owned factories and factories. Economists-researchers easily found work in numerous academic and industry research institutions. Political economists produced by qualified teachers and can perform various ideological objectives. But at the same time the entire economic science and the relevant education system in something reminiscent of the era of medieval scholasticism, as the theory served, closed on itself. The second part is devoted to the transitional period of our country. In 1990-ies replaced the planned reception and distribution came the market. The shortage of qualified economists in Russia have led to a sharp increase in the enrollment of students in economic higher education institutions. Along with the growth of traditional education by the state, began to develop the system of paid education. There are private economic institutions. Certain changes were observed in the teaching environment. Summarizing the analysis of two stages of development of the system of economic education in Russia, we can draw the following conclusions. At both stages of development (Soviet and 1990) the system basically meets the needs of society. Its modification, which occurred rapidly in the beginning of 90-ies, was primarily caused by the change of these requests.

Текст научной работы на тему «Экономическое образование в России: вчера, сегодня, завтра (часть II)»

Шишкин М.В.

доктор экономических наук, профессор кафедры

«История экономики и экономической мысли» экономического факультета ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург

Мисько О.Н.

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «История экономики и экономической мысли» экономического факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург

УДК 33

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА (Часть II)

В первой части (см. «Вестник УГУЭС», 2015, № 2 (12), с. 101) был представлен анализ советской системы образования. Следует отметить, что, несмотря на существенные недостатки, в целом она соответствовала запросам общества и выполняла функцию подготовки именно тех специалистов, в которых было заинтересовано государство. Экономисты прикладных специальностей были подготовлены для работы в государственных учреждениях, на государственных заводах и фабриках. Экономисты-исследователи легко находили работу в многочисленных академических и отраслевых научных институтах. Политэкономисты выпускались квалифицированными преподавателями и могли выполнять различные идеологические задачи. Но вместе с тем и вся экономическая наука, и система соответствующего образования в чем-то напоминали эпоху средневековой схоластики, так как обслуживали теорию, замкнутую на саму себя.

Вторая часть посвящена переходному периоду нашей страны. В 1990-е годы на смену плановому приему и распределению пришел рынок. Недостаток квалифицированных экономистов в России привел к резкому росту приема студентов в экономические вузы. Наряду с ростом традиционного образования за счет государства, стала интенсивно развиваться система платного образования. Появились частные экономические вузы. Определенные изменения наблюдались в преподавательской среде. Она, как и все российское общество, начала быстро стратифицироваться.

Подводя итог анализу двух этапов развития системы экономического образования в России, можно сделать следующие выводы. На обоих этапах развития (советский и 1990-е годы) система в основном отвечала запросам общества. Ее модификация, произошедшая ускоренными темпами в начале 90-х годов, была в первую очередь вызвана изменением этих запросов.

Ключевые слова: экономическое образование, экономическая теория, история образования, методика преподавания экономических дисциплин.

ECONOMIC EDUCATION IN RUSSIA: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW (Part II)

In the first part (see «USUES Bulletin», 2015, № 2 (12), p. 101) presented an analysis of the Soviet education system. It should be noted that, despite significant flaws, overall it met the needs of the society and served as the training those experts whom the state was interested. Economists applied specialties were prepared to work in public institutions, state-owned factories and factories. Economists-researchers easily found work in numerous academic and industry research institutions. Political economists produced by qualified teachers and can perform various ideological objectives. But at the same time the entire economic science and the relevant education system in something reminiscent of the era of medieval scholasticism, as the theory served, closed on itself.

The second part is devoted to the transitional period of our country. In 1990-ies replaced the planned reception and distribution came the market. The shortage of qualified economists in Russia have led to a sharp increase in the

enrollment of students in economic higher education institutions. Along with the growth of traditional education by the state, began to develop the system of paid education. There are private economic institutions. Certain changes were observed in the teaching environment.

Summarizing the analysis of two stages of development of the system of economic education in Russia, we can draw the following conclusions. At both stages of development (Soviet and 1990) the system basically meets the needs of society. Its modification, which occurred rapidly in the beginning of 90-ies, was primarily caused by the change of these requests.

Key words: economic education, economic theory, history of education, methods of teaching economic disciplines.

Начало 1990-х годов ознаменовалось качественными изменениями в отечественной системе экономического образования. Россия стремительно перешла от планового к рыночному хозяйству. Как известно, этот переход был тяжелым для основной массы населения и сопровождался существенным падением уровня жизни, сокращением производства, банкротством многих предприятий и даже отраслей, появлением массовой безработицы и сильной инфляции. Однако, на фоне общего ухудшения экономической ситуации, система экономического образования испытала бурный взлет и качественное и количественное развитие. На фоне общего кризиса это были «золотые годы» экономического образования в России. Подобный парадокс объяснялся несколькими причинами.

Во-первых, существенно вырос спрос на экономистов, и изменились требования к их подготовке. В отличие от плановой системы рыночное хозяйство, основанное на обособлении производителей (иногда ставших частными собственниками, иногда - оставшихся государственными предприятиями, но живущими по законам рынка), потребовало экономистов практически везде, на всех предприятиях, начиная с мелких ИЧП и кончая гигантскими концернами. Появились новые сферы, в которых роль экономистов явно превалировала. К ним относились банки, страховые компании, институты, связанные с рынком ценных бумаг, и многое другое. К чести советской системы экономического образования следует отметить, что ее выпускники быстро и зачастую эффективно адаптировались к новым условиям и заняли ведущие позиции в отечественном бизнесе.

Во-вторых, появилась легальная возможность коммерческого образования. Это привело к тому, что не только значительная часть студентов в государственных экономических вузах стали учиться платно, но и были созданы многочисленные, официально аккредитованные частные учебные заведения.

В-третьих, по ряду причин профессия экономиста стала не только достаточно хорошо оплачиваемой, но и престижной. В обществе поменялась система ценностей, в вечный спор «физиков и лириков» вторглись экономисты и юристы. Именно они, в глазах многих людей, отождествлялись с успешностью

и процветанием. Выпускники экономических вузов легко находили себе рабочие места, зачастую являющиеся синекурой.

В-четвертых, в большинстве отраслей были завышены требования к сотрудникам. От них требовали высшего экономического образования даже в тех случаях, когда это не было оправдано характером работы.

Все это привело к резкому увеличению спроса на рынке образовательных услуг экономического профиля. Предложение откликнулось быстрым увеличением приема студентов на экономические специальности и открытием новых учебных заведений.

Однако в данном случае количество не сразу перешло в качество. И учебные планы большинства экономических вузов и тем более их наполнение, явно не соответствовали требованиям времени. Это, в первую очередь, было связано с отсутствием достаточного количества преподавателей, способных читать лекции и вести занятия в рамках современной экономической науки, а не политической экономии времен развитого социализма.

Поэтому, первой задачей, стоящей перед отечественной системой экономического образования в 1990-е годы, стала подготовка современных педагогических кадров. К сожалению, бюджетное финансирование образования в те годы было сведено до минимума (в 1992-1997 годах расходы на науку сократились в шесть раз) [4], и поэтому государственные программы подготовки и переподготовки кадров были в основном свернуты. Однако появились иные источники финансирования. Это, в первую очередь, использование части средств, получаемых вузами от частной коммерческой деятельности и платного образования. Кроме того, появились европейские программы поддержки развития экономического образования в России и других странах СНГ. Безусловно, они имели свои собственные идеологические интересы (прежде всего, создание в России слоя людей, мыслящих «по-европейски»), однако благодаря им многие россияне смогли приобщиться к достижениям современной экономической науки и методике преподавания экономических дисциплин в ведущих университетах мира.

Различные вузы имели неравноценные возможности для переподготовки кадров. Наиболее успешно

с этой задачей справлялись ведущие экономические заведения столицы и других крупных образовательных центров. В результате этого усилилась качественная дифференциация учебных заведений. В свою очередь это повлекло своеобразный мультипликационный эффект - «хорошие» вузы привлекали большее число коммерческих студентов и получали дополнительные средства для развития. Внятная государственная политика, сглаживающая эту дифференциацию, отсутствовала.

Появление лидеров среди вузов имело как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, появились экономические учебные заведения, в которых уровень подготовки приблизился к лучшим мировым образцам. Можно отметить Московские и Петербургские университеты, ряд экономических вузов этих городов, а также Урала и Сибири. Наверное, наиболее успешным примером таких преобразований является московская Высшая Школа Экономики (ВШЭ). В этих лидирующих вузах не только была проведена переподготовка преподавателей, но и разработаны и наполнены реальным содержанием новые учебные планы, отвечающие современным представлениям об экономической науке и образовании.

Так, на смену традиционной марксистско-ленинской политэкономии пришла экономическая теория, разбитая на микроэкономику и макроэкономику. Безусловно, при этом произошел определенный перекос - первоначально вообще не предусматривалось преподавание политэкономии. Ее проблематику отдали на откуп истории экономических учений. Но, постепенно структура планов усовершенствовалась и стала включать как новые, так и традиционные курсы. Большое значение для модификации образования имело внедрение в учебный процесс принципиально новых курсов, приближающих экономическое образование к реальной рыночной экономической действительности. Здесь можно отметить такие дисциплины, как маркетинг, различные направления менеджмента, конкретные финансовые дисциплины, логистику и многое другое.

Вместе с тем определилась группа вузов, не проведших действительной модификации образования, а ограничивающихся только внешними реформами. Эти экономические учебные заведения или факультеты не располагали квалифицированными кадрами. Так, во многих экономических вузах страны вообще не работали доктора экономических наук. В ряде вузов экономические дисциплины преподавали лица, вообще не имеющие экономического образования. Многие учебные заведения не сумели провести переподготовку кадров. Наряду с этими аутсайдерами на волне коммерциализации образования были созданы новые экономические институты, в ряде случаев но-

сящие откровенно жульнический характер. Они не располагали ни материальной базой (известны прецеденты, когда вуз находился в личной трехкомнатной квартире его владельца), ни квалифицированными кадрами, ни нормальными учебными планами. Излишне либеральная политика Министерства образования привела в 90-е годы к расцвету этих вузов, не говоря уже о различных «школах» и курсах. Основной целью этих «учебных» заведений стала продажа диплома людям, не желающим учиться.

Еще одной проблемой, вставшей перед российской системой экономического образования в 1990-е годы, была разработка новой учебной и методической литературы. Оставшиеся от времен Советской власти учебники не соответствовали запросам новой жизни. Причем это наблюдалось не только в области политической экономии, но в сфере конкретных экономических наук.

В этом направлении в 1990-е - начале 2000-х годов была проведена значительная работа. Она началась с перевода на русский язык и издания ряда популярных на Западе учебников. Наиболее известными из них были учебники Э. Долана, «Экономикс» С. Брю и К. Мак-Коннелла. Был переиздан учебник П. Самуэльсона (1994). Это позволило преподавателям и студентам использовать мировые разработки в области экономической науки. Вместе с тем сразу же наметились определенные противоречия, связанные с использованием иностранной образовательной литературы. Излагаемые в ней концепции и приводимые примеры были полностью оторваны от специфики экономики современной России. Студенты зачастую были в недоумении от полного несоответствия преподаваемых теорий реалиям жизни.

Поэтому уже в начале 1990-х годов стали появляться первые отечественные учебные пособия по многим направлениям экономической теории. Сначала они были весьма несовершенны, так как фактически копировали западные аналоги, заменяя в них в основном фактологический материал. Однако достаточно быстро они совершенствовались и стали вытеснять зарубежных конкурентов.

Большое значение для формирования современной системы высшего экономического образования имело издание переводов работ ведущих мировых экономистов. В те годы, наряду с изданием классиков - А. Смита, Д. Рикардо, А. Маршалла, Дж. М. Кейнса и многих других, стали издаваться произведения выдающихся зарубежных авторов, ранее малоизвестных для отечественного читателя. Вышли работы Г. Беккера, М. Блауга, Т. Веблена, Д. Норта, Р. Коуза, Дж. Стиглица, О. Уильям-сона, М. Фридмана, И. Фишера, Ф. Хайека, Й. Шумпе-тера и многих других крупных западных ученых.

Значительную роль в научном просвещении читателей экономической литературы сыграли многие

отечественные журналы. Они не только печатали статьи, посвященные методике преподавания экономической теории, но и знакомили читателей с отрывками работ выдающихся зарубежных экономистов. Причем они сопровождались комментариями известных отечественных экономистов.

Примером успешной работы в данном направлении является альманах «Thesis», выходивший в начале 1990-х годов. Он представлял собой хрестоматию произведений (или их фрагментов) ведущих мировых экономистов прошлого и настоящего. В редакционную коллегию входили такие известные отечественные специалисты в области мировой экономической мысли, как А.В. Полетаев, В.С. Автономов и ряд других.

Одновременно с ознакомлением учащихся с достижениями мировой экономической мысли постепенно начала развиваться современная отечественная экономическая теория. Первоначально она в основном придерживалась двух направлений - или некритично воспроизводила западные научные разработки, или в более или менее откровенной форме пыталась защищать традиционные марксистские догмы. Однако постепенно сформировалось отечественное научное сообщество, развивающее оригинальные теории. Именно на базе этих теорий были разработаны многие основные и специальные курсы, позволяющие студентам понять специфику экономики России.

Подводя итог анализу двух этапов развития системы экономического образования в России, можно сделать следующие выводы. На обоих этапах развития (советский и 1990-е годы) система в основном отвечала запросам общества. Ее модификация, произошедшая ускоренными темпами в начале 90-х годов, была в первую очередь вызвана изменением этих запросов.

В советский период экономические вузы готовили прикладных специалистов для планового хозяйства, теоретиков-идеологов для партийных органов и преподавателей для системы высшего образования. Естественно, что образование, как и другие элементы социальной системы социализма, носило плановый характер. Рынок труда формально отсутствовал, и распределение носило плановый характер. Правда, фактически рынок труда молодых специалистов существовал в скрытой форме - многие студенты, используя различные связи, пытались устроиться в те места, которые их привлекали, и избежать обязательного распределения. Еще одной особенностью социалистического периода было то, что безработица среди молодых специалистов отсутствовала. Это обеспечивалось как плановым набором и распределением, так и общим незначительным количеством студентов экономических специальностей.

На втором этапе, в 1990-е годы на смену плановому приему и распределению пришел рынок. Не-

достаток квалифицированных экономистов в России привел к резкому росту приема студентов в экономические вузы. Наряду с ростом традиционного образования за счет государства, стала интенсивно развиваться система платного образования. Появились частные экономические вузы.

Определенные изменения наблюдались в преподавательской среде. Она, как и все российское общество, начала быстро стратифицироваться. Для основной части преподавателей в связи сокращением бюджетного финансирования и сильной инфляцией произошло качественное ухудшение материального положения. Это привело к значительному оттоку дееспособных кадров из вузов, благо, что экономика требовала квалифицированных и энергичных экономистов. Молодые выпускники вузов не горели желанием перейти на нищенскую зарплату ассистента или даже доцента. Таким образом, происходило старение кадров.

С другой стороны, относительно немногочисленные преподаватели, в основном из ведущих экономических вузов страны, стали получать достаточно высокие доходы. Это достигалось как дополнительной преподавательской работой на коммерческой основе в многочисленных вузах и на курсах, так и практической экономической деятельностью, и консалтингом.

Достаточно резко дифференцировались сами вузы. Лучшие из них стали давать современное экономическое образование, приближенное к мировым образцам, но, к сожалению, часть вузов фактически выписывала дипломы плохо обученным людям.

Список литературы:

1. Электронный ресурс. - Режим доступа: http:// dic.academic.ru/dic.nsf/bse/174142 (дата обращения 13.05.2015).

2. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих/Утвержден постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС от 27 марта 1986 года № 102/6-142/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901985225.

3. Шишкин М.В. Научные школы в российской экономической теории ХХ века // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. -1997. - Серия 5. - Выпуск 2.

4. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://library. kiwix.org/wikipedia_ru_all/A/html/%D0%9B/%D0%B 8/%D1%85/%D0%B8/%D0%9B%D0%B8%D1%85% D0%B8%D0%B5_90-%D0%B5.html (дата обращения 13.05.2015).

5. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www. Hb.tpu.ru/funtext/c/2013/C23/V1/013.pdf (дата обращения 13.05.2015).

6. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://mon-ru.livejournal.com/21227.html; http://www.foodmag.ru/

news/1457/ / Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1992-2008 гг. (дата обращения 13.05.2015).

7. JohnsonH.G. The university and social welfare: a taxonomic exercise / Ed. K. Lumsden. - Amsterdam, 1974. - P. 25.

8.Мисько О.Н., ШишкинМ.В. Актуальные проблемы историко-экономической науки XXI века // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 4

List of literature:

1. Electronic resource. - URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/bse/174142 (date accessed 13.05.2015).

2. Qualification Handbook for managers, professionals and employees/Approved by the resolution of the USSR State Committee for labour and social Affairs and the all of 27 March 1986 № 102/6-142 [Electronic resource]. -URL: http://docs.cntd.ru/ document/901985225.

3. ShishkinM.V. Scientific schools in Russian economic

theory of the twentieth century // Bulletin of Saint Petersburg state University. - 1997. - Series 5. - Issue 2.

4. Electronic resource. - URL: http://library.kiwix.org/ wikipedia_m_all/A/html/%D0%9B/%D0%B8/%D1%8 5/%D0%B8/%D0%9B%D0%B8%D1%85%D0%B8% D0%B5_90%D0%B5.html (date accessed 13.05.2015).

5. Electronic resource. - URL: http://www.lib.tpu. ru/ fulltext/c/2013/C23/V1/013.pdf (date accessed 13.05.2015).

6. Electronic resource. - URL: http://mon-ru.livejournal. com/21227.html; http://www.foodmag.ru/news/1457/ / Socio-economic indicators of the Russian Federation in the years 1992-2008 (accessed on 13.05.2015).

7. Johnson H.G. The university and social welfare: a taxonomic exercise / Ed. K. Lumsden. - Amsterdam, 1974. - P. 25.

8. Misko O.N., Shishkin M.V. Actual problems ofhistorical and economic science of the XXI century // Bulletin of the Ural Federal University. Series: Economics and management. - 2013. - № 4.

Ольховик А.О.

аспирант второго курса экономического факультета ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Россия, г. Санкт-Петербург

УДК 33:378

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Данная работа посвящена анализу профессиональной мотивации студентов и выпускников вузов на примере Вологодской области - одного из типичных регионов РФ. Научная новизна исследования заключается в выявлении и анализе субъективных факторов, обуславливающих выбор студентами и выпускниками вузов специальности и места работы. Особую ценность представляют данные, полученные в результате проведенного автором социологического исследования. В частности, основными критериями выбора специальности являются ее престиж и репутация образовательного учреждения. Содержательные критерии, такие как сущность будущей работы и образовательного процесса, находятся на четвертом и шестом месте в рейтинге, соответственно. При этом доля студентов и выпускников, считающих данные критерии неважными близка к доле тех, кто считает их значимыми. Выделенные в результате исследования закономерности позволяют конкретизировать комплекс задач по согласованию высшего образования с потребностями экономики. Материалы работы могут использоваться в деятельности вузов и предприятий Вологодской области и других регионов РФ, а также в деятельности региональных и федеральных органов власти.

Ключевые слова: экономика образования, мотивация, трудоустройство, высшее образование, профессиональный выбор, студенты, выпускники, молодежь, профессионально-квалификационная структура рабочей силы, выборочное исследование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.