4. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg: Piter, 2006.
5. Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya. Moskva: Smysl, 2006.
6. Nizovskih N.A. Psihosemanticheskij analiz zhiznennyh orientacij lichnosti. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1995.
7. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla. Moskva: «Progress», 1990.
8. Kaverin S.B. Motivaciya truda. Moskva: Izdatel'stvo «IPRAN», 1998.
9. Afanas'ev V.G. Celostnaya struktura lichnosti. Problemy issledovaniya sistem istruktur. Moskva, 1965: 175 - 180.
10. Konvenciya PDNV i Kodeks PDNV. London, 2011.
11. Psihologicheskijslovar'. Pod redakciej V.V. Davydova, A.V. Zaporozhca, B.F. Lomova i dr. Moskva,1983.
12. Averencev S.S., Arat ogly 'E.M. i dr. Filosofskij 'enciklopedicheskij slovar'. Pod redakciej S.S. Averenceva. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1992.
13. Karandashev V.N. Metodika Shvarca dlya izucheniya cennostej lichnosti: koncepciya imetodicheskoe rukovodstvo. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.
14. Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. Moskva: Mysl', 1976.
15. Vysheslavcev V.P. 'Etika preobrazhennogo 'Erosa. Moskva: Respublika, 1994.
16. Andreeva G.M. Social'naya psihologiya. Moskva: Aspekt Press, 2009.
Статья поступила в редакцию 31.03.21
УДК 314, 303.424
Minaev V.A., Doctor of Sciences (Engineering), Professor, Bauman Moscow State Technical University (Moscow, Russia), E-mail: m1va@yandex.ru Bondar K.M., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of Internal Affairs Ministry of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: bondar_km@mail.ru
Dunin V.S., Cand. of Sciences (Engineering), Far Eastern Law Institute of Internal Affairs Ministry of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: dvs_82@mail.ru Skripko P.B., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Far Eastern Law Institute of Internal Affairs Ministry of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: skripkop@yandex.ru
ECONOMIC EDUCATION: NETWORK-CENTRIC MANAGEMENT PARADIGM AND PANDEMIC RESTRICTIONS. The article discusses theoretical and practical issues of managing socio-economic processes in the context of the spread of a pandemic and the resulting various social constraints. The authors, who have been engaged in research in the field of the theory of management of social and economic systems for a long time, propose in such a strategic situation to turn to an approach based on the network-centric paradigm, which is acquiring modern and promising development and has all the elements of hardware tools for effective management in the created nonlinear processes. The main emphasis of the work is made on the quantitative substantiation of decisions on the basis of mathematical modeling, on taking into account the modern achievements of management science in the process of professional training of specialists in economics, where there is still a certain lag in the designated subject area.
Key words: management, socio-economic structure, pandemic restrictions, modelling, sustainability, education, economic profile.
В.А. Минаев, д-р техн. наук, проф. Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, г. Москва, E-mail: m1va@yandex.ru К.М. Бондарь, канд. техн. наук, доц., Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: bondar_km@mail.ru В.С. Дунин, канд. техн. наук, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: dvs_82@mail.ru П.Б. Скрипко, канд. техн. наук, доц. Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск, E-mail: skripkop@yandex.ru
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ И ПАНДЕМИЧЕСКИЕ РЕСТРИКЦИИ
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы управления социально-экономическими процессами в условиях распространения пандемии и возникших при этом различных социальных ограничений. Авторами, занимающимися долгое время исследованиями в области теории управления социальными и экономическими системами, предлагается в такой стратегической ситуации обратиться к подходу на основе сетецентрической парадигмы, которая приобретает современное и перспективное развитие и располагает всеми элементами аппаратного инструментария для эффективного управления в создавшихся нелинейных процессах. Основной акцент работы сделан на количественное обоснование решений на базе математического моделирования, на учете современных достижений управленческой науки в процессе профессиональной подготовки специалистов экономического профиля, где пока наблюдается определенное отставание в обозначенной предметной области.
Ключевые слова: управление, социально-экономическая структура, пандемические ограничения, моделирование, устойчивость, образование, экономический профиль.
Развитие социально-экономических систем имеет ключевое значение для поступательного движения общества, формирования необходимых условий его комфортного существования, удовлетворения растущих потребностей населения. Сами по себе эти системы обладают сложной иерархической структурой и многочисленными информационными связями. А оценка протекающих в них процессов может быть выражена сложными траекториями движения, определяемыми взаимодействием многих факторов нелинейного характера.
С точки зрения синергетики [1; 2] как науки, формирующей современную парадигму эффективного управлении такого рода системами, принципиальным выступает модельное воспроизведение точек бифуркаций в их жизненном цикле как начала качественных изменений траекторий развития. Именно такие условия сегодня сформированы коронавирусной пандемией, которая может проявиться новыми сложными «зигзагами» своей фатальной истории в будущем. Поэтому исследования, способные найти перспективные подходы к организации управления различными социально-экономическими системами, сегодня приобрели особую актуальность.
Авторы развивают идею использования в этих целях сетецентрического подхода, реализующего синергетический принцип самосинхронизации сложных структур в среде их развития. Вместе с тем детальный анализ компетенций высшего образования по направлению подготовки «Экономика» [3; 4] показывает, что этим вопросам уделяется явно недостаточное внимание. В частности, отмеченный учебно-познавательный материал не предусматривается при профессиональной экономической подготовке ни в виде отдельных дисциплин, ни в виде
специализированных разделов в структуре учебных дисциплин, составляющих рабочий план данной специализации.
Приведем основные положения сетецентрического подхода к управлению социально-экономическими структурами, которые, по мнению авторов, должны стать неотъемлемой и значимой частью профессиональной подготовки специалистов в сфере экономики, сформировать системный взгляд на новую парадигму развития в ней, инициировать активность образовательного сообщества по преодолению тормозящих факторов.
1. Принципиально важным условием рассмотрения сецентрического подхода к управлению выступает понимание информационного системообразования потоков между всеми элементами социально-экономических структур, которое надо учитывать как наиболее значимый фактор их эффективного функционирования. При этом важно развивать, обеспечивать нормальную организацию обмена информацией в современных социальных медиа в условиях пандемических рестрикций, значимо воздействующих на процессы нормальной жизнедеятельности социума [5; 6].
По сути дела, можно говорить об очень серьезных, резких изменениях (возможно, фатальных), которые в том или ином объеме и различных профессиональных формах нарушают течение традиционных, с многолетним укладом процессов в обществе: миграционных, коммуникационных, деловых, культурных, социальных, экономических и т.д. В нормальной жизни поселений происходит множество замедлений, прекращений обменов, что отрицательно сказывается особенно на старших возрастных категориях населения, ограниченных в своей
активности, включая информационную сферу В итоге в полной мере начинает проявляться информационная пандемия, одновременно дающая резкий рост информационных негативных воздействий фактически новой волны информационной войны.
В современных условиях на российское общество осуществляется воздействие целенаправленной деструктивной информации из специально организованных центров под руководством профессиональных модераторов и раскрученных блогеров. Масштабы данных информационных потоков все более увеличиваются, территориально распространяются и охватывают социальные медиа, средства массовой информации, иные технологические возможности. Имеющийся отечественный научно-практический опыт противодействия атакам «информационных вирусов» обладает определенным апробированным набором инструментов.
В целом привлечение данного инструментария должно быть направлено на восстановление привычных отношений в жизнедеятельности социально-экономических структур. В результате отмеченного антивирусного противоборства требуется вернуться к уровням информационно-аналитических услуг, существовавшим до возникновения «информационной пандемии» в образовательной, культурной, экономической, предпринимательской и иных сферах.
2. Существование сложных социально-экономических структур в настоящее время, как отмечено, напрямую зависит от развитости информационных технологий, их всестороннего внедрения во все сферы деятельности. В качестве научно-прикладного направления, способного обеспечить эффективное управление социально-экономическими структурами, предлагается сетецентрическая модель, в основе которой лежит их представление в сетевой форме [7 - 9]. Данный подход дает возможность для обозначенных структур достигать максимального уровня в области получения информационных сведений и материалов обо всех взаимосвязанных элементах и параметрах, отражающих особенности существования и функционирования самой системы, воздействующих на нее факторов внешней среды, имеющихся положительных и отрицательных обратных связей.
В этих целях должна быть создана сетецентрическая система поддержки и принятия решений. Ее особенностями являются распределенность по форме; слабая иерархичность подчинения всех звеньев и слоев; реализация возможности активного порождения целей внутри себя [10; 11]. При этом должно учитываться важное свойство сетецентрических систем управления. Им является эмерджентность, которая определяет возможность возникновения в системе новых свойств, которые не были присущи отдельным структурным элементам системы. Использование данного подхода с параметрами системности, скоор-динированности позволяет рассчитывать на реализацию новых, необходимых бизнес-возможностей.
Вначале это гармоничное, комплексное, взаимообусловленное соединение основных компонентов социально-экономических процессов и современных информационных технологий сформирует условия для эффективной адаптации всех элементов экономического сообщества (структуры, участники, продукты и услуги) к поведенческой изменчивости рыночных отношений. Далее - развитие сетей предпринимателей на основе применения более гибких технологических инфраструктур. Они, в свою очередь, позволят создаться новым структурным агрегациям или кластерам на уровне малого и среднего бизнеса, которые, следуя возможностям веб-технологий и сетевых сервисов расширенного взаимодействия, в конкретном регионе будут отвечать за создание необходимого по полноте набора продуктов и услуг.
3. Основным теоретическим и концептуальным инструментарием предлагаемой модели является синергетика как наука, предоставляющая возможность создать эффективные и оперативные механизмы управления сложными социально-экономическими структурами. При этом считается, что наиболее важными положениями, которые следует научно прорабатывать и готовить к практическому исполнению, выступают такие как реализация принципа самосинхронизации, предполагающего не административное реформирование, а внесение требуемых изменений на основе самоорганизации, а также применение нового управленческого объекта - аттрактора, отражающего асимптотическую устойчивость траекторий развития системы в фазовом пространстве [12].
Иными словами, при условии сетецентрического построения управления социально-экономическая структура способна возвращаться к определенному множеству допустимых параметров, несмотря на все внешние возмущающие воздействия, в том числе - нелинейного характера. В таком понимании и рассматривается воздействие аттрактора, математическую природу которого и основу для проведения требуемых исследований реальных социально-экономических систем способен предоставить обозначенный инструментарий синергетической науки. Для практической реализации сетецентрического управления следует обратиться к графодинамике как направлению, на основе современных программных систем достигающему требуемого уровня обработки информации [13].
4. Сложившиеся пандемические условия и особенности мирового функционирования социально-экономических структур сформировали современные научно-практические представления об инновационных стратегиях управления [14]. Перспективным в этой связи, с учетом многих факторов функционирования современного российского общества, считается обращение к стратегии «заимствования».
Она позволяет активизировать инновационную деятельность, расширить объемы производства и предоставление новых услуг на основе механизмов, предполагающих осуществление диффузии инноваций от развитых в экономическом отношении структур [15].
В указанной работе изложена методология и представлены апробированные математические модели, дающие представление об активизации процессов диффузии инноваций на основе управления массовым сознанием. Важным при этом является вывод о том, что большое значение на реализацию инновационных идей оказывают именно малые связанные группы постоянного общения.
Они при равенстве совокупности исходных условий, согласно приведенным теоретическим обобщениям и практическим оценкам, способны более активно действовать в продвижении инноваций в отличие от больших социальных групп. В числе основных участников отмеченных малых групп могут быть представители семьи, коллективы на работе, компании молодежи или студентов, клубы по интересам, объединения пенсионеров и т.д.
5. Оценка возможностей реализации сетецентрической модели управления социально-экономическими структурами привела к выводу о необходимости создания в России мультисервисной схемы [14]. Она должна объединить в себе образовательные сети с созданием «электронного университета»; сети 4С (специальные социальные сети сотрудничества) с доведением их до уровня отраслевых; сети сотрудничества малых и средних предприятий, которые, наряду с другими обозначенными, открыты для взаимодействия с социальными сетями.
Успешная работа такой модели сетевого взаимодействия определяет возможности для сетецентрического управления эффективным развитием регионов страны, подготовкой нужного количества профессиональных, экономически образованных кадров для бизнеса. Фактором, осложняющим текущее обозначенное состояние в информационном обеспечении российского предпринимательства, является тенденция все более активного и серьезного блокирования со стороны зарубежных 1Т-платформ. Данное положение расценивается как реальная угроза социальным и экономическим отношениям в государстве, воздействие на информационно-технологический бизнес российских предпринимателей, возможность создания бизнес-коллапса малых и средних предприятий или, по крайней мере, значительное снижение его безопасности.
Российские разработчики в силу сказанного должны продолжать участвовать в общемировом бизнес-пространстве на уровне равноценных партнеров. Но для них насущной и срочной стала задача создать программные сетевые средства, которые должны реализовывать современные бизнес-запросы, а по опциям не уступать и даже превосходить имеющиеся сетевые платформы.
6. Активизация идей сетецентрического управления социально-экономическими структурами регионов России должна опираться на понимание территориальных особенностей распространения информации, представленных, в частности, в работе [6], где на модельном имитационном уровне исследуются информационные обмены в социальных сетях. Представленный подход содержит комплекс динамических функциональных зависимостей, позволяющих оценить информационные характеристики, сформировать математические кластеры по территориальному отделению малых поселений страны (исследовано 647 поселений) на однородные группы.
Полученное компактное географическое кластерное распределение создает базу для углубленного исследования причин региональных различий скорости распространения социально-сетевой информации. Они определяются множеством факторов: организация сетевых сообществ и самих сетей на различных территориях, экономическими, социальными, демографическими, этническими и иными особенностями проживающего там населения.
Исследования подобного рода создают предпосылки для разработки способов оптимального информационного воздействия на региональную экономику, образовательные системы, бизнес-структуру, различные социальные объединения и образования. Основными целями при этом становится консолидация отмеченных структур, перевод на инновационные пути развития, выработка перспективных средств и методов ведения предпринимательской деятельности, общее и локальное стимулирование экономических структур в условиях пандемии и рестрикций.
Подведем итог материала статьи:
1. Современное состояние социально-экономических структур страны, подверженное воздействию факторов эпидемических процессов, характеризуется серьезными негативными изменениями. Они отражаются, прежде всего, в экономических составляющих бизнеса и предпринимательства, непосредственно страдающего от вводимых обязательных рестрикций. Кроме того, заметно активизировались специализированные деструктивные воздействия в информационной сфере, обеспечивающей и нормальное функционирование общества, и информационно-аналитические сервисные услуги по ведению экономического и предпринимательского производства.
2. На основе высказанных концептуальных положений о сетецентриче-ском подходе к управлению социально-экономическими структурами требуется проведение научно-практических исследований, применение компьютерного моделирования их эволюции в условиях пандемических рестрикций на базе современных имитационных платформ.
3. Полученные результаты должны быть включены в процесс экономического высшего профессионального образования. При этом с учетом потенциальной нестабильности по эпидемической обстановке с коронавирусом, а также
Библиографический список
прогнозируемыми другими видами инфекционных заболеваний массового, пандемического характера нужно подготовить соответствующие учебные материалы для дистанционного обучения.
1. Николис Г, Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. Москва: Мир, 1979.
2. Хакен Г Синергетика. Москва: Мир, 1980.
3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 Экономика. Приказ Минобрнауки от 12.08.2020 № 954: зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2020 № 59425. Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/46969
4. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.01 Экономика: приказ Минобрнауки от 11.08.2020 № 939: зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2020 № 59459. Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/47003
5. Андреев А.А., Бондарь К.М., Минаев В.А. Терроризм и экстремизм: моделирование информационного противодействия: монография. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2020.
6. Киракосян А.Э., Минаев В.А., Сычев М.П. Моделирование информационного противоборства в социальных медиа. Москва: Наука, 2020.
7. Таненбаум Э., Ван Стеен. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. Санкт-Петербург Питер, 2003.
8. Затуливетер Ю.С. На пути к глобальному программированию. Открытые системы. 2003; № 3: 46 - 47.
9. Затуливетер Ю.С. Проблемы глобализации парадигмы управления в математически однородном поле компьютерной информации. Проблемы управления. 2005; Ч. I, № 1: 1 - 12; Ч. II, № 2: 13 - 23.
10. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами: научно-практическое издание. Москва: СИНТЕГ-ГЕО, 1997.
11. Авдеева З.К., Коврига С.В., Макаренко Д.И. Когнитивное моделирование для решения задач управления слабоструктурированными системами (ситуациями). Управление большими системами. ИПУ РАН. 2007; № 16: 26 - 39.
12. Бурков В.Н. Основы математической теории активных систем. Москва: Наука, 1977.
13. Затуливетер Ю.С., Фишенко Е.А. Графодинамические системы с сетецентрическим управлением в математически однородном поле компьютерной информации. Управление большими системами. Специальный выпуск «Сетевые модели в управлении». Москва: ИПУ РАН, 2005: 567 - 604.
14. Зернов В.А., Минаев В.А. Инновационное обучение и бизнес-процессы в международных сетевых структурах. Высшее образование сегодня. 2013; № 6: 9 - 16.
15. Минаев В.А. и др. Как управлять массовым сознанием: современные модели. Москва: РосНОУ, 2013.
References
1. Nikolis G., Prigozhin I. Samoorganizaciya v neravnovesnyh sistemah. Moskva: Mir, 1979.
2. Haken G. Sinergetika. Moskva: Mir, 1980.
3. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 38.03.01 'Ekonomika. Prikaz Minobrnauki ot 12.08.2020 № 954: zaregistrirovano v Minyuste Rossii 25.08.2020 № 59425. Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/46969
4. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - magistratura po napravleniyu podgotovki 38.04.01 'Ekonomika: prikaz Minobrnauki ot 11.08.2020 № 939: zaregistrirovano v Minyuste Rossii 26.08.2020 № 59459. Available at: https://minjust.consultant.ru/documents/47003
5. Andreev A.A., Bondar' K.M., Minaev V.A. Terrorizm i 'ekstremizm: modelirovanie informacionnogoprotivodejstviya: monografiya. Habarovsk: RIO DVYuI MVD Rossii, 2020.
6. Kirakosyan A.'E., Minaev V.A., Sychev M.P. Modelirovanie informacionnogo protivoborstva v social'nyh media. Moskva: Nauka, 2020.
7. Tanenbaum 'E., Van Steen. Raspredelennye sistemy. Principy iparadigmy. Sankt-Peterburg. Piter, 2003.
8. Zatuliveter Yu.S. Na puti k global'nomu programmirovaniyu. Otkrytye sistemy. 2003; № 3: 46 - 47.
9. Zatuliveter Yu.S. Problemy globalizacii paradigmy upravleniya v matematicheski odnorodnom pole komp'yuternoj informacii. Problemy upravleniya. 2005; Ch. I, № 1: 1 - 12; Ch. II, № 2: 13 - 23.
10. Burkov V.N., Novikov D.A. Kak upravlyat'proektami: nauchno-prakticheskoe izdanie. Moskva: SINTEG-GEO, 1997.
11. Avdeeva Z.K., Kovriga S.V., Makarenko D.I. Kognitivnoe modelirovanie dlya resheniya zadach upravleniya slabostrukturirovannymi sistemami (situaciyami). Upravlenie bol'shimi sistemami. IPU RAN. 2007; № 16: 26 - 39.
12. Burkov V.N. Osnovy matematicheskoj teoriiaktivnyh sistem. Moskva: Nauka, 1977.
13. Zatuliveter Yu.S., Fishenko E.A. Grafodinamicheskie sistemy s setecentricheskim upravleniem v matematicheski odnorodnom pole komp'yuternoj informacii. Upravlenie bol'shimi sistemami. Special'nyj vypusk «Setevye modeli v upravlenii». Moskva: IPU RAN, 2005: 567 - 604.
14. Zernov V.A., Minaev V.A. Innovacionnoe obuchenie i biznes-processy v mezhdunarodnyh setevyh strukturah. Vysshee obrazovanie segodnya. 2013; № 6: 9 - 16.
15. Minaev V.A. i dr. Kak upravlyat' massovym soznaniem: sovremennye modeli. Moskva: RosNOU, 2013.
Статья поступила в редакцию 29.03.21
УДК 378.1
Vinogradova M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), sensor lecturer, Department of Mathematics and Informatics, State Agrarian University of Northern Trans-Urals (Tyumen, Russia), E-mail: vinmarvlad@yandex.ru
INDEPENDENT WORK AS AN ACTIVITY TAKING INTO ACCOUNT THE STATE STANDARDS OF HIGHER EDUCATION. This article deals with the organization of independent work in order to develop the skills of personal effectiveness of the student. In today's socio-economic conditions, taking into account the professional standards described in the Federal State Standard of Higher Education 3++, the requirements for the quality of specialist training have changed dramatically. The career growth of a specialist and his demand in the labor market depend on the ability to take the initiative, to solve non-standard tasks in the field of professional activity, on the ability to plan and predict independent actions, on the ability to independently extract knowledge from various sources, to systematize the information received, to assess a specific situation.
Key words: independent work, student's educational activity, distance learning format, knowledge, skills.
М.В. Виноградова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО ГАУ Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: vinmarvlad@yandex.ru
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы с целью развития навыков личной эффективности обучающегося. В сегодняшних социально-экономических условиях с учетом профессиональных стандартов, описанных в ФГОС ВО 3++, требования к качеству подготовки специалиста кардинально изменились. Карьерный рост специалиста и его профессиональная квалификация зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартные задачи в сфере профессиональной деятельности, планировать и прогнозировать самостоятельную деятельность, самостоятельно получать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, оценивать конкретную ситуацию.
Ключевые слова: самостоятельная работа, учебная деятельность студента, дистанционный формат обучения, знания умения навыки.
Требования к уровню и качеству подготовки современного специалиста в сегодняшних социально-экономических условиях изменились. Роль самостоятельности обучающихся в рамках образовательного процесса существенно увеличивается, как и увеличивается и ответственность педагога за привитие на-
выков к самостоятельной работе. У конкурентоспособного специалиста должны быть развиты такие качества личности, как целеустремленность, предприимчивость, самостоятельность. Карьерный рост специалиста и его профессиональная квалификация зависят от умения проявлять инициативу, решать нестандартные