Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИНАНСОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ГРАЖДАНИН / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ ГРАЖДАН / ECONOMIC EDUCATION / FINANCIAL EDUCATION / ECONOMIC AWARENESS / FINANCIAL AWARENESS / BUSINESS EDUCATION / LIFELONG LEARNING / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ECONOMIC KNOWLEDGE / ECONOMIC CITIZEN / ECONOMIC ILLITERACY / WELFARE OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич, Бодяк Денис Александрович

Происходящие в стране изменения находят своё отражение в системе образования. Бизнес-образованию в России уже более 30 лет, но только в последние годы оно стало соответствовать потребностям общества. Западная система экономического обучения, доминирующая в середине 90-х годов, не смогла заменить систему советского планово-экономического образования. Приглашённые специалисты из-за рубежа преподавали в то время на MВA (Master of Business Administration) по устаревшим программам, что никак не способствовало решению экономических проблем в стране. Главное препятствие выхода страны из затяжного экономического кризиса - это нехватка менеджеров-управленцев (в России ежегодно выпускается экономистов-менеджеров около 5 тыс. чел, а в США - около 120 тыс. чел.). При этом под всеобщим непрерывным экономическим образованием не должны пониматься модернизация неактуальных учебных программ, запоминание бесполезных «умных» слов и строительство новых учебных зданий. Автор в статье указывает, что число экономистов-менеджеров может определить только рынок труда, который является регулятором увеличивающего в геометрической прогрессии спроса. В статье предлагается приблизительное решение проблемы экономической осведомленности и финансового образования россиян. В ней указываются причины финансовой безграмотности и преимущества, возникающие в результате распространения экономического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич, Бодяк Денис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EDUCATION AS AN IMPORTANT ELEMENT OF DIGITAL SOCIETY

The changes taking place in the country are reflected in the education system. Business education in Russia for over 30 years, but only in recent years, it began to meet the needs of society. The Western system of economic education, dominating in the mid-90s, could not replace the system of Soviet planning and economic education. At that time, invited experts from abroad were applying for MBA (MasterofBusinessAdministration) on outdated programs, which did not contribute to solving economic problems in the country. The main obstacle to the country's exit from the protracted economic crisis is the lack of managerial managers (about 5,000 people are graduated from economists and managers in Russia annually, and about 120,000 in the USA). At the same time, universal continuous economic education should not be understood as the modernization of irrelevant curricula, the memorization of useless “smart” words, and the construction of new educational buildings. The author in the article indicates that the number of economist managers can only be determined by the labor market, which is the regulator of demand that increases exponentially. The article proposes an approximate solution to the problem of economic awareness and financial education of Russians. It indicates the causes of financial illiteracy and the benefits arising from the spread of economic education.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА»

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич, Бодяк Денис Александрович ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ...

УДК 378.018.43

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0005

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

© 2020

AuthorlD: 448794

SPIN: 7563-3025

Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Бодяк Денис Александрович, магистрант кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: den-bodjak@yandex.ru)

Аннотация. Происходящие в стране изменения находят своё отражение в системе образования. Бизнес-образованию в России уже более 30 лет, но только в последние годы оно стало соответствовать потребностям общества. Западная система экономического обучения, доминирующая в середине 90-х годов, не смогла заменить систему советского планово-экономического образования. Приглашённые специалисты из-за рубежа преподавали в то время на MBA (Master of Business Administration) по устаревшим программам, что никак не способствовало решению экономических проблем в стране. Главное препятствие выхода страны из затяжного экономического кризиса - это нехватка менеджеров-управленцев (в России ежегодно выпускается экономистов-менеджеров около 5 тыс. чел, а в США - около 120 тыс. чел.). При этом под всеобщим непрерывным экономическим образованием не должны пониматься модернизация неактуальных учебных программ, запоминание бесполезных «умных» слов и строительство новых учебных зданий. Автор в статье указывает, что число экономистов-менеджеров может определить только рынок труда, который является регулятором увеличивающего в геометрической прогрессии спроса. В статье предлагается приблизительное решение проблемы экономической осведомленности и финансового образования россиян. В ней указываются причины финансовой безграмотности и преимущества, возникающие в результате распространения экономического образования.

Ключевые слова: экономическое образование, финансовое образование, экономическая осведомленность, финансовая осведомленность, бизнес-образование, обучение в течение всей жизни, образовательные учреждения, экономические знания, экономический гражданин, экономическая безграмотность, благосостояние граждан.

ECONOMIC EDUCATION AS AN IMPORTANT ELEMENT OF DIGITAL SOCIETY

© 2020

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Bodyak Denis Aleksandrovich, undergraduate of the department Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail: den-bodjak@yandex.ru)

Abstract. The changes taking place in the country are reflected in the education system. Business education in Russia for over 30 years, but only in recent years, it began to meet the needs of society. The Western system of economic education, dominating in the mid-90s, could not replace the system of Soviet planning and economic education. At that time, invited experts from abroad were applying for mBa (MasterofBusinessAdministration) on outdated programs, which did not contribute to solving economic problems in the country. The main obstacle to the country's exit from the protracted economic crisis is the lack of managerial managers (about 5,000 people are graduated from economists and managers in Russia annually, and about 120,000 in the USA). At the same time, universal continuous economic education should not be understood as the modernization of irrelevant curricula, the memorization of useless "smart" words, and the construction of new educational buildings. The author in the article indicates that the number of economist managers can only be determined by the labor market, which is the regulator of demand that increases exponentially. The article proposes an approximate solution to the problem of economic awareness and financial education of Russians. It indicates the causes of financial illiteracy and the benefits arising from the spread of economic education.

Keywords: economic education, financial education, economic awareness, financial awareness, business education, lifelong learning, educational institutions, economic knowledge, economic citizen, economic illiteracy, welfare of citizens.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Большинство россиян не понимают основных экономических концепций и бессознательно принимают финансовые решения [1]. Автор считает, что пользование кредитными картами российских банков с процентной ставкой от 70 до 120% годовых - это явное проявление финансового безумия. Эта проблема особенно очевидна для жителей сельских поселений и малых городов. В то же время россияне считают, что их знания в области экономики и финансов находятся на среднем уровне и их приобретение крайне необходимо в повседневной жизни. Фактически же россияне не знают основы экономики, принципы функционирования банковской и налоговой систем и возможности приумножения и сохранения личного капитала. В обществе существует мнение, что люди, обладающие большими экономическими знаниям, зарабатывают деньги несправедливым, но законным способом (например, конверсия валюты во время эко-

номических кризисов 1998, 2008, 2014 годов, покупка акций на бирже на основе инсайдеровской информации, спекуляции недвижимым имуществом и т.д.). Поэтому большая часть россиян считают, что компетентность в этой области сможет улучшить их финансовое положение, и что каждый должен иметь хотя бы базовое финансовое образование [2]. Область, в которой россияне лучше всего оценивают свои знания - управление семейным бюджетом.

Автор делает несколько выводов о финансово-экономических знаниях россиян:

1. Уровень экономических знаний в российском обществе обусловлен относительно низкой степенью развития российской экономики по сравнению с развитыми странами.

2. Данная область знаний для людей является поистине дефицитной, что говорит о необходимости широкомасштабной образовательной деятельности.

3. Несмотря на то, что россияне убеждены в полезно-

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Bodyak Denis Aleksandrovich pedagogical

ECONOMIC EDUCATION AS AN IMPORTANT ... sciences

сти экономических знаний, они не до конца убеждены в этичности их применения. Постулат о том, что «не тяжкий труд, а мыслей ход определяют твой доход» многих приводит просто в бешенство.

4. Для мотивации образовательной деятельности, ведущей к повышению экономической осознанности необходимо демонстрировать явные преимущества более высокого уровня финансового интеллекта.

5. Для всех экономических образовательных программ основной задачей является представление знаний наиболее доступным способом [3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние годы в научных статьях, посвящённых различным вопросам всеобщего экономического образования, появилось несколько работ, описывающих векторы его развития. Вопросами экономического обучения людей, в том числе и на протяжении всей жизни занимались такие ученые, как: Н.А. Казакова, Т.И. Наседкина, Е.В. Евплова, Д.Н. Корнеев, А.В. Федосеев, Л.С. Мурыгина, Я.М. Борисенко, Л.А. Сундеева, Е.В. Осадчикова, Т.Ш. Абдыров, Р.Д. Тулеев, М.Г. Сергеева, И.Н. Санникова, В.М. Соколинский, Т.В. Соколинская, А.В. Могилев, О.И. Лаврушин,

Казакова Н.А., Наседкина Т.И. говорят о востребованных экономических специальностях в рыночной экономике: финансовый аналитик, антикризисный управляющий и маркетолог [4]. Евплова Е.В., Корнеев Д.Н., Федосеев А.В., Мурыгина Л.С., Борисенко Я.М. опровергают общественное мнение о том, что в экономическом вузе легко учиться, а затем легко получить высокооплачиваемую работу [5]. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. считают, что при подборе компетенций для выпускника-экономиста необходимо учитывать мнение практиков [6]. Абдыров Т.Ш., Тулеев Р.Д. считают, что из-за динамичного развития цифровой экономики некоторые фундаментальные экономические знания быстро становятся неактуальными и требуется их постоянное обновление [7]. Сергеева М.Г. говорит о том, что проблемам непрерывного экономического образования со стороны государства не уделяется должного внимания, а без него невозможен технический прогресс и создание частной социальной инфраструктуры [8]. Санникова И.Н. делает вывод о формальности обучения финансам, бухгалтерскому учёту и другим экономическим дисциплинам по причине необходимости соблюдения коммерческой тайны со стороны будущих работодателей, а также отсутствия тесной связи между студентами-экономистами и финансово-экономической службой российских корпораций [9]. Соколинский В.М., Соколинская Т.В. считают, что студентов нужно учить не механическому запоминанию, а «объёмному экономическому мышлению» [10]. Могилев А.В. считает, что недостаток экономических знаний у партийных руководителей привел к распаду СССР, а современное российское экономическое образование зашло в тупик из-за отсутствия массовых экономических компетенций у молодёжи [11]. Лаврушин О.И. говорит о снижении качества подготовки будущих экономистов в вузах страны из-за покупки рефератов, курсовых и дипломных работ, использования электронных шпаргалок и отсутствия системы стимулирования повышения уровня квалификации преподавателей [12].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в том, чтобы с позиции непрерывного обучения обосновать необходимость повышения всеобщей экономической осведомлённости. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- определить принципы реализации концепции непрерывного экономического образования;

- выявить преимущества экономической осведомлённости граждан.

Изложение основного материала исследования с

полным обоснованием полученных научных результатов. Финансово-экономическая осведомлённость россиян - это экономическое мышление, необходимое для принятие рациональный решений, способствующих росту личного благосостояния. Современные базовые финансовые знания являются одной из базовых цивили-зационных компетенций и важной составляющей интеллектуального капитала современного человека, и имеет существенное влияние на качество жизни [13]. Процесс экономического образования (грамотности) приводит к появлению «экономического гражданина», который в полной мере реализует свои финансовые и социальные способности и имеет наиболее сильное чувство собственного достоинства.

Финансово-экономические знания сфокусированы на управлении деньгами (сбережение, инвестирование, страхование и бюджетирование) и на понимании взаимосвязи между экономическими условиями и решениями, принимаемыми людьми при управлении домашними хозяйствами.

Автор выделяет несколько причин низкого уровня экономического интеллекта российских граждан:

1. Экономика не является средством общения между людьми из-за наследия советского прошлого.

2. Для того чтобы достичь высокого уровня общих экономический знаний требуется много практики и образовательной поддержки [14].

3. Экономика ложно проста, потому что экономические публичные дискуссии обычно проводятся СМИ очень доступно без методологического аппарата, которой стоит за экономическими закономерностями [15]. Это создаёт у людей ложное впечатление понимания сложный экономических процессов.

4. Люди всегда предпочитают прямые и простые решения своих финансовых проблем, что делает их очень восприимчивыми к манипулированию (вера в обещание огромных процентов годовых по вкладам в потребительские кооперативы).

5. Высокий уровень экономической осведомлённости в обществе будет препятствовать жизни политиков и банкиров и ограничивать возможности использования экономического популизма и демагогии.

У граждан в результате повышения экономической осведомлённости о жизни в цифровом обществе возникает несколько преимуществ:

1. Возможность извлекать выгоды на реальных, трудовых и финансовых рынках более эффективным образом (например, безопасное заключение финансовых сделок).

2. Возможность поиска и использования рыночных возможностей, увеличение производительности собственного труда и получение лучших результатов в экономической деятельности (например, управление собственной доходной недвижимостью) [16].

3. Больший объем индивидуальной свободы и возможностей, что приводит к снижению социальных затрат государства на поддержание минимального уровня жизни своих граждан. Уровень экономических знаний человека напрямую коррелирует с включением его в мировую финансовую систему [17-21].

4. Экономическое образование повышает рациональность решений в области инвестирования и побуждает желание продолжать обучение на протяжении всей жизни.

5. Более экономически образованные семьи лучше управляют своими доходами и распределяют ресурсы между сбережением и расходованием, лучше подготовлены к неожиданным негативным событиями и лучше справляются с экономическими вызовами современности (например, резкое падение уровня жизни после выхода на пенсию).

6. Повышение финансовой стабильности семей через большую компетентность в управлении экономическим риском (например, покупка строящейся недвижимости

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич, Бодяк Денис Александрович ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ...

только у добросовестного застройщика).

7. Повышение экономический компетенций отдельных граждан приводит к увеличению занятости, частных инвестиций и предпринимательству, что ведёт к экономическому росту.

8. Повышение экономической грамотности выравнивает потенциальные возможности людей из разных классов и обеспечивает социальную сплочённость общества, предотвращает социальную изоляцию и повышает способности людей справляться с ситуацией на рынке труда (например, накопления 6-ти месячной заработной платы позволяют легко пережить отсутствие работы любому человеку).

Основным преимуществом всеобщего экономического образования должно быть развитие способности проводить рациональный и объективный анализ экономических явлений и основывать на нём свои решения

[22]. Сегодня экономические знания многих людей неадекватны сложности окружающей их экономической действительности и рационального функционирования в ней (многочисленные банкротства физических лиц).

Автор выделяет ряд принципов для эффективной реализации национальных стратегий финансового образования россиян:

1. Финансово-экономическое образование должно активно поддерживаться государством и быть доступным на постоянной основе на протяжении всей жизни

[23].

2. Образовательные программы такого образования должны быть тщательно адаптированы к конкретным потребностям людей (например, бессмысленно учить человека играть на бирже на последние деньги, так как он точно проиграет). Поэтому требует выявить текущее состояние финансовой грамотности граждан с целью выявления тех проблем, где недостаточность экономических знаний является самой актуальной.

3. Россияне должны получать знания по финансово-экономическим вопросам как можно раньше, поэтому министерство образования должно обязать школы включать в свои учебные программы «личную финансовую грамотность» в качестве обязательной учебной дисциплины.

4. Программы экономической грамотности должны включать общедоступные инструменты (кредиты, депозиты, способы создания активов и сбережений, спекулятивные операции), позволяющие обучающимся осознать необходимость расширения своей осведомлённости по экономическим вопросами и снизить финансовые риски.

5. Экономические знания должны предоставляться людям на беспристрастной, справедливой и прозрачной основе без манипулирования их доверием (например, предлагать вступить в финансовую пирамиду).

6. Преподаватели, реализующие программы финансово-экономического обучения, должны иметь соответствующую подготовку и успешный личный практический опыт в финансовой сфере [24].

7. Следует поощрять обмен передовым опытом на национальном уровне между образовательными организациями через конференции и симпозиумы.

8. Компании, предлагающие программы финансовой грамотности, должны получать государственную лицензию на свою деятельность и периодически оцениваться.

Сегодня в преподавании экономики доминирует подход - «мыслить, как экономист». По-мнению автора, необходим совершенно другой подход - «обучение на опыте», который формирует не только знания, но и установки и навыки принятия рациональных решений.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Экономическая бессознательность - это самое опасное для людей явление в цифровой экономике, потому что экономические решения принимаются постоянно всеми каждый день. Последствия финансовых кризисов (риск увольнения с работы задним числом, распродажа своего имущества

из-за долгов и кредитная несостоятельность) выявляют недостаточную финансово-экономическую осведомлённость россиян. Это выражается в неоптимальном распределении полученных доходов между сбережением и потреблением (в пользу последнего) и в чрезмерных, и ничем не обоснованных долговых обязательствах. Экономические события во втором десятилетии 21-го века говорят о потребности в универсальном и системном всеобщем экономическом образовании [25]. Навыки, отношения и способность принимать обоснованные экономические решения - это важнейший компонент человеческого капитала. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Суходолов А.П. Экономическое образование России и региона: ответ на модернизационные вызовы середины ХХ века / А.П. Суходолов, Д.Я. Майдачевский // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27. - № 2. - С. 123-130.

2. Озерникова Т.Г. Качество образования - приоритет развития университета / Т.Г. Озерникова, Т.А. Бутакова//Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25. - № 2. - С. 196-205.

3. Суходолов А.П. Экономическое образование России и региона: ответ на модернизационные вызовы середины ХХ века / А.П. Суходолов, Д.Я. Майдачевский // Известия Байкальского государ-ственногоуниверситета. - 2017. - Т. 27. - № 1. - С. 5-10.

4. Казакова Н.А. О перспективных направлениях в экономическом образовании / Н.А. Казакова, Т.И. Наседкина // Дизайн и технологии. - 2010. - № 18 (60). - С. 73-79.

5. Евплова Е.В. Проблемы и перспективы экономического образования в России / Е.В. Евплова, Д.Н. Корнеев, А.В. Федосеев, Л.С. Мурыгина, Я.М. Борисенко //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 4 (25). - С. 101-104.

6. Сундеева Л.А. Влияние профессионального стандарта на процесс обучения бакалавров экономического направления /Л.А. Сундеева, Е.В. Осадчикова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 144-146.

7. Абдыров Т.Ш. Проблемы экономического образования в вузах о внедрении компетентностного подхода в экономическом образовании / Т.Ш. Абдыров, Р.Д. Тулеев // Экономика. Управление. Образование. -2015. - № 1. - С. 27-37.

8. Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование в условиях паритетности образования и экономики в обновляющейся России /М.Г. Сергеева // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2011. - № 5. - С. 117-126.

9. Санникова И.Н. Университет - центр непрерывной системы образования (на примере экономического образования) / И.Н. Санникова //Интеграция образования. - 2006. - № 2 (43). - С. 153-160.

10. Соколинский В.М. Экономическое образование в век информации: некоторые аспекты / В.М. Соколинский, Т.В. Соколинская // В сборнике: Организационные структуры «экономики знаний» Сб. науч. тр. Сер. «Методологические проблемы развития науки и техники» Центр науч.-информ. исслед. по науке, образованию и технологиям; Отв. ред. Пястолов С.М., МОСКВА, 2010. - С. 134-145.

11. Могилев А.В. Общее экономическое образование для инновационной экономики /А.В. Могилев //Народное образование. - 2010. - № 10 (1403). - С. 207-210.

12. Лаврушин О.И. К вопросу о модернизации финансово-экономического образования / О.И. Лаврушин // Деньги и кредит. - 2011. - № 3. - С. 14-18.

13. Балашова М.А. Интеллектуальный капитал: сущность, способы измерения, критика источник / М.А. Балашова // Baikal Research Journal. - 2014. - № 1. - С. 22-22.

14. Озерникова Т.Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе / Т.Г. Озерникова, О.Н. Пензина //Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9. - № 1. -DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11.

15. Красноярова О.В. Новые медиаплатформы: принципы функционирования и классификация / О.В. Красноярова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 1. - С. 45-57. - DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(1).45-57.

16. Анохов И.В. Игровой аспект экономики //Известия иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 2(88) - С. 5-9.

17. Музычук Т.Л. Образовательная мобильность студентов региональных вузов России / Т.Л. Музычук, И.В. Анохов, В.А. Зыкова // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. -2018. - Т. 28. - № 4. - С. 472-482.

18. Гордеева Д.С. К проблеме эколого-экономической направле-правленности профессионального образования // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 21-24.

19. Klinkov G.T. Specificity of training for professional development of teachers in economic specialties based on foreign experience // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 22-25.

20. Кондаурова И.К., Батаргалиева А.Б. Педагогические условия формирования финансовой грамотности учащихся 5-6 классов // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 23-25.

21. Klinkov G.T. Икономическото знание като образователна ре-алност //Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 15-17.

22. Баева О.Н. Обучение персонала в малом бизнесе: проблемы и возможные решения (мнение предпринимателей) / О.Н. Баева, Д.И.

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Bodyak Denis Aleksandrovich ECONOMIC EDUCATION AS AN IMPORTANT ...

pedagogical sciences

Хлебович // Российское предпринимательство. — 2014. — № 12 (258).

— С. 123-134.

23. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России / Тагаров Б.Ж. //Креативная экономика. — 2018.

— Т. 12. — № 8. — С. 1201-1212.

24. Кондрацкая Т.А. Формирование навыков построения детерминированных моделей / Т.А. Кондрацкая //Бизнес. Образование. Право.

— 2018. — № 2 (43). — С. 365-369.

25. Казарина Л.А. Тенденции и проблемы развития российской академической науки в современных условиях / Л.А. Казарина, М.В. Казарина //Бизнес. Образование. Право. — 2018. — № 2 (43). — С. 130134.

Статья поступила в редакцию 22.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.