Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАТРАТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАТРАТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКИ / ВОДООТВЕДЕНИЕ / ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / НАИЛУЧШИЕ ДОСТУПНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Бычкова М. А.

Показано влияние очищенных сточных вод, сбрасываемых коммунальными системами водоотведения городов центральной части Свердловской области на состояние рек. Предложен механизм экономического стимулирования деятельности коммунальных предприятий по модернизации очистных сооружений с использованием наилучших доступных технологий очистки городских сточных вод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Бычкова М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАТРАТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ»

2. Зелинская М.В., Артемова Е.И., Коваленко Л.В. Государственное регулирование экономики. Учебное пособие / Краснодар: КуБГАУ, 2016. -196 с.

3. Лапустина М.Г. Предпринимательство. ИНФРА-М, 2008.- 316 с.

4. Зелинская М.В. Подходы к подбору персонала в России и за рубежом. В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 5-ой Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. - 2015. - С. 80-82.

Бычкова М.А. студент ВШЭМ Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина Долженко Л.А., к.техн.н. научный руководитель, доцент Россия, г. Екатеринбург ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАТРАТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ КОММУНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ВОДООТВЕДЕНИЯ

Аннотация: показано влияние очищенных сточных вод, сбрасываемых коммунальными системами водоотведения городов центральной части Свердловской области на состояние рек. Предложен механизм экономического стимулирования деятельности коммунальных предприятий по модернизации очистных сооружений с использованием наилучших доступных технологий очистки городских сточных вод.

Ключевые слова: реки, водоотведение, очистные сооружения, наилучшие доступные технологии, экономическое стимулирование.

Развитие городов неизбежно связанно с загрязнением окружающей среды: атмосферного воздуха, почвы и водоемов. Хозяйственно-бытовые сточные воды образуются в каждом населенном пункте и собираются с помощью коммунальной системы водоотведения. В связи с чем, возникают проблемы социального, экономического, экологического характера в каждом населенном пункте. Загрязнение окружающей среды и вопросы экономики и управления природоохранной деятельностью регионов не всегда находят свое научное обоснование. Проблема эффективности вложений в природоохранную область одна из важных задач, определяющих перспективы инновационного развития государств и регионов.

Коммунальные системы водоотведения принимают хозяйственно-бытовые сточные воды загрязненные, в основном, биогенными (органикой (БПКп), соединениями фосфора и азота) и взвешенными веществами. По данным Государственного доклада об охране окружающей среды по Свердловской области (2013) 52 из 381 городских очистных сооружений коммунального водоотведения сбрасывают недоочищенные сточные воды,

что вызывает эвтрофикацию (зарастание) рек. Такой результат приводит к ухудшению качества природных вод, которыми пользуется население Свердловской области для водоснабжения и отдыха. Основные причины ненормативной работы очистных сооружений: полный физический износ оборудования; несвоевременный ремонт и замена выходящего из строя оборудования; отсутствие узлов доочистки сточных вод; нарушение регламента эксплуатации.

При сбросе недоочищенных сточных вод финансовое положение коммунальных предприятий ухудшается в связи с повышением размеров платежей за ущерб, наносимый водоемам, а для улучшения качества воды водоемов необходимо инновационное развитие очистных сооружений. Установить равновесие между социально - экологической проблемой чистой воды и модернизацией коммунального хозяйства, можно только экономическими рычагами. Актуальность задачи данного проекта состоит в разработке механизма стимулирования коммунальных систем водоотведения для улучшения состояния водных ресурсов с помощью экономических расчетов.

Целью исследования является экономический анализ и обоснование затрат на модернизацию очистных сооружений коммунальных систем, результатом эффективной работы которых является сохранение здоровья населения, вследствие улучшения качества водных ресурсов.

Объектом исследования являются очистные сооружения систем коммунального водоотведения городов Свердловской области. Для анализа работы городских очистных сооружений были выбраны города с численностью населения от 13,8 тыс. человек до 208,7 тыс. человек, расположенные в густонаселенной части Свердловской области и сбрасывающие очищенные сточные воды в разные бассейны рек: Туры, Тавды, Исети, Пышмы (бассейн Оби-Карского моря), Чусовой, Уфы (бассейн Волги-Каспийского моря). Все перечисленные водные объекты испытывают высокую антропогенную нагрузку, обуславливающую неудовлетворительное качество воды в них [1] (Табл.1).

Таблица 1

Город Водоем для сброса сточных вод Категория водоема Оценка качества воды

Арамиль р. Исеть (бассейн Оби) рыбохозяйственный 4 кл «грязная»

Каменск-Уральский р. Исеть (бассейн Оби) рыбохозяйственный 4 кл «грязная»

Артемовский р. Бобровка бассейне реки Туры рыбохозяйственный 4 кл «грязная»

Ревда река Ревда, притока Камы - р. Чусовой рыбохозяйственный 4 кл «грязная»

Полевской реку Северушка, притока Камы - р. Чусовой рыбохозяйственный 4 кл «грязная»

Предметом исследования является оценка эколого-экономической эффективности работы очистных сооружений. Информационную основу исследования составили нормативные документы Российской Федерации, Государственный доклад, статистические данные Государственного комитета по охране окружающей природной среды Российской Федерации, Генеральные планы развития городов Ревда, Арамиль, Артемовский, Полевской и комплексная экологическая программа города Каменск-Уральского. Анализ технологической схемы очистки городских сточных вод по рассматриваемым городам показал, что качество очищенных сточных вод не удовлетворяет нормативам [3]. Для соблюдения нормативно допустимого сброса (НДС) рыбохозяйственных водоемов и сохранения окружающей среды практически по всем рассмотренным объектам коммунального водоотведения требуются модернизация с внедрением наилучшей доступной технологии НДТ-8, которая включает глубокую биологическую очистку с удалением биогенных элементов (азота, фосфора) с доочисткой на фильтрующих и сорбционных сооружениях [4].

В результате анализа существующих методик оценки ущерба водным ресурсам от очистных сооружений коммунального водоотведения и возможностью получения доступной информации для экономического анализа, была выбрана методика расчета величины предотвращенного ущерба. Она измеряется разностью оценок экономического ущерба от загрязнения окружающей среды до и после проведения природозащитных мероприятий. Норматив платы за сброс загрязняющих веществ в природные водоемы, представляет собой часть величины годового удельного экономического ущерба, который возмещает затраты на предотвращение воздействия загрязняющих веществ на реципиентов и достижение допустимого уровня сбросов. Нормативы платы за сбросы загрязняющих веществ по различным ингредиентам определены как произведение нормативов платы на показатель относительной опасности каждого конкретного ингредиента, который является величиной, обратной ПДК. Задачи платежей заключаются в стимулировании коммунальных предприятий на выполнение природоохранных норм и правил, доведении сбросов вредных веществ до допустимых размеров, а также аккумулирование дополнительных средств на проведение природоохранной деятельности.

В соответствие с нормативах платы за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, эколого-экономический расчет основывается на общей плате за загрязнение поверхностных и подземных объектов [6]. Для оценки коммунальных сточных вод приняты следующие показатели качества: органические вещества по БПКп, взвешенные вещества, азот аммонийный, нитратов и нитритов, и фосфор фосфатов. Концентрация загрязнений принимаем по установленным сбросам по классификатору наилучших доступных технологий (НДТ), обеспечивающих инновационные

решения в области очистки сточных вод. В результате анализа схем водоотведения рассматриваемых городов, были определены концентрации загрязнений сточных вод, сбрасываемых в водоемы Свердловской области городскими очистными сооружениями.

Эколого - экономический расчет платы за сброс предприятий коммунального водоотведения городов центральной части Свердловской области позволил определить величину ущерба, наносимого рекам рыбохозяйственного водопользования при сбросе очищенных сточных вод при существующих технологиях очистки. Для того чтобы минимизировать затраты за ущерб, а так же уменьшить вред окружающей среде, необходимо модернизировать очистные сооружения до НДТ-8(глубокая биологическая очистка от биогенных веществ с доочисткой). Затраты на модернизацию очистных сооружений систем коммунального водоотведения были определены в результате анализа стоимости жизненного цикла LCC (Life cycle cost) очистных сооружений. Такой инструмент широко применяется за рубежом и позволяет сократить убытки и увеличить энергоэффективность большинства типов инженерных систем. Результаты приведены в табл.1.

Таблица 2

Город Снижение платы за сброс, Млн. руб/год Затраты на модернизацию, млн. руб Срок оккупаемости

Ревда 7,7 14 1,8

Арамиль 0,8 1,5 1,8

Артемовский 3,4 6 1,8

Каменск-Уральский 20,8 37 1,8

Полевской 1,08 2 1,8

Расчеты показали, что использование платы за предотвращенный ущерб водным ресурсам для инновационного развития очистных сооружений коммунального водоотведения позволит провести модернизацию сооружений за 2 года. Сопоставив затраты на превышение сбросов и затраты на модернизацию очистных сооружений коммунальных систем водоотведения, сделано обоснование затрат на инновационное развитие очистных сооружений коммунальных систем, направленных на снижение сбросов загрязняющих веществ.

Полученные результаты исследований подтвердили возможность оздоровления водоемов и сохранения здоровья населения Свердловской области с помощью предлагаемого механизма экономического стимулирования деятельности коммунальных предприятий по модернизации очистных сооружений, однако такой подход будет справедлив и для других районов России. Снижение величины предотвращенного ущерба от загрязнения окружающей среды будет способствовать устойчивому развитию общества и позволит поддержать стабильность правового и финансово-экономического климата государства.

Использованные источники: 1. http://www.mprso.ru/novosti/1001-gosudarstvennyi-doklad-o-sostoyanii-i-ob-

ohrane-okruzhaiuschei-sredy-sverdlovskoi-oblasti-v-2013-godu Государственный доклад " О состоянии и об охране окружающей среды Свердловской области в 2013 году». Екатеринбург, 2014.

2. Голованов Е.Б. Экономика природопользования: текст лекций / Е.Б. Голованов - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009 - 138 с.

3. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 г. № 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»

4. Долженко Л.А. Обоснование выбора схем очистки сточных вод для станций малой производительности // «Строительство-2014» Проблемы и перспективы развития современных инженерно - экологических систем: Материалы международной научно-практической конференции.- Ростов н/Д: РГСУ,2014. 247-249

5. Боравский Б.В. Роль и место НДТ в российском нормативном поле // Контроль качества продукции. - 2014, №06. - С. 22-24.

6. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42740/ Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (ред. от 24.12.2014) "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления"

7. Долженко Л.А. Ретехнологизация биореакторов для очистки сточных вод малых городов// Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии. Сборник статей XVIII Международной научно-практической конференции/ МНИЦ ПГСХА.- Пенза: РИО ПГСХА, 2016. С.27-31

Ваганова О.Е., к. э. н.

доцент

кафедра бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита ФГБО УВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Россия, г. Саратов ПРИНЦИПЫ И КРИТЕРИИ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ ЖИЛИЩНОГО

СТРОИТЕЛЬСТВА В Российской Федерации бюджетные средства используются учреждениями-бюджетополучателями для реализации различных программ и проектов [2, с.164]. На сегодняшний день в Российской Федерации на стадии реализации на различных стадиях осуществляются сотни разномасштабных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.