Научная статья на тему 'Экономическое обоснование требуемого уровня безотказности строительных констру кций'

Экономическое обоснование требуемого уровня безотказности строительных констру кций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
68
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Насонова С.С., Семенец С.Н., Орехов Ю.А.

Предлагается общая методика определения необходимого уровня безотказности строительных конструкций, находящихся в эксплуатации. Представленная методика легко внедряется на практике и может быть полезной при разработке экономически эффективных систем технического обслуживания и ремонтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое обоснование требуемого уровня безотказности строительных констру кций»

УДК 624.953.014.2.004.15

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕБУЕМОГО УРОВНЯ БЕЗОТКАЗНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУ

КЦИЙ

С. С. Насонова, к.т.н., доц., С. Н. Семенец, к.т.н., доц., Ю. А. Орехов, студ.

Постановка проблемы. В настоящее время значительная часть строительных конструкций, находящихся в эксплуатации на территории Украины и других стран СНГ, имеют срок службы, существенно превышающий нормативный, и находятся в стадии активного физического износа. В связи с этим в последние годы в значительной мере повысился фактический риск отказов указанных объектов и, тем самым, возросла роль фактора своевременного и эффективного восстановления их работоспособности в процессе эксплуатации [1]. Все это требует уточнения действующих нормативных документов по эксплуатации строительных сооружений в части сроков ревизий их технического состояния, что связано с разработкой новых моделей и методов управления эксплуатационной надежностью в условиях физического износа. Соответствующие вопросы особенно актуальны применительно к конструкциям, относящимся к сооружениям высокой степени ответственности, для которых обеспечение надежности имеет решающее значение [2-4].

Основной материал. Задача оптимального управления эксплуатационной надежностью конструкции в общем случае может быть сформулирована в виде следующей модели:

F (Q,U,T opt; Q(r,N,e,U,t)е (Q*};

U е {U'},t е T, (1)

где F(^'U'T) - некоторый функционал, характеризующий эффективность конструкции;

Q , } - соответственно, мера надежности и область ее допустимых значений;

U , {U } - соответственно, алгоритм управления надежностью и класс допустимых алгоритмов, называемый далее ресурсом управления;

T - заданный срок эксплуатации;

г , N - соответственно, проектные параметры и параметры нагружения конструкции;

® - накопленная за время t совокупность дефектов и повреждений.

В задаче (1) требуется из всех допустимых алгоритмов управления, обеспечивающих надежность конструкции на протяжении времени T , выбрать такой, который оптимизирует функционал F .

Заметим, что надежность - это внутреннее свойство конструкции, столь же фундаментальное, как, например, ее прочность или устойчивость [5]. Данное свойство закладывается на стадии проектирования посредством соответствующих расчетов (обычно по методу предельных состояний) и обеспечивается в период эксплуатации на основе действующей системы технического обслуживания и ремонтов. Управление надежностью рассматривается как процесс организации таких целенаправленных воздействий на конструкцию, которые ориентированы на обеспечение ее работоспособности. Соответственно под алгоритмом управления надежностью понимается определенный план-график проведения периодических ревизий технического состояния конструкции (ревизия состоит в диагностике технического состояния объекта и производстве, в случае необходимости, соответствующих ремонтно-восстановительных мероприятий). Под ресурсом управления понимается совокупность методов технической диагностики и способов восстановления работоспособности данного объекта, отвечающих проектной документации и действующим инструкциям по эксплуатации. Цель управления заключается в том, чтобы не допустить отказ (переход из работоспособного состояния в

неработоспособное) конструкции на протяжении всего срока эксплуатации .

Применительно к строительным сооружениям целесообразно различать два основных типа отказов, которые условно назовем отказами 1-го и 2-го рода. К первому типу относятся отказы, связанные с наступлением предельных состояний конструкции, вследствие накопления в ней недопустимой совокупности необратимых повреждений. Ко второму типу относятся отказы, которые обусловлены развитием в конструкции недопустимых локальных повреждений, что приводит к нарушению нормального режима ее функционирования. В случае отказа 1-го рода конструкция либо отбраковывается (если ее восстановление невозможно или нецелесообразно), либо производится капитальный ремонт. В случае отказа 2-го рода имеющиеся повреждения могут быть устранены без капитального ремонта в рамках действующей системы технического обслуживания и ремонтов.

К важнейшим показателям надежности строительных конструкций относятся вероятность ненаступления ПС

(вероятность того, что на протяжении рассматриваемого периода эксплуатации не наступит ни одно из возможных

предельных состояний конструкции) и вероятность безотказной работы (вероятность того, что на протяжении

рассматриваемого периода эксплуатации конструкция будет находиться в работоспособном состоянии). Если первый из этих показателей характеризует степень необратимого физического износа и является вероятностной мерой безопасности конструкции, то второй позволяет дать комплексную оценку ее технического состояния. Значения данных показателей в тот или иной момент времени зависят от проектных параметров конструкции, режимов и условий ее эксплуатации, накопленных дефектов и повреждений, а также стратегии восстановления. Формализация указанных вероятностей для

того или иного класса конструкций производится на основе фактических данных, получаемых по результатам натурных обследований [3].

Ниже рассматривается важный частный случай задачи (1), когда надежность конструкции в текущий момент времени

? оценивается вероятностью ее безотказной работы Р(?), а срок эксплуатации Т равен нормативному Т° . Соответствующая модель управления эксплуатационной надежностью имеет вид:

Р (Р ,и, Т° орХ;

Р (Р )> Р •;

и е и*,? е Т°, (2)

где Р - минимально допустимое значение вероятности безотказной работы, называемое далее требуемым уровнем безотказности конструкции в период эксплуатации.

Решение задачи (2) заключается в разработке такого плана-графика ревизий технического состояния конструкции,

который доставляет показателю эффективности Р оптимальное значение при заданном уровне безотказности Р .

Р (?) Р (?)

Рисунок 1 демонстрирует типовые траектории изменения вероятностей псУ- ' и в процессе эксплуатации

р*

конструкции при заданной величине Р , а также соответствующую очередность ремонтов.

Очевидно, что значение Р , определяющее в модели (2) требуемый уровень безотказности конструкции, существенно влияет на стратегию и стоимость диагностических и ремонтно-восстановительных мероприятий, производимых в

процессе эксплуатации. Кроме того, от значения Р зависит величина дохода при безотказной работе и размер ущерба от

гипотетических отказов конструкции. Тем самым, выбор значения Р не должен осуществляться чисто субъективно, как это обычно и делается в современной практике при разработке систем технического обслуживания и ремонтов, но требует научного обоснования. Далее в статье предлагается общая методика определения требуемого уровня безотказности строительных конструкций, находящихся в эксплуатации, исходя из экономических соображений.

Рис. 1. Изменение показателей надежности конструкции в процессе эксплуатации ( и - вероятности ненаступления ПС и безотказной работы с учетом восстановления; ----те же вероятности без учета восстановления; ? - текущий ремонт).

Т

Ожидаемую прибыль от нормальной работы конструкции на протяжении срока эксплуатации ° можно найти по следующей формуле:

Ь(Р,Т° ) = Б(Р ,Т°)-1 (Р ,Т°)-С (Р,Т°), (3)

где ^(Р,Т°) , ^(Р,Т°), С(Р,Т°) - соответственно ожидаемый доход при безотказной работе, ожидаемый ущерб от

Т

гипотетических отказов и ожидаемые затраты на техническое обслуживание конструкции на протяжении времени ° .

Доход и ущерб в (3) определим согласно [6] следующими соотношениями:

То

£(Р, Т )= | аР (? )й

(4)

(5)

где - прогнозируемая (в начале эксплуатации) величина ежегодного дохода при отсутствии отказа; - прогнозируемая величина ущерба от гипотетического отказа.

Зависимость затрат на техническое обслуживание конструкции от срока ее эксплуатации и вероятности безотказной работы представим в виде следующей модели:

, (6)

где - годовые затраты на обеспечение эксплуатационной надежности конструкции на уровне , определяемые по формуле:

; (7)

- сумма годовых отчислений на обеспечение эксплуатационной надежности конструкции, предусмотренная действующей системой технического обслуживания и ремонтов;

- коэффициент, учитывающий в затратах на техническое обслуживание конструкции требуемый уровень

безотказности:

Р, Т

3 - вероятность ненаступления ПС конструкции за время °

Р,

к =

(1 - рг р*

Р3 (1 - Р) .

Заметим, что оценка вероятности "3 в (8) может быть как фактической (получаемой по данным натурных обследований конструкции), так и прогнозной (определяемой на основе расчетов по соответствующим прогнозным

Р' = °

моделям). Кроме того, следует отметить следующие свойства модели (6):

: С = °

при значениях

техническое обслуживание конструкции в процессе эксплуатации вообще не производится);

. С = да

(случай, когда

Р' = 1 , при (случай,

когда средства на техническое обслуживание не считают);

С = СТ°

при

Р* = Рг

(случай, когда техническое

обслуживание производится с целью поддержания проектного уровня надежности конструкции). Очевидно, что интеграл

I = IР (?

(9)

Т

в условиях управления надежностью зависит не только от значения ° , но и от фактора восстановления, а значит от величины Р . Можно показать, что

1(Р )« Т°

( Рг - Р ^ 1 —3-

(1°)

Т

С учетом соотношений (4)...(1°) функцию прибыли от эксплуатации конструкции на протяжении времени ° при заданном уровне безотказности Р можно записать следующим образом:

¿(р' ,Т° )= (а + Ь)

1-

Рг - Р

С (1 - Р, У

Т° - ЬТ° - -т-г

° ° Рг (1 - Р*)

Т

(11)

Дифференцируя эту функцию по Р и приравнивая нулю полученную первую производную, получаем следующее

р*

квадратное уравнение относительно Р :

(а + Ь)(1 - Р' )2 - р = °

где ^ определяется по формуле:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2СИ (1 - Р, )

(12)

Р = -

Рг

(13)

Корни данного уравнения имеют следующий вид:

(14)

Можно показать, что вторая производная функции (11) по отрицательна для всех . Это значит, что доход,

получаемый от нормальной работы конструкции на протяжении времени , достигает своего максимального значения

при . Тем самым экономически рациональный уровень обеспечения безотказности конструкции на протяжении

нормативного срока эксплуатации может быть найден по формуле

. (15)

Для строительных конструкций высокой степенью ответственности величина обычно значительно превосходит .

Поэтому для таких объектов решающее значение при выборе рационального уровня безотказности имеют значения

и , а также оценка вероятности . Кроме того, учитывая (7) заметим, что экономически оправданная сумма ежегодных отчислений на содержание конструкции равна

2

2

Ю<р/ =

(1 - р У:Р, к (1 - с)

Сп

Практическое применение модели (15) для решения задач обеспечения надежности того или иного типа строительных

ь с Р

конструкций требует надлежащей оценки значений параметров а , ь , п и 1 в условиях конкретной эксплуатационной ситуации. Такую оценку можно дать на основе действующих нормативных документов, например [7-10], а также фактических данных натурных обследований и данных о финансовой деятельности предприятий, эксплуатирующих конструкции рассматриваемого типа.

Р *

Рассмотрим изложенную методику определения величины ор' на примере стальных вертикальных цилиндрических резервуаров для хранения нефтепродуктов. Для таких объектов, относящимся к сооружениям 1 и 2-го класса

Т

ответственности, в условиях правильной организации системы технического обслуживания и ремонтов имеем: 0 =20 лет;

Р =0,9992...0,9999; а =(0,15...0,2) Со ; ъ =100 Со ; Сп =0,05 Со; С - проектная стоимость резервуара. Подставляя приведенные выше значения исходных данных в формулы (13) и (15) получаем:

Р *

ор' =0,9991.0,9996.

Приведенные результаты показывают, что риск отказов нефтяных резервуаров на протяжении нормативного срока эксплуатации не должен превышать величины, лежащей в диапазоне значений 4 ? 10-4...9 ? 10-4, что необходимо учитывать при разработке систем технического обслуживания и ремонтов этих сооружений.

Выводы. Предложенная выше методика определения требуемого уровня безотказности может быть использована при разработке экономически эффективных систем технического обслуживания и ремонтов строительных конструкций, а также в других задачах обеспечения надежности этих объектов в процессе эксплуатации. Практическое применение модели (15) для назначения минимально допустимого уровня безотказности того или иного класса конструкций (или

ь с Р

отдельно взятой конструкции) требует адекватной оценки величин а , ь , п и 1 для аналогичных объектов, находившихся (или еще находящихся) в эксплуатации, что обычно не вызывает принципиальных затруднений.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Перельмутер А. В. Избранные проблемы надежности и безопасности строительных конструкций. - К: УкрНИИпроектстальконструкция, 1999. - 212 с.

2. Егоров Е. А. Исследования и методы расчетной оценки прочности, устойчивости и остаточного ресурса стальных резервуаров, находящихся в эксплуатации. - Днепропетровск: Навчальна книга, 2002. - 95 с.

3. Егоров Е. А., Семенец С. С. Систематизация фактора восстановления в моделях эксплуатационного состояния нефтяных резервуаров //Вюник ПДАБА. - 2006, № 2 - С. 10-18.

4. Болотин В. В. Ресурс машин и конструкций. - М: Машиностроение, 1990. - 448 с.

5. Капур К., Ламберсон Л. Надежность и проектирование систем / Пер. с англ. - М: Мир, 1980. - 604 с.

6. Аугусти Г., Баратта А., Кашиати Ф. Вероятностные методы в строительном проектировании / Пер. с англ. - М: Стройиздат, 1988. - 584 с.

7. СНиП 2.01.07-85. Нагрузки и воздействия. - М: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 36 с.

8. СНиП 3.03.01-87. Несущие и ограждающие конструкции. - М: ЦИТП Госстроя СССР, 1988, 96 с.

9. ДБН 362-92. Оцшка техшчного стану сталевих конструкцш виробничих будiвель i споруд, що знаходяться в експлуатаци /Держбуд Украши. - К.: Укрнафтопродукт, 1995. - 46 с.

10. СНиП 11-23-81. Стальные конструкции. Нормы проектирования. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1990. - 96 с.

УДК 624.953.014.2.004.15

Экономическое обоснование требуемого уровня безотказности строительных конструкций /С. С. Насонова, С. Н. Семенец, Ю. А. Орехов //Вкник ПридншровськоТ державноТ академп будiвництва та арх^ектури. — Дншропетровськ: ПДАБА, 2008. - № 1-2. - С. 95-100. - рис. 1. - Бiблiогр.: (10 назв.).

Пропонуеться загальна методика визначення необхщного рiвня безвщмовност будiвельних конструкцш, що знаходяться в експлуатаци. Подана методика легко впроваджуеться на практищ та може бути корисною при розробщ економiчно ефективних систем техшчного обслуговування та ремонпв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.