Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ ПО ПРИЧИНЕ РАЗВИТИЯ СТРЕСС-КОРРОЗИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ ПО ПРИЧИНЕ РАЗВИТИЯ СТРЕСС-КОРРОЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархатов А.Ф., Зайковская А.С.

В современных условиях, защита от коррозии подземных стальных трубопроводов является одним из важнейших способов обеспечения их безотказной работы. Протяженность магистральных трубопроводов (МТ) для транспорта нефти и газа в России в настоящее время достигает 220 тыс. км, из них 60 % газопроводов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бархатов А.Ф., Зайковская А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ ПО ПРИЧИНЕ РАЗВИТИЯ СТРЕСС-КОРРОЗИИ»

услугу населению, продавая печатную прессу, это главным образом логистические затраты и затраты на оплату труда персонала. Своевременная доставка товара сильно влияет на объем продаж, т.е. на объем и уровень спроса. При таком подходе влияние внутренних (затратных) факторов преобладает над внешними (рыночными), и все же ничуть не умаляя важности затратных факторов, значение рыночных факторов также велико и управление ими может дать значительно лучший результат. Увеличить спрос на реализуемую продукцию можно, применив дифференцированный подход к установлению цены на товар. Цена является самым мощным рычагом в изменении прибыли. Изучение спроса дает возможность устанавливать такие цены на товары, при которых предприятие будет получать максимальную прибыль.

Использованные источники:

1. Маховикова Г.А. Ценообразование в торговом деле: теория и практика : учебник / Маховикова Г.А., Лизовская В.В. - М. : Юрайт, 2014.-231 с.

2.-^^^агрр.ги отраслевые доклады и публикации ассоциации распространителей печатной продукции

Бархатов А. Ф.

аспирант Зайковская А. С. студент

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

Россия, г. Томск

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО

РЕКОНСТРУКЦИИ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ ПО ПРИЧИНЕ РАЗВИТИЯ

СТРЕСС-КОРРОЗИИ

В современных условиях, защита от коррозии подземных стальных трубопроводов является одним из важнейших способов обеспечения их безотказной работы. Протяженность магистральных трубопроводов (МТ) для транспорта нефти и газа в России в настоящее время достигает 220 тыс. км, из них 60 % газопроводов.

Анализ результатов коррозионных обследований и внутритрубной диагностики подземных стальных трубопроводов показывает, что вследствие подготовки газа к транспортировке по МТ, доля коррозионных дефектов на внутренней поверхности не превышает 6 %, остальные 94 % коррозионных и стресс-коррозионных дефектов находятся на внешней поверхности трубопровода 68,3 % - в виде стресс-коррзионных трещин [1]. Доля аварий на газопроводах по этой причине достигает 41,93 % от общего количества [2].

Стресс-коррозия - это растрескивание катодно-защищаемых трубопроводов с нарушенной изоляцией [3, 4].

В настоящий момент по результатам внутритрубной диагностики на газотранспортных предприятиях ОАО «Газпром» наблюдается высокая плотность дефектов стресс-коррозии [5...7]. Например, на магистральном газопроводе (МГ) «Ямбург-Елец 1» на 1146,4 км количество стресс-коррозионных трещин достигло 4 штук на километр.

Цель данного исследования объяснить причину возникновения высокой плотности дефектов стресс-коррозии на 1146,4 км МГ «Ямбург-Елец 1», а также на других газотранспортных предприятиях ОАО «Газпром» и предложить меры по уменьшению их количества и предоставить технико-экономическое обоснование предлагаемых решений.

Исследованиями, проведенными на кафедре Транспорта и хранения нефти и газа Национального исследовательского Томского политехнического университета, установлено [1, 3, 8...11], что стимулятором образования стресс-коррозионных трещин является неправильно выбранный режим катодной защиты. В результате это приводит к образованию аварийных ситуаций по причине стресс-коррозии.

По экспертным оценкам специалистов ОАО «Газпром» на рассматриваемом участке МГ «Ямбург-Елец 1» на протяжении 600 метров значение потенциала завышают до минус 1,3.1,5 по м.э.с. (измерения проводились относительно медно-сульфатного электрода сравнения) (поляризационной), что по проведенным исследованиям [1, 3, 8.11] позволяет прогнозировать ускоренное электролитическое наводороживание стенки трубопровода и как следствие развитие стресс-коррозии. Не соответствие максимальному нормативному значению защитного потенциала в соответствии с ГОСТ Р 51164-98 объясняется тем, что в течение периода эксплуатации МГ произошло нарушение целостности изоляции и ухудшение ее качества. Чтобы компенсировать повышенное «растекание» защитного тока эксплуатирующая организация повысила выходные значения потенциала на станции катодной защиты (СКЗ). Однако данное мероприятие привело к тому, что зона вблизи СКЗ стала эксплуатироваться под завышенным защитным током. Именно это и способствовало появлению условий благоприятных для зарождения дефектов.

Решение данной проблемы можно осуществить несколькими способами. Первый способ заключается в том, чтобы понизить величину, подаваемого со СКЗ, тока. Такое изменение параметров позволило бы понизить защитный потенциал на проблемном участке МГ до необходимого уровня. При этом затраты на все мероприятия были бы минимальны, так как нет необходимости в установке новых станций и различных элементов электрохимической защиты (ЭХЗ). Однако такое решение проблемы не может быть принято, поскольку оно противоречит нормативным документам

и способствует образованию дефектов типа потери металла по причине электрохимической коррозии из-за провала защитного потенциала между СКЗ.

Рассмотрим другой способ, который мог бы обеспечить защиту проблемного участка газопровода. Понизить потенциал до нормативного значения можно путем установки дополнительной СКЗ, которая бы скомпенсировала несоответствие потенциала нормативным значениям.

Данная схема будет самой эффективной из рассмотренных, хотя и более затратной. Установка дополнительной СКЗ обеспечит распределение защитного потенциала в пределах нормативного коридора значений, а значит и обеспечит должную защиту участка МГ. При этом в отличие от первого способа реконструкции, защитная разность потенциалов не выходит за минимальный предел минус 0,85 В (поляризационный) по м.э.с. оговоренный в ГОСТ Р 51164-98. Выполнение последнего условия исключает активное развитие электрохимической коррозии на поверхности МГ.

Экономическую целесообразность реконструкции системы ЭХЗ МГ «Ямбург-Елец 1» на участке 1144-1150 км можно показать, сравнив затраты на ремонт (по вырезке пораженных трещинами участков МГ) с затратами на реконструкцию системы ЭХЗ.

Подсчет затрат по вырезке дефектного участка на МГ «Ямбург-Елец 1» необходимо вести по двум направлениям: технологические потери и коммерческие убытки от простоя газопровода во время ремонта, а также эксплуатационные расходы по замене «катушки» на МГ.

Коммерческие убытки от простоя МГ производительностью 90 млн м / сут. при времени простоя двое суток и тарифе на транспортировку 25 р. за 1000 м составят 4,5 млн р. в ценах 2010 г. Убытки от потерь транспортируемого продукта (стравливание газа на ремонтируемом участке) составят 4,15 млн р. в ценах 2010 г. (расстояние между крановыми узлами 30 км, внутренний диаметр трубопровода 1394 мм, давление транспортируемого продукта 5,9 МПа, стоимость газа 1525 р. за 1000 м ).

Затраты по статье материалы составляют 8 220 р., по статье топливо 29 821 р., по статье амортизационные отчисления для ремонта 19 800 р., по статье оплаты труда работников за период ремонта (с учетом премии и районного коэффициента) 94 517 р., по статье отчисления на социальные нужды 24 574 р. в ценах 2010 г. Прочие расходы включают в себя: ремонт оборудования, накладные расходы, непредвиденные расходы и т.д. и составляют 40 % от прямых затрат. Все виды затрат по вырезке дефектного участка сведены в табл. 1.

Таблица 1. Затраты по вырезке дефектного участка_

Состав затрат Сумма затрат р.

1. Материальные затраты 38 041

2. Затраты на оплату труда 94 517

3. Отчисления на социальные нужды. 24 574

4. Амортизационные отчисления 19 800

Итого основные расходы 176 933

5. Прочие расходы (40% от основных) 70 773

Всего затраты на ремонт 247 706

Коммерческие убытки от простоя МГ 4 500 000

Убытки от потерь транспортируемого продукта 4 152 575

Итого: затраты на все мероприятия 8 900 281

Таким образом, затраты на ремонт МГ «Ямбург-Елец 1» на участке 1144-1150 км с учетом убытков от простоя и потерь природного газа, составляют 8,9 млн р. в ценах 2010 г.

Расчет затрат на реконструкцию системы ЭХЗ будем вести по тем же статьям, что и при вырезке дефектного участка. Результаты расчетов сведены в табл. 2.

Таблица 2. Затраты на реконструкцию системы ЭХЗ

Состав затрат Сумма затрат р.

1. Материальные затраты 245 838

2. Затраты на оплату труда 19 391

3. Отчисления на социальные нужды. 5 041

4. Амортизационные отчисления 5 150

Итого основные расходы 275 422

5. Прочие расходы 10 500

Всего затраты на реконструкцию ЭХЗ: 285 922

Затраты на реконструкцию системы ЭХЗ МГ «Ямбург-Елец 1» на участке 1144-1150 км составляют 0,28 млн р. в ценах 2010 г.

По результатам экономических расчетов было определено, что затраты на ремонт (вырезку дефектного участка) с учетом упущенной выгоды при остановке МГ и потерь транспортируемого продукта при его опорожнении составят 8,9 млн р. в ценах 2010 г. В свою очередь затраты на реконструкцию системы ЭХЗ МГ составляют 0,28 млн р. в ценах 2010 г. При этом можно сделать технически обоснованное предположение, что после реконструкции системы ЭХЗ дефекты типа стресс-коррозия на данном участке газопровода больше появляться не будут, а, следовательно, не будет необходимости в дорогостоящем ремонте, повысится надежность работы МГ. Экономический эффект от предлагаемых мероприятий будет равен разнице затрат на ремонт (по устранению дефектов) и затрат по реконструкции системы ЭХЗ МГ и составляет 8,62 млн р. в ценах 2010 г. Поскольку полученная разница положительна, предлагаемые мероприятия экономически обоснованы и целесообразны, более того они позволят снизить эксплуатационные расходы, отпускаемые на ремонт линейной части, газотранспортного предприятия.

Реконструкция системы ЭХЗ на МГ «Ямбург-Елец 1» на участке 11441150 км даст возможность снизить затраты на обслуживание трубопровода (вырезка дефектного участка в ценах 2010 г. составляет 8,9 млн р. с учетом упущенной выгоды при остановке МГ и потерь транспортируемого продукта при его опорожнении). При применении предложенной методики по реконструкции ЭХЗ на участке 1144-1150 км МГ «Ямбург-Елец 1» затраты на внедрение составят 0,28 млн.р. Экономический эффект от предложенных мероприятий составит 8,62 млн. р. Хочется отметить, что при данных расчетах не учитывалась ситуация, что если бы на данном участке произошла авария тогда ущерб мог бы составить сотни миллионов рублей причем помимо этого был бы нанесен огромный ущерб экологии. То есть предприятие при применение данной методики получает помимо экономической выгоды дополнительный запас надежности для трубопроводных систем, тем самым обеспечивая стабильность поставок углеводородов.

По мнению авторов, последовательный переход ОАО «Газпром» на предлагаемый способ электрохимической защиты позволит снизить эксплуатационные затраты на ликвидацию отказов и ремонт трубопроводов подверженных стресс-коррозионным трещинам. Полностью единовременно перевести трубопроводный парк ОАО «Газпром» на предлагаемую способ электрохимической защиты невозможно ни с финансовой, ни с экономической точки зрения.

Использованные источники:

1. Винокурцев Г.Г., Первунин В.В., Крупин В.А. Критерии надежности противокоррозионной защиты трубопроводных систем // Газовая промышленность. - 2003. - № 4. - С. 50-52.

2. Мазур И.И., Иванцов О.М. Безопасность трубопроводных систем. - М.: Недра 2004. - 700 с.

3. Хижняков В.И., Жилин А.В. Определение инкубационного периода образования дефектов КРН на катодно защищаемой поверхности подземных стальных трубопроводов // Практика противокоррозионной защиты. - 2009. - № 4. - С. 63-67.

4. Конакова М.А, Теплинский Ю.А. Коррозионное растрескивание под напряжением трубных сталей. - СПб.: Изд. «СПб», 2004. - 358 с.

5. Канайкин В.А., Варламов Д.П., Корзунин Г.С. Анализ стресс-коррозионной дефектности магистральных газопроводов по результатам внутритрубной дефектоскопии // Дефектоскопия. - 2009. - № 2. - С.34-43.

6. Долгов И.А., Горчаков В.А., Сурков Ю.П. Оценка изменения стресс-коррозионной повреждаемости по результатам повторной внутритрубной дефектоскопии // Дефектоскопия. - 2007. - № 2. - С.16-26.

7. Медведев В.Н. Анализ уровня эксплуатации и аварийности МГ Северного коридора // Газовая промышленность. - 2004. - № 6. - С. 13-15.

8. Хижняков В.И., Трофимова Е.Ф. Превышение тока катодной защиты по кислороду - фактор коррозионного растрескивания трубопроводов под напряжением // Практика противокоррозионной защиты. - 2009. - № 1. -С.57-61.

9. Хижняков В.И. Определение остаточной скорости коррозии трубопроводов при различных режимах катодной защиты // Практика противокоррозионной защиты. - 2008. - № 2. - С.18-22.

10. Хижняков В.И. Определение максимальной скорости коррозии подземных стальных трубопроводов // Практика противокоррозионной защиты. - 2008. - № 3. - С.31-34.

11. Способ катодной защиты подземных стальных трубопроводов: пат. 2308545 Рос. Федерация. № 2006118444/02; заяв. 29.05.2006; опубл. 20.10.2007, Бюл. № 4. - 3 с.

Батыева Л.Д. студент 3 курса кафедра ГМУ Ураев Р.Р., к.с.н.

доцент кафедра ГМУ и права ФГБОУВПО БГАУ Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

СТРАНЫ

Пожарная безопасность - это состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и иного назначения, а также окружающей природной среды от опасных факторов и воздействий пожара.

На всем протяжении своего существования государство стремиться защитить свое население от такого неблагоприятного фактора как пожар.

Пожарная безопасность является одной из составляющих обеспечения национальной безопасности страны. Наиболее важными и очевидными проблемами пожарной безопасности остаются недостаточная эффективность действий подразделений пожарной охраны различных видов и повышение эффективности превентивных противопожарных мероприятий и мер, принимаемых гражданами и собственниками объектов для охраны имущества от пожара. [5]

На сегодняшний день в этом направлении действует Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года". Разработчиком данной программы выступает Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.