Научная статья на тему 'Экономическое обоснование применения сортиментовоза повышенной проходимости на гибких резинометаллических гусеницах в зимних условиях'

Экономическое обоснование применения сортиментовоза повышенной проходимости на гибких резинометаллических гусеницах в зимних условиях Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
121
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Кручинин И. Н., Ежова М. Г.

Кручинин И.Н., Ежова М.Г. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОРТИМЕНТОВОЗА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ НА ГИБКИХ РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГУСЕНИЦАХ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ. Проведен экономический анализ применения сортиментовоза на гибких резинометаллических гусеницах в зимних условиях. Содержит описание технологического процесса на рубках промежуточного пользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kruchinin I.N., Egova M.G. ECONOMIC MOTIVATION OF THE USING TIMBER MACHINE RAISED PASSABILITIES ON FLEXIBLE RUBBER CATERPILLAR IN WINTER CONDITION. The economic analysis of the using timber machine is organized on flexible rubber caterpillar in winter condition. Contains the description of the technological process on chopping of the intermediate use.

Текст научной работы на тему «Экономическое обоснование применения сортиментовоза повышенной проходимости на гибких резинометаллических гусеницах в зимних условиях»

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОРТИМЕНТОВОЗА ПОВЫШЕННОЙ ПРОХОДИМОСТИ НА ГИБКИХ РЕЗИНОМЕТАЛЛИЧЕСКИХ ГУСЕНИцАХ В зИМНИХ УСЛОВИЯХ

И.Н. КРУЧИНИН, доц. каф. транспорта и дорожного стр-ва УГЛТУ, канд. техн. наук,

М.Г. ЕЖОВА, доц. кафедры экономики и организации л/к УГЛТУ, канд. с.-х. наук

В условиях увеличения доли вывозки сортиментов технологические процессы рубок главного и промежуточного пользования ориентированы на вывозку подготовленных лесоматериалов. При этом возрастает число технологических операций, что приводит к отрицательным воздействиям на лесную экосистему.

Лесотранспортные операции являются наиболее энергоемкими и экологически опасными в технологическом процессе лесозаготовок, поэтому вопрос обоснования технических и технологических параметров лесотранспортных машин (ЛТМ) должен рассматриваться с точки зрения взаимодействия с окружающей средой. Если учесть, что в Уральском федеральном округе доля лесозаготовок в зимний период превышает шестьдесят процентов, то проблема перемещения лесоматериалов по снежному покрову становится актуальной.

При этом наиболее технологичной является транспортировка деревьев или сортиментов на лесосеке в полностью погруженном положении.

Эффективное использование ЛТМ в зимний период чаще всего вызвано потерей опорной проходимости по глубокому снежному покрову при перемещении по лесосеке и лесовозным усам.

С целью подтверждения теоретических исследований и изучения возможности повышения опорной проходимости на кафедре транспорта и дорожного строительства УГЛТУ был создан экспериментальный сортиментовоз повышенной проходимости в составе: автомобиль тягач Урал 43202 с гидроманипулятором СФ-65 и роспуском ГКБ-9383 на гибких резинометаллических гусеницах (РМГ), одетых на сдвоенные пневматические шины роспуска. При этом ширина гусениц составляла 0,6 м, предварительное натяжение 0,93 кН.

Испытания проводились на базе Уральского учебно-опытного лесхоза Уральского государственного лесотехнического университета (УУОЛ УГЛТУ) в марте (рис. 1). В задачи исследования входили: определение тягового усилия, необходимого для перемещения автопоезда при различных статических нагрузках и параметрах ходовой части; определение коэффициента сопротивления движению на различных типах снежной поверхности; колееобразование; степень уплотнения снега на дне колеи; возможность многократных проходов по одному следу; оптимизация конструктивных параметров ходовых частей ЛТМ.

Применение роспуска на РМГ дало возможность перемещаться самопогружающемуся автопоезду по снежному покрову глубиной до 50 см, что позволило в ряде случаев исключить операцию трелевки.

При проведении рубок ухода с применением сортиментовоза повышенной проходимости возникает задача определения доступности сортиментов с одной стоянки. В этом случае досягаемость сортимента будет определяться взаимным расположением раскряжеванного дерева и ЛТМ.

При использовании гидроманипулятора СФ-65 на погрузке сортиментов длиной 6 м и среднего объема от 0,25 до 0,38 м3 перемещение в горизонтальной плоскости может составить от 5,3 до 10,6 м [1]. При этом количество циклов погрузки при рейсовой нагрузке 12 м3 составит от 30 до 33.

Анализ структуры рабочего цикла гидроманипулятора СФ-65 показал, что время погрузки 1 м3 составляет от 1,80 до 2,56 мин.

Как показано в работах [1, 2], наиболее значимыми факторами, влияющими на время погрузки, являются длина и диаметр сортимента. Однако в условиях частого переезда к остановочным пунктам при погрузке их влияние уменьшается.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 8/2007

123

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Рис. 1. Экспериментальный сортиментовоз повышенной проходимости на гибких резинометаллических гусеницах

Используя методику для определения расстояния переезда к остановочному пункту, отнесенного к одному заготовленному дереву [3], было получено, что при проведении работ в сосняке разнотравном с густотой насаждений 290 шт./га средневзвешенное расстояние переезда составляет 5,8 м.

С учетом объема ликвидной древесины и рейсовой нагрузки количество переездов доходило до 9.

При анализе технологических возможностей сортиментовоза возникла необходимость экономического обоснования схемы погрузки лесоматериалов непосредственно на лесосеке. Расчеты выполнялись для базового и внедряемого вариантов. Характеристика технологических процессов для обоих вариантов представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика технологического процесса на рубках промежуточного пользования

Базовый вариант Внедряемый вариант

1. Валка леса 2. Обрезка сучьев 3. Трелевка леса трактором 4. Раскряжевка хлыстов на сортименты 5. Вывозка сортиментов сортиментовозом с гидроманипулятором 1. Валка леса 2. Обрезка сучьев 3. Раскряжевка хлыстов на сортименты на лесосеке 4. Вывозка сортиментов на самопогружающемся автопоезде

Норма выработки на погрузку и выгрузку сортиментов рассчитывалась по формуле

Н = 480- (36 +14) _ Н

выр tl+т2 р’

(1)

где 480 - время смены, мин;

36 - время на подготовительно-заключительную работу, мин;

14 - время на отдых, мин;

Т - время пробега 1 км в обоих направлениях, принимаемое для зимних условий Т = 5,2 мин по снежной дороге;

L - расстояние вывозки, км;

Т2 - время пребывания автопоезда под погрузкой и выгрузкой (установка под погрузку и выгрузку, погрузка, выгрузка, увязка и развязка воза) на рейс, мин.

Т2баз = 3 + 2,0 • 12 + 2,0 • 12 = 51 мин/рейс Т2вн = 3 • 9 + 2,56 • 12 + 2,0 • 12 = 81 мин/рейс

Нр - рейсовая нагрузка, 12 м3.

Н зим

выр

Н зим

выр

= 480 - (36 +14) 5,2 • 25 + 51 _ 480- (36 +14)

12 = 28,5 м3/маш.см.

12 = 24,5 м3/маш.см.

5,2 • 25 + 81 Норма выработки для остальных операций принималась по сборнику [4]. Трудозатраты на заготовку и вывозку для обоих вариантов представлены на рис. 2.

По данным рис. 2 видно, что трудозатраты по комплексу рассматриваемых работ во внедряемом варианте ниже за счет отсутствия затрат на трелевку древесины, доля которой в базовом варианте составляет 33,3 %.

124

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО

Таблица 2

Затраты на рубки ухода в УУОЛ УГЛТУ

Выполняемые операции Заработная плата с начислениями, руб. Затраты на содержание механизмов, руб. Прочие расходы (3 %), руб. Итого по вариантам, руб.

всего на 1 м3

Валка, обрезка сучьев, трелевка, раскряжевка, вывозка 49 716,5 146 657,2 5 891,2 202 264,9 202,3

Валка, обрезка сучьев, раскряжевка, вывозка 32 546,4 86 082,7 3 558,9 122 188,0 122,2

□ Валка ■ Обрезка I Трелевка

□ Раскряжевка ■ Вывозка

Рис. 2. Трудозатраты на заготовку и вывозку 1 000 м3 древесины от рубок промежуточного пользования

Далее была определена технологическая себестоимость заготовки и вывозки древесины. В нее включена заработная плата рабочих с начислениями, содержание машин и механизмов и прочие расходы.

Для начисления заработной платы в УУОЛ УГЛТУ применяют сдельно-премиальную систему оплаты труда. Заработная плата основных рабочих рассчитывается на основе дневных тарифных ставок. Дневные тарифные ставки приняты нами по данным лесхоза. Потребное количество человеко-дней находится делением объема работ на норму выработки. В фонд основной заработной платы входит тарифный фонд, доплаты и районный коэффициент. Тарифный фонд заработной платы находится умножением дневной тарифной ставки на потребное количество человеко-дней. Доплаты к тарифу с учетом районного коэффициента приняты в размере 50 % от него. Сумма дополнительной заработной платы принята в размере 15,3 % от основной.

В нее входит оплата отпусков и других оплачиваемых неявок (кроме неявок по болезни, которые не входят в состав заработной платы и выплачиваются за счет средств на социальное страхование), а также вознаграждение за выслугу лет. Совокупность основной и дополнительной заработной платы образует общий фонд заработной платы. Отчисления на социальные нужды составляют 26,2 % от суммы основной и дополнительной заработной платы.

Себестоимость содержания машино-смены машин и механизмов состоит из следующих слагаемых: основной и дополнительной заработной платы обслуживающих рабочих, отчислений на социальные нужды, стоимости топлива и смазочных материалов, суммы амортизационных отчислений, отчислений на ремонт, а также прочих расходов. Для внедряемого варианта включены затраты на приобретение РМГ (табл. 2).

Как видно из сопоставительного анализа, предлагаемое техническое решение позволяет в условиях хозяйственной деятельности лесхозов существенно сократить затраты при проведении рубок и обеспечить возможность перемещения ЛТМ по глубокому снежному покрову.

Библиографический список

1. Смирнов, М.Ю. Повышение эффективности вывозки лесоматериалов автопоездами: Научное издание / М.Ю. Смирнов. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. - 280с.

2. Жуков, А.В. Современные лесозаготовки. Техника и технологии: учеб. пособие / А.В. Жуков, А.С. Федоренчик, В.А. Азаренок и др. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2004. - 111с.

3. Герц, Э.Ф. Теоретическое обоснование технологий рубок с сохранением лесной среды (на примере Уральского региона): дисс. ... докт. техн. наук / Э.Ф. Герц - Екатеринбург, 2004. - 270 с.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 8/2007

125

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.