Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
243
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИННО-ТРАКТОРНЫЙ ПАРК / ВОСПРОИЗВОДСТВО / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТЕХНИКОЙ / ОПТИМАЛЬНЫЙ СОСТАВ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MACHINE AND TRACTOR FLEET / REPRODUCTION / EQUIPMENT AVAILABILITY / OPTIMAL COMPOSITION / MODELING

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Катаев Юрий Владимирович, Малыха Екатерина Федоровна

В статье рассмотрены вопросы необходимости планирования оптимального состава машинно-тракторного парка и его использования. Для обеспечения эффективного производства в растениеводстве необходимо активное использование технологий и качественная работа машинно-тракторного парка. Это обуславливает необходимость в каждой организации использовать возможность выбора техники, систем технической поддержки и сервиса, что определяет его рациональную структуру и эффективный воспроизводственный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC JUSTIFICATION OF THE OPTIMAL COMPOSITION OF THE MACHINE AND TRACTOR FLEET IN AGRICULTURAL PRODUCTION

The article discusses the need to plan the optimal composition of the machine and tractor fleet and its use. To ensure efficient production in crop production, it is necessary to actively use technologies and high-quality operation of the machine and tractor fleet. This makes it necessary for each organization to use the possibility of choosing equipment, technical support systems and services, which determines its rational structure and effective reproduction process.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 631.1

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО СОСТАВА МАШИННО-ТРАКТОРНОГО ПАРКА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ

ПРОИЗВОДСТВЕ

Катаев Юрий Владимирович, кандидат технических наук, доцент; ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, Москва, Российская Федерация Малыха Екатерина Федоровна, кандидат экономических наук, доцент; ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы необходимости планирования оптимального состава машинно-тракторного парка и его использования. Для обеспечения эффективного производства в растениеводстве необходимо активное использование технологий и качественная работа машинно-тракторного парка. Это обуславливает необходимость в каждой организации использовать возможность выбора техники, систем технической поддержки и сервиса, что определяет его рациональную структуру и эффективный воспроизводственный процесс.

Ключевые слова: машинно-тракторный парк; воспроизводство; обеспеченность техникой; оптимальный состав; моделирование.

ECONOMIC JUSTIFICATION OF THE OPTIMAL COMPOSITION OF THE MACHINE AND TRACTOR FLEET IN AGRICULTURAL PRODUCTION

Kataev Yurii Vladimirovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor;

FSAC VIM, Moscow, Russia Malykha Ekaterina Fyodorovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor; Russian Timiryazev State Agrarian University, Moscow, Russia

Abstract: The article discusses the need to plan the optimal composition of the machine and tractor fleet and its use. To ensure efficient production in crop production, it is necessary to actively use technologies and high-quality operation of the machine and tractor fleet. This makes it necessary for each organization to use the possibility of choosing equipment, technical support systems and services, which determines its rational structure and effective reproduction process.

Keywords: machine and tractor fleet; reproduction; equipment availability; optimal composition; modeling.

Для цитирования: Катаев, Ю. В. Экономическое обоснование оптимального состава машинно-тракторного парка в сельскохозяйственном производстве / Ю. В. Катаев, Е. Ф. Малыха. - Текст : электронный // Наука без границ. - 2020. - № 11 (51). - С. 35-41. - URL: https://nauka-bez-granic.ru/№-11-51-2020/11-51-2020/

For citation: Kataev Yu.V., Malykha E.F. Economic justification of the optimal composition of the machine and tractor fleet in agricultural production // Scince without borders, 2020, no. 11 (51), pp. 35-41.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации одним из приоритетных направлений повышения эффективности аграрного производства является комплексное обновление машинно-тракторного парка (МТП) путем рационального оснащения агропромышленного комплекса современной сельскохозяйственной техникой. МТП является основой материально-технической базы, которая обеспечивает полную замену ручного труда машинным, а также позволяет реализовать дальнейшее повышение эффективности всей отрасли в целом [1].

Воспроизводственный процесс в растениеводстве можно охарактеризовать в целом почвозащитными энерго-, трудо- и ресурсосберегающими технологиями, поиском новых типов мобильно-энергетических средств, расширением схем компоновки машинно-тракторных агрегатов, средств автоматизации, повышением рабочих скоростей, снижением удельного рабочего сопротивления машин и агрегатов, повышением надежности техники, технологичности, универсальности и снижении материалоемкости [2, 3].

Анализируя данные Федеральной службы государственной статистики, можно отметить, что ежегодно парк тракторов сокращается в среднем на 3 % . Парк зерноуборочных и кормо-уборочных комбайнов сокращается с темпом 2 % в год.

Кроме того, существующий парк сельхозтехники в России является устаревшим: по расчетам исследователей, почти 70 % техники изношено физически и является устаревшей. По данным Министерства промышленности и торговли РФ, в стране насчитывается 60 % тракторов, 45 % зерноуборочных комбайнов и 43 % кормоуборочных комбайнов со сроком эксплуатации более 10 лет. В этой связи, ежегодно около 15 млн т. зерна теряет агропромышленный комплекс России [2].

Серьезного внимания требует улучшение качественных показателей работы машин и орудий, создание ходовых систем тракторов и сельхозмашин, не оказывающих существенного вреда почве и обладающих повышенным КПД, повышение уровня унификации систем, агрегатов и узлов, а также разработка эффективных форм и методов использования МТП.

Важной проблемой все еще остается невысокая надежность многих видов сельскохозяйственной техники. Из-за низкого качества ее изготовления последующий ремонт требует больших затрат труда, а расходы средств на эти цели составляют около 19 % балансовой стоимости МТП [4, 5].

Основным направлением современного обновления МТП служит производство продукции растениеводства с минимальными затратами энергии, особенно жидкого топлива. По ряду причин это требование приобрело

для нашей страны особую актуальность, так как расход на гектар пашни составляет около 300 кг топлива, что значительно больше, чем во многих аграрно-развитых странах. Снижение энергоемкости земледелия может идти по пути создания специальных энергосберегающих технологий и совершенствования техники, перевода ее на использование газа как более экологичного и дешевого вида топлива. Внедрение индустриальных технологий позволяет с одной стороны, увеличивать урожай, а с другой - уменьшать энергозатраты на выполнение работ.

Повышение эффективности производства растениеводства требует постоянного улучшения и усовершенствования техники. Переход к более совершенным машинам должен выражаться не только в улучшении технических характеристик (увеличение мощности, рост производительности, экономичности, топливной экономичности), но и снижением затрат на единицу произведенной продукции. Широкое внедрение в сельскохозяйственную отрасль средств автоматизации может стать основой значительного сокращения затрат труда и топлива в отрасли, повышения качества работ и общей культуры земледелия [6, 7].

Количественный и номенклатурный состав МТП во многом определяет сроки и качество выполнения механизированных работ, уровень производительности труда и себестоимости продукции. Ключевую роль в повышении эффективности производства, кроме структуры и состава МТП, играют организация использования техники и своевременная и полная замена изношенных средств механизации новыми более производительными машинами, которые позволят реали-

зовать переход на более современные технологии возделывания и уборки сельскохозяйственных культур.

Для выбора оптимального состава МТП существуют разные формы, апробированные и рекомендованные для применения в сельскохозяйственных организациях. Они друг от друга отличаются, прежде всего, критериями показателей оптимизации. За критерий оптимизации в данном случае принимаются: минимум энергосредств, минимум стоимости энергосредств, минимум балансовой стоимости тракторов и сельскохозяйственных машин, минимум текущих затрат на содержание и эксплуатацию МТП, минимум приведенных затрат на содержание и эксплуатацию МТП и т.д. [8, 9].

Дизельное топливо на сегодняшний день стоит 47 рублей за 1 литр, и продолжает увеличиваться, поэтому его экономия - одна из главных задач современного сельскохозяйственного предприятия в условиях рыночной экономики. Поэтому за критерий оптимальности рассматриваемой экономико-математической задачи был определен минимум расхода горючего.

Задача по оптимальному составу МТП заключается в определении конкретного состава МТП, который сможет обеспечить выполнение всех работ в наилучшие агротехнические сроки при минимальном расходе горючего [2].

Для формирования модели по определению оптимального состава МТП и ее использования необходимо выработать технологию возделывания сельскохозяйственных культур, выяснить объем работ, обосновать агротехнические сроки их выполнения на основе технологических карт. Необходимо

также уточнить нормы выработки для каждого трактора и каждой сельскохозяйственной машины, определить расход горючего для каждой сцепки.

Весь комплекс сельскохозяйственных работ выполняется в строго определенной последовательности. Поэтому весь годовой план работ разбивается на пять агротехнических этапов:

I - осенне-зимний период - с 16 октября по 1 апреля;

II - весенний период - со 2 апреля по 20 мая;

III - период междурядной обработки пропашных культур и сенокошения - с 21 мая по 20 июля;

IV - период уборки зерновых культур, очистки полей, лущения стерни, ранней вспашки - с 21 июля по 25 августа;

V - период уборки поздних культур, сева озимых, зяблевой вспашки -с 25 августа по 15 октября.

Таблица

Возможное количество дней работы тракторов по агротехническим этапам

Агротехнический этап Количество рабочих дней в периоде Количество рабочих дней, необходимых на текущий ремонт и техническое обслуживание Количество дней работы тракторов

I 139 115 24

II 39 5 34

III 52 7 45

IV 31 4 27

V 44 6 38

Всего за год 305 137 168

На основании технологических карт для всех периодов необходимо определить объем механизированных работ и сроки их выполнения. Структурная модель запишется следующим образом [2, 3, 10]:

77 т1 24

2 ют = ^ ^ ^

1=1 Ь_= \ 7 = 1

где хш. - количество тракторов /-го типа, используемых в данном агротехническом периоде на ¡-м виде работ в к-й сцепке; сш. - расход горючего при выполнении дневного объема ¡-й работы /-м трактором в к-й сцепке; ш{ -

количество возможных сцепок на ¡-й работе.

Расход горючего при выполнении дневного объема ¡-й работы /-м трактором в к-й сцепке определяется по формуле [10]:

е.,. = Л!.,.

М] М] ¡к]

где - расход горючего на выполнение единицы ¡-й работы ]-м трактором в к-й сцепке.

Искомые величины - оптимальное количество тракторов и сельскохозяйственных машин определяются формулой [10]:

X = тах{х к]}

Рассмотренная модель позволит не только формировать МТП, но и оптимизировать использование существующего, и с учетом имеющихся машин выбирать наиболее эффективные для пополнения.

Согласно информации о составе МТП проводится агроэкономическое обоснование выбора машинно-тракторных агрегатов для реализации намеченных работ с учетом минимизации ГСМ.

На основе данных результата реше-

ния экономико-математическои модели определим оптимальный состав МТП и суммарный расход топлива.

В режиме «Поиск решения» программа выдает решение, оптимальное с точки зрения заданного критерия оптимизации в каждом периоде, после чего на отдельном листе выводится результат решения в виде таблицы. Решение представляет собой оптимальный состав МТП для организации. Результаты решения экономико-математической модели приведены на рис.

Pit/JJkrtllitiw ptaitHU* Jftiwfruüfli-v-imiuimiviiiiiij i^jfft.lü ifr irt.TitiMüJJmJü tornjtJ *ipr.i Hl OOÖ "МоршЛнп-АГРО'Ииъхт' , DUEIлсрс-.Зпси

Сгмгшииа хупьти» — Й £ i | >- * 3 и ä i tä 1 i 1 >r-i 5 s i 1 S l i ■ a i a d

I МШШг ч гчтч Htut*

1 l Hüiit 1 . >i J * J » 1 * J * J 1 1 1

r'.jririyi,v.'i {папттъл

S.

Ламп t ПЯН-Ь- JS IFJI». wtwi 7,a t

rami n 4

ДЬапшм!* й-Мгы Wl-I rpaih. Ii 2 51?

нулышмилр üirt jij in Tfwmrrxilt J.T PS 4 UJ?

1Я|ЛХНМПм* ¿PjKHJirfirft.luir (PW л t iüüi

V.-i'.r'.'.LV h,l CTrajU JJ z Л?

VliepM лойгилни ib X

twywftjnum nip.^'L, ff.T s 1 ff е.ь 7.3 0.9

Ни;. Uj .in IIb i.r .1.1

»i >1? .1« fl rth M M

fjMji п^" 1Г0МТЛК»«« T 3 i T 1 i

iH»

4 9 [»[J£|I«LJ| » « »>

Otiliiun JUTjOd (kl t. ЛШ1Ш4 л JSilil

1

Рисунок - Результаты решения экономико-математической модели оптимизации МТП

В данном случае указано количество тракторо-дней работы данной сцепки на данном виде работ. Общее количество потребленного дизельного топлива во всех агротехнических периодах на всех видах работ составила 295 341 литр. Предлагаемая экономи-

ко-математическая модель оптимизации МТП позволяет в дальнейшем сделать вывод о дефиците тракторов и сельскохозяйственных машин для обеспечения выполнения всего объема работ в оптимальные агротехнические сроки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российская Федерация. Законы. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации : [утверждена Президентом Российской Федерации 21 января 2020 года]. - URL: https://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/73338425/#review (дата обращения: 23.11.2020).

2. Малыха, Е. Ф. Экономическое обоснование оптимального состава машинно-трак-

торного парка в растениеводстве / Е. Ф. Малыха, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Экономика сельского хозяйства России. - 2019. - № 3. - С. 76-80.

З.Чутчева, Ю. В. Управление процессом воспроизводства средств производства в АПК: монография / Ю. В. Чутчева // Издательство: Московский государственный агроин-женерный университет им. В.П. Горячкина (Москва), 2011. - 120 с. - Текст : непосредственный.

4. Малыха, Е. Ф. Экономический механизм рынка подержанной техники в системе технического сервиса : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» : диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Малыха Екатерина Федоровна ; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». - Москва, 2013. - 155 с. - Текст : непосредственный.

5. Семейкин, В. А. Входной контроль качества сельскохозяйственной техники и оценка его эффективности: методические рекомендации / В. А. Семейкин, А. С. Дорохов, В. М. Корнеев // М. : ФГОУ ВПО МГАУ, 2010. - 139 с. - Текст : непосредственный.

6. Лимарев, В. Я. Положение по организации входного контроля качества машиностроительной продукции, поступающей агропромышленному комплексу / В. Я. Лимарев, В. А. Семейкин, В. М. Корнеев, С. А. Терский, А. С. Дорохов // М. : 2006. - 30 с. - Текст : непосредственный.

7. Дорохов, А. С. Резервы повышения производительности и надежности МТП в АПК / А. С. Дорохов, Н. А. Петрищев, И. М. Макаркин и др. // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт - 2018. - № 11. - С. 34-39. - Текст : непосредственный.

8. Дорохов, А. С. Роль качества в инженерно-техническом обеспечении АПК / А.С. Дорохов // Труды ГОСНИТИ. - 2016. - Т.125. - С. 62-69. - Текст : непосредственный.

9. Дорохов, А. С. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев. - Текст : непосредственный // Сельский механизатор. - 2016. - № 8. - С. 2-5.

10. Малыха, Е. Ф. Корректирование экономической оценки износа машины в связи с изменением топливной экономичности и оплаты труда / Ю. А. Конкин, Е. Ф. Малыха. - Текст : непосредственный // Международный научный журнал. -2011. - № 3. С. 5-10.

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21.01.2020 g. № 20. «Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» [Decree of the President of the Russian Federation No. 20 of 21.01.2020 "On approval of the food security Doctrine of the Russian Federation»].

2. Malyha E.F., Kataev Yu.V. Ekonomicheskoe obosnovanie optimal'nogo sostava mashinno-traktornogo parka v rastenievodstve [Economic justification of the optimal composition of the machine and tractor fleet in crop production]. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii, 2019, no. 3, pp. 76-80.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Chutcheva, Yu.V. Upravlenie processom vosproizvodstva sredstv proizvodstva v APK: Monografiya [Management of the process of reproduction of means of production in the agro-industrial complex: monograph]. Izdatel'stvo: Moskovskij gosudarstvennyj agroinzhenernyj universitet im. V.P. Goryachkina (Moskva), 2011, p. 120.

4. Malyha E.F. Ekonomicheskij mekhanizm rynka poderzhannoj tekhniki v sisteme tekhnicheskogo servisa [Economic mechanism of the used equipment market in the

technical service system]. Ph. D. thesis. Moscow, 2013, 155 p.

5.SemejkinV.A.,DorohovA.S.,KorneevV.M.Vhodnojkontrol'kachestvasel'skohozyajstvennoj tekhniki i ocenka ego effektivnosti: metodicheskie rekomendacii [Input quality control of agricultural machinery and evaluation of its effectiveness: guidelines]. Moscow, FGOU VPO MGAU, 2010, 139 p.

6. Limarev V.Ya., Semejkin V.A., Korneev V.M., Terskij S.A., Dorohov A.S. Polozhenie po organizacii vhodnogo kontrolya kachestva mashinostroitel'noj produkcii, postupayushchej agropromyshlennomu kompleksu [Regulations on the organization of input quality control of machine-building products supplied to the agro-industrial complex]. Moscow, 2006, 30 p.

7. Dorohov A.S., Petrishchev N.A., Makarkin I.M. and others Rezervy povysheniya proizvoditel'nosti i nadezhnosti MTP v APK [Reserves for improving the productivity and reliability of MTP in the agro-industrial complex]. Agricultural machinery: maintenance and repair, 2018, no. 11, pp. 34-39.

8. Dorohov A.S. Rol' kachestva v inzhenerno-tekhnicheskom obespechenii APK [The role of quality in the engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Proceedings of GOSNITI, 2016, vol. 125, pp. 62-69.

9. Dorohov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V. Tekhnicheskij servis v sisteme inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya APK [Technical service in the system of engineering and technical support of the agro-industrial complex]. Rural machine operator, 2016, no. 8, pp. 2-5.

10. Konkin Yu.A., Malyha E.F. Korrektirovanie ekonomicheskoj ocenki iznosa mashiny v svyazi s izmeneniem toplivnoj ekonomichnosti i oplaty truda [Correction of the economic assessment of machine wear due to changes in fuel efficiency and labor remuneration]. International scientific journal, 2011, no. 3, pp. 5-10.

Материал поступил в редакцию 21.11.2020 © Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.