Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА И СТРУКТУРЫ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ'

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА И СТРУКТУРЫ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / ИЕРАРХИЯ / РЫНОК / ТОРГОВЛЯ / КОММЕРЧЕСКАЯ УСЛУГА / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айсханова Екатерина Султановна, Мурадова Пия Рамзановна, Исакова Бела Лемаевна

В статье рассматриваются экономические причины выбора для торговых предприятий и организаций планов розничного товарооборота по объему и классификации. Отмечается, что в настоящее время предприятия сосредоточили свои планы на независимом экономическом и социальном развитии. С одной стороны, план розничной торговли по размеру и регулированию структуры должен обеспечивать количество, удовлетворение общественных интересов, а с другой - необходимую прибыль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Айсханова Екатерина Султановна, Мурадова Пия Рамзановна, Исакова Бела Лемаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC JUSTIFICATION FOR THE VOLUME AND STRUCTURE OF RETAIL TRADE TURNOVER

The article discusses the economic reasons for choosing retail trade plans for trade enterprises and organizations by volume and classification. It is noted that at present, enterprises have focused their plans on independent economic and social development. On the one hand, the plan of retail trade in terms of size and regulation of the structure must ensure the quantity, satisfaction of public interests, and on the other hand, the necessary profit.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА И СТРУКТУРЫ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 338

Айсханова Екатерина Султановна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: k-a-2011@mail.ru

Мурадова Пия Рамзановна,

старший преподаватель кафедры прикладной информатики, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Milana81910@mail.ru

Исакова Бела Лемаевна,

старший преподаватель кафедры менеджмента инноваций и бизнеса, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М. Д. Миллионщикова, г. Грозный, Россия, e-mail: bellaisakova@mail.ru

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА И СТРУКТУРЫ ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

В статье рассматриваются экономические причины выбора для торговых предприятий и организаций планов розничного товарооборота по объему и классификации. Отмечается, что в настоящее время предприятия сосредоточили свои планы на независимом экономическом и социальном развитии. С одной стороны, план розничной торговли по размеру и регулированию структуры должен обеспечивать количество, удовлетворение общественных интересов, а с другой - необходимую прибыль.

Ключевые слова: розничная торговля; экономическая категория; иерархия; рынок; торговля; коммерческая услуга; маркетинговая деятельность.

UDC 338

Aishkhanova Ekaterina Sultanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Chechen State University Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: k-a-2011@mail.ru

Muradova Piya Ramzanovna,

Senior Lecturer, Department of Applied Informatics, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Milana81910@mail.ru

Isakova Bela Lemaevna,

Senior Lecturer, Department of Innovation and Business Management, Grozny State Petroleum Technological University Named after M. D. Millionshchikova, Grozny, Russia, e-mail: bellaisakova@mail.ru

ECONOMIC JUSTIFICATION FOR THE VOLUME AND STRUCTURE OF RETAIL TRADE TURNOVER

The article discusses the economic reasons for choosing retail trade plans for trade enterprises and organizations by volume and classification. It is noted that at present, enterprises have focused their plans on independent economic and social development. On the one hand, the plan of retail trade in terms of size and regulation of the structure must ensure the quantity, satisfaction of public interests, and on the other hand, the necessary profit.

Keywords: retail trade; economic category; hierarchy; market; trade; commercial service; marketing activity.

Рынок розничной торговли - это сложная экономическая категория, развивающаяся в соответствии со своими законами и обладающая своеобразной иерархически построенной структурой. Как известно, современный рынок розничной торговли ежедневно вовлекает в торговое производство (оказание коммерческих услуг) миллионы физических лиц, вступающих в отношения купли-продажи. При этом маркетинговая деятельность на рынке розничной торговли заключается в преобразовании изменяющихся потребностей людей в прибыльные возможности производителей, поставщиков и торговых предприятий. В условиях жесткой рыночной конкуренции каждое торговое предприятие заинтересовано в эффективном развитии своей маркетинговой деятельности.

В неразрывной экономической цепи «производство - распределение - потребление» розничная торговля призвана воздействовать на ее структурные звенья через формирование обратной связи, подкрепленной маркетинговыми исследованиями покупательских предпочтений и спроса. Однако в настоящее время большая часть предприятий розничной торговли маркетинговых исследований не осуществляет, объясняя это отсутствием возможности найма персонала маркетинговой службы и слабой методической разработанностью этого вопроса. По этой причине конкурентоспособность российских предприятий розничной торговли заметно снизилась и возникло противоречие между фактической товарной продукцией и требованиями населения.

Указанное противоречие определяет необходимость разработки новых знаний в области формирования и инновационного развития маркетинговой деятельности на предприятиях розничной торговли.

В современных рыночных условиях служба маркетинга является важнейшим звеном системы управления торговым предприятием, создающим вместе с производственной,

финансовой, торгово-сбытовой, технологической, кадровой и другими службами торгового предприятия единый системный процесс торгового производства [19]. Деятельность службы маркетинга в розничной торговле направлена на эффективное удовлетворение запросов населения в приобретении конечной товарной продукции и обеспечение на этой основе максимальной прибыли торговой организации. Также служба маркетинга обеспечивает приспособление торговой организации к меняющейся конъюнктуре рынка и оказывает позитивное влияние на работу производителей и поставщиков товарной продукции [1].

В ходе маркетинговой деятельности современная розничная компания выполняет следующие функции:

- общее изучение товарного рынка;

- выявление потенциальных потребностей и неудовлетворенных потребностей;

- разработка ассортимента своей продукции и цен;

- разработка мер по обеспечению общественных интересов и наиболее полного удовлетворения;

- обеспечение продажи и продвижения товаров;

- улучшение разработки шагающих объектов для собственного производства.

Как показали исследования, основными принципами маркетинговой деятельности предприятий розничной торговли, на основе которых они планируют и осуществляют торговый бизнес, являются следующие:

1. Изменения в быстром и динамичном реагировании на рыночные условия ориентации на потребителя, производства и продаж. В то же время основными факторами, определяющими деятельность предприятия, должны были быть производственные мощности, а также количество товаров, которые могут поставлять ему потребители, и спрос конкурентов на те же товары на рынке [17].

2. Применение супермаркета и конкурентных позиций на нем. Позволяет более точно понять потребителя, наладить с ним взаимовыгодное сотрудничество и расширить круг клиентов за счет увеличения и сокращения затрат [18].

3. Регулярный мониторинг рынка. Это позволяет находить общие данные о производительности, выявлять потребителей, выделять новые каналы продаж, отслеживать изменения на рынке на предмет тенденций или тенденций глобального экономического развития и т. д. [17].

4. Реализация программы стратегического развития позволяет бизнес-компании иметь четкие ориентиры в достижении долгосрочных результатов, основанных на продвижении собственной деятельности [9].

Для того чтобы применять эти принципы, крупные коммерческие предприятия привлекают специальные маркетинговые службы. На мелких торговых предприятиях, где нет достаточных средств для формирования службы маркетинга, ее функции возлагаются на отдельных специалистов, которые, помимо основной управленческой работы, еще выполняют функции маркетолога [19]. Однако следует отметить, что осуществление эффективного маркетинга требует не только значительных усилий, но также и наличия специальных знаний у торгового персонала, что снижает риск провала бизнеса в сложных и меняющихся условиях современного рынка [18].

Целью маркетинговой деятельности на предприятиях розничной торговли является оценка состояния рынка и разработка прогнозов развития рынка и его структурных сегментов [2]. Участие службы маркетинга в составлении программы стратегического развития предприятия розничной торговли также требует проведения углубленных маркетинговых исследований. Причем масштабы этого исследования, а также привлеченные силы и средства напрямую зависят от характера деятельности предприятия, его товаров, масштабов торгового производства и ряда других факторов.

Соответственно, маркетинговые исследования являются одним из видов научных исследований, которые широко варьируются в зависимости от поставленных целей и требуемой обработки информации. Вместе с тем специализированные научно-исследова-

тельские подразделения службы маркетинга в основном создаются на крупных торговых предприятиях. Средние и мелкие торговые предприятия осуществляют маркетинговые исследования с привлечением сторонних специалистов на принципах аутсорсинга [6]. Система маркетинговых исследований - это эффективная система для принятия детальных решений, обработки, анализа и сбора фактической информации, направленных на стратегическое развитие торгового производства [11].

Первая часть внешних маркетинговых исследований была изучена в ее объемах рынка и независимых маркетинговых исследованиях, основанных на изучении потребителей и спроса, а также их предпочтений, привязанностей [15; 4]. Вторая область исследований - это разведка самого торгового предприятия [7; 3].

На втором этапе исследования определяется вид необходимой информации. Предварительным шагом является разработка уникального плана сбора данных, который предусматривает некоторые критерии для методов и инструментов исследования. Как правило, сбор первой информации - это дорогостоящий уровень торговых исследований [12].

Вторым шагом в исследовании рынка является предоставление наиболее важной информации и общепринятых данных [10]. Исходные данные будут обработаны с использованием статистических методов для получения дополнительной информации [11].

Таким образом, коммерческие услуги, предоставляемые розничной компанией, создают прямое взаимодействие между продавцом и покупателем и их собственной деятельностью продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

Исходные ресурсы - это «мотор» для работы и прогресса торгового предприятия, поэтому нельзя забывать и об их развитии [5]. Торговая услуга - не только современная форма предоставления материальных благ населению, но и мощная составляющая национальной экономики, представленная в виде ключевой ее отрасли - торговли [14]. Значительность вклада торговой отрасли в валовый внутренний продукт страны (ВВП) можно наглядно увидеть на рис. 1.

Рисунок 1 - Вклад торговой отрасли в ВВП России и других стран

Таким образом, торговая отрасль национальной экономики выступает основным работодателем и ключевым донором ВВП России, обеспечивая значительные налоговые поступления. Кроме того, торговля является важнейшим фактором, обеспечивающим общественную безопасность населения через экономическую и физическую доступность продовольственных и непродовольственных товаров.

Надсистемой для розничного торгового производства являются поставщики и потребители товарной продукции [14]. Однако и сама розничная торговля, осуществляя

конечные торговые услуги, создает собственную продукцию, эквивалентом которой является добавленная стоимость, присоединяемая к полученной продукции материального производства в процессе ее розничной продажи .

Как представляется, одним из лучших показателей для оценки эффективности работы розничного торгового предприятия является размер выручки с квадратного метра торговой площади. На рис. 2 показана динамика изменения этого показателя в российской розничной торговле за последние пять лет.

Рисунок 2 - Динамика выручки с квадратного метра в российской розничной торговле

Если на предприятии ведется регулярная статистика поквартальной выручки, тогда можно оперативно оценивать результаты работы и оперативно исполнять маркетинговые решения. Также ведение отчетности по выручке снижает риск того, что руководство будет обмануто наемными сотрудниками, когда неудачи они списывают на рост цен, погоду, происки конкурентов и еще неизвестно на что [13; 14; 17].

Эффективный маркетинг бизнеса предприятия является ключевым инструментом общекорпоративной системы управления для достижения соответствия реальным внутренним возможностям по своей природе (политическим, социально-экономическим, культурным, конкурентным, технологическими и др.) для получения желаемого результата коммерческой деятельности торгового предприятия в интересах населения, собственника и государства в целом [16]. Безусловно, в современных условиях достичь высоких результатов в торговой деятельности, как и в любом другом бизнесе, невозможно без использования хорошо скоординированного маркетинга, позволяющего вносить коррективы во все решения, связанные с планированием, организацией, мотивацией, оценкой и контролем современного торгового производства [8].

Список литературы

1. Абрамова В. И. Менеджмент и маркетинг: учеб. пособие. М.: ИЦ РИОР, 2012. 161 с.

2. Агарков А. П., Голов Р. С., Теплышев В. Ю. Экономика и управление на предприятии: учеб. для бакалавров. М.: Дашков и К, 2013. 400 с.

3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Т. Н. Бабич, И. А. Козьева, Ю. В. Вертакова, Э. Н. Кузьбожев. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 336 с.

4. Баринов В. А., Харченко В. Л. Стратегический ме -неджмент: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2013. 285 с.

5. Басовский Л. Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 260 с.

6. Беляевский И. К. Маркетинговое исследование. Информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2012. 320 с.

7. Бронникова Т. С. Маркетинг. Теория, методика, практика. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: КноРус, 2011. 208 с.

8. Бурцева Т. А., Сизов В.С., Цень О. А. Управление маркетингом : учеб. пособие. М.: Экономистъ, 2012. 271 с.

9. Ванчикова Е. Н. Маркетинговые исследования: учеб. пособие. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2010. 160 с.

10. Данько Т. П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учеб. М.: ИНФРА-М, 2013. 416 с.

11. Дашков Л. П., Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. М.: Дашков и К, 2013. 596 с.

12. Дорофеев В. Д., Зубков А. Б. Маркетинг в управлении организацией: моногр. Пенза: ПГУ, 2013. 107 с.

13. Зайцев Н. Л. Экономика, организация и управление торговым предприятием: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. 455 с.

14. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 375 с.

15. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2010. 320 с.

16. Клейнер Т. В., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегия, безопасность. М.: Экономика, 2012. 286 с.

17. Комаров Е. И. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2010. 233 с.

18. Литвак Б. Г Стратегический менеджмент: учеб. для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 507 с.

19. Музыкант В. Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учеб. пособие. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. 216 с.

References

1. Abramova V. I. Menedzhment i marketing: ucheb. posobie. M.: ICz RIOR, 2012. 161 s.

2. Agarkov A. P., Golov R. S., Teply'shev V. Yu. E'konomika i upravlenie na predpriyatii: ucheb. dlya bakalavrov. M.: Dashkov i K, 2013. 400 c.

3. Prognozirovanie i planirovanie v usloviyax rynka: ucheb. posobie / T. N. Babich, I. A. Koz'eva, Yu. V. Vertakova, E\ N. Kuz'bozhev. M.: NICz INFRA-M, 2013. 336 c.

4. Barinov V. A., Xarchenko V. L. Strategicheskij menedzhment: ucheb. posobie. M.: INFRA-M, 2013. 285 c.

5. Basovskij L. E. Prognozirovanie i planirovanie v usloviyax rynka: ucheb. posobie. M.: NICz INFRA-M, 2013. 260 c.

6. Belyaevskij I. K. Marketingovoe issledovanie. Informaciya, analiz, prognoz. M.: Finansy' i statistika, 2012. 320 s.

7. Bronnikova T. S. Marketing. Teoriya, metodika, praktika. Izd. 2-e, pererab. i dop. M.: KnoRus, 2011. 208 s.

8. Burceva T. A., Sizov V.S., Cen' O. A. Upravlenie marketingom : ucheb. posobie. M.: E'konomist", 2012. 271 s.

9. Vanchikova E. N. Marketingovye issledovaniya: ucheb. posobie. Ulan-Ude : VSGTU, 2010. 160 s.

10. Dan'ko T. P. Menedzhment i marketing, orientirovannyj na stoimost': ucheb. M.: INFRA-M, 2013. 416 s.

11. Dashkov L. P., Pambuxchiyancz V. K. Kommerciya i texnologiya torgovli. M.: Dashkov i K, 2013. 596 s.

12. Dorofeev V. D., Zubkov A. B. Marketing v upravlenii organizaciej: monogr. Penza: PGU, 2013. 107 s.

13. Zajcev N. L. E'konomika, organizaciya i upravlenie torgovym predpriyatiem: ucheb. posobie. M.: INFRA-M, 2012. 455 c.

14. Zub A. T. Strategicheskij menedzhment: ucheb. dlya bakalavrov. M.: Yurajt, 2013. 375 c.

15. Kaplan R., Norton D. Sbalansirovannaya sistema pokazatelej. Ot strategii k dejstviyu. M.: Olimp-Biznes, 2010. 320 s.

16. Klejner T. V., Tambovcev V. L., Kachalov R. M. Predpriyatie v nestabil'noj e'konomicheskoj srede: riski, strategiya, bezopasnost\ M.: E'konomika, 2012. 286 s.

17. Komarov E. I. Strategicheskijmenedzhment: ucheb. posobie. M.: ICz RIOR, INFRA-M, 2010. 233 c.

18. Litvak B. G. Strategicheskij menedzhment: ucheb. dlya bakalavrov. M.: Yurajt, 2013. 507 c.

19. Muzy'kant V. L. Integrirovannye marketingovye kommunikacii: ucheb. posobie. M.: ICz RIOR, NICz INFRA-M, 2013. 216 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.