составляющие
конкурентоспособности
сахара
экономическое обоснование конкурентоспособности
продовольственных товаров
_Аннотация
Автор в своем исследовании делится секретами конкурентоспособности такого продовольственного товара, как сахар. Уступает ли отечественная продукция импортной? Как определить конкурентоспособность сахара на региональном рынке? Об этом пойдет речь в статье.
Ключевые слова: конкурентоспособность, сахарный песок, продовольственные товары, сахар-сырец, заменители сахара, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс
Калиничева Е.Ю.
канд. экон. наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Орловский государственный аграрный университет [email protected]
Усиление конкуренции на агропродоволь-ственных рынках заставляет перерабатывающие предприятия разрабатывать стратегии в области конкурентоспособности, предусматривающие меры долговременного и принципиального порядка по всему набору направлений деятельности хозяйствующего субъекта. С целью экономического обоснования конкурентоспособности выделяют две группы факторов, отражающих превосходства в «умении производить» и в «экономии ресурсов». Превосходство над конкурентами позволяет предлагать на рынке товары более высокого качества, по сравнительно низким ценам. Это в свою очередь укрепит рыночные позиции предприятия, позволит получить максимальный размер прибыли по сравнению с конкурентами. Все это, несомненно, положительно
повлияет на факторы, обуславливающие преимущества в конкуренции.
Конкурентоспособный товар
В общем виде конкурентоспособность предприятия можно определить как возможность его эффективной и производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Иначе говоря, показатель конкурентоспособности любого предприятия-производителя - это результат работы практически всех служб и подразделений, а также реакция предприятия на изменение внешних факторов воздействия на него. При этом особенно важна способность предприятия-производителя оперативно реагировать на изменения вкусов покупателей, а также на состояние спроса и предложения на рынке. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром - это всего лишь составная часть и исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем. За этим следует большая и кропотливая работа, а главное - систематическая работа по управлению конкурентоспособностью товара. Она представляет собой совокупность предпринимаемых мер по планомерному совершенствованию характеристик товара, постоянному поиску каналов сбыта товара, новых групп покупателей, улучшению сервиса, рекламы [2]. Большой интерес к подходам оценки конкурентоспособности со стороны многих ученых не случаен: нужна не сама по себе оценка, а оценка для последующего использования ее в практической деятельности. Оценка конкурентоспособности зависит от ее целей и стадии жизненного цикла оцениваемой продукции.
Оценка
конкурентоспособности сахара
При изучении методик оценки конкурентоспособности сложились два подхода к оценке уровня анализируемых объектов. Первый подход (дифференциальный) предлагает сравнение объектов путем последователь-
оценка конкурентоспособности зависит от ее целей и стадии жизненного цикла оцениваемой продукции
_на российском
_рынке сахара
_идет жестокая
_конкуренция
_между сахаром,
_выработанным
_из сахарной
свеклы, и сахаром
_из сахарного
_тростника
ного сопоставления единичных показателей анализируемого и базового образцов. Уровень оцениваемого объекта принимается по величине отклонений его единичных показателей от базовых.
Второй подход (комплексный) основан на сравнении вариантов по обобщенным оценкам с помощью интегрального критерия предпочтения.
Первый подход нельзя считать самостоятельным и исчерпывающим, так как дифференциальная оценка является элементом комплексной оценки. Дифференциальный метод оценки приемлем лишь в случае, когда ситуация отвечает условию строгого порядка предпочтения, то есть все показатели одного объекта безусловно превосходят значение показателей другого. В практической деятельности такие ситуации являются скорее исключением, чем правилом.
Приведенные выше методики возможны для оценки конкурентоспособности продовольственных товаров, но зачастую они являются достаточно сложными для практических работников. Для оценки конкурентоспособности сахара следует учитывать, что в настоящее время этот продукт не испытывает большой конкуренции как потребительский товар. Изучение тенденции потребления сахара в экономически развитых странах показало, что преобладает тенденция снижения уровня потребления сахара при росте потребления сахаросодержащих продуктов: фруктов, соков, напитков и т.д. На рынке также появилось большое количество всевозможных заменителей сахара, более дешевых, более активных по пищевой ценности и технологических по промышленному производству. Эти товары, естественно, составляют конкуренцию сахару, но в настоящее время нет оснований считать, что человечество в обозримом будущем откажется от свекловичного и тростникового сахара. На российском рынке сахара идет жестокая конкуренция между сахаром, выработанным из сахарной свеклы и из сахарного тростника. Качество российского сахара не уступает
Рис. Схема экономического исследования конкурентоспособности продовольственных товаров, выработанных из отечественного сырья, на региональном уровне
международным стандартам. Поэтому главным фактором конкуренции является себестоимость производства сахара из разных источников сырья. Нами предложена методика экономического обоснования конкурентоспособности продовольственных товаров из разных источников сырья (см.рис. выше).
Затраты на производство сахара
Важную роль в достижении конкурентоспособности сахара, произведенного из отечест-
_на рынке
_появилось большое
_количество
_всевозможных
_заменителей
_сахара,
_более дешевых,
_более активных
_по пищевой
_ценности
_и технологических по промышленному _производству
венного сырья, играет минимизация потерь от поля до склада готовой продукции, при хранении и переработке корнеплодов, снижение себестоимости сахара и соответственно цены на него. Для оценки конкурентоспособности сахара, произведенного из разных источников сырья, мы предлагаем сравнить цену 1 т на продовольственном рынке, полные затраты на производство сахара из сахара-сырца и полные затраты на выработку сахара из сахарной свеклы отечественного производства.
Поэтому предлагаем использовать методику, разработанную Гуляевой Т.И., представленную графом факторов цены сахара на рынке. Затраты на поставку 1 т сахарного песка, выработанного из сырца, включают в себя цену 1 т сахара-сырца, доставленного на сахарный завод, скорректированную с учетом коэффициента выхода сахара из сырца, коэффициента удорожания за счет затрат на переработки сырца, коэффициента удорожания за счет потерь сахара в производстве, НДС на сахарный песок [1].
По сахару, выработанному из сахарной свеклы, затраты рассчитываются исходя из себестоимости 1 т сахарной свеклы, скорректированной с учетом:
- коэффициента удорожания за счет ее доставки на сахарные заводы и хранение;
- коэффициента выхода сахара из свеклы;
- коэффициента удорожания за счет затрат на переработку корнеплодов, за счет потерь сахара в производстве, за счет НДС на сахар. Полученные затраты входят в расчет средневзвешенной величины затрат на доставку 1 т сахара на рынок с удельным весом источников сахара. В результате получаем среднюю величину затрат на доставку 1 т сахара на региональный рынок.
Реальная цена сахара определяется соотношением спроса и предложения, средним душевым доходом населения, соотношением цены сахара и других товаров и услуг, то есть рыночной конъюнктурой. В нашем исследовании будем исходить из того, что колебания
конъюнктуры могут быть до ±20. Зная значение всех факторов цены за 2 года (базисный и текущий), можно построить систему индексов, в которой общий индекс цены сахара разлагается на частные индексы за счет отдельных факторов, включая структуру источников поставки сахара и конъюнктуру рынка сахара.
Данная методика позволяет определить среднюю цену сахара на региональном рынке или отдельном предприятии, структуру поставки сахара из разных источников сырья, оценить влияние рыночной конъюнктуры на формирование средней цены сахара на региональном рынке.
Литература
1. Гуляева Т.И. Свеклосахарное производство России: статистический анализ, прогноз. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 263 с.
2. Завьялов П. Роль маркетинга в решении проблемы конкурентоспособности российских товаропроизводителей. // Маркетинг. - 1997. - № 6. - С. 20.
3. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: Инфра-М, 2000. - 312 с.
качество
российского сахара не уступает международным стандартам
Kalinicheva E.Yu. _
Cand. of Econ. Sci, Associate professor, Chair of Accounting and Audit, _
Orel State Agrarian University _
Economic Basis of Competitiveness of Food Products _
_Abstract _
In the article the author shares her secrets about the competitiveness of _
such food product as sugar. Whether the domestic production is inferior to _
the imports or not? How to determine the competitiveness of sugar in the _
regional market? These questions are discussed in the article. _
Keywords: competitiveness, sugar, foodstuffs raw sugar, sweeteners, _
agriculture, agro-industrial complex _