Научная статья на тему 'Экономическое обоснование гарантийного обслуживания промышленной продукции'

Экономическое обоснование гарантийного обслуживания промышленной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕРВИСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ГАРАНТИЙНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК / ПЕРИОД ГАРАНТИЙНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙНЫМ СРОКОМ ТОВАРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ / НАДЕЖНОСТЬ / БЕЗОТКАЗНОСТЬ / СРЕДНЕГОДОВЫЕ СОВОКУПНЫЕ ЗАТРАТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРЕДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ ОТ УВЕЛИЧЕНИЯ ЕЕ ГАРАНТИЙНОГО СРОКА / SERVICE SUPPORT OF INDUSTRIAL PRODUCTS / WARRANTY SERVICE / WARRANTY PERIOD / WARRANTEE SERVICE PERIOD / MODEL OF WARRANTY PERIOD MANAGEMENT FOR PRODUCTION AND TECHNICAL PRODUCTS / RELIABILITY / FAILURE-FREE PERFORMANCE / ANNUAL-AVERAGE AGGREGATE COSTS OF INDUSTRIAL PRODUCTS LIFE CYCLE / MARGINAL COSTS OF INDUSTRIAL PRODUCTS EXISTENCE FROM THE INCREASE OF ITS WARRANTY PERIOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева О.Е.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с управлением периодом гарантийного сервисного сопровождения промышленной продукции, который является важным фактором обеспечения конкурентных преимуществ предприятия-производителя, а для предприятия-потребителя фактором обеспечения оптимального потребительского выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильева О.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic substantiation of industrial products warranty service

The article reviews issues related to warranty service support period management of industrial products, which is an important factor of competitive advantages provision for manufacturing company, and for a consumer company a factor of optimal consumer choice provision.

Текст научной работы на тему «Экономическое обоснование гарантийного обслуживания промышленной продукции»



> <

Экономическое обоснование гарантийного обслуживания промышленной продукции

Economic substantiation of industrial products warranty service

УДК 64.069.6

Васильева Ольга Евгеньевна

доцент Курганского государственного университета, кандидат экономических наук 640000, г Курган, ул. Гоголя, д. 25

Vasilieva Olga Evgenyevna

640000, Kurgan, ul. Gogolya, 25

В статье рассматриваются вопросы, связанные с управлением периодом гарантийного сервисного сопровождения промышленной продукции, который является важным фактором обеспечения конкурентных преимуществ предприятия-производителя, а для предприятия-потребителя — фактором обеспечения оптимального потребительского выбора.

The article reviews issues related to warranty service support period management of industrial products, which is an important factor of competitive advantages provision for manufacturing company, and for a consumer company — a factor of optimal consumer choice provision.

Ключевые слова: сервисное сопровождение промышленной продукции, гарантийное обслуживание, гарантийный срок, период гарантийного обслуживания, модель управления гарантийным сроком товаров производственно-технического назначения, надежность, безотказность, среднегодовые совокупные затраты жизненного цикла промышленной продукции, предельные затраты существования промышленной продукции от увеличения ее гарантийного срока

Keywords: service support of industrial products, warranty service, warranty period, warrantee service period, model of warranty period management for production and technical products, reliability, failure-free performance, annual-average aggregate costs of industrial products life cycle, marginal costs of industrial products existence from the increase of its warranty period

Для экономики постиндустриального периода характерна организация новых рынков и более глубокая сегментация традиционных рынков, приоритет на которых переходит от производства товаров, работ к производству услуг, в том числе и услуг, оказываемых производству его контрагентами. Другим существенным аспектом актуальности сервисной проблематики является тот факт, что вследствие ожидаемого вступления России в ВТО обострились проблемы обеспечения конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внешних рынках. Одним из направлений их решения является построение эффективных систем сервисного сопровождения промышленной продукции.

Сервисное сопровождение промышленной продукции — это система обеспечения, позволяющая покупателю (потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения/потребления промышленной

продукции, а также экономически выгодно эксплуатировать ее в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя.

Важнейшими функциями, возлагаемыми на систему сервисного сопровождения, являются:

• обеспечение оптимального и экономически эффективного использования потребителем оборудования;

• формирование перспективного и достаточно стабильного рынка сбыта промышленной продукции;

• установление барьеров на пути проникновения в отрасль новых конкурентов;

• обеспечение долгосрочных партнерских отношений с потребителями;

• получение дополнительных доходов;

• участие в инновациях;

• содействие изучению рынков, товаров и конкурентов.

Одной из составляющих сервиса промышленной продукции при его дифференциации по временному фактору является гарантийное обслуживание, характеристика которого представлена на рис. 1.

Термин «гарантия» (от garantir — обеспечивать, охранять) изначально употреблялся для обозначения обязательства какого-либо лица перед кредитором, однако впоследствии стал применяться для определения обязательства одного лица перед другим.

Применительно к сервису, гарантия — это определенное обязательство предприятия-производителя в течение указанного периода устранять возможные недостатки оборудования и производственные дефекты.

Гарантийное сервисное сопровождение осуществляется в рамках документального поручительства (гарантии) производителя промышленной продукции о выполнении им бесплатно всех обозначенных в договоре купли-продажи мероприятий по обслуживанию изделия [1].

Как видно из рис.1, одним из базовых свойств гарантии является срок ее действия (как инварианты в хозяйственной практике используются термины «гарантийный срок» или «период гарантийного обслуживания»).

Варьируя гарантийный срок с целью повышения конкурентоспособности своей продукции, предприятие-производитель использует гарантию как средство конкурентной дифференциации (общая стратегическая модель М. Портера [2]). Данный прием способствует укреплению позиций предприятия-производителя на рынке как производителя такой конструкции промышленной продукции и при таком контроле ее качественных параметров, которые соответствуют данной гарантии.

С точки зрения потребителя период гарантийного обслуживания является одним из важных критериев потребительского выбора промышленной продукции, так как отражает ее основные эксплуатационные

> <

Способ «закрепления» клиентуры и обеспечения перспективного рынка сбыта промышленной продукции

Рис. 1. Характеристика гарантийного сервисного обслуживания промышленной продукции

свойства: надежность, готовность к выполнению основных функций и экономичность — и напрямую влияет на основные технико-экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятия-потребителя: себестоимость выпускаемой продукции, объемы производства, цены и прибыль.

С учетом вышеизложенного механизм определения оптимальной величины периода гарантийного обслуживания промышленной продукции находится в зоне экономических интересов как предприятия-производителя, так и предприятия-потребителя.

Обзор научных трудов, посвященных вопросам обоснования величины гарантийного срока товаров производственно-технического назначения, позволил автору сгруппировать направления решения названной проблемы следующим образом.

1. Установление гарантийного срока опытно-статистическим методом — на основе профессионального опыта инженеров-конструкторов предприятия-производителя промышленной продукции (как правило, в процентном отношении к полезному сроку использования оборудования) или на основе статистической обработки данных по аналогичному объекту в ретроспективном периоде. Данный подход изложен в работах Р. А. Фатхутдинова [3], В. Ф. Комарова, Е. В. Колуги, А. Т. Юсуповой [4].

2. Установление гарантийного срока экспериментальным методом, основанным на статистической обработке данных, получаемых при испытаниях или эксплуатации оборудования. В рамках данного направления представляет интерес исследование А. О. Петухова, разработавшего методику оперативной оценки гарантийного срока по материалам рекламаций [5].

3. Установление гарантийного срока (гарантийной наработки) на основе уровня надежности промышленной продукции [6].

4. Установление гарантийного срока с учетом возможностей производителя, предпочтений потребителя и основных рыночных тенденций. Данный подход рассматривается в работах А. А. Письменного и реализован в алгоритме экономического обоснования длительности периода гарантийного обслуживания товаров потребительского назначения на основе максимизации функции валовой прибыли потребителя [7].

В рамках данной статьи автором предлагается модель управления гарантийным сроком товаров производственно-технического назначения, разработанная на основе двух теорий — надежности и предельных издержек, основные этапы реализации которой представлены на рис. 2.

Предоставление качественного гарантийного обслуживания требует от предприятия-производителя промышленной продукции дополнительных затрат (составляют от 2 до 15% доходов от продаж сопровождаемой продукции [8]), на величину которых существенно влияет качество продукции. Одним из показателей качества продукции производственно-технического назначения является ее надежность.

Надежность — свойство промышленной продукции сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения промышленной продукции и условий ее

Модель экономического обоснования периода гарантийного обслуживания промышленной продукции

> <

Моделирование кривых вероятностей отказов

Расчет простой вероятностной кривой

Расчет средневзвешенной вероятностной кривой

Моделирование стоимости жизненного цикла промышленной продукции

Расчет сре/ равномерны} затрат жизн промышленн щегодовых совокупных энного цикла ой продукции

Расчет минимальных среднегодовых совокупных затрат жизненного цикла промышленной продукции Расчет предельных издержек существования промышленной продукции

Е

Определение оптимального гарантийного срока

Расчет дополнительных затрат (экономии затрат) на гарантийное обслуживание издержек смещения периода гарантийного обслуживания

Рис. 2. Основные этапы реализации модели экономического обоснования периода гарантийного обслуживания

промышленной продукции

применения может включать безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость или определенные сочетания этих свойств (табл. 1).

Длительность гарантийного срока прямо пропорционально зависит от свойства безотказности, количественно измеряемого частотой отказов оборудования. Закономерности возникновения отказов в теории надежности отражает так называемая кривая «ванны», классический вид которой приведен на рис. 3:

1. Фаза ранних отказов (период приработки). Ее продолжительность зависит от качества и стабильности компонентов оборудования. Отказы в этот период вызываются дефектами при производстве и сборке продукции.

2. Фаза случайных (устоявшихся) отказов. Ее продолжительность зависит от случайных факторов (при условии соблюдения правил эксплуатации и обслуживания).

3. Фаза систематических отказов. Плавное без скачкообразного роста увеличение интенсивности отказов обусловлено физическим износом компонентов оборудования [7].

Период гарантийного ресурса — это интервал времени, в котором, согласно теории надежности, варьируется величина гарантийного срока.

Таким образом, из рис. 3 видно, что величина гарантийного срока Тг должна находиться в диапазоне трех фаз:

или

0 < Т < Т

и г гр>

0 < Т < Т + Т + Т .

г ро уо со

(1)

(2)

Из рис. 3 также видно, что во избежание дополнительных затрат на гарантийное обслуживание наиболее целесообразной величиной гарантийного срока с точки зрения надежности продукции будет период в интервале фазы устоявшихся отказов.

В рамках данного исследования с целью экономического обоснования продолжительности гарантийного срока была разработана технико-экономическая модель. В качестве критерия использован минимум среднегодовых совокупных затрат жизненного цикла промышленной продукции.

На первом этапе моделированию подлежат функции накопления отказов оборудования согласно алгоритму расчетов, приведенному в табл. 2.

На втором этапе осуществляется моделирование стоимостных показателей:

1. при оперировании за предприятие-потребителя — стоимости жизненного цикла и среднегодовых равномерных совокупных затрат жизненного цикла промышленной продукции;

2. при оперировании за предприятие-производителя — предельных затрат существования промышленной продукции от увеличения ее гарантийного срока.

Стоимость жизненного цикла оборудования -РСЖц рассчитывается по формуле:

РСжц = К + £ З+х-

(=1

11 +

Е У 100/

(14)

где К — затраты на приобретение (как правило, затраты на доставку, монтаж, пуск, расконсервацию,

1

Таблица 1 <

Составляющие надежности промышленной продукции ш

Свойство Содержание Примечание

Безотказность Свойство промышленной продукции непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или наработки (выполнении определенного объема работы) Приоритетная составляющая надежности для промышленной продукции, обеспечивающей экономическую, промышленную, военную, экологическую и другие виды безопасности потребителя

Долговечность Свойство промышленной продукции сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта Приоритетная составляющая надежности для: • потребителей с низким уровнем платежеспособности; • вспомогательного оборудования

Ремонтопригодность Свойство промышленной продукции, заключающееся в приспособленности к поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем технического обслуживания и ремонта Приоритетная составляющая надежности для потребителей с низким уровнем платежеспособности и/или ориентированных на сомообслуживание

Сохраняемость Свойство промышленной продукции сохранять в заданных пределах значения параметров, характеризующих ее способности выполнять требуемые функции, в течение и после хранения и (или) транспортирования; характеризуется способностью промышленной продукции противостоять отрицательному влиянию условий и продолжительности хранения и транспортирования на ее безотказность, ремонтопригодность и долговечность Приоритетная составляющая надежности для: • запасных частей (узлов, агрегатов); • резервного оборудования

Условные обозначения: Тро — фаза ранних отказов (период приработки); Туо — фаза случайных (устоявшихся) отказов; Тсо — фаза систематических отказов; Тгр — гарантийный ресурс; Тпи — срок полезного использования

Рис. 3. Кривая «ванны»

проверку, настройку и обучение персонала предприятия-потребителя уже включены в цену продажи), руб.; Б/ — совокупные издержки функционирования оборудования в году эксплуатации I, руб.; Е — ставка дисконтирования, %; Т — продолжительность жизненного цикла оборудования (включает фазы проектирования, производства, продажи, эксплуатации и ликвидации/ утилизации), лет.

Величина среднегодовых равномерных совокупных затрат жизненного цикла промышленной продукции АСц определяется по формуле:

РС

К + З + х

ЖЦ

т I 2 (

1+ Е V 100/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(15)

при допущении, что значения З4 представляют собой аннуитет.

Затем с учетом рассчитанной на первом этапе моделирования средневзвешенной вероятностной кривой отказов определяются минимальные среднегодовые совокупные затраты жизненного цикла промыш-

Таблица 2

Моделирование кривых вероятностей отказов оборудования

Этап моделирования Расчетные формулы

1 2

1. Расчет простой вероятностной кривой

1.1. Анализ достаточно длинного горизонта построения кривой Количество лет, использованное в расчетах — 10

1.2. Анализ данных по максимальному, минимальному и нормативному (среднему) срокам эксплуатации оборудования max, min, ц

1.3. Расчет кумулятивной кривой жизни оборудования F F = 1 - Norm(x, ц, а), (3) где Norm(x, ц, а) — кумулятивная фу деления; x — расчетный год; а — вел ского отклонения x Norm (x, ц, о) = J exp „ max - г 0= 2 нкция но ичина ср ( !■ \2Л i( 2 V / nin рмального распре-еднеквадратиче- (4) (5)

1.4. Расчет кривой вероятности отказа Р^ P0F = tfb-, (6) где ft и f t - 1 — значения функции f соответственно в периоды времени t и t - 1

2. Расчет средневзвешенной вероятностной кривой

2.1. Расчет «ранней» кривой жизни оборудования

2.1.1. Расчет максимального значения срока эксплуатации оборудования max' max' = 2ц - min (7)

2.1.2. Расчет «поправки» на «детскую смертность» с помощью нормального распределения F' F' = 1 - Norm(x, ц, а'), (8) где а' — стандартное отклонение, рассчитываемое с учетом изменившегося максимума по формуле (5)

2.1.3. Расчет «ранней» кривой жизни оборудования Fer Рассчитывается точно таким же образом, как и простая кривая жизни (по формуле (3)), но с учетом изменившегося максимума, а также поправки на «детскую смертность», которая распределяется следующим образом: для первого периода (при условии существования нулевого) к значению кривой жизни прибавляется 0,6 от поправки, для второго периода к кривой жизни прибавляется 0,3 от поправки и к третьему периоду прибавляется 0,1 от поправки

2.2. Расчет «поздней» кривой жизни оборудования

2.2.1. Расчет минимального значения срока эксплуатации оборудования min' min' = 2ц - max (9)

2.2.2. Расчет «поздней» кривой жизни оборудования Flat Рассчитывается по формуле (3) с учетом изменившегося минимума и, соответственно, изменившегося стандартного отклонения (рассчитывается по формуле (5))

2.3. Расчет средневзвешенной вероятностной кривой

2.3.1. Расчет веса «ранней» кривой жизни в средневзвешенной кривой жизни оборудования в период t rnetr = 1 га f = 1 для всех периодов, где: N < ц - О , где N — номер периода для всех остальных периодов до момента, когда N > ц + О : c-[N -(ц-f)] гаer = L v 2 ] (10) ' о при наступлении момента N > ц + О гаf = 1

> <

1 2

2.3.2. Расчет веса «поздней» кривой жизни в средневзвешенной кривой жизни оборудования в период £ гае/ = 1 N < ц - ^ для всех периодов, где: N<ц-|, для всех остальных периодов до момента, когда N > ц + , га f = 1, рассчитывается по формуле (10) при наступлении момента N > ц + 2 га? = 1

2.3.3. Расчет кривой вероятности отказа для «ранней» кривой жизни оборудования Р0Рег fer fer P0 Fer = h-1 h (11) 0 fer K ' >t

2.3.4. Расчет кривой вероятности отказа для «поздней» кривой жизни оборудования Р0ЕШ flat flatr PoFiat =ft-1 n;: (12)

2.3.5. Расчет средневзвешенной вероятностной кривой Р0Е P0Fra = га? х P0Fer + raltat х P0Flat (13)

> <

ленной продукции, и, следовательно, оптимальный гарантийный срок Тг, с точки зрения предприятия-производителя:

AC'Ti = min(ACц х P0Fra), ц = arg min(AC^ х P0Fra).

(16)

(17)

Предельные затраты на существование промышленной продукции от увеличения ее гарантийного срока на п лет МСг предлагается рассчитывать следующим образом:

MCг =

AAC ' = ACk +n ACTг AT = n

Тг = arg (aAC^ х P0F га) .

(18)

(19)

При этом издержки смещения периода гарантийного обслуживания (Ссм) рассчитываются как разница между предельными затратами на существование промышленной продукции в новый период гарантийного обслуживания (МСг) за вычетом среднегодовых издержек жизненного цикла (АСц):

Ссм = МСг - АСц.

(20)

Издержки при смещении периода гарантийного обслуживания на более ранние сроки будут называться издержками смещения периода гарантийного обслуживания «назад», на более поздние сроки — «вперед».

Предлагаемая модель экономического обоснования периода гарантийного обслуживания была апробирована в ОАО «Курганский машиностроительный завод». В рамках экспериментальной части исследования собрана и обработана информация о многоцелевых коммунально-строительных машинах МКСМ-800, выпускаемых этим предприятием:

• данные бухгалтерского учета ОАО «Курганский машиностроительный завод» и предприятий-потребителей его продукции;

• показатели состояния многоцелевых коммунально-строительных машин МКСМ-800 в процессе их эксплуатации.

Результаты, полученные в ходе апробации, показали, что оптимальное значение периода гарантийного обслуживания машин находится в диапазоне от 3 до 4 лет (в настоящее время срок действия гарантии — 2 года). Увеличение гарантийного срока до указанного интервала приведет к росту издержек на гарантийное обслуживание на 9%, при этом одновременно увеличится потенциал сбыта, компенсирующий этот рост.

Представленная в данной статье модель управления величиной гарантийного срока продукции производственно-технического назначения может быть использована специалистами сервисных подразделений и служб надежности машиностроительных предприятий для экономического обоснования величины гарантийных сроков их продукции, маркетинговыми службами — для разработки схем позиционирования товаров на рынке.

Литература

1. ФасхиевХ. А. Маркетинг в автомобилестроении. М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2001.

2. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.

3. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Изд.-книготорг. центр «Маркетинг», 2002.

4. Комаров В. Ф., Колуга Е. В., Юсупова А. Т. Аренда. Лизинг. Фирменный сервис. Новосибирск: Наука, 1991.

5. Петухов А. О. Оценка безотказности тракторов на основе рекламационных данных с использованием дополнительной информации // Известия МГТУ «МАМИ». 2010. № 1.

6. Методика расчета гарантийных сроков (гарантийных наработок) промышленных изделий. М.: Изд-во стандартов, 1975.

7. Письменный А. А. Методика определения величины гарантийного срока товаров длительного пользования // Научные труды ДонНТУ. Серия: Экономическая. 2007. Вып. 32.

8. Балалова Е. И., Каурова О. В. Сервисная деятельность: Учет, экономический анализ и контроль. М.: Дело и сервис, 2005.

ц

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.