Научная статья на тему 'Экономическое обеспечение и гарантии на государственной службе'

Экономическое обеспечение и гарантии на государственной службе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1213
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / ГАРАНТИИ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ / ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арзамасцева А. А.

Огромную роль в осуществлении государственными гражданскими служащими их функциональных прав имеют гарантии этих прав, установленные законодательством. Глава 11 Федерального закона № 79-ФЗ «Государственные гарантии на гражданской службе» посвящена этому вопросу и состоит из трех статей (статьи 52,53,54)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическое обеспечение и гарантии на государственной службе»

Арзамасцева А.А., студентка 5 курса специальности Государственное и муниципальное управление

Второй Тамбовский филиал РАНХиГС

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ГАРАНТИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

Ключевые слова: гражданская служба, гарантии гражданских служащих, Тамбовская область.

Аннотация. Огромную роль в осуществлении государственными гражданскими служащими их функциональных прав имеют гарантии этих прав, установленные законодательством. Глава 11 Федерального закона № 79-ФЗ «Государственные гарантии на гражданской службе» посвящена этому вопросу и состоит из трех статей (статьи 52,53,54) [1].

Проанализировав систему гарантий, изложенных в главе 11 Федерального закона № 79-ФЗ, можно вывести следующие их принципы:

1) принцип всеобщности гарантий;

2) принцип многообразия оснований и видов гарантий;

3) принцип дифференциации гарантий государственных служащих в зависимости от социально значимых обстоятельств;

4) принцип обеспечения компенсации потерь государственных служащих в результате налагаемых на них различных ограничений и запретов;

5) принцип обеспечения привлекательности государственной службы по сравнению с деятельностью в иных областях;

6) принцип сопоставимости уровня социального обеспечения государственного служащего и членов его семьи, в том числе и после его смерти;

7) принцип компенсации последствий угроз жизни, здоровью, имуществу государственных служащих и членов их семьи, связанных с

исполнением им своих должностных обязанностей;

8) принцип недопустимости неблагоприятного воздействия на возможность реализации государственным служащим права на соцобеспечение в случае оставления государственной службы;

9) единство системы гарантий федеральных государственных гражданских служащих и государственных гражданских служащих субъектов Федерации.

Как и в любом субъекте Федерации в Тамбовской области также имеется закон регулирующий деятельность государственной гражданской службы Тамбовской области №Э04-З «Об организации государственной гражданской службы Тамбовской области» [2].

Настоящий закон в соответствии с Федеральными законами «О системе государственной службы Российской Федерации» [3] и «О государственной гражданской службы Тамбовской области» [2] устанавливает особенности организации государственной гражданской службы Тамбовской области.

В 13 статьях данного закона регулируются деятельность государственной службы Тамбовской области, но подробнее хотелось бы остановиться именно на 8 статье (гарантии гражданских служащих Тамбовской области), в которой гарантируются основные и дополнительные государственные гарантии, установленные Федеральным законом. Порядок, условия и размеры выплат по обязательному государственному страхованию, возмещения расходов, связанных со служебными командировками, возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган устанавливаются Законом Тамбовской области. Также гражданским служащим предоставляются и дополнительные государственные гарантии, о которых говорится в пункте 2. К дополнительным гарантиям относят:

1) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением

должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, в случаях и порядке, установленных нормативным правовым актом Тамбовской области;

2) предоставление с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в другом государственном органе при условии ликвидации государственного органа, реорганизации или изменении его структуры, сокращении должностей гражданской службы;

3) получение компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в случае увольнения гражданского служащего Тамбовской области, замещающего должность на определенный срок, ограниченный сроком полномочий лиц, замещающих государственные должности, при досрочном прекращении полномочий соответствующих лиц;

4) получение один раз в год государственного пособия на оздоровление в размере двукратной величины ежемесячного денежного содержания, установленного на момент выплаты, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (любой его части) и при условии наступления права на отпуск в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;

6) государственная поддержка при улучшении жилищных условий в порядке, установленном нормативным правовым актом Тамбовской области [2].

Дополнительным гарантиям также посвящена статья 53 Федерального закона № 79-ФЗ «Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих». Она устанавливает, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных законодательством, может предоставляться право на:

1) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и

стажировку с сохранением на этот период замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания;

2) транспортное обслуживание, обеспечиваемое в связи с исполнением должностных обязанностей, в зависимости от категории и группы замещаемой должности гражданской службы, а также компенсация за использование личного транспорта в служебных целях и возмещение расходов, связанных с его использованием, в случаях и порядке, установленных законодательством;

3) замещение иной должности гражданской службы при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы;

4) единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы;

5) иные государственные гарантии [1].

Таким образом, законодательство устанавливает широкий перечень гарантий для государственных гражданских служащих. Причем перечень не является исчерпывающим или подлежащим ограничительному толкованию.

Закрепляет также гарантию на единовременную субсидию государственному гражданскому служащему на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы. Реализация этой гарантии осуществляется в редких случаях частично - на основе ведомственных нормативных актов, частично - на основе законодательства субъектов федерации, что напрямую ставит данную гарантию в зависимость субъектов федерации, а также личного мнения отдельных чиновников. Но отсутствие федерального акта, регламентирующего данную сферу, приводит к тому, что в подавляющем большинстве случаев это право остается простой декларацией и сегодня государственные гражданские служащие попросту не могут его реализовать. Законодатель вместе с тем устанавливает возможность и дальнейшего расширения гарантий для государственных гражданских служащих, что напрямую зависит от развития законодательства

о государственной гражданской службе.

Проанализировав главу 11 ФЗ-79 [1] «О государственной гражданской службе РФ» и закон Тамбовской области №304-З [2] «Об организации государственной гражданской службы Тамбовской области», можно сделать вывод о том, что в Тамбовской области реализуются все обязательные гарантии за исключением одной из дополнительных гарантий. Речь идет о дополнительной гарантии на единовременную субсидию по приобретению жилой площади один раз за весь период гражданской службы, но каждый субъект федерации самостоятельно решает реализовать ли данную гарантию или нет. Это может зависеть от множества факторов, но, на мой взгляд, более весомым фактором является финансовое положение региона. К сожалению, Тамбовская область пока не готова к реализации такой социально важной гарантии. Безусловно, регион должен стремиться максимально полно предоставлять не только обязательные гарантии, но и дополнительные, какими бы финансово затратными они бы не были.

Список литературы:

1. О государственной гражданской службе РФ: федер. закон от 27. 07.2004 № 79-ФЗ// Собрание законодательства, 2004.- Ст. 1231.

2. Об организации государственной гражданской службы Тамбовской области: закон Тамбовской области от 30.03. 2005 г. №304-З.

3. О системе государственной службы Российской Федерации от 01.09.2013г. №58-фз

4. Беспалов М.В. Анализ развития социально-экономической системы Тамбовской области в условиях кризиса / Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 35. С. 43-51.

5. Беспалов М.В. Роль государства в формировании программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации / Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2006. № 4. С. 212-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.