Финансы и управление
Правильная ссылка на статью:
Степанов Н.С. — Экономическое и политическое будущее Гонконга // Финансы и управление. - 2020. - № 2. DOI: 10.25136/2409-7802.2020.2.33443 URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.php?id=33443
Экономическое и политическое будущее Гонконга
□
Степанов Никита Сергеевич
кандидат экономических наук Старший научный сотрудник, Институт экономики РАН 117218, Россия, г. Москва, ул. Нахимовский Проспект, 32, каб. 720
Niki tosste pa nov@g mail.com
Статья из рубрики "Актуальный вопрос"
DOI:
10.25136/2409-7802.2020.2.33443
Дата направления статьи в редакцию:
21-07-2020
Аннотация.
Актуальность статьи обусловлена серьезными переменами в крупнейшей экономике мира, связанными с особым статусом Гонконга, который стремительно теряет автономию и привилегии с ней связанные. Целью статьи является обоснование возможных перспектив и ограничений экономического и политического будущего Гонконга. В качестве предмета исследования выступают особенности, тенденции и закономерности развития Гонконга в экономической и политической сферах. Методология проведения работы. Исследование развития Гонконга и факторов влияния на данные процессы проводилось с использованием структурного подхода, методов логического, сравнительного и статистического анализа, группировок, абстрактно-логического моделирования и тому подобное. Результаты работы. Проведенное исследование современных тенденций, закономерностей позволило выявить основные проблемы, способные ограничить успешное развитие Гонконга в ближайшем будущем: китайское наступление на особый статус Гонконга, выразившееся в принятии закона в 2019 г., возможные санкции со стороны США, угрожающие лишить Гонконг статуса мировой финансовой столицы; протесты жителей Гонконга, последствия пандемии коронавируса в экономическом секторе. Область применения результатов.Практическая значимость полученных результатов заключается в возможности использования при формировании стратегических направлений развития Гонконга с учетом современных условий, связанных с политическими конфликтами, а также кризисных тенденций, связанных с пандемией коронавируса.Новизна. Выявлены проблемы современного состояния Гонконга, сформулированы возможные пути их решения для нивелирования возможных
кризисных тенденций. Выводы. Установлено, что может быть несколько вариантов развития событий: при этом полная отмена особого статуса Гонконга кажется менее реалистичной, поскольку это устранит возможные попытки построить отношения по принципу «одно государство - две системы».
Ключевые слова: Гонконг, Китай, статус, мировая финансовая система, автономия, кризис, протесты, пандемия, коронавирус, США
Введение
Территориально-административное деление Китая представляет собой довольно сложную структуру, особенно это касается специальных и автономных районов. Вместе с 22 провинциями (кроме Тайваня, которого власти КНР считают своей 23 провинцией) существует 5 автономных районов и 2 специальных административных района: Сянган, в составе которого входит Гонконг, и Аомынь с центром Макао. Оба являются мощными экономическими центрами с большим количеством миллиардеров среди населения (примерно на 7 млн жителей Гонконга 500000 - миллионеры). После 150-летнего пребывания под протекторатом британской монархии, Китаю вернули Гонконг лишь в конце прошлого века. В основе успеха Гонконга последних лет лежит концепция «одна страна, две системы», которая является ядром конституции, введенной в 1997 году,
гарантирующей Гонконгскую автономию
Таких примеров в истории не так много, но, несмотря на переход под суверенитет Китая, Гонконг остался де-факто под собственной юрисдикцией ^^ Это ярко выражено в существующей границе и визовых ограничениях между материковой и специальной автономной провинцией (САР), также в том, что граждане Гонконга имеют свои собственные паспорта. Условия особого статуса предусматривают переходный период сроком в 50 лет, если договоренности о статусе этого региона после 2047 не будет. Так как на сегодня такая тенденция сохраняется, Гонконг имеет возможность через 28 лет стать обычной провинцией КНР без каких-либо преференций.
Сегодня именно модель «одна страна, две системы» придает Гонконгу уникальность, привлекательность как для международных инвесторов, так и для жителей материкового Китая, которые ценят положение этой территории как благоприятной для ведения бизнеса ^^Ш. Например, международное бизнес-сообщество, сосредоточенное на рынке Китая после его вступления в ВТО, обращаются не напрямую на китайский рынок, а к гонконгским предпринимателям, знающим международный бизнес, а также китайскую
культуру, правила и обычаи ведения бизнеса в Китае П^!.
Однако, в 2019 году такое течение событий осложняется современной волны антиправительственных протестов, международной торговой войной КНР и США, а также кризисом в экономике, связанной с коронавирусной инфекцией и ее последствиями. В связи с чем актуальной представляется проблема изучения экономических и политических направлений будущего развития Гонконга с учетом успешного международного опыта.
Методология исследования
Анализ проблем современного состояния экономической и политической сфер в Гонконге базируется на фундаментальных положениях экономической теории, трудах ученых и аналитических отчетах государственных и общественных экономических
институтов и международных финансовых организаций, законодательных и нормативно-правовых документах по регулированию данных процессов. В работе применена совокупность общефилософских методов, что позволило всесторонне изучить вопрос взаимоотношений Гонконга, КНР и США, происходящих на фоне обострения торговой войны, которая ведется между двумя крупнейшими экономиками мира. Системный анализ использован для определения стратегических направлений развития Гонконга с учетом того, что проблема Гонконга может иметь серьезные последствия для всей мировой экономики.
В статье проводится сравнение перспектив развития Гонконга с Лондоном, который, как и Гонконге, имеет сектор услуг, составляющий 84% его экономики. В начале 1960-х годов американские банки создали в Лондоне рынок евродолларов, чтобы избежать внутреннего банковского регулирования, а к середине 1990-х годов Лондон стал крупнейшим финансовым центром в мире, продолжая оставаться в центре мировой финансовой системы. Стать оффшорным торговым центром юаня может быть очень важно для будущего финансирования Гонконга и экономического роста Китая.
Научная новизна
Проведен анализ современных проблем, вызывающих обеспокоенность в отношении будущего Гонконга, сформулированы перспективные направления развития Гонконга с учетом дальнейшей экономической интеграции с материковым Китаем и возможности становления Гонконга в качестве оффшорного торгового центра юаня может, что может быть очень важно для будущего финансирования Гонконга и экономического роста Китая. Изучение предмета исследования может привнести в экономическую теорию посредством использования результатов исследования при формировании стратегических направлений развития национальных экономик, интеграционных группировок с учетом современных условий, связанных с политическими конфликтами, а также кризисных тенденций, связанных с пандемией коронавируса.
Обсуждение
Будучи десятой по величине торговой экономикой и третьим по величине финансовым центром в мире, Гонконг часто называют моделью либеральной экономики. Однако в настоящее время экономика замедляется, и в 2019 году ВВП вырос на -1,2% против 2,9% в 2018 году. Это замедление обусловлено охлаждением экономики Китая, торговой напряженностью в отношениях с США, снижением прямых иностранных инвестиций и ужесточением условий кредитования. По данным Financial Times, экономика Гонконга пострадала от протестов. Согласно обновленным прогнозам МВФ от 14 апреля 2020 года, в связи со вспышкой COVID-19, ожидается, что рост ВВП снизится до -4,8% в 2020 году и увеличится до 3,9% в 2021 году, в зависимости от постпандемической глобальной
экономической ситуации Среди секторов, несущих основную тяжесть
экономического спада, - розничная торговля и туризм.
Таблица - Основные показатели экономического развития Гонконга-1!
Показатель Ед.изм. 2016 2017 2018 2019 2020
Тем роста ВВП % 2,169 3,791 2,862 -1,188 -4,821
Валовой внутренний продукт, текущие цены Млрд. долл.США 430,49 455,23 479,66 482,23 461,90
Валовой внутренний продукт на душу
на с е ле ния , по с то я нные це ны % 1,236 3,287 1,854 -1,377 -5,002
Инфляция, потребительские цены на конец периода % 2,411 1,481 2,408 2,865 2
Уровень безработицы % 3,387 3,119 2,816 2,955 4,462
Третичный сектор является основой экономики Гонконга. Финансовые услуги, торговля и логистика, туризм, импорт / экспорт, воздушный транспорт, профессиональные услуги являются традиционными ключевыми отраслями в Гонконге. Сектор услуг обеспечивает около 92,2% ВВП и насчитывает почти 88,1% рабочей силы (рис.1). Гонконг выступает в качестве сервисного центра для азиатских компаний, особенно для тех, кто торгует с Китаем. Согласно данным, опубликованным Коммерческим регистром, в Гонконге зарегистрировано более 900 тысяч компаний [11, 14].
Рисунок 1 - Структура добавленной стоимости и занятости, %
В разгар коронавирусного кризиса Китай предпринимает действия, которые могут привести к потенциальным санкциям со стороны Запада. В связи с опасениями США в отношении конкуренции Китая за мировое лидерство, был разработан отчет, санкционированный Конгрессом США, в котором оценивается, обладает ли Гонконг достаточной автономией, чтобы оправдать особый экономический статус, который он имеет с США. По сути, в соответствии с законодательством США, которое предшествовало передаче Гонконга Великобританией Китаю в 1997 году, Гонконг по-прежнему рассматривается как территория, контролируемая Великобританией. Например, в последнее время это означало, что Гонконг не подвергался тарифам, которые США налагали на товары, экспортируемые из материковой части Китая. Если США отменит особый статус Гонконга - под угрозой оказывается статус Гонконга как всемирно значимого финансового центра и торгового узла.
Вся торговля с США с материковым Китаем идет транзитом через Гонконг, чтобы избежать тарифов США. Изменение статуса Гонконга и ввод санкций / тарифов в отношении торговых и финансовых потоков Гонконга используется в качестве оружия в
попытках США сдержать рост экономического и геополитического влияния Китая^13^. Аннулирование особого статуса имело бы особое значение не только для Гонконга, но и для западного капитала и компаний, работающих на этой территории. Это также было бы очень невыгодно для самого Китая
Только в США около 82 миллиардов долларов США (123 миллиарда долларов США) прямых инвестиций и более 1300 компаний, работающих в Гонконге. Экономическое взаимодействие с Гонконгом развивается и в странах Европейского союза.
Австралийские компании инвестировали в Гонконг более 50 миллиардов долларов США, а объем двусторонней торговли приближается к 20 миллиардам долларов США в год. Гонконг - это ворота Китая в мировую финансовую систему; его ключевой канал на запад для иностранного капитала и торговли. Около 1 триллиона долларов США
торговых потоков проходит через Гонконг каждый год ^^^ Будучи небольшой открытой экономикой, Гонконг развивается как «независимый» субъект. Но его рост в основном зависит от импортных ресурсов и внешних рынков. Поскольку его традиционные производственные фирмы переехали на север в Кантон для сокращения расходов, доля промышленности Гонконга в его экономике сократилась; экономика такого типа
подвержена спекулятивным пузырям или внешним колебаниям liSi.
С 1997 года Гонконг стал более тесно связан с материковой экономикой благодаря способности города развивать развитую экономику услуг. Это сделало Гонконг идеальным местом для выгод от структурных сдвигов, происходящих на соседнем материке. Учитывая высокие факторные затраты в Гонконге, он может потерять свою
конкурентоспособность, если не ускорит интеграцию с материковым Китаем ^^ Это необходимо не только потому, что Китай предоставляет Гонконгу внутреннюю территорию с более дешевой / квалифицированной рабочей силой и менее дорогой землей, но также потому, что преимущества первичной и вторичной промышленности могут дополнять преимущества Гонконга в отношении капитала и услуг и низких трансакционных издержек. Дальнейшее экономическое слияние может сделать экономическую структуру Гонконга более сбалансированной и обеспечит сильный синергетический эффект для его долгосрочного роста.
Неясно, почему в разгар экономических проблем, с которыми Китай сталкивается в результате пандемии коронавируса его руководство выбрало этот момент, чтобы предпринять действия, которые потенциально могли вызвать массовые протесты в Гонконге и осуждение и возможные санкции со стороны Запада, а не только США. Протесты в городе были первоначально вызваны законопроектом, разрешающим экстрадицию в Китай. Позже они превратились в более широкие антиправительственные демонстрации, которые включают такие требования, как большая демократия и всеобщее из б ира те льно е пра в о .
В данной связи данные протесты можно рассматривать как инструмент в борьбе США с растущим влиянием Китая. ^^ поскольку если Пекин будет проводить мероприятия по становлению Гонконга в качестве оффшорного торгового центра для юаня, то нынешний финансовый статус Лондона может отразить позицию Гонконга в мире финансов завтрашнего дня. Кроме того, Лондон, аналогично Гонконгу, имеет развитый сектор услуг, составляющий 84% его экономики. В начале 1960-х годов американские банки создали в Лондоне рынок евродолларов, чтобы избежать внутреннего банковского регулирования, а к середине 1990-х годов Лондон стал крупнейшим финансовым центром в мире. Гонконг способен пройти аналогичным путем, поскольку ожидается рост юаня в сфере его использования и влияния в Азии и за ее пределами, а экономика Китая будет приближаться к экономике Америки в будущем.
Еще одной из большинства не освещенных СМИ проблем протестов является одобрение так называемого «Hong Kong Human Rights and Democracy Act» с целью законодательного закрепления базовых ценностей и прав, которые должны быть обеспечены местными властями Гонконга. Это односторонний документ США, который зарегистрирован в Конгрессе еще в 2017 году, но до сих пор не был реализован. Проблема в том, что именно в 2017 году впервые за 20 лет со времени, как Гонконг стал
китайским, были проведены выборы главы администрации Гонконга, но эти выборы, которые прописаны в Базовом законе, не являются прямыми. Часть из них выбирают в соответствии с районом проживания, другие 1200 человек выбирает коллегия выборщиков, и лишь треть определяют прямым голосованием
Что касается самого документа «Hong Kong Human Rights and Democracy Act», то в случае его одобрения, инициатор, Соединенные Штаты будут ответственными за гарантии прав безопасности жителей Гонконга. Современный подход «одна страна-две системы» уже слишком кардинально отличается от первоочередной версии в 1997 году. США уже одобряли подобную декларацию «The United States-Hong Kong Policy Act», но в 1992 году она имела исключительно односторонний характер и сосредоточила вектор отношений США и Гонконга, прежде всего, на вопросах торговли. Впоследствии это привело к тому, что специальный автономный регион де-факто не имеет самостоятельной денежной политики, поскольку курс доллара в Гонконге тесно связан с долларом США. В свою очередь стабильность денежной единицы привлекает международные компании и инвесторов J^i.
Экономическая ситуация в Гонконге очень сложная. Несомненно, в Гонконге произошел отток капитала, хотя эти тенденции ослабляются, поскольку в последние месяцы интенсивность протестов уменьшилась. Не следует забывать, что США и КНР находятся в активной фазе торговой войны, поэтому Гонконг рискует стать своеобразной периферией для первой и второй экономик мира. Если бы эти требования протестующих зафиксировали юридически, то должны были бы быть внесены изменения относительно самого статуса Гонконга в пределах Китая, которые закреплены в «Basic law of the Hong Kong special administrative region of the People's Republic of China».
Кроме того, недавно в Сенате США была введена мера, предусматривающая наказание лиц и учреждений Китая, связанных с законами о безопасности, и любых банков, которые ведут с ними коммерческие сделки. США очень эффективно использовали свое доминирование в мировой финансовой системе и угрозу санкций в отношении банков, чтобы перекрыть поток финансов и капитала в такие страны, как Иран и Россия, а также богатых и влиятельных людей в них. Существует целый ряд других возможных санкций, в том числе визовые ограничения для китайских чиновников и простых граждан. Америка также неуклонно пополняет список технологических компаний Китая, деятельность которых она считает противоречащей национальным интересам; в настоящее время они настаивают на том, что китайские компании, зарегистрированные в США, должны быть проверены американскими аудиторами. Тарифы, которые были наложены на экспорт Китая на сумму более 360 млрд. долларов США, также существенно ограничивают
возможности китайской экономики [7].
Китай, считает, что сила его собственной экономики подтверждает статус Гонконга как мирового финансового центра. Он также указал, что лишение особого статуса Гонконга нанесло бы ущерб американским компаниям и разрушило инвестиционное сотрудничество с американскими компаниями. Ожидается, что Гонконг сохранит свои позиции в качестве одного из трех крупнейших центров IPO, финансового центра мировой экономики, в том время как протесты выступают как один из инструментов
воздействия со стороны США на Китай в борьбе за экономическое лидерство в мире-^4-
Полагаем, что государственная система Гонконга должна быть реформирована, чтобы играть большую роль в содействии долгосрочному экономическому развитию. Как было
показано ранее, отношения Гонконга с материком имеют основополагающее значение для определения его социально-экономической судьбы, и взаимодополняемость этих отношений принесла огромные выгоды. Успешное сотрудничество с материком используется частным сектором Китая и Гонконга, а дальнейшая интеграция требует от правительства Гонконга принятия критических мер. Это сформировало бы огромные возможности для Гонконга, а также для китайской экономики.
Концентрированная экономика услуг в Гонконге может иметь основополагающее значение для экономики Китая, структурные изменения в котором способствуют превращению будущего Гонконга в полноценный мировой центр. Обычно растущая экономика тратит больше на услуги, и это то, что происходит в Китае. Широкий спектр услуг, которые Гонконг может предложить растущему населению с увеличивающимися доходами, обеспечит получение прибыли и возможности трудоустройства. Данное преимущество Гонконга позволяет ему стать уникальным сервисным центром Китая, где жителям материка станет легче работать. В современном мире сфера услуг все чаще обеспечивает более быстрый экономический рост и повышение производительности труда. С учетом этого и с учетом масштабных изменений, происходящих в Китае, полагаем, что Гонконг может изменить геополитический и геоэкономический статус Китая, что говорит о необходимости сохранения его особого положения.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод, что последние события, связанные с протестами, а также реакции на них власти Китая показала, что уже сейчас надо работать над соглашением после 2047. Одним из вариантов является продолжение этого периода с «мягкой» интеграцией Гонконга в состав КНР.
Установлено, что может быть несколько вариантов развития событий: сохранение и продолжение нынешнего статуса провинции как специального автономного региона, частичная отмена автономии путем отмены местных выборов, или полная отмена особого статуса Гонконга и превращение его в обычную китайскую провинцию. По моему мнению, наиболее успешным вариантом для Гонконга и КНР было бы получение дальнейшего развития интеграционных процессов с материковым Китаем и становление Гонконга в качестве оффшорного торгового центра для юаня, что имеет решающее значение для укрепления его статуса финансового центра мирового класса. Для извлечения взаимодополняемости требуется, чтобы материковый Китай и Гонконг сотрудничали в рамках межправительственной координации обеих территорий.
Библиография
1. Бахтуразова Т. В., Майоров М. К., Майорова Н. В., Еделев Д. А. Угрозы промышленной политике, торговле обмену знаниями условиях всемирной чрезвычайной ситуации // Вестник ГУУ. 2020. №4. С.42-46.
2. Восканян М. А. Опыт экономических реформ «азиатских тигров»: факторы успеха // Journal of new economy. 2020. №2. С.24-44.
3. Лукьянин А.Д. Анализ влияния политики протекционизма на рынок ценных бумаг Китая // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2020. №49. С.236-247.
4. Ноздрев С.В. Азия: процессы региональной экономической интеграции // Восточная Азия: факты и аналитика. 2020. №1. С.34-46.
5. Петренко В.Ю. Роль офшорных финансовых центров в системе финансовой глобализации // Инновации и инвестиции. 2020. №4. С.69-72.
6. Чжэн Вэй Внешнеторговая деятельность КНР // Российский внешнеэкономический
вестник. 2020. №1. С.104-109.
7. A look at the future as Beijing seeks more influence over Hong Kong.
https ://news.harvard.edu/gazette/story/2020/06/anthony-saich-on-future-of-beijings-relationship-with-hong-kong/
8. Fan Q., Wang T. The impact of Shanghai-Hong Kong Stock Connect policy on A-H share price premium. Financial Research Letters. 2017, Vol.21, pp.222-227.
9. Fong Brian C.H. The Future of Hong Kong's Autonomy. How will China and the West respond to the Water Revolution? URL: https://thediplomat.com/2019/10/the-future-of-hong-kongs-autonomy/
10. Huo R., Ahmed A. D. Return and volatility spillovers effects: evaluating the impact of Shanghai-Hong Kong Stock Connect. Economic Modelling, 2017, Vol.61, pp.260-272.
11. IMF - World Economic Outlook Database, 2020. URL:
https ://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2020/01/weodata/weorept.aspx? sy=2014&ey=2021&ssm = 1&scsm = 1&scc= 1&ssd = 1&sic= 1&sort = country&ds = .&br= 1&pr 1.x = 46&pr1.y=20&c=532&s = NGDP_RPCH%2CPPPGDP%2CNGDPRPPPPCPCH%2CPCPIPC H%2CPCPIEPCH%2CLU R%2CGGXCNL_NGDP%2CBCA_NGDPD&grp = 0&a =
12. Luo J., Xiao H. Residents' perception of non-casino gaming in an urban destination: the case of Hong Kong. Journal of Destination Marketing & Management, 2017, Vol. 6 (4), pp. 335-343.
13. Shen H. et al One country, two strata: implications of social and cultural conflicts of Chinese outbound tourism to Hong Kong. Journal of Destination Marketing & Management, 2017, Vol. 6 (3), pp. 166-169.
14. Why the US dollar remains crucial for Hong Kong's economic prosperity.
https ://theconversation.com/why-the-us-dollar-remains-crucial-for-hong-kongs-economic-prosperity-139605
15. Zhang A. et al. Impacts of global manufacturing trends on port development: the case of Hong Kong. The Asian Journal of Shipping and Logistics, 2015, Vol. 31 (1), pp. 135159
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Статья затрагивает важный вопрос взаимоотношений Гонконга, КНР и США, происходящих на фоне обострения торговой войны, которая ведется между двумя крупнейшими экономиками мира. А следовательно проблема Гонконга может иметь серьезные последствия для всей мировой экономики. Тем не менее следует отметить, что автор статьи недостаточно четко формулирует методологию своего исследования, ограничиваясь достаточно общими фразами о фундаментальных положениях экономической теории, общефилософских методах и диалектических принципах. На наш взгляд, то, что уместно на страницах диссертационного исследования, в рамках статьи требует более четкой формулировки, в противном случае исследование превращается лишь в перечисление фактов без выводов и обобщений. В качестве актуальности исследования автор апеллирует к Гонконгу как примеру самого свободного места для ведения бизнеса, в связи с чем делает вывод об важности изучения его экономического и политического будущего. Следует отметить, что научный подход требует абстрагирования от конкретных фактов и выхода на новый уровень обобщения. Каким
бы важным не представлялся автору статьи Гонконг, все же следует более четко указать - что изучение предмета исследования может привнести в экономическую теорию? Отсюда понятен методический промах авторы в выявлении научной новизны своего исследования, которую он видит в выявлении проблем современного состояния Гонконга и формулировок возможных путей их решения. Поскольку статья заявлена как научная, а не публицистическая, то автору требуется сформулировать научное обобщение, имеющее значение не для Гонконга как такового, а для экономической теории. К достоинствам статьи следует отнести ее структурированность, владение автором той части материала, которую он представляет в статье. Однако статье недостает сравнительных показателей. Автор оперирует преимущественно абсолютными показателями, а самое главное - никак не вписывает экономику Гонконга в экономику самого Китая. Как соотносятся финансовая мощь, объемы инвестиций Китая и Гонконга? Какова динамика этих соотношений? Из подобных сравнений можно было бы сделать вывод насколько Гонконг важен для Китая именно как финансовый центр. Кроме того, автор сосредоточен на отношениях Китая и США, однако не приводит никаких данных об отношениях Китая с Европейским Союзом, остальным миром, что также важно для понимания проблемы Гонконга. Приходится также отметить стилистическую небрежность статьи. Целый ряд предложений трудно понять из-за недостаточной редактуры, пропуска ключевых слов. Статья требует тщательной вычитки и более точных формулировок. Список литературы состоит из 10 источников. Хотелось бы увидеть в источниках больше китайских авторов, квалифицированно разбирающихся к экономике Гонконга и Китая. Недостаточным представляется количество источников, посвященных проблемам экономики Китая и торговой войне США, которые определяет текущую проблематику Гонконга. Автор взял весьма актуальную тему Гонконга и взаимоотношений Китая и США, но, к сожалению, не раскрыл ее с достаточной полнотой. Автор не вписал Гонконг в контекст китайской экономики, не продемонстрировал насколько данный финансовый центр сохраняет свои ключевые позиции в экономике Китая. Затрагивая проблему протестов в Гонконге, автор при этом считает их причиной проводимую Китаем политику на ускоренную интеграцию этого особого района, хотя, возможно, следовало проанализировать протесты как один из инструментов воздействия со стороны США на Китай в борьбе за экономическое лидерство в мире. В качестве рекомендации автор берет на себя смелость рекомендовать для Гонконга сохранение полной экономической самостоятельности, что без достаточной экономической аргументации может рассматриваться лишь как публицистическое заявление, а не серьезный научный вывод. Хотелось рекомендовать автору доработать статью с учетом высказанных замечаний, при том, что он поднимает важный и интересный вопрос, влияющий на будущее мировой экономики.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В качестве цели исследования выступает формирование возможных направлений развития Гонконга с учетом его дальнейшей интеграции в экономику Китая. В связи с распространением СОУШ-19 в мире заметно возрос научный интерес к экономике Китайской Народной Республики, а также к процессам, связанным с формированием «Большого Китая» и регионализацией в Восточной Азии. Об экономике Китайской Народной Республики, Гонконга, а также о проблемах и перспективах региональной интеграции в Восточной Азии активно пишут не только гонконгские и китайские, но и
зарубежные экономисты. Таким образом, тема рецензируемой статьи относится к актуальной области и раскрывает роль Гонконга, как важной точки опоры для Китая, которая обеспечивает «эффект рычага» при решении ряда экономических и политических задач, связанных с воссоединением страны и ростом совокупной мощи Китая. Методологическую основу исследования составляют следующие методы научного познания: сравнительный анализ, метод аналогий, гипотетико-дедуктивный метод, системный анализ. Научная новизна статьи состоит в предложении нескольких возможных вариантов развития Гонконга в экономике Китайской Народной Республики: сохранение нынешнего статуса провинции и продолжение функционирования в качестве специального автономного региона, частичная отмена автономии путем отмены местных выборов или полная отмена особого статуса Гонконга и превращение его в обычную китайскую провинцию. Однако авторское предположение о наиболее перспективном направлении развития не подкреплено достаточными доводами. В статье прослеживается тщательный подход к выбору научной литературы, десять из пятнадцати ссылок - на зарубежные публикации, датированные не позднее 2017 года. Однако также требуется провести анализ нормативно-правовой базы, определяющей уникальность провинциального статуса Гонконга. В статье прослеживается тщательная работа и основательный подход к каждому аспекту рассматриваемой темы, материал выстроен с соблюдением внутренней логики, но по некоторым выводам не дано исчерпывающее обоснование. У рецензента есть несколько замечаний и предложений: - желательно скорректировать научную новизну, пока она больше походит на план исследования, где перечислены основные задачи; - не совсем ясно, почему в статье приводится анализ показателей экономического развития Гонконга за 2016 год, необходимо привести более актуальную информацию, тем более что дальше автор рассказывает о текущей ситуации в Китае в 2020 году, таким образом, корректно произвести сопоставительный анализ невозможно; Работа не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям, написана на интересную для читателей тему и может быть рекомендована к публикации в научном журнале «Финансы и управление» после устранения небольшого количества замечаний.