Судоргин А.Е.
Аспирант 2 курса.
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы.
Экономическое и инвестиционное взаимодействие стран ЕС и стран Африки
Прежде всего целесообразно обратить внимание на торгово-экономические отношения между Европейским союзом (далее — ЕС) и Африкой. Для этого можно обратиться к базе данных Trade Map — проекту, реализуемому совместным агентством Организации объединённых наций (ООН) и Всемирной торговой организации (ВТО). Эта база данных содержит статистические данные о торговле по всему миру для большинства стран и регионов.
Так, среди рынков сбыта из ЕС среднегодовой темп прироста для всех типов продуктов, импортируемых Африкой, за последние 11 лет (2012-2022 гг.) составил 4,1 %. При этом динамика изменения этого показателя не позволяет выделить какой-либо однозначный тренд: в 2012 г. он составил 12 %, в 2013 г. — 2,8 %, в 2014 г. — 0,7 %, в 2015 г.
— -0,3 %, в 2016 г. — -6,7 %, в 2017 г. — 3,2 %, в 2018 г. — 3,1 %, в 2019 г.
— 1,3 %, в 2020 г. — -13,5 %, в 2021 г. — 17 %, в 2022 г. — 25,2 %1. Следует обратить внимание на то, что в 2015-2016 гг. и в 2020 г. объём всех продуктов, импортируемых Африкой из стран ЕС, сокращался к предыдущему году. Вместе с тем, в 2022 г. наблюдался максимальный среднегодовой темп прироста.
В 2012-2022 гг. странами-лидерами по росту являлись следующие:
— Кипр (среднегодовой темп прироста — 28,8 %).
— Латвия (среднегодовой темп прироста — 28,5 %).
— Литва (среднегодовой темп прироста — 17,5 %).
— Мальта (среднегодовой темп прироста — 16,5 %).
— Словакия (среднегодовой темп прироста — 16,1 %)2.
Однако в 2022 г. наибольший объём продуктов, импортируе-
1 List of supplying markets in Africa for the product imported by European Union (EU 27). Product: TOTAL All products / ITC. Trade Map. // URL: https://www.trademap. org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c7%7c%7c42%7cTOTAL%7c%7 c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c3%7c1%7c1%7c1 (Дата обращения: 10.01.2024)
2 List of supplying markets in Africa for the product imported by European Union (EU 27). Product: TOTAL All products / ITC. Trade Map. // URL: https://www.trademap. org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c7%7c%7c42%7cTOTAL%7c%7
. c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c3%7c1%7c1%7c1 (Дата обращения: 10.01.2024)
'Ж__
мых Африкой, пришёлся на Францию (27,9 млрд евро), Германию (26,5 млрд евро), Бельгию (24,7 млрд евро), Италию (22,8 млрд евро), Нидерланды (21,6 млрд евро) и Испанию (21,1 млрд евро) — в этих шести странах объём продуктов, импортируемых Африкой, превышал 20 млрд евро. Вместе с тем по темпу прироста в 2022 г. по отношению к 2021 г. лидерами оказались другие страны, а именно: Эстония (105 %), Болгария (97,8 %), Хорватия (58,3 %), Бельгия (53 %) и Греция (52,6 %). — в этих пяти странах среднегодовой темп прироста в 2022 г. превышал 50 %.
Общий экспорт стран Африки в страны ЕС в 2022 г. составил 181,3 млрд евро, что на 48,2 % больше, чем в 2011 г., и что является максимальным показателем за 2011-2022 гг. При этом экспорт стран Африки в страны ЕС ниже, чем импорт, т.е. сальдо дорогого баланса между этими регионами является отрицательным.
Среди рынков-импортеров в ЕС среднегодовой темп прироста для всех продуктов, экспортируемых Африкой, за последние 11 лет (2012-2022 гг.) составил 7,9 %. В 2013-2016 гг. и 2020 г. объём всех продуктов, экспортируемых Африкой в страны ЕС, сокращался к предыдущему году. В 2021-2022 гг. наблюдался максимальный среднегодовой темп прироста (41,2 % и 60,3 % соответственно).
В 2012-2022 гг. странами-лидерами по росту являлись следующие:
- Мальта (среднегодовой темп прироста — 39,9 %).
- Хорватия (среднегодовой темп прироста — 35,7 %).
- Кипр (среднегодовой темп прироста — 35,3 %).
В 2022 г. наибольший объём продуктов, экспортируемых Африкой, пришёлся на Италию (53,5 млрд евро), Испанию (42,3 млрд евро), Францию (39 млрд евро), Германию (33,4 млрд евро) — в этих странах объём продуктов, экспортируемых Африкой, превышал 30 млрд евро. По темпу прироста в 2022 г. по отношению к 2021 г. странами-лидерами оказались: Латвия (160,2 %), Литва (119,4 %), Швеция (115,1 %), Италия (110 %) и Португалия (109,6 %) — в этих странах среднегодовой темп прироста в 2022 г. превышал 100 %3.
В целом сальдо торгового баланса между странами ЕС и африканскими странами было отрицательным в 2011-2013 гг. и в 2021-2022 гг., а в 2014-2020 гг. — положительным.
Среди африканских рынков-поставщиков для продукции, импортируемой ЕС, в 2022 г. следует выделить следующие страны: Алжир
3 List of supplying markets in Africa for the product imported by European Union (EU 27). Product: TOTAL All products / ITC. Trade Map. // URL: https://www.trademap. org/Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c7%7c%7c42%7cTOTAL%7c%7 c%7c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c3%7c1%7c1%7c1 (Дата обращения: 10.01.2024)
(44,5 млрд евро), Ливию (26,6 млрд евро), Южную Африку (25,6 млрд евро), Нигерию (23,9 млрд евро), Марокко (23 млрд евро), Египет (15,4 млрд евро), Анголу (12 млрд евро) и Тунис (11,9 млрд евро) — во всех этих странах экспорт всех продуктов в страны ЕС превышал 10 млрд евро4.
Среди африканских рынков-импортеров для продукции, экспортируемой ЕС, в 2022 г. следует выделить: Марокко (31,6 млрд евро), Южную Африку (23,4 млрд евро), Нигерию (19,7 млрд евро), Египет (17,1 млрд евро), Алжир (13,8 млрд евро) и Тунис (11,5 млрд евро).
В целом, торгово-экономическое сотрудничество между странами ЕС и Африкой значительно эволюционировало за последние десять лет. При этом по линии ЕС-Африка наблюдается явный сдвиг в сторону более равноправного партнёрства с акцентом на устойчивое развитие, инвестиции в человеческий капитал и адаптацию к глобальным вызовам. В частности, в 2022 г. в рамках Шестого саммита ЕС и Африканского союза, заявленного как «перезагрузка» отношений между Европой и Африкой, было принято соглашение «Совместное видение», действующее до 2030 г.5. В рамках этого возобновлённого партнерства предусмотрена реализация инвестиционного пакета Global Gateway Africa-Europe — с грантами и инвестициями на общую сумму 150 млрд евро, поддерживаемыми бюджетом ЕС6.
Таким образом, прямые иностранные инвестиции (далее — ПИИ), направленные в Африку, являются в настоящее время приоритетом для ЕС. В современной мировой экономике ПИИ представляют собой значимый элемент межрегионального сотрудничества. ПИИ — это инвестиции, отражающие долгосрочный интерес и контроль со стороны прямого иностранного инвестора, резидента одной экономики, в предприятие, являющееся резидентом другой экономики (иностранный филиал)7. Они могут отражать интересы ведущих мировых игроков в отношении развивающихся стран и целых регионов, для которых ПИИ являются важнейшим фактором роста8. К разви-
4 Там же.
5 Sixth European Union - African Union Summit: A Joint Vision for 2030 / Council of the European Union. // URL: https://www.consilium.europa.eu/media/54412/ final_declaration-en.pdf (Дата обращения: 10.01.2024)
6 Africa-EU Partnership / European Commission. // URL: https://internation-al-partnerships.ec.europa.eu/policies/africa-eu-partnership_en#current-priorities (Дата обращения: 10.01.2024)
7 Foreign direct investment / UNCTAD. // URL: https://hbs.unctad.org/for-eign-direct-investment/ (Дата обращения: 10.01.2024)
8 Adelakun J., Ogujiuba K. A comparative analysis of the determinants of foreign direct investment: The case of top ten recipients of foreign direct investment in Africa // Economies. 2023. Vol. 11. №. 10. P. 244-267.
вающимся регионам, к сожалению, по-прежнему относится Африка, для стран которой ПИИ являются значимым фактором достижений Целей устойчивого развития9 (далее — ЦУР).
Однако в 2022 г. общие потоки ПИИ в развивающиеся страны Африки сократились на 43,5 % до 45 млрд долл. США (3,5 % от мировых ПИИ) после рекордного уровня в 80 млрд долл. США в
2021 г. (5,4 % от мировых ПИИ)10, вызванного крупной корпоративной реорганизацией в Южной Африке11. Таким образом, притоки ПИИ в Африку вернулись к уровню 2020 г. (39 млрд долл. США). Следует отметить, что за исключением стран Центральной Азии, оттоки ПИИ из Африки являются наименее объёмными среди всех регионов мира: в 2020 г. — 1 млрд долл. США, в 2021 г. — 3 млрд долл. США, в
2022 г. — 6 млрд долл. США12.
В 2022 г. в Африке наблюдается увеличение объема объявлений о новых проектах (39 %, 766 единиц), тогда как рост количества сделок в области международного проектного финансирования достиг 15 %. Так, в 2022 г. в Африке были объявлены 6 из 15 крупнейших инвестиционных мегапроектов, реализуемых «с нуля» (стоимостью более 10 млрд долл. США)13. Особенно в Африке выделяется сектор энергетики, где по итогам 2022 г. отмечалось максимальное повышение активности, что относится как к добыче энергоресурсов, так и их производству.
Однако ни среди крупнейших принимающих стран (приток ПИИ), ни среди крупнейших стран происхождения (отток ПИИ) по итогам 2022 г. не наблюдалось ни одной африканской страны.
Также важно отметить, что динамика притоков ПИИ в Африку является неравномерной по регионам. Так, в 2022 г. прирост объёма притока ПИИ в Северную Африку был характерен только для Северной Африки (58 %) и Восточной Африки (3 %), тогда как в остальных регионах наблюдалось снижение объёма притока ПИИ: в Западной Африке ПИИ снизились на 35 %, в Центральной Африке — на 7 %, в
9 Aust V., Morais A.I., Pinto I. How does foreign direct investment contribute to Sustainable Development Goals? Evidence from African countries // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 245. P. 118-131.
10 Foreign direct investment / UNCTAD. // URL: https://hbs.unctad.org/foreign-di-rect-investment/ (Дата обращения: 10.01.2024)
11 World Investment Report 2023 / UNCTAD. // URL: https://unctad.org/system/ files/official-document/wir2023_en.pdf (Дата обращения: 10.01.2024)
12 World Investment Report 2023 / UNCTAD. // URL: https://unctad.org/system/ files/official-document/wir2023_en.pdf (Дата обращения: 10.01.2024)
13 Investment flows to Africa dropped to $45 billion in 2022 (05 July 2023) / UNC-TAD. // URL: https://unctad.org/news/investment-flows-africa-dropped-45-billion-2022 (Дата обращения: 10.01.2024)
Южной Африке — на 84 %14.
По входящим потокам ПИИ среди африканских стран в 2022 г. крупнейшими получателями были Египет (11 400 млн долл. США), Южная Африка (9 051 млн долл. США), Эфиопия (3 670 млн долл. США), Сенегал (2 586 млн долл. США) и Марокко (2 141 млн долл. США)15.
При этом крупнейшими держателями акций ПИИ в Африке остаются именно европейские инвесторы. Так, лидирующими странами в 2022 г. являлись Великобритания, Франция и Нидерланды. Всего в 2022 г. объём исходящих из ЕС ПИИ в Африку составил 6 817 800 млн евро, что значительно ниже, чем в предыдущем, рекордном 2021 г. (38 526 100 млн евро). В среднем в 2013-2022 гг. объём исходящих из ЕС ПИИ в Африку составлял 7 024 900 млн евро. Рекордно низкий уровень ПИИ наблюдался в 2016 г. (-10 703,300 млн евро)16.
В целом европейские инвесторы, учитывая их колониальное наследие в африканских странах17, уже имеют значительные возможности на африканском континенте. Однако рост европейских ПИИ был медленным — он едва поспевал за экономическим ростом Африки, который с 2000 г. увеличился в четыре раза. Европейские ПИИ также были в основном сосредоточены в нефтегазовом и других добывающих секторах и, как правило, в низкотехнологичных видах деятельности с низкой добавленной стоимостью.
Тем не менее, в 2022 г. наблюдался некоторый новый позитивный интерес со стороны европейских инвесторов, свидетельствующий о заинтересованности в диверсификации и экспериментах с новыми бизнес-моделями в Африке18.
Осознание полезности ПИИ для развития Африки не подвергается сомнениям, что, в частности, доказывается в научной литературе. Так, в исследовании, посвящённом влиянию ПИИ на устойчивое развитие в странах Африки, было эмпирически доказано, что ПИИ ведут к более эффективному достижению ЦУР в африканских странах, при этом влияние ПИИ выше в Северной Африке и ниже в
14 Там же.
15 Foreign direct investment: Inward and outward flows and stock, annual / UNC-TAD STAT. // URL: https://unctadstat.unctad.org/datacentre/dataviewer/US.FdiFlowsS-tock (Дата обращения: 10.01.2024)
16 European Union (FDI) Foreign Direct Investment: Flow: Outward: EU 27E: Africa / CEIC Data. // URL: https://www.ceicdata.com/en/european-union/eurostat-for-eign-direct-investment-outward-by-country-bpm6/fdi-flow-outward-eu-27e-africa (Дата обращения: 10.01.2024)
17 Europe lagging other investors in Africa / FDIintelligence. // URL: https://www. fdiintelligence.com/content/opinion/europe-lagging-other-investors-in-africa-82021?sa-veConsentPreferences=success (Дата обращения: 10.01.2024)
18 Там же.
Восточной Африке, а страны с большим количеством политических и гражданских прав имеют более высокие оценки ЦУР19. Ещё одно исследование показало, что привлекательность ПИИ для африканских стран положительно коррелирует с контролем над коррупцией, эффективностью правительств, качеством регулирования, а также правом голоса и подотчетностью20.
Вообще Ситуация с ПИИ из ЕС в Африку сложна, а современные проблемы многогранны. К ключевым из них можно отнести следующие: геополитический климат, экономическое неравенство, нормативные барьеры и бюрократическая неэффективность, конкуренция со стороны других глобальных игроков (Китай, США, Россия), технологические различия и проблема цифрового разрыва. Так, эко-нометрическое исследование 10 крупнейших стран Африки (Тунис, Руанда, Нигерия, Марокко, Маврикий, Кения, Гана, Южная Африка, Алжир и Египет) в период 1970-2021 гг. показало, что одними из смягчающих факторов, препятствующих притоку ПИИ в эти страны, являются пробелы в инфраструктуре, низкие внутренние сбережения и инфляция цен21.
Эти и иные проблемы требуют детального понимания взаимодействия между международными инвестиционными стратегиями, местными экономическими условиями и глобальной геополитической динамикой. Эффективное решение этих проблем требует совместных усилий ЕС и африканских стран с акцентом на устойчивую, инклюзивную и взаимовыгодную инвестиционную практику. Действительно, ПИИ являются для многих африканских стран важным источником притока капитала. Тем не менее, несмотря на заметные улучшения экономических, политических и социальных условий в этих странах с дефицитом капитала, иностранные инвесторы по-прежнему не считают их жизнеспособными принимающими странами22. И всё-таки сегодня уже запущена «перезагрузка» отношений по линии ЕС-Африка. На пути обновленного взаимодействия
19 Aust V., Morais A.I., Pinto I. How does foreign direct investment contribute to Sustainable Development Goals? Evidence from African countries // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 245. P. 118-131.
20 Bouchoucha N., Benammou S. Does institutional quality matter foreign direct investment? Evidence from African countries // Journal of the Knowledge Economy. 2020. Vol. 11. 390-404.
21 Adelakun J., Ogujiuba K. A comparative analysis of the determinants of foreign direct investment: The case of top ten recipients of foreign direct investment in Africa // Economies. 2023. Vol. 11. №. 10. P. 244-267.
22 Aluko O.A., Chen G.S., Opoku E.E. O. Is foreign direct investment globalization-induced or a myth? A tale of Africa // International Journal of Finance & Economics. 2023. Vol. 28. №. 3. 2651-2663.
крайне необходимо учитывать его региональные особенности для устойчивого экономического и инвестиционного развития.
Таким образом, экономическое и инвестиционное взаимодействие стран ЕС и стран Африки сегодня находится в начале нового пути, направленного на устойчивое развитие отношений. Однако интересы ЕС в Африке активно оспариваются другими участниками экономических отношений, в связи с чем ЕС придётся постараться, чтобы завоевать доверие африканцев даже в рамках «Совместного видения».
Библиографический список / References
1. Adelakun J., Ogujiuba K. A comparative analysis of the determinants of foreign direct investment: The case of top ten recipients of foreign direct investment in Africa // Economies. 2023. Vol. 11. №. 10. P. 244-267.
2. Aluko O.A., Chen G.S., Opoku E.E. O. Is foreign direct investment globalization-induced or a myth? A tale of Africa // International Journal of Finance & Economics. 2023. Vol. 28. №. 3. P. 2651-2663.
3. Aust V., Morais A. I., Pinto I. How does foreign direct investment contribute to Sustainable Development Goals? Evidence from African countries // Journal of Cleaner Production. 2020. Vol. 245. P. 118-131.
4. Bouchoucha N., Benammou S. Does institutional quality matter foreign direct investment? Evidence from African countries // Journal of the Knowledge Economy. 2020. Vol. 11. P. 390-404.
5. Africa-EU Partnership / European Commission. // URL: https://international-partner-ships.ec.europa.eu/policies/africa-eu-partnership_en#current-priorities (Дата обращения: 10.01.2024)
6. Europe lagging other investors in Africa / FDIintelligence. // URL: https://www.fdiintelli-gence.com/content/opinion/europe-lagging-other-investors-in-africa-82021?saveConsent-Preferences=success (Дата обращения: 10.01.2024)
7. European Union (FDI) Foreign Direct Investment: Flow: Outward: EU 27E: Africa / CEIC Data. // URL: https://www.ceicdata.com/en/european-union/eurostat-foreign-direct-in-vestment-outward-by-country-bpm6/fdi-flow-outward-eu-27e-africa (Дата обращения: 10.01.2024)
8. Foreign direct investment / UNCTAD. // URL: https://hbs.unctad.org/foreign-direct-in-vestment/ (Дата обращения: 10.01.2024)
9. Global foreign direct investment flows over the last 30 years / UNCTAD. // URL: https:// unctad.org/data-visualization/global-foreign-direct-investment-flows-over-last-30-years (Дата обращения: 10.01.2024)
10. Investment flows to Africa dropped to $45 billion in 2022 (05 July 2023) / UNCTAD. // URL: https://unctad.org/news/investment-flows-africa-dropped-45-billion-2022 (Дата обращения: 10.01.2024)
11. List of supplying markets in Africa for the product imported by European Union (EU 27). Product: TOTAL All products / ITC. Trade Map. //- URL: https://www.trademap.org/ Country_SelProductCountry_TS.aspx?nvpm=1%7c%7c7%7c%7c42%7cTOTAL%7c%7c%7 c2%7c1%7c1%7c2%7c2%7c1%7c3%7c1%7c1%7c1 (Дата обращения: 10.01.2024)
12. Sixth European Union — African Union Summit: A Joint Vision for 2030 / Council of the European Union. // URL: https://www.consilium.europa.eu/media/54412/final_declara-tion-en.pdf (Дата обращения: 10.01.2024)
13. World Investment Report 2023 / UNCTAD. // URL: https://unctad.org/system/files/offi-cial-document/wir2023_en.pdf (Дата обращения: 10.01.2024)