Научная статья на тему 'Экономический ущерб от дорожно-транспортного травматизма в Хабаровском крае'

Экономический ущерб от дорожно-транспортного травматизма в Хабаровском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов В. В., Капитоненко Н. А., Киселев С. Н.

В условиях рыночных отношений все имеет стоимость, в том числе и человеческая жизнь. В статье произведен расчет стоимости человеческих жизней у погибших в дорожно-транспортных происшествиях, определен экономический ущерб от дорожно-транспортного травматизма в Хабаровском крае с 1997 по 2001 г. Полученные данные дают представление о размере экономического ущерба от дорожно-транспортного травматизма. Полученные сведения должны быть взяты за основу при выплате денежной компенсации как в случае наступления страхового случая (смерть или ущерб здоровью), так и в других ситуациях. Для решения этих вопросов стоимость человеческой жизни в России должна быть законодательно закреплена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Осипов В. В., Капитоненко Н. А., Киселев С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DAMAGE FROM A TRAFFIC TRAUMATISM IN KHABAROVSK TERRITORY

In conditions of market relations everything has cost, including a human life. Calculation of cost of human lives at victims in traffic incidents and economic damage from a traffic traumatism in Khabarovsk territory from 1997 to 2001 is made in article. The received results give representation about the size of economic damage from a traffic traumatism. These results should be taken for a basis at payment of monetary indemnification as in insurance case (death or damage to health) and in other situations. For the decision of these questions cost of a human life should be legislatively fixed in Russia,

Текст научной работы на тему «Экономический ущерб от дорожно-транспортного травматизма в Хабаровском крае»

УДК610.2 (Рос) 2:617.3-00:347.426.356(571.620) B.B. Осипов, H.A. Капитоненко, С.Н. Киселев

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЩЕРБ ОТ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) в России в настоящее время принял характер эпидемии, негативные последствия которого превосходят последствия как инфекционных, так и некоторых неинфекционных заболеваний [4, 6]. В мире на дорогах ежегодно гибнет около 1,2 млн и получают травмы от 10 до 50 млн чел., до 20% из них становятся инвалидами, большинство из которых находится в трудоспособном возрасте [8].

Международная федерация Общества Красного Креста и Красного Полумесяца в своем издании "Доклад о мировых катастрофах 1998 года" определила ДТТ как одну из важнейших и обостряющихся проблем здоровья. По ее данным, в XX в. автомобиль явился причиной смерти около 30 млн чел. Если в 1990 г. ДТТ занимал 9 место среди основных причин смерти, то, по прогнозам, к 2020 г. он будет занимать 3 место в мире среди проблем здоровья и мировой классификации причин смерти и нетрудоспособности, уступая лишь сердечно-сосудистым заболеваниям и депрессиям, но находясь впереди инфекций дыхательных путей, туберкулеза, войн и ВИЧ-инфекции [1].

Ежегодный экономический ущерб от ДТП во всем мире оценивается от 518 до 800 млрд дол. США и в разных странах колеблется от 1 до 10% ВНП. Большая часть этого экономического ущерба приходится на медицинские последствия [7, 8]. Ежегодный экономический ущерб вследствие смертности и травматизма населения от дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России, по данным экономистов, составляет 4-5% от валового национального продукта страны и в 2003 г. составил 321,3 млрд руб., из которых 208,3 млрд руб. приходилось на стоимость медицинских последствий (из доклада ГУ ГИБДД СОБ МВД РФ 27.01.04).

Целью нашего исследования явилось определение экономического ущерба от ДТТ в Хабаровском крае и его соотношение с региональным валовым продуктом.

Материалы и методы

Для определения экономического ущерба от медико-санитарных последствий ДТП в исследовани и применялись методические рекомендации МР №99/60 "Определение экономического ущерба от медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (людские потери)", утвержденные министром здравоохранения РФ от 20.11.98 г. [5].

Для расчетов применялись такие экономические понятия, как "стоимость человеческой жизни" и "сто-

Резюме

В условиях рыночных отношений все имеет стоимость, в том числе и человеческая жизнь. В статье произведен расчет стоимости человеческих жизней у погибших в дорожно-транспортных происшествиях, определен экономический ущерб от дорожно-транспортного травматизма в Хабаровском крае с 1997 по 2001 г. Полученные данные дают представление о размере экономического ущерба от дорожно-транспортного травматизма. Полученные сведения должны быть взяты за основу при выплате денежной компенсации как в случае наступления страхового случая (смерть или ущерб здоровью), так и в других ситуациях. Для решения этих вопросов стоимость человеческой жизни в России должна быть законодательно закреплена.

V.V. Osipov, N.A. Kapitonenko, S.N. Kiselev

ECONOMIC DAMAGE FROM A TRAFFIC

TRAUMATISM IN KHABAROVSK TERRITORY

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary

In conditions of market relations everything has cost, including a human life. Calculation of cost of human lives at victims in traffic incidents and economic damage from a traffic traumatism in Khabarovsk territory from 1997 to 2001 is made in article. The received results give representation about the size of economic damage from a traffic traumatism. These results should be taken for a basis at payment of monetary indemnification as in insurance case (death or damage to health) and in other situations. For the decision of these questions cost of a human life should be legislatively fixed in Russia.

имость санитарных потерь". Под "стоимостью человеческой жизни" следует понимать стоимость безвозвратных потерь, то есть погибших и умерших в ДТП. Под санитарными потерями понимаются травмированные в ДТП, но оставшиеся в живых, а под "стоимостью санитарных потерь" — стоимость амбулаторного и стационарного лечения, стоимость содержания инвалидов вследствие ДТП, выплата денежных средств по временной нетрудоспособности, упущенная выгода вследствие нетрудоспособности.

В основу расчета стоимости людских потерь от ДТП была взята расчетная стоимость безвозвратных потерь (погибших в ДТП). Для этого была использо-

Таблица 1

Ожидаемая продолжительность жизни, среднегодовая заработная плата и стоимость эталонной человеческой жизни населения Хабаровского края по годам

Год Ожидаемая продолжительность жизни для обоих полов, лет Среднегодовая заработная плата работающих в экономике, руб. Стоимость эталонной человеческой жизни, руб.

1997 64,9 15 504,0 1 006 209,6

1998 64,7 17 052,0 1 103 264,4

1999 63,9 23 304,0 1 489 125,6

2000 63,4 33 600,0 2 130 240,0

2001 63,0 47 964,0 3 021 173,2

вана база данных ГИБДД, в которой имеется вся необходимая для этого информация (возраст погибшего и дата ДТП). Необходимые для расчетов ожидаемая продолжительность жизни населения Хабаровского края и среднегодовая заработная плата работников в экономике по годам представлены краевым комитетом статистики. В последующем, использовав структуру общей стоимости "груза болезней" в России, в которой оценивается и процент стоимости преждевременной смертности (смертность в трудоспособном возрасте) от общей стоимости "груза болезней", нами получена общая стоимость экономического ущерба от медико-санитарных последствий (от людских потерь) ДТП в Хабаровском крае. Согласно методическим рекомендациям, стоимость безвозвратных потерь определялась в соответствии с концепцией стоимости человеческой жизни (стоимость дифференцированной человеческой жизни) через стоимость эталонной человеческой жизни (СЭЧЖ) в среднем по России, которая по упрощенной формуле рассчитывалась как произведение среднегодовой заработной платы работников в экономике и ожидаемой продолжительности жизни.

Результаты и обсуждение

В соответствии с этой формулой была рассчитана СЭЧЖ населения Хабаровского края по годам, которая представлена в табл. 1.

В последующем путем умножения СЭЧЖ на возрастной коэффициент погибшего в ДТП была получена дифференцированная стоимость человеческой жизни каждого погибшего в ДТП и сумма экономического ущерба от всех погибших в ДТП в Хабаровском крае с 1997 но 2001 г. (стоимость всех человечес-

ких жизней погибших в ДТП), которые представлены в табл. 2. При этом для расчета стоимости дифференцированной человеческой жизни региональный коэффициент, необходимый для коррекции по условиям проживания и величине прожиточного уровня, не применялся, так как в проводимых расчетах изначально были взяты показатели ожидаемой продолжительности жизни и средняя заработная плата конкретно для Хабаровского края.

Как видно из табл. 2, из года в год отмечается значительное увеличение стоимости безвозвратных потерь и стоимости человеческих жизней, погибших в ДТП. Это можно объяснить ежегодным существенным ростом ВРП и среднего размера заработной платы работающих в экономике на фоне относительно меньшего темпа роста числа погибающих на дорогах края. При этом средняя стоимость человеческой жизни погибшего в ДТП во много раз превышает компенсационные выплаты родственникам погибшего вследствие смерти как страхового случая или по решению суда с целью взыскания денежных средств с виновника происшествия.

Для расчета общего экономического ущерба от ДТТ (стоимости "груза ДТТ") взята общая стоимость "груза болезней" в России и его структура, в которой стоимость преждевременной смертности составляет 22,8% [3]. Используя полученную выше стоимость безвозвратных потерь от ДТТ в Хабаровском крае и соотношение стоимости преждевременной смертности от болезней в России к общей ее стоимости, была рассчитана общая стоимость и структура экономического ущерба от ДТТ в Хабаровском крае (табл. 3).

Расчетная стоимость программы государственных гарантий по обеспечению населения Хабаровского края медицинской помощью в 2001 г. составляла 5457,1 млн руб. [2]. Таким образом, стоимость "груза дорожно-транспортного травматизма" в Хабаровском крае в 2001 г. составила 74% от всех средств, необходимых для финансирования медицинской помощи.

Как уже отмечалось, ежегодный экономический ущерб от смертности и травматизма населения вследствие ДТП в России, по данным экономистов, составляет около 4-5% ВНП. Нами был проведен анализ аналогичных показателей в Хабаровском крае, результаты которого приведены в табл. 4.

Данные табл. 4 показывают, что процентное соотношение экономического ущерба от людских потерь вследствие ДТП к ВНП в Хабаровском крае сопоставимо с аналогичными показателями по России.

Таблица 2

Расчетная стоимость безвозвратных потерь от ДТП в Хабаровском крае по погибшим (по данным базы данных ГИБДД)

Стоимость потерь Год

1997 1998 1999 2000 2001

Число погибших 212 312 296 291 316

Средний возраст погибших, лет 37 35 35 39 37

Стоимость безвозвратных потерь, руб. 205 157 642,3 382 684 579,2 449 492 562,4 563 278 060,6 919 774 729,6

Средняя стоимость человеческой жизни погибшего, руб. 967724,7 1 226 553,1 1518 556,0 1 935-663,4 2 910 680,0

Таблица 3

Стоимость "груза дорожно-транспортного травматизма" в Хабаровском крае в 1997-2001 гг. по расчетным данным, млн руб.

Структура Год

1997 1998 1999 2000 2001

Общая стоимость, в том числе: 899,9 1678,4 1971,5 2470,5 4034,1

- прямая стоимость, из них: 232,2 433,0 508,7 637,4 1040,8

- расходы на медицинское обслуживание 171,0 318,9 374,6 469,4 766,5

- социальные трансферты 61,2 114,1 134,1 168,0 274,3

Непрямая стоимость, из них: 667,7 1245,4 1462,8 1833,1 2993,3

- преждевременная смертность 205,2 382,7 449,5 563,3 919,8

- инвалидность населения 286,1 533,7 626,9 785,6 1282,8

Временная нетрудоспособность 176,4 329,0 386,4 484,2 790,7

Таблица 4

Соотношение стоимости "груза дорожно-транспортного травматизма" в Хабаровском крае с валовым региональным продуктом

Соотношение стоимости Год

1997 1998 1999 2000 2001 Всего

Валовый региональный продукт, млн руб. 23909 30866 49535 67385 81908 253603

Стоимость груза ДТТ, млн руб. 899,8 1678,4 1971,5 2470,5 4034,1 11054,3

Процент от ВРП 3,8 5,4 4,0 3,7 4,9 4,4

Выводы

1. Ежегодный экономический ущерб от медицинских последствий ДТП в Хабаровском крае в сравне-

нии с валовым продуктом соответствует аналогичному показателю по России и сопоставим с ежегодными затратами на здравоохранение края.

2. Увеличение стоимости медицинских последствий ДТП существенно опережает рост числа погибших и раненных на дорогах и в основном связано с увеличением среднегодовой заработной платы работающих в экономике края и стоимости эталонной человеческой жизни.

3. Необходимо на государственном уровне законодательно закрепить понятие "стоимость человеческой жизни" для практического его использования в целях социальной защиты населения и выбора приоритетов в деятельности здравоохранения и федеральных органов исполнительной власти.

Литература

1. Доклад о глобальных катастрофах 1998 года. Международная федерация Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Женева, 1998. 261 с.

2. Здравоохранение Дальнего Востока на рубеже веков: проблемы и перспективы / В.Б. Пригорнев, В.О. Щепин, В.Г. Дьяченко и др. Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2003. 368 с.

3. Корчагин В.П.// Экономика здравоохранения. 1988. №2. С. 10-14.

4. Норман Л.Г. Несчастные случаи на дорожном транспорте. Эпидемиология, меры борьбы и профилактика. ВОЗ. Женева, 1962. 151 с.

5. Определение экономического ущерба от меди-ко-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (людские потери): Мет. рек. М.: ВЦМК "Защита", 1999. 45 с.

6. Пардель X., Трессерас Р., Саллерас Л. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 1995. №5. С. 19-23.

7. Шипунов Д.А. Дорожно-транспортный травматизм как проблема здоровья населения: пути решения. Медико-социальные аспекты здоровья и воспроизводства населения России. М., 1997.4.1. С. 140-142.

8. Peden М. et al. World report on road traffic injury prevention. Geneva, World Health Organization, 2004.246 p.

□ □□

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.