Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

571
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ / САНКЦИИ / ВОЗМОЖНОСТИ / НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / АВТАРКИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цветков В.А.

В статье рассмотрены возможности укрепления экономического суверенитета России в условиях новой реальности. Определены причины недопустимости автаркии в нашей стране. Доказана целесообразность более высоких инвестиций в науку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цветков В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SOVEREIGNTY OF RUSSIA IN THE NEW REALITY

The article considers the possibilities of strengthening the economic sovereignty of Russia in the new reality. The reasons for the inadmissibility of autarky in our country are determined. The expediency of higher investments in science has been proved.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ В УСЛОВИЯХ

НОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В.А. Цветков, чл.-корр. РАН, д.э.н., профессор, директор Института проблем рынка РАН, Руководитель департамента Экономической теории Финансового университета

при Правительстве РФ httsp://orcid.org/0000-0002-7674-4802 SPIN-код (РИНЦ): 2802-9202 Scopus author ID: 56385114200 e-mail: tsvetkov@ipr-ras.ru

Аннотация. В статье рассмотрены возможности укрепления экономического суверенитета России в условиях новой реальности. Определены причины недопустимости автаркии в нашей стране. Доказана целесообразность более высоких инвестиций в науку.

Ключевые слова: экономический суверенитет, национальный суверенитет, санкции, возможности, новая реальность, автаркия.

ECONOMIC SOVEREIGNTY OF RUSSIA IN THE NEW REALITY

V.A. Tsvetkov,

Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Head of Department Economic Theory of the Financial University under the Government of the Russian Federation httsp://orcid.org/0000-0002-7674-4802 SPIN code (RSCI): 2802-9202 Scopus author ID: 56385114200 e-mail: tsvetkov@ipr-ras.ru

Annotation. The article considers the possibilities of strengthening the economic sovereignty of Russia in the new reality. The reasons for the inadmissibility of autarky in our country are determined. The expediency of higher investments in science has been proved.

Keywords: economic sovereignty, national sovereignty, sanctions, opportunities, new reality, autarky.

«Осилим... Выстоим... Спасем...

Ах, не до жиру - быть бы живу...»

Александр Петрович Межиров1 Сегодня, нам как-то невзначай, навязывается иллюзия о снижении, а то и вовсе о потери национального суверенитета России. Эти рассуждения, как

1 Русский поэт и переводчик. Строки из стихотворения «Музыка».

мне кажется, носят сугубо абстрактный характер, так как непонятно в чем эта потеря проявляется? Все ключевые решения в политике и в экономике мы принимаем самостоятельно без внешнего вмешательства или диктата со стороны. Кроме того, Россия, в отличие от некоторых стран, не собирается вступать ни в НАТО, ни в Европейский Союз, или еще в какой-либо блок или альянс, подразумевающий централизованное построение и отказ от проведения самостоятельной внутренней или внешней политики. Да и оккупировать нашу страну тоже вроде бы никто не собирается.

Что касается экономического суверенитета, то на фоне, развязанной тотальной экономической войны, санкций и полной торговой блокады, он непросто не снижается, а наоборот, укрепляется.

Во-первых. У России, наконец то, появилась возможность избавиться от навязанных ей начиная с 1991 года различных договоров, соглашений, обязательств перед международными организациями и другими государствами, которые работали совершенно не на пользу нашей стране. Разве это не способствует повышению суверенитета?

Во-вторых. С введением санкций открылись новые возможности. Начиная с марта, из России ушли или приостановили свою деятельность более 600 иностранных компаний, которые работали почти во всех отраслях экономики. Около 50% экономики России принадлежало иностранным компаниям из «недружественных» нам стран [1].

Ушли не «какие-либо третьесортные компании», ушли крупнейшие транснациональные корпорации, которые непросто устанавливают правила под себя, но и заставляют всех участников рынка играть по этим правилам. Конкурировать с такими глобальными корпорациями (по - существу с финансово-промышленными монстрами) даже на своей территории нашим компаниям было не возможно: не хватало ни сил, ни умения, ни инвестиций, ни государственной поддержки. Используя свою мощь, незаконные меры борьбы, они просто разоряли своих конкурентов, выдавливая их рынка.

Теперь это все позади! Теперь этих корпораций больше нет. Несомненно, это открывает новые, ранее неведомые горизонты возможностей для всего российского бизнеса. Теперь мы можем проводить промышленную и кредитно-денежную политику действительно в интересах национального производителя. Разве это не способствует повышению нашего национального суверенитета?

Хочу напомнить, что с самого первого дня своего существования Советский Союз (СССР) находился под санкциями. И ничего, выстоял. И суверенитет свой не потерял, а только многократно укрепил!

Теперь второй вопрос, которого я хотел коснуться: автаркия, как способ сохранения национального суверенитета.

Некоторые эксперты отмечают, что Россия владеет всеми ресурсами для самостоятельного развития, накоплен громадный неиспользуемый

потенциал. Поэтому, чтобы сохранить свой абсолютный суверенитет следует отказаться от всего окружающего и внешнего; замкнуться и закрыться от внешнего мира. Тем более, Россия всегда на всем протяжении своего существования ментально готова к автаркии. Но это ложное утверждение. Под этой глупостью нет научного основания. Построить такую модель общества, как автаркия, не просто невозможно, но и опасно.

Во-первых, идея полной (или абсолютной) автаркии на практике является утопической, просто невозможной в принципе. Даже самая богатая страна, наделенная богатейшими территориями и ресурсами, благоприятным климатом, не в состоянии обеспечить на своей территории все виды экономической деятельности и производства. Всегда в изолированной от внешнего мира стране что-то будет отсутствовать, а восполнение осуществляется только благодаря мировой системе. И от этой объективной данности никуда не денешься.

Исторический опыт показывает: полностью замкнутую экономику не удалось построить даже Советскому Союзу, обладавшему более значительными возможностями и ресурсами, чем современная Россия. Тем более, Россия сегодня и не Китай, на глобальное экономическое лидерство и на роль «всемирной фабрики» наша страна не может претендовать даже в обозримом будущем.

Во-вторых. Страны, которые пытались отгородиться от всего мира, не смогли как следует выстроить экономику и выбраться из нищеты. Даже Северная Корея, часто приводимая в качестве примера государства с самой закрытой экономикой, таковой уже давно практически не является — ещё в 1994 году президентом КНДР Ким Ир Сеном был объявлен отход от идеологии чучхе, с опорой исключительно на свои собственные силы и был взят курс на участие в мировой торговле.

В-третьих. Автаркия направлена на создание замкнутой экономики, способной самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. И в этом заключается её потенциальная неэффективность. Распыляя силы на производство всего необходимого, закрытая, но абсолютно суверенная страна, рискует тем самым стать неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы улучшить качество и производительность особого товара, действительно определяющего конкурентные преимущества страны. Это приводит к экономической, а порой, и технологической отсталости.

Да и зачем, нам изолироваться от мира. Новая реальность сегодня - это раздел мира на две части - наших «врагов» (так называемые недружественные стран и их союзники) и наших «друзей». Есть еще и нейтральные или неопределившиеся страны. На лагерь недружественных для нас стран приходится, примерно, 70 % мирового ВВП. На лагерь дружественных стран приходится, примерно, 25% ВВП. Но, с другой стороны, в дружественных нам странах проживает 3 млрд 320 млн человек или 47% населения земли.

В недружественных странах - 850 млн человек или менее 12%. В странах, соблюдающих нейтралитет - 41%.

Третий момент, на который я хотел бы обратить особое внимание. Экономический суверенитет и экономическое развитие это взаимосвязанные понятия. Суверенитет является необходимым и достаточным условием успешного экономического развития. Экономический потенциал, в свою очередь, так же является необходимым и достаточным условием для обеспечения национального суверенитета. Поэтому, когда мы говорим о национальном суверенитете, мы подразумеваем сильную экономику.

Для укрепления национального суверенитета у России есть огромный мобилизационный потенциал. Россия является одной из богатейших стран по наличию природных ресурсов - 35% от мирового запаса. В стране разведаны месторождения практически всех видов полезных ископаемых, а по запасам отдельных видов природных ресурсов Россия занимает первое место в мире: по запасам газа, древесины, железной руды, калийных солей, гидроресурсов; третье место в мире - по запасам нефти и угля. И, конечно, потенциал России - это высокообразованное население, которое с советских времен получало мощное образование и осуществило выдающиеся достижения в области различных наук. Этот весомый интеллектуальный задел -настоящее и до сих пор нереализованное в полной мере богатство.

В общем и целом, комплексность и достаточность минерально-сырьевого и интеллектуального потенциала является надежным фундаментом для проведения Россией независимой и эффективной экономической политики.

Суверенитет у нас есть! Но главное его не растерять в результате плохого государственного управления экономикой.

Да, мы много продаем нефти и газа, но за прошедшие тридцать лет мы не смогли создать эффективную экономику, которая производила бы много конкурентоспособных товаров промышленной переработки. Да, есть какие-то товары, кроме нефти и газа, которые мы успешно можем продать за границу, но их очень мало.

Доля экспорта передовых товаров из России составляет всего 2,2% от всей экспортной корзины, да еще и сократилась за последние 20 лет в два раза (с 4,5% до 2,2%) [3].

Экономический суверенитет - это также способность государства обеспечить научно-техническое и промышленное развитие для создания и поддержания на своей территории собственных технологий и инфраструктуры, обеспечивающих в критических, жизненно важных направлениях независимость от иностранных технологий. Но есть ли у нас возможности? Вот в чем вопрос!

Отсутствие прорывных технологий, в первую очередь, связано с невысоким уровнем научных исследований. Невысокий уровень исследований, определяется невостребованностью результатов научной деятельности со стороны государства. Это проявляется в нежелании государства создавать

благоприятную среду для научной деятельности. И выражается в недостаточном финансировании науки - конечно, кроме оборонной промышленности, космоса, атомной промышленности.

Что бы не отстать от будущего мы должны инвестировать денежные средства в науку, как поступают все высоко развитые страны. Для примера, расходы на науку в % к ВВП составляют: в Евросоюзе - 2,2%, в Китае - до 2,5%, в США - 3,0%. Расходы на научные исследования в мире в отношении к мировому ВВП составляют 1,79%. Россия с показателем в 1,03% от ВВП (занимает 34-36-е место) и существенно отстает не только от ведущих стран мира, но и от среднестатистических показателей. Кстати, в СССР расходы на науку достигали 5,0% от ВВП [2].

Если относительные показатели финансирования науки перевести в реальные цифры, то картина складывается еще хуже. США тратят на науку 600 млрд. долл., Китай - 400 млрд долл., Евросоюз - 300 млрд. евро. В абсолютном выражении расходы на науку в России составляют 16 млрд долл. [2].

В расчете на 1 исследователя затраты на науку в России составляют примерно $93 тыс., что вдвое ниже, чем в Великобритании, и в 3,7 раза -чем в Германии. Россия по этому показателю занимает 47-е место в мире [2].

Теперь, несколько слов о положении дел в Академической науке. Зарплата младшего научного сотрудника (м.н.с.) составляет 15 628 руб., научного сотрудника (н.с.) - 17 935 руб., старшего научного сотрудника (с.н.с.) - 23 867 руб. Зарплата главного научного сотрудника (г.н.с.), а это доктор наук, профессор - составляет 34 810 руб.

Какой конкурентоспособной научной продукции можно ожидать при столь низком уровне зарплат? Наверное, соответствующей! Специалистов какого уровня можно привлечь на такие деньги? Опять, соответствующих!

Молодежь в науку не идет. Вот отсюда и плохая демография научных организаций (старение научных кадров, процесс естественного умирания организации) и желание уехать заграницу. А уезжают наиболее талантливые, целеустремленные, трудолюбивые - лучшие! В возрасти от 21 до 39 лет!

Вместе с тем, новая реальность, в которой мы оказались, при всем ее драматизме, это еще и открывшееся «окно новых возможностей». Мы получили шанс, (которым мы можем, должны и обязаны воспользоваться), чтобы установить свой национальный внутренний контроль: над ключевыми механизмами воспроизводства экономики и, прежде всего, над денежной политикой, финансовым рынком, платёжными системами. Мы должны обеспечить контроль над инфраструктурой экспорта, над правом собственности на большую часть структурообразующих предприятий. Но надо помнить, что «Окно возможностей» - это короткий период времени, в течение которого возможно предпринять определенные действия, которые приведут к

желаемому результату. Когда этот период закончится, то шанса воспользоваться этой возможностью больше не будет.

Список использованных источников

1. Цветков В.А. Глобальные вызовы и перспективы устойчивого развития экономики России. Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития. Пленарные доклады / Материалы Седьмого Международного форума. Москва, 20-21 декабря 2018 г. Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова, к.ф.-м.н., доцента К.Х. Зоидова. - М.: ИПР РАН, 2018. - 287 с. С. 239-252.

2. Цветков В.А. Проблемы и перспективы развития российской экономики. В сборнике: Выход экономики России из кризисной цикличности: ретроспектива и новая модель роста. Материалы международной научно-практической конференции. Под ред. чл.-корр. РАН В.А. Цветкова, к.ф.-м.н., доцента К.Х. Зоидова., 2019. С. 157-167. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42341926.

3. Цветков В.А., Усманов Д.И. Это был последний мирный год: социально-экономические итоги России в 2021 году // Проблемы рыночной экономики. - 2022. - № 1. - С. 5-27.

References

1. Tsvetkov V.A. Global'nye vyzovy i perspektivy ustoichivogo razvitiya ekonomiki Rossii. Rossiya v XXI veke: global'nye vyzovy i perspektivy razvitiya. Plenarnye doklady / Materialy Sed'mogo Mezhdunarodnogo foruma. Moskva, 2021 dekabrya 2018 g. Pod red. chl.-korr. RAN V.A. Tsvetkova, k.f.-m.n., dotsenta K.Kh. Zoidova. - M.: IPR RAN, 2018. - 287 s. S. 239-252.

2. Tsvetkov V.A. Problemy i perspektivy razvitiya rossiiskoi ekonomiki. V sbornike: Vykhod ekonomiki Rossii iz krizisnoi tsiklichnosti: retrospektiva i novaya model' rosta. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii. Pod red. chl.-korr. RAN V.A. Tsvetkova, k.f.-m.n., dotsenta K.Kh. Zoidova., 2019. S. 157-167. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42341926.

3. Tsvetkov V.A., Usmanov D.I. Eto byl poslednii mirnyi god: sotsial'no-ekonomicheskie itogi Rossii v 2021 godu // Problemy rynochnoi ekonomiki. -2022. - № 1. - S. 5-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.