Научная статья на тему 'Экономический рост стран Магриба как фактор международных торговых соглашений'

Экономический рост стран Магриба как фактор международных торговых соглашений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страны Магриба / РТС / экономический рост / торговые соглашения / индексы / интеграция / логистика / Maghreb countries / RTA / economic growth / trade agreements / indices / integration / logistics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаиров Алексей Валерьевич

В статье рассмотрено участие стран Магриба в международной системе торговых соглашений. С целью развития торговли и экономического сотрудничества страны Магриба активно взаимодействуют с региональными и международными игроками. Несмотря на это возникают факторы, которые могут ограничить реализацию потенциала торговых соглашений для Магриба, такие как неравномерное развитие внутри региона и недостаточно развитая инфраструктура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Growth of Maghreb Countries as a Determinant of International Trade Agreements

The article considers the participation of Maghreb countries in international trade agreements. In order to develop trade and economic cooperation, countries of the Maghreb actively interact with regional and international players. Despite this there are factors that may limit fulfillment of the potential of trade agreements for the Maghreb, such as uneven development within the region and insufficiently developed infrastructure.

Текст научной работы на тему «Экономический рост стран Магриба как фактор международных торговых соглашений»

Экономический рост стран Магриба как фактор международных торговых соглашений

Аннотация

В статье рассмотрено участие стран Магриба в международной системе торговых соглашений. С целью развития торговли и экономического сотрудничества страны Магриба активно взаимодействуют с региональными и международными игроками. Несмотря на это возникают факторы, которые могут ограничить реализацию потенциала торговых соглашений для Магриба, такие как неравномерное развитие внутри региона и недостаточно развитая инфраструктура.

Ключевые слова: страны Магриба, РТС, экономический рост, торговые соглашения, индексы, интеграция, логистика.

Economic Growth of Maghreb Countries as a Determinant of International Trade Agreements

Alexey Valerievich KHAIROV,

Russian Foreign Trade Academy (Vorobevskoe shosse, 6A, Moscow, 119285), Department of International Trade and Foreign Trade of the Russian Federation - Postgraduate student;

Ministry of Economic Development of the Russian Federation - Chief expert,

E-mail: alexkhairov@yandex.ru

The article considers the participation of Maghreb countries in international trade agreements. In order to develop trade and economic cooperation, countries of the Maghreb actively interact with regional and international players. Despite this there are factors that may limit fulfillment of the potential of trade agreements for the Maghreb, such as uneven development within the region and insufficiently developed infrastructure.

Keywords: Maghreb countries, RTA, economic growth, trade agreements, indices, integration, logistics.

9 - 2023 Российский внешнеэкономический вестник

УДК:339.5; ББК:65.428; JEL:F10 DOI: 10.24412/2072-8042-2023-9-73-85

Алексей Валерьевич ХАИРОВ,

Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), кафедра международной торговли и внешней торговли РФ - аспирант; Минэкономразвития РФ - ведущий специалист-эксперт, E-mail: alexkhairov@yandex.ru

Abstract

Субрегион Магриба включает пять стран: Алжир, Ливию, Мавританию, Марокко и Тунис. Все страны, кроме Мавритании, являются частью региона Ближнего Востока и Северной Африки (Middle East and North Africa, MENA). Экономический рост стран Магриба является существенным фактором в формировании международных торговых соглашений. Актуальность исследования обусловлена несколькими аспектами: в странах наблюдается стремительный экономический рост, что делает их привлекательными для международных инвесторов и партнеров; развитие экономики в странах создает новые возможности для торговых пар-тнерств; рост производства, повышение уровня жизни населения и совершенствование инфраструктуры способствуют увеличению объемов торговли и привлекают внимание других стран в рамках международных торговых соглашений; регион богат природными ресурсами, включая нефть и газ, что делает его значимым игроком на мировом рынке энергоносителей. На Российско-африканской конференции Валдайского клуба «Россия и страны Африки: сложившиеся традиции взаимодействия и перспективы сотрудничества в новом мире» (25.07.2023 г.) было отмечено: "Причина «конкуренции за Африку» мировых и региональных держав заключается в значительном потенциале экономического роста, богатой ресурсной базе и растущем потребительском рынке."1

Тема развития отношений со странами Магриба становится особенно актуальной в свете повышенного интереса к вопросам развития торгово-экономического сотрудничества с африканским континентом, особенно в год проведения второго саммита «Россия-Африка». "России предстоит найти формулу современного взаимовыгодного сотрудничества с Африкой"2 в рамках международных торговых соглашений.

Всемирная торговая организация (ВТО) на данный момент играет главную роль как экосистема для сотрудничества в сфере мультилатеральной экономики. С целью минимизации экономических и политических рисков страны стремятся к формированию новых региональных группировок, которые, как правило, закрепляются через механизмы региональных торговых соглашений (РТС). Регулирование интеграционных соглашений осуществляет ВТО, устанавливающая основные критерии для РТС.

Из пяти стран Магриба только Мавритания, Марокко и Тунис являются членами ВТО и используют ее в качестве платформы для проведения переговоров и разрешения споров. В 1987 году Алжир подал заявку на присоединение к ВТО, однако переговоры по данному вопросу до сих пор не завершены. Ливия подала заявку на вступление в ВТО в 2004 году, но последующих действий по проведению переговоров не предпринималось, что означает, что обе страны остаются за пределами рамок правил ВТО.

Многочисленные научные исследования указывают на то, что РТС способствуют не только обычным экономическим преимуществам от торговли, но и дополнительным выгодам. Так, в статье "Африканские региональные торговые соглашения

^ 74

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

и внутриафриканская торговля" результаты свидетельствуют о том, что "РТС могут способствовать развитию торговли"3.

Магриб представляет собой обширный регион на северо-западе Африки. Все пять стран являются учредителями Союза арабского Магриба (Arab Maghreb Union, AMU), созданного в феврале 1989 г. Марракешским договором, целями которого являются: координация экономической политики стран и формирование таможенного союза.

Направление общей политики в экономической сфере Марракешского договора - это обеспечение промышленного, сельскохозяйственного, коммерческого и социального развития государств-членов. Для достижения окончательной цели создания экономического союза в Магрибе были предусмотрены следующие шаги, оговоренные в договоре: установление зоны свободной торговли (ЗСТ) с полным устранением тарифных и нетарифных барьеров; создание таможенного союза с общим внешним тарифом; формирование общего рынка. Соглашение о ЗСТ было подписано министрами торговли в 2010 году, но так и не было ратифицировано.

В дополнение к принадлежности к союзу Магриба, Ливия, Марокко и Тунис являются членами Панарабской зоны свободной торговли (PAFTA), соглашение по которой было подписано в 1997 году. Марокко и Тунис также являются учредителями Агадирского соглашения, подписанного в 2007 году, которое направлено на создание ЗСТ. Также есть соглашения об ассоциации с Евросоюзом, подписанные тремя странами Магриба: Тунис в 1998 году, Марокко в 2000 году и Алжир в 2005 году. Кроме того, в 2006 году Марокко подписало соглашение о свободной торговле с Соединенными Штатами. Действующие РТС стран Магриба по состоянию на 06.2023 года представлены в таблице 1. Несмотря на полезность инициатив AMU в продвижении интеграции, на практике они оказали ограниченное влияние на региональную торговлю. Например, несмотря на поставленные цели интеграции AMU, Союз бездействовал в течение нескольких лет.

Таблица 1

Действующие РТС стран Магриба (06.2023 г.) с указанием года подписания

Страна EU GSTP4 1 § и PAFTA6 Агадирское соглашение Я EF UAE Турция Великобритания США

Алжир 2005 1989

Ливия 1989 1999 1998

Марокко 2000 1989 1998 2007 1999 2003 2006 2021 2006

Тунис 1998 1989 2009 1998 2007 2005 2005 2021

Источник: WTO RTA Database

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

75 Q

Интеграционные соглашения Магриба с внешними партнерами, включая некоторые положения о торговле внутри региона, имели значительное воздействие. "Соглашения, такие как Евро-средиземноморское партнерство и соглашения о преференциальной торговой зоне с Европейским союзом (членами которого являются Алжир, Марокко и Тунис), направлены на либерализацию торговли и открытие рынков для стран Магриба."8 Реализация этих соглашений имеет последствия для экономических показателей региона в течение следующих 15-20 лет9. Односторонняя либерализация торговли, как видно из аналогичного опыта развивающихся стран, может оказать существенное влияние на экономическое разви-тие10. Чувствительность экономического роста находится в обратной зависимости от изменения тарифных ставок, в то время как они имеет положительную связь с объемом торговли11. Эти данные свидетельствуют о том, что международные торговые соглашения играют решающую роль в формировании экономического роста стран Магриба.

Как уже отмечалось, страны Магриба участвуют в различных двусторонних и многосторонних интеграционных соглашениях, при этом используя традиционные торговые связи с Европой. Соглашение об экономическом партнерстве между ЕС и странами Западной Африки, подписанное Мавританией, направлено на либерализацию двусторонней торговли и оказание поддержки развитию стран Западной Африки. В дополнение к этому, Мавритания имеет соглашение о свободной торговле с Экономическим сообществом западноафриканских государств. Марокко и Тунис заключили соглашения о либерализации торговли с EFTA.

Страны Магриба активно участвуют в международных организациях, нацеленных на развитие сотрудничества как на международном, так и на региональном уровне. Например, все страны Магриба являются членами Лиги арабских государств, созданной в 1945 году, которая традиционно поддерживает интеграционные инициативы в регионе MENA. Кроме того, страны Магриба также являются участниками Африканского союза - политической организации всех африканских государств. Цель Африканского союза - содействие сотрудничеству. Кроме этого, все страны принимают участие в Соглашении о Глобальной системе торговых преференций между развивающимися странами, учрежденной Конференцией Организации Объединенных Наций по торговле и развитию в 1988 году, с целью обмена торговыми преференциями между развивающимися странами для стимулирования внутренней торговли в странах. Несмотря на то, что между странами Магриба было заключено несколько соглашений о преференциальной торговле, на данный момент существует только одно такое соглашение между Марокко и Мавританией.

Регион Магриба участвует в инициативе «Один пояс - один путь» (BRI), предложенной Китаем. Алжир, Ливия, Марокко и Тунис уже заключили партнерские соглашения с Китаем относительно BRI. Основная цель инициативы BRI заключа-

^ 76

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

ется в укреплении экономического сотрудничества через инвестиции в инфраструктуру, включая транспортные системы, такие как автомобильные и железнодорожные дороги и электросети. BRI включает в себя такие инициативы сотрудничества, как упрощение торговых процедур и предоставление технической помощи.

В проведении экономических реформ в регионе достигнут прогресс, однако все еще существует потребность в обеспечении равных возможностей для всех, особенно для молодого и находящегося в стадии активного развития населения. В таблице 2 представлена информация о различных экономических показателях стран Магрибского региона, таких как валовой внутренний продукт (ВВП), численность населения, уровень инфляции, внешний долг и другие. На протяжении длительного времени темпы роста ВВП в регионе оставались низкими, что неблагоприятно сказывалось на создании рабочих мест и сокращении масштабов нищеты. Средний годовой рост ВВП за последние десять лет составил менее 2,4 процента. Отдельно следует отметить, что средний уровень ВВП на душу населения (%) в Ливии, Марокко и Тунисе составил соответственно: 29,8; 6,8; 3,5.

Важно подчеркнуть, что взвешенный по численности населения уровень безработицы в регионе остается высоким, особенно среди молодежи. Несмотря на ограниченность имеющихся данных о бедности и неравенстве, имеющаяся информация свидетельствует о том, что обстановка в обоих случаях не улучшается. Данные таблицы 2 подчеркивают необходимость экономического роста и создания рабочих мест в регионе Магриба, особенно для молодежи.

Таблица 2

Регион Магриба: отдельные экономические показатели

Единица измерения Год Алжир Ливия Мавритания Марокко Тунис Регион Магриба

Регион

Площадь Млн кв. км. 2021 2,4 1,8 1,0 0,4 0,2 5,8

Население Млн человек 2021 44,2 6,7 4,6 37 12,3 104,8

Безработица Процент 2022 11,6 20,7 11,1 10,5 16,1 12,3

Безработица среди молодежи Процент 2022 29 51,5 22,9 24,9 37,1 29,7

Бедность Процент 28 4,8 16,5

Индекс неравенства Джини Коэффициент Последние 27,6 32,6 39,5 32,8

Экономика

Номинальный ВВП Млрд долл. 2021 165,5 47 9,2 130,3 43,2 395,2

ВВП на душу населения Долл. 2021 3747 6992 1994 3513 3525 3768,8

Реальный рост ВВП Процент 2021 4,4 168 3,1 6,2 3,9 15,4

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

77 Q

Единица измерения Год Алжир Ливия Мавритания Марокко Тунис Регион Магриба

Рост ВВП на душу населения Процент 2021 1,8 29,8 -0,1 6,8 3,5 5,5

Инфляция Процент 2022 9,3 2,6 9,5 6,7 8,3 7,8

Бюджетный дефицит Процент ВВП 2021 -7,2 3,1 2,8 -5,9 -6,6 -5.6

Текущий счет Процент ВВП 2021 -2,1 14,84 -7,55 -2,5 -7,5 -2

Государственный долг Процент ВВП 62,8 50,9 68,9 79,4 62,4

Экспорт Процент ВВП 2021 26,6 42,8 39,5 32,9 42,1 32,2

Источник: Рассчитано автором по IMF, World Bank and World Economic Forum, Schwab K. The global competitiveness report 2018. - World Economic Forum, 2018.

Одним из значимых показателей экономического развития и интеграции страны в мировую экономику является открытость торговли. На приведенном графике ниже (см. рисунок 1) показано, как выглядит мера открытости для пяти стран Магриба, которая рассчитывается как сумма экспорта и импорта в процентах от ВВП. Из конкретных показателей на графике следует, что открытость экономики Мавритании выше, чем у ее соседей и составила 100% в 2021 г., для Туниса - 94%, для Марокко - 75%, Алжира - 53%, для Ливии в 2019 году - 78%. Самые большие в мире показатели открытости торговли в 2021 г. были у Гонконга (402%), Люксембурга (388%), Сингапура (338%).

> VO oo 2020 2021

d

Алжир 67 65 64 62 60 56 55 58 52 45 53

Ливия 63 98 106 77 57 41 48 64 78 - -

Марокко 83 85 80 72 67 71 74 77 76 69 75

Мавритания 98 111 102 92 77 73 79 89 96 95 100

Тунис 100 102 99 96 87 87 96 104 102 84 94

^ 78

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

140 IZO 100 £0 60 40

zo

и Алжир t Ливия —Марокко ■—>—■ Мэ:|:;'тания Тунис

О

Рис. 1. Индекс торговой открытости (доля экспорта и импорта от ВВП), %, 20112021 гг.

Fig. 1. Trade openness index (share of exports and imports of GDP), %, 2011-2021

Источник: составлено по данным The World Bank

По данным UNCTAD, во всех странах Магриба, кроме Мавритании, более половины экспорта приходится на страны Европейского Союза, в основном Францию, Италию и Испанию. Страны Магриба торгуют меньше внутри региона, чем с остальным миром.

На рисунке 2 представлены данные, показывающие процентную долю от общего объема экспорта по внутрирегиональным торговым направлениям стран Магриба. Из рисунка видно, что Тунис имеет самый высокий процент внутрирегионального экспорта: 4,1% от общего объема экспорта. Доля внутрирегионального экспорта Алжира ниже: только 3,6% и 2,1% от общего объема экспорта приходится соответственно на другие страны Магриба. Мавритания не осуществляет внутрирегионального экспорта в страны Магриба.

Таким образом, график показывает, что в регионе Магриба отмечается невысокий уровень внутрирегиональной торговли. При этом Тунис имеет более высокий уровень внутрирегиональной торговли по сравнению с Марокко, Алжиром, Ливией и Мавританией.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

79 Q

Рис. 2. Внутрирегиональная торговля стран Магриба, %, 2021 г. Fig. 2. Intraregional trade of the Maghreb countries, %, 2021 Источник: Рассчитано по ITC TradeMap.

Некоторые из причин общих низких показателей в торговле включают высокие торговые барьеры, отсутствие диверсификация производственной базы, узкие места в логистике и политические условия. Все эти факторы отрицательно влияют на взаимную торговлю между магрибскими странами.

Еще одним фактором является то, что более значительный объем торговли всегда существовал между странами Магриба и Евросоюзом в связи с их географическим соседством, а также высокой экономической взаимозависимостью. Кроме того, товарная структура экспорта магрибских стран недостаточно разнообразна и стоимостной объем внешней торговли остается низким.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Серьезным препятствием на пути торговой интеграции Магриба является слабая региональная транспортная сеть, а также высокие издержки в сферах транспорта и логистики. Перевозки между странами Магриба осуществляются морским, воздушным, автомобильным и железнодорожным транспортом, но, за исключением морского транспорта, все они недостаточно развиты. На рисунке 3 показан

^ 80

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

средний рейтинг эффективности логистики (LPI) Магриба по логистическим показателям. Под логистической эффективностью понимается эффективность и результативность логистической системы региона, которая включает транспортировку, хранение и распределение товаров. Рейтинг (от 0 до 5,0) основан на данных Всемирного банка за 2020 год.

Оценка LF

3,0

Оценка своеврем.енности 2.D N^ Таможенная оценка

1Д-

1,0

Гоз^

0,0

Оценка отслеживания \ / Оценка инфраструктуры

Оценка компетентности е Оценка международных

области логистики отправлении

Рис. 3. Индекс и подиндексы эффективности логистики (LPI) Магриба (среднее арифметическое значение ранга стран) (от 0 до 5,0), 2023 г.

Fig. 3. Maghreb Logistics Efficiency Index and Sub-indices (LPI) (arithmetic mean of the rank of countries) (from 0 to 5.0), 2023

Источник: Составлено по данным World Bank

В экономике стран Магриба значительную роль играют прямые иностранные инвестиции. Кроме Туниса, государства AMU в 1990 году подписали Инвестиционное соглашение, которое обеспечивает инвесторам стран-партнеров национальный режим и свободный перевод заработков и доходов, полученных от инвестиционной деятельности. В 2013 году был основан Магрибский Банк для инвестиций и внешней торговли. Банк финансирует проекты по развитию инфраструктуры AMU.

Инвестиционные проекты, которые имеют основное значение, выполняются на взаимовыгодной основе на двухстороннем уровне. Принятие документов об открытом перемещении капитала является одним из факторов, способствующих усилению обмена инвестиционными потоками между сторонами.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

81 Q

Процессу региональной интеграции в AMU уже несколько десятков лет. Регион добился прогресса в некоторых областях, но реализация стратегии, которая должна привести к интеграции всех входящих в AMU государств, столкнулась с многочисленными проблемами. Учитывая множество целей, которые преследует AMU процесс региональной интеграции в Магрибе оценен Центром континентальной интеграции по 8 направлениям (см. рисунок 4), определенным Африканским индексом многомерной региональной интеграции (AMRII). В целом процесс оценивается в 0,51 балла по шкале от 0 до 1. Это общий балл, который показывает средний уровень интеграции сообщества. Оценка инфраструктуры, валютной интеграции и свободы передвижения выше среднего, соответственно 0,58, 0,56 и 0,54. Важно подчеркнуть, что финансы, социальная сфера и окружающая среда являются секторами, в которых не наблюдается прогресса на региональном уровне. Реализация протокола о свободном передвижении не завершена, но некоторые из стран-членов AMU имеют двусторонние соглашения, облегчающие передвижение их граждан. Так, Тунис является единственным, который полностью открыл свои границы для других государств-членов, в то время как для других государств по-прежнему требуются туристические визы.

Рис. 4. Оценка составляющих индекса интеграции в AMU, 2021 г. Fig. 4. Assessment of the components of the integration index in AMU, 2021 Источник: African Integration Report: Putting Free Movement of Persons at the Centre of Continental Integration 2021 // African Union. 2021. P. 44.

Регион Магриба сталкивается с проблемами политической нестабильности, отсутствия безопасности, ограниченного сотрудничества между государствами-членами и ограниченными инфраструктурными связями.

^ 82

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

В 2021 г. началась реализация соглашения Африканской континентальной зоны свободной торговли (The African Continental Free Trade Area, AfCFTA). По данным Экономической комиссии ООН для Африки, внутриафриканская торговля в настоящее время составляет лишь 15% от общего объема торговли континента по сравнению с 58% в Азии и 67% в Европе. Оценки Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию показали, что AfCFTA может увеличить внутриафриканскую торговлю на 52,3% к 2025 году. AfCFTA может вывести 30 миллионов африканцев из крайней нищеты и увеличить доходы Африки до 450 миллиардов долларов к 2035 году.

Эти статистические данные демонстрируют потенциальные преимущества AfCFTA в содействии экономическому росту, сокращению бедности и усилению региональной интеграции и сотрудничества. "AfCFTA предназначена для снижения торговых барьеров, гармонизации правил и стандартов и улучшения трансграничных инвестиций. Реализация AfCFTA как одно из приоритетных направлений «Повестки дня - 2063»12 может придать импульс углублению африканской интеграции."13 В осуществлении «Повестки дня - 2063» активное участие принимают все страны Магриба.

Регион Магриба обладает огромным потенциалом, но политические препятствия не позволяют Союзу ускорить процесс интеграции. Ключевые вызовы для стран Магриба в системе международных торговых соглашений включают медленный прогресс экономического роста, политические и структурные препятствия региональной интеграции, а также необходимость прозрачной оценки.

Однако для стран AMU существуют перспективы, такие как потенциальные преимущества от либерализации торговли в результате заключения торговых соглашений с другими странами, а также потенциал для увеличения торговли товарами и услугами и положительное влияние региональной финансовой интеграции в стимулировании экономического роста. Путем решения указанных проблем и использования данных возможностей, магрибские страны могут достичь более глубокой интеграции как внутри региона, так и на международной арене через международные торговые соглашения.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

83 Q

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Россия и Африка: естественное партнёрство, Павел Калмычек, 25.07.2023 - Международный дискуссионный клуб «Валдай» - https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiya-i-afrika-estestvennoe-partnyerstvo/

2 Россия и Африка: аудит отношений, Олег Барабанов, Исраэль Ньябури Ньядера и др., Июль 2023 - Международный дискуссионный клуб «Валдай» - https://ru.valdaiclub. com/files/45413/

3 Ngepah N., Udeagha M. C. African regional trade agreements and intra-African trade // Journal of Economic Integration. - 2018. - Т. 33. - №. 1. - С. 1176-1199.

4 Global System of Trade Preferences among Developing Countries (GSTP)

5 Common Market for Eastern and Southern Africa (COMESA) - Accession of Egypt

Common Market for Eastern and Southern Africa (COMESA) - Accession of Seychelles,

2009

6 Pan-Arab Free Trade Area (PAFTA)

7 The European Free Trade Association (EFTA)

Aghrout A. The Euro-Maghreb economic partnership: Trade and investment issues // Journal of Contemporary European Studies. - 2009. - Т. 17. - №. 3. - С. 353-367.

Hozouri N. The effect of trade liberalization on economic growth: selected MENA countries //International Journal of Economics and Finance. - 2017. - Т. 9. - №. 1. - С. 88-95.

10 Maoz Y. D., Peled D., Sarid A. Trade agreements, bargaining and economic growth // Journal of Macroeconomics. - 2011. - Т. 33. - №. 1. - С. 92-101.

11 Peled D., Sarid A., Maoz Y. Trade Agreements, Bargaining and Economic Growth // Bargaining and Economic Growth (September 2, 2009). - 2009.

12 Agenda 2063: The Africa We Want//African Union. URL: https://au.int/en/agenda2063/ overview (дата обращения: 03.06.2023).

13 Mthembu Ph., Kornegay F. Africa and the world: Navigating shifting geopolitics // Institute for Global Dialogue Global Insight. 2020. No. 135. P. 4. URL: https://www.africaportal. org/publications/africa-and-world- navigating-shifting-geopolitics/

^ 84

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2023

БИБЛИОГРАФИЯ:

Россия и Африка: естественное партнёрство, Павел Калмычек, 25.07.2023 - Международный дискуссионный клуб «Валдай» @@ Rossiya i Afrika: estestvennoe partnyorstvo, Pavel Kalmy'chek, 25.07.2023 - Mezhdunarodny'j diskussionny'j klub «Valdaj» - https:// ru.valdaiclub.com/a/highlights/rossiya-i-afrika-estestvennoe-partnyerstvo/.

Россия и Африка: аудит отношений, Олег Барабанов, Исраэль Ньябури Ньядера и др., Июль 2023 - Международный дискуссионный клуб «Валдай» @@ Rossiya i Afrika: audit otnoshenij, Oleg Barabanov, IsraeT N'yaburi N'yadera i dr., Iyuf 2023 - Mezhdunarodny'j diskussionny'j klub «Valdaj» - https://ru.valdaiclub.com/files/45413/.

African Integration Report: Putting Free Movement of Persons at the Centre of Continental Integration 2021 // African Union. 2021. P. 44.

Agenda 2063: The Africa We Want // African Union. URL: https://au.int/en/agenda2063/ overview (дата обращения: 03.06.2023).

Aghrout A. The Euro-Maghreb economic partnership: Trade and investment issues //Journal of Contemporary European Studies. - 2009. - Т. 17. - №. 3. - С. 353-367.

Common Market for Eastern and Southern Africa (COMESA) - Accession of Seychelles, 2009.

Hozouri N. The effect of trade liberalization on economic growth: selected MENA countries //International Journal of Economics and Finance. - 2017. - Т. 9. - №. 1. - С. 88-95.

Maoz Y. D., Peled D., Sarid A. Trade agreements, bargaining and economic growth //Journal of Macroeconomics. - 2011. - Т. 33. - №. 1. - С. 92-101.

Mthembu Ph., Kornegay F. Africa and the world: Navigating shifting geopolitics // Institute for Global Dialogue Global Insight. 2020. No. 135. P. 4. URL: https://www.africaportal.org/pub-lications/africa-and-world- navigating-shifting-geopolitics/

Ngepah N., Udeagha M. C. African regional trade agreements and intra-African trade //Journal of Economic Integration. - 2018. - Т. 33. - №. 1. - С. 1176-1199.

Peled D., Sarid A., Maoz Y. Trade Agreements, Bargaining and Economic Growth //Bargaining and Economic Growth (September 2, 2009). - 2009.

9 - 2023

Российский внешнеэкономический вестник

85 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.