Научная статья на тему 'Экономический прогресс как мера реализации творческого потенциала геопланетарного работника'

Экономический прогресс как мера реализации творческого потенциала геопланетарного работника Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цитленок B. C., Сизое В. В.

Экономический прогресс как мера реализации творческого потенциала геопланетарного работника Цитленок В.С., Сизов В.В. Экономический прогресс как мера реализации творческого потенциала геопланетарного работника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Progress as a Measure of Realization of Geoplanetary Worker's Creative Potential TCitlenok_V._S.,_Sizov_V._V. The article touches on the problems of self-development process of world economy special outline a scientific and innovational one. The authors analyse the process of building up and bringing into use national worker's intellectually creative potential.

Текст научной работы на тему «Экономический прогресс как мера реализации творческого потенциала геопланетарного работника»

B.C. Цитленок, В.В. Сизов. Экономический прогресс как мера реализации творческого.

ЭКОНОМИКА

В.С. Цитленок*, В. В. Сизое**

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК МЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГЕОПЛАНЕТАРНОГО РАБОТНИКА

* Томский государственный университет ** Томский государственный педагогический университет

В экономической теории начала XXI в. представление о темпах и масштабах прогресса мировой экономики не является однозначным и общепризнанным.

Изначально существовавшее убеждение в его непрерывно-поступательном характере и объективной безальтернативности сменилось на новое «нигилистическое», основаниями которого стали индетерминизм, плюрализм и стохастичность.

«Писком моды» стало прямое перенесение принципов познания, применяемых в физике, математике к исследованию социально-экономических процессов и явлений.

Не учитывается способность работников к самообучению, к прогнозированию вероятных изменений и корректировке первоначальных планов действий.

Большую роль в исследовании механизма экономического прогресса играют принципы синергетики, однако нередуцированное применение их к анализу экономической формы самодвижения не позволяет раскрыть его сущность и логику изменений.

Кроме построения принципиальной схемы развития сложных систем необходимо обоснование различий в масштабах, темпах, последовательности изменений, которые происходят в страновых экономиках Земли.

В современной теории познания усиливается критика идеи превращения принципов синергетики в суперпринципы, использование которых отрицает необходимость применения других принципов познания. В этом случае, вместо приближения к истине, возникает «спекулятивная интерпретация явления», которая «не подвигнет исследователя в решении проблемы ни на шаг без реального наполнения позитивным содержанием сущностных признаков этой методологии: бифуркаций, диссипативных структур, режимов обострения, аттракторов и т.д., поскольку трансдисциплинарная методология работает не абстрактно. В каждой сфере она опирается на особые, специфические для этой сферы средства реализации и некоторую “критическую массу” основополагающих знаний об объекте исследования» [1].

Наиболее абстрактное определение движения характеризует его как изменение состояния вещества,

энергии и информации в бесконечном пространственно-временном континууме.

Самодвижение - это процесс непрерывных взаимодействий, изменений, связанных с формированием и распадом элементов, структур и систем различной размеренности.

Если самодвижение имеет определенную направленность, причем направленность устойчивую и необратимую, то тогда можно говорить о его особом свойстве - саморазвитии.

В свою очередь, если процесс саморазвития направлен на упрощение структур, ассоциаций и звеньев, то его следует считать регрессивным.

Наоборот, если саморазвитие направлено на усложнение структур, звеньев, систем, рост информационного потенциала, то его будем считать прогрессивным, или прогрессом.

В целом развитие характеризуется усложнением системы, ростом ее энергетических потенциалов, объемом циркулирующей информации.

Назовем вещество, энергию и информацию ресурсами прогрессивного развития. Они могут находиться в стационарном (устойчивом) и переходном (неустойчивом) состояниях.

Стационарное (устойчивое) состояние ресурсов прогресса образует структуры, а переходные (неустойчивые) - процессы.

Деление на структуры и процессы относительно. О нем можно говорить только в пределах определенного пространственно-временного континуума. Если дифференциация существующих и появление новых структур носит однонаправленный и необратимый характер, ведет к усложнению первичных образований, появлению у них новых качеств, то это характеризует прогрессивное развитие.

Структуры, теряющие внутренние и внешние связи без возникновения новых, находятся в фазе хаотических изменений.

Всякое хаотическое состояние ресурсов развития в конечном счете трансформируется в новое упорядоченное состояние, которое по прошествии определенного времени вновь становится хаотическим.

Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 5 (49). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ЭКОНОМИКА)

Таким образом, состояния устойчивости и неустойчивости самостоятельны и взаимосвязаны, равноценны и взаимодополняемы. Преобразованию структур предшествует появление хаоса во множестве локальных пространственно-временных континуумов, в свою очередь, образующих единый бесконечный пространственно-временной континуум. Соответственно, развитие как направленное изменение состояний вещества, энергии, информации - непрерывно, бесконечно и вечно.

Социальное развитие является функцией особого свойства геопланетарного работника - способностью к творчеству, которая проявляется в существовании особого контура мировой экономики - научно-инновационного.

Этому феномену научная мысль, бизнес и менеджмент стали уделять большое внимание только в XX в., когда в странах Запада лидерами экономики оказались крупные акционерные компании, а И. Шумпетером была не только корректно сформулирована проблема механизма экономического развития, но и определены его основные звенья, субъекты, мотивы и цели деятельности предпринимателей.

Опыт развития странового капитализма в XX в., особенно во второй его половине, подтвердил правомерность ретроклассического понимания определяющей роли трудовой деятельности людей в саморазвитии страновых экономик посредством постоянного приращения в ней творческих элементов, т.е. развития творческого характера их труда.

Постепенно в экономике стали возникать особые функциональные структуры, ориентированные на использование интеллектуально-творческого потенциала лиц, считавших его реализацию главным смыслом своей социально полезной жизнедеятельности. Так возникает особая область человеческой жизнедеятельности - научная, которой свойственна своя организация и этика поведения.

По мере накопления научных представлений об окружающей человека действительности, накопления производственного опыта научное знание начинает все более полно отражать насущные потребности хозяйства, что проявилось в выделении в научном знании особого сектора - технико-технологического.

Доминирование капиталистического уклада, формирование крупных акционерных, а затем и транснациональных корпораций привели к интеграции научно-исследовательского, особенно опытно-конструкторского, звена непосредственно с серийным и массовым производством стандартной продукции, а тем самым к формированию единого научно-инновационного контура национальной экономики, к выделению в составе национального работника особого звена, результатом деятельности которого являются новая технология, новый продукт или существенно мо-

дернизированный старый, новые принципы организации и управления экономики.

Поэтому наряду с повышением общего уровня интеллектуально-творческого потенциала национального работника существует и развивается особое звено его, где интеллектуальное творчество является основным видом деятельности его участников.

Значит, появилась новая форма капитала - интеллектуально-творческая - и соответственно новые формы его присвоения.

Составными частями интеллектуально-творческой подсистемы национальной экономики являются множество всех форм интеллектуально-творческой деятельности национального работника, субъекты и организаторы этой деятельности: научные, инженерно-технические работники; высококвалифицированные рабочие, занятые в этом интеллектуально-творческом контуре; собственники соответствующей части производственных ресурсов и соответствующие их права на полученные результаты.

Формируется механизм оценки, реализации и распределения результатов интеллектуально-творческой деятельности национального работника, а также механизм согласования результатов интеллектуальнотворческой и репродуктивной деятельности соответствующих групп национального работника.

Накопление, взаимодействие и интеграция элементов интеллектуально-творческой деятельности на этапе доминирования крупного корпоративного финансового капитала стали основной причиной появления особой подсистемы национальной экономики, по разному называемой современными теоретиками и политиками: «неоэкономика», «новая экономика», «информационная экономика», «экономика знаний», «когнитивная экономика».

Несмотря на различные названия, все авторы едины при характеристике ее технико-технологической основы: современные информационно-коммуникативные технологии; доминирование наукоемких видов трудовой деятельности, реализуемых через корпорации, в которых, в свою очередь, преобладает интеллектуальный и человеческий капитал; развитый сектор малого венчурного бизнеса и деловых услуг с устойчивыми внешнеэкономическими связями.

Следует согласиться с выводом В.М. Кулькова, что новая экономика «продолжает оставаться частью преимущественно индустриальной экономики, а в социально-экономическом смысле - частью преимущественно рыночного хозяйства» [2, с. 40].

Бесспорно, что новая экономика оказывает влияние на отношения в сфере торговли, финансов, на всю организационную структуру и управления. Она органично «включена» в систему международного разделения труда, являясь одновременно высшей национально-государственной формой реализации творческого потенциала геопланетарного работника.

В.И. Каное. Моделирование сдвига функции сбережений в курсе макроэкономики

США и страны Западной Европы имеют наиболее развитые научно-инновационные контуры. Однако последние существенно отстают от США по привлечению иностранных инновационных фирм, по системности и масштабности стимулирования инноваций, по доле компьютерно-информационного сектора в структуре реального производства.

Таким образом, для мировой экономики мерой реализации творческого потенциала геопланетарного работника можно считать суммарный вклад компьютерно-информационных секторов страновых экономик в стоимость создаваемого годового геопланетарного продукта, что характеризует достигнутый уровень ее самоорганизации.

Литература

1. Дрюк М.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм // Вопр. филос. 2004. № 10.

2. Кульков В.М. Место «новой экономики» в экономической системе. Экономическая теория на пороге XXI века. - 5: Неоэкономика. М., 2001.

В.И. Канов

МОДЕЛИРОВАНИЕ СДВИГА ФУНКЦИИ СБЕРЕЖЕНИЙ В КУРСЕ МАКРОЭКОНОМИКИ

Томский государственный университет

Рассмотрим один частный вопрос преподавания курса макроэкономики студентам вуза, разъяснение которого может поставить в тупик молодого препо-давателя-экономиста.

Дело в том, что в теме курса «Совокупные расходы» требуется рассказать студентам о некоторых причинах, приводящих к изменениям потребительских расходов семей (С) и, соответственно, их сбережений (Б) независимо от текущего располагаемого дохода (В1). Иллюстрируется это положение таблицами и графиками «доходы-расходы» и «сбережения-доходы».

В качестве причин называются:

- динамика богатства,

- ожидания относительно цен и доходов,

- потребительская задолженность,

- налогообложение.

Причем первые четыре фактора изменяют потребительские расходы и сбережения с противоположным знаком. То есть если потребительские расходы растут, то сбережения сокращаются, и наоборот. Графически это выражается в сдвигах графиков потребления и сбережений в противоположных направлениях.

В этой части объяснение материала курса никаких затруднений и вопросов не вызывает, потому что на обоих графиках наличествует полное соответствие с точки зрения определения равновесного дохода.

Затруднения возникают, когда надо показать влияние пятого элемента на положение графиков потребительских расходов и сбережений. В учебной литературе по макроэкономике вводного уровня (в промежуточных и продвинутых курсах этот вопрос не затрагивается как относящийся к предмету основ макроэкономики) сдвиги кривых потребления и сбережений под воздействием изменений налогов рассмат-

риваются, но в методическом плане недостаточно доказательно и наглядно, по нашему мнению.

Как правило, указывается только на то, что изменения налогообложения сдвигают графики функций потребительских расходов и сбережений в одном и том же направлении. Демонстрация этого верного положения с помощью графиков названных функций почему-то не происходит.

Однако если смоделировать это положение на оба графика функций, то преподаватель окажется в следующей противоречивой ситуации. С одой стороны, он должен показать, что снижение потребительских расходов сдвигает функцию потребления вниз. В результате совокупный доход сокращается. С другой стороны, сокращение сбережений сдвигает их график тоже вниз. Но такой сдвиг, наоборот, увеличивает совокупный доход. Обратимся к приведенным ниже графикам.

В исходном состоянии равновесный доход находится в точке У0. Когда вырастут налоги, которые выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения, то оба графика сдвинутся вниз - соответственно в положения С1 и Б1.

Что же получилось? На графике «функции потребления» равновесный доход уменьшился до уровня У а на графике «функции сбережений», наоборот, увеличился до уровня У2. Чего, конечно, быть не может. Получается, что совершенно верному теоретическому положению не соответствует графическая иллюстрация.

В учебнике К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю не дается решение этого противоречия между теорией и ее наглядным объяснением. Лишь очень коротко говорится о необходимости рассмотрения не только располагаемого дохода, но и всего дохода, в котором присутствуют не только сбережения домашних хозяйств, но и чистые налоги (см.: Экономикс. М., 2002. с. 191-192).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.