B.C. Цитленок, В.В. Сизов. Экономический прогресс как мера реализации творческого.
ЭКОНОМИКА
В.С. Цитленок*, В. В. Сизое**
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС КАК МЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ГЕОПЛАНЕТАРНОГО РАБОТНИКА
* Томский государственный университет ** Томский государственный педагогический университет
В экономической теории начала XXI в. представление о темпах и масштабах прогресса мировой экономики не является однозначным и общепризнанным.
Изначально существовавшее убеждение в его непрерывно-поступательном характере и объективной безальтернативности сменилось на новое «нигилистическое», основаниями которого стали индетерминизм, плюрализм и стохастичность.
«Писком моды» стало прямое перенесение принципов познания, применяемых в физике, математике к исследованию социально-экономических процессов и явлений.
Не учитывается способность работников к самообучению, к прогнозированию вероятных изменений и корректировке первоначальных планов действий.
Большую роль в исследовании механизма экономического прогресса играют принципы синергетики, однако нередуцированное применение их к анализу экономической формы самодвижения не позволяет раскрыть его сущность и логику изменений.
Кроме построения принципиальной схемы развития сложных систем необходимо обоснование различий в масштабах, темпах, последовательности изменений, которые происходят в страновых экономиках Земли.
В современной теории познания усиливается критика идеи превращения принципов синергетики в суперпринципы, использование которых отрицает необходимость применения других принципов познания. В этом случае, вместо приближения к истине, возникает «спекулятивная интерпретация явления», которая «не подвигнет исследователя в решении проблемы ни на шаг без реального наполнения позитивным содержанием сущностных признаков этой методологии: бифуркаций, диссипативных структур, режимов обострения, аттракторов и т.д., поскольку трансдисциплинарная методология работает не абстрактно. В каждой сфере она опирается на особые, специфические для этой сферы средства реализации и некоторую “критическую массу” основополагающих знаний об объекте исследования» [1].
Наиболее абстрактное определение движения характеризует его как изменение состояния вещества,
энергии и информации в бесконечном пространственно-временном континууме.
Самодвижение - это процесс непрерывных взаимодействий, изменений, связанных с формированием и распадом элементов, структур и систем различной размеренности.
Если самодвижение имеет определенную направленность, причем направленность устойчивую и необратимую, то тогда можно говорить о его особом свойстве - саморазвитии.
В свою очередь, если процесс саморазвития направлен на упрощение структур, ассоциаций и звеньев, то его следует считать регрессивным.
Наоборот, если саморазвитие направлено на усложнение структур, звеньев, систем, рост информационного потенциала, то его будем считать прогрессивным, или прогрессом.
В целом развитие характеризуется усложнением системы, ростом ее энергетических потенциалов, объемом циркулирующей информации.
Назовем вещество, энергию и информацию ресурсами прогрессивного развития. Они могут находиться в стационарном (устойчивом) и переходном (неустойчивом) состояниях.
Стационарное (устойчивое) состояние ресурсов прогресса образует структуры, а переходные (неустойчивые) - процессы.
Деление на структуры и процессы относительно. О нем можно говорить только в пределах определенного пространственно-временного континуума. Если дифференциация существующих и появление новых структур носит однонаправленный и необратимый характер, ведет к усложнению первичных образований, появлению у них новых качеств, то это характеризует прогрессивное развитие.
Структуры, теряющие внутренние и внешние связи без возникновения новых, находятся в фазе хаотических изменений.
Всякое хаотическое состояние ресурсов развития в конечном счете трансформируется в новое упорядоченное состояние, которое по прошествии определенного времени вновь становится хаотическим.
Вестник ТГПУ. 2005. Выпуск 5 (49). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ЭКОНОМИКА)
Таким образом, состояния устойчивости и неустойчивости самостоятельны и взаимосвязаны, равноценны и взаимодополняемы. Преобразованию структур предшествует появление хаоса во множестве локальных пространственно-временных континуумов, в свою очередь, образующих единый бесконечный пространственно-временной континуум. Соответственно, развитие как направленное изменение состояний вещества, энергии, информации - непрерывно, бесконечно и вечно.
Социальное развитие является функцией особого свойства геопланетарного работника - способностью к творчеству, которая проявляется в существовании особого контура мировой экономики - научно-инновационного.
Этому феномену научная мысль, бизнес и менеджмент стали уделять большое внимание только в XX в., когда в странах Запада лидерами экономики оказались крупные акционерные компании, а И. Шумпетером была не только корректно сформулирована проблема механизма экономического развития, но и определены его основные звенья, субъекты, мотивы и цели деятельности предпринимателей.
Опыт развития странового капитализма в XX в., особенно во второй его половине, подтвердил правомерность ретроклассического понимания определяющей роли трудовой деятельности людей в саморазвитии страновых экономик посредством постоянного приращения в ней творческих элементов, т.е. развития творческого характера их труда.
Постепенно в экономике стали возникать особые функциональные структуры, ориентированные на использование интеллектуально-творческого потенциала лиц, считавших его реализацию главным смыслом своей социально полезной жизнедеятельности. Так возникает особая область человеческой жизнедеятельности - научная, которой свойственна своя организация и этика поведения.
По мере накопления научных представлений об окружающей человека действительности, накопления производственного опыта научное знание начинает все более полно отражать насущные потребности хозяйства, что проявилось в выделении в научном знании особого сектора - технико-технологического.
Доминирование капиталистического уклада, формирование крупных акционерных, а затем и транснациональных корпораций привели к интеграции научно-исследовательского, особенно опытно-конструкторского, звена непосредственно с серийным и массовым производством стандартной продукции, а тем самым к формированию единого научно-инновационного контура национальной экономики, к выделению в составе национального работника особого звена, результатом деятельности которого являются новая технология, новый продукт или существенно мо-
дернизированный старый, новые принципы организации и управления экономики.
Поэтому наряду с повышением общего уровня интеллектуально-творческого потенциала национального работника существует и развивается особое звено его, где интеллектуальное творчество является основным видом деятельности его участников.
Значит, появилась новая форма капитала - интеллектуально-творческая - и соответственно новые формы его присвоения.
Составными частями интеллектуально-творческой подсистемы национальной экономики являются множество всех форм интеллектуально-творческой деятельности национального работника, субъекты и организаторы этой деятельности: научные, инженерно-технические работники; высококвалифицированные рабочие, занятые в этом интеллектуально-творческом контуре; собственники соответствующей части производственных ресурсов и соответствующие их права на полученные результаты.
Формируется механизм оценки, реализации и распределения результатов интеллектуально-творческой деятельности национального работника, а также механизм согласования результатов интеллектуальнотворческой и репродуктивной деятельности соответствующих групп национального работника.
Накопление, взаимодействие и интеграция элементов интеллектуально-творческой деятельности на этапе доминирования крупного корпоративного финансового капитала стали основной причиной появления особой подсистемы национальной экономики, по разному называемой современными теоретиками и политиками: «неоэкономика», «новая экономика», «информационная экономика», «экономика знаний», «когнитивная экономика».
Несмотря на различные названия, все авторы едины при характеристике ее технико-технологической основы: современные информационно-коммуникативные технологии; доминирование наукоемких видов трудовой деятельности, реализуемых через корпорации, в которых, в свою очередь, преобладает интеллектуальный и человеческий капитал; развитый сектор малого венчурного бизнеса и деловых услуг с устойчивыми внешнеэкономическими связями.
Следует согласиться с выводом В.М. Кулькова, что новая экономика «продолжает оставаться частью преимущественно индустриальной экономики, а в социально-экономическом смысле - частью преимущественно рыночного хозяйства» [2, с. 40].
Бесспорно, что новая экономика оказывает влияние на отношения в сфере торговли, финансов, на всю организационную структуру и управления. Она органично «включена» в систему международного разделения труда, являясь одновременно высшей национально-государственной формой реализации творческого потенциала геопланетарного работника.
В.И. Каное. Моделирование сдвига функции сбережений в курсе макроэкономики
США и страны Западной Европы имеют наиболее развитые научно-инновационные контуры. Однако последние существенно отстают от США по привлечению иностранных инновационных фирм, по системности и масштабности стимулирования инноваций, по доле компьютерно-информационного сектора в структуре реального производства.
Таким образом, для мировой экономики мерой реализации творческого потенциала геопланетарного работника можно считать суммарный вклад компьютерно-информационных секторов страновых экономик в стоимость создаваемого годового геопланетарного продукта, что характеризует достигнутый уровень ее самоорганизации.
Литература
1. Дрюк М.А. Синергетика: позитивное знание и философский импрессионизм // Вопр. филос. 2004. № 10.
2. Кульков В.М. Место «новой экономики» в экономической системе. Экономическая теория на пороге XXI века. - 5: Неоэкономика. М., 2001.
В.И. Канов
МОДЕЛИРОВАНИЕ СДВИГА ФУНКЦИИ СБЕРЕЖЕНИЙ В КУРСЕ МАКРОЭКОНОМИКИ
Томский государственный университет
Рассмотрим один частный вопрос преподавания курса макроэкономики студентам вуза, разъяснение которого может поставить в тупик молодого препо-давателя-экономиста.
Дело в том, что в теме курса «Совокупные расходы» требуется рассказать студентам о некоторых причинах, приводящих к изменениям потребительских расходов семей (С) и, соответственно, их сбережений (Б) независимо от текущего располагаемого дохода (В1). Иллюстрируется это положение таблицами и графиками «доходы-расходы» и «сбережения-доходы».
В качестве причин называются:
- динамика богатства,
- ожидания относительно цен и доходов,
- потребительская задолженность,
- налогообложение.
Причем первые четыре фактора изменяют потребительские расходы и сбережения с противоположным знаком. То есть если потребительские расходы растут, то сбережения сокращаются, и наоборот. Графически это выражается в сдвигах графиков потребления и сбережений в противоположных направлениях.
В этой части объяснение материала курса никаких затруднений и вопросов не вызывает, потому что на обоих графиках наличествует полное соответствие с точки зрения определения равновесного дохода.
Затруднения возникают, когда надо показать влияние пятого элемента на положение графиков потребительских расходов и сбережений. В учебной литературе по макроэкономике вводного уровня (в промежуточных и продвинутых курсах этот вопрос не затрагивается как относящийся к предмету основ макроэкономики) сдвиги кривых потребления и сбережений под воздействием изменений налогов рассмат-
риваются, но в методическом плане недостаточно доказательно и наглядно, по нашему мнению.
Как правило, указывается только на то, что изменения налогообложения сдвигают графики функций потребительских расходов и сбережений в одном и том же направлении. Демонстрация этого верного положения с помощью графиков названных функций почему-то не происходит.
Однако если смоделировать это положение на оба графика функций, то преподаватель окажется в следующей противоречивой ситуации. С одой стороны, он должен показать, что снижение потребительских расходов сдвигает функцию потребления вниз. В результате совокупный доход сокращается. С другой стороны, сокращение сбережений сдвигает их график тоже вниз. Но такой сдвиг, наоборот, увеличивает совокупный доход. Обратимся к приведенным ниже графикам.
В исходном состоянии равновесный доход находится в точке У0. Когда вырастут налоги, которые выплачиваются частично за счет потребления и частично за счет сбережения, то оба графика сдвинутся вниз - соответственно в положения С1 и Б1.
Что же получилось? На графике «функции потребления» равновесный доход уменьшился до уровня У а на графике «функции сбережений», наоборот, увеличился до уровня У2. Чего, конечно, быть не может. Получается, что совершенно верному теоретическому положению не соответствует графическая иллюстрация.
В учебнике К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю не дается решение этого противоречия между теорией и ее наглядным объяснением. Лишь очень коротко говорится о необходимости рассмотрения не только располагаемого дохода, но и всего дохода, в котором присутствуют не только сбережения домашних хозяйств, но и чистые налоги (см.: Экономикс. М., 2002. с. 191-192).