Экономический прогноз Британии после Brexit Britain's Economic Outlook after Brexit
Аллаяров Р. А.
Студент 3 курса
ф-т Зарубежное Регионоведение (Страны Северной Европы)
САФУ имениМ. В. Ломоновосва г. Архангельск, Россия e-mail: rustam20 [email protected]
Allayarov R.
3rd year student
Faculty of Foreign Regional Studies (Nordic Countries) NArFU named after M. V. Lomonosov Arkhangelsk, Russia e-mail: [email protected]
Аннотация.
На историческом референдуме Англия проголосовала за выход из Европейского Союза. Некоторые опросы свидетельствуют о том, что негативная реакция на глобализацию сыграла свою роль наряду с такими темами, как суверенитет и иммиграция. Правительство настаивает на том, что Британия будет поддерживать свои мировые перспективы, однако интересно, насколько сложной будет задача выйти из крупнейшего экономического субъекта в мире и создать новый путь? Великобритания делает это с некоторыми заметными недостатками в своем большом дефиците торгового баланса. В этой статье рассматривается экономическая неопределенность Брексит и возможные пути продвижения вперед.
Annotation.
In a historic referendum, Britain has voted to leave the European Union. Some of the polling suggests that a backlash against globalisation played a role, alongside themes such as sovereignty and immigration. The government has insisted that Britain will maintain its global outlook, but how challenging will that be in the face of disengaging from the world's biggest economic entity and forging a novel path? The UK is doing so with some notable weaknesses in its large trade deficit. This article explores the economic uncertainties of Brexit and potential ways forward.
Ключевые слова: Великобритания, Объединенное Королевство, Брексит, Выход из ЕС, Европа, экономика, политика, международные отношения, геополитика, торговля.
Keywords: Great Britain, United Kingdom, Brexit, Exit from EU, Europe, economy, politics, international relations, geopolitics, trade.
Политические последствия
Исторический отход Англии от Европейского союза вызывает высокую степень экономической неопределенности в отношении её будущего, что частично будет зависеть от новых торговых соглашений, согласованных как с ЕС, так и с другими крупными экономиками.
Великобритании необходимо договориться о новых экономических отношениях с ЕС, в том числе о том, чтобы сохранить беспроблемный доступ к Единому рынку.
Чтобы поддерживать текущие темпы роста, важно, чтобы Британия после Брексит сохраняла свою давнюю международную ориентацию. Учитывая, что соглашения о свободной торговле в настоящее время обсуждаются во всем мире, Великобритания должна уделять первоочередное внимание задаче открытия рынков для британского бизнеса.
Экономическое влияние Брексит
Некоторые решения о найме и инвестициях были отложены еще до голосования 23 июня 2016 года; фактически, с февраля, когда объявление о референдуме о продолжении членства в ЕС было сделано британским правительством. Ожидания инвесторов от неустойчивости стерлингов в период до референдума были самыми высокими после финансового кризиса 2008 года, когда вся банковская система могла привести к снижению экономики. Реакция рынка отражала неопределенность в отношении того, что произойдет с британским фунтом, который резко снизился, как и было предсказано, после того, как Великобритания проголосовала за выход.
Теперь, когда Британия проголосовала за выход, потребуется не менее двух лет неопределенности, что является периодом, разрешенным в соответствии со статьей 50 Лиссабонского договора для переговоров о новых отношениях с ЕС. Неопределенность имеет тенденцию ослабления экономической активности. Инвесторы могут понять это правильно, но неопределенность, как правило, делает бизнес осторожным. И для экономики это обычно означает консервативность в отношении того, куда он направляется.
В условиях неопределенности также есть ясность в отношении следующих шагов. Основной компромисс между остальными странами в рамках Единого рынка и отказом от «контроля» институтами ЕС, особенно по вопросам миграции. В этом и заключается проблема, поскольку Европейский союз рассматривает свободу передвижения людей как один из четырех столпов Единого рынка. В соответствии с этой привилегией ЕС предоставляет право людям жить и работать свободно в любых пределах своих границ. Иными словами, британцы имеют право жить и работать в ЕС, так же как и другие граждане ЕС имеют право жить и работать в Великобритании.
Можно ли сохранить доступ к европейскому рынку, но не подпадать под действие законов ЕС, в том числе о свободе передвижения людей? До сих пор ЕС не предоставил этот статус странам, не входящим в ЕС, которые договорились о праве доступа к Единому рынку.
В Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) плюс Швейцарию входят три страны (Норвегия, Лихтенштейн и Исландия), которые также имеют неограниченный доступ к Единому рынку посредством серии договоров. Все четыре члена в принципе соглашаются с принципом «свободы передвижения людей», в обмен на который они получают различную степень доступа к крупнейшему экономическому блоку в мире. Нации Лихтенштейна с ее крошечным населением в 36 000 человек удалось сохранить иммиграционную квоту, но она должна пересматриваться каждые пять лет. Таким образом, свободное передвижение людей описывается ЕАСТ как «возможно, самое важное право для отдельных лиц», поскольку оно дает гражданам 31 страны ЕЭЗ [ЕС плюс вышеупомянутые государства] возможность жить, работать, создавать бизнес и учиться в любой из этих стран.
Чтобы иметь представление о том, насколько целостным является свободное передвижение людей, можно взглянуть на двухлетнюю борьбу Швейцарии за введение квоты на мигрантов из ЕС. В феврале 2014 года швейцарцы проголосовали на референдуме за контроль над миграцией в ЕС. Но ЕС не отклонил данный проеет, поэтому переговоры затянулись без каких-либо выводов. По иронии судьбы, они изучали возможность использования «экстренного торможения», с которым бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон договорился до референдума ЕС в Великобритании, который ограничил бы трудовые льготы для новых мигрантов и потенциально уменьшил «коэффициент тяги» «экономической миграции в страну с более высоким доходом».
Важно отметить, что Единый рынок намного больше, чем соглашение о свободной торговле. Применяя те же правила и стандарты в отношении товаров и услуг, он освобождает торговлю и инвестиции таким образом,
чтобы позволить бизнесу обрабатывать полмиллиарда людей в ЕС как единый рынок для своего бизнеса. Таким образом, речь идет не о тарифах, а о том, что экономисты называют нетарифными барьерами (НТБ), которые в некоторых случаях имеют значение, особенно для малых предприятий, где легкость продажи через границы может сильно зависеть от стандартов и правил. И для бизнеса, малого и крупного, европейский рынок важен.
Институт директоров, базирующийся в Лондоне, опросил своих членов сразу после голосования о Брексите. Из 1092 британских фирм четверть была заморожена, около 20% рассматривали возможность перемещения своих операций за границу, а 5% даже увольнялись. Эта реакция отражает неопределенность, которая наиболее ярко проявляется на рынках, но также имеет важное значение для экономики, большой вопрос связан с будущими отношениями Великобритании с Европой.
Вполне возможно, что расходы на получение доступа к Единому рынку будут считаться политиками слишком большими, если это означает принятие свободного движения людей. Конечно, речь идет не только об иммиграционной политике. Как и другие страны, не входящие в ЕС, которые имеют свободный доступ к Единому рынку, Великобритания также должна будет принять правила, установленные Брюсселем. И это вполне может быть неприемлемым, так как некоторые в лагере «Оставшихся» также захотят провести кампанию на том основании, что Великобритания больше не будет регулироваться законами ЕС.
Как уже говорилось ранее, ЕС еще не пошел на компромисс в отношении миграции с какой-либо крупной страной, хотя по этому вопросу еще много споров. Некоторые утверждают, что Британия является более важной экономикой, чем, например, Швейцария или Норвегия, и что ЕС действительно может уступить, в то время как другие настаивают на том, чтобы предоставить Британии преимущества Единого рынка без свободного передвижения людей будет неверным примером для других стран ЕС и которые также могут захотеть контролировать миграцию, а затем выйти. Распад Европейского Союза - результат, которого, конечно же, хотят избежать лидеры ЕС. Нет сомнений в том, что это сложный компромисс с большим спросом на британскую экономику. В переговорах о Брексите также есть много вопросов для Европы, поскольку этот процесс повлияет на то, как она реформирует свои собственные институты.
Будущее Великобритании за пределами Европы
Глобальная торговля далека от свободных отношений, поэтому важно вести переговоры о доступе на рынки для торговли и инвестиций для британских предприятий, особенно если Великобритания сохранит мировые перспективы, которые способствовали ее экономическому росту и позиционированию как пятой по величине экономике мира. Глубокая интеграция европейского единого рынка устраняет нетарифные барьеры посредством общих стандартов. Огромный рынок на пороге Британии, безусловно, экономически ценен и должен стать приоритетом для нового соглашения о ЗСТ после Брексит. Но разработка торговых соглашений длится годы, равно как и переговоры Великобритании о ее будущем с ЕС, поэтому разумный подход - начать неофициальные переговоры уже сейчас с США, Китаем и Японией. Конечно, есть и другие торговые партнеры, которых стоит рассмотреть, но сосредоточение внимания на этих трех крупнейших экономиках и ЕС - лучшее начало.
Новые торговые соглашения также преследуют другие страны, стремящиеся открыть рынки и повысить экономический рост. Например, ТТП, ЕАЭС, НАФТА, БРИКС и тд. В этом контексте Британия должна как можно скорее начать параллельные переговоры.
Что касается Соединенных Штатов, то Республиканский спикер Палаты представителей Конгресса США выразил большой интерес к разговору с Великобританией. В случае Китая, второй по величине экономики в мире,
Великобритания, покидающая ЕС, может оказаться менее привлекательной в качестве шлюза в Европу, но этот результат будет зависеть от переговоров Брексит. Между тем для Великобритании было бы разумно опираться на свои тесные связи с Китаем для заключения соглашения о свободной торговле.
Во многих отношениях Великобритания и Китай обладают взаимодополняющими сильными сторонами и потребностями в своей экономике. Китай ищет специалистов в сфере услуг и высокотехнологичной промышленности, которые Британия может предложить. В свою очередь, Британия должна поддерживать значительные притоки инвестиций из-за ее постоянного и большого дефицита по счету текущих операций, что может быть достигнуто путем стимулирования Китаем внешних инвестиций. В отличие от ЕС, который рассматривает более крупный сектор промышленности и сельского хозяйства, Великобритания находится в более выгодном положении, чтобы договориться о ЗСТ с Китаем. Такой договор будет не менее выгоден и самому Китаю так как он, жесткий партнер по переговорам, имеет только несколько соглашений о свободной торговле и в настоящее время переживает сложное время, в то время как он переустанавливает свои внешние и внутренние приоритеты для реформирования своей замедляющейся экономики. В любом случае переход к ЗСТ с Китаем поможет в переговорах Великобритании с ЕС, если Великобритания сможет стать воротами более миллиарда китайских клиентов для предприятий ЕС. Такое же обоснование обеспечения ЗСТ применяется к третьей по величине экономике в мире, Японии, а также к другим крупным экономикам.
Существует также другая группа, заслуживающая упоминания: часто игнорируется, Содружество Наций - это сеть, в которой Великобритания имеет хорошие возможности для продолжения торговли. У 52 стран Содружества есть такое сильное преимущество. Торговля между этими странами, которая варьируется от богатых, таких как Великобритания и Сингапур, к беднейшим странам Африки, быстро растет. Даже без официального торгового блока торговля в рамках Содружества оценивалась в 592 млрд. Долл. США в 2013 году и, по прогнозу Секретариата Содружество Наций, к 2020 году превысит 1 триллион долларов США. Это связано с быстрым экономическим ростом, в том числе в торговле в этих странах, За последние несколько лет. С 2000 года мировой экспорт стран Содружества почти утроился с 1,3 триллиона долларов США до 3,4 трлн. Долл. США, что составляет 14,6 процента мирового экспорта в 2013 году. Другими словами, если бы это был один экономический субъект, то Содружество было бы крупнейшим в мире торговцем, превзойдя Китай.
Следует отметить, что на долю всех 8 стран Содружества приходится 84 процента торговли Содружества: Австралия, Канада, Индия, Малайзия и Сингапур, а также сама Британия. Таким образом, эти пять стран являются партнерами для Британии, что является еще одним ключом к успешным соглашениям. В этой сети еще есть неиспользованные небольшие экспортные рынки, в том числе некоторые из наиболее быстрорастущих экономик в Азии и Африке.
Сдвиг в торговле в Великобритании уже начался, и как нынешние, так и предыдущие правительства стремятся наладить более тесные связи со странами с развивающейся экономикой. Например, если в 1999 году 55 процентов экспорта приходилось на ЕС. Теперь масштабы изменились, и Великобритания экспортирует больше в страны, не входящие в ЕС. И торговля Великобритании с Содружеством сегодня составляет менее 25 процентов от объема ЕС, поэтому здесь прослеживаются возможности для роста.
Безусловно, более быстрый экономический рост стран Содружества открывает большие возможности, чем когда-либо прежде. Что касается доли глобального ВВП, то Содружество обогнало Европейский Союз в 2010 году. Многое связано с демографией: по оценкам Организации Объединенных Наций, рост населения в Содружестве Наций должен увеличиться на 29,4 процента до 2020 года, тогда как в Еврозоне ожидается падение на 1,4 процента. Наконец, стоит упомянуть что в 1973 году, Великобритания должна была прекратить свои особые торговые связи с Содружеством, поскольку она присоединилась к ЕС. Это больше не будет проблемой
после выхода страны из Евросоюза. Таким образом, совокупная численность населения в 2,3 миллиарда человек на шести континентах, многие из которых растут быстрее, чем богатые экономики Запада, способствуют расширению торговых и инвестиционных связей с Содружеством Наций и могут оказаться полезными.
Неопределенность будущего Великобритании после Брексит.
Немногие вещи так же определенны, как экономические отношения Британии в предстоящие годы. Тем не менее, одним из важных факторов будет отношение к глобализации и их влияние на способность Великобритании поддерживать глобальные перспективы. Это один из основных вопросов, который будут искать её торговые партнеры, учитывая мнение, что Великобритания возьмет курс на экономическую независимость, покинув ЕС. Однако правительство Великобритании сосредоточилось на поддержании давних международных перспектив страны.
Борьба между Великобританией и Китаем над атомной электростанцией в Хинкли-Пойнте является примером неопределенности в будущем. После Брексита новое британское правительство при премьер-министре Терезии Май объявило о своем намерении пересмотреть соглашение о строительстве атомной станции Хинкли-Пойнт, которая будет финансироваться французской компанией EDF и Китаем. Этот шаг не должен был стать неожиданностью, учитывая, что ядерная энергия является стратегическим сектором, который обычно требует дополнительного контроля; и Великобритания вскоре одобрила сделку. Однако с китайской точки зрения это стало поворотным пунктом того, что проект может возглавить Великобритания. В ответ китайский посол предупредил, что решение переходит на «важный исторический этап», и Китай надеется, что Британия сохранит свою открытость. Китай хочет и стремится поддерживать хорошие отношения как с ЕС, так и с его крупнейшим экспортным рынком.
Для Великобритании убедить своих торговых партнеров и предпринимателей, что Брексит не является отказом от глобализации, будет ключевым. В его пользу лежит долгая история Великобритании, открытая для торговли и международных инвестиций, о чем говорилось ранее. Интернациональное мировоззрение Великобритании, несомненно, способствовало тому, что она занимает пятую по величине экономику мира с относительно небольшим населением в 63 миллиона человек. Проведение сделок по свободной торговле станет самым ярким сигналом того, что Великобритания сохраняет эту тенденцию. Британия также должна будет убедить своих потенциальных партнеров как Китай, что Брексит не изменит основной экономический курс страны.
В любом случае непрерывная глобальная интеграция будет иметь важное значение для экономического роста в Великобритании. Задача будет заключаться не только в том, чтобы быстро договориться о сделках, но о том, как Британия будет конкурировать в мире, где крупные экономики стремятся к региональным торговым блокам, а Великобритания оставляет его. Нет сомнений в том, что будущее Британии неопределенно, но его давняя глобальная ориентация поможет преодолеть обеспокоенность тем, что Брексит является заявлением против глобализации.
Список используемой литературы:
1. Сперанский А., Содружество на современном этапе: дальнейшее усиление центробежных тенденций (к итогам Оттавской конференции 1973 г.), в кн.: Международный ежегодник. Политика и экономика, М., 1974.
2. Крылова Н. С. Содружество наций: политико-правовые проблемы. М., 1991
3. Сухоруков А. В. Британское содружество наций: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. 2006. № 5
4. Евгений Сергеевич Пудовкин - журналист-международник. Ультиматум Кэмерона. Независимая газета (2 ноября 2015). [Дата обращения 10 марта 2016].
5. Baldwin, R. (2008) 'Managing the Noodle Bowl: The Fragility of East Asian Regionalism', The Singapore Economic Review, 53 (3), pp. 449-478.
6. Bloom, N., Sadun, R. and Reenen, J. V. (2012) 'Americans Do IT Better: US Multinationals and the Productivity Miracle', American Economic Review, 102 (1), pp. 167-201.
7. Breinlich, H., Dhingra, S., Estrin, S., Huang, H., Ottaviano, G., Sampson, T. et al. (2016) 'BREXIT 2016: Policy Analysis from the Centre for Economic Performance', London School of Economics and Political Science, Centre for Economic Performance [online], Paper No. CEPBREXIT08. Available
from: http://cep.lse.ac.uk/_new/publications/abstract.asp?index=5104 [Accessed 24 January 2017]
8. Economic Policy Uncertainty (2016) 'What is Brexit- Related Uncertainty Doing to United Kingdom Growth? Policy Uncertainty [online], 16 May. Available from: http://www.policyuncertainty.com[Accessed 24 January 2017].
9. European Free Trade Association (EFTA), (2016) Free Movement of Persons [online]. Available from: http://www.efta.int/eea/policy-areas/persons [Accessed 24 January 2017].
10. Krugman, P. (2013) 'Revenge of the Optimal Currency Area', in D. Acemoglu, J. Parker and M. Woodford (eds.), NBER Macroeconomics Annual 2012. Chicago, IL: University of Chicago Press, pp. 439-448.
11. Makino, S. and Tsang, E. W. K. (2011) 'Historical Ties and Foreign Direct Investment: An Exploratory Study', Journal of International Business Studies, 42 (4), pp. 545-557.
12. Venables, A. J., Winters, A. and Yueh, L. (2008) 'Economic Integration in Asia: European Perspectives', in M. Fujita, S. Kumagai and K. Nishikimi (eds.), Economic Integration in East Asia: Perspectives from Spatial and Neoclassical Economics. Cheltenham: Edward Elgar, pp. 143-172.